Развитие памяти у дошкольников курсовая

Развитие памяти у дошкольников - Рефераты по педагогике - Я ботаник

Описание: Память была определена как объект исследования, а память детей дошкольного возраста – предмет исследования. В ходе данной работы были сформулированы задачи исследования по определению уровня развития образной памяти; изучения зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала и раскрытию индивидуальных особенностей произвольной памяти у детей дошкольников.223.50 Кб|Файл microsoft Word открыть Не получается скачать реферат Развитие памяти у дошкольников? - Техническая поддержка

Курсовая_работа_-_2.doc

Анализ проблемы развития произвольной памяти 4

1. Памятьиееопределение

2.2. Доминированиенепроизвольной памятивдетскомвозрасте 13

3. Этапыовладениепроизвольными формамипамяти 17

3.1. Соотношениенепроизвольного ипроизвольного запоминания 17

3.2. Формирование произвольной памяти

4.1. Развитиеопосредованногои произвольногозапоминания 22

Методика проведения исследования развития памяти 29

Введение

У младшихдошкольников непроизвольное запоминаниеинепроизвольное воспроизведение- единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности

Теория развития памяти породила большиеспоры впсихологии. Всвязисэтим, исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения.

Отметим дополнительный аспект исследования. С его помощью можно определить индивидуальные особенности развития памяти детей.

Память была определена какобъект исследования, а память детей дошкольного возраста – предметисследования. В ходе данной работы были сформулированы задачи исследования по определению уровня развития образной памяти; изучения зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала и раскрытию индивидуальных особенностей произвольной памяти у детей дошкольников.

Анализ проблемы развития произвольной памяти

  1. Память и её определения
  2. Определение памяти и её основные черты
  3. Непроизвольная и произвольная память
  4. Двигательная, эмоциональная, образная и логическая память

Памятьтрудно свести кодному понятию. Память это

  1. психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации.1
  2. способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.2
  3. совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека; память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.3
  4. сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека.
  5. психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.

Материал referat.yabotanik.ru

Развитие памяти у дошкольников (Эльконин)

Память

Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитиеих памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д.

Запоминание часто происходит без за­метных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настоль­ко, что некоторые исследователи считают, будто именно в до­школьном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует.

Факт значительного роста памяти в дошкольном возрасте не может быть правильно понят без выяснения ее качественных осо­бенностей. При этом необходимо иметь в виду, что развитие па­мяти начинается чрезвычайно рано.

На начальных этапах психического развития память являет­ся одним из моментов непосредственного ощущения и восприя­тия и еще не выделена из них. Но уже в раннем детстве взрос­лые ставят перед ребенком специальные задачи, требующие припоминаиия ранее бывших впечатлений.

Они спрашивают у ре­бенка названия отдельных предметов, требуют от него припоми­нания имен взрослых и детей, вспоминания того, кто был у ре­бенка, где и с кем он гулял или играл. Процессы памяти здесь включены и в общение ребенка со взрослыми, и в процесс овла­дения им языковыми средствами.

На втором и третьем году жизни ребенок запоминает и по­вторяет слова, фразы и стихотворения, смысл которых для него еще не может быть понятен. Некоторым психологам это дало повод утверждать, что память ребенка в конце раннего и в на­чале дошкольного возраста носит механический характер.

По­добные выводы не соответствуют действительности. В этот период запоминание и воспроизведение не представляют еще само­стоятельных процессов, а являются лишь способами овладения языком.

Повторение непонятных слов и словосочетаний является для ребенка своеобразной деятельностью с звуковым составом слов. Предметом сознания ребенка при таком воспроизведении являются не значения слов, а именно их звуковой состав и ритмическая структура. Рифма и ритм служат объективной основой. на которой происходит запоминание ребенком раннего возраста различных слов и словосочетаний, потешек и стихов.

В начале дошкольного возраста память носит непроизволь­ный характер. Это значит, что ребенок не ставит еще перед со­бой сознательных целей что-либо запомнить или припомнить и не использует для этого специальных средств.

Запоминание и припоминание преимущественно включены в какую-либо другую деятельность и осуществляются внутри ее. Но непроизвольность памяти дошкольника вовсе не означает ее механичности. Для па­мяти характерна своеобразная работа над материалом запоми­нания.

Эта работа никогда не заключается в простом повторе­нии. За ним всегда стоит переработка материала, связанная с необходимостью воспроизведения. Эта переработка неможет быть сведена просто к пониманию, осмысливанию материала.

В ней, кроме понимания, можно всегда заметить выделение неко­торых элементов, особенно важных для будущего воспроизведения. В дошкольном возрасте такая работа над запоминаемым материалом тоже происходит, но она зависит всецело от того, в какую деятельность включены процессы запоминания.

У детей дошкольного возраста можно выделить два основных вида деятельности, внутри которых происходит запоминание словесного материала. Это прежде всего деятельность по активному овладению речью.

Как указывалось выше, в дошколь­ном возрасте ребенок особенно активно овладевает формами род­ного языка. В эту деятельность по овладению новыми формами слов и их сочетаний и включается запоминание, на этой же осно­ве часто происходит и воспроизведение. В связи с этим ребенок должен заметить и выделить в словах, стихотворениях, потешках их внешнюю, звуковую сторону, которая и становится основой запоминания.

Р. И. Жуковская указывает, что для запоминания до­школьниками стихотворений, потешек и т. д. существенное значе­ние имеют звучность, ритмичность и смежные рифмы. Инте­рес к самому содержанию способствует запоминанию стихо­творений только в тех случаях, когда они совершенны по форме.

Не менее важное значение для развития памяти имеет актив­ное отношение ребенка к слушанию литературных произведений, деятельность по их восприятию. Это выражается во внутреннем сопереживании литературному герою.

Л. С. Славина уста­новила, что уже у преддошкольника при соответствующей педа­гогической работе можно вызвать интерес к судьбе героя, заста­вить ребенка следить за ходом событий. А. В. Запорожец , исследовавший вопрос о восприятии детьми-дошкольниками ли­тературных произведений, указывает, что оно носит чрезвычай­но активный характер.

Ребенок ставит себя на место героя, мыс­ленно действует вместе с ним. Деятельность, которая при этом осуществляется, особенно в начале дошкольного возраста, по своей психологической природе очень близка к игре. Но если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельст­вах, то здесь и действия, и обстоятельства являются воображае­мыми.

Формирующееся в дошкольном возрасте сопереживание с ге­роем, позволяющее ребенку понять содержание литературного произведения, является тем вторым видом деятельности, внутри которой происходит запоминание литературных произведений -сказок, стихотворений и т. д.

Значение мысленного действия для процесса запоминания от­мечалось Р. И. Жуковской. У малышей лучше запоминались та­кие стихотворения, в которых они могли прямо поставить себя на место действующего лица; у средних же и старших дошколь­ников лучше запоминались стихи, в которых близкие детям об­разы позволяли осуществить мысленное действие.

Р. И. Жуковкая приводит пример, когда мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в дра­матизированной игре по этому стихотворению—23 строчки; пос­ле повторной игры и показа картинок—38 строчек. Таким об­разом, активное действие—игровое или мысленное—значитель­но повышает запоминание.

Особенности процесса запоминания при этом всецело определяются характером деятельности, кото­рую производит ребенок и в которую включено запоминание. За­дача специального запоминания с целью последующего воспроиз­ведения еще не стоит перед ребенком; поэтому у него нет еще и специальных приемов по запоминанию и припоминанию.

Эффективность этих процессов определяется местом, которое они занимают в структуре другой деятельности, их отноше­нием к ее мотивам и целям. Здесь имеют место те же за­кономерности, которые были установлены в отношении дви­жений и восприятий.

Так, П. И. Зинченко изучал влияние мотивов деятельно­сти на эффективность непроизвольного запоминания. Детям старшего дошкольного возраста предлагались 10 слов; к каждому из них они должны были сами придумать другое слово: в одном случае связанное с заданным в смысловом отношении ( например, молоток—гвозди, река—лодка) , в другом случае придуманное слово должно было означать какое-либо свойство или действие предмета (например, петух—поет; дом—деревянный) . Один раз это нужно было сделать при решении учебной задачи; в дру­гой раз—в условиях соревновательной игры. Перед детьми не ставилась задача запоминания, и лишь после того, как они вы­полнили подбор слов, их спрашивали о тех словах, с которыми они действовали.

Полученные данные показывают, что в старшем дошкольном возрасте игровые мотивы (в данном случае мотивы соревнова­тельной игры) оказывают положительное действие и повышают эффективность непроизвольного запоминания (табл. 57) .

Таблица 57

Среднее количество непроизвольно запоминаемых слов при учебном и игровом мотивах(по данным П. И. Зинченко)

Задача

Подробней на сайте psixologiya.org

Развитие памяти у детей дошкольного возраста — курсовая работа

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Общая характеристика дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.

Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые) . Наряду с новообразованиями в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.) , субъект общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря Усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни?18, С.10?.

В дошкольном периоде развитие психофизиологических Функций происходит одновременно по разным направлениям; их социализация носит множественный и разнокачественный Характер. По соотношению двух основных параметров — произвольности и вербальности — в развитии указанных функций могут быть выделены соответствующие типы, которые определяются разным характером и различной степенью выраженности процесса социализации.

Индивидные естественные формы психики в этот период, подвергаясь социализации, сохраняют свою относительную самостоятельность и характеризуются своеобразием развития не только в дошкольном возрасте, но и в последующие годы жизни человека. Характерной чертой интересующего нас периода является интенсивное развитие тех психических функций, которые складывались в раннем детстве (сенсорики, перцепции, образной памяти, внимания, практического мышления, моторики) и которые в то же время являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения ?17?.

В современной научной литературе, посвященной проблемам дошкольного возраста, содержится обширный материал о возрастной динамике различных психофизиологических функций. При соотнесении образных и вербальных компонентов функций, а также их произвольных и непроизвольных видов отчетливо проявляется гетерохрония. При этом характерно то, что вербальные и произвольные виды по темпам своего развития опережают образные и непроизвольные компоненты психофизиологических функций . Вместе с тем в изменениях вербальных и произвольных компонентов функций в наибольшей степени выражена неравномерность и ускорение темпа нарастания их продуктивности с возрастом.

Психофизиологические функции, их образные компоненты в это время развиваются при непременном участии речи в различных ее проявлениях. Речь взрослого и самого ребенка, включаясь в развитие и индивидных характеристик, служит для вербализации, инструктирования, определения смысла явлений, их обобщения, программирования и регулирования поведения и деятельности.

Поэтому в первоначальном естественном виде психофизиологические функции при наличии достаточно большого словарного запаса и развитой речи у ребенка в это время встречаются крайне редко. Речь не только углубляет процесс познания предметного мира, но и стимулирует развитие caмих психофизиологических механизмов. Благодаря речи и многообразию ее ролей складываются различные типы социализации индивидных структур и прежде всего в сфере психофизиологических функций?17?

В раннем детском возрасте память является господствующей психической функцией, в зависимости от которых строятся все остальные функции?21?.

Своеобразие социального становления психики дошкольника состоит в том, что ее развитие опосредуется ведущей, доминирующей в это время психической формой — представлениями. С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин , Н. Н. Подякови другие психологи отмечают, что представления детей носят фрагментарный, неустойчивый, диффузный характер.

Однако в дошкольном периоде идет процесс их интенсивного развития в различных видах игровой и продуктивной деятельности. Об этом свидетельствует появление у дошкольников творческого воображения.

По данным исследования О. Цыш, у детей в 5—6 лет показатели воображения оказываются в центре корреляционной структуры познавательных функций и различных компонентов интеллекта. В развитии представлений дошкольников существенное значение имеют слово и действие, практический анализ предметов окружающего мира . Их ускоренному развитию способствует общий социальный контекст воспитания-ребенка. «Актуализируясь в тесной связи со знаниями, функционирующими в речевом плане, эти представления успешно использовались детьми в общем ходе их познавательной деятельности. Развитие различных видов детской деятельности, особенно продуктивных: конструирования, изобразительной деятельности, а также усложнение учебных задач на занятиях, — создают необходимость формирования у детей достаточно точных, устойчивых и произвольно актуализируемых представлений о внешних свойствах предметов» .

Развивающиеся представления накладывают отпечаток навесь процесс психического развития. Иначе говоря, другие формы психики складываются наиболее успешно лишь в том случае, если они связаны с вторичными образами. Поэтому быстрее развиваются такие формы психики и компоненты психофизиологических функций, как воображение, образная память и запоминание конкретных слов.

В дошкольном возрасте осуществляется переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. По мнению Н. Поддъякова, представления являются важной основой, Которая в значительной мере определяет успешность формирования наглядно-образного мышления детей. «Последнее характеризуется тем, что познание детьми различных свойств и связей вещей происходит в процессе оперирования образами этих вещей. Но прежде чем оперировать образом, необходимо уметь его актуализировать» .

Не только, различные психические функции, но и речь ребенка, ее развитие в этот период связаны главным образом с представлениями. «Понимание речи детьми в значительной мере зависит от содержания тех представлений, которые возникают в процессе восприятия речи» . Связь слова и представленная обеспечивает развитие семантического аспекта речи. Развитие синтаксиса и грамматических структур осуществляется по общим лингвистическим законам, которые ребенок активно усваивает в дошкольном возрасте.

В результате специального изучения детского словотворчества Т. Н. Ушакова пришла к выводу о том, что оно отражает общий процесс формирования морфологической системы языка, основных явлений словоизменения и словообразования. «Словотворчество ребенка связано с синтаксисом, с процессом построения грамматически оформленных предложений, осуществлением грамматических правил в речи» . Принципиально новые возможности речи приводят к генезу субъектного типа поведения, которое реализуется в разнообразных формах деятельности (игры, творческие, продуктивные виды занятий и др.) , к появлению первичных форм субъекта познавательной деятельности в его разнообразных модификациях (субъект перцептивной, мнемической, мыслительной, речевой деятельности) , где деятельность и поведение ребенка подчиняются направленной на конкретный результат цели. Наряду с этим наблюдение, запоминание, словотворчество осуществляются ребенком и без специальной постановки задачи, стихийно, как познавательные процессы, характеризующиеся сложным составом, но не образующие еще деятельностной структуры.

В дошкольном возрасте психическое развитие осуществляется двумя основными путями. С одной стороны, продолжается развитие естественных форм психики, возникающих еще в раннем онтогенезе, с другой — появляются и интенсивно формируются социальные формы психики при непосредственном взаимодействии ребенка с предметами, когда познание окружающего мира опосредуется общением со взрослыми.

Стимулирующее влияние на развитие как естественных, так и социальных форм психики оказывают различные сложные виды деятельности (игра, продуктивные занятия, бытовой труд) , где имеется возможность одновременного включения и активного функционирования многих психических образований. Наблюдается также развитие переходных форм психики с разной степенью социализированности в условиях многообразного и тесного взаимодействия познания и общения, продуктивных видов деятельности.

Таким образом, в этом возрасте начинает складываться многоуровневая организация психического развития. К концу дошкольного периода в условиях целевого, обучающего общения со взрослыми возникают более сложные субъектные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материала.

Эти формы психики обнаруживают деятельностную структуру. Поэтому дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности. Для его развития необходима специальная организация деятельности ребенка и его общения со взрослыми.

Многообразие путей и факторов, влияющих на психику, создает неравномерность развития отдельных психофизиологических функций и способствует более ускоренным темпам динамики их социальных форм. Все это создает готовность к дальнейшему развитию ребенка в условиях школьного обучения

1.2. Особенности развития памяти у дошкольников

Основным положением концепции развития памяти является положение о том, что 4 вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности. Блонский П. П. В концепции развития ребёнка вопрос о взаимоотношениях образной и словесно-логической памяти в их развитии ключевой. Образная память есть более ранний и низкий уровень развития памяти по сравнению со словесной (вербальной) .

Самый ранний вид - моторная или двигательная память начальное свое выражение находит в первых, двигательных условных рефлексах детей. Эта реакция наблюдается уже на первом месяце после рождения.

Начало эмоциональной или аффективной памяти, относится к первому полугодию жизни ребенка. Первые зачатки свободных воспоминаний, с которыми, можно связывать начало образной памяти, относятся им ко второму году жизни. Образная память появляется несколько раньше вербальной, но значительно позже моторной и аффективной.

Страницы:1 2 3 4 следующая > Краткое описание Актуальность темы заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка. Оглавление1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ1. Общая характеристика дошкольного возраста1.2. Особенности развития памяти у дошкольников1.3.

Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте1.4. Переход от непроизвольной к произвольной памяти2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНГИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ2.1.

Организация и методы исследования Методики исследования объема слуховой и зрительной памяти.2.2. Результаты исследования памяти у дошкольников ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………………………27

Материал student.zoomru.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие памяти в дошкольном возрасте реферат

    Развитие памяти в дошкольном возрасте - Психология - База рефератов - База рефератов - Первый учительский портал Главная » Файлы » База рефератов » ПсихологияРазвитие памяти в дошкольном возрасте...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Речевое развитие дошкольников по фгос презентация

    Формирование речевых навыков и коммуникативных возможностей у дошкольников с учетом ФГОС ДО - страница 4 830 (4 голоса, среднее 5.00 из 5) Индекс материала 4. Современные технологии развития речи...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Программа развития речи дошкольников ушакова о с

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие связной речи дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...

  • Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников

    Дидактическая игра как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста Тема: Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Старший дошколь...

  • Исследование познавательного развития дошкольников

    Особенности познавательного развития дошкольников на занятиях по развитию речи - Дипломная работа Дипломная работа - Психология Выпускная квалификационная работа по психологии Особенности познава...

  • Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников

    Реферат на тему Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников скачать бесплатно Педагогика Тип работы: дипломная работа Введение Овладение родным языком как средством...

  • Дипломная работа по развитию речи дошкольников

    Определение запаса слов, хранящихся в активной памяти ребенка. Методологическая основа исследования: концептуальные идеи личностно-ориентированного подхода в образовании (Е. В. Бондаренко, И. А....

  • Задержка психического развития у дошкольников

    Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с одним из направлений коррекционной работы - «Псих...

  • Отчет по самообразованию развитие речи дошкольников

    Отчет по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников» Работая с детьми я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра...