Развитие любознательности познавательной активности дошкольников

Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по теме: «Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности»

1 слайд. ТЕМА

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку раздела общеобразовательной программы детского сада по теме «Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности».

Для методической разработки мною выбран раздел «Познавательно – речевое развитие», образовательная область «Познание»

2 слайд. АКТУАЛЬНОСТЬ

• Федеральные государственные требования к содержанию дошкольного образования одним из главных направлений определяют интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.

• Современное общество нуждается в активной, интеллектуальной личности, способной к познавательной самореализации

• Познавательная - исследовательская деятельность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира

• До настоящего времени еще не сложена четкая концепция исследовательской деятельности и это затрудняет реализацию детского потенциала и побуждает искать эффективные решения этой проблемы

3 слайд. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Поэтому выбранный нами раздел, ставит перед нами цель и задачи:

Цель:Развитие познавательного интереса к предметам и явлениям окружающей жизни

Задачи: Формирование способности сосредотачивать внимание на предметах и явлениях окружающей действительности, выделять в предметах определенные свойства, сравнивать и группировать их.

Повышать уровень компетентности у родителей в вопросе значения познавательной исследовательской деятельности для детей младшего возраста.

4 слайд. СЛОВА СУХОМЛИНСКОГО

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Данная тема имеет психолого – педагогическое обоснование. Аспекты познавательно – исследовательской деятельности получили свое отражение в работах Поддъякова, Дыбиной, Выготского, Леонтьева.

Ученые настоятельно рекомендуют использовать методы познавательно – исследовательской деятельности в работе с детьми, на протяжении всего дошкольного детства.

А. Н. Леонтьев указывал, что в познавательно – исследовательской деятельности происходит превращение объекта в его субъективную форму. Т. е переход деятельности в объективные результаты, продукты.

5 слайд. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Таким образом, мы, имея психолого – педагогическое обоснование, изучая современную литературу, реализуя программу воспитания и обучения, видим потребность общества в любознательном человеке и имеем необходимость создания системы работы по данной теме

6 слайд. СИСТЕМА РАБОТЫ

Поэтому мы продумали следующую систему работы. Разделили мы её на 3 этапа:

I этап: аналитическо-информационный

II этап: формирующий

III этап: результативный

7 слайд. МОНИТОРИНГ (графики)

На первом этапе мы произвели мониторинг интегративных качеств. Анализ уровня достижения интегративного качества «Любознательность» показывает, что у 30% детей показатели планируемых результатов проявляются периодически, нестабильно.

Дети мало задают вопросы, не интересуются в экспериментировании, не проявляют ярких положительных эмоций. Это еще раз подтверждает, что нужна планомерная работа по формированию любознательности

8 слайд. ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Поэтому следующим шагом была организация образовательного процесса, мы выбрали формы организации и объекты исследований, составили комплексно – тематический план работы. Вы видите его на экране. В нем четко отражена интеграция областей.

9 слайд. ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА (фото)

Также на первом этапе мы создали предметно – развивающую среду.

10 слайд. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Познавательно – исследовательская деятельность осуществляется через совместную и самостоятельную деятельность, через различные методы и приемы:

Беседы, опыты, игры, художественное слово.

Объектом исследований экспериментирований является вода.

С ней мы проводим опыты: «Лейся, лейся», «Чудесное превращение», «Снег это тоже вода», используя метод развивающийся интриги

(А что же еще можно сделать с водой) А об этом мы узнаем, когда пойдем на прогулку.

Опыты с песком –

изучая песок, землю, глину дети узнают, какой песок лепится? Почему он бывает сухой? Дети лучше усваивают знания, если применяется игровая ситуация или игровой персонаж.

В результате планомерной работы дети начали чаще обращаться с вопросами: «А из этого снега можно слепить снегурочку? »

А также, стали проявлять самостоятельность в игровой деятельности с водой и песком.

11 слайд. ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛДЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.

В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа.

Дети, обнимая стволы деревьев, сравнивают кору деревьев по цвету, тактильным ощущениям, развивают аналитическое мышление.

Рассматривая цветы, знакомятся с строением и значениям частей.

Через опыты живой и игрушечной рыбки учатся сравнивать живые и неживые объекты. Для создания интереса ставлю детей в проблемную ситуацию.

Наблюдая за ростом лука, дети делают выводы о связи между ростом растения и уходом за ними.

В результате, дети второй младшей группы стали замечать, что цветочек повял, проснулись жуки, они рассказывают об этом, а значит у них появился интерес к окружающей жизни.

12 слайд. РУКОТВОРНЫЙ МИР

Особенно интересно познавательно – исследовательская деятельность в разделе «Рукотворный мир».

