Развитие словаря детей дошкольного возраста

Развитие словаря детей дошкольного возраста

Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения.

Специалисты подсчитали, что в возрасте полутора летсловарныйзапас маленьких детей может насчитывать не более 50слов, а к пятилетнему возрасту малыши уже свободно оперируют 2000–2500слов.Однако важен не только количественный показатель (сколько слов использует ребёнок) , но и качественный –насколько он понимает значения слов, которыми пользуется, правильно ли употребляет нужные словоформы.

Именнопоэтомуразвитие словаря детей дошкольного возраста– очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании.

Особенности развития словарного запаса дошкольников

На начальном этапе лексикон ребёнка пополняется в основном за счёт слов, которые он часто слышит в процессе бытового общения с родственниками.

В возрастеодного-трёхлетмалыш усваивает следующие категориислов:

  • названия игрушек, имена членов семьи; слова, обозначающие элементы быта, который окружает ребёнка (посудные и постельные принадлежности, мебель, еда) ;
  • слова, демонстрирующие познания об окружающей природе: названия погодных явлений и времён года, наименования самых распространённых и простых в произношении растений и животных;

В этом периоде способность детей оперировать эмоционально-оценочной лексикой (словами, обозначающими эмоциональные состояния, качественные характеристики предметов) ещё крайне низка.

В возрасте 4-5 летпроисходит существенный скачок не только в количественном наполнении словарного запаса (1500-2000) слов, но и в его качественном содержании.Ребёнок начинает активно использовать следующие тематические группы:

  • слова, обозначающие переживания и чувства: весёлый, грустный, радостный;
  • оцениватьпредметы и явления по их качественным характеристикам: высокое, горячее, тяжёлое;
  • пробоватьсвои силы в словообразовании, употребляя уменьшительно-ласкательные формы слов: мамочка, голубушка.Образовыватьсловоформыоднокоренныхслов, например, формы, обозначающие детёнышей животных: кот – котик – котёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок и т.д;

В возрасте 5–6 летколичественный запас словарного состава дошкольника может составлять уже порядка 3000–4000 тысяч слов, при этом также происходит очередной рывок в его качественном наполнении. Дошкольник начинает употреблять следующую группу понятий:

  • лексику, обозначающую временные интервалы: часы, дни недели, минуты, месяцы. Слова, описывающие категорию пространства: верх – низ, право – лево;
  • простыеи сложные числительные (один, пять, двенадцать, двадцать) ;
  • слова, обозначающие категории обществоведения: народ страны, Родина, труд национальная армия, государство;

Наблюдая за развитием словарного запаса дошкольников, специалисты выделили суще моментов, на которые необходимо обращать внимание.

Особенности пополнения словаря детей различными видами частейречи

Быстрее и охотнее всего дети начинают использовать имена существительные и глаголы, что позволяет им легко обозначать предметы и действия, которые производятся с этими предметами. А вот такая важная часть речи, как имя прилагательное, используется дошкольниками неохотно.

Между тем активное использование имён прилагательных позволяет сделать речь красивой и насыщенной, даёт возможность составлять распространённые предложения и полноценные речевые конструкции. Поэтому необходимо, чтобы родители уделяли больше внимания описанию признаков предметов и явлений, их качественным характеристикам.

Активный и пассивный словарный запас

Очень часто бывает так, что дети знают слово, но не использует его в своей речи. Это связано с тем, что они не совсем чётко представляют себе значения этих слов и сферу их употребления. Поэтому важно отслеживать наличие «мёртвых» слов в лексиконе дошкольника и «переводить» их из пассивного словаря в активный.

Для этого необходимо:

Объяснить значение «мёртвого»слова, проговорить его чётконесколько раз.Таким образом, вы активизируете не только слуховой механизм восприятия информации, но и мускульно-двигательный, то есть, произношение слова закрепится в памяти речевого аппарата произносящего егочеловека.

Чаще употреблять слово в нужной ситуации.Желательно также подобрать строчки литературных произведений, в которых это слово употребляется и его значение легко понять из контекста.

Можно использовать антонимичные значения для толкования смысла нового слова.Некоторым детям легче запомнить информацию, отталкиваясь «от противного», то есть от противоположного значения слова.

Развиваем словарный запас дошкольника

Читая вслух дошкольнику,обязательнообращайте внимание на следующие моменты:

  • чётко и ясно произносите слова, соблюдая правильную постановку ударений и артикуляцию;
  • обязательно поясняйте значения незнакомых слов, встречающихся в тексте, обращайте внимание на их произношение, в случае необходимости, на следующий день повторите новые слова, попросив ребёнка пояснить их значения.

Чтение книг обеспечит полноценноеразвитие словарного запаса детей дошкольного возраста, и очень важно, чтобы дети полюбили читать книги.

Привив у ребёнка любовь к чтению,вы не только обеспечите качественный источник пополнения его словарного запаса, но и поспособствуете развитию навыков грамотного письма.

Это будет обусловлено работой зрительной памяти – зачастую много читающие дети пишут грамотно, не утруждая себя знанием орфограмм. Они просто «фотографируют» верное написание слова, оставляют в зрительной памяти его правильный вариант.

Игры и задания для расширения словарногозапаса

«Проводник»–во время прогулки закройте глаза, и попросите малыша побыть вашим «проводником», максимально точно описывая вам, что он видит вокруг себя. Можно усложнить задание, попросив ребёнка по возможности не использовать одни и те же слова.

Игры с мячом позволяют не только расширить словарный запас детей, но и развить логическое мышление, обобщая познания в области слов различных лексических групп.

«Называем животных» –ведущий по очереди бросает мяч детям. Задача ребёнка – поймав мяч, ответить, назвав какое-нибудь животное. Из игры выбывают те дети, которые не смогли назватьживотное, когда подошла их очередь.

Победителем будет тот игрок, который дольше всех продержится, назвав большее количество животных.

Этот же вариант игры можно использовать для закрепления знания слов из других обобщающих категорий: «транспорт», «фрукты», «овощи», «растения» ит.д.

«Где кто живёт?» –ведущий, бросая мячик детям, задаёт вопросы:

Кто живёт в норе?–/крот, мышь, лиса, ёж/.

Кто живёт в реке? ­–/лягушка, рыба, выдра/.

Кто живёт в море?–/кит, осьминог, дельфин, медуза/.

Это игра позволит расширить не только словарный запас детей, но и укрепить их познания об окружающем мире.

«Большой – маленький»

Тренируем навык образования словоформ с уменьшительно-ласкательным значением. Объясните ребёнку на примере, как получаются такие слова: стул-стульчик, вилка-вилочка, ключ-ключик, яблоко-яблочко.

Кидая малышу мячик, назовите слово, от которого он должен образовать уменьшительно-ласкательную форму. Первое время давайте ему на выполнение этого задания достаточно времени, не торопите.

Заданий, позволяющих эффективнопополнятьи развивать словарный запас дошкольников очень много, выбирайте из них те, выполнение которых доставят юным ученикам удовольствие. Например, подвижным детям лучшепредложитьзадания с мячом, флегматичным и наблюдательным – задания описательного характера, предполагающие анализ явлений, предметов и ситуаций.

Своевременноеразвитие словарного запаса детей дошкольного возрастапозволит им легко овладевать навыками правильной связной речи, а также поспособствует в будущем гармоничномуразвитию их интеллектаилогического мышления.

Преподаватель, специалист детского развивающего центраДружинина Елена

Логопедические уроки на пополнение словарного запаса ребёнка:

Оценка статьи:

Источник MaryPop.ru

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста - Страница 9

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Прежде всего, дети усваивают бытовой словарь:

- название частей тела, лица, игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

- природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

- обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.) ;

- эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный) , качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный) ; слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок) , образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали) ; с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову) ; слова, в собственно лексическом значении, которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый) ;

- лексику, обозначающую время, пространство, количество.

С возрастом кругозор детей расширяется – от представлений и элементарных понятий о предметах, с которыми дошкольники сталкиваются в режимных моментах, в ближайшем окружении (в 2-3 года) , до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны (6-7 лет) .

Развитие словаряпонимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

Количественный рост словаря.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой.

Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.

После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов.

Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов.

Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются.

Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса.

К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных.Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов) , во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.

Читать далее otveti-examen.ru

Особенности развития словаря детей старшего

дошкольного возраста

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

Количественный рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников разняться между собой. По словам Д. Б. Эльконина различия в словаре " более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития".

К старшему дошкольному возрасту количественный словарь ребенка может достигать 3500-4000 слов. Связано это с тем, что развивается личность ребенка в целом, растет и развивается сознание.

Старший дошкольник начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе и происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря.

Дети 5-7 лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых, употребляет слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным значением - горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество - в тех случаях, когда в словаре ребенка не находится нужного слова ( "самостреляльный" пистолет и т.д.) .

В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь: учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умение подбирать слова с противоположным значением ( сильный - слабый, стоять - бежать) , со сходным значением ( прыгать - скакать) ; использовать слова, обозначающие материалы ( дерево, металл, стекло, пластмасса и др.) ; учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.

Усиливается работа над смысловой стороной слова, усвоение детьми выразительных средств языка.

В старшем дошкольном возрасте продолжаются занятия по обогащению словаря детей. Наглядные методы( экскурсии, наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и др. ) занимают ведущее место, но усложнение состоит в расширении круга предметов и материалов, их признаков. Ознакомление со словом идет в определенном контексте в словосочетании или предложении.

Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов.

Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий.

Также речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различием ( оттенки цветов, состояние предметов, различия в размере, форме и др.) . В словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий ( облака плывут медленно) .

Только в старшем дошкольном возрасте начинаются самостоятельные занятия по сравнению предметов. Они проводятся для формирования умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов. Существуют определенные требования к такого рода непосредственно образовательной деятельности :

1) предметы для сравнения подбираются с достаточным количеством сравниваемых признаков ( цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение др.;

2) сравнение должно быть плановым, последовательным - от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению;

3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово;

4) дети должны проявлять максимум речевой активности.

Проводится непосредственно образовательная деятельность по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов.

Таким образом, на основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей старшего дошкольного возраста постепенно формируется понятийный характер слов.

Объяснять значения слов старшим дошкольникам уже можно опираясь не только на наглядность, но и через уже усвоенные слова.

Смысловая сторона речи развивается и в процессе работы над антонимами. Сначала используются приемы работы с изолированными словами, затем - с такими же словами в предложениях и связных высказываниях:

- подбор антонима к заданному слову;

- отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках;

- договаривание предложения с антонимами;

- составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов.

Большие возможности открываются в старшем дошкольном возрасте для работы над синонимами. Знаток русского слова Л. В. Успенский советовал родителям и педагогам с "малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами.

Научите его играть в похожие слова : вы называете слово бегать, а он пусть подбирает вам три (пять) синонимов: носиться, мчаться, удирать, улепетывать, пробегать. Он подберет, а вы с ним разберите : что удачно, что - нет и почему именно".

Выделяются такие приемы работы с синонимами:

- подбор синонимов к изолированному слову;

- объяснение выбора слов в синонимическом ряду.

Целесообразно также использовать следующие приемы:

- составление предложений со словами синонимического ряда;

- составление рассказа со словами синонимического ряда.

На этом возрастном этапе продолжается работа с многозначными словами.

Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

В итоге у детей должен накапливаться значительный объем знаний и соответствующий словарь, что должно обеспечивать свободное их общение в широком плане ( общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач т.п.) . Этот словарь должен характеризоваться разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволит сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал nsportal.ru

Развитие словаря детей в дошкольном возрасте

Развитие детской речи является многогранным и очень сложным процессом. Наблюдая за современными детьми, честно говоря, приходишь в шоковое состояние. Как редко встретишь ребенка, который овладевает речью в соответствии с нормативными показателями.

У большинства нынешних детей на лицо задержка речевого развития. Правда, родители полагают, что это временное состояние и все само собой пройдет. Тут-то они совсем не правы!

Овладение речью - это один из самых важных моментов в психофизическом развитии любого человека, поэтому очень важно наращивание словаря детей в дошкольном возрасте. Если у ребенка запаздывает речевое развитие, то замедляется формирование мыслительных операций, словесной памяти, не осуществляется полноценное общение, удовлетворение потребностей и т.д.

Вы же не хотите, чтобы ваш малыш отставал в своем развитии? Тогда прислушайтесь к нашим советам.

По каким направлениям осуществляется полноценное речевое развитие ребенка?

Полноценное речевое развитие ребенка включает овладение фонетической (звукопроизношение) , лексической (накопление словаря, понимание значения слов) и грамматической (словоизменение, словообразование) сторонами.

Для многих детей дошкольного возраста характерным является то, что они длительное время общаются с окружающими людьми при помощи отдельных звуков и звукосочетаний. Полноценного слова можно не услышать вплоть до 4 лет. И родители полагают, что все у ребенка будет хорошо.

Для того чтобы развеять неправильные суждения многих мам и пап, рассмотрим нормы овладения словарем детьми.

Нормативные показатели овладения словарем детьми дошкольного возраста

Возраст ребенкапоявление первых лепетных слов типа ба-ба, ма-ма1,5 годане менее 20 - 30 лепетных слов (например, биби, дай, бах, ав-ав) 1,5 - 2 года7 лет 4 - 4, 5 тысячи

Хотим обратить внимание родителей на то, что увеличение словаря ребенка зависит от его индивидуальных особенностей и условий воспитания, поэтому количество слов может быть немного иным.

Направления работы со словарем ребенка дошкольного возраста

  1. Обогащение словаря новой лексикой;
  2. Устранение из лексики ребенка нелитературных слов.

Упражнения, направленные на обогащение, уточнение и активизацию словаря

Для того чтобы словарь ребенка отвечал всем правилам, он должен включать разные виды лексики: бытовую (название частей тела, игрушек, предметов посуды, мебели, одежды и т.д.) ; природоведческую (названия объектов неживой и живой природы) ; обществоведческую (названия профессий, праздников и др.) ; эмоционально-оценочную (качества, чувства, состояния и т.д.) ; временную и пространственную.

Наиболее интенсивно и эффективно развитие лексической стороны речи ребенка-дошкольника происходит в игре. Познакомимся с примерными игровыми упражнениями, способствующими обогащению словарного запаса.

Игра с мячом «Я знаю пять названий …» направлена на расширение словарного запаса ребенка, развитие точности и согласованности движений. Ребенку предлагается выполнять различные действия с мячом (подбрасывать, стучать о пол, перекладывать из одной руки в другую) и называть предметы, относящиеся к одной из лексических групп.

Например, «Я знаю пять названий овощей. Картофель - раз, морковь - два, свекла - три, огурец - четыре, помидор - пять».

Игра «Угадай по описанию» направлена на закрепление новой лексики, развитие связной речи. Приведем на примере закрепления лексики на тему «Овощи».

Спрячьте в «волшебном мешочке» изученные с ребенком натуральные овощи (могут быть использованы их муляжи) . Предложите ему угадать, что там лежит. Пусть ребенок опустит в мешочек руку и расскажет, что он чувствует на ощупь. После этого попросите его угадать, что это за овощ.

Таких игровых упражнений для развития словаря детей в дошкольном возрасте можно придумать много. Главное, чтобы вы не забывали разговаривать с малышом. Обычно долго молчат те дети, с которыми полноценно не общаются их родители.

  • 85

Источник signorina.ru

Развитие словаря детей дошкольного возраста

Развитию деток дошкольного возраста всегда нужно уделять особое внимание. Поскольку именно в это время закладываются абсолютно все физические и психологические основы человека. Потому и темпы этого развития тоже очень высоки.

Кроме всего прочего, происходит развитие словаря детей дошкольного возраста, как одного из основных механизмов познания этого мира.

Развитие словаря детей дошкольного возраста

Специалисты выделяют в этом аспекте развития ребенка две стороны: количественную и качественную. Под количественной подразумевают количество слов, которые уже известны ребенку к определенному моменту. Под качественной же понимают то, насколько ребенок понимает значения известных ему слов и может использовать их в правильном контексте.

В современной методике развития словаря детей, нормой считается, если ребенок к концу первого года своей жизни знает около десяти слов. К трем годам количество известных ребенку слов может спокойно превысить полторы тысячи. Это связано не только с активным заимствованием слов их речи взрослых, но и с осознанием ребенком самого механизма построения словесных конструкций.

Дальше, по мере взросления ребенка, словарный запас его увеличивается, но темпы его роста гораздо меньше, чем в предыдущие три года. Как правило, словарный запас увеличивается за счет существительных и глаголов.

Именно они, как называющие предмет и действие, составляют основу потребностей ребенка. Гораздо меньше в детском словарном запасе прилагательных. Поскольку взрослые уделяют гораздо больше внимания самим предметам, чем их качествам и свойствам.

Для развития словарного запаса у детей, им необходимо непрерывное общение со взрослыми, которые могут научить их новым словам, новым понятиям, расширят их кругозор. Очень важно при общении с детьми создавать все необходимые условия, чтобы ребенок закреплял умение правильно использовать новые слова или исправлять недочеты в случае неправильного их понимания. Нужно задавать ребенку вопросы, мотивировать его на составление более сложных синтаксических конструкций, которые потребуют от ребенка знания все новых и новых слов.

Дидактические игры наразвитие словарного запаса

Одним из наиболее продуктивных способов расширения лексикона детей и закрепления их речевых навыков являются дидактические игры.

Особенностью дидактических игр является то, что процесс их направлен на достижение определенных, четко поставленных целей и задач. А процесс самой игры контролируется взрослым от начала и до конца.

Наиболее сложными дидактическими играми для дошкольников являются те, в которых нужно оперировать не отдельными словами и названиями предметов, а целыми понятиями. В таких играх развивается умение мыслить, строить сложные словесные конструкции, отстаивать собственную точку зрения, объяснять и описывать определенные явления или предметы.

К таким играм относятся, к примеру, описание предметов. Суть игры в том, что воспитатель может попросить ребенка описать некий предмет. При этом он должен описывать его с как можно больших аспектов: какого о цвета, какой он формы, на что он больше всего похож, для чего он применяется и т.д.

Одной из наиболее известных игр для развития словарного запаса и понимания определенных категорий слов это «съедобное-несъедобное». По такому же принципу можно придумать огромное количество аналогичных игр, которые будут направлены на закрепление понятия отдельных лексических категорий. Например, можно поиграть с детьми в «живое-неживое», «твердое-мягкое», «зверь-птица» и так далее.

Вариантов подобных игр, развивающих словарный запас детей дошкольного возраста, на самом деле, можно придумать огромное количество.

Читайте также:

Подробней на сайте razvitiedetei.info

Другие статьи по теме:

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет...

  • Развитие памяти в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве: - обогащается содержание представлений; - воз...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста реферат

    Реферат - Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического - Педагогика Связь движений пальцев рук и речи……………………………………………… 5 Пальцы помогают говори...

  • Особенности воспитания детей дошкольного возраста

    Психология детей дошкольного возраста и особенности воспитания ребенка этого возраста Детьми дошкольного возраста считаются дети от четырех до шести лет. Какие же особенности имеет этот возраст,...

  • Особенности возрастного развития детей дошкольного возраста

    Предварительный просмотр: Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. Речь сопровождает все виды деятельности. Ребенок перенимает речь от близких ему людей. Реч...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие психических функций в дошкольном возрасте

    Психическое развитие детей дошкольного возраста - Курсовой проект Курсовой проект - Психология 1. Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте 2. Развитие психических...

  • Особенности детей дошкольного возраста

    Психологические особенности детей дошкольного возраста 31643 Название работы: Психологические особенности детей дошкольного возраста Категория: Предметная область: Педагогика и дидактика Описание...

  • Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

    ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, Игровая деятельность дошкольника - Психология дошкольного возраста - Учебные материалы для студ...

  • Особенности общего развития в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. психологические произведен...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...