Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста

«Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

(Из опыта работы МБДОУ «Детского сада «Северяночка»)

С первых дней посещения детского сада ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира.

Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.

Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-образного мышления.

Картина мира у каждого человека складывается благодаря наличию и функционированию психических познавательных процессов. Они отражают воздействие окружающей действительности в сознании людей.

Работая по образовательной программе МБДОУ, задачи по направлению «Познавательно - речевое развитие» мы решаем, учиты-вая, актуальность проблемы развития познавательных и речевых способностей каждого ребенка. Для развития данных способностей мы используем современные технологии, такие как:

Здоровье сберегающие образовательные технологии;

Проектная деятельность;

Развитие исследовательских умений;

Технология проблемного обучения;

Технология ИКТ.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проекта является совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

Уже в 3-4 летнем возрасте активность и неутомляемость детей возрастает, проявляясь в постоянной готовности к деятельности. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

У детей 4-5 лет активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка и позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. Продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию.

Принципы проектной деятельности:

• принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

• принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

• принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

• принцип природосообразности позволяет учитывать психо-физиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

• принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.

В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта мы решаем следующие задачи:

• развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;

• активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;

• формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.

Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

• научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;

• развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;

• повысить уровень коммуникабельности.

В состоянии интереса ребенок всегда активен и успешен. Интерес ведет ребёнка к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. Ребенка дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы, делать умозаключения, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи.

Считаем, что данный подход к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, существенно обогащает содержание деятельности по развитию речи детей, позволяя развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения.

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-vystupleniyu_hu05e.pptx | 1503,96 Кб | Скачан: 206
www.maam.ru

«ВЛИЯНИЕ ПОИСКОВО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Статья

.Всем известно, что дети по своей природе – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; ломает игрушки, пытаясь узнать, что внутри; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это для него объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения его представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала.

Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Важно, чтобы дети пытались сами устанавливать причинно-следственные связи и выражать речи свои умозаключения. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Многие из вас захотят познакомиться с конкретными соблюдаемыми правилами при выборе темы:

Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки, получить удовольствие за собственные достижения) . Вот почему педагог должен при разработке любого занятие точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно и самостоятельно.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не

способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Для реализации этой цели необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования) .

Основное оборудование уголка экспериментирования:

- объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

- разные виды бумаги;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

- дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;

- карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)

- индивидуальные дневники экспериментов.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

1. Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.

2. Самостоятельная деятельность детей.

Подробней на сайте nsportal.ru

Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие дл

Стр. 69

Развитие познавательной сферы дошкольника.

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится и к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие—это совершенствование ощущении, восприятии, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений.

Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов.

Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности.

Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития (СНОСКА: См.: Генезис сенсорных способностей/Под ред. Л. Л Всшера. М., 1976, с. 19, 135.) .

Мышление дошкольника, так же как п другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Так, например, ребенку среднего дошкольного возраста во время прогулки около реки задают следующие вопросы:

— Скажи, Боря, почему плавают в воде листочки?

— Потому что они маленькие и легкие.

— А почему плывет пароход? — Потому что большой и тяжелый.

Дети этого возраста не различают существенные связи в предметах и явлениях, и не могут делать обобщающие выводы.

На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.

Мышление развивается от наглядно - действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно - схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. 06разно - схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.

из 303

Ссылка на источник pedlib.ru
24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

Конспект № 1

Цель: Закреплять знания детей о русских народных сказках, умение их рассказывать, правильно выстраивать последовательность событий. Развивать внимание, мышление – операции анализа и синтеза, умение обобщать предметы по определенному признаку, упражнять в исключении предметов, не имеющих данного характерного признака Воспитывать умение уважительно относиться к товарищам, выслушивать их, не перебивать, при необходимости оказывать поддержку, помощь.

Оборудование: мяч, 5 последовательных картинок к упр. «Расскажи сказку», дид. настольно-печатная игра «Подбери картинку», картинки с изображениями предметов одежды, посуды, школьных принадлежностей.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульчиках.

1. Приветствие. Упражнение «Здравствуйте»

Психолог- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас всех видеть, а вы? Давайте сегодня поздороваемся необычно. Мы будем не говорить, а петь.

Я начну, а вы продолжите. (Пропевает) Здравствуй, Эвелина! – девочка отвечает так же – Здравствуйте! – затем она повторяет, обращаясь к следующему ребенку. (по аналогии все дети) . Вот и молодцы, как красиво у нас получилось!

А сейчас мы вспомним, что мы делали на прошлом занятии, кому помогали выполнять задания? Правильно, зверюшкам из лесной школы (вспоминают, чем занимались на прошлом занятии) , а вы знаете, они сегодня снова попросили нас о помощи, прислали нам несколько заданий. Поможем им опять?

2. Дидактическое упражнение «Убери лишнее»

Это задание нам прислал зайчонок Степашка, никак не мог с ним справиться. Попробуйте вы.

Дети пересаживаются за круглый стол, перед ними выкладываются картинки, и психолог предлагает обнаружить лишнюю картинку в каждом ряду и объяснить, почему именно она лишняя.

1) платье, шуба, носки, шляпка.

2) чашка, тарелка, кастрюля, заварочный чайник.

3) книга, тетрадь, цветная бумага, ручка.

Молодцы, справились с заданием на отлично, а теперь следующее задание, о котором рассказал мне бельчонок Кузя, он, оказывается, со своими друзьями играет в очень интересную игру, и все время проигрывает, потому что не знает, как правильно подобрать слова в игре. А мы с вами попробуем сыграть в эту игру? Для нее нам понадобится мяч.

3. Словесная дидактическая игра «Закончи предложение».

Психолог кидает мяч каждому ребенку по очереди и начинает предложение, а ребенок должен его правильно закончить. Варианты:

Лимон кислый, а сахар… в Англии говорят по-английски, а в России…

Ночью темно, а днем … Собака лает, а кошка…

Летом жарко, а зимой … Лодка плывет, а машина…

Молодцы, ребята, вы замечательно справились и с этой игрой, обязательно научу бельчонка в нее играть, и расскажу ему, как вы быстро и правильно закончили все предложения.

4. А теперь, предлагаю вам вспомнить нашу знакомую физкультминутку «Пятачок» (дети выполняют упражнения)

А сейчас мы с вами вспомним, какую недавно сказку вы читали с Валентиной Ивановной (воспитатель) . Для этого, посмотрите на эти картинки. (выставляет на фланелеграф 5 последовательных картинок из сказки «Волк и лиса»)

5. Дидактическое упражнение «Расскажи сказку»

Дети узнают сказку. Психолог предлагает вспомнить, о чем сказка, что происходило в начале, что в середине сказки, чем сказка закончилась. Предлагает детям (2 человека) подойти к фланелеграфу и расположить картинки в правильной последовательности.

Остальным детям предлагается их поправить, при затруднениях. Когда картинки будут правильно разложены, детям предлагается вкратце рассказать сказку по этим картинкам. Психолог поощряет детей, их рассказы, обращает внимание на правильную последовательность событий.

Ну, что ж, вы замечательно справились и с этим заданием. А у меня для вас есть еще одна интересная игра.

6. Дидактическая настольно-печатная игра «Подбери картинку»

Психолог раскладывает перед каждым ребенком карточку с изображением обобщающей картинки и 4-х пустых квадратов и на середину стола выкладывает цветные картинки с изображением различных предметов.

- Сейчас вы должны будете как можно быстрее закрыть пустые квадратики на ваших карточках подходящими картинками. Например, у Вани на карточке нарисованы предметы одежды, значит, он закрывает пустые квадратики картинками, изображающими одежду. (далее дети уточняют каждый по своей карточке) . Кто первый соберет все картинки для своей карточки – тот победил. (затем проиграв первый раз – дети обмениваются карточками, игра продолжается несколько раз. В конце каждого этапа психолог с детьми вместе рассматривают, все ли картинки были подобраны правильно, кто ни разу не ошибся, кто допускал ошибки.)

7. Подвижная игра «Горячий мяч» Для этого мы должны встать в круг, близко друг к другу, я возьму мяч и передам его Юле, она быстро-быстро передаст его Ване, он Алине, и так дальше, пока мяч не вернется ко мне. Главное запомните, что передавать мяч надо очень быстро, и не уронить его на пол. Кто нарушит это правило – выбывает из игры. (Игра проводится 3 – 4 раза) . В конце игры детям предлагается 1-2 упражнения на дыхание.

Итак, вы все молодцы, были ловкими, быстрыми, никто не уронил мяч (или: Алеша (Ваня) сегодня поспешил, несколько раз мячик у него вырывался из рук, но он потренируется и в следующий раз будет ловко передавать мячик) . Ну, что же, мы с вами замечательно поиграли в разные игры, понравились вам игры? Какие больше, какие меньше? А еще мы помогли нашим друзьям, лесным зверятам, вспомнили сказку «Волк и лиса» и вы сами замечательно ее рассказали, а сейчас пришло время прощаться, занятие наше закончено, до свидания, увидимся через неделю.

Конспект № 2 «Загадки лесных зверюшек»

Цель: закреплять знания детей о свойствах и качествах различных предметов. Развивать целостное восприятие, внимание, мышление – процессы анализа и синтеза, сравнения, обобщения. Закреплять умение по словесному описанию узнавать предмет. Развивать речь, активный словарь. Воспитывать умение действовать по инструкции, соблюдать правила, развивать выдержку, самоконтроль.

Оборудование: яркая коробка с разрезанной на 6 частей картинкой, картинки для упражнения «Чего не хватает», портфель, настольно-печатная игра «Подбери картинку», игрушки: лиса, петушок, фланелеграф, сундучок с сюрпризами для детей.

Ход занятия:

Дети сидят за круглым столом.

1. Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть»

Психолог – здравствуйте, ребята, какой хороший денек сегодня, я очень рада вас всех видеть! А вы? Вот давайте поприветствуем друг друга таким образом, я начну, а вы по цепочке продолжите.

Алина, я очень рада тебя сегодня видеть! – Спасибо – Ваня, я очень рада тебя видеть! – спасибо, Алина, - и т.д. Все поприветствовали друг друга, какое хорошее бодрое у нас у всех настроение. Как раз для того, чтобы отгадывать различные загадки.

Так ведь? И вот первая загадка. Сегодня я утром у двери нашла странную коробку. Вот она.

В ней записка: «Решите все наши задачки, и вас ждет сюрприз. В каждом задании – подсказка, где находится следующее задание. С приветом, ваши Лесные друзья - Степашка и Кузя.» И посмотрите, первое задание – мы видим части картинки, которые нужно сложить, чтобы получилась целая картинка.

2. Упражнение «Сложи картинку»

Дети складывают совместно на столе из частей целую картинку.

Психолог- посмотрите, все ли части картинки на своих местах? Молодцы! А где же следующее задание? Вы помните, в записке было написано, что подсказка о нем должна быть где-то в задании.

Давайте посмотрим, что изображено на картинке? Эпизод из какой сказки? Как вы думаете, где подсказка? (подводит детей, если они не догадываются) Кто главный герой сказки? – Петушок- А может где-то в комнате есть похожий петушок? (Дети находят игрушечного петушка с конвертом следующего задания)

3. Дидактическое упражнение «Отгадай загадку»

Итак, у нас конверт, а в нем несколько загадок, интересно, отгадаете ли вы их?

В шкурке золотистой,

Источник nsportal.ru

Эта система направлена на решение следующих задач:

v Формировать у детей представление о простейших связей между ближайшего окружения.

v Воспитывать чувственно – эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.

v Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к живой и неживой природе.

v Формировать умение называть свойства предметов.

v Развивать речь и активизировать словарь.

v Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей.

v Формировать доброжелательное отношение к окружающим.

v Стимулировать любознательность и включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Пути реализации задач:

v Создание условий (материальная база, создание предметно-развивающей среды, программное обеспечение) .

v Обеспечение непосредственного общения детей с живой и неживой природой.

v Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.

v Вовлечение родителей в организацию образовательного процесса.

v Установление преемственности с учреждениями села.

Хочется остановиться на некоторых условиях успешности развития познавательно-исследовательской деятельности. Во-первых, практика показала важность интеграции познавательного развития с другими областями развития ребенка. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.

Во-вторых, комплексный подход к познавательному развитию выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями, предметным окружением, взаимоотношениями между сверстниками и взрослыми.

Организация образовательной деятельности включает систему работы по ознакомлению детей с окружающей средой, социальной действительностью, в основе которой лежит знакомство дошкольников с знакомство с миром живой и неживой природы, с предметным окружением, с обществом, в котором мы живем, миром предметов, которые помогают им познать окружающую действительность.

Главным компонентом организации образовательной деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами образовательной деятельности могут быть: детский сад и наша группа, профессии, театр – это интересно, моя семья , опыты и эксперименты, растительный и животный мир, секреты неживой природы и другие.

Дети получают возможность познакомиться с окружающим его миром, расширить представления о нем, о том непонятном и неизведанном. Образовательный процесс осуществляется через рассматривание картин и беседу, игры, чтение детской литературы, рассказ воспитателя, просмотр презентаций, проекты, развлечения, во всех вариантах образовательной деятельности первостепенное значение приобретает словесный метод - от слова педагога (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание образовательной деятельности, обеспечивает успешный результат обучения.

В своей работе я стараюсь использовать новые технологии для поддержания интереса к познанию, стремлении детей познавать мир, учиться, использовать приобретенные знания, решать возникающие проблемы. А все это можно реализовать в проектной деятельности. Проектная деятельность помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить развитие познавательно – исследовательской деятельности ребенка.

Не только методы и приёмы развивают познавательные способности детей, но и сама окружающая обстановка, среда образовательного учреждения должна быть взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит ребенку свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом.

Несомненно, у каждого педагога есть свое собственное представление об уюте, в которой все гармонично, функционально, насыщено. Но благодаря творческому подходу, увлечённости, компетентности, инновационным педагогическим приёмам, умению находить в различных ситуациях нестандартные решения педагоги ДОУ смогли реализовать основные принципы построения ПРС: здоровьесберегающей, развивающей, эстетической направленности.

Организованная мною предметно-развивающая среда позволяет создать в группе стимулирующую, социальную, игровую, творческую атмосферу, атмосферу раскованности, в которой ребенок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учиться общаться, оказывать поддержку другому.

Вся работа по развитию познавательно исследовательской деятельности ведется в тесном контакте с родителями.

Эта работа является одной из составных частей моей работы. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Работу веду в двух направлениях:

Педагог – родитель

Педагог – ребенок – родитель

Главными задачами взаимодействия с родителями считаю:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.

2. Создать атмосферу общности интересов.

3. Активизировать и обобщать воспитательские умения родителей

Таким образом, при совместной работе с педагогами и родителями мы развиваем у детей интерес, любознательность и познавательные мотивации; формируем познавательные действия; развиваем воображение и творческую активности; формируем первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, пространстве и времени, движении и покое и др.) , представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника, об особенностях природы.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

Материал с сайта nsportal.ru

Познакомить с технологией замеса теста и изготовлением печенья.

Выявить зависимость изменений в природе от сезона.

Установить влияние качества почвы на рост растений.

Доказать, что в почве есть вода и воздух.

Познакомить с искусственными камнями. Состав кирпичной массы.

Опытным путем доказать, что стекло плавится при нагревании.

Свойства соленой воды.

Получить оранжевый, фиолетовый, голубой, зеленый смешением двух цветов.

Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Доказать, что растения дышат.

Занятия познавательного цикла дополняются опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект. Такие дополнительные занятия под названием «Удивительное – рядом», непродолжительны по времени и проводятся непосредственно на занятии или во второй половине дня.

Они способствуют расширению и углублению знаний, полученных на основных занятиях. Методы работы комбинируются, реализуются через комплекс различных видов детской деятельности: занятия, экскурсии, наблюдение, чтение.

Так, в сентябре, занимаясь с глиной, отмечая ее свойства, на дополнительном занятии дети сравнивают глину с песком, изучают взаимодействия с водой, самостоятельно приходят к выводам, проводя опыт «Песок и глина». А в январе, знакомясь со сказкой «Жихарка», дети проводят опыт «Тонет, не тонет» и изучают свойства деревянных предметов.

Часть экспериментов проводится во время прогулок. Например, после занятия «Как снеговики правду о весне искали» дети выходят на прогулку и проводят опыт со снегом, выясняя, где же снег тает быстрее, а где не тает совсем. Для этого наполняют снегом одинаковые сосуды и расставляют по участку. Зачем находят ответ на вопрос, почему в одних сосудах снег растаял, а в других нет.

Для организации детского экспериментирования в групповой комнате создали мини-лабораторию, которую дети средней группы назвали в честь любимого героя мультсериала: «Лаборатория Лунтика». Сюда поместили необходимый материал и оборудование: сосуды разной формы и объема, микроскоп, увеличительные стекла, измерительные приборы, технический, бросовый и природный материал, альбомы, календари для фиксации и зарисовок результатов экспериментирования.

Была проведена работа по созданию картотеки опытов, экспериментов, в соответствии с разработанным планом. В зависимости от темы и цели работы в лаборатории используются различные формы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая, коллективная. Часть опытов дети имеют возможность проводить самостоятельно с помощью схем-карточек, а более сложные проводятся совместно с педагогом.

Практика работы с детьми показала, что для организации детского экспериментирования необходимо использовать какие-либо событие, вызывающее интерес детей и позволяющее ставить вопрос для исследования. Это могут быть придуманные воспитателем приключения объектов ( например, комочка глины и кусочка пластилина к теме «Свойства глины и пластилина») , любой праздник, к которому все готовятся (новогодние маски к теме «Свойства бумаги») .

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формируются то имени сказочного героя, Лунтика. Использование проблемной ситуации позволяет обеспечить оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности детей с усвоением готовых знаний и выводов.

При организации детского экспериментирования мы учитывали следующие особенности руководства со стороны взрослого:

- воспитатель – равноправный партнер, руководит так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности;

- необходимо постоянно стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно;

- в процессе работы поощрять детей, ищущих собственные способы решения задач;

-при формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутых ответов;

- при анализе и фиксировании полученных результатов важно помнить, что непредусмотренный результат не является не правильным.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить исследования с детьми», предложена картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома, например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое время года, если воду заморозить в холодильнике) .

Диагностика развития познавательных интересов в конце учебного года выявила следующее: 20% детей показали высокий уровень развития, количество детей со средним уровнем осталось прежним (60%) . Число детей с низким уровнем развития уменьшилось на 20%. Сравнительный анализ проведенных диагностик убедил в эффективности проведенной работы и значительном повышении уровня познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста.

  1. В результате систематической работы у детей значительно расширились представления о свойствах, качествах материалов, о явлениях неживой и живой природы, появился устойчивый интерес к экспериментированию.
  2. В процессе экспериментирования дети приобрели умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать свою правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
  3. У детей улучшилась память. Обогатилась речь, эмоциональная сфера, активизировались мыслительные процессы.
  4. У родителей воспитанников повысился интерес к экспериментам и исследованиям, некоторые проводили опыты в домашних условиях, вместе с детьми делали зарисовки, формулировали выводы.

В старшей группе работа по экспериментированию с детьми продолжается, разработан план и организованы занятия кружка «Удивительное- рядом».

Задачи кружковой работы:

- формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами и

явлениями;

- знакомить с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями,

развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать интерес к исследовательской деятельности;

- упражнять детей в умении выдвигать гипотезу, проверять ее на практике;

- делать выводы, обобщать полученные результаты, сравнивать со своими предположениями.

Титова И. В.

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста

    Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми ко...

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

    «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»...

  • Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Дидактическое пособие по сенсомоторному развитию у детей младшего дошкольного возраста «Разноцветная гусеница» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития се...

  • Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста

    Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Никулина Ф. Х. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. /Актуальные проблемы современной психологии и педагогики с международным участ...

  • Методы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...