Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, анализировать, исследовать ситуацию.

В соответствие с этим еще в дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.

Основанием для разработки проекта послужили такие нормативные документы, как:

• Закон РФ «Об образовании», 1996 г.

-ст. 2: «1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека…

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования… »;

- ст. 18: «Воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей… ».

• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 1998 г.

-ст. 4: «Содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей… »;

-ст. 7: «Педагогические и другие специалисты несут ответственность за работу по воспитанию, образованию и охране здоровья ребенка… ».

• Конвенция о правах ребенка

-ст. 27: «… право каждого ребенка на уровень жизни, необходимой для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка».

• Концепция содержания непрерывного образования, 2003 г.

-«… дошкольное образовательное учреждение, которое предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетам возрастных и индивидуальных способностей… »

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени одна из них направлена на:

- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

• Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста, 2007 г.

- «На дошкольной ступени образования одновременно с развитием личностных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений».

- «Творческая компетенция - развитость творческих особенностей ребенка, позволяющих выйти за приделы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт».

- «Основой формирования компетенции ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие».

-«Творческие способности позволяют ребенку выйти за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт».

Актуальность исследования в том, что театрализованная деятельность является благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Цель исследования: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: театрализованная деятельность, развивающая творческие способности детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую, программно-методическую литературу по вопросам развития творческих способностей детей, повышая собственный уровень профессиональной компетентности.

2. Подобрать и адоптировать театрализованные игры, этюды и упражнения.

3. Определить механизмы активного включения родителей в создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

4. Апробировать систему критериев и показателей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих своевременное получение информации об актуальном состоянии развития ребенка дошкольного возраста.

5. Обобщить и представить опыт по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, через театрализованную деятельность, педагогическому и родительскому сообществу.

Возникает противоречие: с одной стороны - признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

Предполагаемый образовательный результат.

• На уровне ребенка

Творческая способность:

- представления о художественном образе спектакля, как продукте коллективной творческой деятельности всех его участников;

- основы театральной культуры;

- умение создавать по эскизу и словесной инструкции декорации и персонажи из различных материалов (бумаги, ткани, соленого теста, бросового материала) ;

- умение передавать особенности характера персонажа с помощью мимики, движения и интонационно-образной речи;

- навыки кукловождения куклами различных систем (перчаточным, марионетками и т. д.) ;

- умение вносить изменения и придумывать новые сюжетные линии сказок, литературных произведений, передавая их образ выразительными средствами в игре драматизации, спектакле;

- постижение народной мудрости, добра, красоты через отождествление себя с персонажами сказок, песен, пословиц, поговорок и т. д. ;

- умение создавать пантомимы на самостоятельно придуманные темы, придумывать детали костюма.

• На уровне родителей:

- формирование педагогической культуры родителей в вопросах развития творческих способностей детей.

• На уровне ресурсов:

- обогащение развивающей среды, через создание различных видов театра, дидактических игр;

- обновление методического обеспечения по вопросам особенностей развития творческих способностей детей.

• На уровне педагога:

-Повышение профессиональной компетентности через:

• прохождение курсов ИРРО;

• освоение инновационных технологий;

• посещение семинаров, практикумов;

• изучение методической литературы;

-разработка программы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Творческие способности - общее отношение ребенка к окружающему миру, как объекту преобразования и открытия. Способности формируются постепенно в процессе активной деятельности, и здесь велико значение целенаправленной системы педагогических воздействий, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

этапы моей педагогической деятельности на межаттестационный период:

1. Информационно-аналитический этап. (с сентября 2008 года по январь 2009 года.) .

2. Организационный этап. (с февраля 2009 года по апрель 2014 года.) .

3. Диагностический этап. (с апреля 2014 по май 2014 года) .

В центре «театрализованной деятельности» мы с родителями постарались создать не отдельных кукольных персонажей, а сразу героев одной сказки. С этими куклами знакомили детей, обучали их управлению и начинали разучивать сказку. Так у нас в группе появились первые театры:

- на фланелеграфе, магнитный,

- театр ложек, кружек, конусный, мягких игрушек, резиновой игрушки,

- плоскостной.

- куклы к сказкам «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша медведь», маски, шапочки различных героев к потешкам, стихам.

Мы стремились к тому, чтобы наши куклы были выразительными, яркими, удобными в управлении детьми дошкольного возраста.

Для того чтобы кукольный театр постоянно принимал участие в работе детского сада, необходимо выпускать новые спектакли, создавая к этим спектаклям театральные куклы. Это требует совершенствования навыков изготовления и управления театральными куклами различных систем для меня педагога и родителей. Для достижения этой цели, требуется регулярно проводить: родительские собрания, беседы, семенары-практикумы и большое внимание уделять индивидуальной работе с родителями и детьми. Чаще приглашать на утренники, досуги и развлечения. Было решено создавать куклы различных систем: настольные, куклы на гапите, марионетки, тростевые, большие напольные, куклы с живой рукой, куклы системы «люди куклы» (костюмы) .

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Это предполагает наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью.

Театр кукол - вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой. Театр кукол различается устройством кукол и системой их управления (марионетки, верховые куклы - перчаточные, тростевые и др.) . В русском театре кукол прославился театр Петрушки. Один из ведущих кукольных театров - Центральный театр кукол им. С. В. Образцова (Москва) .

Импровизировать - исполнить (-ять) художественное произведение, создавая его в момент исполнения.

Драматизировать - переделать (-лывать) какое-нибудь произведение, придавая ему форму драмы. Сделать драматичным, наполнить драматизмом.

Спектакль - театральное представление.

Режиссер - творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, телевизионной постановки, вообще зрелищных программ.

Актер - артист, исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении.

Декоратор - художник, пишущий декорации, оформляющий сцену, съемочную площадку.

Зритель - тот, кто наблюдает происходящее со стороны, смотрит представление, фильм, спортивное состязание.

Атрибуты - необходимый, постоянный признак, принадлежность.

Марионетка - театральная кукла, приводимая в движение при помощи нитей.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-proekta-fedorovoi-n-v_u5ufn.ppt | 11149 Кб | Скачан: 89
www.maam.ru

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности

Часть 1. Обоснование выбранной педагогической траектории

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные способности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актёрского мастерства, сосредоточивает в единое целое средство выразительности. Тем самым создаёт условие для воспитания целостной творческой личности.

Этот взгляд на воспитание ребёнка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей.

Ориентируясь на вышесказанное можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребёнка. Эта деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой на эмоциональный мир ребёнка.

Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность важно и актуально, а умело, поставленные вопросы при подготовке к театральной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.

Часть 2. Анализ опыта наставника.

Тематика и содержание театральной деятельности, как правило, имеют нравственную и патриотическую направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живёт его жизнью – это самый частый и распространённый вид театральной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам, а одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, и всегда готовы прийти к нему на помощь. Воспитательные возможности театральной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена, она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Изучив опыт наставника Чокуровой Л. В. МДОУ «Д/с «Мастерок» города Абакана, сделала такой вывод, что работа театральной деятельности направлена на воспитание нравственных и патриотических чувств детей. Мой наставник работает по программе Л. АВенгера и использует в своей работе пособие М. Д. Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду». Моя работа направлена на развитие творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности с учётом возрастных особенностей. В своей работе использую методическое пособие Е. А. Антипиной, где автор подробно описывает создание условий для развития творческих способностей детей средствами театральной деятельности.

Я убеждена, что именно театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Для воспитания нравственных и патриотических чувств мой наставник использует такие методы и приёмы:

Игрушки:

1. Из реальной жизни (мебель, посуда, машины и др.) ;

2. Для развития творческой фантазии и самовыражения (кубики, матрешки, пирамидки, настольные игры и др.) ;

3. Помогающие «выплеснуть» агрессию (солдатики, мячи, ружья и др.) .

Чтение сказок, позволяющие понять чувства героев и верить в силу добра.

Общение с домашними животными, позволяющее понять поведение животного и способствующее умению общаться с «братьями нашими меньшими»;

Игры-драматизации, позволяющие получить возможность «почувствовать» то, что было детьми пережито во время восприятия художественного произведения.

Танцевальные и двигательные занятия, развивающие пластику, гибкость тела, способствующие снятию психоэмоционального напряжения;

Работая с детьми над развитием творческих способностей, я использую следующие методы и приемы:

Познакомила детей с масками-пиктограммами 6ти эмоций: радости, удивления, горя, зла, гнева, страха и спокойствия;

Прививаю любовь не только к домашним, но и диким животным: предлагаю родителям чаще посещать зоопарк, ходить на цирковые представления, в театр;

Подобрала пословицы, поговорки и стихи для более глубокого осознания мира эмоций, выразительности языка;

Сделала в группе панно «Полянка настроений» и «Радуга эмоций», с помощью которых дети учатся определять свое настроение и закрепляют название дней недели;

Веду дополнительную работу в кружке «Волшебный листок», где дети изготавливают сценические маски героев произведений

Подобрала серию игр и упражнений для развития творческого воображения, развития мимики и пантомимики, снятию скованности и зажатости детей. Некоторые игры я придумала сама: «Изобрази и озвучь животное», «Продолжи сказку»

Для успешного развития творческих способностей дошкольников я и мой наставник на занятиях стараемся быть предельно эмоциональными, т. к. у эмоционального воспитателя дети внимательнее, а значит – лучше усваивают данный материал. Это я смогла увидеть, просмотрев занятие наставника в подготовительной группе по ознакомлению детей с художественной литературой и развитии речи «В гостях у Мойдодыра»

Все методические приемы, используемые мною и наставником эффективны в работе с детьми над данной проблемой, так как разработанная система мероприятий способствует развитию творческих способностей дошкольников, взаимопониманию, общительности, а значит, период адаптации в школе пройдет легче и быстрее. Они будут чувствовать себя более комфортно и уверенно.

Часть 3. Методическое сопровождение решения педагогической проблемы.

Для решения задач по развитию творческих способностей детей через театральную деятельность, я использовала опыт наставника по патриотическому воспитанию. Эта проблема имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения. Поэтому я провела данное занятие, которое показало хороший результат, что патриотическое воспитание и развитие творческих способностей детей тесно связаны между собой.

www.maam.ru

Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»

[

Опыт работы "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой деятельности"

Информация об опыте:

В настоящее время важнейшей признается проблема развития творчества и диагностики детского дарования уже в дошкольные годы. Основным условием успешного решения этой проблемы является создание максимально благоприятной атмосферы в детском коллективе, характеризующейся взаимным доверием и уважением, где эмоциональное благополучие каждого ребенка, возможность проявления им инициативы становится главным. Эти задачи решаются автором данного опыта – Михайловой Евгенией Витальевной. Работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрально – игровой деятельности автором началась в 1994 году. Организация работы с детьми строилась следующим образом: - создание атмосферы психологического комфорта и сотрудничества; - подбор репертуара, создание сценария музыкальной сказки (основные требования: сказка должна быть интересной, доступной, музыкальной, воспитывающей) ; - выявление склонностей, способностей, особенностей темперамента каждого ребенка и взрослого; - организация Школы актерского мастерства; - работа над сквозным развитием действия музыкального спектакля; - изготовление костюмов, декораций, атрибутики; - концертная деятельность. В основе данного опыта лежит творческое взаимодействие музыкального руководителя, детей, сотрудников детского сада и родителей.

Полученный в опыте педагогический результат:

В результате работы над музыкальными сказками дошкольники уверенно справляются со сложными творческими заданиями, они музыкальны, прекрасно импровизируют, пластичны, общительны и незакрепощены. Высокий уровень проявления творческой активности позволяет выпускникам детского сада с успехом продолжать обучение в музыкальных и хореографических школах, театральных студиях. Это дети с ярко развитой музыкальностью, эмоциональной и певческой культурой, способные чувствовать, понимать и воспринимать музыку, проявлять творческую инициативу и фантазию.

Подробное описание опыта работы Михайловой Е. В. и фотографии спектаклей - в приложении (презентации). Желаем творческих успехов и открытий!

Прикреплённые файлы:

d-muz-teatr-kolobok-1_ahtvr.pptx | 13465,67 Кб | Скачан: 1021
www.maam.ru

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №125»

Взаимодействие с родителями

по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр»

Подготовила: Осипова Татьяна Владимировна

Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

Б. М. Теплов

Содержание театрализованных занятий

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения(вербальной и невербальной) ;

Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Построение среды для театрализованной деятельности.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

Интересы, склонности, предпочтения и потребности;

Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

Возрастные и полоролевые особенности;

Театр и родители?!

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Консультация для родителей

«Развитие детей в театрализованной деятельности»

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.

Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.

Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.

Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона , ткани , ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка.

В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком.Бумажный пакетикможет превратиться в весёлого человечка.

На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой.

Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку.

Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок.Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и,конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.

Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных) . Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними.

С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.) .

Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятии :

Игра «Узнай по голосу»

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:

Мы немножко поиграли,А теперь в кружок мы встали.Ты загадку отгадай.

Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм) , за шахматной доской, на рыбалке (клюет) .

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз) . Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Испорченный телефон

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух.

Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка, кулаки правой и левой руки, поочередно становятся на стол ребром щека к щеке, кулачки трутся друг о друга, щиплют щечку, правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как :

Подробней на сайте nsportal.ru

Исходя из опыта работы, можно выделить 10 основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.

1 этап - выбор пьесы или инсценировки и обсуждениееё с детьми. Предложить детям сочинить жизнь героев сначала пьесы, помогая разными вопросами. В процессе работы над спектаклем « Бременские музыканты» возникли такие вопросы: Почему артисты стали бродячими?

Чем займется принцесса после своего побега из дворца? Почему бродячие артисты не поселились во дворце?

2 этап – деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод и придумывают им название. Например: « приезд артистов в королевство», «изгнание из дворца», «ночь в лесу» и др.

3 этап – этот работа над отдельными эпизодамив форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, постепенно вовлекаются в процесс все члены коллектива. Чувствуя поддержку педагога, дети действуют естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

4 этап – поискимузыкально-пластического решения, композиционных и визуальных решений отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость) . Создание вместе с детьми эскизов декораций и костюмов.

5 этап - переход к тексту пьесы, отрывок повторяется много раз разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить все роли. Уточняются обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, зачем ) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? С какой целью?) , поиск интоноционно-выразительных средств.

Дети оценивают игру разных исполнителей, а педагог намечает 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

6 этап - это работа над ролью. Нельзя навязывать детям логику действия другого человека или свои образы, дети играют самого себя основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, вспоминая ситуации из своей жизни, когда ему приходилось пережить чувства схожие с чувствами героя. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять своё поведение.

7 этап – репетиции отдельных сценспектакля в разных составах. Дети не должны повторять позы, жесты, интонации других исполнителей, а искать свои варианты. Учить размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга.

8 этап – проходят репетиции всей пьесыцеликом (1-3 раза) с использованием подготовленных для спектакля декораций, бутафорией и реквизитом, элементами костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идет с музыкальным сопровождением. В процессе репетиции уточняется темпоритм спектакля, закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.

9 этап - генеральная репетиция в костюмах. Первые зрители педагоги - строгие и объективные. Премьера – дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

И только на следующий день в беседе выясняется насколько критически дети могут оценить свои успехи и неудачи. Педагог старается указать на промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить удачные и интересные моменты выступления.

10 этап – заключительный. Это повторные показы спектакля в разных составах. Задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства.

Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, берется театральная постановка. Это служит мотивацией и дает перспективу показа приобретенных навыков перед зрителем.

Текст пьес, выбираемых для работы, является основой занятий и по развитию речи, и по сценическому мастерству. Из игр и этюдов постепенно создается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя.

И главное – это праздник, эмоции, восторг от участия в спектакле ведь играть в сказках и трудно, и безумно интересно.

Занятия провожу в группе, комнате сказок и музыкальном зале. Для выполнения творческих заданий используем мягкие объёмные модули различной конфигурации, а также фортепиано и аудиотехнику. Форма одежды облегченная и обязательно чешки.

Занятие проводится один раз в неделю от 30 до 40 минут и индивидуальная работа с подгруппами один раз в неделю.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является соучастником педагогического процесса. В ходе занятия стремлюсь достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Отмечаю и поощряю каждое удачное творческое решение, стремлюсь воспитывать в детях уверенность в своих силах.

Занятия строю в зависимости от таких факторов, как

время занятий,

погодные условия,

психоэмоциональное и физическое состояние детей.

Они могут включать в себя музыкальные или немузыкальные пластические упражнения или игры, либо с веселые скороговорки, психогимнастику, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, цветотерапию и другие здоровье сберегающие технологии.

К первоочередными задачами занятий ставлю формирование умения владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами.

«Муравьи»

Цель. Учить ориентироваться в пространстве, перемещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах.

Тренировка внимания.

Ход занятия. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми, стараясь все время заполнять свободное пространство.

В процессе театрализованной деятельности ставятся не только творческие, исследовательские, познавательные задачи , но и требования к качеству их исполнения. Проводя занятия, стараюсь создавать творческую, веселую и непринужденную атмосферу, подбадриваю зажатых и скованных детей, стараюсь создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Работа над ролью процесс трудоемкий и длительный, требующий от педагога особого внимания, умения мыслить нестандартно, творчески, использовать в работе возможности ребенка, поощрять его творческие проявления. Данная работа проводиться в основном малыми группами. Проходит он примерно по такой схеме.

1. Знакомство с инсценировкой, о чем она? Какие события в ней главные?

2. Знакомство с героями - словесный портрет героя: фантазирование по поводу его образа жизни, взаимоотношений с другими героями, его любимые блюда, игры, поступки.

3. Придумывание различных ситуаций из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой.

4. Анализ придуманных поступков

5. Работа над сценической выразительностью: определение характерных движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, определение средств мимика, интонации.

6. Подготовка театрального костюма.

7. Использование грима для создания образа.

8. Генеральная репетиция.

9. Спектакль.

На занятиях дети играют, творят, думают, общаются, создают, получают удовольствие от процесса. Но результат проделанной работы – это спектакль для зрителя, получение отклика из зрительного зала.

Волнительны минуты, когда зал притих, и на артиста смотрят такие же дети, воспитатель, а главное - родители... Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что он способен. Из робкого мальчика или девочки он превращается в героя. Как светятся глаза ребят от счастья и чувства собственного достоинства - им аплодируют!

Взаимодействию с родителями я уделяю большое внимание. Беседую с ними, прошу присутствовать на детских выступлениях, обсуждать с детьми перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть. Стараюсь вовлечь их в сферу творческих интересов ребёнка.

Это и помощь ребёнку на подготовительном этапе в сборе необходимой информации, семейные посещения театра, организация совместных наблюдений, общение и поддержка любых творческих инициатив и начинаний, изготовление костюмов и атрибутов. Прошу родителей обсуждать с детьми промежуточные результаты во время работы над спектаклем и после спектакля обсудить с ребенком результат, отметить достижения и определить пути дальнейшего совершенствования.

Предлагаю родителям в домашних условиях, помочь разыграть полюбившуюся сказку. Рассказывать в присутствии ребенка о его достижениях. Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

Постепенно у ребенка вырабатывается понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя», повышается культурно-нравственный и коммуникативный уровень.

Заключение

Итогом всей работы является готовый спектакль, при этом отслеживается результат речевого и коммуникативного развития ребенка, навыки эмоциональной саморегуляции.

Предполагаемые умения и навыки к концу года:

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить стихотворный текст в движении и разных позах

Знать и четко произносить в разных темпах текст вслух, шепотом и беззвучно.

Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Уметь строить диалог на заданную тему, самостоятельно выбирая партнера.

Уметь подбирать рифму к заданному слову.

Уметь сочинять рассказ от имени героя.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

Уметь согласовывать свои действия другими детьми, находить контакт в отношениях.

Безусловно, при наличии определенных условий, планомерной работе, включение детей в театрализованную деятельность позволяет им в интересной форме с опорой на ведущую деятельность - игровую, расширить свой коммуникативный опыт и опробовать его в этой деятельности. Ребенок начинает чувствовать, что прекрасное может быть и то, что не всегда понятно и обычно.

Осознает, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Формируется думающий, чувствующий, любящий и активный человек, готовый к творческой деятельности в любой области.

Литература

1. Давайте играть! Музыкальные игры и песни для детей младшего и среднего школьного возраста // Составитель И. В. Кошмина.

2. Дзюба П. П. Сказка на сцене: сказки – мюзиклы, пасхальные и рождественские постановки/ П. П. Дзюба.- Ростов н/Д: Феникс,2005.-224с.: ил.- (сердце отдаю детям)

3. Горохова Л. А., Макарова Т. Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ:

4. Интегрированные занятия / Под ред. К. Ю. Белой - М: ТЦ Сфера, 2005.-64с- ( Программа развития) .

5. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ. –М .: Издательство «Гном и Д»,2004.-144с.

6. Зарецкая Н. В. С танцами и песней встретим праздник вместе. Сценарии музыкальных сказок для дошкольников / Художник Куров В. Н.-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2003.-128с.:ил.-(Детский сад: день за днем. Музыкальная минутка) .

7. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. Картинный материал (приложение) -М.: «Издательство Гном и Д», 2001.-48с.

8. Мирясова В. И. Заячья капуста: сценарии музыкальных экологических сказок для детей 5-8 лет / В. И. Мирясова, Н. Ф. Скворцова.- М.: Издательство «ГНОМ и Д».2005.-88с.

9. Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу...-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-160с.:ил.

10. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2004.-160с.: ил.-(Театр и дети) .

Приложение 1

Подробней на сайте nsportal.ru

• внимательно слушать друг друга (дать возможность высказаться каждому) .

Занятия по театрализованной деятельности проводились один раз в неделю, во вторую половину дня и включали в себя как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Занятия проходили в двух направлениях:

  1. Освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;
  2. Освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

истроилисьпо единой схеме:

  1. введение в тему, создание эмоционального настроения;
  2. театрализованная деятельность (в разных формах) , где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  3. эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность

театрализованной деятельности.

Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, использовала разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж) ; проигрывание ролей в парах.

Работа по театрально-игровой деятельности велась в тесном контакте с педагогическим коллективом: воспитателем, учителем-логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию.

Для успешной работы создана предметно-пространственная среда:

в группе руками воспитателей и родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, простые декорации. Кроме того, в музыкальном зале установили занавес, изготовлены куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, подобраны карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.

Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.

Результатом работы стало участие детей в музыкальных спектаклях: «Котята-поварята» и «Теремок» в средней группе», «Коза и семеро козлят на новый лад» в старшей группе, «Почемучка» и «Наши добрые соседи» в подготовительной группе. Кроме того, ребята выступали в инсценировках на утренниках, в фольклорных праздниках и на родительских собраниях. Элементы театрализации использовались педагогами на занятиях и в совместной деятельности с детьми.

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы: подавляющее число детей

  1. свободно владеют импровизационными умениями;
  2. умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации;
  3. владеют техникой кукловождения;
  4. владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях;
  5. с удовольствием выполняют творческие задания;
  6. стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.

В ходе проведенной диагностикивыявленыследующие знания и умения по развитию творческих способностей детей:

Средняя группа

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Инсценировки для детей дошкольного возраста

    Использование театральных инсценировок на праздниках с детьми дошкольного возраста. Праздники в детском саду являются яркими и радостными событиями в жизни ребёнка. Сочетая различные виды искусст...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Писатели для детей дошкольного возраста

    Дидактическая игра-лото «Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: - закрепить знания детей о народных промыслах; - упражнять в правильном назывании предметов того или ин...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Виды изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

    Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста Наиболее доступным из видов изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста является рисование. Изо...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...

  • Рассказы для детей дошкольного возраста

    Долгосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста «Сказка своими руками» Вид проекта: Совместный, сделанный с воспитателем 1 категории Хлякиной В. Н., детско-родительский, творческий. П...

  • Режим дня для детей дошкольного возраста

    «Значение режима дня дошкольника». Консультация для родителей Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную орг...