Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [

[К психическим познавательным процессам относятся:

восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Восприятие- целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чуств (участвуют разные анализаторы, н: при восприятии яблока с помощью зрительного анализатора мы воспринимаем цвет, форму, величину, с помощью вкусового анализатора вкус: кислое или сладкое, с помощью обонятельного: запах.

Внимание- это обязательное условие любой деятельности. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.

Память- запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ренее человек воспринимал, переживал думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

Память бывает долговременная (определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти человека всю жизнь) и кратковременная (информация, которую мы храним в течении непродолжительного времени: купить продукты, сходить в школу к сыну и т. д) .Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, и вкусовую память. В зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить вербальную, образную, двигательную память и т. д.

Мышление- обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Физиологическая основа мышления- аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции- анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Выделяют три вида мышления:

- наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов) ;

- наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений) ;

- словесно-логическое (познаётся с помощью понятиЙ, слов, рассуждений)

Из трёх видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого - словесно-логического-то этот вид мышления в дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться к 6-7 годам.

Речь-процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык-средство общения людей друг с другом.

Возрастные особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

[/u]

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.

Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особо наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

В данном возрасте у детей возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети могут принять задачу на запомигание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение и т. д.

Развивается образное мышление. Дети используют простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Онспособен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности вступят объекты во взаимодействие, и т. д.

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Дети данного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Продолжает развиваться устойчивость, распределение. Переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

[b]Примерный перечень игровых упражнений на развитие внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста.

[/b]

Упражнение №1. «Кого не стало? »

На столе выставлены знакомые детям игрушки. Их количество постепенно увеличивается на протяжении нескольких игр, начиная с 2 и далее. Далее детям предлагается закрыть глаза, а педагог убирает одну из игрушек. Дети отгадывают, какой игрушки не стало. В усложнённом варианте игры взрослый может убрать не одну, а две-три игрушки.

Упражнение №2 «Кто лишний? »

На столе выставлены 2-4 знакомые ребёнку игрушки. Их название проговаривается. Затем ребёнок закрывает глаза, а педагог добавляет ещё одну игрушку. Ребёнок должен показать и назвать игрушку, которая появилась. В усложнённом варианте добавляется не одна, а две и более игрушек.

Упражнение №3.

На столе выставляются 2-4 игрушки. Ребёнку даётся время их рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребёнок по памяти находит те игрушки, которые были выставлены на столе.

Упражнение №4.

На столе выкладываются картинки одного размера и одной тематики («одежда», «игрушки» и т. д.) . Количество зависит от возраста и умственного развития ребёнка. Педагог быстро показывает ребёнку 2-3 картинки из общей стопки, а затем раскладывает их вместе с другими. Ребёнок должен показать и назвать предъявленные ему картинки.

При усложнении игры ребёнок должен не только найти заданные картинки, но и расположить их в той последовательности, в которой их показывал взрослый.

Упражнение №5 «Что я назвала? »

Педагог произносит ряд слов, а ребёнок выбирает соответствующие картинки, выставленные на доске (фланелеграфе)

Упражнение №6 «Повтори за мной»

Ребёнок внимательно слушает слова, сказанные педагогом, а затем повторяет их. Сначала даётся два слова, затем три и т. д.

Упражнение №7 «Машина клумба»

На фланелеграф (или доску) помещаются цветы разные по цвету. Приходит кукла Маша в красном сарафане. Для неё нужно выбрать только красные цветы.

Аналогично работа проводится с другим цветом.

Упражнение №8 «Кто самый внимательный? »

Надо найти в комнате как можно больше предметов определённого цвета.

Упражнение №9 «Какой предмет лишний? »

Из набора предметов или картинок надо найти то, что не подходит по цвету, форме или величине. Усложнённый вариант - предполагается различение предметов по двум признакам (цвет - величина)

Упражнение №10 «Назови одним словом»

Ребёнку предлагаются предметы одной группы: «яблоко, груша, апельсин», «рубашка, кофта, брюки» и т. д. Ребёнок обобщает их одним словом (фрукты, одежда и т. д.)

