Развитие графических навыков у дошкольников

Развитие графических навыков письма у дошкольников

Развитие графических навыков письма у дошкольников

На первом этапе обучения в школе дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное письмо»; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальной системы работы, целью которой является подготовка руки ребенка к систематическому письму, формирование элементарных специфических графических навыков письма.

Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу с детьми регулярно. Выработалась определенная система упражнений.

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников (6лет, в том числе особенности зрительного восприятия, занятия провожу в тетрадях с крупной и мелкой клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.

Существует несколько мнений по поводу того, какую тетрадь брать для занятий, в крупную или мелкую клетку. Я практикую так. На первых занятиях, когда дети учатся ориентироваться в тетради и на рабочей строке, даю детям листы тетради в крупную клетку. А потом мы работаем карандашом в тетради в мелкую клетку.

Система работы включает восемь разделов, которые реализуются в следующем порядке.

1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

2. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.

3. Радуга: теплые и холодные тона.

4. Наклонные прямые линии и комбинации из них.

5. Печатание цифр по клеткам.

6. Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

7. Печатание букв по клеткам.

8. Рисование по клеткам предметов сложной формы.

Упражнения усложняю постепенно. Знакомя детей с новым упражнением, опираюсь на ранее усвоенные им умения и навыки.

Примерные упражнения по разделам

1. Знакомство с тетрадью. Загадать детям загадку. То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать. Называюсь я… (тетрадь).

Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения. У каждого листа две стороны – две страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Заполнять листы рисунками и орнаментами нужно по порядку.

Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты – клетки. Предложить детям провести указательным пальцем правой руки по линиям сверху вниз и слева направо.

Предложите детям такие задания:

- Покажи нижнюю часть тетрадного листа, верхнюю, правую, левую сторону.

- На листе тетради есть четыре угла: два верхних, два нижних. Соответственно – верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол.

- Покажите пальчиком верхний правый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, середину страницы.

- А сейчас мы будем с вами на странице тетради создавать картинку (на столах у детей лежат картинки: подсолнух, домик, солнышко, тучка, бабочка).

- Положите в правый нижний угол картинку подсолнуха. В левый нижний угол картинку домика. В правом верхнем углу будет солнышко. В левом верхнем углу – тучка. Посредине разместите бабочку. Вот такая картинка получилась.

Загадываю ещё одну загадку.

Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж… Что же это? Карандаш.

- А сейчас поработаем карандашом. Но сначала сделаем массаж. (Массаж руки гранённым карандашом со словами) :

Мы, как древние индейцы,

Добываем огонёк.

Сильно палочку покрутим

И огонь себе добудем.

(Проверить, правильно ли держат дети карандаш).

– Не забывайте, что карандаш, также и ручка удерживается большим, указательным и средним пальцами. Похлопайте указательным пальчиком по карандашику… Вот так.

- Возьмите карандаш и в правом верхнем углу обведите клеточку.

(Так дети обводят клеточки во всех четырёх углах и посредине страницы) .

- Послушайте ещё одну загадку.

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там глядишь – красота! (Цветные карандаши) .

А затем закрашивают их цветными карандашами.

Рабочая строка. Цель: учить ориентироваться на рабочей строке.

Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. В первых упражнениях педагог сам чертит верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Дети рассматривают рабочую строку (она состоит из ряда клеток, закрашивают ее синим карандашом. «Строка – это река с заповедными берегами. На берег выходить нельзя. Писать можно только на рабочей строке».

Дети закрашивают рабочую строку синим или голубым карандашами, как будто бы это река.

Дети ставят точки на рабочей строке: в центре клетки, на середине боковой стороны клетки. На пересечении линий.

2. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинация из них.

Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо) ; зрительно – двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание.

Это могут быть вертикальные и горизонтальные прямые линии разной длины и с разными интервалами, в различных комбинациях, в том числе квадраты, прямоугольники небольших размеров, которые дети штрихуют слева направо или сверху вниз, раскрашивают. Упражнения выполняют строго по клеткам.