Объектами исследований стали окружающие предметы, их характеристики (цвет, формы, материалы)

Первыми предметами исследований стали бумага, дерево, ткань.

Например, опыт «Тонет - не тонет» позволяет сравнить качества дерева и бумаги с помощью проблемной ситуации:

«Мышонку нужно срочно уплыть. На каком корабле уплывет Мышонок? »

Многое о рукотворном мире дети узнают во время образовательной деятельности (лепки, конструирования).

Очень важной задачей считаем формирование ретро – перспективного взгляда на предмет. Этому способствуют посещения музея нашего детского сада.

«Сейчас дети носят туфельки, а раньше – лапти»

«Сейчас куколки пластмассовые, а раньше были – тряпичные»

Хорошим результатом проведенной работы стал устойчивый интерес к окружающим предметам, бережное отношение к вещам, т. к они стали понимать, что это творение рук человека

13 слайд. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ

Важным звеном развития познавательно – исследовательской деятельности является взаимодействие с семьей.

14 слайд. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Взаимодействие с семьей происходит через различные формы работы: семейные клубы, мастер – класс, участие в проектах, участие в выставках поделок. С целью выявления отношения родителей к поисково – исследовательской деятельности проводилось анкетирование.

Анализ анкет показал, что родителям необходима методическая помощь в этом вопросе. Поэтому я стараюсь убедить родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям.

Одной из основных проблем детей и родителей - это длительное времяпровождение детей у компьютера, поэтому одно из заседаний семейного клуба было посвящено теме «Дошкольники и компьютер».

Эффективной формой взаимодействия с родителями является привлечение участия родителей в выставках поделок «Щедрая осень», «Природа и мы», «Поделки из бросового материала»

Проведение «Мастер – классов»

15 слайд. ЛОСКУТОК

Хорошим результатом совместной работы с родителями можно считать участие родителей в проекте «Лоскуток». Этапами проекта стали беседы с детьми, экскурсия в кастелянскую, выставка поделок. И завершился проект праздником в русских традициях: «Посмотри, как ты хорошо, край, в котором ты живешь! ».

Знакомство с людьми, которые творят красоту своими руками повлияло на детей и вызвало в них желание научиться творить своими руками.

16 слайд. МОНИТОРИНГ

Осуществляя мониторинг качества освоения детьми данного раздела программы я использовала авторскую модель диагностики Афонькиной Ю. А. Анализ полученных результатов позволяет отметить положительную динамику в плане формирования указанных качеств и представлений у детей 2 младшей группы за период обучения с сентября по январь учебного года.

Таким образом, положительная динамика показателей развития детей позволяет сделать вывод об эффективности данного метода познавательного развития детей и о том, что работа проводилась планово, целенаправленно и систематично.

Промежуточный мониторинг интегративных качеств в младших группах показывает, что интегративные качества большинства детей групп соответствуют норме, которую дети могут достичь в данный возрастной период. Более высокий средний балл в нашей группе дети показали по такому интегративному качеству, как «любознательный и активный» и «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. » Причем средний балл по данному качеству как «любознательный и активный» в нашем группе с начала года повысился более значительно (на 0, 4 в нашей группе и на 0, 1 – в параллельной младшей группе). Эти данные позволяют нам сделать вывод о том, что проведенная работа по экспериментированию дает положительные результаты, хотя говорить о значительных результатах пока еще рано, так как работа только началась и … .

17 слайд. Распространение опыта работы

Консультации для воспитателей

Выступление на районном методическом объединении воспитателей

Проведение открытых занятий

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-dlja-atestaci2_2i435.ppt | 10350,5 Кб | Скачан: 141
www.maam.ru

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности и любознательности дошкольника

Выступление на педсовете. Анализ работы за 2012–2013 уч. год

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, СТРЕМЛЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПОЗНАНИЮ И РАЗМЫШЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКА. »

Свое выступление я хочу начать со слов Тимирязева:

Слайд 2

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Введенные Федеральные Государственные Требования (ФГТ) направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Я всегда стараюсь так организовать свой труд, чтобы он был достуаным, успешным для каждого ребёнка, и носил вариативный характер. В своей работе я активно использую для развития познавательной активности у детей - опыты. Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Для положительной мотивации деятельности детей считаю необходимо использовать различные стимулы такие как:

• новизна, необычность объекта

• тайна, сюрприз

• мотив помощи

• познавательный момент (почему так)

• ситуация выбора

Когда ребёнок может выбирать, что ему делать, что ему интересно, он чувствует, ощущает своё «я» - «Я это делаю, потому что мне это интересно».