Упражнение№11 «Четвёртый лишний»

Выбор лишней игрушки, картинки, предмета из предложенных (яблоко, апельсин, груша, морковь; кукла, кубик, мяч, тарелка и т. д)

При усложнении игра проводится на вербальном уровне (без опоры на наглядность)

Упражнение №12 «Найди меня»

На карточках изображены овощи или фрукты. Ребёнку даётся набор муляжей для соотношения их с изображениями на карточках.

Упражнение№13 «Чья тень? »

На карточке наклеены силуэты предметов чёрного цвета. Детям раздаются цветные картинки, соответствующие изображённым силуэтам. Картинки раскладываются по местам (соответственно своей «тени»)

Упражнение№ 14 «Чего не хватает? »

Ребёнку предлагается серия рисунков с изображением предметов. У каждого предмета не хватает существенной детали (собака без хвоста, машина без колеса, стол без ножки ит. д.) . Ребёнок называет недостающую деталь.

Упражнение№15 «Какие предметы спрятались? »

Ребёнку предлагаются контуры предметов, наложенные друг на друга. Ребёнок называет «спрятанные» предметы.

Упражнение№16 «Собери картинку»

Ребёнку предлагается картинка, разрезанная на части. Надо собрать части так, чтобы получилась целая картинка. Сначала предлагается картинка, разрезанная на 2 части, затем на 3 и т. д.

Работа с разрезной картинкой помогает педагогу выяснить:

- как ребёнок справляется с комбинированием

-как соотносит части и целое

-действует ли он при составлении картинки методом подбора или старается представить в уме картинку в целом

Упражнение№17 «Загадки»

Одним из продуктивных приёмов работы, направленных на развитие мыслительной деятельности, является работа с загадками. На начальных этапах работы с загадками детям предлагаются опорные картинки для выбора.

Загадки используются как в стихотворной форме так и описательные, например: рыжая, пушистая, с длинным хвостом (лиса) После отгадывания описательной загадки, ребёнка можно спросить: «Какая лиса? » (рыжая, пушистая, с длинным хвостом)

h4][/h4]/h3]

][/b]

www.maam.ru

«Развитие познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения города Москвы» Консультация на тему: "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Подготовила Воспитатель Бородулина Н. К. Декабрь 2014

Развитие познавательных процессов – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того насколько будут развиты у ребенка память, мышление, воображение, внимание, восприятие, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое всегда будет стремиться узнавать еще больше - что, конечно положительным образом скажется на его умственное развитие. В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями: во внимании – умением управлять и контролировать внутренние и внешние планы действий, в памяти – соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении. Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представлена как объединение в единый процесс наглядно – действенного, наглядно – образного, словесно – логического способов решения практических задач. Педагоги Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Познавательная активность ребенка рассматривается в контексте с познавательной деятельностью и определяется как состояние готовности к познавательной деятельности и порождает ее. Познавательная активность выступает как предпосылка и результат психофизического развития ребенка. Развитие психики при этом рассматривается не только как повышение качества отдельных процессов и соотношений между ними, но и как реализация внутренних и внешних структур, определяющих характеристики познавательной активности ребенка. Источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется, как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.) ; действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, паузы) ; постоянное притяжение к этому объекту.

Рассмотрим особенности развития познавательных процессов детей среднего дошкольного возраста. В возрасте 3-5 лет ребенок уже убежден, что он личность. Это осознание приходит, потому что он бегает, умеет говорить. Также расширяется область овладения миром, он пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. В этом возрасте «самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности». У ребенка 4-5 лет происходит развитие ощущений ребенка, которое в значительной степени обусловлено развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.) . Одновременно с развитием ощущений у детей продолжается развитие восприятия. Качественным изменениям в развитии восприятия является освоение детьми 3-5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений и др.) . Развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу при пере-ходе раннего к дошкольному возрасту. В этом возрасте зрительное восприятие становится одним из ведущих. Формируется акт рассматривания. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Первоначально память носит непроизвольный характер - в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания у ребенка зависит от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями. Средний дошкольный возраст ребенка – это период развития языка ребенка в процессе речевой практики. Улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Развитие мышления происходит параллельно с развитием речи ребенка. Начинает развиваться образное мышление. Наиболее существенной особенностью развития мышления ребенка в этом возрасте является то, что, его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдения за другими людьми. У детей 4-5 лет преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Таким образом, данный возраст характеризуется переходом воображения из непроизвольного в произвольное. Наряду с развитием мышления и воображения у ребенка развивается и внимание. К 5 годам внимание носит произвольный характер. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой. Творческая ролевая игра становится, «ведущей деятельностью дошкольника», в которой формируются многие его психические особенности. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос иногда одежды. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, наклеивать изображение на бумагу. Вырезать ножницами. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу и планирование последовательности деятельности. Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развитие моторики рук проводится путём стимуляции игровой деятельности ребёнка. Физическое воспитание в дошкольном возрасте осуществляется в неразрывной связи с развитием игровой деятельности. Средний дошкольный возраст - это возраст почемучек, в который ребенок стремиться узнать как можно больше об окружающем его мире, это - период расцвета детской познавательной активности. И этому в полной мере способствует развитие всех психических процессов, описанных ранее. Средний возраст-начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.

Всестороннее познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста происходит в процессе занятий художественно-творческой деятельностью. Большое значение для художественно-творческого развития дошкольников имеет «интерес». Составными элементами интереса Л. А. Блащук считает: эмоциональные проявления; проявления, характеризующие познавательную и творческую активность; волевые усилия для получения результата деятельности. Существует три основных компонента художественно-творческой деятельности детей-дошкольников, которые рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом и являются её фундаментом: восприятие, исполнительство и творчество. При разумном сочетании этих компонентов происходит художественно — творческое развитие ребёнка. Большое значение на развитие познавательных процессов имеет изобразительная деятельность, особенно рисование нетрадиционным способом. Такие занятия направлены на развитие пространственного мышления, снятия детских страхов, развивают уверенность в своих силах, учат детей свободно выражать свой замысел, развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности, развивают мелкую моторику, творческие способности, воображение и полет фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Каждая из этих техник – это маленькая игра. При выборе нетрадиционного метода рисования необходимо учитывать возрастные способности. Рисование, как и игра, помогает ребенку осознавать себя и окружающий мир. Образы, которые дети создают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личностного роста. В специально подобранных играх (на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования) ребенку предоставляются возможности не только развить свои способности, но и научиться взаимодействовать с другими детьми и соблюдать существующие правила, управлять своим поведением. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх развивается зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение.

www.maam.ru

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

К психическим познавательным процессам относятся:

восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Восприятие- целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств ( участвуют разные анализаторы, н: при восприятии яблока с помощью зрительного анализатора мы воспринимаем цвет, форму, величину, с помощью вкусового анализатора вкус: кислое или сладкое, с помощью обонятельного: запах.

Внимание-это обязательное условие любой деятельности. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.

Воображение– психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.

Память-запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ренее человек воспринимал, переживал думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

Память бывает долговременная (определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти человека всю жизнь) и кратковременная (информация, которую мы храним в течении непродолжительного времени: купить продукты, сходить в школу к сыну и т.д) . Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, и вкусовую память. В зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить вербальную, образную, двигательную память и т.д.

Мышление- обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Физиологическая основа мышления- аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции- анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Выделяют три вида мышления:

- наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов) ;

- наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений) ;

- словесно-логическое (познаётся с помощью поняти Й, слов, рассуждений)

Из трёх видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого - словесно-логического-то этот вид мышления в дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться к 6-7 годам.

Речь-процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык-средство общения людей друг с другом.

Возрастные особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.

Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особо наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

В данном возрасте у детей возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети могут принять задачу на запомигание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение и т.д.

Развивается образное мышление. Дети используют простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Онспособен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности вступят объекты во взаимодействие, и т.д.

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов.

Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Дети данного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Продолжает развиваться устойчивость, распределение. Переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Примерный перечень игровых упражнений на развитие внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста.

Упражнение №1. «Кого не стало?»

На столе выставлены знакомые детям игрушки. Их количество постепенно увеличивается на протяжении нескольких игр, начиная с 2 и далее. Далее детям предлагается закрыть глаза, а педагог убирает одну из игрушек.

Дети отгадывают, какой игрушки не стало. В усложнённом варианте игры взрослый может убрать не одну, а две-три игрушки.

Упражнение №2 «Кто лишний?»

На столе выставлены 2-4 знакомые ребёнку игрушки. Их название проговаривается. Затем ребёнок закрывает глаза, а педагог добавляет ещё одну игрушку.

Ребёнок должен показать и назвать игрушку, которая появилась. В усложнённом варианте добавляется не одна, а две и более игрушек.

Упражнение №3.

На столе выставляются 2-4 игрушки. Ребёнку даётся время их рассмотреть. Потом игрушки убираются.

Ребёнок по памяти находит те игрушки, которые были выставлены на столе.

Упражнение №4.

На столе выкладываются картинки одного размера и одной тематики («одежда», «игрушки» и т.д.) . Количество зависит от возраста и умственного развития ребёнка. Педагог быстро показывает ребёнку 2-3 картинки из общей стопки, а затем раскладывает их вместе с другими. Ребёнок должен показать и назвать предъявленные ему картинки.

При усложнении игры ребёнок должен не только найти заданные картинки, но и расположить их в той последовательности, в которой их показывал взрослый.

Упражнение №5 «Что я назвала?»

Педагог произносит ряд слов, а ребёнок выбирает соответствующие картинки, выставленные на доске (фланелеграфе)

Упражнение №6 «Повтори за мной»

Ребёнок внимательно слушает слова, сказанные педагогом, а затем повторяет их. Сначала даётся два слова, затем три и т.д.

Упражнение №7 «Машина клумба»

На фланелеграф (или доску) помещаются цветы разные по цвету. Приходит кукла Маша в красном сарафане. Для неё нужно выбрать только красные цветы.

Аналогично работа проводится с другим цветом.

Упражнение №8 «Кто самый внимательный?»

Надо найти в комнате как можно больше предметов определённого цвета.

Упражнение №9 «Какой предмет лишний?»

Из набора предметов или картинок надо найти то, что не подходит по цвету, форме или величине. Усложнённый вариант - предполагается различение предметов по двум признакам (цвет - величина)

Упражнение №10«Назови одним словом»

Ребёнку предлагаются предметы одной группы: «яблоко, груша,апельсин», «рубашка, кофта, брюки» и т.д. Ребёнок обобщает их одним словом (фрукты, одежда и т.д.)

Упражнение№11 «Четвёртый лишний»

Выбор лишней игрушки, картинки, предмета из предложенных (яблоко, апельсин, груша, морковь; кукла, кубик, мяч, тарелка и т.д)

При усложнении игра проводится на вербальном уровне (без опоры на наглядность)

Упражнение №12 «Найди меня»

На карточках изображены овощи или фрукты. Ребёнку даётся набор муляжей для соотношения их с изображениями на карточках.

Упражнение№13 «Чья тень?»

На карточке наклеены силуэты предметов чёрного цвета. Детям раздаются цветные картинки, соответствующие изображённым силуэтам. Картинки раскладываются по местам (соответственно своей «тени»)

Упражнение№ 14 «Чего не хватает?»

Ребёнку предлагается серия рисунков с изображением предметов. У каждого предмета не хватает существенной детали (собака без хвоста, машина без колеса, стол без ножки ит.д.) . Ребёнок называет недостающую деталь.

Упражнение№15 «Какие предметы спрятались?»

Ребёнку предлагаются контуры предметов, наложенные друг на друга. Ребёнок называет «спрятанные» предметы.

Упражнение№16 «Собери картинку»

Ребёнку предлагается картинка, разрезанная на части. Надо собрать части так, чтобы получилась целая картинка. Сначала предлагается картинка, разрезанная на 2 части, затем на 3 и т.д.

Работа с разрезной картинкой помогает педагогу выяснить:

- как ребёнок справляется с комбинированием

-как соотносит части и целое

-действует ли он при составлении картинки методом подбора или старается представить в уме картинку в целом

Упражнение№17

«Загадки»

Одним из продуктивных приёмов работы, направленных на развитие мыслительной деятельности, является работа с загадками. На начальных этапах работы с загадками детям предлагаются опорные картинки для выбора.

Загадки используются как в стихотворной форме так и описательные, например: рыжая, пушистая, с длинным хвостом (лиса) После отгадывания описательной загадки, ребёнка можно спросить: «Какая лиса?» (рыжая, пушистая, с длинным хвостом)

По теме:

Подробней nsportal.ru

Слышится пение птиц. (музыкальная грамм. Запись )

Побежал в саду ручей ( дети бегут)

Прилетели сто грачей ( машут крыльями )

А сугробы тают, тают (приседают)

А цветочки подрастают ( поднимаются вверх)

Ребята, как вы думаете, на какую поляну мы пришли? Правильно, на цветочную. Сколько цветов? Правильно, много.

Но все лепестки перепутались, нужно собрать цветы , чтобы у одного цветка лепестки были одного цвета . Дети на ковре выкладывают цветы. Молодцы, ребята! Какого цвета собрал цветок Егор? , а ты Даша? Красивая получилась поляна. Разбудили все весенние цветы.

А кого не хватает на цветах? Правильно, насекомых. Давайте наши пальчики превратим в жучков. ( игротренинг)

Жук летит и жужжит, и жужжит и усами шевелит Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж.

Ребята, мы с вами и жучков разбудили. А кого мы с вами ещё не разбудили? Правильно , зверей.

А хотите их разбудить? Да. Под ёлочками в лесу спят звери , чтобы нам помочь разбудить зверей , надо взять бумажные комочки и разгладить их. (на бумажных комочках изображены животные) Дети берут комочки бумажные и разглаживают их.

Кого мы разбудили после зимней спячки? Настя , ты кого разбудила? (медведя) , а ты Алёша, кого разбудил? (ежа, барсука )

Молодцы, ребята! Всех разбудили. А давайте же мы вспомним, кого мы в лесу разбудили? Дети перечисляют (птиц, насекомых …)

Ребята, а как же Лесовичок узнает что мы всех разбудили? А давайте мы с вами вернёмся в детский сад и напишем ему письмо, согласны? Да.

Вот мы и пришли в детский сад. На столе лежат листки , на листках написаны точки вы должны обводить по точкам и перечислять Лесовичку ,кого вы разбудили. Но вначале мы с вами выполним самомассаж с помощью карандашей.

Дети выполняют самомассаж пальцев рук, катают карандаш между ладонями. И приступают к написанию письма. Написанные письма дети складывают в конверт.

Молодцы, ребята, спасибо вам большое.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему.

Дошкольное детство– один из самых важных этапов жизни ребёнка.

Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление.

Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии. В возрастной психологии понятие нормы носит скорее статистический характер, то есть нормальным признаются такой темп и направленность развития детей, которые наблюдаются у большинства из них на определенном этапе развития.

Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) .

В своем сообщении хочу остановиться на некоторых наиболее типичных особенностях развития психических познавательных процессов у дошкольников.

Восприятие.

Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый.

Восприятие в среднем дошкольном возрастестановится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени.

В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) - Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. В этом возрасте складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Внимание.

Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Первые признаки внимания – на 2-3 неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения.

Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным.

В начале дошкольного детствавнимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него.

Непроизвольное внимание – преобладающее на протяжении всего дошкольного детства.

Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Младшие дошкольникимогут играть в одну и ту же игру – 25-30 минут. Старшие дошкольники – до 1-1,5 часов.

Дети 4-6 летначинают овладевать произвольным вниманием.

Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Начиная со старшего дошкольноговозраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа) . Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.

Память.

Память –это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Узнавание – первый процесс памяти, появляющийся у ребенка.

После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Память младшего дошкольниканепроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы.

Третий и четвертый год жизнистановятся годами первых детских воспоминаний.

В 4-5 летначинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически и зависит от вида деятельности.

На пятом году жизнипамять начинает играть ведущую роль в организации психических процессов становится доминирующей функцией.

К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.

6-7 ЛЕТ– благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка в старшем дошкольном возрасте становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия.

Именно в этом возрасте наблюдается высокий уровень моторной памяти.

У детей возрастает потребность в двигательной активности. Они осваивают сложные движения, выполняют их быстро, точно. Появляется согласованность, слитность движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Поэтому многие дети в старшем дошкольном возрасте начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.

Мышление.

Мышление –высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной связи. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.

Ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой – формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений.

В 3-4 годаребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя внаглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное) , по форме (это все круглое) , величине (это все маленькое) .

По мере накопления опыта мышление ребенка среднего дошкольноговозраста все больше опирается на образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия.

Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям он не готов.

В старшем дошкольном возрастеначинает формироваться словесно-логическое мышление.

Воображение.

Воображение– это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими.

Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.

В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов.

В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

Старший дошкольный возраст является сенситивным – чувствительным – для развития воображения. Именно в этот период воображение ребенка становится управляемым.

В 5-6 лету детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения, к произвольному запоминанию. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа.

Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т.п.

Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

Перестраивается воображение, из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.

Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему.

Дошкольное детство– один из самых важных этапов жизни ребёнка.

Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление.

Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии. В возрастной психологии понятие нормы носит скорее статистический характер, то есть нормальным признаются такой темп и направленность развития детей, которые наблюдаются у большинства из них на определенном этапе развития.

Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) .

В своем сообщении хочу остановиться на некоторых наиболее типичных особенностях развития психических познавательных процессов у дошкольников.

Восприятие.

Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый.

Восприятие в среднем дошкольном возрастестановится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени.

В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) - Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. В этом возрасте складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Внимание.

Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Первые признаки внимания – на 2-3 неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения.

Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным.

В начале дошкольного детствавнимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него.

Непроизвольное внимание – преобладающее на протяжении всего дошкольного детства.

Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Младшие дошкольникимогут играть в одну и ту же игру – 25-30 минут. Старшие дошкольники – до 1-1,5 часов.

Дети 4-6 летначинают овладевать произвольным вниманием.

Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Начиная со старшего дошкольноговозраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа) . Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.

Память.

Память –это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Узнавание – первый процесс памяти, появляющийся у ребенка.

После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Память младшего дошкольниканепроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы.

Третий и четвертый год жизнистановятся годами первых детских воспоминаний.

В 4-5 летначинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически и зависит от вида деятельности.

На пятом году жизнипамять начинает играть ведущую роль в организации психических процессов становится доминирующей функцией.

К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.

6-7 ЛЕТ– благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка в старшем дошкольном возрасте становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия.

Именно в этом возрасте наблюдается высокий уровень моторной памяти.

У детей возрастает потребность в двигательной активности. Они осваивают сложные движения, выполняют их быстро, точно. Появляется согласованность, слитность движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Поэтому многие дети в старшем дошкольном возрасте начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.

Мышление.

Мышление –высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной связи. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.

Ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой – формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений.

В 3-4 годаребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя внаглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное) , по форме (это все круглое) , величине (это все маленькое) .

По мере накопления опыта мышление ребенка среднего дошкольноговозраста все больше опирается на образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия.

Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям он не готов.

В старшем дошкольном возрастеначинает формироваться словесно-логическое мышление.

Воображение.

Воображение– это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими.

Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.

В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов.

В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

Старший дошкольный возраст является сенситивным – чувствительным – для развития воображения. Именно в этот период воображение ребенка становится управляемым.

В 5-6 лету детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения, к произвольному запоминанию. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа.

Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т.п.

Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

Перестраивается воображение, из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.

Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.

Материал с сайта
Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательных процессов у дошкольников

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуе...

  • Предметные картинки для детей дошкольного возраста

    Дидактические упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вам некоторые дидактические игры, которые я использую в своей работе с деть...

  • Логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Логическое мышление у детей дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

    Обобщение опыта работы по теме «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста» Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игруш...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Психические процессы в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Возрастные особенности детей дошкольного возраста

    Допускает небрежность в выполнении монотонных операций. Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива. 3. Формировать произвольность всех психических пр...

  • Нарушение зрения у детей дошкольного возраста

    Статья: «Особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрени...