Развитие произвольности в дошкольном возрасте

Игры на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста

Игра «В магазине зеркал»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка.

Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили.

Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть.

Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки.

При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре) .

Игра «Смотри на руки»

Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы».

Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку.

Первым будет стоять командир - сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.) . Затем показ движений рук осуществляют дети.

Игра «Слушай команду»

Цель: развитие произвольного внимания.

Необходимый материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова «Марш»

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды дают только на выполнение спокойных движений.

Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня.

В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны !»

Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

Игра «Выкладывание из палочек»

Цель:развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование:счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.) , образец узора.

Описание:Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек .

а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку ;

б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек;

в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек.

Заранее подготовить карточки с образцами узоров, несколько вариантов для каждого уровня сложности.

Инструкция:«Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.) ? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...) . При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».

Игра «Найди дорожку»

Оборудование:бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

Описание:Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

Инструкция:«Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке) . Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии».

Игра «Воспроизведение геометрических фигур»

Цель:развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Оборудование:карандаши, чистые листы бумаги, соответствующий размеру образца (13x10 см) .

Описание: Каждому ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти геометрические фигуры и постарайтесь запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и вы на своем листе бумаги должны будете по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

Образцы готовятся заранее, разного уровня сложности.

Игра «Условное слово»

Цель: развитие произвольного внимания, реакции, слуховой памяти.

Количество игроков: любое

Оборудование: стулья (в количестве на один меньше, чем игроков)

Описание. По кругу расставляются стулья. Игроки начинают ходить вокруг стульев. Стоять на месте запрещается.

Ведущий берет любой текс, отмечает в нем первое попавшееся слово и объявляет его игрокам. Это нужно сделать заранее.

Затем ведущий начинает монотонно читать выбранный текст с самого начала. Он не должен выделять интонацией никакие слова, тем более выбранное слово.

Услышав ключевое слово, игроки должны быстро занять стулья. Самый невнимательный участник, пропустивший слово и оставшийся без стула, выбывает из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Игра «Найди игрушку»

Цель: развить память, внимание, аналитические способности.

Оборудование: игрушка.

Описание игры. Завяжите глаза вашему ребенку (или нескольким детям) и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место.

Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам. Если в игре участвует несколько детей, то победителем окажется тот участник, который первым найдет «спрятанную» игрушку.

Игра «Натюрморт»

Цель: развить зрительную память, внимание, умение сосредоточиться, аналитические способности.

Оборудование: поднос или большая пластмассовая тарелка, 5—10 небольших предметов, которые можно разложить на этом подносе.

Описание игры. Сядьте за стол, поставьте на пего поднос и разложите на нем все выбранные вами предметы. В течение 1 минуты ваш ребенок должен запомнить местонахождение всех предметов.

Затем вы убираете все предметы и предлагаете ему самостоятельно разложить их в том же порядке.

Второй вариант не требует фактического воспроизведения. Поднос закрывается платком, а ваш малыш должен словами описать местонахождение всех предметов. В этом случае можно легко проверить точность его памяти.

Кроме того, этот вариант способствует расширению словарного запаса и развитию речи.

Третий вариант этой игры рассчитан на участие в ней большего количества участников. Все предметы в этом случае передаются по кругу, и каждый участник должен назвать одно определение, характеризующее этот предмет.

Последний игрок должен высказать окончательное предположение о том, что это за предмет. Если он затрудняется, то ему должны помочь остальные участники игры.

Каждый новый круг должен начинаться с нового человека, чтобы окончательное решение каждый раз высказывал новый, участник.

Игра «Запаздывающее зеркало»

Цель: развить внимание, координацию, умение сосредоточиться. Игра способствует общению и пониманию.

Оборудование: стулья, количество которых соответствует количеству участников игры.

Описание игры. Сначала в этой игре необходимо выбрать ведущего. Им может быть как ребенок, так и взрослый (сначала даже лучше, если это будет кто-то из старших) . Ребята усаживаются на стулья в одну линию.

Все внимание каждого участника должно концентрироваться на его соседе справа.

