Развитие познавательных способностей у дошкольников

Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга»

Управление Образования исполнительного комитета муниципального образования города Набережные челны Министерства образования и Науки Республики Татарстан

Презентация

На тему: «Дидактические игры в развитии позновательных способностей дошкольников»

Воспитателя

Башировой

Гулии Рифкатовны

Набережные Челны

Тема призентации:

«Дидактические игры в развитии позновательных способностей дошкольников»

Пояснительная записка:

Проблема: Сейчас дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.

Актуальность:

Дидактическая игра даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добавить более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.

Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Цель: Развитие познавательной активности детей через дидактические игры

Задачи:

- развить мышление детей

- развить самостоятельность в поиске решений

- развить умение отвечать и задавать вопросы

Ожидаемые результаты: В процессе взаимодействия педагог-дети-родители в реализации проекта.

Дети:

• Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

• Развивается способность к воображению;

• Проявляют интерес к занятиям;

• Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

Родители:

• Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

• Повышение компетентности родителей при выборе игр.

Я хочу в моей работе с детьми использовать дидактические игры для развития познавательной активности детей.

Работая с детьми, изучить особенности развития детей.

В работе операться на общепедагогические принципы.

Свою деятельность выстраивать поэтапно с учетом возраста детей.

При подборе игр учитывать особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.

При организации игр словесного содержания я будуиспользовать сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты.

Дидактические игры я включаю в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игр на дом».

Игры для занятий подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.

Для занятий по математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения,

- игры головоломки;

- игры шутки;

- игры с занимательными вопросами.

В занятиях по развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.

На занятиях по ознакомлении с окружающим миром провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаясь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.

В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Я думаю что систематическая работа даст свои положительные результаты.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; -развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает:

1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.

3. Показ игровых действий.

4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.

По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушками) .

2. Настольно-печатные игры.

3. Словесные игры.

Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое? », «Что сначала, что потом» и др.

Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление. Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дает более эффективный результат в работе с детьми.

Используемая литература.

1. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч. 2. /В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Б. С. Лейкина и др. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 1988.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.

3. Игры «Забавы в картинках»: наборы развивающего дидактического материала для детей дошкольного возраста. – Киров, 2006.

4. Исследование развития познавательной деятельности /Пол. ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П. Гринфилд. - М. :1981

5. А. И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду».

Прикреплённые файлы:

prezintacija_bp585.ppt | 3780 Кб | Скачан: 241
www.maam.ru

«Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

(Из опыта работы МБДОУ «Детского сада «Северяночка»)

С первых дней посещения детского сада ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира.

Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.

Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-образного мышления.

Картина мира у каждого человека складывается благодаря наличию и функционированию психических познавательных процессов. Они отражают воздействие окружающей действительности в сознании людей.

Работая по образовательной программе МБДОУ, задачи по направлению «Познавательно - речевое развитие» мы решаем, учиты-вая, актуальность проблемы развития познавательных и речевых способностей каждого ребенка. Для развития данных способностей мы используем современные технологии, такие как:

Здоровье сберегающие образовательные технологии;

Проектная деятельность;

Развитие исследовательских умений;

Технология проблемного обучения;

Технология ИКТ.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проекта является совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

Уже в 3-4 летнем возрасте активность и неутомляемость детей возрастает, проявляясь в постоянной готовности к деятельности. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

У детей 4-5 лет активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка и позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. Продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию.

Принципы проектной деятельности:

• принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

• принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

• принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

• принцип природосообразности позволяет учитывать психо-физиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

• принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.

В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта мы решаем следующие задачи:

• развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;

• активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;

• формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.

Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

• научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;

• развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;

• повысить уровень коммуникабельности.

В состоянии интереса ребенок всегда активен и успешен. Интерес ведет ребёнка к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. Ребенка дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы, делать умозаключения, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи.

Считаем, что данный подход к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, существенно обогащает содержание деятельности по развитию речи детей, позволяя развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения.

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-vystupleniyu_hu05e.pptx | 1503,96 Кб | Скачан: 206
www.maam.ru

Консультация «Развитие познавательных способностей старших дошкольников на основе краеведческого материала»

Мы с вами знаем, что дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Предметная

«исследовательская» деятельность развивает и закрепляет

познавательное отношение ребёнка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо - синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

Меняется характер общения ребёнка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты.

Конечно, отдельный человек, каким бы он умным и образованным не был, не может знать всё обо всём. Но сохранить в себе радость собственных открытий, живой интерес ко всему происходящему в мире, желание расширить границы своего кругозора просто необходимо.

Прежде всего, это относится к нам, к воспитателям. Мы одни из первых ведём малыша в наш мир, раскрываем перед детьми его тайны и законы, закладываем познавательное отношение к миру.

Ведь в истоках познания лежит определённое отношение человека к объекту познания. Поэтому необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства. Надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что вы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и известным событиям, явлениям.

Мы не можем рассказывать и объяснять ребёнку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, прекрасен и интересен] мы обязаны.

Что же такое познание?

Познание - это сложное образование, в котором можно выделить, как минимум, 2 компонента, неразрывно связанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.

Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развивать у ребёнка, необходимые для развития процессы, навыки, умения, способы познания. Вторым компонентом познания является отношение ребёнка к информации.

Дети всегда готовы познать то, к чему хорошо относятся и не хотят даже слышать о том, к чему относятся отрицательно. И чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определённой информации, нужно создать у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности.

J В возрастном интервале 2-7 лет помещаются два периода «накопления информации» 2-4 года и 5-6 лет; и два периода «упорядочивания информации» - 4-5 лет и в 6-7 лет.

Развитие познавательных способностей во многом определяет готовность ребенка к школьному обучению. Необходимо создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития. Дать детям в доступной форме систематизировать знания.

С целью развития у дошкольников познавательных способносте необходимо организовать познавательную деятельность так, чтобы сделать процесс познания эмоционально насыщенным, а также помнить, что показателями активной мыслительной деятельности являются:

- способность относительно долго проявлять интерес к проблеме;

- самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности, умения сравнивать, обобщать, группировать и т. д. ;

- наличие интереса к учебной задаче и процессу её решения;

- умение мыслить в разных направлениях;

- выдвигать новую познавательную задачу;

- замечать и исправлять ошибки у себя и сверстников.

Активизация мышления детей достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. В каждом конкретном случае мы сами решаем в какой форме _ проводить работу с детьми: групповой или индивидуально! Тем не менее, чтобы развить у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдается групповым (подгрупповым) формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Догадка, сомнение, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого ребенка. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивает у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребёнок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить.

Поэтому я в своей практике познавательную деятельность организую в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. При этом ставлю задачу - вызвать у детей интерес к занятию, увлечь в совместный, умственный поиск, оказать помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов, направить усилия на осознанное усвоение знаний, умений и навыков. Познавательную деятельность сопровождаю эврической беседой. Задаю вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний, сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете или объекте новые

2

качества, свойства, что дает возможность по новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставлю так, чтобы дети последовательно выделяли признаки различия или сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить на новый лад.

Активизируют мышление детей и вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане.

Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей.

С целью лучшего развития у детей познавательных способностей я разработала тематический и перспективные планы для детей старшего дошкольного возраста, а также методические рекомендации по проведению занятий краеведческой направленности.

Рассматривая тематический план, можно отметить, что тематика с возрастом детей изменяется. Наблюдается динамика преемственных связей - на каждой возрастной ступени она означает набор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

Большое значение имеет интеграция знаний - установление соотношений между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Это обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины окружающего мира. Ну и конечно не обрушивать на ребенка большое количество информации, а отобрать самое нужное и доступное. Учитывая выше сказанное, всю работу в своей группе по развитию познавательных способностей детей на основе краеведческого материала я проводила по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Работа с детьми включала в себя:

1) экскурсии - живые впечатления;

2) путешествия по городу на занятиях;

3) игры для закрепления знаний и впечатлений.

