Психолого педагогические условия дошкольники

«Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста формами и правилами ЗОЖ»

Актуальность Проблемы сохранения здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Современная жизнь ставит перед педагогами много новых задач, среди которых на сегодняшний день является сохранения здоровья подрастающему поколению. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Которые должны быть реализованы в дошкольном образовательном учреждении в соответствии ФГОС по физическому развитию.

Недостатки в результатах: - ребенок не проявляет любознательность (не задает вопросы о пользе утренней гимнастики, о здоровой и полезной еде, как вырасти здоровым, - не склонен наблюдать (как другие дети выполняют упражнения, основные движения) ; - не может контролировать свои движения (не подчиняется правилам а подвижных играх) ; - ребенок в не достаточной степени обладает развитым воображением

- ребенок в не достаточной степени обладает развитым воображением ; - дошкольники имеют слабые представления о здоровом образе жизни. Недостатки в основном процессе профессиональной деятельности: - в режимных моментах не всегда планируются динамические паузы (физкультминутки) ; - недостаточно оснащение материальной базы; - преобладание в работе воспитателя учебной модели (отсутствия новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с ФГОС) ; Недостатки в условиях профессиональной деятельности: - отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных методических пособий) ; - невыполнение единства требований со стороны родителей и воспитателя; - отсутствие спортивного зала и спортивного инвентаря; - отсутствие педагога физической культуры; - в организации НОД не созданы условия для индивидуальной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности; - несогласование требований к ребенку со стороны воспитателя и родителей.

- не систематически проводится работы с родителями по основе ЗОЖ;

- недостаточные знания в профессиональной деятельности ; - формирование здорового образа жизни у детей требует использования в образовательной деятельности спортивного зала, спортивного инвентаря, аудиозаписей, но образовательная организации не располагает финансовыми ресурсами в достаточной для этого мере;

2. Проведенное в последние годы изучение состояния по формированию элементарных правил здоровьесбережения в детских садах позволило раскрыть проблемы реализации деятельности по здоровому образу жизни. Были определены задачи по взаимодействий ДОУ и семьи по выработке у детей среднего дошкольного возраста правил ЗОЖ, привитие необходимых культурно – гигиенических навыков.

3. В связи с этим важная роль в модернизации образования в свете реализации новых ФГОС к организации дошкольного образования отводится формированию у детей дошкольного возраста правил здорового образа жизни.

В этом контексте главной задачей дошкольных учреждений и родителей является выработка у детей разумного отношения к своему организму, привитие необходимых гигиенических навыков, обучения детей здоровому образу жизни.

Целевой ориентир: ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.

4. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, развивать навыки к здоровому образу жизни с раннего детства, владеть необходимыми культурно - гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровье сберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

В работе с детьми:

• Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)

• Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья», динамические паузы, гимнастика для глаз.

• Закаливание.

Беседы:

• Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься! ».

• «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».

• "Беседа о здоровье, о чистоте" решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций.

• Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека (дидактические игры)

• Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки)

• Сказка-беседа «В стране Болячке».

НОД:

• «Питание - основа жизни»

• «Гигиена тела»

• «В лаборатории доктора Пилюлькина»

• «Что нужно делать, чтобы не болеть? »

• «Я соблюдаю режим дня»

• «В гостях у доктора Айболита»

Игровая деятельность:

• Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека»…

• Дидактические игры «Мяч на поле», «Мяч в ворота» (на дыхание, упражнение «Найди два одинаковых мяча», «Что лишнее? » и др.

• Организация на воздухе подвижной игры «Делай, как я», с мячом «Школа мяча», «Ловишки в кругу», «Черное и белое» и т. д.

• Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.

• Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.

• Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», "Вовкина победа" А. Кутафин и др.

• Выставка рисунков «Зимние виды спорта», «Как мы играем», «Мой любимый спортивный предмет» .

• В группе организован кружок физкультурно – оздоровительного направления «Здоровей – ка! »

В работе с родителями:

• Была проведена консультация «Физоборудование своими руками»

• Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.

• Наглядность в виде информационных файлов в родительском уголке «Это интересно».

• Родительские собрания «Азбука здоровья», «Формирование здорового образа жизни в совместной деятельности с семьей».

• Была проведена выставка физкультурного оборудования, где высказывались мнения о его важности, значимости в развитии ребенка.

• Оформление с помощью родителей физкультурного уголка;

Работа по совместной деятельности родителей и детей:

• Совместное развлечение с детьми и родителями «Вместе дружная семья», «Как дети вылечили медвежонка», «С папами весело», «Вот и стали мы взрослей»

• Организована фотовыставка «Путешествие в страну здоровья».

• Проведен День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми.

• Совместное участие родителей и детей районом мероприятие «Весенний марафон».

Результат:

- Снизилась заболеваемость детей.

- Сформироанность у детей положительного отношения к физическим упражнениям, играм, гигиеническим процедурам, соблюдению режима дня.

- Повышение уровня усвоение детьми программных знаний, умений и навыков по физическому воспитанию.

- Повышение уровня удовлетворенности родителей здоровьесбережением детей в детском саду, заинтересованности и активности родителей в поддержке здорового образа жизни.

Неотъемлемой частью педагогического процесса является диагностика ребенка. Такую диагностику проводит как воспитатель, так и педагог-психолог (с согласия родителей). Использование диагностики помогает в воспитании и развитии здорового дошкольника, в построении индивидуализированного здоровьесберегающего педагогического процесса. В работе по диагностики детей дошкольного возраста была использована «Диагностика культуры здоровья дошкольников» В. А. Деркунской.

Прикреплённые файлы:

polovinkina-m-v_irsgd.pptx | 90,51 Кб | Скачан: 64
www.maam.ru

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОЛЬКЛОРА».

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Народное творчество было и остается одним из важнейших факторов влияния на всестороннее и гармоничное развитие личности, как ребенка, так и взрослого, поэтому приобщение дошкольника к устному фольклору особенно актуально в наше время.

Ознакомление с фольклором является важным средством воспитания духовности, но в практической деятельности выделяется ряд недостатков.

Недостатки в результатах :

  • Дети недостаточно знакомы с жанрами фольклора;
  • У воспитанников недостаточные представления о духовной культуре русского народа;
  • Дошкольники недостаточно знакомы с малыми фольклорными формами;
  • У воспитанников в меньшей степени развита интонационная выразительность речи.

Недостатки в основном процессе:

  • система работы по созданию условий для восприятия детьми дошкольного возраста фольклора недостаточно разработана в плане воспитательно-образовательной работы;
  • отсутствие взаимодействия между педагогами ДОО по организации условий восприятия дошкольниками фольклора.

Недостатки в условиях профессиональной деятельности:

  • отсутствие методической литературы в соответствие с ФГОС ДО;
  • недостаток в технических средствах обучения;
  • отсутствие методической консультативной помощи по вопросам фольклора.

Противоречие: Для успешного восприятия дошкольных фольклорных произведений: необходимо достаточно владеть устной речью, наличие установок положительного отношения к окружающему миру, развитие воображения, однако в процессе возникают трудности при реализации из-за отсутствия ряда условий, обеспечивающих восприятие детьми фольклора.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проделанного анализа

На основе проведенного анализа можно сформулировать проблему: полученный в дошкольном возрасте эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на формирование личности в целом, но для этого необходимо создать необходимые организационные и психолого-педагогические условия.

3. Описание новых образовательных стандартов, сформированных у воспитанников

Целевые ориентиры

Конкретизация

Проявления

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств (словесного, музыкального) .

Владеют навыками восприятия и понимания произведений искусств (словесного и музыкального) . При восприятии музыкальных произведений дети улавливают динамическую сторону, ритм, темп и мелодию.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Дети уважают себя и своих сверстников, культуру своего народа, самобытность русской культуры, понимают неповторимость и индивидуальность своего народа.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам.

Формирование элементарных представлений о видах искусств, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Овладение основными навыками игры на детских музыкальных инструментах.

Дети проявляют интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремятся двигаться под музыку, эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства. Дети играют на народных музыкальных инструментах.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

Владение речью как средством общения и культуры; стимулирование сопереживания персонажей художественных произведений; развитие речевого творчества.

Дети исполняют русские народные песни участвуют в народных танцах водят хороводы. Дети пытаются непосредственно воздействовать на героев художественных произведений.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Реализация самостоятельной творческой деятельности (восприятия художественной литературы и фольклора) . Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Активно участвуют в театрализованной деятельности по сценариям в основе которых русские народные сказки. Дети проявляют интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля) .

Для устранения недостатков следует обратить внимание на изменения:

  • в содержании образовательного процесса

- Для развития грамматически правильной речи пересказывать хорошо знакомые сказки, читать потешки и прибаутки;

- Слушание детских книг и просмотр иллюстраций по теме русского фольклора;

- Русские народные игры с фольклорным содержанием: "Малечена-калечина"," Шлепанки", "Птицелов", "Горелки";

- Для обогащения активного словаря детей использовать в речи художественное слово из народного языка: «детушки», «сыра земля», «завалинка», «не хитро», «причитывать»;

- Воспитывать интерес к фольклорным текстам, желания их слушать (настольный театр, организация книжного уголка, беседы, литературные праздники) .

- Развивать умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок;

- Для развития мелкой моторики использовать игры с пальчиками («Петя-петушок», «Сорока-ворона», «Свинка Нинилла», «Водичка-водичка») .

  • Всредствах и методах обучения и воспитания

- Использовать игровые методы обучения: игры на основе потешек и закличек: «Пришла весна – играй детвора», «Дедок-веселок», «На Ивановой горе»;

- Использовать метод проектов: проекты по развитию красноречия «Скороговорщики», «Хочу красиво говорить».

- Использовать мнемотаблицы для разучивания потешек, прибауток, закличек.

- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды схемами и иллюстрациями по поговоркам и пословицам;

- Расширение теоретических методов обучения: демонстрация репродукций посредством слайдовой презентации, беседы с детьми в ходе режимных моментов, ситуативные беседы;

- Использование дидактические пособий и игр: «Закончи пословицу», «Пословицы и поговорки о труде», «Покажи потешку»;

- Создание сборника для детей, родителей и педагогов «Копилка народной мудрости», «Шуточные песенки», «Пословицы и скороговорки»;

- Использование в работе интерактивной доски, мультимедийного оборудования, электронного мультимедийного пособия «В мире пословиц и поговорок».

  • На работу с воспитанниками: фольклор в воспитательно-образовательной работе с детьми проходит через все формы: на занятиях, в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты) . Если организована систематическая работа дошкольникам, малые формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.
  • На создание организационных и психолого-педагогических условий:

- Приемы работы с текстом по осмыслению и разбору содержания пословиц и поговорок;

- Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря из малых фольклорных форм;

- Выразительное чтение, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;

- Работа по распознанию жанра: пословица, поговорка, потешка, загадка, сказка;

- Пальчиковая («Шапка да шубка», «Ах ты котенька-коток», «Зайчики», «Скатаем детке валенки») и интонационная гимнастика (сказка «О бабушке с дедушкой»;

- Составление пазлов со сказочными картинками «Емеля», «Семеро козлят»,

- Проведения досугов на основе русских народных сказок и календарных праздников «Поучительные посиделки», «Сказка-сказочка», «Козули».

  • На отрудничество с родителями

- Родительское собрание с проведением анкетирования «Знаете ли вы детский фольклор?».

- Консультации: «Приобщение детей к разным жанрам фольклора», «Техника выразительного декларирования».

- Проведение совместных досугов: «Посиделки», «Прибаутки для малютки»

- Совместная работа педагогов и родителей по созданию развивающей предметно-пространственной среды.

  • На изменения в контроле: психолого-педагогическая диагностика сформированности целевых ориентиров по низкому, среднему и высокому уровню:

Карта наблюдений по восприятию детьми старшей группы фольклора

Критерий, действие

У ребёнка отмечается яркое эмоционально оценочное отношение к фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать пословицу или поговорку

Может наизусть вспомнить пословицу или поговорку.

Самостоятельно показывает потешки с помощью пальцев рук

Узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него

Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи, потешки

Диагностика уровня развития в фольклоре.

Цель:Формирование элементарных представлений о фольклоре как разновидность музыкального жанра.

Показатели

Уровни

Эмоциональная отзывчивость при восприятии русского народного фольклора

У ребёнка отмечается яркое эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание

У ребёнка имеется эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору: он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

У ребёнка имеется эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого.

Наличие элементарных знаний о народных традициях

Ребёнок отлично отвечает на вопрос муз.рук. о народном празднике (по желанию ребёнка) а также ребёнок без помощи взрослого сам рассказывает о празднике и традиции выбранных им самим народном празднике

Ребёнок хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные)

Ребёнок различает праздники и традиции с опорой на немузыкальные компоненты

( используется зрительная наглядность)

Ребёнок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию ( по усмотрению муз.рук)

Ребёнок правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи

Багаж народных игр

Ребёнок отлично знает несколько народных игр, называет их без помощи взрослого (3-4 игры)

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после словесноё помощи взрослого (2-3 игры)

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после оказания ему моторной помощи (Показ действий к игре или название игры)

(1-2 игры)

Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 5-6)

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 4-5)

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 3-4)

Ребёнок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания русских народных инструментов

( по усм. муз.рук) .

Ребёнок хорошо различает тембровые отношения русских музыкальных инструментов после словесной помощи характеризующей звучание инструментов

Ребёнок различает тембровые свойства музыкальных инструментов после оказания ему моторной помощи

( предлагается поиграть ребёнку на инструменте и даётся характеристика особенности звучания)

Художественно-эстетическое развитие

Ребёнок свободно сочиняет или исполняет оригинальную песню или танец («свою» песню или танец)

Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после словесной помощи взрослого (элементарная словесная помощь)

Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после оказания моторной помощи ( предлагается образец исполненный взрослым, который исполняется вместе с муз.рук.)

5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные) .

Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:

Кадровые:

- Включение в план работы постоянно-действующего семинара-практикума «Работаем по ФГОС ДО» темы «Организационные и психолого-педагогические условия восприятия дошкольниками фольклора»;

- Создание творческой группы «Дидактические пособия по восприятию дошкольниками фольклора»;

- Повышение квалификации педагогов;

- Методические объединения и семинары по вопросам готовности педагогов ДОУ работать в образовательной области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» в системе ФГОС.

Научно-методические:

- Создание электронного мультимедийного дидактического пособия «В мире пословиц и поговорок»

- Приобретение качественной учебной и методической литературы.

- Оснащение групп современными изданиями детской литературы.

Материально-технические:

- Приобретение энциклопедий, словарей, детских творческих альбомов. Сборников пословиц, потешек, загадок.

Нормативно-правовые

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155

- заключение договоров с различными социальными организациями;

- утверждение программ;

- внесение изменений в годовой план;

- локальные акты.

Подробней на сайте nsportal.ru

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Положение о работе творческой группы

В системе дошкольного образования произошли большие изменения.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.

Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

По результатам опроса фокус – групп «Что вы ожидаете от дошкольного образования? » были получены следующие результаты:

Наиболее важными и ценными для родителей являются не овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками, а наличие у него качеств, определяющих его успешную социализацию.

Воспитатели также ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств, а не узкопредметных знаний, умений и навыков. Главными условиями успешности воспитательно – образовательного процесса воспитатели считают создание безопасной развивающей среды и профессиональную компетентность педагогов.

В отличии от родителей и воспитателей дошкольных учреждений, учителя начальных классов отдают предпочтения наличию определенных предметных знаний и способностям ребенка подчиняться установленным правилам.

Кого слушать?

Разработчики ФГОС ДО пошли своим путем.

Учить для жизни, а не для школы!

Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолого – педагогического сопровождения, направленную на развитие дошкольников.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

• Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

• Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

• Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:

• дети;

Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:

1. диагностический;

2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;

3. коррекционно – развивающий;

4. анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.

Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов, которые могут поступить от родителей, воспитателей.

На этом этапе я и воспитатели знакомим родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка, где учитываются 5 направлений дошкольного образования:

• социально – коммуникативное

• художественно – эстетическое

• физическое

Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.

Мы предлагаем родителям адаптационный лист, который они заполняют в течение месяца, а некоторые и дольше, пока у ребенка не закончится адаптационный период.

При детском саде существует клуб «Гнездышко», где родители могут получить индивидуальные консультации по вопросам адаптации своего ребенка.

На этапе уточнения выявленных затруднений или одаренности ребенка воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений или способностей ребенка.

По запросу воспитателей и с согласия родителей проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка.

На каждого ребенка по приходу в детский сад заводится «Дневник сопровождения развития ребенка», где воспитатели и педагог- психолог собирают информацию о семье ребенка, адаптационные листы, выводы и рекомендации по сопровождению ребенка на каждом возрастном этапе развития.

Коррекционно – развивающий этап – это этап работы с ребенком, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.

На этом этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.

Для решения поставленных задач на данном этапе я использую следующие коррекционно – развивающие программы:

• Ю. В. Останкова «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе»

• И. Ярушина «Программа социально – психологической, коррекционно – развивающей работы с детьми»

• И. Л. Арцишевская «Занятия с гиперактивными детьми»

• Е. О. Севастьянова «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет» и т. д.

На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.

Педагоги организуют разнообразные формы презентации развития одаренных детей: выставки авторских работ, концерты, моно – спектакли и т. д.

Родителям, чьи дети посещают подготовительную группу, мы объясняем, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО.

Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Причины определения результатов освоения детьми образовательной программы дошкольного образования через целевые ориентиры согласно ФГОС ДО:

1. специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) ;

2. системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации; отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) .

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

- Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования;

- При соблюдении требований к условиям реализации программы дошкольного образования они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Любой стандарт предполагает какой- то результат, то есть если вводится стандарт, то предполагается, что этот стандарт что- то изменит в системе воспитания и мы получим тот или иной планируемый результат.

Так вот таким результатом, подчеркивают разработчики, должна стать социализация детей.

Не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира.

Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.)

Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.

Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно – образовательного процесса.

Педагог-психолог МДОУ №10:

Материал ozgdou10.edumsko.ru

Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста - Дошкольная педагогика - Учебные материалы для студентов

Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период развития ребенка от 3 до 7 лет.

Особенностью социальной ситуации развития в этот период является сочетание тенденций к социализации и индивидуализации ребенка в процессе формирования отношения к себе и окружающим людям, освоения основных векторов человеческих взаимоотношений и общественно выработанных способов деятельности в игре и продуктивных видах детской деятельности. При этом основным механизмом формирования данных взаимоотношений выступают внеситуативные формы общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Взрослый выполняет функцию соорганизатора детской деятельности, партнера, советника и эксперта, а детский коллектив – функцию формирования общественного мнения, функцию психолого-педагогической поддержки или конкуренции. Совмещение данных функций с развитием Образа себя как реального, так и потенциального возможно в ходе детской игры.

Игра в дошкольном возрасте считается ведущим видом детской деятельности. В процессе игры формируются основные личностные новообразования ребенка-дошкольника, происходит социальное опосредование процесса развития его психических процессов и способностей. При этом сама игра тоже развивается как деятельность.

Рассмотрим онтогенез игры.

Ознакомительная игровая деятельность – первый этап становления игровой деятельности у ребенка дошкольного возраста. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета-игрушки, ознакомительная игра представляет собой предметно-игровую деятельность. Ее содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Отобразительная игровая деятельность – второй этап становления игровой деятельности у ребенка дошкольного возраста. Отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определенного эффекта.

Сюжетно-отобразительная игровая деятельность – предшествующий сюжетно-ролевой игре этап становления игры у ребенка дошкольного возраста. Характерной чертой самостоятельной сюжетно-отобразительной игры является стремление многократно повторять те или иные игровые действия. В них отражаются уже не только манипуляции с предметом, но и человек, действующий определенным образом.

И. О. Ивакина выделяет три уровня сюжетно-отобразительной игры:

высокий уровень сформированности, когда замысел у ребенка возникает по собственной инициативе, только в некоторых случаях взрослый приходит ему на помощь;

средний уровень – замысел появляется как по инициативе ребенка, так и после предложения взрослого. Игровые задачи ребенок ставит как самостоятельно, так и с помощью взрослого. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности.

Могут быть как развернутые, так и обобщенные. Ребенок использует только знакомые предметы-заместители. Роли взрослого малыш не принимает.

низкий уровень – чаще всего требуется помощь взрослого. Предметные способы решения игровых задач недостаточно сформированы. Игровые действия чаще однообразные, по степени обобщенности только развернутые.

Сюжетно-ролевая игровая деятельность – уровень становления игровой деятельности у детей дошкольного возраста, при котором игра становится ведущей деятельностью детей.

С данной точки зрения, развернутая игра состоит из следующих компонентов: потребностно-мотивациоииого, целевого, содержательного, операционного, результативного.

1. Мотивационно-потребностный компонент. Игровая деятельность реализует потребность ребенка в социальной компетенции, так как мотивом игры является "быть как взрослый".

Учитывая мотивационное начало детской игры, Д. Б. Эльконин в организации игры выделяет три момента:

– в ознакомлении с окружающим: необходимо уделять особое внимание деятельности человека и его отношениям с другими людьми;

– руководство игрой надо строить так, чтобы смысл игровой деятельности не заслонялся "техническими моментами выполняемых действий";

– оказывать помощь детям в борьбе с мимолетными желаниями, появляющимися в игре и "содействовать контролю самого ребенка и сто товарищей по игре за выполнением роли".

2. Целевой компонент. Особенностью детской игры является сдвиг мотива, г.е. желания быть, как взрослый, на цель.

Игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность, в ходе которой ребенок ставит и реализует значимую для себя цель (приготовить обед кукле-дочке, вылечить мишку и т.д.) , выступая в роли взрослого. При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребенка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными.

3. Содержательный компонент. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения взрослых людей. Чем больше возможностей для активного действия, тем привлекательнее становится игра.

Поэтому ребенку интереснее быть продавцом, чем покупателем, шофером, чем пассажиром и др.

С этой точки зрения представляет интерес исследование Н. Я. Михайленко, в котором выделена логика развития сюжета детской игры:

– одноперсонажные (предпосылочные, усеченные) , характеризующиеся действием единственного персонажа;

– многоперсонажные, характеризующиеся действиями нескольких персонажей;

– многотемные, характеризующиеся не только набором действий персонажей, но и взаимоотношениями между ними.

При организации руководства детской игрой воспитателю следует помнить, что план предусматривает работу, направленную на развитие содержания игр и обогащение их тематики, т.е. что планированию подлежит педагогическая деятельность воспитателя, а не игровая деятельность детей.

4. Операционный компонент. Он рассматривает игру с точки зрения игровых действий.

Согласно Е. В. Зворыгиной, генезис игровых действий может быть представлен следующим образом.

– игровое действие с реальным предметом.

– условное действие с предметом разной степени обобщенности.

– условное действие, уподобляющееся особенностям реального действия с предметом, но совершаемое без предмета.

– условное действие, обозначаемое жестом.

– условное действие, обозначаемое словом.

5. Результативный компонент. Основным результатом игры ребенка являются удовлетворенность, радость и удовольствие, полученные от самого процесса игры. Кроме того, это обогащение и закрепление представлений детей о жизни, деятельности и отношениях людей, а также формирующиеся товарищеские отношения.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что специфика сюжетно-ролевой игры заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее. В процессе игры ребенок начинает брать на себя определенную роль, которая с одной стороны, объединяет, группирует действия и предметы и тем самым организует индивидуальное поведение ребенка, а с другой – определяет содержание взаимодействия в совместной игре.

Ролевая игровая деятельность – этап развернутой сюжетно-ролевой игры. Ребенок уже может использовать роль как средство совместного развертывания сюжета, т.е. умеет воплощать в своих действиях содержание разнообразных ролей и обозначать свою роль для партнера.

Включение роли в целостную систему отношений – установление множественных связей между ролями требует овладения более сложными способами ролевого поведения: сменой роли в ходе игры и изменением ролевой позиции в зависимости от смены роли партнером. Поэтому II. Я. Михайленко выделила следующие генетические этапы становления роли в детской игре.

1. Воспроизведение отдельных действий, заданных сюжетом, и объединение их общим названием ("кормить куклу") .

2. Воспроизведение ряда игровых действий с названием лица, действия которого воспроизводятся (начало выделения "другого") .

3. Воспроизведение взаимоотношений между двумя или несколькими действующими лицами (реализация отношений управления и подчинения) .

По мнению Н. Я. Михайленко, в ходе этих этапов у детей старшего дошкольного возраста формируется осознанная дифференцировка себя и другого, происходит отделение себя от персонажа игры, складывается механизм ролевого поведения. Формируется знаково-символическая функция сознания и механизмы эмоциональной и интеллектуальной децентрации.

Вместе с тем многочисленные исследования, проведенные с детьми дошкольного возраста, показали, что детская игра не складывается вне специально организованного общения воспитателя с детьми, в ходе которого ребенок овладевает игровыми умениями (Л. В. Артемова, Е. В. Зворыгина, П. Л. Короткова, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова и др.) .

В современной педагогике можно выделить несколько направлений в организации сюжетно-ролевой игры.

Сторонники первого исторически возникшего направления – Л. В. Артемова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, И. А. Школьная и др. выделили два этапа в организации игры.

На первом этапе осуществляется опосредованное руководство через косвенные приемы воздействия (реплики, вопросы, ответы) и тематические наборы игрушек и игрового оборудования для сюжетно-ролевых игр "Семья", "Магазин", "Больница" и др.

Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры авторы этого направления сводили к следующему:

– наблюдение игр, влияние на их содержание, обогащение содержания, развитие сюжета;

приучение к коллективной игре через создание правильных взаимоотношений между детьми;

– создание необходимых условий для игр: достаточное время, удобство, правильно подобранные игрушки;

– изучение интересов, переживаний, характер детей, а также их уровня развития.

Данный подход ориентирован на самостоятельное овладение детьми игровыми умениями, что в условиях одновозрастной группы современного дошкольного учреждения малоэффективно.

А. П. Усова – создатель второго направления в организации детской игры – полагала, что объектом педагогического воздействия должны быть детские реальные отношения, возникающие в ходе коллективных игр и связанные с формированием у детей качеств общественности. По мнению А. П. Усовой, необходимо управлять формированием реальных отношений, организуя детей с учетом их интересов и возрастных возможностей. Концепция А. П. Усовой получила дальнейшую научно-практическую разработку (Т. В. Антонова, О. М. Гостюхина, Р. А. Иванкова, Т. А. Репина, И. Б. Теплицкая и др.) .

Так, исследованиями И. Б. Теплицкой установлено, что роль взрослого будет меняться в зависимости от уровня развития игры. В индивидуальных играх, играх рядом важно поддержать интерес к действиям сверстника и внести правила поведения по отношению к нему. В совместных играх надо обращать внимание на регулирование взаимоотношений детей, внося правила для формирования положительного отношения к сверстнику.

Исследованием Т. В. Антоновой была доказана необходимость специального обучения детей способам общения в игре через беседы о содержании общения при распределении ролей и игрушек, при обсуждении игрового замысла и т.д.

Эта проблема получила дальнейшую разработку в исследовании Т. А. Репиной, Л. Васильевой, Р. Говоровой. Они доказали, что у дошкольников можно сформировать четкое представление о социальной субординации и добиться его воплощения в игре посредством обучения моделированию отношений, возникающих между людьми.

Признание необходимости целенаправленного воздействия на детскую игру с целью ее развития в данных исследованиях послужило дальнейшей разработке теории и практики организации игры.

Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова установили, что для формирования сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе необходим единый комплекс обязательных педагогических мероприятий.

Авторами выделены следующие компоненты комплексной методики.

1. Планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей. Воспитателю важно учитывать, что реальная жизнь – основной источник возникновения игры и ее обогащения.

2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу дошкольникам игрового опыта традиционной культуры игры. Ребенок учится имеющийся жизненный опыт переводить в игровой условный план, ставить и решать игровые задачи разными способами.

3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Подбор игрушек и игрового материала разного по тематике и образному решению помогает детям восстанавливать в памяти жизненные впечатления и побуждает к самостоятельной игре.

4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение дошкольников к самостоятельному использованию в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний об окружающем мире. Такое общение взрослых и детей имеет традиционную форму: вопрос, совет, подсказка в ходе игры.

По мнению Е. В. Зворыгиной, С. Л. Новоселовой, основные принципы комплексного подхода сохраняются на всех этапах развития игры, но меняется роль каждого компонента в системе педагогических воздействий.

На этане формирования предметно-игровой деятельности важна предметная среда, на этапе отобразительной игры – обучающая игра и активизирующее общение для перевода к ролевому поведению, на этапе сюжетно-ролевой игры – активизирующее общение и изменение предметно-игровой среды. На последнем этапе уменьшается роль обучающего воздействия педагога как носителя образца игрового поведения.

Авторами комплексной методики предложено сочетание прямых и косвенных приемов организации игры и обосновано это в связи с новым подходом к игре как к решению игровых задач самими детьми.

Принципиально новый, третий подход к организации сюжетно-ролевой игры предложен Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко.

Формирование игры Н. Я. Михайленко рассматривала как передачу детям усложняющихся на протяжении дошкольного детства способов построения игры. По ее мнению, способ построения игры представляет собой собственно игровые действия и их обозначения.

H. Я. Михайленко утверждала, что стихийный путь воспроизводства игры сегодня практически утрачен, поэтому она может формироваться как совместная деятельность взрослого и ребенка в условиях дошкольного учреждения, в ходе которой педагог передает свой игровой опыт детям.

Н. Я. Михайленко сформулировала основные принципы формирования сюжетно-ролевой игры:

1. Воспитатель должен играть с детьми в позиции "играющего партнера".

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так, чтобы детьми открывался и усваивался новый, более сложный способ ее построения (в ходе совместных игр) .

3. Начиная с раннего возраста и далее, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

H. А. Короткова, Н. Я. Михайленко выделили три способа построения игры:

1. Предметно-игровой (ранний) возраст – формирование игры осуществляется в совместной деятельности воспитателя с детьми, где они ставятся перед необходимостью осуществлять условные действия с игрушкой, предметом-заместителем, воображаемым предметом, учатся взаимодействовать друг с другом.

В отличие от А. П. Усовой, Н. Л. Короткова утверждала, что традиционное культивирование одиночной игры в раннем возрасте, сосредоточение ребенка на индивидуальной игрушке и невмешательство в игру другого ребенка подавляет и снимает стремление детей к общению и взаимодействию со сверстником. Напротив, усвоение симметричного взаимодействия с игрушкой, закрепляющего обращенность на партнера и ожидание его ответного действия, является существенно важным для перехода к более сложному игровому взаимодействию.

2. Ролевой (младший дошкольный возраст) – формирование ролевого поведения, ориентированного на партнера: сначала – игрушку, затем – взрослого и сверстника ("роли в действии", взаимодействие но ролям, ролевой диалог, смена ролей в зависимости от изменения сюжета) .

3. Сюжетосложение (старший дошкольный возраст) – формирование совместного построения сюжета игры, комбинирования, согласования индивидуальных замыслов. Характер совместной игры-"придумки" в ходе работы меняется в определенной последовательности:

– совместное "вспоминание" волшебной сказки;

– придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;

– развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями;

– придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Исследованием Н. А. Коротковой установлено, что наиболее эффективным способом согласования замыслов в совместной игре является "попеременное пошаговое планирование", которое осуществляется посредством особых, планирующих действий, определяющих согласованные переходы от одних игровых ситуаций к другим. При этом, по утверждению Н. Я. Михайленко, эффективность усвоения нового способа построения игры на каждом этапе достигается за счет того, что в ситуации его формирования предыдущий способ блокируется и исключается. При переходе к самостоятельной игре новый способ вбирает в себя предыдущий и игра осуществляется полноценно.

По нашему мнению, этот подход к организации игры в большей степени подходит современному дошкольному учреждению. Сегодня, когда акцент в педагогическом процессе дошкольного учреждения смещен на учебную деятельность и игра не получает должного развития, формирование игры по Н. Я. Михайленко позволяет детям овладеть не только игровым действием с предметом, но и способами ролевого поведения и совместного построения сюжета, что способствует формированию игровых умений дошкольника. Важно отметить, что подход Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко использован в комплексных программах нового поколения, ориентированных на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте ("Детство", "Развитие" и др.) .

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Читать далее studme.org

Другие статьи по теме:

  • Психолого педагогические особенности детей дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Бурное развитие психодиагностики в 20 в., особенно во второй его половине, привело к накоплению огромного количества ме...

  • Психолого педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста

    Образец написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА АГАПКИНА ВИКТОРА АЛЕКСЕЕВИЧА 17. 04. 2004 ГОДА РОЖДЕНИЯ МДОУ ЦРР – Д/С № 66 ГОРОД...

  • Психолого педагогическое сопровождение дошкольников

    Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу но...

  • Психолого педагогические условия развития способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами! » Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного обра...

  • Психолого педагогическая поддержка детей дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая поддержка семьи как условие развития детей дошкольного возраста В современном российском обществе все больше внимания уделяется семье. Изменились приоритеты. Отныне призн...

  • Основные условия способствующие развитию общения дошкольника

    Условия формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста Во всех примерных программах дошкольного образования вопросам развития культуры речевого общения уделяется немало внима...

  • Психолого педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на ПМПК. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто в обязанности воспитателя МБДОУ входит написа...

  • Педагогическая характеристика на дошкольника готовая

    Характеристика на ребенка ХАРАКТЕРИСТИКА на ФИО ребенка (Алексея) посещающего ___группу ДОУ «» комбинированного вида Алексей, года рождения, проживающий по адресу Детский сад Алексей посещает с г...

  • Педагогическая характеристика на дошкольника

    Характеристика на ребенка ХАРАКТЕРИСТИКА на ФИО ребенка (Алексея) посещающего ___группу ДОУ «» комбинированного вида Алексей, года рождения, проживающий по адресу Детский сад Алексей посещает с г...

  • Условия развития познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Психолого педагогическая характеристика дошкольника

    Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с ТНР Имя ребенка дата рождения ХХ. ХХ. ХХХХ Заключение ОПМПК от ХХ. ХХ. ХХХХ ТНР Речевая среда. Благоприятная, умеренный контроль за процессом...

  • Психолого педагогическая диагностика детей дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая программа диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста I. Аннотация Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-ко...

  • Педагогическая характеристика на дошкольника пример

    Характеристика на ребенка ХАРАКТЕРИСТИКА на ФИО ребенка (Алексея) посещающего ___группу ДОУ «» комбинированного вида Алексей, года рождения, проживающий по адресу Детский сад Алексей посещает с г...

  • Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

    Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (сборник игр) Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (сборник иг...