Первым садится ведущий, он и начинает игру, показывая какое-нибудь движение (например, поднимает левую руку) . Затем это движение повторяет его сосед слева, и так по очереди до конца цепочки. Когда последний участник будет показывать это движение, ведущий уже должен будет показать какое-нибудь новое (например, встать и сесть) . С каждым разом движения должны усложняться, а темп игры – ускоряться.

Во время игры старайтесь следить за осанкой детей. Они должны сидеть прямо. У них сразу возникнет желание подсмотреть новое движение у ведущего.

Это неправильно, каждому ребенку нужно дождаться, когда это движение выполнит его сосед, и затем вовремя и правильно его повторить.

По теме:

Источник nsportal.ru

Развитие воли и произвольности в детском возрасте - Курсовой проект

Курсовой проект - Психология

1. ПОНЯТИЕ ВОЛИ И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Сущность понятия воля и произвольное поведение

1.2 Произвольное поведение, как компонент готовности ребенка к школе

1.3 Произвольность как функция мотивации

2. РАЗВИТИЕ ВОЛИ И ПРОИЗОВЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

2.1 Развитие волевых качеств личности и произвольного поведения детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Воля и произвольность являются разными по своему содержанию психологическими образованиями. Развитие воли связанно со становлением и оформлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности своего поведения. В то же время воля и произвольность едины в своем генезисе.

В зарубежной психологии развитие произвольности рассматривается в основном в связи с развитием познавательной сферы ребенка. Превращение культурных средств и образцов действия в собственные свойства и действия ребенка происходит в процессе особого взаимодействия ребенка со взрослым, которое может быть названо процессом приобщения.

Проблемой развития произвольного поведения детей занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи.

Такие психологи, как Г. М. Бреслав, Л. Ф. Обухова, Е. И. Рогов, В. М. Холмогорова подчеркивали, что в дошкольном возрасте опосредование поведения ребенка образцом взрослого наиболее эффективно происходит в ролевой игре, где резко повышаются возможности ребенка в сфере овладения своим поведением.

В ряде исследований (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева) убедительно показана важная роль произвольного поведения в подготовке ребенка к школьному обучению.

Л. В. Выготский считал развитие произвольности одной из важнейших характеристик дошкольного возраста и связывал это с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности, о чем уже упоминалось выше.

Исследуя становление произвольного поведения, А. В. Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки в этом процессе.

Изучив теоретический материал по вопросу о развитии произвольного поведения, можно сделать вывод о том, что ученые подошли к этому вопросу с разных сторон, изучили разные аспекты этой проблемы. Малоизученными остался вопрос о специфике проявления произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста. Поэтому темой нашего исследования стали особенности развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является воля и произвольное поведение детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются особенности развития воли и произвольного поведения детей дошкольного возраста.

Целью исследования является изучение особенностей развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании мы выдвигаем такое предположение, что проявление произвольного поведения заключается в диiиплинированности ребенка, его сознательности, умении концентрироваться на решаемой задаче.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Рассмотрение теоретических подходов к определению значения воли и произвольного поведения детей.

1. ПОНЯТИЕ ВОЛИ И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Сущность понятия воля и произвольное поведение

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Задачей воли является управление собственным поведением, сознательная саморегуляция активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни . Если заглянуть вовнутрь человеческого организма, то можно обнаружить, что в основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим в указанной выше задаче может быть выделено два основных действия: активизация и торможение. Первую иногда называют также побудительной или стимулирующей.

Волевые, или произвольные, действия возникают у человека не сразу. Они развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные, как, например, сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п.

К этому же типу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении человек поднимает брови и приоткрывает рот, радуясь, начинает улыбаться, в гневе невольно стискивает зубы, морщит лоб и т.д.

К непроизвольному типу поведения относятся также импульсивные действия, неосознанные, не подчиненные общей цели, например, на шум за окном, на нужный предмет и т.д. Специфическая особенность волевого поведения заключается в том, что человек внутренне переживает состояние я должен, а не я хочу. Сравним, например, выражения я должен идти в школу и я хочу пойти на футбол; я должен вскопать г?/p>

  • 1

Источник geum.ru

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведени

Вопросы и задания

1. В чем заключаются личностные механизмы поведения? Какие личностные новообразования появляются в дошкольном возрасте?

2. Как можно сделать не слишком интересное для ребенка занятие более привлекательным и стимулировать к его выполнению?

3. Какие мотивы наиболее значимы для детей дошкольного возраста?

4. Попробуйте с помощью соответствующего мотива сделать какое-либо действие ребенка (дежурство по столовой, помощь другим, изготовление поделок) более привлекательным и осмысленным.

5. Сравните успешность выполнения какого-либо трудного для ребенка действия (сохранение позы неподвижности, рисование кружочков, уборка мозаики) в ситуации игры и в ситуации задания взрослого.

Глава 3 Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников со взрослым

Произвольность как центральное новообразование дошкольного возраста

Среди всех достижений психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве главного обычно выделяют произвольность, т.е. способность управлять своими действиями, контролировать их.

Главной чертой произвольного и волевого действия является его осознанность. Без осознания своих действий невозможно управлять ими и контролировать их.

Импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников объясняется, как правило, его неосознанностью - дети не замечают, не знают и не осознают, что они делают. Поэтому первый и главный шаг в воспитании произвольного поведения дошкольников должен заключаться в формировании осознанности их действий.

Как же помочь ребенку осознать свое поведение?

Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игра с правилом. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.

Однако в игре с правилом средство осознания своего поведения (правило) обычно задается взрослым или кем-то другим, кто данное правило предлагает. Вместе с тем очевидно, что осознание своего поведения не может ограничиваться выполнением инструкций и правил, даже если они присваиваются ребенком и становятся средством организации его действий.

Осознанность в своих развитых формах проявляется прежде всего в свободной, ненормированной жизни ребенка: в сознательной постановке целей, в осознании своих состояний и намерений, в выработке отношения к окружающей действительности и т.д. Причем все это совершается самим человеком, а не задается кем-то извне.

из 153

Материал pedlib.ru

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ВОЛИ И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Сущность понятия воля и произвольное поведение

1.2 Произвольное поведение, как компонент готовности ребенка к школе

1.3 Произвольность как функция мотивации

2. РАЗВИТИЕ ВОЛИ И ПРОИЗОВЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

2.1 Развитие волевых качеств личности и произвольного поведения детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Воля и произвольность являются разными по своему содержанию психологическими образованиями. Развитие воли связанно со становлением и оформлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности своего поведения. В то же время воля и произвольность едины в своем генезисе.

В зарубежной психологии развитие произвольности рассматривается в основном в связи с развитием познавательной сферы ребенка. Превращение культурных средств и образцов действия в собственные свойства и действия ребенка происходит в процессе особого взаимодействия ребенка со взрослым, которое может быть названо процессом приобщения.

Проблемой развития произвольного поведения детей занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи.

Такие психологи, как Г. М. Бреслав, Л. Ф. Обухова, Е. И. Рогов, В. М. Холмогорова подчеркивали, что в дошкольном возрасте опосредование поведения ребенка образцом взрослого наиболее эффективно происходит в ролевой игре, где резко повышаются возможности ребенка в сфере овладения своим поведением.

В ряде исследований (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева) убедительно показана важная роль произвольного поведения в подготовке ребенка к школьному обучению.

Л. В. Выготский считал развитие произвольности одной из важнейших характеристик дошкольного возраста и связывал это с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности, о чем уже упоминалось выше.

Исследуя становление произвольного поведения, А. В. Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки в этом процессе.

Изучив теоретический материал по вопросу о развитии произвольного поведения, можно сделать вывод о том, что ученые подошли к этому вопросу с разных сторон, изучили разные аспекты этой проблемы. Малоизученными остался вопрос о специфике проявления произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста. Поэтому темой нашего исследования стали особенности развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является воля и произвольное поведение детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются особенности развития воли и произвольного поведения детей дошкольного возраста.

Целью исследования является изучение особенностей развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании мы выдвигаем такое предположение, что проявление произвольного поведения заключается в дисциплинированности ребенка, его сознательности, умении концентрироваться на решаемой задаче.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Рассмотрение теоретических подходов к определению значения воли и произвольного поведения детей.

1. ПОНЯТИЕ ВОЛИ И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Сущность понятия воля и произвольное поведение

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Задачей воли является управление собственным поведением, сознательная саморегуляция активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни . Если заглянуть вовнутрь человеческого организма, то можно обнаружить, что в основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим в указанной выше задаче может быть выделено два основных действия: активизация и торможение. Первую иногда называют также побудительной или стимулирующей.

Волевые, или произвольные, действия возникают у человека не сразу. Они развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные, как, например, сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п.

К этому же типу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении человек поднимает брови и приоткрывает рот, радуясь, начинает улыбаться, в гневе невольно стискивает зубы, морщит лоб и т.д.

К непроизвольному типу поведения относятся также импульсивные действия, неосознанные, не подчиненные общей цели, например, на шум за окном, на нужный предмет и т.д. Специфическая особенность волевого поведения заключается в том, что человек внутренне переживает состояние я должен, а не я хочу. Сравним, например, выражения я должен идти в школу и я хочу пойти на футбол; я должен вскопать г

s

Материал studsell.com

Произвольное поведение у детей

Размещено: maryclean | on Август 26, 2015

Произвольное поведение во время занятий

Поведением называют личностную активность, которая может быть нацелена на достижение определенных потребностей, будь то физиологические, психологические или социальные нужды.

Каким образом ребенок может регулировать свое поведение, при этом исполняя собственные потребности? Возможно ли такое? Оказывается, что регуляция поведения возможна не только взрослым, но и детям.

На помощь как раз и приходят личные потребности.

Потребности физиологического характера заставляют детей выполнять действия непроизвольно. К таким действиям относятся - принятие пищи, жидкости, посещение туалета. И тут уж, как бы упрям не был маленький человек, но потребности возьмут свое, и ребенок побежит их осуществлять.

А что же с теми потребностями, которые выполнять не хочется? Их нужно осуществлять произвольно. Потребности делать что-то произвольно нужно воспитывать с малого возраста.

Тогда и произвольное поведение будет подчинено регуляции.

Особенности поведения и поведенческой мотивации

Поведение характеризуется тем, что у личности возникают особые потребности, затем осуществляется мотивация к действию. Потом возникают реакции к поведенческой активности.

Можно кратко охарактеризовать потребности личности к поведенческой деятельности.

Когда у детей появляется желание или потребность покушать, попить, потребность в сне и другие моменты - это все называют физиологическими потребностями.

К психологическим потребностям в детском возрасте относят потребность получать знания, учебно-познавательные потребности и т.д. Есть также и отрицательные психологические потребности, которые выступают в виде агрессивности и аналогичных проявлений.

Если ребенок проявляет нравственность, коллективизм, то это относится к социальным потребностям.

Поведение может быть произвольным и непроизвольным. Сегодня мы говорим о произвольном поведении.

Что же такое произвольность?

Произвольностью является способность управления своими действиями, умение контролировать свое поведение.

Каждый человек, даже маленький ребенок, может осознанно управлять и контролировать свое поведение. Но этому нужно учить ребенка. Потому что осознать свои действия под силу не каждому и взрослому - то человеку, не то что малышу, который еще не знает, что правильно и что неправильно с нормативной стороны

Как осуществляется развитие произвольности поведения?

Произвольность поведения в игре

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью еще остается игра. Через игровую деятельность происходит формирование различных сторон личности дошкольника. Произвольность поведения возможно также формировать через игровые ситуации.

Существуют различные методы формирования произвольности поведения у детей. Очень хорошим из них является игра с правилами. Соблюдение правил в процессе игры помогает ребенку контролировать свои действия.

Дети не нарушают правил в игре, и таким образом происходит развитие его произвольности.

В игре происходит формирование многих социальных качеств, в игре со сверстниками ребенок дошкольного возраста учится взаимодействовать в коллективе. У него вырабатываются моральные нормы поведения.

Хотя в игре правила для дошкольника устанавливаются со стороны взрослого или другого ребенка, и это не является произвольным поведением, но те качества, которые вырабатываются у дошкольника в игре, постепенно переносятся на повседневную жизнь. И ребенок начинает в жизни поступать также, как было установлено правилами в игровой деятельности. Поэтому мы видим, что из игровых правил рождаются мотивы произвольности в бытовых поступках.

В период подготовки к обучению в школе очень важно формирование у дошкольников произвольности в поведении. Высидеть на уроке, заставить себя выполнять упражнения в школе, готовить домашнее задание самостоятельно - все это требует от детей контроля и умения управлять своим поведением.

Ребенок должен быть способен к началу школьного обучения направлять свои мотивы на выполнение определенного учебного действия, уметь выбирать задания, которые нужно выполнять первыми, т.е. устанавливать приоритет в том или ином действии.

Развитие произвольности - залог и необходимое условие учебной деятельности будущего первоклассника. Если произвольность поведения дошкольника не будет сформирована в указанный период жизни, то учиться ребенок, скорее всего, не захочет, ему быстро надоест ходить в школу и делать неинтересные домашние задания, следовать школьным правилам.

И тут на помощь приходит общение с взрослым. Родители и педагоги объясняют малышу, что можно делать, чего нельзя, что хорошо и что плохо. Но такие методы обучения нравственности редко приводят к успешному формированию произвольного поведения.

Ребенка нужно увлечь, он сам должен захотеть соблюдать конкретные правила и установки.

Интересные упражнения на развитие произвольности поведения научат дошкольника долго придерживаться заданного правила, пока задание не будет выполнено.

Очень эффективным средством в данном процессе считается продуктивная деятельность. Дети очень любят рисовать, лепить, делать различные поделки в виде аппликации и так далее.

В процессе продуктивной деятельности ребенок видит результаты своего творчества, хочет увидеть и его завершение, что получится в итоге. Это стимулирует его для окончания проекта, что ведет к формированию произвольных качеств.

Развитие и методы формирования произвольного поведения в игровой деятельности, в подвижных играх уже неоднократно раскрывали различные исследования. А вот об осуществлении данного процесса в продуктивной деятельности информации еще недостаточно.

Мы рассмотрим, как формировать произвольное поведение на занятиях ИЗО. Изобразительная - один из видов продуктивной деятельности.

В изобразительной деятельности требуется определенный уровень произвольности, но и сама она эту произвольность успешно развивает. У детей есть склонность выразить собственный замысел в изобразительной форме.

Трудности в рисовании не связаны с недостаточными художественными способностями. Просто у детей недостаточное развитие двигательных функций и мелкой моторики рук.

Когда ребенок рисует, он неосознанно, то есть произвольно выполняет руководство взрослого. Или же рисует по-своему, и тогда он произвольно выполняет свой замысел. И в том, и в другом случае, ребенок проявляет усвоенные ранее стереотипы.

Он использует их при рисовании на своих рисунках.

В старшем дошкольном возрасте требуются тщательные исследования, а затем формирование мотивов произвольного поведения дошкольников. Это хорошо осуществляется в совместной деятельности в взрослыми людьми.

Представляя ребенку ряд упражнений, взрослый целенаправленно ориентирует ребенка на развитие у него произвольности наряду с саморегуляцией поведения. Цель занятий - добиться, чтобы ребенок мог долгое время придерживаться конкретного для данной ситуации правила.

В упражнениях должны быть установки на развитие самоконтроля за собственным поведением. Особенно будет хорошо, если ребенок в конце занятия будет способен сравнить действия и результат с образцом выполнения упражнения.

Несколько слов о саморегуляции. Это не отдельно развиваемая черта личности ребенка, а структурный компонент произвольности поведения. То есть, развитие произвольности прививает у малыша навыки саморегуляции поведения.

Исследования ученых последних лет подтверждают, что развитая саморегуляция поможет дошкольнику придерживаться цели осуществляемой в данный момент деятельности, планировать свои действия на будущее, исправлять ошибки, допущенные при выполнении деятельности.

Саморегуляция и произвольность однозначно помогут ребенку как в подготовке к школе, так и в дальнейшем обучении. Поэтому ее развитие очень важно в дошкольный период детства.

В процессе саморегуляции важно уделять умению ребенка управлять своими эмоциями. В школе он сможет благодаря этому хорошо налаживать контакты с другими детьми и взрослыми, учителями и обслуживающим персоналом. Положительные эмоции важны для пребывания ребенка в учебном заведении.

Проведя необходимые исследования и формируя у дошкольника элементарные умения регулировать свои эмоции, мы закладываем в перспективу произвольность эмоционального поведения ребенка.

Основные методы и подходы к развитию произвольности поведения у ребенка

Ребенок приобретает знания о том, как взаимодействует его организм и внешняя среда, как сохранить здоровье, правильно регулируя свою деятельность.

Получает понимание о способах саморегуляции собственным поведением.

Приобретение навыков регулировать психические процессы, эмоциональные проявления.

Средства развития произвольности и саморегуляции

Общению со взрослым принадлежит важная роль становления у дошкольника произвольной саморегуляции. В свою очередь, общение строится на развитой речевой деятельности детей. Вот так вот все взаимосвязано.

Как видим, речевой активности опять же уделяется первостепенное значение.

Для того, чтобы узнать, как развито речевое общение и речевая деятельность, проводят дополнительные исследования. Одно владение речевыми умениями не является фактором хорошо сформированной произвольности. Это лишь помогает продвинуть данный процесс к совершенству.

Некоторые дети хороши в общении, но не умеют контролировать свои действия. Зато навыки речевого общения помогут ребенку в беседе со взрослым обсудить свои поступки, понять значимость произвольности и саморегуляции и, соответственно, научиться управлять и контролировать поведение.

Роль занятий в развитии произвольного поведения дошкольников

Эффективным средством для развития произвольности поведения детей являются специально разработанные занятия. Цель таких занятий - формирование общения внеситуативно-личностной формы со взрослыми. Многочисленные исследования педагогов и психологов показывают, что именно такое общение наиболее успешно влияет на обучение детей произвольной регуляции поведением.

В процессе внеситуативно-личностного общения, например, с родителями или воспитателем в детском саду, ребенок начинает осознавать свои настоящие действия, а также поступки в прошлом и оценивать на будущее правильность своих действий.

В период подготовки к школе….

Ребенок может захотеть хорошо учиться в школе. Это побудит его послушно выполнять задания, способствующие развитию у него личностных и познавательных качеств.

В такие моменты его поведение отходит от желания подчиниться, скажем, игровой ситуации, в которой он находился совсем недавно и становится произвольным. Ребенок намеренно осуществляет действия, направленные на подготовку к школе. Поэтому важнейшим шагом в процессе развития произвольности поведения при подготовке к школе является научить ребенка следовать необходимым намерениям.

Методы исследования произвольности поведения детей дошкольного возраста

Прежде чем начать формировать произвольное поведение у старшего дошкольника, нужно провести тщательное исследование уровня его сформированности у малыша. Для этого можно подобрать доступные для данного возраста методики.

Исследования проходят ряд этапов. Сначала нужно выделить критерии и показатели сформированности произвольного поведения.

Определить уровни его развития.

Затем можно приступать к самому исследованию. Детям предлагается выполнить ряд заданий, после выполнения которых подсчитывается балл для каждого ребенка.

Конкретное количество баллов показывает уровень сформированности произвольного поведения у каждого дошкольника. Итоги исследования покажут, на каком уровне развития или сформированности находится ребенок. И тогда уже начинаем работу по формированию произвольности на специально разработанных занятиях.

О методиках исследования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста можно прочитать в следующих статьях.

Популярные статьи за последний час

Материал podrastu.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Обучение ребенка дошкольного возраста

    Особенности обучения детей дошкольного возраста - Реферат Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей: Содержание 1. Отличительные характеристики дошкольного возраста……………...4 2. Своеобразие обуче...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Развитие памяти в дошкольном возрасте реферат

    Развитие памяти в дошкольном возрасте - Психология - База рефератов - База рефератов - Первый учительский портал Главная » Файлы » База рефератов » ПсихологияРазвитие памяти в дошкольном возрасте...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие ребенка в условиях детского дошкольного учреждения

    Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноце...

  • Особенности психического развития в дошкольном возрасте

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте | Реферат - бесплатно -речь является основой перестройки психических процессов (мышления) . 2. Структура и динамика ведущей деятельности в дошко...

  • Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет...

  • Безопасность детей дошкольного возраста

    Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг...

  • Сайт развитие ребенка дошкольного возраста

    Реклама Развитие и воспитание детей дошкольного возраста Для родителей развитие ребенка на всех этапах взросления имеет важное значение. Особенный этап формирования личности – это дошкольные годы...

  • Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста

    Организационно-содержательные аспекты развития образовательной среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой дейст...