Развитие любознательности у детей дошкольного возраста

План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

План самообразования воспитателя

Комиссиной Оксаны Владимировны на 2014-2015 год

Тема: «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомление с литературными сказками»

Цель: выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач.

Задачи:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности в ознакомлении с литературными сказками старшего дошкольного возраста.

2. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Разработать систему работы по ознакомлению старшего дошкольного возраста с литературными сказками.

4. Разработать рекомендации и консультации родителям в воспитании и творческом развитии детей.

Актуальность выбранной темы

Прекрасен сказок мир воздушный-

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык.

К. М. Фофанов.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Не секрет, что дошкольный возраст является одним из важнейших моментов в жизни человека. Детство - это время развития умственного, физического, душевного, время приобретения знаний об окружающем мире, формирование личности и характера. Каждый человек рождается любознательным, с первых минут жизни он получает знания об окружающем мире.

^ А что же такое любознательность?

Любознательность - это склонность к приобретению новых знаний.

В программе говорится, что ребёнок в старшем возрасте проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес.

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.

Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребёнка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей их области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребёнка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности.

Любознательность – это признак готовности ребёнка к школьному обучению, он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.

Одним из средств формирования любознательности у детей является детская литература, она воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства, помогает правильно воспринимать окружающий мир. Книга даёт детям представления об необычных взаимодействиях человека и окружающего мира.

методы и приёмы:

Словесные – Чтение, рассказывание (знакомство детей с литературным текстом). Пересказ текста детьми. Беседы- Вопросы-ответы, которые способствуют углублению восприятия литературного текста.

Наглядные: демонстрация, показ иллюстраций с целью ознакомления с объектом наблюдений.

Игровые: дидактические и подвижные игры на закрепление полученных знаний.

С целью формирования любознательности, активности через чтение художественной литературы использую следующие формы работы с детьми:

1. занятия

2. литературные викторины

3. вечера загадок

4. литературные игры

5. организация выставок детского творчества

6. создание проектов

Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными произведениями детской литературы, цель которых, как писал К. И. Чуковский, воспитывать в человеке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою!

К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа – являются сказки.

Таким образом, ознакомление с художественной литературой дошкольников действительно занимает важное место во всей системе учебно - воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие речевых умений ребёнка, но и всей личности в целом: её сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения, наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

Ожидаемый результат:

1. Развитие у детей литературной речи, эстетического сознания ребёнка, формирование его мировоззрения, пополнение литературного багажа.

2. Участие воспитанников во всероссийских викторинах, в конкурсах детского творчества.

3. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

4. Результаты диагностики по чтению художественной литературы.

Литература:

1. Гурович Л. М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1992. – 64 с.

2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М., Мозаика-Синтез, 2007.

4. А. Михайлова «Попробуй сочинить сказки»

5. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М. : Просвещение, 1982.

Тема Задачи Пути реализации и формы работы Способы оформления материала для использования в практической работе Сроки выполнения

«Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста»

1. Отбор диагностики для определения уровня развития детей по ознакомлению с литературными сказками.

2. Определение условий образовательной деятельности с детьми.

3. Определение специальных форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.

4. Соотнесение задач обучения и темы занятий по чтению художественной литературы подготовительной к школе группе.

1. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности.

2. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми.

3. Определить роль методов и приёмов в ознакомлении с художественной литературой.

4. Систематизировать дидактические игры

5. Анкетирование родителей

1. Составить перспективный план по ознакомлению с литературными сказками.

2. Создание предметно-развивающей среды и отбор художественной литературы с учётом рекомендаций ФГОС.

3. Составить план работы с родителями.

4. Взаимодействие с городской библиотекой.

Сентябрь-октябрь 2014

«Педагогические условия развития любознательности в процессе ознакомления с художественной литературой» 1. Разработать систему работы по формированию всестороннего творческого развития детей с литературными сказками. 1. Реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы в соответствии с методами и приёмами

2. Внедрение в работу конструктора сказок по В. Я. Проппа 1. Сбор материала по данной теме

2. Разместить консультации для родителей в информационном уголке.

3. Изготовление дидактических игр

4. Оформить альбом иллюстраций и репродукций по сказкам, рассказам…

5. Создание книг из рисунков детей. Ноябрь-апрель 2014-2015

«Внедрение полученных результатов» 1. Проверить эффективность используемой системы работы

2. Анализ, обобщение результатов

3. Размещение материалов в сети Интернет, публикация. 1. Консультация на тему: «Развитие любознательности старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

2. Мастер-класс «Рисунки и поделки по сказкам»

3. Для родителей «Проекты по художественным произведениям»

4. Игра-КВН «Путешествие по сказкам» 1. Разработаны методические рекомендации по ознакомлению с литературными сказками старшего дошкольного возраста.

2. Организация выставок творческих работ совместно с родителями (проекты) .

3. Организация выставок детского творчества -детских рисунков и детских работ.