Длительность графических операций не должна превышать 5-7минут. Следует отметить: не торопите детей. У каждого ребёнка свой темп письма.

Задание.

- На рабочеё строке нарисуйте прямые линии сверху вниз. Обращаю ваше внимание, что прямые линии мы рисуем сверху вниз. Овалы – против часовой стрелки. Полуовалы можно рисовать как по часовой стрелке. Так и против неё.

3. Радуга. Цель: закреплять знания о теплых и холодных цветах, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.

Педагог чертит радугу, дети закрашивают ее по порядку в цвета: красный, оранжевый, желтый – это теплые цвета, как солнышко, как огонек; зеленый, голубой, синий, фиолетовый – это холодные цвета, как небо, как река, море. В дальнейшем при раскрашивании фигур дети самостоятельно подбирают теплый или холодный цвет по указанию педагога.

4. Наклонные прямые линии и комбинации из них. Цель: развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо и т. д.) ; зрительно- двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.

Это могут быть наклонные прямые линии с различными интервалами и комбинации из них, треугольники разной формы и штриховки их прямыми наклонными линиями, закрашивание их в теплые или холодные цвета по указанию педагога.

5. Печатание цифр по клеткам. Цель: развивать ориентирование в микропространстве, зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание.

Цифры печатаем такими, как печатают индекс на почтовых конвертах. Далее можно предложить детям сравнить: что одинаковое и что разное в паре цифр: 2 и 7, 6 и 9.

6. Дуги, волнистые линии, круги, овалы. Цель: развивать зрительно- двигательную координацию, умение чертить плавно закругленные линии, ориентировку в микропространстве.

Дуги желательно чертить высотой в одну клетку и шириной в одну, затем в две клетки. Круги вписывать в квадрат – клетку, в квадрат со стороной в две клетки, затем в воображаемый квадрат. Овалы чертить в прямоугольнике шириной в одну клетку, высотой в две клетки, затем в таком же воображаемом прямоугольнике. Перед тем, как рисовать дуги в тетради, попробуйте нарисовать их в воздухе.

7. Печатание букв по клеткам. Цель: развивать внимание, зрительно-двигательную координацию, закреплять элементарные графические умения и навыки письма.

Буквы печатаем высотой в две клетки, шириной в одну клетку. Исключение составляют буквы Ж, Ф, Ш, Щ, Ы. Их печатают шириной в полторы клетки. В конце каждого занятия дети сравнивают по признакам сходства или различия некоторые буквы: Б – В, И – Н, С - Э, О – Ю, Ц – Щ и др.

8. Рисование по клеткам предметов сложной формы. Цель: развивать зрительный анализ и синтез восприятия предметов сложной формы, ориентирование в пространстве; закреплять навыки счета и измерения условной меткой – клеткой.

Это могут быть различные предметы, нарисованные по клеткам, орнаменты из геометрических фигур. Сначала дети рассматривают образец, зрительно расчленяя его на простые геометрические фигуры, определяя их величину, считая клетки в каждой стороне и определяя их взаимное положение, затем рисуют по образцу, раскрашивают. На следующем этапе работы дети рисуют предметы или орнаменты из геометрических фигур по замыслу, раскрашивают их.

Письмо требует особых умений, точного изображения букв, плавных, ритмичных движений. Что может помочь в написании букв, а сначала только лишь их элементов? Та деятельность, где ритм выражен особенно ярко, музыка. Музыку можно записать не только с помощью нот, но и с помощью палочек, крючочков, петелек.

Удары бубна.

- Послушайте размеренные, отрывистые удары бубна. Передайте эти удары на бумаге с помощью карандаша. Это может выгладеть так:. .. . .

- При ускорении темпа -. .. ..

- Попробуйте передать эти удары, не отрывая руку от бумаги. Возможно, это получится ломаная линия.

Песенка.

- Сейчас я пропою на одной ноте песенку «ля-ля-ля» в умеренном темпе. А вы запишите мелодию непрерывным движением в рабочей строке. (Даю образец непрерывных полукругов) .

- Сейчас я пропою «ля-ля-ля» в более быстром темпе (образец на доске) .

- Сейчас я пропою «ля-ля-ля» в медленном темпе (образец) .

Танцы.

- Выполните танцевальное движение – притопывание ножкой на сильные доли: «там-там-там». (Мелодия песни «Во поле берёза стояла»). Изобразите это движение непрерывной линией. (Образец) .

- Сделайте лёгкие полуприседания – «пружинки» (два образца) .

- А теперь глубокие приседания. Нарисуйте.

- Закройте глаза и послушайте эту спокойную музыку. (Вальс). Подумайте, что под эту музыку можно делать, что под неё хочется делать?

- Под эту музыку хочется кружиться (образец узора) .

Игра «Переводчики»

Водящий ударяет в бубен умеренно и быстро. Дети записывают «мелодию» в тетради, «переводят» звуковые образы в двигательные.

- Пропоем сейчас простую и знакомую детям песенку. (Мелодия песни «Жили у бабуси»). Во время пения дети выполняют «графическую мелодию».

Будем надеяться, что детям будет интересно одновременно слушать мелодии, писать. А иногда и танцевать.

Зарисовывание песенок и ритмов поможет сформировать важные для письма умения: умение видеть рабочую строку и при письме не выходить за её границы; умение правильно держать карандаш; а главное – подчинять свои движения карандашом определённому ритму, приучать руку к уверенному безотрывному письму. Заодно дети освоят написание некоторых элементов букв рукописного шрифта.

Примерный план занятия (или части занятия) по развитию элементарных графических навыков письма

1. Сообщение детям темы занятия.

2. Рассматривание образца упражнения, объяснение способа его выполнения.

3. Показ способа выполнения задания на доске или в тетради с одновременным пояснением: «Поставим ручку в правый верхний угол клетки, проведем прямую в левый нижний угол и т. д. »

4. Проговаривание детьми способа выполнения задания.

5. Выполнение задания.

6. Контроль со стороны педагога за точностью выполнения задания детьми.

7. Привлечение ребенка к анализу качества выполненной работы.

www.maam.ru

« Развитие графических навыков письма у дошкольников»

Современная школа предъявляет большие требования к детям,

большие требования к детям, поступающим в первый класс.

На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко

«лево», « право», « лист», « страница», « строка» не укладывается в

общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев рук и недостаточной сформированностью навыков зрительно- двигательной координации, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальной непосредственно - образовательной деятельности- цель которой подготовить руку ребенка к систематическому письму, письма

детьми в течение уже два года.

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, в том числе особенности зрительного восприятия, занятия провожу в тетрадках с крупной клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма.

Дети знакомится с тетрадью , ее разлиновкой, рабочей строкой; учиться выполнять задание в ограниченном пространстве- клетке; закрепляет умение измерять условной меркой- клеткой

и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы, обводит контур изображения; рисует по клеткам; раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета.

В процессе работы в тетради у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно- двигательная координация и ориентировка микропространстве,

развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Система работы включает восемь разделов, которые

реализуются в следующем порядке.

1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

2. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации.

3. Радуга: теплые и холодные цвета.

4. Наклонные прямые линии комбинации из них.

5. Печатание цифр по клеткам.

6. Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

7. Печатание букв по клеткам.

8. Рисование по клеткам предметов сложной формы

Упражнения усложняю постепенно.

Подробней на сайте nsportal.ru

Развитие графических навыков письма у дошкольников

Развитие графических навыков письма у дошкольников

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс.

На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Нередко встречается «зеркальное» письмо; ребёнок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общей темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки с недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальных занятий, цель которых - подготовить руку ребёнка к систематическому письму, сформировать элементарные графические навыки письма.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, в том числе особенности зрительного восприятия, занятия проводятся в тетрадях в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, т. к. рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а так же создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.

В процессе работы в тетради у ребёнка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Система работы включает восемь разделов, которые реализуются в следующем порядке:

1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

2. Вертикальные, горизонтальные, прямые линии и комбинации из них.

3. Радуга: тёплые и холодные цвета.

4. Наклонные прямые линии и комбинации из них.

5. Печатанье цифр по клеткам.

6. Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

7. Печатанье букв по клеткам.

8. Рисование по клеткам предметов сложной формы.

Для работы в тетради ребёнку понадобятся шариковая ручка, простой карандаш и набор цветных карандашей.

Учитель-логопед Романенко Л. Э.

Читать далее www.eduklgd.ru

Влияние физических упражнений на формирование графических навыков у дошкольников

Методическая работа в детском саду

Консультация для воспитателей

Влияние физических упражнений на формирование графических навыков у дошкольников

Никонова Елена Викторовна, учитель-логопед

Реклама

Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо.

Особое значение данная проблема приобретает в отношении детей с нарушениями речи.

Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки у детей с общим недоразвитием речи может служить причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Этим объясняется актуальность данной статьи, цель которой описать наиболее эффективные физические упражнения, влияющие на формирование графики письма.

Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного и т. п.) . В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет очень важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо) может успешно приобретаться при выполнении физических упражнений .

По мнению А. В. Антроповой, А. В. Кенеман, М. М. Кольцовой, Т. С. Комаровой, С. О. Филипповой для успешного овладения графикой письма необходимо развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и мелкой моторики.

В целях изучения уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма было проведено исследование, в котором участвовало 12 детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы детского сада “Санаторный” г. Абакана. Задания, направленные на изучение уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма были включены нами в содержание логопедического обследования. В исследовании использовались тесты Н. И. Озерецкого, тест “Речка” (авторы: С. О. Филиппова, О. А. Каминский) , графический диктант.

В результате мы выяснили, что 1 из 12 детей с нарушениями речи имеет высокий уровень овладения графикой письма, у 2 детей – средний уровень, у 8-ми детей низкий уровень и у одного очень низкий уровень. Движения дошкольников с речевыми нарушениями характеризуются недостаточной четкостью и организованностью.

Выявлены нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость, истощаемость движений, недостаточная сформированность графических навыков. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время письма, слабо развита мелкая моторика, нарушена координация тонких движений рук.

На основании данных, полученных в результате диагностики, в нашем детском саду была разработана система работы, направленная на формирование графических навыков через физические упражнения. Основной целью данной работы являлось развитие компонентов, необходимых для успешного овладения графикой письма: координации движений, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений. Все игровые задания, упражнения были связаны с основной темой занятия и его этапом.

Коррекционно-развивающая программа отличалась тем, что формированиe графических навыков у детей с нарушениями речи осуществлялась на основе создания системы комплексных занятий логопеда и инструктора по физическому воспитанию.

В систему занятий были включены не только логопедические задания, но и специальные физические упражнения (бег с изменением направления по сигналу, прыжки с одной ноги на другую по кружкам, игры-эстафеты, игры с мячом) . Работа по формированию графических навыков включалась в индивидуальные и фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также обучению грамоте.

В соответствии с направлениями коррекционной работы были обозначены этапы реализации программы:

1. Подготовительный этап.

Цель: развитие координации движений, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений.

Развитию координации движений, мелкой моторики и пространстве способствует применение различных физических упражнений. Наиболее эффективные из них:

“Разноцветные мячики”.

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие ловкости, координации движений.

Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Дети стоят в кругу. Логопед бросает ребенку синий или красный мяч. Если ребенок ловит синий мяч, то он называет согласный звук, если красный, то гласный.

Человечки-схемы”

Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека, развивать точность движений.

Изобразить такое же движение, что и человечек на рисунке.

Эстафета “Составь слово”.

Цель: развитие звукового анализа слова , развитие ловкости, координации движений.

Оборудование: набор мячей синего, зеленого, красного цвета.

Группа детей делится на команды. Логопед называет слово. Задача детей с помощью цветных мячей выложить звуковую схему слова.

По сигналу логопеда, дети по очереди берут мяч, соответствующий заданному звуку в слове, подбегают к дорожке оставляют мяч и возвращаются назад.

“Перейди болото”.

Цель: развитие фонематического слуха, координации движений.

Оборудование: плоские “кочки”, вырезанные из картона.

Дети по очереди переходят болото, наступают на каждую кочку, произнося при этом слоги: са-за-са. Данное упражнение способствует не только развитию координации движений, но и развивает фонематический слух.

Широко используются в логопедии для развития координации движений игры с мячом:

“Доскажи словечко”.

Цель: развитие слогового анализа, четкости и точности движений.

Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Логопед бросает ребенку мяч и называет первый слог, ребенок возвращает мяч и заканчивает слово нужным слогом.

II. Основной этап.

Цель: формирование пространственного восприятия, чувства ритма.

Игра “Справа, слева, впереди в обруч точно попади” .

Цель: закрепление умения ориентирования (справа, слева) , развитие моторики.

Оборудование: 2 обруча, мяч.

Дети выполняют следующие задания: стукни 3 раза мячом в правый обруч, 4 раза в левый, 2 раза перед собой.

Упражнение “Регулировщик”.

Цель: развитие чувства ритма, зрительно-пространственных представлений

Выполняется под музыку с четким ритмом. Правая рука в сторону, левая в сторону, правая – вверх, левая – вверх. Затем обе руки вперед и вниз.

Упражнение “Лодочка”.

Цель: развитие чувства ритма, зрительно-пространственных представлений.

Дети сидят друг за другом, ноги на ширине плеч, руки на плечах.

Динь-дон, динь-дон,

Материал doshvozrast.ru

Страничка логопеда Будник Н. Н. - Сайт salmdoy-1!

- Упражнения на определение правых и левых частей тела.

- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

- Задания с условиями по выбору нужных направлений.

- Занятия по штриховке по контуру, обводка.

- Срисовывание геометрических фигур.

- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- дорисовывание незаконченных рисунков;

- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями) ;

- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов) .

Этапы формирования графомоторных навыков.

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

  • В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
  • В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
  • В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
  • Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры (буквы) , учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической

деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

- зрительного восприятия;

- произвольной графической активности;

- зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией.

И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика») .

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, формирования навыка рисования и письма, обучения грамоте.

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Выполняя задания графических диктантов, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

Электронный адрес, по которому Вы сможете найти много интересного теоретического материала о графических диктантах и разнообразные практические упражнения: http://www.kindergenii.ru/grdiktant.htm

Материал с сайта salmdoy-1.jimdo.com

Презентация к уроку по рисованию по теме: Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста

Опубликовано 23.04.2014 - 13:22 - Светлана Александровна Дьяченко

Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью.

Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем сразу две задачи:во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.

Графический навык предполагает:

  • умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные) .
  • легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку) , соблюдая необходимый угол наклона;
  • устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
  • выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Развиваем графические навыки у детей с помощью системы специальных упражнений, которые направлены на то, чтобы:

•научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма,

•научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх,

•проводить наклонные линии в различных направлениях,

•проводить ломаные, изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии с элементами безотрывного письма,

•воспитывать умение сосредотачиваться.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

У детей с 2 до 4 лет, о развитии графических навыков пока говорить рано т.к. точность и ловкость движения пальцев приобретается детьми в старшем дошкольном возрасте и поэтому сейчас в своей работе я использую пальчиковые игры и игры на развития мелкой моторики пальцев рук такие как:• Игры с крупой, бусинками, пуговицами.• Занятия с пластилином.• Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.• Рисование различными материалами – фломастерами, цветными карандашами, мелом, акварелью.• Шнуровка. Кроме пальчиковой игр, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Овладение детьми этих данных требует многократных постепенно усложняющихся упражнений.

Например рисуем дождик, травку, шарик воздушный, забор, солнышко с лучами и так далее.

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений, я использовала в работе следующие приёмы:

Штриховку;

Материал nsportal.ru

Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения с взрослыми.

Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление в действии (И. М. Сеченов) , «мышление в действии» (И, П. Павлов) . Кроме того, двигательная активность ребенка, предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости) , оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной стороны речи (М. М. Кольцова) .

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, 1973) , с моторной алалией (Н. И. Кузьмина, В. И. Рождествеская, 1977) , с детским церебральным параличом (М.

В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, 1980) , с общим недоразвитием речи (О. С. Бот, 1983) , с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 1994) , с заиканием (Л.

И. Белякова, И. Кумалья, 1985; Н. А. Рычкова, 1988) . Все вышеуказанные авторы подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для развития речи.

Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму.

По мнению М. М. Безруких , при обучении ребенка каким-либо новым двигательным действиям необходимо:

- четко сформулировать двигательную задачу (цель действия) ;

- составить план выполнения движения;

- выделить ключевые (опорные) точки движения;

- определить ориентиры для контроля и коррекции.

В процессе формирования кинестетической основы движений руки кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит сначала зрительно контролируя себя, а затем с закрытыми глазами (или за экраном) .

Основными задачами этого направления работы являются: организация двигательных импульсов, направленных к определенным группам мышц, и уточнение состава двигательного акта, развитие кинестетического анализа и синтеза.

В процессе формирования кинетической основы движений руки проводятся упражнения, направленные на развитие системы движений, включающей в свой состав «основные» и «фоновые» компоненты (по А. Н. Бернштейну) , или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык. При этом происходит объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные серийно организованные двигательные навыки.

Развитие динамической координации движений руки осуществляется в процессе выполнения как последовательно, так и одновременно организованных движений.

Упражнения, направленные на формирование кинестетической и кинетической основы движений руки, получили название «пальцевая гимнастика».

Хорошую тренировку пальцев рук дает использование «Пальчикового бассейна».

Проведение пальцевой гимнастики в таком «бассейне» способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевый гнозис, проприоцептивные ощущения .

Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра. Комната, в которой она проводится, должна быть затемнена. Источник света освещает экран, располагаясь на расстоянии 3-4 м от него.

Между экраном и источником света (посередине) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Руки необходимо располагать, учитывая силу источника света. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками.

Исполнители должны размещаться так, чтобы тень, падающая на экран, отражала только положение кисти и предплечья. Больший эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур .

Развитию тонкокоординированных движений рук способствуют также следующие занятия:

- собирание пирамидок, матрешек, мозаики;

- работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины;

- лепка;

- оригами;

- игра с наборами мелких фигурок (бирюлек) для развития тактильного восприятия и т.п.

В процессе выполнения подобных упражнений развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.

По мнению Т. О. Комаровой , большое значение в формировании правильных способов действия с карандашом и ручкой, качеств формообразующих движений имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на ознакомление с движением руки перед изображением графического элемента, предмета. Результатом этой деятельности является формирование представлений детей о движении руки перед изображением графического элемента, предмета. В связи с этим выделяют обследование элемента перед его изображением и включение в этот процесс движения руки по контуру элемента, что дает возможность связать последующее движение (при рисовании) с обследуемой и изображаемой формой графического элемента, предмета.

Работа по подготовке детей к письму должна также включать развитие их пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева – направо, сверху – вниз, вперед – назад) . Развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест. Развитие изобразительных и графических умений (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений) .

М. М. Безруких в своей книге «Как научить ребенка писать красиво» предлагает такую последовательность работы по формированию графических навыков:

- учимся правильно сидеть;

- учимся правильно держать ручку и бумагу;

- учимся рисовать прямые линии, вертикальные, горизонтальные, наклонные;

- учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии;

- учимся рисовать полуовалы: верхние, нижние;

- учимся рисовать круги и овалы;

- учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку;

- учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку- строку) ;

- учим печатные буквы и учимся писать их правильно;

- учим элементы письменных букв.

Выводы

1. Одной из важных предпосылок для овладения письмом является высокий уровень сформированности графо-моторных навыков у детей.

2. Дети с нарушением речи отстают от сверстников в ловкости и точности движений, имеют более низкий уровень сформированности графических навыков.

3. Моторная недостаточность у детей с нарушением речи выявляется в сглаженной форме, что обусловлено наличием негрубых, неярко выраженных органических нарушений.

Список литературы:

  1. Безруких М. М. «Как научить ребенка писать красиво», - М., 1995.
  2. Безруких М. М. «Проблемные дети», - М., 2000.
  3. Безруких М. М. «Ступеньки к школе. Азбука письма», - М., 2002.
  4. Большакова С. Е. «Работа логопеда с дошкольником», - М, 1996.
  5. Дедюхина Г. В., Могучая Л. Д., Яньшина Т. А. «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом», - М., 2000.
  6. Комарова Т. О. «Формирование графических навыков у дошкольников», - М., 1970.
  7. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников», - С-Пб., 2001.
  8. Трохильчук Л. Ф., Шквирина О. И., Бабенко Т. И. «Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка», Ростов-на-Дону, 1994.

Добавить комментарий

Читать далее dohcolonoc.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие графомоторных навыков у дошкольников

    Творческий отчет «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР» Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы к подготовки обучению в школу. Следует о...

  • Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

    Доклад «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста» Степановский филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Никифоровская «Средняя общеобразоват...

  • Программа по развитию мелкой моторики у дошкольников

    Рабочая программа по развитию мелкой моторики у дошкольников подготовительной группы Цель программы: • Разработать систему упражнений для развития мелкой моторики, совершенствовать зрительное вос...

  • Диагностика развития мелкой моторики у дошкольников

    «Формирование мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности» Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать...

  • Актуальность развития мелкой моторики у дошкольников

    Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования Воспитатель спец. группы: Курбатова Любовь Алексеевна. Участники проекта: Вос...

  • Развитие ловкости у дошкольников

    Физкультурное занятие в старшей группе. Развитие у дошкольников ловкости, воспитание интереса к физическим упражнениям План-конспект физкультурного занятия традиционного характера для детей старш...

  • Развитие зрительно моторной координации у дошкольников

    Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с ОНР (первый этап) Направления и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР по формированию зрительно-моторной координаци...

  • Графические диктанты для дошкольников

    Графические диктанты | Скачать бесплатно Отлично В книге представлен большой набор графических диктантов различного вида, которые призваны развить у детей способность ориентироваться в клеточке и...

  • Развитие мелкой моторики у дошкольников

    Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников. «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель) Мел...

  • Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

    Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста Формирование личности будущего человека начинается в дошкольном возрасте. Именно в это время закладываются нравственные и эстетические...

  • Развитие мелкой моторики дошкольников самообразование

    Самоанализ по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» Рука – это вышедший наружу мозг человека” Н. Кант «Истоки способностей и дарования детей -...

  • Развитие пространственных представлений у дошкольников

    Конспект занятия «Развитие пространственных представлений дошкольников» Ориентируемся в пространстве! Ход занятия: 1 этап - организационный «Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернус...

  • Сенсорное развитие дошкольников

    Сенсорное воспитание дошкольников Сенсорное развитие дошкольников Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвет...

  • Физическое развитие дошкольников в соответствии с фгос

    Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...