Развитие речи в дошкольном возрасте

Развитие речи в дошкольном возрасте.

Развитие речи в дошкольном возрасте.

Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса. У детей шестилетнего возраста продолжается совершенствование всех сторон речи. Все более правильным становится произношение звуков, более развернутыми — фразы, точнее высказывания. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Л, Р, после чего дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

Значительно увеличиваются словарный запас ребенка, его количественный и качественный состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей складываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.

Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности: они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

Ребенок умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая нормы литературного произношения.

Таким образом, к моменту поступления в школу ребенок овладевает правильным звукопроизношением, четко и ясно говорит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать содержание сказки, какого-либо события. В норме, имея достаточно развитую, активную речь, ребенок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания.

Развитая речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив (например, при поступлении в школу, сближение с незнакомыми детьми. Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в новом коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что, в свою очередь, дает ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку.

Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:

воспитание звуковой культуры речи;

обогащение активного и пассивного словаря;

формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи.

Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребенка.

www.maam.ru

Развитие речи детей дошкольного возраста | Интернет-журнал по психологии "Развитие"

Речь дошкольника формируется гораздо эффективнее, когда дети растут, играя с ровесниками и благодаря общению в семье.Zhurnal-razvitie.ru рекомендует приучать ребенка к общественным занятиям, разговаривая с ним. Вы говорите: «Сейчас мы прополем морковь», «На этой ветке скоро созреют вишни» и помогаете ребенку обрести смысл слов.

Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать, искать общие черты и понимать разницу вещей, он учится делать выводы (развивающие игры для детей от 1-го до 2-х лет, игры для развития детей от 2-х до 3-х лет) .

В возрасте пяти лет ребенок умеет изъяснять собственные мысли, строить сложные фразы, он активно делится новыми впечатлениями, запоминает и классифицирует приобретаемую информацию.

Мозг дошкольника обладает потрясающей возможностью вбирать информацию. Малыши с жадностью поглощают новое и интересное. Более всего они в восторге от рассказов, где действуют персонажи их возраста, от рассказов о природе и конечно любят, если вы рассказываете им сказки (сказкотерапия для ребенка) .

Дети могут слушать одни и те же истории бесконечное число раз, они их запоминают, особенно если заниматься с ребенком играми для развития памяти а также монтессори играми. И если вы будете невнимательны или допустите неточность в очередном повествовании, малыш вас поправит.

Какая-нибудь история вызовет у него больший интерес, и он пожелает прочитать её сам. Сравнивая прочитанную вами историю с картинками, малыш тоже как бы читает книжку, имитирует чтение, переворачивая страничку за страничкой и следя за буквами, пока еще не знакомыми.

В возрасте три года ребенок начинает определять себя как личность и узнает что такое «я». Далее, участвуя в играх и проводя время с ровесниками, он узнает о других местоимениях - «он», “она», «ты». В процессе игры дети активно и много общаются, подражая друг другу, любимым персонажам книг и кино.

Девочки играют в куклы, подражая мамам, разговаривают и ухаживают за ними, хвалят, ругают, учат. Мальчики занимаются машинками, кричат, имитируют звук мотора, понукают.

С малышом 3-4 лет уже можно вести диалог. Его трудно прервать, он говорит взахлеб и торопиться. Необходимо разговаривать с ним спокойно и ровно, чтобы задать тон и перестроить ребенка на спокойный лад.

В пятилетнем возрасте речь должна сформироваться полностью, возможно за исключением нескольких сложных звуков - «р»,»ш».

Скороговорки для развития речи дошкольника

Еще в старину придумали скороговорки с их особенностью повторений букв и слогов и трудностью в произношении. Разучивая и повторяя с малышом скороговорки, вы ускорите развитие речи ребенка, умерите торопливость в произношении. И детям очень нравятся эти веселые четверостишия, которые так трудно произнести.

Вез корабль карамель,

Читать далее zhurnal-razvitie.ru

Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения — интернет-магазин Умный ребенок

Купить книги для занятий по развитию речи>>

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек.

Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) , редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь) . Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач) , употребление нелитературных слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  8. Плохая дикция.

Как развивать?

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. Очень часто надежды эти не оправданы: во многих детских садах развитию речи не уделяется достаточного внимания.

Но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство) . Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.

Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Для этого нам, конечно, нужно знать, когда и какие этапы развития речи проходит дошкольник. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием.

Упражнения для развития речи дошкольника:

1.Упражнение "Беседа по картинке"

Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка.

Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания пазла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у малыша не возникло ощущения "скучного урока". Постарайтесь втянуть ребенку в игру "вопросов-и-ответов".

Задавайте разные вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как?

Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы "разговорить" ребенка, используйте вводные фразы ("Как ты думаешь (считаешь) ?", "А ты встречал что-нибудь подобное …") или предположения ("А если бы…", "Может быть здесь имеется в виду...", "А как бы ты поступил…") . Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать.

Детям необходим образец, чтобы научиться, и мы должны помнить об этом в наших занятиях. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.

Упражнение Беседа по картинке направлено на развитие так называемой «контекстной» речи. Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. "Папа, дай", "Мама пойдем", "Хочу куклу (машину и т. п.) " – первые предложения, которые мы слышим из уст малыша.

Это так называемая "ситуативная" речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако после трех ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.

В этот период при должном воспитании дети начинают осознавать грамматическое строение речи и сознательно "строить" предложения. После трех малыши усваивают основную массу сложных союзов, наречий и вопросительных слов и активно их используют в речи, выстраивая сложные предложения. В речи появляются "если то", "потому что", "из-за", "который", "оттого", "куда", "кому", "кого", "сколько", "зачем", "почему", "как", "чтобы", "в чем", "хотя" и т. п.

Если этого не происходит, то наш дошкольник начинает страдать от ярко выраженного косноязычия и неясности речи. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса ему требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их он может только из речи окружающих. Чтобы помочь ребенку необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них.

2. Упражнение "Большой – маленький"

Это упражнение можно выполнять с ребенком 2,5 – 5 лет. Для проведения занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша. Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит. Например:

- Смотри, кто это на картинке?

- Девочка и мальчик.

- Какая девочка?

- Маленькая.

- Да, девочка младше мальчика, а мальчик ее старший брат. Мальчик высокий, а девочка его ниже ростом.

- Какая коса у девочки?

- Большая.

- Да, коса у девочки длинная. Есть даже поговорка такая «Длинная коса – девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой?

И так далее.

Сейчас в продаже есть также специальные игры и книжки, нацеленные на развитие этой стороны речи. В них специально подобранные тексты и задания научат ребенка находить близкие по смыслу слова к часто употребляемым понятиям, запоминать новые значения слов, разбираться с тонкими определениями и уточнениями.

Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка. Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий.

Эта проблема касается всей структуры речи: наличия в ней богатого диапазона прилагательных, глаголов, наречий, союзов, причастий. Так, например, если малыш вместо прилагательных "длинный", "старший", "высокий", "широкий", "толстый", "огромный", "вместительный", "великий" использует вездесущее "большой", следует задуматься над употреблением синонимов.

3. Чтение (и пение) колыбельных и потешек

Начиная с самого рождения читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.

Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, "котя", "котенька", "коток") , позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.

4. Интервью

Это упражнение для детей от 4 лет. Предложите ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Вы будете известным ученым или врачом, а малышу нужно подготовить о вас статью. Список вопросов можно готовить вместе. Не забудьте подготовить развернутые ответы!

Вы не только отлично проведете время в компании с ребенком, но и привьете ему социальные навыки, а также разовьете диалогическую речь малыша.

В интервью используется очень важный прием: ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придется задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюируемым – то есть с вами.

С другой стороны, ребенок должен будет запомнить Ваш ответ, чтобы не повторятся в вопросах. Игру можно разнообразить: брать интервью на самые разные темы. Это обогатит словарный запас ребенка, научит его строить вопросы.

Вы также можете поменяться ролями – тогда ребенок сможет освоить (по вашему образцу) поведение другой стороны и научится грамотно строить развернутые ответы.

5. "Отгадай загадку"

Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений.

Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка "Красная девица сидит в темнице, коса на улицу". Спрашиваем, что это.

Если ребенок догадался об ответе и кричит "морковка", спрашиваем, почему. "Потому что красная". Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?

Нужно постараться обратить внимание ребенка на остальные признаки указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что "сидит в темнице" означает – "растет в земле", тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно "она", так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.

Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь?

Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, "Желтая девица сидит в темнице" (репа) . Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том, что словосочетание "красная девица" имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.

Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе. Таким образом малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.

6. «Что бы это значило?» Упражнение для детей от 5 до 7 лет

Интонация и эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Чтобы показать детям важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка.

Во фразеологизмах народного языка в лаконично и точно выражены не только собственно идеи и мысли, но и их эмоциональная окраска (осуждение, поощрение, радость, грусть, ласка, злость и т. д.) . Расскажите ребенку ряд фразеологизмов или пословиц. Подумайте вместе с ним, что бы они могли означать.

Например, что значит "бить баклуши", "повесить нос", "задать головомойку", "проще пареной репы". Знакомство с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию.

7. Поговорки и скороговорки

Произнесение поговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано и четко работает речевой аппарат.

Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому используйте старые добрые скороговорки, и проблем с речью у вашего крохи станет меньше.

Игры со словами:

Читать далее www.rebenok.com

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте - Психология дошкольного возраста - Учебные материалы для студентов

Следующая >

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте

Переход к внеситуативному общению в дошкольном возрасте, усложнение деятельности и расширение социальных контактов стимулируют речевое развитие детей. Начинают развиваться коммуникативная и планирующая функции речи, которая становится орудием мышления.

В дошкольном возрасте происходят качественные и количественные изменения в составе словаря ребенка. Количественный рост словаря зависит от условий воспитания детей, что обусловливает наличие значительных индивидуальных различий. В младшем дошкольном возрасте в словаре ребенка в среднем насчитывается 1200 слов, а активный словарь ребенка старшего дошкольного возраста достигает 3000-3500 слов.

При этом части речи в составе словаря дошкольников разного возраста и с разным уровнем развития коммуникативных навыков представлены неодинаково. Так, у детей с доминирующей ситуативно-деловой формой общения в словаре есть большое количество существительных, прилагательные либо отсутствуют, либо показывают атрибутивные свойства объектов (цвет и размер) , почти все глаголы обозначают только конкретные действия.

У детей с доминирующей внеситуативно-познавательной формой общения больше слов, отражающих качества окружающих предметов; есть прилагательные, определяющие эстетические, этические и эмоциональные свойства, и глаголы, обозначающие волевые и интеллектуальные действия. Общая закономерность развития словарного запаса заключается в том, что сначала дети овладевают названиями наглядно представленных групп предметов, свойств и отношений, что обусловлено наглядно-образным характером мышления дошкольников. Абстрактных понятий в словаре дошкольника почти нет.

Дети дошкольного возраста постепенно учатся строить словосочетания и предложения в соответствии с правилами грамматики. Уже к младшему дошкольному возрасту ребенок использует основные грамматические закономерности: изменяет слово по падежам, числам, лицам, употребляет все времена глагола, использует простые и сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

Постепенно ребенок овладевает системой морфологических средств оформления грамматических категорий, типами склонений и спряжений, способами словоизменения и словообразования, учится строить более сложные предложения. Тем не менее речь детей характеризуется большим количеством грамматических ошибок.

Для речи дошкольников характерным является словотворчество, которое выражает недостаточный уровень овладения разнообразными грамматическими формами родного языка и в котором проявляются способности детей создавать неологизмы. Выделяют три основных принципа, в соответствии с которыми дети образуют новые слова:

• часть слова выступает в качестве целого слова;

• к корню одного слова добавляется окончание другого слова;

• слово составляется из элементов двух других слов.

К старшему дошкольному возрасту словотворчество начинает ослабевать, так как ребенок уже хорошо усваивает грамматические формы и свободно ими оперирует.

Практический пример

К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" приводит примеры детского словотворчества: "У лысого голова – босиком", "Пойдем в этот лес заблуждаться", "Да что ты от меня все ухаживаешь?", "Муж стрекозы – стрекозел", "Дым трубится", "Давайте лопатить снег", "Смотри, как натужил дождь!", "Отскорлупай мне яйцо!", "Я уже начаепился", "Мама сердится, но быстро удобряется".

В дошкольном возрасте интенсивно развивается синтаксическая сторона речи (табл. 9.5) . В речевых высказываниях младших дошкольников преобладают простые предложения, в начале предложений они часто используют частицы "а", "и", "вот".

Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения употребляются чаще только при дословном пересказе. Используются также элементарные сложноподчиненные предложения, союзная связь в которых часто заменяется интонацией.

В среднем дошкольном возрасте в речи также преобладают простые предложения, но более сложные по структуре, встречаются предложения с однородными членами. В сложносочиненных предложениях могут использоваться вводные слова, союз "не".

В сложноподчиненных предложениях появляются придаточные предложения причины, сравнительные и реже условные. В среднем дошкольном возрасте дети могут использовать в речи обобщающие слова и однородные дополнения.

В речи старших дошкольников увеличивается количество распространенных предложений с однородными членами, обобщающих слов и возрастает объем простых и сложных предложений. В конце дошкольного возраста ребенок использует почти все союзы, однако в речи большинства детей доминируют простые предложения.

Таблица 9.5

Закономерности развития синтаксической стороны речи детей в дошкольном возрасте

Возраст

Особенности синтаксической стороны речи

Младший дошкольный

Преобладание простых предложений, частое употребление в начале предложений частиц "а", "и", "вот", наличие союзных и бессоюзных сложносочиненных предложений только при дословном пересказе, редкое употребление элементарных сложноподчиненных предложений, союзная связь в которых часто заменяется интонацией

Средний дошкольный

Преобладание простых предложений более сложных по структуре, появление предложений с однородными членами, вводных слов в сложносочиненных предложениях, союза "не". Использование в сложноподчиненных предложениях придаточных предложений причины, сравнительных и реже условных, употребление в речи обобщающих слов и однородных дополнений

Старший дошкольный

Доминирование простых предложений, возрастание количества распространенных предложений с однородными членами, обобщающих слов и объема простых и сложных предложений, овладение почти всеми союзами и правилами их использования

Продолжается речевое развитие по линии усвоения звуковой системы речи, что включает развитие фонематического восприятия и овладение правильным произношением звуков. В дошкольном возрасте дети начинают осознавать нормы произношения, заботиться о его правильности, у них формируются дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

В процессе специального обучения дошкольники овладевают действиями звукового анализа. К началу дошкольного возраста большинство детей владеют всеми звуками родного языка.

Планирующая функция речи начинает развиваться примерно в четыре-пять лет. Дети начинают с помощью речи планировать свои действия, сопровождать ею свои действия и обозначать их результаты.

Такая речь не выполняет коммуникативную функцию и называется эгоцентрической речью, которую можно представить речевым заместителем реальной совместной деятельности со взрослым. Ребенок при этом никому не адресует свои высказывания.

Планирующая функция речи выражается в том, что дети вслух формулируют замысел предстоящей деятельности, в процессе ее выполнения словесно фиксируют полученные результаты, решают возникшие затруднения и т.д. Постепенно осуществляется интериоризация эгоцентрической речи, ее переход в умственный план – во внутреннюю речь.

Совершенствуется также коммуникативная функция речи дошкольника. Речь становится более связной. Ситуативная речь, которая является основной формой речи младшего дошкольника, дополняется контекстной речью, характеризующейся тем, что ее понимание собеседником является возможным на основе одних только языковых средств и не требует опоры на конкретную ситуацию.

Контекстная речь предполагает развернутое, полное, логически последовательное изложение, новые грамматические формы. Ребенок пользуется и ситуативной, и контекстной речью, что определяется характером общения и сообщаемого содержания.

При пересказывании ситуативность речи снижается, при опоре на наглядность – возрастает. Контекстность речи выше при изложении повествовательной, эмоционально нейтральной информации, ниже – при передаче эмоционально окрашенных событий.

В дошкольном возрасте начинает развиваться объяснительная речь, характеризующаяся определенной последовательностью взаимосвязанных звеньев. Данная речь предполагает определенный объем знаний о предметах и действиях с ними и требует способности изложить эти знания понятно для других слушателей.

В процессе целенаправленного обучения начинается усвоение детьми грамоты – чтения и письма. Основным результатом обучения грамоте в дошкольном возрасте является не достижение плавного чтения, а сформированность умений в работе над звуковой стороной слова, свободная ориентация в словесном составе предложения и звуковом составе слова.

Рис. 9.6.Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте

Таким образом, дошкольное детство является периодом интенсивного речевого развития (рис. 9.6) . Усложняются коммуникативные формы и функции языковой деятельности, усваиваются практические речевые навыки, начинается осознание речевой действительности. В свою очередь, более развитая речь обеспечивает выполнение более сложных видов деятельности, способствует решению более сложных коммуникативных задач и совершенствованию других психических процессов.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Читать далее studme.org

Другие статьи по теме:

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Английский язык для детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Английский язык в дошкольном возрасте» Английский язык в детском саду – это весело, доступно и полезно всем малышам. Основной задачей изучения английского языка в детс...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Особенности общения в дошкольном возрасте

    Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведени Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. - М., 1996. Леонтьев А. Н. Психическое разв...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Развитие речи дошкольников через художественную литературу

    Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы) Познавательное развитие детей через художественную литературу. Воспитание подрастающего чело...

  • Развитие речи у дошкольников с зпр

    Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнем...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • Развитие речи через сказку с дошкольниками

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Виды игр в дошкольном возрасте

    Виды творческих игр в старшем дошкольном возрасте ИГРА - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх не...