Поэтому мной и была выбрана данная тема.

Цель, которую я ставила перед собой:

Слайд 3

Задачи:

Слайд4

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Я создала в группе лабораторию для выполнения образовательных, развивающих, воспитывающих, стимулирующих, коммуникативных функции. Ребенок в центре лаборатории чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность. В лаборатории у нас есть микроскоп, колбы, различные емкости мерные ложечки и сосуды, в дальнейшем оборудование надеюсь будет пополняться.

Существует несколько классификаций экспериментов:

Слайд 5, 6.

В течение года были проведены ряд мероприятий для достижения поставленной цели:

Слайд 7

Хочу отметить из опыта своей работы, что экскурсии как не что другое способствуют и побуждают к экспериментированию, повышают познавательную активность, любознательность :

Слайды 8, 9, 10.

Свое выступление я хочу закончить словами Сухомлинского:

Слайд 11

Слайд 12

www.maam.ru

Родительский клуб «Способы развития познавательной активности у дошкольников»

Доброе утро уважаемые родители. Очень рада видеть Вас! И нашу встречу хочу начать со слов В. Сухомлинского.

Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка.

В. Сухомлинский

Сегодня мы с вами поговорим об одной из главных проблем развития детей. Особое значение в развитии детей имеет познавательный интерес. Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста – одна из задач умственного воспитания

Умственное развитие ребёнка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, со сверстниками, так и в процессе систематического обучения.

1) Определение. Слайд №3 Познавательный интерес – основа учебной деятельности:

- способствует формированию глубоких и прочных знаний;

-развивает качество мыслительной деятельности;

-создаёт благоприятный эмоциональный фонд для протекания всех психических процес-сов.

-Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир.

2) Дети в норме. Что характерно для детей, у которых развиты познавательные интересы: они задают вопросы, ищут на них ответы, их привлекает новизна и сложность проблемы. Они склонны к экспериментированию, активной поисковой деятельности. Они могут длительно сосредотачиваться на интересующей их проблеме: изучать жизнь муравейника, экспериментировать с предметами, высказывать свои догадки, предположения.

Давайте послушаем, как дети могут рассуждать о знакомых нам явлениях. Видео «Дети рассуждают» Интерес формируется и развивается в процессе трудовой, игровой, учебной, общественной деятельности человека и зависит от условий жизни, обучения и воспитания.

Элементарные проявления неосознанного познавательного интереса наблюдаются у детей на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире. Объектами таких интересов являются яркие, красочные, а также подвижные и издающие звуки предметы. Ребёнок непроизвольно обращает на них внимание и испытывает чувство удовлетворении при манипулировании ими.

Примерно с двух лет дети начинают задавать взрослым огромное количество вопросов по поводу предметов и явлений окружающего мира (возраст 3-5 лет так и называется «возраст почемучки») .

Дети задают большое количество вопросов об окружающем. Вопросы – показатель деткой любознательности, они выражают активное познавательное отношение к окружающему. Умение задать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. Чаще задают вопросы те дети, которые больше знают. Это естественно, потому что вопрос возникает тогда, когда происходит столкновение знакомого и незнакомого. Вопросы старших детей свидетельствует об определенной направленности интересов, о сформированном интересе к знаниям, о стремлении узнать что-то новое.

На детские вопросы надо отвечать, но не всегда эти ответы надо давать в готовом виде, поскольку это не развивает самостоятельности мышления. В развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста особая роль принадлежит книгам, радио и телевидению. А примерно с трёх лет начинает проявляться и вскоре доминировать интерес к игре.

3) Дети с проблемами. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы речи, задержка психического развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, проблемы в эмоционально – личностном развитии) сложен. Дети не могут на дли-тельное время сосредоточить внимание, действия этих детей хаотичные, часто они не понимают конечной цели. Не понимают инструкцию взрослого и не желают подчиняться требованиям окружающих его взрослых. У детей нарушена память. Они с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.

У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

Характерным признаком таких семилетних детей является недостаточная готовность к школе.

Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Главная проблема ребёнка заключается в нарушении его связи с миром, в ограничен-ной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Нам, взрослым, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

4) Важность формирования познавательной активности.

Проблема формирования у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны образовательного процесса является довольно значимой, а сам познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. Задачу развития познавательной активности, творческого подхода к познанию и деятельности можно с полным основанием назвать важной в подготовке к школе. Ради достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу, не вызывающую у них интереса: подметать пол, мыть посуду (чтобы разрешили поиграть, посмотреть кино-фильм и т. п.) . Это свидетельствует о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе не только желаний («хочу», но и на базе осознания необходимости («надо»). Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание (в общении с детьми — это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок.

Давайте выделим через что всё- таки лучше развивать познавательную активность, у наших детей.

1. Это совместные игровые действия

2. Поиск ярких впечатлений во время прогулок - Не проходите мимо, даже незначи-тельного события.

3. Частая смена деятельности.

Вывод: каждое ваше общение должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.

4. Разделяйте интересы ребёнка

Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям детей.

Важно научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожению полезных насекомых и т. д. Это не только приносит вред природе, но и отрицательно действует на психику наших детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы наши дети получали верные сведения о природе.

Напоминаю вам, дорогие мамы и папы:

- при разговоре с ребенком слушайте его внимательно, не перебивайте;

- будьте терпеливы при объяснение игр, и пояснение нового;

- старайтесь объяснять задания как можно проще и понятнее, чтобы у ребенка про-явился интерес;

- развивайте любознательность и воображение, поощряйте в ребенке желание узнать что-то новое;

- поменьше критикуйте и поправляйте ребенка, тогда ребенок не замкнется в себе.

- искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду. Рукопожатие, доброе слово, искренние объятия – отличное поощрение!

По дороге никогда не молчите, разговаривайте со своим ребенком, поддерживайте его темы для разговора. И ненавязчиво напомните ребенку:

- какой сегодня день недели, какое время года, напомните свой домашний адрес.

- на перекрестке, обязательно уточните, на какой цвет светофора нужно переходить улицу, какой транспорт проезжает грузовой или легковой, какого цвета машины проехали.

- проходя мимо деревьев, уточните у ребенка название деревьев, посчитайте, сравни-те их;

- обратите внимание на одежду людей, что изменилось в одежде людей с приходом, того или иного времени года.

- обратите внимание на погоду.

Предложите ребенку сочинить рассказ про то, как Вы шли в магазин, в больницу, этим Вы поможете развить у ребенка внимание и, умение составлять описательные рассказы.

В заключении мне хочется сказать, что ключ к успеху - это, во-первых, чёткое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным, и, во-вторых, медленное продвижение вперёд. Каждый следующий шаг требовал, чтобы ребёнок сделал чуть-чуть больше, чем прежде, но каждое новое достижение открывало перед ним более широкие возможности. Сознательно организованное образовательное пространство, специализированные методы обучения ребёнка позволяют активизировать и реализовать его сохранный познавательный и личностный потенциал.

Желаю успехов и творчества вам и вашим детям!

Список литературы

1. Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка / Лариса Богданова, Наталья Диманис. – Спб. : Лев и Сова, 2007.

2. Зубарева Т. Г. Помощь детям с проблемами в обучении, воспитании и развитии в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения. / Воспитание и обучение детей с нарушениями. 2012 г. № 7.

3. Косарева У. В. Система образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Самарской области: направления и перспективы. / Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. 2012 г. № 6.

4. Нищева Н. В. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. – Спб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

5. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет /Юлия Соколова. – М. : Эксмо, 2007.

6. Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006.

www.maam.ru

Развитие познавательных интересов у дошкольников

Ребенок– природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе. Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятие. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия - сенсорное воспитание - составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе воспитатели уделяют внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы.

Развитие любознательности, потребности узнать новое - одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие

Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи.

• На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ кинофильмов.

• На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе.

• Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

Беседа - форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт

Исследовательская деятельность - как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира

Экспериментирование - форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Наблюдение - организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом, игрушек. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап, характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает, издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает). Дети узнают и называют растения ближайшего окружения - дерево, куст, трава, комнатные цветы.

Дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия.

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.

5. Конкретно и четко объяснять правила

Дидактические игры

В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия.

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.

5. Конкретно и четко объяснять правила

Речевые логические задачи

Речевая логическая задача - это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения, это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках, экскурсиях, задает наводящие вопросы, помогает правильно сформулировать мысль.

Экскурсии - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. По содержанию экскурсии делят на два вида: природоведческие - в парк, в лес, на реку; экскурсии на сельскохозяйственные объекты - поле, в сад, огород. Экскурсии привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

Развлечения, викторины, конкурсы - можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности.

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, реализовывать задачи образовательной области «Познание».

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьному обучению.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная практико-познавательная деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность

Прикреплённые файлы:

1prezentacija-microsoft-office-powerpoint_3hloj.pptx | 8217,96 Кб | Скачан: 66
www.maam.ru

Развитие познавательной активности дошкольника

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии познавательной активности личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с окружающим миром, в осознании неразрывности с ним. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания бережного отношения к окружающему миру, активность в решении проблемных задач. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью, они — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.) .

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быст-ро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет включение в восптитаельно – образовательный процесс детского экспериментирования, в ходе, которой ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детского дошкольного учреждения. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь будущее закладывается именно сегодня.

Задача педагога в том, чтобы в детях, которых он воспитывает, заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, гражданская ответственность.

Концепция дошкольного воспитания выделяет основные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных партнерских отношений, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями. Содержание реализуемых в дошкольных учреждениях программ обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольника. Задачи познавательного развития занимают центральное место. Целостное представление о мире – основа интеллектуального развития детей. В представлениях ребенка отражаются в единстве объекты, действия с ними. Оперируя этим, дети постепенно познают мир таким, каким он есть.

В процессе познавательной деятельности с детьми мы обеспечиваем возможность для реализации возрастного потенциала и проявления индивидуальности каждого ребенка. Учим не просто “усваивать” материал, а познавать мир, вступать с ним в активный диалог. Искать ответы на свои вопросы, не останавливаться на достигнутом этапе. По нашему мнению основным условием для развития познавательной активности детей являются:

• интересы и потребности детей,

• осмысление и осознание себя в окружающем мире,

• индивидуальность каждого ребенка,

• средства и способы добывания знаний.

Работая в познавательно – речевом направлении мы развиваем ребенка как субъекта познания: его любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций. Развиваем общие представления ребенка об окружающем мире.

Образование, направленное на познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте, предполагает:

• опору на природную детскую любознательность;

• поощрение познавательной инициативы ребенка – детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;

• опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;

• организацию образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей;

• предоставление информации из разных областей культуры (речевой, математики, естественных наук, искусств, общественной жизни человека, здоровья, экологии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.

www.maam.ru

Формирование инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности старших дошкольников.

В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной личности, способной к преобразующей, креативной деятельности. Уровень познавательной деятельности личности не удовлетворяет запросам современного общества и требованиям личностно -ориентированного образовательного процесса (Р. С. Буре, С. Л. Новоселова, В. И. Логинова, Н. Н. Поддьяков).

Перед системой дошкольного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самоценности каждого ребенка, выдвигается задача создания социальной ситуации детского развития.

Не секрет, что развитие творческой личности зависит от уровня развития творческой инициативы, эмоционально-положительного отношения к процессу познания, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

В ФГОС ДО как стандарте разнообразия детства, особое внимание уделено поддержке инициативы и самостоятельности детей в различных видах детской деятельности. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности ребенка:

- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;

- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

-способен к волевым усилиям, принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности [Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»].

Инициативный ребенок стремится к организации игр, содержательному общению, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Инициативного, любознательного ребенка отличает содержательность интересов.

Проблема формирования инициативы и любознательности сегодня приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением многоаспектных научных исследований. Инициатива и любознательность - это, с одной стороны, важнейшие показатели развития детского интеллекта, с другой, непременное условие совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой (А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, О. М Дьяченко).

Следует отметить, что целеполагающие идеи развития дошкольного образования с учетом ФГОС ДО, аккумулируются вокруг таких принципов, как обогащение (амплификация) детского развития, поддержка инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность, любознательность.

Познавательная активность представляет собой качественно новую деятельность, в которой проявляется отношение дошкольника к объекту и процессу познания.

В толковом словаре русского языка под редакцией С. И. Ожегова любознательный определяется как «склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Любознательный ребенок имеет познавательные интересы, стремиться к овладению новыми знаниями и получает от этого процесса радость и удовольствие

Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности, когда ребенок становится субъектом образовательных отношений. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершенствуется в течение всей последующей жизни (A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарёв, поэтому важным аспектом в социальной ситуации является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия со взрослыми.

В качестве педагогических технологий данного взаимодействия могут быть использованы технологии поисково-исследовательской деятельности, личностно-ориентированного развивающего обучения, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Игровые технологии Организации педагогического процесса в форме игры с четко поставленными целями обучения и соответствующими им педагогическими результатами: развитие инициативы и любознательности. Имитационное моделирование ситуации через принятие ребенком роли.

Технологии поисково- исследовательской деятельности «Обучение через открытие» (экспериментирование) предполагает непосредственное участие ребенка в образовательной ситуации. Под руководством взрослого создание проблемных ситуаций, организация поисково-исследовательской деятельности детей по их разрешению, в результате чего происходит обучение детей рассуждению, сопоставлению различных точек зрения, обобщению полученных результатов.

Технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. Развитие личности воспитанника в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями развития: интереса к познанию, склонности к той или иной деятельности.

Информационно-коммуникативные технологии Использование педагогом цифровых образовательных ресурсов при организации видов деятельности.

В современной ситуации образования дошкольника необходимо перестроить исходный взгляд на развитие внутренней активности ребенка, предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него образовательных областях и сферах жизнедеятельности (К. Белая).

В качестве условия развития инициативы и любознательности у детей рассматриваем содержательно- насыщенную, трансформируемую, полифункциональную и вариативную предметно-пространственную образовательную среду в группах, на участке. Среда должна обеспечивать возможность общения детей и взрослых в совместной деятельности. Важным условием является обогащение предметно-пространственной среды, создание центров: познавательный, экспериментально-исследовательской деятельности. Среда в группах может поддерживаться передвижной компьютерной лабораторией. Оснащение дошкольного учреждения инновационными решениями и продуктами расширит спектр образовательных ситуаций. Информационным центром в детском саду может стать интерактивная доска SMART BOARD. В зоне открытого доступа для педагогов могут быть предоставлены информационные ресурсы, размещенные на образовательных порталах, видео- и аудио материалы.

Более значимой на современном этапе становится роль педагога. Он выступает в роли партнера и помогает ребенку рассматривать любую образовательную ситуацию, как развивающую, предоставляет каждому включенному в неё субъекту широкий простор для самореализации, проявления самостоятельности, инициативы, творчества с учетом интересов, склонностей и способностей.

Следовательно, процесс развития инициативы и любознательности дошкольников обусловлен внутренней взаимосвязью деятельности взрослых и детей с учетом совокупности определенных факторов: цели, содержания, характера и методов обучения возрастным и индивидуальны возможностям дошкольников, которые взаимосвязаны в реальном процессе обучения.

Мы придерживаемся точки зрения, что познавательная активность дошкольников лучше проявляется и развивается, прежде всего, в образовательном пространстве, создаваемом педагогом, но в тоже время, считаем, что необходим комплекс совместных действий, сотрудничество дошкольной организации с семьями воспитанников. Данное сотрудничество является важным моментом в течение всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении. На сегодняшний день значимым является приобщение семьи к созданию социальной ситуации познавательного развития ребенка в период раннего и дошкольного детства, к оказанию помощи ребенку в выполнении проектно- исследовательской деятельности.

Проектная деятельность представляет собой важную сферу познавательной активности детей и может включать разнообразные образовательные маршруты, в качестве ведущих направлений нами определены - живая, неживая природа, объекты окружающего мира.

Мини-проекты приобщают детей к самостоятельной познавательной деятельности, расширяют кругозор, побуждают к проявлению инициативы и любознательности, стимулируют проявление нравственно-волевых качеств по достижению познавательных целей. В возрасте 6-7 лет взрослому особенно важно развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом.

Работа педагогов-дошкольников в современных условиях требует постоянного повышения образовательного уровня педагогического коллектива, поэтому проведению методической учебы, круглых столов, консультаций, обучающих семинаров, мастер-классов, изучению педагогами опыта работы других дошкольных в детском саду отводится большое внимание.

Таким образом, развитие инициативы и любознательности у дошкольников обеспечивается реализацией целостной педагогической системы, эффективность которой определяется комплексом педагогических условий.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-mbdou-8-proekt-2015_4p88e.ppt | 5062,5 Кб | Скачан: 9
www.maam.ru

«Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

(В. А. Сухомлинский.)Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека экологически грамотного, человека с большой буквы.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Дошкольным учреждениям отводится большая роль в воспитании экологически грамотного ребенка, начиная с раннего возраста.

Основная цель педагогов— показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры (знаний, практических навыков, эстетических переживаний, эмоционального отношения и практических поступков в поведении детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.) , помочь создать для детей более благоприятную обстановку в семье, сформировать положительное отношение к природе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • - повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей;
  • - вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически ориентированную деятельность;
  • - создание в ДОУ атмосферы общности интересов по экологическому воспитанию дошкольников.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности.

Опытно-экспериментальная деятельность имеет следующие направления: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.

Неживая природа:воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

Наблюдения за объектами неживой природы позволяют детям знакомиться со свойствами воздуха, с ролью ветра в природе и жизни человека, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья всего живого.

Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования детей, с родителями проводятся беседы и анкетирование. Результаты анкетирования оглашаются на родительских собраниях с целью постановки новых задач в дальнейшей работе с родителями.

Советы хорошим родителям по развитию поисково-исследовательской активности детей

Что нужно делать

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

направленные не на передачу знаний ребенку, а необходимо активизировать процессосвоения знаний -использовать блоково-тематическое планирование

-реализовывать детскиепроекты по привлекательной для детей теме

-использовать методыобеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании (обсуждениечего я хочу узнать) , формировать представления о значимости некоторых открытий-рассматривать детские энциклопедии и книги -использовать приемы «Чего не хватает?»(отсутствие достопримечательности на карте) , «Я не знаю» (поиск информации покнигам, фотографиям) , обмена информации «Я сегодня узнала»

-коллекционироватьразнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности

-сравнивать экспериментировать,моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскуюдеятельность

образовательном процессе «повышенной сложности» Педагогические условия,направленные на формирование познавательного интереса:

-отбор целесообразногодоступного и интересного для современных дошкольников содержания для решенияобразовательных задач

согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта

-единство ивзаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений,совершенствования познавательных умений и способностей

-развитие в единствекогнитивных, эмоциональных волевых и творческих компонентов интереса

-соблюдение соотношениянового и уже известного в процессе занятий

-вариативность использованияметодов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательногообщения педагога с детьми

познания мира посредством разнообразных дидактических средств -включение детейв активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опытаисследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы,выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении

Личностно-ориентированный подходпедагога к развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольноговозраста

создание условий, способствующих саморазвитию личности, максимальная опора наинтерес, личные особенности, на субъектный опыт каждого человека, накопленныйим индивидуально и социально -дать возможность воспитаннику самому участвоватьв отборе нового содержания образования, опыта применения заранее усвоенныхспособов выполнения различных видов человеческой деятельности, опытаэмоционально-ценностного отношения к миру

личностно-ориентированном подходе ставится акцент на овладение способамидеятельности, а не накопление фактических знаний

-отношение между педагогом и

Подробней www.happy-giraffe.ru

Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:

а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;

в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету) , чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.

Положительное отношение создается двумя путями.

Первый путь создания положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.

Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при непосредственном образном рассказе о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т. п.

Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера.

При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

1. Подготовка почвы для интереса:

а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;

б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, на личной общей познавательной направленности.

2. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смысл образующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком.

3. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появлением познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности («Хочется знать и уметь». «Не могут не заниматься этим») .

4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время (в зависимости от почвы) .

Все мероприятия, предпринимаемые с целью формирования положительного отношения к предмету и деятельности, являющегося необходимой предпосылкой интереса, идут по намеченным нами ранее двум основным путям:

1) создание положительного эмоционального отношения к предмету и к деятельности;

2) обеспечение понимания общественной и личностной значимости деятельности

Для формирования интереса и любознательности нужны все компоненты «поисковой деятельности». Она предполагает:

а) возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка;

б) постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) решения;

в) организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;

г) решение задачи (учебной, трудовой и т. д.) и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.

Активная систематическая самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка) . При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития.

Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более не насыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь предмета и деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением — важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «не насыщаемости» интереса, т. е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью.

Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.

Интерес — как прообраз внешней исследовательской деятельности, образно говоря, вычленяется как переживание своего отношения к ней и затем как бы «прорастает» в личности.

Таким образом, необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

Рекомендации родителям

«Как организовать познавательную деятельность детей».

Познавательное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста предполагает:

- становление и укрепление общейпознавательной мотивации, которая является основной основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе;

- формирования умения ставить перед собойцели исследованияокружающего мира и поиска дополнительной информации о нём;

- формирование специфическихспособовпознавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления) ;

-развитее речикак средства передачи информации и активизации мышления;

-развитие восприятия.

В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

- бережное и уважительное отношение к живому;

-готовность заботиться о ком-то или чем-то;

- представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

-орудия труда, инструменты-взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;

-технические средства, включая средства передвижения,- знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;

-игрушки - ребенок использует по своему усмотрению;

-материалы (конструкторы, изо материалы и т.п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;

- эстетические объекты - рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии) .

Отношения людей, чувства.(Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте) .

Впечатления, восприятие:цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Рекомендации по организации развивающей среды в семье

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух

и обосновывайте свои суждения.

3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».

6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.

7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

8. Ходите с ребёнком в музеи.

9. Проводите совместные наблюдения и опыты.

10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Воспитатель

Материал с сайта nsportal.ru

Познакомить с технологией замеса теста и изготовлением печенья.

Выявить зависимость изменений в природе от сезона.

Установить влияние качества почвы на рост растений.

Доказать, что в почве есть вода и воздух.

Познакомить с искусственными камнями. Состав кирпичной массы.

Опытным путем доказать, что стекло плавится при нагревании.

Свойства соленой воды.

Получить оранжевый, фиолетовый, голубой, зеленый смешением двух цветов.

Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Доказать, что растения дышат.

Занятия познавательного цикла дополняются опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект. Такие дополнительные занятия под названием «Удивительное – рядом», непродолжительны по времени и проводятся непосредственно на занятии или во второй половине дня.

Они способствуют расширению и углублению знаний, полученных на основных занятиях. Методы работы комбинируются, реализуются через комплекс различных видов детской деятельности: занятия, экскурсии, наблюдение, чтение.

Так, в сентябре, занимаясь с глиной, отмечая ее свойства, на дополнительном занятии дети сравнивают глину с песком, изучают взаимодействия с водой, самостоятельно приходят к выводам, проводя опыт «Песок и глина». А в январе, знакомясь со сказкой «Жихарка», дети проводят опыт «Тонет, не тонет» и изучают свойства деревянных предметов.

Часть экспериментов проводится во время прогулок. Например, после занятия «Как снеговики правду о весне искали» дети выходят на прогулку и проводят опыт со снегом, выясняя, где же снег тает быстрее, а где не тает совсем. Для этого наполняют снегом одинаковые сосуды и расставляют по участку. Зачем находят ответ на вопрос, почему в одних сосудах снег растаял, а в других нет.

Для организации детского экспериментирования в групповой комнате создали мини-лабораторию, которую дети средней группы назвали в честь любимого героя мультсериала: «Лаборатория Лунтика». Сюда поместили необходимый материал и оборудование: сосуды разной формы и объема, микроскоп, увеличительные стекла, измерительные приборы, технический, бросовый и природный материал, альбомы, календари для фиксации и зарисовок результатов экспериментирования.

Была проведена работа по созданию картотеки опытов, экспериментов, в соответствии с разработанным планом. В зависимости от темы и цели работы в лаборатории используются различные формы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая, коллективная. Часть опытов дети имеют возможность проводить самостоятельно с помощью схем-карточек, а более сложные проводятся совместно с педагогом.

Практика работы с детьми показала, что для организации детского экспериментирования необходимо использовать какие-либо событие, вызывающее интерес детей и позволяющее ставить вопрос для исследования. Это могут быть придуманные воспитателем приключения объектов ( например, комочка глины и кусочка пластилина к теме «Свойства глины и пластилина») , любой праздник, к которому все готовятся (новогодние маски к теме «Свойства бумаги») .

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формируются то имени сказочного героя, Лунтика. Использование проблемной ситуации позволяет обеспечить оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности детей с усвоением готовых знаний и выводов.

При организации детского экспериментирования мы учитывали следующие особенности руководства со стороны взрослого:

- воспитатель – равноправный партнер, руководит так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности;

- необходимо постоянно стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно;

- в процессе работы поощрять детей, ищущих собственные способы решения задач;

-при формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутых ответов;

- при анализе и фиксировании полученных результатов важно помнить, что непредусмотренный результат не является не правильным.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить исследования с детьми», предложена картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома, например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое время года, если воду заморозить в холодильнике) .

Диагностика развития познавательных интересов в конце учебного года выявила следующее: 20% детей показали высокий уровень развития, количество детей со средним уровнем осталось прежним (60%) . Число детей с низким уровнем развития уменьшилось на 20%. Сравнительный анализ проведенных диагностик убедил в эффективности проведенной работы и значительном повышении уровня познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста.

  1. В результате систематической работы у детей значительно расширились представления о свойствах, качествах материалов, о явлениях неживой и живой природы, появился устойчивый интерес к экспериментированию.
  2. В процессе экспериментирования дети приобрели умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать свою правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
  3. У детей улучшилась память. Обогатилась речь, эмоциональная сфера, активизировались мыслительные процессы.
  4. У родителей воспитанников повысился интерес к экспериментам и исследованиям, некоторые проводили опыты в домашних условиях, вместе с детьми делали зарисовки, формулировали выводы.

В старшей группе работа по экспериментированию с детьми продолжается, разработан план и организованы занятия кружка «Удивительное- рядом».

Задачи кружковой работы:

- формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами и

явлениями;

- знакомить с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями,

развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать интерес к исследовательской деятельности;

- упражнять детей в умении выдвигать гипотезу, проверять ее на практике;

- делать выводы, обобщать полученные результаты, сравнивать со своими предположениями.

Титова И. В.

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие познавательного интереса у дошкольников

    Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных пре...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Игры на познавательное развитие дошкольников

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...

  • Условия развития познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Развитие творческой активности дошкольников

    Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому....

  • Познавательное развитие дошкольников по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Эссе развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...