ЭКСКУРСИИ.

Основная цель экскурсий - непосредственное знакомство с объектом, в ходе которого дети получают живые впечатления, ice прогулки и путешествия старалась организовать от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Путешествия наши начинались с территории детского сада. Мы рассматривали здание детского сада, особенности его строения, оборудование детских площадок. Выявили, почему они в таком состоянии, как сделать так, чтобы не разрушалось то, что ещё осталось для игр детей; кто поддерживает чистоту на

3

территории детского сада, для чего это делается. Дети предлагали разные варианты. Но на самом деле не так важно, можно ли осуществить то, что предлагали дети, а главное, что они не остались равнодушными и пытались изменить к лучшему.

Следующее наше путешествие было к жилому дому, который находится рядом с детским садом. Мы выяснили кто построил этот дом и для кого, из чего он построен, сколько в нём этажей, каково его внутреннее устройство. Далее прогулка по улице Автозаводской. Дети познакомились с её достопримечательностями, промышленными объектами, расположенными в этом микрорайоне. Поговорили о труде людей, о профессиях которые присущи этим предприятиям. Познакомились с продукцией, которая производится на этих предприятиях.

Особо большое впечатление на детей произвели экскурсии в центральную часть города, знакомство с достопримечательностями и памятниками архитектуры. Я рассказала воспитанникам о том, кому посвящены эти памятники, для чего сюда приходят люди, старалась с помощью своих эмоций, своего отношения дать детям возможность почувствовать состояние людей, приходящих сюда.

Перед многими экскурсиями и прогулками, чтобы они были доступны и понятны детям, я проводила с детьми предварительную работу: это или занятия в форме заочной экскурсии с использованием иллюстраций, или беседы. Конечно эта работа проводилась не в течении одного года и на примере экскурсий видно, что построение работы идёт от простого к сложному, с учётом возрастных особенностей детей.

Следующий вид работы с детьми - это путешествия на занятиях.

Свои путешествия по городу мы продолжали на занятиях, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различными сведениями я старалась проводить занятия в определённой последовательности: настоящее города, город в прошлом, город в котором мы живём.

Для активизации познавательной активности, для развития мышления и воображения я старалась строить занятия в соответствии с разработанными методическими рекомендациями по проведению занятий краеведческой направленности. Кроме того, при построении занятий часто использовала элементы ТРИЗ.

Занятия проводила как в традиционной форме, так и в нетрадиционной: интегрированные занятия, КВН, игры - викторины, путешествия. В конце учебного года, в форме КВН, было проведено итоговое занятие «Мы - патриоты». Занятия, проведённые в нетрадиционной форме позволили мне обобщить и систематизировать знания детей о родном городе. Познание ближайшего окружения превращалось в интересный процесс совместного со взрослым открытия мира.

Ну и конечно, предметно - развивающая среда. Она включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной деятельности, которые в свою очередь, несут определённые знания об окружающем мире, становятся средством передачи социального опыта; развивает, активизирует самостоятельность. Именно в среде детям очень нравится играть.

ИГРА - наиболее естественный и радостный вид деятельности и именно играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его. Подобная работа может быть эффективной только при усвоении активного привлечения родителей. Поэтому я старалась по мере возможности, привлекать родителей. Это были различные домашние задания творческого характера, участие в развлечениях и праздниках, что создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идёт легко и непринуждённо. Элемент соревнования, часто присутствующий в таких мероприятиях, способствует стимулированию познавательной активности детей.

Исходя из результатов проделанной работы, результатов диагностики можно сделать вывод, что при организации такой работы заметны хорошие результаты в развитии познавательных способностей детей. Дети лучше подготовлены к школьному обучению, происходит интенсивное развитие логического мышления и всестороннее развитие ребёнка.

www.maam.ru
  1. Методика «Переплетенные линии»

Оценка устойчивости внимания

Предложите ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа) . Однако эти номера не совпадают.

Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией о ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.

  1. Методика «Кольца»

Оценка устойчивости, распределения и пере-

ключения внимания

Для проведения теста необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам в букваре) .

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа) .

За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.

  1. Методика «Цифровая таблица»

Определение объема внимания, скорости его распределения

И переключения (используется при владении счетом)

Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Затем дайте ему инструкцию: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25».

Фиксируйте время выполнения всего задания, а также количество ошибок.

Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1.5-2 минуты и почти без ошибок.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

  1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания

Называйте ребенку различные слова:стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова.

Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

Во второй серииможно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условленно, услышит слово, обозначающее растение.

В третьей серииможно объединить первое и второе задание, т.е. ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающее животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

Такие и подобные ему упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

  1. Упражнение на развитие концентрации внимания.

Для проведения занятий необходимо подготовить две пары картинок, содержащих по 7-8 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

В первомзадании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

Во втором задании ребенку показываю последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же подбирают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие.

В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.

По всем заданиям оценивается результативность-число правильных названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а так же число деталей правильно раскрашенных.

  1. Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 7 треугольников. Когда эта работа будет завершена, его предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится 1-2 раза: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом второй, пятый и седьмой треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответить еще раз.

Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

  1. Упражнение на развитие распределения внимания.

Если ребенок владеет обратным счетом (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1) , то можно предложить ему повторять его, но при этом одновременно выполнять вслед за вами простые физические упражнения (наклоны, приседания, повороты) .

Показателем хорошей способности к распределению внимания является небольшое ухудшение результатов по сравнению с первоначальными (без выполнения упражнений) .

Усложнять выполнение этого задания можно, постепенно ускоряя обратный счет или повышая трудность физических упражнений.

Еще одно упражнение на тренировку распределения внимания (для детей, знающих цифры) . Представлена таблица с 10 клетками, на которой в случайном порядке нанесены цифры от 1 до 7, три из них пропущены.

Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры сообщить воспитателю. Зафиксируйте время которое потребовалось для выполнения всего задания.

Далее по сходной цифровой таблице можно продолжить тренировку.

Оцените, на сколько улучшился показатель распределения внимания у ребенка.

Если это задание оказалось трудным для ребенка, составьте более простую таблицу, например из 5 клеток.

  1. Упражнение на развитие объема внимания.

Для проведения этого упражнения необходимо 2 рисунка.

В пяти квадратах определенным образом расставлены точки. Ребенка просят посмотреть на первый квадрат (остальные квадраты закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку рисунок с пустыми квадратами) .

Время показа одной карточки 2-3 секунды, на воспроизведение точек ребенку отводится не более 20 секунд.

Объем внимания ребенка определяется числом точек, которые он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из них, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек) .

ВОСПРИЯТИЕ

  1. методика «Что не дорисовано?»

Оценка целостности восприятия.

Покажите детям картинки с изображением знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть на каждую картинку и назвать недостающую деталь (сказать, что не дорисовано) .

  1. методика «Узнай, кто это».

Сначала детям объясняют, что им покажут части, фрагменты рисунка, по которым ему необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Ребенку показывают рисунок, на котором листом бумаги прикрыты все фрагменты за исключением а.Предлагается по этому фрагменту сказать, к какому общему рисунку принадлежат эти детали.

На решение задачи отводится 15 секунд. Если ребенок не дал правильный ответ, то на 10 секунд ему показывают следующий, более полный фрагмент б т.д., до тех пор, пока ребенок не догадается, что изображено на рисунке.

В основном дети 5-6 лет справляются с заданием уже по фрагменту бза 20 секунд.

  1. методика «Чем залатать коврик?».

С помощью этого теста можно определить, на сколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной памяти образцы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Показать ребенку рисунок, на котором изображены 2 коврика, а также кусочки разнообразной «материи».

Эти кусочки «материи» можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки. Рисунки коврика и заплаты не должны отличаться. Задание ребенку: «Подбери из нескольких кусочков «материи» такой, который бы подошел больше всего к рисунку коврика».

Результат хороший, если ребенок справился с заданием за 40-50 секунд.

  1. методика «Пиши кружочками».

Оценка фонематического слуха

Предложить ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.

Например, слово «суп» надо изобразить 3 кружочками: ооо. Проверить, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию.

Диктуем ребенку слова, а он записывает в виде кружочков на листе бумаги.

Набор слов:

АУ, РУКА, СОК, ВЕСНА, КОШКА.

При правильном выполнении задания запись должна быть следующей:

ОО, ОООО, ООО, ООООО, ООООО.

Если ребенок выполнил все схемы или 3-4 из них, это хороший результат.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ.

  1. упражнение «Определи звуки».

Предназначено для развития способностей к фонематическому развлечению. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму.

Ребенку предлагают картинки с изображением различных предметов. Проверить, знает ли ребенок эти предметы. Затем произнести какое-либо слово и попросить ребенка показать тот предмет, название которого начинается с того же звука.

Например, я говорю слово «молоко» и ребенок показывает на рисунок моркови, т.к. и молоко и морковка начинается со звука «м».

  1. упражнение на развитие восприятия геометрических фигур.

Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур.

Попросить назвать фигуры, которые знает ребенок, подсказать ему название тех фигур, которые он еще не знает.

В следующий раз попросить его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовете (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) .

  1. упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры».

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.

  1. упражнение на развитие представлений о частях суток.

Подготовьте рисунки, посвященные каждому времени суток: утро, день, вечер, ночь. Затем ребенку задают вопросы: «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад?

Что ты делаешь утром в детском саду?» и т.д.

После этого покажите ребенку картинки и спросите, о каком времени суток идет речь в каждой. Ребенок справляется с этим заданием. После этого предложите эму разложить (показать) самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток.

Расспросите подробнее, что делает ребенок в каждое время суток.

  1. упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотрите комнату и найдите предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет предметы: часы, выключатель, ваза, столик и еще многое другое.

Проведите эту игру в соревновательной форме: «Кто больше назовет таких предметов?».

По аналогии с этим заданием придумайте другие.

МЫШЛЕНИЕ

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ.

  1. МЕТОДИКА «Нелепицы»

Оценка образно-логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы, попросите его внимательно рассмотреть рисунки, а затем сказать, что нарисовано неправильно, почему и как должно быть правильно.

На все задания отводится 2 минуты.

Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц-то хороший результат.

  1. методика для оценки словесно-логического мышления

ребенок отвечает на вопросы:

  1. какое животное больше-лошадь или собака?
  2. утром люди завтракают. А вечером?
  3. днем на улице светло, а ночью?
  4. небо голубое, а трава?
  5. черешня, груша, слива, яблоки-это что?
  6. почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
  7. что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
  8. который сейчас час? (ребенку показывают часы и просят назвать время) .
  9. маленькая корова-это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка-это?..
  10. на кого больше похожа собака-на кошку или на курицу?
  11. для чего нужны в автомобиле тормоза?
  12. чем похожи друг на друга молоток и топор?
  13. что общего между белкой и кошкой?
  14. чем отличается гвоздь и винт друг от друга?
  15. что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
  16. какие ты знаешь виды транспорта?
  17. чем отличается старый человек от молодого?
  18. для чего люди занимаются спортом?
  19. почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
  20. для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

  1. упражнение на развитие мыслительной операции «Сравнение предметов».

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

  1. МУХА И БАБОЧКА

Материал nsportal.ru

Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания

Книги, хрестоматии, монографии, сборники статей, методические и учебные пособия по детской психологии. Основные публикации по отраслям психологической науки и практики. Наиболее интересные и редкие издания, книжные новинки. Рецензии на публикации, отзывы специалистов, развернутые аннотации

Коллективная монография — результат экспериментального исследования общих сенсорных и интеллектуальных способностей у дошкольников. Показана возможность и целесообразность руководства развитием познавательных способностей, в результате которого существенно повышается общее умственное развитие и углубляется подготовка дошкольников к школьному обучению. Для специалистов в области психологии и педагогики

Оглавление

Глава I. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования

Глава II. Формирование способности к использованию сенсорных эталонов

Глава III. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении

с пространственными отношениями

Глава IV. Формирование способности к наглядному моделированию в конструктивной деятельности

Глава V. Формирование способности к наглядному моделированию при обучении грамоте

Глава VI. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с детской художественной литературой

Глава VII. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с логическими отношениями

Глава VIII. Формирование способности к наглядному моделированию в процессе руководства игрой

Глава IX. Роль наглядного моделирования в развитии музыкальности

Глава X. Результаты целенаправленного руководства развитием познавательных способностей

Глава XI. Овладение опосредствованными формами познания и формирование познавательных способностей ребенка

Литература

Предисловие

Развитие познавательных способностей, которому посвящена настоящая монография, обозначено в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» в качестве одной из важнейших задач воспитания и образования дошкольников. Оно имеет решающее значение в подготовке детей к школьному обучению и последующем усвоении ими основ наук.

Однако реализация этой задачи затруднена из-за недостаточной разработанности проблемы способностей, отсутствия необходимых научных знаний о психологическом содержании познавательных способностей и закономерностях их развития.

В последние годы вопросы развития познавательных способностей привлекают все большее внимание как советских, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы народного образования.

Об этом свидетельствуют созданная в рамках ЮНЕСКО международная программа «Развитие способностей к обучению и познавательной деятельности», реализация которой была начата на состоявшемся в 1983 г. в Москве семинаре-совещании с участием представителей пяти стран; комплексная программа по изучению способностей, разрабатываемая совместно учеными СССР и ГДР.

Авторы монографии надеются, что исследование явится известным вкладом в общую работу по проблеме развития познавательных способностей.

В исследовании авторы стремились реализовать общепсихологический подход к изучению способностей, который, в отличие от дифференциально-психологического подхода, рассматривает способности как «родовые» свойства человека (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) . Под познавательными способностями понимались психические свойства, необходимые для успешного выполнения познавательной деятельности любым человеком, а не отдельными, особо одаренными индивидами. В соответствии с этим подходом исследование выполнялось с полным составом групп детского сада и было нацелено на изучение возможностей развития познавательных способностей у всех детей.

Одним из исходных положений исследования являлось выдвинутое Л. С. Выготским положение о решающей роли обучения в психическом развитии ребенка. Поэтому исследование было ориентировано на поиск эффективных методов педагогического руководства развитием познавательных способностей и проводилось при помощи формирующего, обучающего эксперимента.

Изучение возрастных закономерностей развития способностей выдвигает задачу установить, какое место в этом развитии занимает каждый период детства, какие достижения каждого периода могут сохраниться в структуре будущей личности и какие создадут наиболее благоприятную основу для перехода к следующему периоду.

Изучая дошкольный возраст, мы стремились выявить специфический вклад, вносимый им в развитие познавательных способностей, определить, какие способности складываются в этом возрасте и приобретают непреходящее значение.

Авторы глав: I - Л. А. Венгер; II - Н. Б. Венгер; III — Т. В. Лаврентьева; IV — В. В. Холмовская; V— Л. Е. Журова; VI — О. М. Дьяченко; VII - Е. Л. Агаева; VIII — Р. И. Говорова; IX — К. В. Тарасова; X — Л. И. Цеханская; XI — Л. А. Венгер.

Полнотекст

Полнотекст монографии Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания на сайте Электронной библиотеки МГППУ Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях. Смотрите также:

Читать далее www.childpsy.ru

« Развитие познавательных способностей у детей

дошкольного возраста».

«В игре детей есть часто смысл глубокий»

Иоганн Шиллер.

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Обучение - и игра — это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Игра всегда обучает!

А при умелом педагогическом руководстве и продуманной организации - обучает прекрасно! Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов.

На развитие познавательных, или интеллектуальных способностей влияет восприятие, память и внимание. Развитие познавательных процессов у детей необходимы для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития. Но это должно быть совместной заботой воспитателей и родителей.

Восприятие –это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Восприятия бывают простые, сложные, а также специальные.

К специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятия величины, формы предметов, их цвета. Восприятие ребёнка дошкольного возраста носит непроизвольный характер.

В предметах они замечают не главные признаки, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Лучшие результаты развития происходят через сенсорное восприятие. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов и др.

Игры для развития восприятия.

Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста. Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной

величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

Ребёнок должен определить на ощупь предметы, которые находятся внутри.

Для развития восприятия детей 4—6 лет можно предложить следующие задания:

Игра «СДЕЛАЙ ТАК»

По образцу построить такое же строение.

Игра«НАЙДИ ИГРУШКУ».

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, чтоможет делать, какого цвета, какой формы, какой величины.

Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим. Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

Игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ»

Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Память является из основных свойств личности. Развитие познавательных способностей дошкольников противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку.

Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребёнок тотчас же поправит его, напомнит пропущенную деталь. Но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память.

Наряду с наглядно – образной памятью в дошкольный период возникает и развивается память словесно- логическая. Задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти у детей.

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок. Стихотворения выбираются сюжетного характера. Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребёнку.

Следует читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Смоляной бочок» и др. Читать сказку нужно неоднократно.

Читая и разучивая с ребёнком стихотворения русских писателей о природе, необходимо знакомить ребёнка с временами года. Ребёнок должен хорошо усвоить, что зиму всегда сменяет весна, весну – лето, лето – осень, а осень – зима.

Обязательно нужно говорить с ребёнком о том, что происходит в природе зимой (стихотворения Дрожжина, Пушкина) , весной (стихотворения Фета, Плещеева) , летом и осенью (стихотворения Майкова) . Также можно заучивать отрывки стихотворений К. Чуковского «Телефон», «Краденое солнце», «Мойдодыр»; А. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный», С. Михалкова «А что у вас?», С. Маршака «Пожар», «Багаж», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др. Обязательно читайте и постарайтесь запомнить отрывки из произведений К. Чуковского «Айболит», «Федорино горе», «Тараканище», «Путаница».

Для пересказа можно использовать рассказы Е. Чарушина. В дальнейшем используя элементы строения сказки, можно попробовать с ребёнком сочинить собственную сказку.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание.

Учёные-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, чем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Игры на развитие внимания.

Игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ».

Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.

Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Игра «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?»

Рекомендуется для развития зрительной памяти детей.

Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить:

б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Игра «РИСУЕМ ПО ПАМЯТИ УЗОРЫ»

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор.

После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ»

Для организации работы с ребенком вам потребуются карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить

ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.

А также для развития слуховой памяти можно проводить игру: «10 СЛОВ»Ребенку зачитываются 10слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Ребёнок должен воспроизвести не менее 5-6 слов.

Для дальнейшего развития ваших детей предлагаем Вам ознакомиться с литературой:

1. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей, Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

2. Светлова И. Е. Тренируем память: Учебное пособие, М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. – 72с.

3. Самая большая книга тестов.- М.: АСТ: Астрель, 2008.- 192 с.:

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

    Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Статья на тему: Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Актуальность исследован...

  • Развитие волевой сферы дошкольника

    Содержание Введение Глава 1. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника и ее развитие .1 ­моционально-волевая сфера 1.2 Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника Глава 2. ­ксперимен...

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательных процессов у дошкольников

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников

    Развитие предпосылок связной речи у детей раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида второй категории детский сад «Теремок» ст. Буранная. Развитие...

  • Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста

    «Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (Из опыта работы МБДОУ «Детского сада «Северяночка») С первых дней посещен...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие связной речи дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...