4. Организация тетрализованных игр Май 2015

www.maam.ru

Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по теме: «Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности»

1 слайд. ТЕМА

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку раздела общеобразовательной программы детского сада по теме «Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности».

Для методической разработки мною выбран раздел «Познавательно – речевое развитие», образовательная область «Познание»

2 слайд. АКТУАЛЬНОСТЬ

• Федеральные государственные требования к содержанию дошкольного образования одним из главных направлений определяют интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.

• Современное общество нуждается в активной, интеллектуальной личности, способной к познавательной самореализации

• Познавательная - исследовательская деятельность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира

• До настоящего времени еще не сложена четкая концепция исследовательской деятельности и это затрудняет реализацию детского потенциала и побуждает искать эффективные решения этой проблемы

3 слайд. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Поэтому выбранный нами раздел, ставит перед нами цель и задачи:

Цель:Развитие познавательного интереса к предметам и явлениям окружающей жизни

Задачи: Формирование способности сосредотачивать внимание на предметах и явлениях окружающей действительности, выделять в предметах определенные свойства, сравнивать и группировать их.

Повышать уровень компетентности у родителей в вопросе значения познавательной исследовательской деятельности для детей младшего возраста.

4 слайд. СЛОВА СУХОМЛИНСКОГО

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Данная тема имеет психолого – педагогическое обоснование. Аспекты познавательно – исследовательской деятельности получили свое отражение в работах Поддъякова, Дыбиной, Выготского, Леонтьева.

Ученые настоятельно рекомендуют использовать методы познавательно – исследовательской деятельности в работе с детьми, на протяжении всего дошкольного детства.

А. Н. Леонтьев указывал, что в познавательно – исследовательской деятельности происходит превращение объекта в его субъективную форму. Т. е переход деятельности в объективные результаты, продукты.

5 слайд. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Таким образом, мы, имея психолого – педагогическое обоснование, изучая современную литературу, реализуя программу воспитания и обучения, видим потребность общества в любознательном человеке и имеем необходимость создания системы работы по данной теме

6 слайд. СИСТЕМА РАБОТЫ

Поэтому мы продумали следующую систему работы. Разделили мы её на 3 этапа:

I этап: аналитическо-информационный

II этап: формирующий

III этап: результативный

7 слайд. МОНИТОРИНГ (графики)

На первом этапе мы произвели мониторинг интегративных качеств. Анализ уровня достижения интегративного качества «Любознательность» показывает, что у 30% детей показатели планируемых результатов проявляются периодически, нестабильно.

Дети мало задают вопросы, не интересуются в экспериментировании, не проявляют ярких положительных эмоций. Это еще раз подтверждает, что нужна планомерная работа по формированию любознательности

8 слайд. ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Поэтому следующим шагом была организация образовательного процесса, мы выбрали формы организации и объекты исследований, составили комплексно – тематический план работы. Вы видите его на экране. В нем четко отражена интеграция областей.

9 слайд. ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА (фото)

Также на первом этапе мы создали предметно – развивающую среду.

10 слайд. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Познавательно – исследовательская деятельность осуществляется через совместную и самостоятельную деятельность, через различные методы и приемы:

Беседы, опыты, игры, художественное слово.

Объектом исследований экспериментирований является вода.

С ней мы проводим опыты: «Лейся, лейся», «Чудесное превращение», «Снег это тоже вода», используя метод развивающийся интриги

(А что же еще можно сделать с водой) А об этом мы узнаем, когда пойдем на прогулку.

Опыты с песком –

изучая песок, землю, глину дети узнают, какой песок лепится? Почему он бывает сухой? Дети лучше усваивают знания, если применяется игровая ситуация или игровой персонаж.

В результате планомерной работы дети начали чаще обращаться с вопросами: «А из этого снега можно слепить снегурочку? »

А также, стали проявлять самостоятельность в игровой деятельности с водой и песком.

11 слайд. ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛДЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.

В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа.

Дети, обнимая стволы деревьев, сравнивают кору деревьев по цвету, тактильным ощущениям, развивают аналитическое мышление.

Рассматривая цветы, знакомятся с строением и значениям частей.

Через опыты живой и игрушечной рыбки учатся сравнивать живые и неживые объекты. Для создания интереса ставлю детей в проблемную ситуацию.

Наблюдая за ростом лука, дети делают выводы о связи между ростом растения и уходом за ними.

В результате, дети второй младшей группы стали замечать, что цветочек повял, проснулись жуки, они рассказывают об этом, а значит у них появился интерес к окружающей жизни.

12 слайд. РУКОТВОРНЫЙ МИР

Особенно интересно познавательно – исследовательская деятельность в разделе «Рукотворный мир».

Объектами исследований стали окружающие предметы, их характеристики (цвет, формы, материалы)

Первыми предметами исследований стали бумага, дерево, ткань.

Например, опыт «Тонет - не тонет» позволяет сравнить качества дерева и бумаги с помощью проблемной ситуации:

«Мышонку нужно срочно уплыть. На каком корабле уплывет Мышонок? »

Многое о рукотворном мире дети узнают во время образовательной деятельности (лепки, конструирования).

Очень важной задачей считаем формирование ретро – перспективного взгляда на предмет. Этому способствуют посещения музея нашего детского сада.

«Сейчас дети носят туфельки, а раньше – лапти»

«Сейчас куколки пластмассовые, а раньше были – тряпичные»

Хорошим результатом проведенной работы стал устойчивый интерес к окружающим предметам, бережное отношение к вещам, т. к они стали понимать, что это творение рук человека

13 слайд. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ

Важным звеном развития познавательно – исследовательской деятельности является взаимодействие с семьей.

14 слайд. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Взаимодействие с семьей происходит через различные формы работы: семейные клубы, мастер – класс, участие в проектах, участие в выставках поделок. С целью выявления отношения родителей к поисково – исследовательской деятельности проводилось анкетирование.

Анализ анкет показал, что родителям необходима методическая помощь в этом вопросе. Поэтому я стараюсь убедить родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям.

Одной из основных проблем детей и родителей - это длительное времяпровождение детей у компьютера, поэтому одно из заседаний семейного клуба было посвящено теме «Дошкольники и компьютер».

Эффективной формой взаимодействия с родителями является привлечение участия родителей в выставках поделок «Щедрая осень», «Природа и мы», «Поделки из бросового материала»

Проведение «Мастер – классов»

15 слайд. ЛОСКУТОК

Хорошим результатом совместной работы с родителями можно считать участие родителей в проекте «Лоскуток». Этапами проекта стали беседы с детьми, экскурсия в кастелянскую, выставка поделок. И завершился проект праздником в русских традициях: «Посмотри, как ты хорошо, край, в котором ты живешь! ».

Знакомство с людьми, которые творят красоту своими руками повлияло на детей и вызвало в них желание научиться творить своими руками.

16 слайд. МОНИТОРИНГ

Осуществляя мониторинг качества освоения детьми данного раздела программы я использовала авторскую модель диагностики Афонькиной Ю. А. Анализ полученных результатов позволяет отметить положительную динамику в плане формирования указанных качеств и представлений у детей 2 младшей группы за период обучения с сентября по январь учебного года.

Таким образом, положительная динамика показателей развития детей позволяет сделать вывод об эффективности данного метода познавательного развития детей и о том, что работа проводилась планово, целенаправленно и систематично.

Промежуточный мониторинг интегративных качеств в младших группах показывает, что интегративные качества большинства детей групп соответствуют норме, которую дети могут достичь в данный возрастной период. Более высокий средний балл в нашей группе дети показали по такому интегративному качеству, как «любознательный и активный» и «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. » Причем средний балл по данному качеству как «любознательный и активный» в нашем группе с начала года повысился более значительно (на 0, 4 в нашей группе и на 0, 1 – в параллельной младшей группе). Эти данные позволяют нам сделать вывод о том, что проведенная работа по экспериментированию дает положительные результаты, хотя говорить о значительных результатах пока еще рано, так как работа только началась и … .

17 слайд. Распространение опыта работы

Консультации для воспитателей

Выступление на районном методическом объединении воспитателей

Проведение открытых занятий

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-dlja-atestaci2_2i435.ppt | 10350,5 Кб | Скачан: 141
www.maam.ru

Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

- формировать представление родителей о необходимости развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста;

-активизировать стремление родителей развивать познавательные интересы детей;

- способствовать взаимодействию педагогов и родителей в развитии любознательности детей.

Форма проведения: круглый стол.

Методы: выступление воспитателя по теме с использованием презентации, представление семейного опыта, дискуссия, игровая программа, рефлексия.

План работы круглого стола:

1. Вступительное слово. Обозначение темы собрания.

2. Выступление воспитателя «Растите любознательных» с презентацией.

3. Дискуссия «Шляпа вопросов».

4. Представление опыта семьи Хохловых «Экспериментируем дома».

5. Игровая программа «Взрослые и дети»

6. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников».

7. Заключительная часть - игра-рефлексия «Выбери свой цвет».

1. Вступительное слово. Обозначение темы собрания.

Тема нашего круглого стола - «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста». Эта тема действительно заслуживает внимания, поскольку нашим детям скоро предстоит отправиться в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребят или, наоборот, омрачится неудачами во многом зависит от нас, взрослых.

2. Выступление воспитателя «Растите любознательных»

Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. ФГОС ДО четко определяет, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т. е. познавательный интерес. Ученые Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. В. Зайко и др. подчеркивают, что необходимым компонентом психологической готовности к школьному обучению является наличие познавательного отношения ребенка дошкольного возраста к окружающему миру. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

Так что же такое любознательность? В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый… », поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:

а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;

в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету, чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.

В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он таким образом познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей»: «Оторвешь! Разобьешь! Сломаешь! » А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности. Теоретические знания не укладываются в детскую психику, ребенку нужен полноценный опыт, как источник познавательных вопросов.

Внимание со стороны взрослых к детским вопросам также является способом поддержки познавательного интереса у ребенка. Не нужно отвечать на детские вопросы, полным ответом. Подталкивайте ребенка к новым размышлениям, наблюдениям. Вместо ответа спросите, как думает он сам, потому что, по мнению, В. А. Сухомлинского, «… под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».

На многие свои вопросы дошкольник может получить ответ в процессе наблюдений за окружающим миром, задача родителей обращать внимание детей на изменения, происходящие вокруг, использовать прием сравнения предметов.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. После того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный, спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Ученые доказали, что любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть поддержана или подавлена реакциями и действиями взрослых. Приглашайте ребенка экспериментировать вместе с вами, поддерживайте его, радуйтесь вместе с ним, ведь он «открывает» для себя то, что нам, взрослым, давно известно.

Родителям необходимо понимать, что в процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни, и тогда его познавательные интересы будут крепнуть и развиваться.

3. Дискуссия «Шляпа вопросов».

(Вопросы для обсуждения предлагаются родителям заранее.)

Листочки с вопросами складываются в шляпу.

• О чем спрашивает Ваш ребенок?

• Можно ли по вопросам ребенка судить о его интересах?

• Какие вопросы ребенка ставят Вас в тупик?

• К кому из членов семьи ребенок обращается с вопросами чаще и почему?

• Как, по Вашему мнению, правильно отвечать на детские вопросы?

• Ответы на какие вопросы не вызывают затруднения?

• Как Вы поступаете, если не знаете ответа на вопрос?

4. Представление опыта семьи Х. «Экспериментируем дома».

Опыт «Извержение вулкана», "Прочная бумага" и др.

5. Игровая программа «Взрослые и дети»

Цель - активизация родителей на развитие любознательности детей.

1 задание.

Превратить нарисованные круги в предметы круглой формы.

2 задание.

Команды по очереди показывают соперникам какое-либо слово или действие без слов, игроки-соперники должны отгадать задуманное слово или действие.

3 задание.

Командам предлагается придумать новое применение знакомому предмету (например, газете, венику и т. д.) .

4 задание.

На столах лежат листы бумаги и карандаши округлой формы, которые легко раскатываются по столу.

Командам предлагается придумать, как с помощью листа бумаги предотвратить скатывание карандашей со стола на пол.

6. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников».

7. Заключительная часть - игра-рефлексия «Выбери свой цвет».

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех кружков красного, синего, зеленого цвета.

Красный цвет – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»;

Синий цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;

Зеленый цвет – «мне на собрании было неинтересно»

Литература:

1. ФГОС ДО №1155 от 17.10.2013года

2. Минкевич Л. В. Родительские собрания в детском саду. Старший дошкольный возраст. - М: «Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 96 с.

3. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М: ВАКО, 2011. – 255 с.

Прикреплённые файлы:

rjabova-i-g-prezentacija-po-lyuboznatelnosti_7huku.ppt | 8344 Кб | Скачан: 123
www.maam.ru

Родительское собрание «Воспитание любознательности и познавательных интересов детей дошкольного возраста»

Слайд 1 название

Слайд 2

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно любознательность ребенка сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

Слайд 3

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями в различных областях. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, и уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире.

Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему?

Умение толково ответить на вопрос ребенка — большое искусство. Овладеть таким искусством — посильная задача для родителей .

Обращали ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам.

Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно.

Слайд 5

Отсюда следующие требования к ответам на детские вопросы.

1. Важнейшее требование — уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

2. Следующее требование — краткость, ясность, доступность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт.

При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

3. Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинсий, «. под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».

4. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам? »

Слайд 6

Для развития любознательности дошкольника - сферы деятельности должны быть самыми разнообразными и соответствующие возрасту

Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.

Слайд 7

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный, спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь.

8 слайд

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.

Например, вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите ребенку вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний. В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложите сыну понаблюдать за одуванчиками.

Сколько интересных открытий он сделает! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена растения легкие, как парашютики.

Слайд 9

Поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности).

Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым.

Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Слайд 10

Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.

Дети любят экспериментировать.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Слайд 11

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Обобщение:

В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию.

В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении.

Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.

Прикреплённые файлы:

vospitanie-lyuboznatelnosti_5vjbe.pptx | 1045,77 Кб | Скачан: 143
www.maam.ru

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Тема «Развитие любознательности… » актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме познавательной и исследовательской деятельности (ФГОС ДО пункт 1.2) .

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Когда ребенок задает вопросы - хорошо и тревожно, когда не задает. Совместный поиск ответов на детские вопросы – двигатель всестороннего развития. На все вопросы детей мы пытаемся отвечать по - научному точно, и доступно. Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Для повышения эффективности работы с детьми в данном направлении мною используются следующие методы (Слайд 2) :

ФОРМЫ работы с детьми (Слайд 3) :

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан центр науки - "Детская научная мини-лаборатория".(Слайд 4) Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике) .

В центре имеется разнообразное оборудование:

- емкости;

-шприцы, трубочки;

-увеличительные стекла, лупы;

-измерительные приборы;

-компас, бинокль;

-микроскоп; губка, пенопласт,

-поролон,

-маленькие зеркала,

-магниты,

-электрические фонарики,

-пипетки, краски разной густоты и насыщенности

-стекла разного цвета

-бумага, фольга

- игрушка «мыльные пузыри», различные соломинки, трубочки для пускания мыльных пузырей и т. д.

Созданные условия вызывали повышенный интерес к исследовательской деятельности у детей.

В условиях мини-лаборатории мы проводим эксперименты с различными материалами и предметами, которые позволяют ребенку самому найти ответы на вопросы "как? " и "почему? ". Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. (Слайд 5) Дети рассуждают, какой песок лепится, почему, где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Современные средства обучения, в том числе микроскоп –очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись им ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь. Занятия с микроскопом помогают детям расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. (Слайд 6) Детям было очень интересно узнать, из чего состоят: домашняя пыль, кристаллики соли, сахара, соды, льда, камушки, песок. С каким удовольствием дети разглядывали воду из под крана! Есть ли там что-то живое и почему?

Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Так в старшей группе после коллективного просмотра мультфильма «Тайна третьей планеты» у детей возник интерес и соответственно много вопросов на космическую тематику и я совместно с детьми разработала проект «Космос». (Слайд 7) В рамках проекта дети познакомились с нашей планетой Земля (Слайд 8, получили представление о том как человек покоряет космические просторы и придумали свой космический аппарат из геометрических фигур (Слайд 9, узнали о Солнечной системе (Слайд 10, закрепили полученные знания в изобразительной технике граттаж и создали макет планеты Земля (Слайд 11, под впечатлением от полученных знаний дети предположили, что существуют жизни на других планетах и создали инопланетян в технике пластилинография (Слайд 12, в итоге дети изобразили нашу планету, как они ее представляют (Слайд 13) .

Другим направлением познавательно-исследовательской деятельности является организованное наблюдение. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Дошкольники хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, в пять- шесть лет очень важный для развития вопрос: "Как это происходит? ". Так мы совместно с детьми проводили эксперимент по проращиванию семян (Слайд 14, который впоследствии превратился в проект, где дети сеяли в землю семена (Слайд 15, узнавали что необходимо семечку, чтобы оно проросло (Слайд 16, ухаживали за своими посевами (Слайд 17) и фиксировали все этапы от прорастания семени до высадки растения на грядку (Слайд 18) .

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры (Слайд 19) : "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я? ", "Где, чей домик? ", «Тонет- не тонет» и др. Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениями природы. Словесные игры: "Что лишнее? ", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл? " и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Во время исследований я использовала театрализованную деятельность. Используемые приёмы, позволяли более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекали своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Сказку «Колобок» я использовала, для того чтобы познакомить детей с движением по наклонной и прямой, а чтобы ознакомить со свойствами воды подошла сказка «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» дала возможность понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогла сказка «Три поросёнка».

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. (Слайд 20)

Таким образом я пришла к выводу. Что познавательно – исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Прикреплённые файлы:

prezentacijarazvitie-lyuboznatelnosti-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v_oo6kd.pptx | 8122,62 Кб | Скачан: 27
www.maam.ru

в условиях введения ФГОС ДО

2015 г.

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

- формировать представление родителей о необходимости развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста;

-активизировать стремление родителей развивать познавательные интересы детей;

- способствовать взаимодействию педагогов и родителей в развитии любознательности детей.

Форма проведения:круглый стол.

Методы:выступление воспитателя по теме с использованием презентации, представление семейного опыта, дискуссия, игровая программа, рефлексия.

План работы круглого стола:

1. Вступительное слово. Обозначение темы собрания.

2. Выступление воспитателя «Растите любознательных» с презентацией.

3. Дискуссия «Шляпа вопросов».

  1. Представление опыта семьи Хохловых «Экспериментируем дома».
  2. Игровая программа «Взрослые и дети»
  3. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников».
  4. Заключительная часть - игра-рефлексия «Выбери свой цвет».

1. Вступительное слово. Обозначение темы собрания.

Тема нашего круглого стола - «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста». Эта тема действительно заслуживает внимания, поскольку нашим детям скоро предстоит отправиться в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребят или, наоборот, омрачится неудачами во многом зависит от нас, взрослых.

2. Выступление воспитателя «Растите любознательных»

Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. ФГОС ДО четко определяет, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т.е. познавательный интерес. Ученые Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. В. Зайко и др. подчеркивают, что необходимым компонентом психологической готовности к школьному обучению является наличие познавательного отношения ребенка дошкольного возраста к окружающему миру.

Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

Так что же такое любознательность? В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…», поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:

а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;

в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету) , чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.

В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он таким образом познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей»: « Оторвешь! Разобьешь! Сломаешь!» А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности..Теоретические знания не укладываются в детскую психику, ребенку нужен полноценный опыт, как источник познавательных вопросов.

Внимание со стороны взрослых к детским вопросам также является способом поддержки познавательного интереса у ребенка. Не нужно отвечать на детские вопросы, полным ответом. Подталкивайте ребенка к новым размышлениям, наблюдениям.

Вместо ответа спросите, как думает он сам, потому что, по мнению, В. А. Сухомлинского, «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».

На многие свои вопросы дошкольник может получить ответ в процессе наблюдений за окружающим миром, задача родителей обращать внимание детей на изменения, происходящие вокруг, использовать прием сравнения предметов.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.

После того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный) , спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Ученые доказали, что любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть поддержана или подавлена реакциями и действиями взрослых. Приглашайте ребенка экспериментировать вместе с вами, поддерживайте его, радуйтесь вместе с ним, ведь он «открывает» для себя то, что нам, взрослым, давно известно.

Родителям необходимо понимать, что в процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

- бережное и уважительное отношение к живому;

-готовность заботиться о ком-то или чем-то;

- представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

- орудия труда, инструменты-взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;

-технические средства, включая средства передвижения,- знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;

-игрушки - ребенок использует по своему усмотрению;

-материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;

- эстетические объекты - рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии) .

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте) .

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни, и тогда его познавательные интересы будут крепнуть и развиваться.

3. Дискуссия «Шляпа вопросов».

(Вопросы для обсуждения предлагаются родителям заранее.)

Листочки с вопросами складываются в шляпу.

Родители по очереди вытягивают вопрос для обмена мнениями.

Примерные вопросы:

  • О чем спрашивает Ваш ребенок?
  • Можно ли по вопросам ребенка судить о его интересах?
  • Какие вопросы ребенка ставят Вас в тупик?
  • К кому из членов семьи ребенок обращается с вопросами чаще и почему?
  • Как, по Вашему мнению, правильно отвечать на детские вопросы?
  • Ответы на какие вопросы не вызывают затруднения?
  • Как Вы поступаете, если не знаете ответа на вопрос?
  1. Представление опыта семьи Хохловых «Экспериментируем дома».

Опыт «Извержение вулкана».

Оборудование: банка с содой, стаканчики с разноцветной водой с добавлением уксусной кислоты.

Описание: в банку с содой постепенно добавляется раствор уксусной кислоты, в результате чего происходит явление, внешне похожее на извержение вулкана.

Опыт «Прочная бумага».

Оборудование: две чашки, лист бумаги, несколько игрушек.

Описание: на чашки, перевернутые вверх дном и стоящие на расстоянии друг от друга, кладется лист бумаги; на бумагу ставятся поочередно игрушки, которые падают, так как бумага не выдерживает их веса; затем этот же лист бумаги складывается гармошкой; теперь бумага выдерживает вес игрушки.

Опыт «Танцующие хлопья».

Оборудование: шерстяной шарф, воздушный шарик, овсяные хлопья.

Описание: хлопья рассыпать на столе, воздушный шар потереть о шарф; расположив шарик над хлопьями, можно увидеть, как они «танцуют».

  1. Игровая программа «Взрослые и дети»

Цель - активизация родителей на развитие любознательности детей.

1 задание.

Превратить нарисованные круги в предметы круглой формы.

2 задание.

Команды по очереди показывают соперникам какое-либо слово или действие без слов, игроки-соперники должны отгадать задуманное слово или действие.

3 задание.

Командам предлагается придумать новое применение знакомому предмету (например, газете, венику и т.д.) .

4 задание.

На столах лежат листы бумаги и карандаши округлой формы, которые легко раскатываются по столу.

Командам предлагается придумать, как с помощью листа бумаги предотвратить скатывание карандашей со стола на пол.

  1. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников».

«Памятка для родителей «Развитие любознательности у дошкольников».

1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете.

Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».

6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.

7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

8. Ходите с ребёнком в музеи.

9. Проводите совместные наблюдения и опыты.

10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность.

Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

  1. Заключительная часть - игра-рефлексия «Выбери свой цвет».

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех кружков красного, синего, зеленого цвета.

Красный цвет – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»;

Синий цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;

Зеленый цвет – «мне на собрании было неинтересно».

Литература:

  1. ФГОС ДО №1155 от 17.10.2013года
  2. Минкевич Л. В. Родительские собрания в детском саду. Старший дошкольный возраст.- М: «Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 96 с.
  3. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа.- М: ВАКО, 2011. – 255 с.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Любознательность и познавательные интересы у детей - Страница 5

- о природе, происхождении человека и всего живого на Земле,

- о войне и мире,

- о нормах и правилах поведения,

- смысле и значении отдельных слов и т.п.

С течением времени вопросы меняются по форме.

Детей 2-3 лет интересуют названия предметов, их свойства и ка­чества. Они задают вопросы типа где? кто? что? какой? Например, 3-летний Саша спрашивает: «Это что?

Это кни­га новая? Моя книга?»

Детям более старшего возраста (4-4,5 года) свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окру­жающем. Их вопросы направлены на уяснение связей, отно­шений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них ана­логии, общего и различного.

Вопросы усложняются и выра­жаются в форме зачем? почему? Так, мальчик 4,5 лет спра­шивает: «Почему сажают одно зернышко, а вырастает це­лый колос? Зачем люди придумали атомную бомбу? Отчего облака движутся?»

Для детей 5-6 лет типичны цепи вопро­сов о каком-либо предмете или явлении: «Какие бывают молнии? Почему они разные? Почему от молнии может на­чаться пожар? А ты видела шаровую молнию? Какая она?

Она сверкает?».

Пик вопросов приходится на возраст 4,5-5.5 лет.

В более старшем возрасте количество вопросов начи­нает уменьшаться.

У ученых на этот счет нет единого мне­ния. Одни считают, что у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответ на возникающие вопросы.

По мнению других, уменьшение числа вопросов связано с условиями воспитания и обучения: взрослые не поощряют любознательность детей, часто выражают неудовольствие по поводу их вопросов («Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!») . В результате у ребенка раз­вивается представление, что задавать вопросы означает по­казывать свою неосведомленность.

В свое время А. М. Горький замечал, что умение тол­ково ответить на вопрос ребенка - большое искусство.

Как же отвечать на вопро­сы ребенка?

- Помните, что ребенок задаст вопрос не всякому взрос­лому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано на­чинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно.

Отсюда важ­нейшее требование к ответам на детские вопросы - уважи­тельное, бережное отношение к ним.

- Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме по­знавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.

- На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напро­тив, разжечь из нее незатухающее пламя. А что гасит дет­скую любознательность?

Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее тре­бование - краткость и определенность ответа.

- Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет по­нятно ребенку до конца. Что-то он уяснил, в чем-то ра­зобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Не совсем отчетливые знания оказывают су­щественное влияние на умственное развитие, порождая у ребенка гипотезы, сомнения, стимулируя его познаватель­ную активность.

- Почаще задавайте ребенку встречные вопросытипа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, во­влекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилия­ми ищите ответ.

- Не подавляйте ребенка «грузом» своих знаний, не то­ропитесь с ответом. Нужно дать до­школьнику представление о том, что в мире много источ­ников знаний, которыми ему предстоит овладеть.

Пред­ложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками, научно-популярной литературой. Отправляйте малыша за ответом к тому взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт других воспитанни­ков группы для обмена мнениями, для коллективного по­иска ответа.

- Если вопрос ребенка связан с недостатком знаний, со­здайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для это­го можно организовать наблюдения или почитать ребенку подходящую книгу.

В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.

Материал с сайта otveti-examen.ru

Создание фотоотчета «Наши эксперименты».

Игры с водой

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски.

Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок.

Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений. Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами. Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности.

Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов. Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное – не забыть высушить их и положить на место) . Дерево – ложка, мисочка и др. (По окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги) . Пластмасса – любые предметы или игрушки.

Резина. Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду. Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.

Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.

Вода

Игры с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.

Переливание воды

Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся) . Вместе с малышом наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.

Фонтан

Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан поучился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами.

Бассейн

Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (для этого используйте пластмассовых пупсиков) : «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!»

Озеро

Наполните большой таз водой - теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка.

А вот её детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке». Придумывайте свои истории.

Игры с красками

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.

Цветная вода

Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (вдальнейшем количество стаканов можно увеличить) . Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) - и разведите в одном из стаканов.

Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»

Смешиваем краски

Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого - зелёный, из красного и синего - фиолетовый и т.д.

Рисование на мокром листе

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой.

Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Литература

1 Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2009

2 «Забавные физические опыты», «Гром имолния. Опыты без взрывов» изсерии «Мастерилка» журнала «Карапуз».

3 Журнал «Воспитатель ДОУ» №9/ 2009 «Портрет современного дошкольника»;

4 Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, №4, 2008

5 Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников./ Ребенок вдетском саду. №3, 4, 5 2009

6 Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой, М.: АРКТИ,2008

7 Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательные способности детей. Ярославль «Академия развития» 2010

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Познакомить с технологией замеса теста и изготовлением печенья.

Выявить зависимость изменений в природе от сезона.

Установить влияние качества почвы на рост растений.

Доказать, что в почве есть вода и воздух.

Познакомить с искусственными камнями. Состав кирпичной массы.

Опытным путем доказать, что стекло плавится при нагревании.

Свойства соленой воды.

Получить оранжевый, фиолетовый, голубой, зеленый смешением двух цветов.

Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Доказать, что растения дышат.

Занятия познавательного цикла дополняются опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект. Такие дополнительные занятия под названием «Удивительное – рядом», непродолжительны по времени и проводятся непосредственно на занятии или во второй половине дня.

Они способствуют расширению и углублению знаний, полученных на основных занятиях. Методы работы комбинируются, реализуются через комплекс различных видов детской деятельности: занятия, экскурсии, наблюдение, чтение.

Так, в сентябре, занимаясь с глиной, отмечая ее свойства, на дополнительном занятии дети сравнивают глину с песком, изучают взаимодействия с водой, самостоятельно приходят к выводам, проводя опыт «Песок и глина». А в январе, знакомясь со сказкой «Жихарка», дети проводят опыт «Тонет, не тонет» и изучают свойства деревянных предметов.

Часть экспериментов проводится во время прогулок. Например, после занятия «Как снеговики правду о весне искали» дети выходят на прогулку и проводят опыт со снегом, выясняя, где же снег тает быстрее, а где не тает совсем. Для этого наполняют снегом одинаковые сосуды и расставляют по участку. Зачем находят ответ на вопрос, почему в одних сосудах снег растаял, а в других нет.

Для организации детского экспериментирования в групповой комнате создали мини-лабораторию, которую дети средней группы назвали в честь любимого героя мультсериала: «Лаборатория Лунтика». Сюда поместили необходимый материал и оборудование: сосуды разной формы и объема, микроскоп, увеличительные стекла, измерительные приборы, технический, бросовый и природный материал, альбомы, календари для фиксации и зарисовок результатов экспериментирования.

Была проведена работа по созданию картотеки опытов, экспериментов, в соответствии с разработанным планом. В зависимости от темы и цели работы в лаборатории используются различные формы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая, коллективная. Часть опытов дети имеют возможность проводить самостоятельно с помощью схем-карточек, а более сложные проводятся совместно с педагогом.

Практика работы с детьми показала, что для организации детского экспериментирования необходимо использовать какие-либо событие, вызывающее интерес детей и позволяющее ставить вопрос для исследования. Это могут быть придуманные воспитателем приключения объектов ( например, комочка глины и кусочка пластилина к теме «Свойства глины и пластилина») , любой праздник, к которому все готовятся (новогодние маски к теме «Свойства бумаги») .

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формируются то имени сказочного героя, Лунтика. Использование проблемной ситуации позволяет обеспечить оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности детей с усвоением готовых знаний и выводов.

При организации детского экспериментирования мы учитывали следующие особенности руководства со стороны взрослого:

- воспитатель – равноправный партнер, руководит так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности;

- необходимо постоянно стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно;

- в процессе работы поощрять детей, ищущих собственные способы решения задач;

-при формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутых ответов;

- при анализе и фиксировании полученных результатов важно помнить, что непредусмотренный результат не является не правильным.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить исследования с детьми», предложена картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома, например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое время года, если воду заморозить в холодильнике) .

Диагностика развития познавательных интересов в конце учебного года выявила следующее: 20% детей показали высокий уровень развития, количество детей со средним уровнем осталось прежним (60%) . Число детей с низким уровнем развития уменьшилось на 20%. Сравнительный анализ проведенных диагностик убедил в эффективности проведенной работы и значительном повышении уровня познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста.

  1. В результате систематической работы у детей значительно расширились представления о свойствах, качествах материалов, о явлениях неживой и живой природы, появился устойчивый интерес к экспериментированию.
  2. В процессе экспериментирования дети приобрели умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать свою правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
  3. У детей улучшилась память. Обогатилась речь, эмоциональная сфера, активизировались мыслительные процессы.
  4. У родителей воспитанников повысился интерес к экспериментам и исследованиям, некоторые проводили опыты в домашних условиях, вместе с детьми делали зарисовки, формулировали выводы.

В старшей группе работа по экспериментированию с детьми продолжается, разработан план и организованы занятия кружка «Удивительное- рядом».

Задачи кружковой работы:

- формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами и

явлениями;

- знакомить с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями,

развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать интерес к исследовательской деятельности;

- упражнять детей в умении выдвигать гипотезу, проверять ее на практике;

- делать выводы, обобщать полученные результаты, сравнивать со своими предположениями.

Титова И. В.

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста

    «Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (Из опыта работы МБДОУ «Детского сада «Северяночка») С первых дней посещен...

  • Познавательная деятельность детей дошкольного возраста

    «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» 1. Вступление Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироватьс...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Гендерные особенности детей дошкольного возраста

    Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста «Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста» Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь...

  • Логическое мышление у детей дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (3 часть) Взаимодействие с родителями воспитанников Для родителей подготовила родит...

  • Дидактические игры для детей дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателя...

  • Самообразование сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С...

  • Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Дидактическое пособие по сенсомоторному развитию у детей младшего дошкольного возраста «Разноцветная гусеница» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития се...

  • Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности старших дошкольников Раздел – Статьи Терашкович Алла Ивановна Воспитатель МБДОУ д\с «Детство» г. Нижний Тагил Свердловской области Возрастные особенности старших дошкольник...

  • Нарушение зрения у детей дошкольного возраста

    Статья: «Особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрени...