Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».

Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Актуальность проблемы, её социальная значимость определили тему нашей творческой работы: «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Цель данной наработки состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками.

Коммуникация – основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Проблемы развития коммуникативной культуры детей нашли свое отражение в работах отечественных педагогов и психологов: И. И. Иванец, Г. М. Андреевой, М. Г. Елагиной, Л. В. Чернецкой, И. А. Кумовой и других.

Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения, обеспечивают готовность строить отношения в определенном стиле и с определенным типом предпочитаемых партнеров.

Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой.

Работа осуществляется в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником:

Детям предлагаются следующие игровые упражнения:

«Улыбка» - подари всем самую дорогую улыбку, какая есть.

«Комплимент» - похвали соседа, глядя ему в глаза, скажи самые добрые слова.

Ситуации: «Ребята играют в интересную игру. Попроси принять тебя в игру».

Игры для совершенствования у детей умения общаться без слов:

«Угадай, что делаем? », «Кто, как ходит? », «Расскажем сказку молча».

Игры для выразительности речи:

«Изобрази, как бушует море», «Каким голосом говорят Золушка, баба Яга».

Игры для развития умений вести себя в конфликтной ситуации:

Анализируем с детьми разнообразные ситуации-общения.

«Ты обидел своего друга. Попробуй попросить прощения»

«Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь», «Два мальчика поссорились, как их помирить».

Игры для развития эмпатийного поведения:

«Волшебный магазин» выбери подарок своему лучшему другу.

«Царевна Несмеяна» попробуем ее рассмешить.

Привлекаем детей и взрослых к участию в драматизации сказок.

Ситуации-общения:

«Ты нашел на улице голодного котенка, пожалей его»,

«Малыш плачет, как его успокоить».

Приглашаем в гости малышей для совместной игры и общения.

В качестве основных методов и приемов, направленных на развитие коммуникативной сферы, на занятиях и в повседневной деятельности мы используем:

- коммуникативные игры-упражнения;

- беседы на различные темы;

- ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций;

- игры со словом;

- хороводы, танцы, театрализация сказок;

- чтение и совместное обсуждение художественных произведений;

- обыгрывание эмоционального состояния;

- спортивные, подвижные игры;

- совместные праздники, развлечения, вечера отдыха для детей и взрослых.

В ходе совершенствования коммуникативных навыков детей следует, прежде всего, учитывать, что в этом процессе принимают участие не только педагоги, но и родители. Родители совершенствуют способы общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Необходимо сотрудничество с родителями по вопросам развития у детей коммуникативных способностей.

На собраниях мы поднимаем интересующие родителей вопросы, совместно обсуждаем вопросы взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрываем разнообразные ситуации, предлагаем коммуникативные игры, которые помогут сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в разговор, поддерживать его.

Проводим индивидуальные беседы:

«Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести себя с агрессивным ребенком»; «Самооценка ребенка» и др.

Большую роль в формировании сплоченности коллектива родителей, детей и педагогов играет организация совместных праздников и развлечений. В программу каждого мероприятия мы включаем театрализацию или инсценировку сказки, в которых участвуют дети и родители. Это способствует сплоченности коллектива, в глазах детей поднимается авторитет родителей, а родители лучше узнают своих детей, видят их отношения со сверстниками.

У нас с родителями общая задача – сделать наших детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право каждого ребенка на выдумку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться личность, происходит расширение круга общения у детей, повышается самооценка.

В нашей группе мы обсуждаем с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждаем выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Беседуем о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность, например, игра. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой, поиграть вместе, приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Также обсуждаем с ними форму отказа, учим выражать несогласие тактично, вежливо ответить на отказ. Побуждаем детей при обращении к сверстнику с предложением: посмотреть на него, назвать по имени, внимательно выслушать ответ. Обращаем внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.

Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность. Широкое влияние оказывает выразительность на коммуникативную культуру личности, взаимоотношения с окружающими, самовыражение в разных видах творческой деятельности.

Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационная сторона.

Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.

Результаты работы, в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это концерт, спектакль или праздник, в котором принимают участие взрослые и дети. В общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью. В нашей группе есть традиция – новых, недавно поступивших детей мы встречаем праздником, устраиваем «Вечер встречи новых друзей», а каждый учебный год мы заканчиваем праздником «День взросления наших детей». В программу праздников, торжественных мероприятий, кроме концертных номеров, обязательно включена инсценировка сказки или кукольный спектакль, организованный детьми и родителями.

Такая организация театрализованной деятельности не только создает условия для формирования выразительности речи, но и для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми и взрослыми. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения и выразительной речи.

Кроме того, в такой деятельности взрослые и дети лучше узнают друг друга. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за детьми показало следующие результаты: дети активно вступают в общение с взрослыми и сверстниками, беседы богаты и длительны по содержанию, дети более эмоциональны, умеют вступить в беседу и обоюдно ее завершить.

Таким образом, в результате проведенной работы произошло расширение круга общения, повышение самооценки, улучшение статусного положения, увеличение сформированности коммуникативных навыков. Данные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы, направленной на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

www.maam.ru

Презентация для детей "«Формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»." - скачать смотреть бесплатно

№ слайда 1Описание слайда:

Консультация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста». Выполнила: Студентка 4го курса Ефрюшкина Алевтина

№ слайда 2Описание слайда:

Цель. Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

№ слайда 3Описание слайда:

Актуальность темы. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

№ слайда 4Описание слайда:

Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

№ слайда 5

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

№ слайда 6Описание слайда:

Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо.

№ слайда 7Описание слайда:

Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

№ слайда 8

Целевые установки. создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;

№ слайда 9

обучать умению слушать и слышать другого;

№ слайда 10

учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

№ слайда 11

развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

№ слайда 12

учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

№ слайда 13

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

№ слайда 14

Подготовка к проведению методического мероприятия. Изучение литературы по данной тематике.

№ слайда 15Описание слайда:

Содержание. Провести беседу с детьми, в ходе которой педагогу следует: Объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим.

№ слайда 16Описание слайда:

Научить детей входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других.

№ слайда 17

Формировать чувства симпатии между участниками общения.

№ слайда 18

Объяснять детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие.

№ слайда 19

Источник ppt4web.ru

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила: Мальгина Елена Викторовна воспитатель ГБДОУ детский сад №23 Московского района г. Санкт-Петербурга.

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.» В. А. Сухомлинский.

Итак, дошкольный период развития ребенка подходит к концу. Родители обеспокоены такими проблемами как:

-готов ли их ребенок к школе, все ли купили.

-справится ли он с программой обучения.

-примет ли его коллектив.

Но мы забываем о том, что одной из главных сторон готовности к систематическому обучению является социально-коммуникативные навыки.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития. Котороенаправлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Кроме того, направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. И конечно же на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Так же необходимо вспомнить и о еще об одной составляющей –социализация.

Она является важным условием гармоничного развития ребенка.

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Ведь именно через коммуникацию происходит то самое развитие сознания и высших психических функций.

А умение ребенка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей. Благодаря общению он не только познает другого человека будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя.

В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Именно они и позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого, адекватно и правильно выстраивать свое поведение.

И так что же входит в развитие коммуникативных навыков.

Конечно же общение и коммуникация.

Общение

– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

Коммуникация

(англ. communikate – сообщать, передавать) предполагает:

-осуществление передачи содержания социально исторического опыта человечества.

-обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира.

-побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом.

-для достижения результата.

-передачу опыта различных видов деятельности и обеспечения их освоения.

Коммуникация- это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.

Согласно С.В.Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.

Общение- это обмен сообщениями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми.

В отличие от общения,коммуникацияпредполагает наличие цели как минимум у одного из участников.

Основные составляющие общения:

-коммуникативная сторонаобщения (обмен информацией между людьми) ;

-интерактивная сторона(организация взаимодействия между индивидами) ;

-перцептивная сторона(процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) .

В коммуникативном процессе обычно выделяют

Вербальную коммуникациюобщения, которая осуществляется посредством речи.

Невербальную коммуникацию:

Этом процессе приобретаются необходимые навыки и умения. Легкость установления контакта, поддержание разговора, умения слушать и высказать свою точку зрения, аргументировать и отстоять свою позицию, возможность прийти к компромиссному решению.

Кроме того, активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.

Эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека.

Конфронтация – действия одного человека, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение.

Согласитесь, ведь это как раз и помогает дошкольнику в его будущей адаптации в классе.

У ребенка в этом возрасте коммуникативные навыки представлены словами, обозначающими взаимоотношения между людьми, правилами поведения в обществе, формируется его образная речь.

Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствуются, ребенок уже усвоил речевой этикет и может поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. Он умеет домысливать события, владеет контекстной речью. Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходитчерез игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.

В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.

Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых для успешного перехода к учебной деятельности.

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Коммуникативные игры- наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории.

Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

Приложение

Игры на развитие социально - коммуникативных навыков

Знакомство. Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей. Описаниеигры:С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям.

После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.

Рассказ про школу.

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “А что вы знаете о школе…” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

Позвони другу

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.

Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

Позвони мне позвони

И что хочешь мне скажи.

Может быль, а может сказку

Можешь слово, можешь два –

Только, чтобы без подсказки

Понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

Поиграем в школу. Сюжетно ролевая игра.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити?

Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

По теме:

Источник nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.

Работая в детском саду в адаптационный период, Я столкнулась с тем, что дети на данном этапе перехода в новую социальную ситуацию испытывают коммуникативные трудности.

Поступление в детский сад – сложный этап в жизни любого малыша. Резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.

Внутреннее благополучие ребенка, перешагнувшего порог новой группы детского сада в руках педагога. И здесь особого внимания требует психологическая атмосфера в группе: ощущение тепла, защиты, ласки, возможность приятного физического контакта, индивидуальный подход.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее простых и эффективных способов развития навыка общения у детей дошкольного возраста.

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Основная часть игр дает детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Каждая игра повторяется по несколько раз, чтобы дети запомнили слова песенок, правила игры. Дети раннего возраста любят повторение.

Знакомые игры воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают свой внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Предлагаю некоторые варианты коммуникативных игр для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации:

«Раздувайся, пузырь»

Цель:развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Описание игры:дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки) .

«Веселый паровозик»

Цель:Знакомство с группой, друг другом.

Описание игры:Дети знакомятся с группой, путешествуя по ней на «паровозике»: первый ребенок с рулем, под мышки у него пропущена веревка, концы которой держит идущий последним воспитатель. Дети находятся между двумя веревками, за которые при необходимости можно держаться.

«Зеркала».

Цель:развитиенаблюдательности и коммуникативных навыков.

Описание игры:ведущий становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребёнок ошибается, он выбывает.

Победивший ребёнок становится ведущим.

«Ласковое имя»

Цель:развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Описание игры:Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, ?волшебную палочку) . При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Ал?нушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Ладушки»

Описание игры:Напомните детям потешку:

Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. Что ели? — Кашку. Что пили? — Бражку.

Пусть ребята сядут друг напротив друга, образуя пары, и перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.

«Сорока-ворона»

Цель:снятие эмоционального напряжения.

Описание игры:Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому Из большой миски Да большой ложкой.

Всех накормила!

Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки

Динамика развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста:

  • в общении и взаимодействии со взрослыми дети демонстрируют усвоенные социальные правила (здороваются, прощаются, благодарят, вежливо просят и пр.) ;
  • в присутствии взрослого конструктивно взаимодействуют, общаются со сверстниками и решают конфликтные ситуации; адекватно используя речь, мимику, жесты, интонацию, делают свое высказывание понятным для собеседника
  • под руководством взрослого взаимодействуют со сверстниками в продуктивных видах деятельности, игровых и спортивных мероприятиях.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме:

Подробней nsportal.ru

4. Продукт педагогического проекта…………………………………………......13

Паспорт проекта

Название проекта:«Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О. А. Бизиковой»

Вид проекта:практико – ориентированный

Продолжительность:1 год

Участники:дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители

Основное направление проекта: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О. А. Бизиковой.

Актуальность

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников.

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недостатков является необоснованность распространенного в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Это привело к обеднению содержания работы по развитию у детей диалогической речи.

Другой недостаток заключается в том, что среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми. Потенциальные возможности многих игр используются в этом процессе не в полной мере.

Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей -важная предпосылка их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

1.сотрудничать;

3.воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

4.говорить самому.

Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворении всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам) , в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) проблема формирования и развития коммуникативных способностей особенно актуальна. В результате мониторинга сформированности интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» было выявлено большое количество детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития коммуникативных навыков.

Актуальность проблемы поставила перед нами цель– внедрение инновационной технологии О. А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» для повышения уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Для решения поставленной цели были определены задачипедагогического проекта:

  1. Повысить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на 5 % через внедрение технологии Бизиковой О. А.
  2. Обосновать результаты педагогического опыта по внедрению технологии О. А. Бизиковой, с целью дальнейшего использования педагогов в работе по формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
  3. Повысить уровень компетентности родителей по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм и методов работы на 8 %.

Реализация данного проекта предполагает получение следующих результатов:

  1. Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков у детей

старшего дошкольного возраста на 5%.

  1. Повысится уровень компетентности педагогов по развитию

коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на 35%.

  1. Повысится уровень компетентности родителей в вопросах развития

коммуникативных навыков детей на 8 %.

Содержание проекта

Цель: Развитие умения детей старшего дошкольного возраста пользоваться диалогом, как формой общения.

Задачи:

  1. Формировать умения пользоваться различными единицамидиалога в соответствии с их функциональным назначением.
  1. Способствовать усвоению основных правил ведения диалога,его культуры.
  1. Обучать дошкольников правилам речевого этикета.
  1. Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями по

вопросам развития коммуникативных навыков у детей.

Содержание данных задач условно можно представить в виде трех блоков:

первый блок — это комплекс задач, предполагающих усвоение детьми диалогического единства «вопрос — ответ» и соответствующих этой паре реплик форм поведения;

второй блок посвящен диалогическому единству «сообщение — реакция на сообщение» и правилам, связанным с употреблением этого вида реплик;

третий блок включает задачи обучения детей репликам и речевому поведению в диалогическом единстве «побуждение —реакция на побуждение».

Диалогическое единство

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Развитие самооценки в дошкольном возрасте

    Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неад...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Компоненты общения детей дошкольного возраста

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,...

  • Пословицы для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Характеристика детей дошкольного возраста

    Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации) Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста 1. Характеристика ребенка дается на основании его всес...

  • Коммуникативные способности детей дошкольного возраста

    Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих...