Развитие восприятия младший дошкольный возраст

Дидактическое пособие «Деревья» для развития сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста.

Цель дидактического пособия :

• развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста;

• формировать элементарные представления об основных частях дерева: ствол, ветви, листья, корни;

• формировать элементарные представления о явлениях живой природы: листья иголочки, листья зеленые, листья жёлтые и красные падают на землю, умение различать листья и плоды по цвету, размеру;

• формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка) .

Описание и характеристика

- Пособие "Деревья" изготовлено из экологически чистых материалов. Пособие представляет собой два дерева с одним стволом:

1 сторона- поможет познакомить детей с лиственными деревьями (береза, яблоня., на кроне лиственного дерева приклеены крючки.

2 сторона- познакомит детей с хвойным деревом (елочка, на ветви дерева дети будут пристегивать прищепки.

Предлагаю Вашему вниманию примеры тем в НОД с использованием пособия "Деревья":

Тема "Дерево".

Тема "Фрукты" (яблоко, груша).

Тема "Знакомство с явлениями осенней природы".

Тема "Сравнение плодов и листьев яблони и елки".

Тема "Знакомство с явлениями зимней природы".

Тема "Новогодняя елка".

Тема "Птицы" (Воробей.) .

Тема "новогодняя ёлка" стала для моих малышей самой любимой.

Спасибо.

www.maam.ru

Дидактические пособия для развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

С целью развития сенсорного восприятия были изготовлены дидактические пособия «Варежки» и «Заплатки для варежек».

Предварительная работа:

•знакомство с русской народной сказкой «Рукавичка»,

•заучивание наизусть стихотворения «Маша варежку надела»,

обучение детей самостоятельно надевать варежки,

•определение, где левая, где правая рука путём прикладывания своих рук к варежкам,

•выполнение аппликации «Укрась варежку».

Дидактическое пособие "Варежки"

для детей младшего дошкольного возраста

Процесс изготовления дидактического пособия:

1. Взять потолочную плитку.

2. Вырезать по шаблону варежки для каждой руки в зеркальном отражении.

3. Варежки сделать двойные при помощи клея.

4. В верхнем слое варежек вырезать геометрические фигуры так, чтобы были пары.

5. Геометрические фигуры обклеить самоклеящейся плёнкой или цветной изолентой, используя 4-е цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий) .

Дидактическая игра «Укрась варежку, чтобы была пара»

Задачи: закреплять знания цвета, формы,

развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.

Ход игры: воспитатель кладёт перед ребёнком варежку с готовым узором и предлагает сделать такой же узор (симметричный) на парной варежке.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Задачи: закреплять знания цвета, формы,

развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: воспитатель кладёт пред ребёнком 2-е варежки с готовым узором, где допущена в симметрии ошибка. И предлагает исправить неточность, чтоб была пара варежек.

Дидактическое пособие "Заплатки для варежек"

для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Процесс изготовления дидактического пособия:

1. Взять универсальные салфетки.

2. Вырезать по шаблону варежки для каждой руки в зеркальном отражении.

3. Внутри каждой варежки вырезать разные геометрические формы, вынуть их.

Дидактическая игра «Сделай заплатки варежкам»

Задачи: закреплять знания цвета и формы,

упражнять в правильном употреблении слов круглая, треугольная, квадратная и прямоугольная;

развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: воспитатель говорит детям, что варежки износились, у них появились дырочки. И предлагает сделать заплатки. Дети подбирают заплатку по цвету и форме. Называют, какого цвета и какой геометрической формы заплатку подобрали.

Дидактическая игра «Подбери пары варежек»

Задачи: закреплять знания цвета, формы,

развивать внимание.

Ход игры: воспитатель кладёт пред ребёнком варежки. И предлагает подобрать пары варежек. Называют цвет и находят варежку, у которой нет пары.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Задачи: закреплять знания цвета, формы,

развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: воспитатель кладёт пред ребёнком варежки с заплатками, специально допустив ошибки. И предлагает исправить ошибки. Воспитатель спрашивает у ребёнка, какого цвета заплатку он поставил и на какую геометрическую фигуру она похожа.

www.maam.ru

Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста

Разделы:Работа сдошкольниками

Главная идея моего труда – “не навреди”. Ведь "ребенок – это пергамент, покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или "перечеркнуть" и вложить свое содержание" (Ян Корчак) .

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.

Для развития любого психического процесса существует "свой" сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.

Д. Б. Эльконин подчеркивал что "процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны "рекламации" нельзя возвратить юношу в школу для "доделки", "доразвития". (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60)

Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.

Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы, как пластичность.

Исследования Ивана Петровича Павлова показали, что, чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействия извне.

Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Льва Семеновича Высотского. Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро, и что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.

Руководствуясь этими убеждениями, я работала над развитием восприятия и его свойств у детей младшего дошкольного возраста.

В раннем возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младших дошкольников (3–4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету.

При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Например, трава зеленная, лимон кислый.

Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

На развивающих занятий этот принцип взаимодействия с предметами и их свойствами учитывался. В связи с чем к каждому занятию подбирался и изготавливался наглядный, демонстрационный и раздаточный материал.

Актуальна данная работа с малышами еще и по другой причине: в дошкольных учреждениях города значительный процент педагогических работников (воспитателей) – это учителя начальных классов.

Специфика начальной школы и детского сада серьезно отличаются друг от друга, педагоги испытывают затруднения, работая с малышами тем самым упускается сенситивный период развития восприятия.

Мною были подобраны диагностические методики для данной возрастной категории детей – это "Лови шарик", "Коробка форм", "Конструирование по образцу", "Разборка и складывание матрешки", "Разборка и складывание пирамидки", "Парные картинки", "Конструирование из палочек", "Нарисуй".

Проанализировав содержание и требование программы, по которой работает детский сад, уровень подготовленности воспитателей, результаты диагностических обследований, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности детей, была составлена программа развивающих занятий во второй младшей группе.

Цель программы:

Обучение детей основным действиям и правилам восприятия, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения.

Задачи:

  1. Учить детей объединить свойства предметов в целостный образ предмета.
  2. Учить узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства.
  3. Продолжить ознакомление с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия.
  4. Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства.
  5. Расширять кругозор детей.
  6. Обучать детей действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их назначение, особенности.
  7. Формировать познавательную активность, любознательность.

Учитывая своеобразие развития психики детей этого возраста, особенности восприятия, непроизвольность развития психических процессов, в частности, внимания, мною использована следующая общая структура каждого занятия.

Структура занятия.

  1. Игра на развитие восприятия формы
  2. Игра на развитие восприятия цвета
  3. Игра на развитие восприятия величины
  4. Игра на развитие мелкой и общей моторики
  5. Дополнительные игры, развивающие восприятие вкуса, пространства, на снятие эмоционального напряжения, либо беседы о временах года, о фруктах и овощах, о праздниках, о домашнем отдыхе, активизирующие речь, память, мышление детей.

В предложенной программе цели игр, развивающих восприятие формы, цвета, величины – не указываются, т.к. на всех занятиях, учитывая возраст, данные цели схожи. В дополнительных играх описывается цель каждой из них.

Для каждого вида восприятия (цвета, формы, величины) разработана, подобрана система дидактических игр, которые постепенно усложняются в соответствие с уровнем развития перцептивных действий.

Занятия проводятся в игровой форме, иногда игры объединяются единым сюжетом: "Зайка пришел в гости; "Путешествие", "Мы в гостях" и т.д.

Длительность занятий 15–35 минут в зависимости от настроения группы, утомляемости, количества детей и т.д.

Программа включает в себя 20 занятий, для лучшего усвоения наиболее понравившиеся детям занятия можно повторять.

Диагностические обследования проводились на входе и выходе из программы. Результаты заключительной диагностики были положительными. Особенно эффективно подействовали игры и занятия на развитие восприятия величины: в начале года низкий уровень показали 41% обследуемых детей, после вторичной диагностики – 8% детей; формы – низкий уровень у 39% детей и 5% на выходе; цвета – начальная диагностика – 48%, заключительная – 3% детей.

Менее результативно развивалось целостное восприятие, работа по развитию которого станет приоритетным направлением в средней группе.

Детей, с которыми впервые на практике использовалась данная программа, удалось довести до выпуска из детского сада, почти у всех ребят высокий и средний уровень психологической готовности к школе; в этом есть заслуга работы, проводимой с ними в 3-4 года.

В качестве образца предлагаю вам для ознакомления три занятия программы.

Занятие 1

Цель: создание эмоционального благополучного микроклимата в группе, закрепление умения детей представиться незнакомому человеку, продолжение ознакомления с геометрическими фигурами.

Игра “Волшебный мяч”

Цель: закреплять умение становиться в круг, создавать эмоциональный комфорт для общения взрослого с детьми, учить в процессе общения называть свое имя и фамилию. Вызывать чувство радости и собственной значимости.

Взрослый просит детей стать в круг. У него в руках мяч: “Ребята, сегодня утром в своем кабинете я нашла этот мяч. Он волшебный.

Он умеет разговаривать. Когда мячик узнал, что я иду к вам в гости, то стал проситься взять его с собой. Поэтому мы сегодня к вам вдвоем пришли. Я знаю как вас зовут, а мячик не знает. Мы сейчас с ним познакомимся.

Приготовьте ручки. Кому в руки я дам волшебный мячик, тот громко и четко скажет, как его зовут”. Взрослый обходит с мячом по очереди всех детей.

Пальчиковая гимнастика, сидя в круге на паласе.

Игра “Спрятались от дождика” (форма) .

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

Дети : “Под зонтики”.

Взрослый: “Верно, но посмотрите, под красным зонтиком спрячем только круги, под зеленым – квадраты, под синим – треугольники.

Дети по одному выполняют действия.

Игра “Собери капельки в стакан” (цвет)

Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Попросить детей собрать капельки в стакан, но перед этим взрослый положил в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. На этом занятии используются цвета: красный, синий, желтый.

Игра “Грибочки и ежик” (величина) .

На фланелеграфе – лес, три грибочка разного размера. Появился ёж. Он просит детей помочь ему разобраться где самый большой, где большой, а где маленький грибок.

Детям необходимо назвать, показать и поставить по порядку.

Итог занятия: Ёжик благодарит детей за помощь, называя их по именам.

Занятие 2.

Цель: создание благоприятного эмоционального фона; формирование восприятия отдельных свойств предметов: формы, цвета и величины.

Игра “На что похожа эта фигура”

Цель: учить детей группировать предметы по форме.

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.) .

Игра “Помоги рыбкам” (на фланелеграфе)

На фланелеграфе – море, большие рыбки - мамы трёх цветов (желтого, красного, синего) и много маленьких рыбок тех же цветов. Взрослый рассказывает детям, что мамы выплыли с детками на прогулку, вдруг на море поднялся ветер, море зашумело, заволновалось, маленькие рыбки запутались в водораслях и потерялись. “Ребята, давайте поможем малькам найти своих мамочек. Какого цвета мама рыбка, такого цвета и мальки”.

Игра “Большой и маленький предмет”

Цель: развивать восприятие величины, учить сравнивать.

Детям показывают парные предметы, которые отличаются по величине, называя её: “Это большой мячик, это маленький мячик (стол, грибок, кубик, кукла, ведерко, лопатка и т.д.)

Взрослый:

Где большой грибок? Где маленький грибок?

Принеси маленький мячик, принеси большой.

Затем взрослый показывает на предмет, дети называют величину.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Упражнения:

Материал с сайта festival.1september.ru

Развитие восприятия детей младшего дошкольного Актуальность

возраста: Дошкольный возраст – это важный развитии в этап психики ребенка, который создает для фундамент формирования новых психических образований, будут что развиваться в процессе учебной деятельности. период Данный не какой-то обособленный этап в жизни одна, а ребенка из ступеней в ходе психического развития, другими с взаимосвязанная этапами развития. Для развития психического любого процесса существует «свой» сенситивный Очень. период важно не пропустить благоприятный момент ребенка у развития того или иного психического Эльконин.

Д. Б. процесса подчеркивал что «процесс развития известном в есть смысле необратимый процесс, здесь рекламации «невозможны» нельзя возвратить юношу в школу доделки «для», «доразвития». (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60)

Поэтому важно очень заметить ранние формы отступлений от хода нормального развития ребенка.

Необходимость ранней определяется диагностики важнейшим свойством нервной системы, пластичность как. Исследования Ивана Петровича Павлова что, показали, чем моложе организм, тем система нервная более пластична и гибко реагирует на извне воздействия.

Значению современной коррекционно-развивающей уделено работы много внимания в трудах Льва Высотского Семеновича. Он доказал, что в развитии ребенка возрастные есть периоды, в которых определенный процесс, функция конкретная формируются более быстро, и что более еще ценно, имеют высокий уровень структурирования внутреннего и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой период другой добиться такой полноценности практически Руководствуясь.

невозможно этими убеждениями, я работала над восприятия развитием и его свойств у детей младшего возраста дошкольного.

В раннем возрасте в процессе действий с ребенок предметами накопил определенный опыт, словарный понимает, запас обращенную к нему речь.

Благодаря достижениям этим младший дошкольник начинает активно окружающий осваивать мир и в процессе этого освоения восприятие формируется.

Восприятие младших дошкольников (3-4 года) предметный носит характер, т.е. все свойства предмета, цвет, например, форма, вкус, величина и другие, не ребенка у отделяются от предмета. Дети видят их слитно с считают, предметом их нераздельно принадлежащими предмету.

При дети восприятии видят не все свойства предмета, а наиболее только яркие, а иногда и одно свойство, и по отличают нему предмет от других предметов. Например, зеленная трава, лимон кислый.

Действуя с предметами, начинают дети обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие предмете в свойств. Это развивает их способность отделять самого от свойства предмета замечать похожие свойства в предметах разных и разные в одном предмете.

На развивающих этот занятиях принцип взаимодействия с предметами и их свойствами связи. В учитывался, с чем к каждому занятию подбирался и наглядный изготавливался, демонстрационный и раздаточный материал.

Актуальна работа данная с малышами еще и по другой причине: в учреждениях дошкольных города значительный процент педагогических воспитателей (работников) – это учителя начальных классов.

начальной Специфика школы и детского сада серьезно друг отличаются от друга, педагоги испытывают затруднения, малышами с работая тем самым упускается сенситивный развития период восприятия.

Мною были подобраны методики диагностические для данной возрастной категории это – детей «Лови шарик», «Коробка форм», «образцу по Конструирование», «Разборка и складывание матрешки», «Разборка и пирамидки складывание», «Парные картинки», «Конструирование из палочек», «Проанализировав».

Нарисуй содержание и требование программы, по которой детский работает сад, уровень подготовленности воспитателей, диагностических результаты обследований, учитывая возрастные, психологические и особенности физиологические детей, была составлена программа занятий развивающих во второй младшей группе.

Цель Обучение:

программы детей основным действиям и правилам развитие, восприятия умения различать отдельные свойства особенностей, их предметов и назначения.

Задачи:

  1. Учить детей свойства объединить предметов в целостный образ предмета.
  2. узнавать Учить знакомые предметы, замечать их отличия и Продолжить.
  3. сходства ознакомление с новыми незнакомыми предметами и применяя, явлениями на практике перцептивные (обследовательские) действия.
  4. восприятие Развивать формы, цвета, величины, пространства.
  5. кругозор Расширять детей.
  6. Обучать детей действиям с помогать, предметами обнаруживать основные свойства предметов, их особенности, назначение.
  7. Формировать познавательную активность, любознательность.

своеобразие Учитывая развития психики детей этого особенности, возраста восприятия, непроизвольность развития психических частности, в процессов, внимания, мною использована следующая структура общая каждого занятия.

Структура занятия

  1. развитие на Игра восприятия формы
  2. Игра на развитие цвета восприятия
  3. Игра на развитие восприятия величины
  4. развитие на Игра мелкой и общей моторики
  5. Дополнительные развивающие, игры восприятие вкуса, пространства, на снятие напряжения эмоционального, либо беседы о временах года, о овощах и фруктах, о праздниках, о домашнем отдыхе, активизирующие память, речь, мышление детей.

В предложенной программе игр цели, развивающих восприятие формы, цвета, указываются – не величины, т.к. на всех занятиях, учитывая возраст, цели данные схожи. В дополнительных играх описывается каждой цель из них.

Для каждого вида цвета (восприятия, формы, величины) разработана, подобрана дидактических система игр, которые постепенно усложняются в уровнем с соответствие развития перцептивных действий.

Занятия игровой в проводятся форме, иногда игры объединяются сюжетом единым: «Зайка пришел в гости», «Путешествие», «Мы в Длительность» и т.д.

гостях занятий 15-35 минут в зависимости от настроения утомляемости, группы, количества детей и т.д.

Программа включает в занятий 20 себя, для лучшего усвоения наиболее детям понравившиеся занятия можно повторять.

Диагностические проводились обследования на входе и выходе из программы. Результаты диагностики заключительной были положительными.

Занятие 1

Цель: эмоционального создание благополучного микроклимата в группе, закрепление детей умения представиться незнакомому человеку, продолжение геометрическими с ознакомления фигурами.

Игра «Волшебный мяч»

закреплять: Цель умение становиться в круг, создавать комфорт эмоциональный для общения взрослого с детьми, процессе в учить общения называть свое имя и Вызывать. фамилию чувство радости и собственной значимости.

просит Взрослый детей стать в круг. У него в мяч руках: «Ребята, сегодня утром в своем нашла я кабинете этот мяч. Он волшебный.

Он умеет Когда. разговаривать мячик узнал, что я иду к гости в вам, то стал проситься взять его с Поэтому. собой мы сегодня к вам вдвоем пришли. Я как, знаю вас зовут, а мячик не знает. Мы ним с сейчас познакомимся. Приготовьте ручки.

Кому в дам я руки волшебный мячик, тот громко и скажет четко, как его зовут». Взрослый мячом с обходит по очереди всех детей.

Пальчиковая сидя, гимнастика в круге на паласе.

Игра «Спрятались от форма» (дождика)

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и рисунка три зонтиков. Взрослый выкладывает под зонтик каждый по одной геометрической фигуре, это для образец детей.

Игровая ситуация: «В теплый денек солнечный вышли геометрические фигурки погулять. вдруг Как на небе появилась огромная серая закрыла, туча солнышко и пошел дождик. Квадратикам, треугольникам и кружочкам надо спрятаться от дождя, чтобы не куда. А промокнуть же спрятаться?»

Дети: «Под зонтики».

Верно: «Взрослый, но посмотрите, под красным зонтиком только спрячем круги, под зеленым – квадраты, синим под – треугольники».

Дети по одному выполняют Игра.

действия «Собери капельки в стакан» (цвет)

детьми Перед на столе раскладываются вырезанные цветные разного кружочки цвета. Попросить детей собрать стакан в капельки, но перед этим взрослый положил в стакан каждый по одной капельке разного цвета, свои проговаривая действия: «В этот стаканчик положу синего капельку цвета, наберем полный стакан капелек одинаковых». На этом занятии используются цвета: синий, красный, желтый.

Игра «Грибочки и ежик» (фланелеграфе)

На величина – лес, три грибочка разного Появился. размера ёж. Он просит детей помочь ему где разобраться самый большой, где большой, а маленький где грибок. Детям необходимо назвать, поставить и показать по порядку.

Итог занятия: Ёжик детей благодарит за помощь, называя их по именам.

Занятие 2

создание: Цель благоприятного эмоционального фона; формирование отдельных восприятия свойств предметов: формы, цвета и Игра.

величины «На что похожа эта фигура»

учить: Цель детей группировать предметы по форме.

предлагаются Детям геометрические фигуры – круг, треугольник, Взрослый. квадрат называет их. Просит детей найти комнате в предметы или на улице, похожие на эти возможности. По фигуры дает детям обвести руками по эти контуру предметы (мяч, обруч, кубик, аквариум, тарелку и т.д.) .

Игра «Помоги рыбкам» (на фланелеграфе)

На море – фланелеграфе, большие рыбки – мамы трёх желтого (цветов, красного, синего) и много маленьких тех рыбок же цветов. Взрослый рассказывает детям, мамы что выплыли с детками на прогулку, вдруг на поднялся море ветер, море зашумело, заволновалось, рыбки маленькие запутались в водораслях и потерялись. «Ребята, поможем давайте малькам найти своих мамочек. цвета Какого мама рыбка, такого цвета и Игра».

мальки «Большой и маленький предмет»

Цель: восприятие развивать величины, учить сравнивать.

Детям парные показывают предметы, которые отличаются по величине, Это её: называя большой мячик, это маленький стол (мячик, грибок, кубик, кукла, ведерко, Взрослый и т.д.)

лопатка:

  • Где большой грибок? Где грибок? маленький
  • Принеси маленький мячик, принеси Затем.
  • большой взрослый показывает на предмет, дети величину называют.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие моторики мелкой рук.

Упражнения:

Подробней на сайте deti.jofo.ru

Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста

Актуальность: Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.

Для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.

Д. Б. Эльконин подчеркивал что «процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития». (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60)

Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.

Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы, как пластичность. Исследования Ивана Петровича Павлова показали, что, чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействия извне.

Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Льва Семеновича Высотского. Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро, и что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.

Руководствуясь этими убеждениями, я работала над развитием восприятия и его свойств у детей младшего дошкольного возраста.

В раннем возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь.

Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младших дошкольников (3-4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету.

При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Например, трава зеленная, лимон кислый.

Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

На развивающих занятиях этот принцип взаимодействия с предметами и их свойствами учитывался. В связи, с чем к каждому занятию подбирался и изготавливался наглядный, демонстрационный и раздаточный материал.

Актуальна данная работа с малышами еще и по другой причине: в дошкольных учреждениях города значительный процент педагогических работников (воспитателей) – это учителя начальных классов.

Специфика начальной школы и детского сада серьезно отличаются друг от друга, педагоги испытывают затруднения, работая с малышами тем самым упускается сенситивный период развития восприятия.

Мною были подобраны диагностические методики для данной возрастной категории детей – это «Лови шарик», «Коробка форм», «Конструирование по образцу», «Разборка и складывание матрешки», «Разборка и складывание пирамидки», «Парные картинки», «Конструирование из палочек», «Нарисуй».

Проанализировав содержание и требование программы, по которой работает детский сад, уровень подготовленности воспитателей, результаты диагностических обследований, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности детей, была составлена программа развивающих занятий во второй младшей группе.

Цель программы:

Обучение детей основным действиям и правилам восприятия, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения.

Задачи:

  1. Учить детей объединить свойства предметов в целостный образ предмета.
  2. Учить узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства.
  3. Продолжить ознакомление с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия.
  4. Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства.
  5. Расширять кругозор детей.
  6. Обучать детей действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их назначение, особенности.
  7. Формировать познавательную активность, любознательность.

Учитывая своеобразие развития психики детей этого возраста, особенности восприятия, непроизвольность развития психических процессов, в частности, внимания, мною использована следующая общая структура каждого занятия.

Структура занятия

  1. Игра на развитие восприятия формы
  2. Игра на развитие восприятия цвета
  3. Игра на развитие восприятия величины
  4. Игра на развитие мелкой и общей моторики
  5. Дополнительные игры, развивающие восприятие вкуса, пространства, на снятие эмоционального напряжения, либо беседы о временах года, о фруктах и овощах, о праздниках, о домашнем отдыхе, активизирующие речь, память, мышление детей.

В предложенной программе цели игр, развивающих восприятие формы, цвета, величины – не указываются, т.к. на всех занятиях, учитывая возраст, данные цели схожи. В дополнительных играх описывается цель каждой из них.

Для каждого вида восприятия (цвета, формы, величины) разработана, подобрана система дидактических игр, которые постепенно усложняются в соответствие с уровнем развития перцептивных действий.

Занятия проводятся в игровой форме, иногда игры объединяются единым сюжетом: «Зайка пришел в гости», «Путешествие», «Мы в гостях» и т.д.

Длительность занятий 15-35 минут в зависимости от настроения группы, утомляемости, количества детей и т.д.

Программа включает в себя 20 занятий, для лучшего усвоения наиболее понравившиеся детям занятия можно повторять.

Диагностические обследования проводились на входе и выходе из программы. Результаты заключительной диагностики были положительными.

Занятие 1

Цель: создание эмоционального благополучного микроклимата в группе, закрепление умения детей представиться незнакомому человеку, продолжение ознакомления с геометрическими фигурами.

Игра «Волшебный мяч»

Цель: закреплять умение становиться в круг, создавать эмоциональный комфорт для общения взрослого с детьми, учить в процессе общения называть свое имя и фамилию. Вызывать чувство радости и собственной значимости.

Взрослый просит детей стать в круг. У него в руках мяч: «Ребята, сегодня утром в своем кабинете я нашла этот мяч. Он волшебный.

Он умеет разговаривать. Когда мячик узнал, что я иду к вам в гости, то стал проситься взять его с собой. Поэтому мы сегодня к вам вдвоем пришли.

Я знаю, как вас зовут, а мячик не знает. Мы сейчас с ним познакомимся. Приготовьте ручки. Кому в руки я дам волшебный мячик, тот громко и четко скажет, как его зовут».

Взрослый обходит с мячом по очереди всех детей.

Пальчиковая гимнастика, сидя в круге на паласе.

Игра «Спрятались от дождика» (форма)

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?»

Дети: «Под зонтики».

Взрослый: «Верно, но посмотрите, под красным зонтиком спрячем только круги, под зеленым – квадраты, под синим – треугольники».

Дети по одному выполняют действия.

Игра «Собери капельки в стакан» (цвет)

Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Попросить детей собрать капельки в стакан, но перед этим взрослый положил в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек». На этом занятии используются цвета: красный, синий, желтый.

Игра «Грибочки и ежик» (величина)

На фланелеграфе – лес, три грибочка разного размера. Появился ёж. Он просит детей помочь ему разобраться где самый большой, где большой, а где маленький грибок.

Детям необходимо назвать, показать и поставить по порядку.

Итог занятия: Ёжик благодарит детей за помощь, называя их по именам.

Занятие 2

Цель: создание благоприятного эмоционального фона; формирование восприятия отдельных свойств предметов: формы, цвета и величины.

Игра «На что похожа эта фигура»

Цель: учить детей группировать предметы по форме.

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.) .

Игра «Помоги рыбкам» (на фланелеграфе)

На фланелеграфе – море, большие рыбки – мамы трёх цветов (желтого, красного, синего) и много маленьких рыбок тех же цветов. Взрослый рассказывает детям, что мамы выплыли с детками на прогулку, вдруг на море поднялся ветер, море зашумело, заволновалось, маленькие рыбки запутались в водораслях и потерялись. «Ребята, давайте поможем малькам найти своих мамочек. Какого цвета мама рыбка, такого цвета и мальки».

Игра «Большой и маленький предмет»

Цель: развивать восприятие величины, учить сравнивать.

Детям показывают парные предметы, которые отличаются по величине, называя её: Это большой мячик, это маленький мячик (стол, грибок, кубик, кукла, ведерко, лопатка и т.д.)

Взрослый:

  • Где большой грибок? Где маленький грибок?
  • Принеси маленький мячик, принеси большой.
  • Затем взрослый показывает на предмет, дети называют величину.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Упражнения:

Подробней на сайте www.trepsy.net

Другие статьи по теме:

  • Восприятие у детей дошкольного возраста

    Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Городское методическое...

  • Самообразование сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С...

  • Проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

    Обобщение опыта работы по теме «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста» Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игруш...

  • Восприятие в дошкольном возрасте

    Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Городское методическое...

  • Программы развития детей дошкольного возраста

    Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» через кружковую деятельность Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать ра...

  • Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С...

  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста

    Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Городское методическое...

  • Развитие восприятия в дошкольном возрасте

    Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Городское методическое...

  • Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте

    Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Городское методическое...

  • Развитие ощущения и восприятия в дошкольном возрасте

    Особенности развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста (продолжение курсовой работы) Введение. Как показывают исследования в педагогике и психологии, способности, в отл...

  • Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста

    Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: 1) общих и существенных...

  • Технологии развития детей младшего дошкольного возраста

    Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью технологии блоков Дьенеша Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического р...

  • Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста

    Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Пермский край, П. Звездный МБДОУ д/с ЦРР "Звездочка" Воспитатель Патракова Л. А. В дошкольной дидактике пр...

  • Развитие внимания в дошкольном возрасте

    Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняютс...