Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Творческий отчет «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР»

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы к подготовки обучению в школу. Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения.

Одни ученые выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью ребенка к данному виду деятельности, и незнание воспитателем методику обучения письму. Другие, напротив, считают, многих сложностей при обучению письму в начальной школе можно избежать при проведенении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.

Дети имеющие, тяжелые нарушения речи, отличается недостаточным развитием двигательных возможностей. Это прослеживается как в общей, так и в мелкой моторике. Поэтому, в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые владением письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Исходя из этого, я выбрала тему самообразования: «Развитие графо – моторных навыков у старших дошкольников с ОНР»

Актуальность выбранной темы определяется тем, что проблема обучения дошкольников с ОНР графо - моторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы остальных детей, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу. Дети с ОНР отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графо - моторными навыками. /2 слайд/

После того как выбрала тему, изучила передовой педагогический опыт педагогов - дошкольников с использованием интернет сайтов, составила план работы на 3 года.

1 год. Изучение методической литературы по теме «Развитие графо - моторных навыков у старших дошкольников с ОНР». /3 слайд/

• 2 год. Методика практических графо - моторных навыков у детей с ОНР: /4 слайд/

Подбор и адаптация практического материала для работы с детьми;

Стартовая диагностика, которая показала на начало обучения /всего обследаванно 14 детей/

Высокий уровень – 3 ребенка или 22%

(Катя, Тима Д., Лера)

Средний уровень - 5 детей или 35%

(Саша В., Захар, Кирилл, Тима К., Вадим)

Низкий уровень - 6 детей или 42% /4 слайд/

(Илья, Саша Ч., Ева, Дима, Сергей, Руслан)

3 год. Итоговая диагностика, обобщение опыта.

Провела стартовую диагностику и определила для себя этапы работы

1 этап Развитие мелкой моторики / 5 слайд/

Различные задания с пальчикам (Ладонь ребро кулак)

• Пальчиковые игры

• Игры с предметами

• Конструктор

• Мозаика

• Вкладыши

• Игровой самамасаж (Сухой бассейн)

• Работа с ножницами пластилином, глиной / 5 слайд/

2 этап Развитие зрительного восприятия и внимания / 6 слайд/

• Узнавание контурных и силуэтных изображений. Соотнесение предметов по форме и размеру (выбери только низкие или высокие) С помощью заданий, у детей развиваются способности в узнавании предметов, сравнении изображений реальных предметов по размеру, величине, цвету, форме, пространственному расположению, в нахождении сходств и отличий. / 6 слайд/

• Формирование зрительного слежения В этом разделе расположены задания, при выполнении которых у детей формируется зрительное слежение в различных направлениях. Сначала в направлении сверху вниз, потом слева направо и по кругу, в направлении по кругу против часовой стрелки. Работа с перечисленными направлениями необходима для выработки правильного навыка письма, позволяющего ребенку достаточно легко осваивать скоропись.

/ 7 слайд/ Формирование зрительно - моторной координации. Здесь используются задания, с помощью которых навык зрительного слежения подкреп-ляется движениями руки в направлениях сверху вниз, слева направо и по кругу против часовой стрелки, в результате чего у детей формируется зрительно-моторная координация.

Развитие зрительно - моторной координации В этом разделе навыки, сформированные у ребенка при выполнении заданий предыдущих разделов, закрепляются и автоматизируются. В результате проведенной работы ребенок сможет правильно осуществлять графическую деятельность, соблюдая нужное направление и самостоятельно исправлять допущенные графические ошибки. / 7 слайд/

/ 8 слайд/ Ориентировка на плоскости листа через рисование различными материалами ручкой, карандашом, мелками

Графические упражнения

Дорожки: рисование в клетках, точек и предметов по образцу

Дорисовывание второй половинки предмета

Копирование предмета по образцу

Графические диктанты простейшие, для мальчиков, для девочек.

8 слайд/

По результатом проделанной работы могу отметить следущее улучшились результаты

В лепке – Захар, Илья, Дима, Тима К., Кирилл, Сергей.

В рисовании - Руслан, Кирилл, Дима.

В работе с ножницами – Илья, Ева, Вадим.

Работа в тетрадях в клетку – Дима, Ева, Захар, Вадим.

/ 9 слайд/ Успешность формирования навыка письма во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Это очень важно, потому что правильная поза, положение ручки и координация движений формируют технику письма и графический навык. Для ребенка, который соблюдает эти правила, письмо становится удобным, четким, быстрым.

Прежде, чем учить ребенка писать, необходимо обратить внимание на его посадку (позу) при письме:

*сидеть нужно прямо;

*спиной опираться на спинку стула;

*ноги должны стоять прямо на полу или специальной подставке

*руки должны опираться о край стола (парты, а локти выступать за край стола;

*тетрадь нужно придерживать левой (для праворуких) и правой (для леворуких) рукой.

Тетрадь должна лежать под наклоном. Нижний левый угол тетради должен находиться напротив середины груди пишущего.

При письме ручку следует положить на левую часть среднего пальца пишущей руки. Большой палец должен придерживать ее с левой стороны, а указательный – сверху, на расстоянии около 2 см от кончика стержня. Нужно следить, чтобы пальцы не были напряженными. Безымянный палец и мизинец слегка согнуты внутрь ладони. Рука должна опираться на сустав мизинца. Если указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не падает, значит, ребенок держит ее правильно. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. Поэтому важно сразу научить ребенка правильно сидеть при письме и правильно держать пишущий предмет. / 9 слайд/

/ 10 слайд/ Работа с родителями одно из направлений моей работы

Были проведены

Родительское собрание «Развитие графо - моторных навыков у старших дошкольников с ОНР»

Консультации «Развитие графо - моторного навыка у детей с ОНР», «Для чего нужна мелкая моторика, и как её развивать? »

Буклеты «Мелкая моторика», «Развиваем руку, развиваем речь»

Газета «Детский сад со всех сторон» на тему «Развитие графо - моторных навыков у старших дошкольников с ОНР»

Периодически показываем тетради родителям. / 10 слайд/

Итоговую диагностику проведу в середине мая.

Рефлексия Со следующего года планирую взять другую тему самообразования, но работу по РГМН буду продолжать.

/ 11 слайд/ Хочу порекомендовать книги по развитию графо - моторных навыков

И. А. Подрезова Школа умелого карандаша Конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевым нарушением

О. Б. Иншакова Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5-7лет

Лабиринты и дорожки

Подготовка к письму

Прописи Развиваем моторику рук

Е. В. Новикова Как подготовит руку к письму

Олеся Жукова Тренируем пальчики. Обводим, рисуем, пишем

Е. В. Горбатова Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-rgmn_i9e6h.pptx | 5164,31 Кб | Скачан: 78
www.maam.ru

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного труда.

Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. У дошкольников с ОНР, в силу своих особенностей когнитивного развития, формирование графомоторного навыка затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.

Так как дошкольный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графомоторных навыков у детей с ОНР.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию графомоторного навыка дошкольников не теряет своей актуальности.

Проблеме развития графомоторной деятельности детей посвящены работы М. М. Безруких, А. Д. Ботвинникова, В. А. Илюхиной, Е. В. Гурьянова и других. Непосредственно развитием графомоторного навыка детей с нарушением речи занимались И. Н. Вихрова, О. Б. Иншакова, О. И. Крупенчук С. Н. Лысюк, и другие.

По определению М. М. Безруких, графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела.

Для формирования навыка, необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. Из анализа работ Г. А. Волосковой, М. Ю. Горбачевской, О. В. Елецкой, М. Г. Храковской следует, что важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений:

а) зрительно-пространственных;

б) сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;

в) пространственных представлений «левого» и «правого».

Так же достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является сформированность двигательной сферы, различных видов праксиса (статического, динамического, пространственного, конструктивного) ; сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций.

Таким образом, овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Несформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.

Основываясь на анализе методической литературы по формированию графомоторного навыка у дошкольников с ОНР можно выделить основные направления и приемы коррекционной работы, учитывая базисные компоненты: зрительно-пространственные отношения, серийную организацию движений, моторику, собственно графомоторный компонент, зрительную память.

Для формирования и развития зрительно-пространственных отношений используются приемы, направленные на узнавание изображений и их контуров, на формирование зрительного слежения и зрительно-моторной координации. (М. М. Безруких, С. П. Ефимовой, Р. Д. Триггер, О. Б. Иншаковой.)

Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью «пальчиковых игр», пальчиковой гимнастики, упражнений «для пальчиков», сопровождаемые речитативом (потешки, предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, игры с мозаикой и т. д.) .

Для формирования и развития серийной организации движений могут использоваться такие упражнения:

1. Сжать и разжать кулаки.

2. Чередовать: палец – кулак.

3. Чередовать: «зайчик» - «пальчик» и др.

Развитие и формирование зрительной памяти может осуществляться с помощью таких упражнений:

1. Посмотри на игрушки, запомни, ответь, какие игрушки ты запомнил.

2. Посмотри на картинку, запомни предметы.

3. Посмотри на картинку, запомни предметы. Каких предметов не хватает? и др.

Непосредственно графические навыки рекомендуется осваивать в три стадии:

на первой – дети должны научиться рисовать фигуры, состоящие из прямых линий, аккуратно заштриховать их вертикальными и горизонтальными линиями;

на второй – письму наклонных линий, штриховке фигур косыми линиями;

на третьей – рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки.

Примеры графических упражнений, способствующих развитию мелкой моторики и координации движения руки, зрительного восприятия и внимания: «Штриховка», «Обведи рисунок», «Соедини по точкам», «Продолжи узор» (по клеточкам, «Графический диктант», «Нарисуй такую же фигуру» и т. д.

В заключении хочется отметить, что задача педагога состоит в том, чтобы развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.

Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с общим недоразвитием речи он вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания детей с ОНР.

Список литературы

1. Безруких М. М. Обучение первоначальному письму: Система Д. Б. Эльконина / М. М. Безруких. - М. : Просвещение, 2002.

2. Ботвинников А. Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников/А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов. - М. : Просвещение, 1979.

3. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. – М., 1959.

4. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М. : Владос, 2003. – 183 с.

5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка – М. : Владос, 2003. – 11 с.

6. Крупенчук, О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2005. - № 6. - С. 36-41.

7. Лысюк С. Н. и Телкова С. Н. Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет// Начальная школа. - 2004.-№6.

8. Новикова Е. В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей – М. : «Гном и Д», 2003 – 40с.

www.maam.ru

Консультация для родителей «Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы»

Цель: познакомить с работой по развитию у детей 6 – 7 лет графомоторных навыков в домашних условиях.

Задачи:

• Напомнить и обобщить задачи по развитию мелкой моторики руки дошкольника в период подготовки к школьному обучению.

• Ознакомить с приёмами «штриховки»: целью, выполнением и правилами.

• Способствовать активному вовлечению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

• Просвещение с целью повышения педагогической культуры.

Оборудование: разные трафареты, книги «Учимся считать и писать с помощью трафарета», «Противоположности», «Цвета».

Уважаемые родители! Наши дети подросли и перешли в подготовительную к школе группу. Начинается время активной подготовки к обучению в школе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма в начальный период обучения: ребёнку тяжело писать, появляется боль и дрожь в кистях рук, они плачут и нервничают.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Все, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

В детском саду по подготовки руки к письму, проводится большая систематическая работа, которая основывается на взаимодействии специалистов ДОУ с детьми, родителями.

Такая работа будет эффективной, только в том случае, если она проводится в содружестве с семьей.

Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. И штриховка в этом деле – незаменимый помощник, поскольку не только укрепляет мелкие мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи, логическому мышлению, общей культуры, творческих способностей.

Что необходимо для штриховки? Альбом для рисования, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурки животных и предметов.

Полезно раскрашивание и штриховка в одном направлении, т. е. не выходя за линии контура. Убедите детей, что лучше закрашивать цветными карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, разную силу нажима, и всё это в свою очередь помогает развивать мелкую моторику рук, а значит, косвенно подготавливать его к обучению в школе.

Штрихуя цветными карандашами дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е. развивают своё эстетическое восприятие. В дальнейшем для штриховки можно использовать ручки с цветными пастами.

Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребёнок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

В какой последовательности нужно проводить работу по штриховке?

Дети 6 – 7 лет хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими и ровными, овалы завершёнными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.

Основным содержанием занятий по подготовке рук к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивания, застёгивания пуговиц. Оригами (японское искусство складывания бумаги) также помогает развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, м точные движения пальцев, развивается глазомер. При этом дети овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Выполняя различные виды заданий, ребёнок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучить ребёнка правильным приёмам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

В 6 – 7 лет ребёнок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити, крупными капельками.

Особое внимание нужно уделять выполнению заданий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15 – 20 минут. После этого обязательно сделать перерыв, во время которого можно выполнять пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.

При письме особенно важно сформировать весь комплекс готовности ребёнка: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомлению с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв, различными предметными образами, приближёнными к конфигурации букв.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

- упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

- упражнения на определение правых и левых частей тела;

- задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;

- задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

- занятия по штриховке по контуру, обводка;

- срисовывание геометрических фигур;

- задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;

- дорисовывание незаконченных рисунков;

- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями) ;

- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей;

- задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

- задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития.

Работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них.

Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. И труд, и упражнения – это необязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дети, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная зарядка, пальчиковая гимнастика – это краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Обучение письму может быть увлекательной интересной игрой, в которую дети внесут свое творчество.

Помните! Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Таким образом, регулярные занятия родителей с ребёнком дома по развитию графомоторных навыков обеспечат правильное и красивое письмо в будущем.

Успехов Вам в воспитании ваших детей!

Использованные источники и литература:

1. Васильева Г. С. Формирование психологических предпосылок письмаи развитие графомоторных навыков удетей старшего дошкольного возраста. - pedsovet.org.

2. Керус Н. К. Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. - aneks.spb.ru

3. Тимощенко Е. Г. Развитие графомоторного навыка у детей (консультация для родителей). - Логопед 2012, № 5, с. 91 - 93.

4. Ульянова С. В. Формирование графомоторных навыков у дошкольников - oer.94frspb. caduk.ru

5. Хозяинова М. А. Учимся штриховать (семинар - практикум для родителей 5 – 6 лет). - Логопед 2012, № 3, с. 75 - 82.

Учитель – логопед МБДОУ д/с «Теремок» Каменских Елена Викторовна.

16. 10. 13.

www.maam.ru

Развитие графо-моторных навыков у дошкольников с нарушениями речи.

Развитие графо - моторных навыков

у дошкольников с нарушениями речи.

[/b]

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский) .

Создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе является одной из основных задач дошкольного воспитания. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т. е. на нем практически строится все дальнейшее обучение.

Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки и др.

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев, низкий уровень выносливости к статическим нагрузкам. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Многие дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.

Что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок?

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма. Графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке. Орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляционного и слухового анализатора, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторную координацию и моторный контроль, перцептивную регуляцию (процесс восприятия, обеспечивающий построение предметного образа) и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ и т. д.) .

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе.

При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.

Двигательный навык включает:

- развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации. Они способствуют выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;

- развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т. д. ;

- сформированность зрительно-двигательных образов и представлений. Развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.

Графический навык предполагает:

- умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т. д. ; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т. д.) . Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

-легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки, соблюдая необходимый угол наклона;

- устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

-выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Зрительно-двигательная координация занимает важное место в формировании готовности к письму.

Зрительно-моторная координация – согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности

зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

Зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода: 5, 5-6, 5 мес – начинает брать предметы, 6, 5-7, 5 мес вращение кистью с игрушками. К 11мес совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. 1г-1, 5г – попытки рисовать «как попало». 1, 5 – 2г – появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия. В 3г появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу). 3-4г – режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки). В 5-6лет появляется способность обводить клетки. 6-7лет – готовность к развитию графо – моторных навыков.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Тем самым воздействуя на связанные с корой головного мозга активные точки.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, передаются импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик») .

Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.

Пальчиковый игротренинг.

Пальчиковые игры и упражнения при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз".

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.

«Слоненок» - средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги «идет» по столу.

«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

При выполнении многих упражнений дети вначале испытывают затруднения. Но регулярное проведение и использование разнообразных приёмов становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

«Компот»

Будем мы варить компот, левая ладонь «ковшиком»

Фруктов нужно много. Вот: правой «помешивают»

Будем яблоки крошить, загибают пальцы на руке,

Грушу будем мы рубить, начиная с большого

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. «варят и помешивают»

Угостим честной народ.

«По грибы»

1, 2, 3, 4, 5!

Мы идем грибы искать. сжимать-разжимать кулаки

Этот пальчик в лес пошел, загибать поочередно пальцы

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик резать стал.

Этот пальчик все съел сгибать-разгибать большой

Потому и потолстел. палец

Самомассаж рук

Массаж карандашами: с помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья и кисти рук (пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны). Такой массаж способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук, стимулирует речевое развитие. Особый интерес у детей вызывают массажные упражнения с проговариванием коротких стихов и рифмовок.

«Ладошка»: обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе (массаж межпальцевых зон) .

Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.

«Добывание огня»: прокатывание карандаша между ладонями.

Карандаш катать я буду, может быть огонь добуду.

«Скольжение»: продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании с упором острым концом в стол.

По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу.

«Утюжок»: прокатывание карандаша по поверхности стола.

Карандаш прокачу вперед-назад, как захочу.

Массажные коврики для рук: поглаживание, похлопывание ладонями и их тыльной стороной по массажным коврикам в разном темпе.

Су-Джок-терапия: использование Су-Джок тренажеров (шариков и иппликаторов).

Сказка про ежика.

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был Ежик. (Показать шарик в открытой ладони). Ежик был маленький и всего боялся: он, то выглядывал из домика, то опять прятался. (Сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок). Однажды Ежик отправился гулять по дорожке.

(Катать шарик по ладони вперед-назад). Вдруг он увидел большую красивую поляну. (Круговые движения по ладони). А на поляне цветов видимо-невидимо! И маки. И васильки. И ромашки… (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого). Полюбовался Ежик цветами и отправился в обратный путь… (Прокатывание шарика по ладони). Вернулся Ежик в свой домик. (Зажать шарик в кулачок) .

Стихотворения:

«Обувь» «Комнатные растения»

Еж пришел к сапожнику В разноцветные горшочки

Сшить себе сапожки- Посадил наш Еж цветочки:

Красные, красивые Вот розан. Герань. Фиалка,

На маленькие ножки! Да зеленая толстянка.

Но сапожник шил сапожки Колких кактусов семья…

Только для соседской кошки! Полюбуйтесь-ка. Друзья!

Такие упражнения с тренажерами не только развивают пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и развивают чувство ритма, создают положительный эмоциональный фон.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуют мелкую моторику кисти и пальцев рук. Учат удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движения, силу нажима и др. В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

Интерес детей к работе помогают поддерживать разнообразные методы и приемы, нетрадиционные техники, придавая занятиям увлекательную форму. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными возможностями дошкольников: с малышами рисование пальчиками, ладошкой, техника «обрывание бумаги». В старшем дошкольном возрасте дети создают художественные образы с помощью более сложных методов: «кляксографии», разные способы монотипии, гроттаж, методика тычка, «набрызг» и многое др.

На занятиях по ручному труду, аппликации с использованием оригами и элементов бумажной пластики, плетения, вышивания происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти.

Тренировка зрительно-двигательной координации.

Особое внимание необходимо обратить на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз – рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.

Конструирование по чертежам, выкладывание мозаичных узоров или панно в соответствии с образцами, срисовывание изображений различных предметов, обведение, дорисовывание постепенно совершенствуют зрительно-моторную координацию, формируют умение точно воспроизводить графические образцы.

Например, при выполнении задания «Письмо в воздухе» ребенок «прописывает» в воздухе рукой буквы, цифры и целые слова. Усложненным вариантом этого задания является «прописывание» букв, цифр и слов только глазами.

Штриховка – одно из важнейших упражнений.

Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал.

После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, ему можно предложить штриховку волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями.

Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные и кинестетические ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори. И получила распространение уже в 20-е годы XX века.

Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого «Дорожки» по прямой, волнистой линии или через лабиринт, в которых надо определить, «Что нарисовано», соединив все точки.

Разнообразные задания: «Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Дорисуй рисунок, соблюдая последовательность», «Продолжи ряд», «Нарисуй такой же», «Дорисуй узор» и др.

Обучение ориентировке на листе бумаги.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки.

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки: формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Специальные физические упражнения. Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия.

Итак, для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, развивать зрительно-пространственное восприятие.

www.maam.ru

-раскрывается один из показателей подготовки ребенка к школьному обучению;

-представлен систематизированный материал по развитию тонкокоординированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления детей;

- предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движения рук.

Целевые ориентиры.

  • Правильно сидеть за столом, правильно располагать лист бумаги, держать карандаш.
  • Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом бумаги.
  • Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком велико, не мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги) .
  • Размечать детали с помощью шаблонов, на глаз.
  • Выполнять работу по словесному, по графическому плану.
  • Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.
  • Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
  • Уметь одновременно, слаженно выполнять трехчленные движения руками под словесные указания педагога.

Содержательный раздел.

1.Разработать и систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребенка;

2.Формировать графические навыки в процессе игр и упражнений;

3.Разработать виды и формы взаимодействия с родителями по проблеме подготовки к письму детей старшего дошкольного возраста;

4.Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к письму.

•Интерес детей к графическим упражнениям, самостоятельность в их выполнении.

•Развитость мелкой и общей моторики, готовность к освоению письма.

•Зрительно – пространственная ориентация, умение организовать пространство листа.

Я разработала методику работы по формированию у дошкольников навыков правильного письма .

Этапы работы:

В формировании навыка выделяются три основных этапа:

•1 этап - аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.

При этом большое значение имеет не только уровень развития ребёнка, наличие определённых знаний и умений, но и способ объяснения тому, что и как должен делать ребёнок, степень осознания выполняемого действия.

•2 этап – синтетический. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

•3 этап – автоматизация – и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

Методика освоения графических навыков:

На основе опытов работы педагогов-Н. Л. Стефанова , Н. А. Федосова, Н. Баренцева, А. Роговин, Цвынтарный В. В., Е. Карельская, Е. А. Нефедова, О. В. УвароваБачина О. В., Коробова Н. Ф., Шевелев К. В., Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Зотов С. Г. Терешина Л. Р., Алябьева Е. А., Цирулик Н. А., Бондаренко Т. М., Черенкова Е. Ф. , я составила систему развивающих игр, позволяющих каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к обучению письму, определила задачи работы.

Задачи работы

-Формирование правильного захвата орудия письма.

- развитие умения правильно распределять мышечную нагрузку руки;

Развитие мелкомоторных движений

2. Формирование навыков, обеспечивающих технику письма:

-Формирование зрительно – пространственных представлений

-Развивать умение ориентироваться на листе бумаги

3. Развитие умения анализировать состав объекта

- развивать слуховое восприятие;

- формировать умение производить анализ и синтез изображения.

4. Формирование элементарных графических умений

-Обучение детей гигиеническим правилам письма

- развитие графомоторных навыков

Формы организации по подготовке руки к письму:

Специально организованная деятельность с детьми.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда – это эффективные пути, используемые для подготовки руки к письму. На занятиях обращается внимание насоблюдение гигиенических правил, используются упражнения для профилактики зрения, гимнастика для рук, шеи. Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и проводить ее с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка. Для этого проводится индивидуальная работа в вечернее время, с использованием различных занимательных игр, упражнений.

Применяются в комплексе различные способы:

-Игровой, наглядный, словесный (объяснения, совет, указание, вопросы) .

-Аналитический, синтетический, частично-поисковый; работа под руководством воспитателя, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль.

При анализе и оценки действий детей, обязательно нужно использовать приёмы стимулирующие деятельность детей:

-Дидактические игры.

-Сладкие призы, различные предметные картинки, наклейки др.

-Занимательные задания, создание ситуации эмоционально- нравственных переживаний (соревнования, конкурсы, викторины) ; поощрение и порицание.

Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Воспитатели и родители должны обеспечивать развивающую среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами. Развивающая среда группы представляет систему развивающих отношений, которые стимулируют разнообразную творческую деятельность, и способствует развитию мелкой моторики, координации движений пальцев, т.е. подготовки руки ребенка к письму.

Развивающие зоны расположены так, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия; при желании не только воспроизводить, продолжать то, что делалось на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, реализовать свои замыслы. В игровой зоне дети действуют с игрушками, конструктором, мозаикой, пазлами; кукле заплетают косички, завязывают банты, застегивают и расстегивают пуговицы и т.д.

Использование игр со счетными палочками, катушкой и карандашом, со скрепками, разными шариками и мелкими предметами у ребенка развивается не только мелкая моторика, но и память (зрительная, слуховая) и алгоритм действия по условию и схеме. Все упражнения составляются с учетом постепенного перехода от простого к сложному, и многократно повторяются.

В зоне изобразительной деятельности: краски, карандаши, бумага белая и цветная, раскраски, трафареты, шаблоны и т.д.

В учебной зоне: пеналы с ручками, карандашами, ластиком, тетради, счетные палочки, образцы рисунков по клеточкам, лабиринты, дорожки и т.д.

Работа по проблеме подготовки детей к письму предполагает взаимодействие с воспитателями ДОУ и родителями.

При взаимодействии с воспитателями и родителями планируется применять следующие методы и приемы: словесные (рассказ, беседа, рассуждение) ; наглядные (наблюдение, наглядные пособия, образцы) и практические методы (упражнения, игры) .

Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

К подготовке руки ребёнка к письму в работе следует максимально привлекать родителей ребёнка.

Я ставлю перед собой задачи и реализую их.

1. Установить партнерские отношения с семьёй каждого ребенка.

2. Объединить усилия для развития и воспитания детей.

3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

6. Представлять членам семьи возможности делать выбор и принимать решения.

Все значимые для подготовки руки умения можно сформировать, если ребенок активно будет заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием, именно поэтому я рекомендую родителям моих воспитанников иметь в каждом доме уголок, где дошкольник сможет ежедневно заниматься изобразительной деятельностью, где будут в наличии все необходимые для детского творчества материалы.

Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, предлагаю родителям использовать систему упражнений, позволяющую каждому ребенку постепенно, без перегрузки, подготовиться к этому роду деятельности.

Основные формы взаимодействия с родителями воспитанников

•Тематические родительские собрания.

•Презентации опыта семейного воспитания на родительских собраниях.

•Открытые занятия.

•Картотека обучающих компьютерных программ.

4. Заключение.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности и по тем показателям, которые дети показали на заключительном этапе обследования.

Результаты работы.

Дети научились управлять своими руками, пальцами.

Дети научились держать карандаш и уверенно им действовать.

Дети научились согласованно выполнять движения пальцами под словесную инструкцию педагога.

Научились контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.

У них сформированы внимание и контроль над собственными действиями, скоординированы движения руки и глаза.

Развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

У детей увеличился объем движений, темп выполнения, улучшилась координация движений, способность к переключению.

Главный итог работы– для успешной реализации процесса развития мелкой и как следствие развития графомоторных навыков необходимо:

- диагностирование уровня развития мелкой моторики у детей и графических навыков;

- стимулирование интереса ребенка к занятиям, к работе по развитию мелкой моторики;

- опора на ведущий вид деятельности ребенка, использование игр и игровых упражнений, повышающих активность и интерес к занятиям;

- использование любого свободного времени для проведения игр с детьми, развивающих мелкую моторику.

Все полученные умения помогут детям справиться с недоразвитием графических навыков, все игры и упражнения которые дети разучили со мною на занятиях, они могут использовать в самостоятельной деятельности.

5. Список использованной литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. «От рождения до школы».Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-маровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.

3. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва, 2008.

4. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;

5. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;

6. Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;

7. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006

8. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

9. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

10. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

11. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

12. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

13. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП

14. Ананьева Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение 1964г.

15. Бардышева Т. Ю. Пляшут мои ручки.- М., «Карапуз-Дидактика»,2005.

16. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей – 2-й издание и дополнение: М. «АРКТИ», 2007г.

17. Бехтерев В. Н., Общие основы рефлексологии человека. - М.,1928.

18. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пединститутов. / Под ред. Петровского А. В. – 2-е изд., исправ. и допол. – М.: Просвещение.-1979 – 288с.

19. Волина В. В. Игры в рифмовки. СПб: Дидактика, 1987г.

20. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб Союз 1997г.- 224с.

21. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка., М.: Просвещение 1985г. – 189с.

22. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Готовим руку к письму. М.: Росмэн, 2008г. – 24с.

23. Марцинковской Т. Д. Детская практическая психология. М.: Гардрики 2004г. – 225с.

24. Павлов И. П. Лекция о работе больших полушарий головного мозга. М. Академия медицинских наук СССР. 1952г. – 287с.

«Хардфорд», 1996.

Материал nsportal.ru

Страничка логопеда Будник Н. Н. - Сайт salmdoy-1!

- Упражнения на определение правых и левых частей тела.

- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

- Задания с условиями по выбору нужных направлений.

- Занятия по штриховке по контуру, обводка.

- Срисовывание геометрических фигур.

- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- дорисовывание незаконченных рисунков;

- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями) ;

- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов) .

Этапы формирования графомоторных навыков.

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

  • В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
  • В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
  • В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
  • Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры (буквы) , учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической

деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

- зрительного восприятия;

- произвольной графической активности;

- зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией.

И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика») .

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, формирования навыка рисования и письма, обучения грамоте.

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Выполняя задания графических диктантов, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

Электронный адрес, по которому Вы сможете найти много интересного теоретического материала о графических диктантах и разнообразные практические упражнения: http://www.kindergenii.ru/grdiktant.htm

Подробней на сайте salmdoy-1.jimdo.com

дошкольника»

Старший дошкольный возраст связан с развитием интеллектуальной деятельности ребенка.

Развивается общая и мелкая моторика. Но некоторые части кистей руки остаются слабыми, что мешает ребенку свободно выполнять мелкие и точные двигательные

движения руками.

Ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют графомоторный навык.

Графомоторный навык предполагает:

- умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т. д. ; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т. д.) . Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

-легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки, соблюдая необходимый угол наклона;

- устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

-выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию графомоторного навыка, совершенствуют мелкую моторику кисти и пальцев рук. Учат удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движения, силу нажима и др. В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека) . Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими) . Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

Интерес детей к работе помогают поддерживать разнообразные методы и приемы, нетрадиционные техники, придавая занятиям увлекательную форму. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными возможностями дошкольников: с малышами рисование пальчиками, ладошкой, техника «обрывание бумаги». В старшем дошкольном возрасте дети создают художественные образы с помощью более сложных методов: «кляксографии», разные способы монотипии, гроттаж, методика тычка, «набрызг» и многое др.

На занятиях по ручному труду, аппликации с использованием оригами и элементов бумажной пластики, плетения, вышивания происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти.

Упражнения для развития графомоторного навыка.

Способ удерживания карандаша (ручки, фломастера)

Упражнения с катушкой

1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.

2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.

3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума) .

4. Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.

5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

По этим дорожкам, которые вы нарисовали, будут бегать зверьки, а кто, догадайтесь сами.

Штриховка– одно из важнейших упражнений. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось) . Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки.

Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал.

После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, ему можно предложить штриховку волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями. Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности.

Упражнение «Дорожки», в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого

Упражнение «Что нарисовано». Рисуем по точкам.

Упражнение «Обведи». Обводить строго по линии не отрывая карандаш от бумаги.

Упражнение «Дорисуй картинку».

Подробней nsportal.ru

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников

Формирование графомоторных навыков у дошкольников

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»И. Кант

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока») , не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

- Упражнения на определение правых и левых частей тела.

- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

- Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

- Занятия по штриховке по контуру, обводка.

- Срисовывание геометрических фигур.

- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- дорисовывание незаконченных рисунков;

- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями) ;

- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов) .

Этапы формирования графомоторных навыков.

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

~В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.

~В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

~В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

~Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка,формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:- зрительного восприятия;

- произвольной графической активности;

- зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией.

И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика») .

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно.

Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Подготовлено

Материал с сайта oer.94frspb.caduk.ru

Другие статьи по теме:

  • Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

    Доклад «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста» Степановский филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Никифоровская «Средняя общеобразоват...

  • Программа по развитию мелкой моторики у дошкольников

    Рабочая программа по развитию мелкой моторики у дошкольников подготовительной группы Цель программы: • Разработать систему упражнений для развития мелкой моторики, совершенствовать зрительное вос...

  • Диагностика развития мелкой моторики у дошкольников

    «Формирование мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности» Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать...

  • Развитие мелкой моторики у дошкольников

    Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников. «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель) Мел...

  • Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

    Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста Формирование личности будущего человека начинается в дошкольном возрасте. Именно в это время закладываются нравственные и эстетические...

  • Развитие мелкой моторики дошкольников самообразование

    Самоанализ по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» Рука – это вышедший наружу мозг человека” Н. Кант «Истоки способностей и дарования детей -...

  • Развитие зрительно моторной координации у дошкольников

    Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с ОНР (первый этап) Направления и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР по формированию зрительно-моторной координаци...

  • Задержка психического развития у дошкольников

    Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с одним из направлений коррекционной работы - «Псих...

  • Развитие графических навыков у дошкольников

    Развитие графических навыков письма у дошкольников Развитие графических навыков письма у дошкольников На первом этапе обучения в школе дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает р...

  • Актуальность развития мелкой моторики у дошкольников

    Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования Воспитатель спец. группы: Курбатова Любовь Алексеевна. Участники проекта: Вос...

  • Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

    Проект «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников» Слайд №1 Название «Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г. Слайд...

  • Игровое развитие дошкольников педсовет

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Игра как средство социально коммуникативного развития дошкольников

    План самообразования воспитателя «Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей с ОНР» Цель работы: Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умени...

  • Развитие пространственных представлений у дошкольников

    Конспект занятия «Развитие пространственных представлений дошкольников» Ориентируемся в пространстве! Ход занятия: 1 этап - организационный «Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернус...