Развивающие игры для детей дошкольного возраста

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию сенсорного восприятия. Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представления об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, развивают моторику и сенсорные ощущения, память и творческое воображение.

Дидактическая игра "Залатай коврик"

цель игры: формировать умение группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрических фигурах, развивать мелкую моторику.

Игровые действия: Раздаются коврики и геометрические фигуры. Дети должны по цвету и форме найти нужные фигуры и залатать коврик.

Дидактическая игра "Волшебные животные"

цель игры: Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их. Развивает мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание, память, творческое воображение.

Игровые действия: Детям раздаются "волшебные животные", геометрические фигуры, а также части животных. Дети украшают животных.

www.maam.ru

Умение мыслить в этом возрасте подразумевает:

1) выделение существенных признаков предмета;

2) синтезирование различных признаков в целое представление о предмете;

3) сравнение разных предметов и выявление различий в них;

4) осмысление содержания жизненных ситуаций, подражание и проигрывание их с заменой одних объектов другими;

5) умение осуществлять «превращение», когда один и тот же предмет заменяет другие предметы по какому-либо признаку.

ВО ЧТО С ЭТИМ МОЖНО ИГРАТЬ?

Цель: развитие творческого мышления, формирование у ребенка

умения замещать одним предметом другие.

Материал: несколько предметов, не имеющих однозначного назначения: палочка, кубик, коробка, камешек и т.п.

Ход игры

Ведущий предлагает рассказать, как, по каким признакам эти предметы могут быть использованы вместо реального предмета. Если ребенок затрудняется, возьмите любой предмет и назовите возможные варианты.

Обязательное условие: должно быть соблюдено некоторое сходство с предметом. Так, температуру можно измерить палочкой-«термометром», а не коробочкой.

ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ

Цель: научить ребенка операции сравнения; развитие внимания;

освоение малышом слов-антонимов.

Ход игры

Ведущий говорит, что дети пойдут по кругу. Если он скажет: «Сейчас вы будете проходить высокие ворота» — надо идти, как раньше; если ворота низкие, то надо нагнуться. Тот, кто не нагнется вовремя, выбывает из игры.

На освоение слов тяжелый — легкий ведущий выдает пустые пакеты и просит показать, как несут легкую сумку, а как — тяжелую. Дети показывают. После этого по команде «Сумка легкая!» показывают, как несут легкую сумку, «Сумка тяжелая!» — как тяжелую.

Аналогично строится упражнение быстро — медленно и т. П.

ЕЛЬ, ЕЛКА, ЕЛОЧКА

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц туло-

вища и конечностей; тренировка внимания, развитие операций сравнения.

Ход игры

Ведущий предлагает детям «пойти в лес» — дети идут по залу. Ведущий рассказывает: "В лесу стоят высокие ели — встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги выпрямлены) и раздвигают руки — «ветви» — слегка в сторону, ладонями вперед.

«Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели — елки, они пониже, но такие же стройные». Затем ведущий предлагает детям встать, как елки: принять правильную осанку, но в полуприсяде.

«Пойдем, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они, совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные. Ведущий просит детей «стать маленькими елочками». Дети садятся на корточки, держат голову прямо, спина выпрямлена, ладони слегка разведены в стороны.

Игра повторяется несколько раз.

После того как дети освоят движения, ведущий предлагает им согласно команде принимать необходимое положение тела {ели, елки, елочки) . Самые внимательные получают жетоны.

ГДЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ МЯЧ?

Цель: развитие координации движений мышц пальцев и кистей

рук; тренировка зрительного анализатора; координация зрительного и двигательного анализаторов; овладение понятиями больше — меньше.

Материал: мячи разного размера (диаметром 20 и 10 см) , 2 коробки.

Ход игры

Ребенок стоит перед двумя коробками, в одной из которых лежат большие мячи, в другой — маленькие. Ведущий дает ему подержать большой и маленький мячи, поднять их, сравнить по весу, размеру.

Затем ведущий просит принести большой мяч. Если ребенок не ошибся, его награждают жетоном; если ошибся и принес маленький мяч вместобольшого, ведущий снова объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка обводит по окружности большой и маленький мячи, одновременно называя: «Большой мяч», «Маленький мяч».

Если ребенок смог принести мяч правильно, то задача усложняется: ведущий перемешивает мячи в одной коробке и снова просит принести какой-либо мяч.

КРУГ, КВАДРАТ

Цель: обучение различению предметов по форме; развитие коор-

динации движений мышц пальцев рук.

Материал: 5 кругов и 5 квадратов, 2 разноцветные коробки.

Ход игры

Ведущий знакомит ребенка с кругом, квадратом. Просит его подержать в руках круг и квадрат, закрыть глаза и обвести их по контуру, найти в них отличия.

После этого ведущий показывает квадрат и кладет его в коробку одного цвета, а круг — в коробку другого цвета. Затем спрашивает: «Где у нас лежит квадрат? Куда мы его положили?»

Наложив круг на круг, ведущий показывает и поясняет, что эти фигуры одинаковые. Начиная с третьей пары, к группировке предметов по форме привлекают ребенка. Ведущий показывает ребенку, что в одной стороне коробки лежат круги, а в другой — квадраты, и предлагает ему из общей коробки достать и разложить квадраты к квадратам, а круги — к кругам.

Для контроля за правильностью группировки предметов ребенка просят наложить фигуру на предмет соответствующей группировки.

НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ

Цель: развитие, координации зрительного, слухового и моторного

анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

Материал: несколько флажков и жетонов разного цвета.

Ход игры

Ведущий разбивает играющих на число групп, соответствующее числу флажков. Каждому игроку вручается жетон цвета своей группы. В углах комнаты расставляют стулья с флажками своего цвета.

После слов ведущего «Идите гулять!» дети расходятся по площадке (комнате) . По команде «Найди свой цвет!» дети собираются возле того флажка, который соответствует цвету их жетонов, и называют свой цвет.

ЗАГАДКИ

научить ребенка по ряду признаков определять предмет, развивать внимание, творческое воображение.

Ход игры

Ведущий читает загадки. Дети их отгадывают. Ведущий обращает внимание на выделенные в загадке свойства предметов.

Затем просит ребенка придумать свою загадку о том же предмете.

Следует поощрять любую попытку ребенка самому сочинить загадку, пусть даже самую простую, т.к. для детей четырех-пяти лет это задание достаточно сложное.

ЗАГАДКИ

Перед волком не дрожал, От медведя убежал, Но лисице на зубок Все ж попался... (колобок) .

На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок — Покатился... {колобок}.

С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган, Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? Вот подсказка вам, друзья: Его девочка Мальвина Назыала... (Буратино) .

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит) .

Он дружок зверям и детям, Он живое существо, Но таких на белом свете Больше нет ни одного, Потому что он не птица, Не тигренок, не лисица, Не котенок, не щенок, Не волчонок, не сурок. Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка И зовется... (Чебурашка) .

Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят... (черепахи) .

У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя — маленький хвост, Спереди у зверя — хвост большой, Ну конечно, это он! Ну конечно, это... (слон) .

И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете — На поляне, на опушке. Мы — зеленые... (лягушки) .

На ветке не птичка — Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка. Кто же это?.. (Белка) .

Я в любую непогоду Уважаю очень воду И от грязи берегусь — Чистоплотный, серый... (гусь) .

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие ребенка трех-пяти лет становится все более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок может подолгу, не отвлекаясь, наблюдать, рассматривать, искать. В этом возрасте на развитие восприятия очень большое влияние оказывает развитие речи и мышления.

Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет тем самым его от других предметов. С помощью интеллектуальных усилий по изучению свойств и состояний предметов, отношений между ними, выявлению связей и действий с ними малыш начинает видеть и понимать реальные отношения между предметами.

Развивающие занятия для этого возраста включают обучение ребенка выявлять и учитывать 8 своих действиях свойства предметов, умению использовать условные заменители вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи) . Для успешного освоения этих навыков, а также для того, чтобы задания соответствовали особенностям данного возраста, их необходимо включать в доступные и интересные ребенку виды деятельности: игру, рисование, лепку, конструирование и т.д.

Замечательно развивают восприятие загадки. Пытаясь отгадать загадку, ребенок начинает искать в окружающих предметах свойства, описанные в ней. Например: «Два брюха, четыре уха» (подушка) ; «Летом серый, а зимой белый» {заяц) . Следует всячески поощрять желание ребенка самому составлять загадки.

По мере усложнения психики и развития психических процессов происходит их переплетение и взаимовлияние друг на друга. Так, загадывая и отгадывая загадки, ребенок одновременно развивает восприятие, внимание, творческое мышление, речь.

Предлагаем вам использовать игры для развития восприятия ребенка из главы «Игры для развития мышления», т.к. они носят комплексный характер и развивают как мышление, так и восприятие.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффективную.

Основная задача познавательного воображения — воссоздание объективной реальности, «достраивание»' целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения ребенок может творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, «достраивать» целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего "Я». Она проявляется, во-первых, через многократное воспроизведение {или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций: малыш как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, ребенок создает воображаемую ситуацию, в которой он чувствует себя сильным, смелым, всемогущим.

Своего апогея аффективное воображение достигает к 4-м годам. В 4-5 лет число необузданных фантазий, детских страхов снижается. Доминирующее значение начинает приобретать познавательное воображение при рисовании, конструировании, разыгрывании различных игровых сюжетов.

В 4-5 лет основной фазой в развитии ребенка является следование образцам. Как ранее одно-двухлетний ребенок при осваивании какого-либо движения мог многократно его повторять и постепенно овладевал правильными движениями, так и теперь малыш воспроизводит одни и те же сюжеты, склонен многократно рисовать шаблонные графические схемы.

В воображение малыша начинает включаться процесс планирования. Если раньше фантазии ребенка были неуправляемы, он не мог предсказать, что получится, и лишь потом объяснял результат своей деятельности, то теперь, в 4-5 лет, ребенок в состоянии разделить свою деятельность на этапы: он может спланировать один шаг своих действий, выполнить его, оценить результат, а затем приступить к следующему этапу.

Ребенок в 4-5 лет уже имеет значительный жизненный опыт, знания об окружающем мире, и он учитывает законы этого мира в своей деятельности. В результате рациональных действий фантазии малыша становятся более «приземленными», реально отражающими разные стороны жизни ребенка.

Следует внимательно относиться к фантазиям малыша, фиксировать результаты его творчества. Записи сохранят пережитые счастливые мгновения «открытий» и вызовут приятные воспоминания.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Материал nsportal.ru

Детские развивающие игры онлайн. Бесплатные флэш-игры для детей.

Детские развивающие онлайн игры

Как мы помогаем нашим детям развиваться?

Покупаем им интересные игрушки, читаем вместе с ними книжки, лепим из пластилина, занимаемся аппликацией и так далее.

Основная польза всех этих занятий — в их разнообразии. Играя в разные игрушки ребенок разносторонне развивается, пробует себя в различных видах деятельности, что позволяет родителям еще на раннем этапе развития ребенка увидеть и развивать его природные склонности.

Детские развивающие онлайн игры — это логичное продолжение, эволюция тех настольных игр, конструкторов и других офф-лайновых игр, которые мы покупаем в магазинах и в которые привыкли играть с детьми.

Есть еще один интересный момент. Всем нам приходилось в свое время учиться работать на компьютере, это навык приобретенный, с ним никто не рождался.Как известно, для ребенка, особенно для дошкольника, лучшая форма обучения — игровая. Тут все просто.

Ребенку нравится какая-то игрушка, он в нее играет и вместе с этим, автоматически и без усилий обучается основам работы на компьютере. Практически на интуитивном уровне понимает как открыть нужный ему раздел на сайте, загрузить интересующую его игрушку… Подобное обучение происходит очень быстро — ребенок ведь не «учится», но просто играет!

Большая просьба. Обратите внимание на то, как ваш ребенок сидит за компьютером. Вот основные правила, которые крайне желательно соблюдать:

  • сидеть перед компьютером нужно не сутулясь и не наклоняясь сильно налево или направо
  • расстояние от лица ребенка до монитора должно быть не менее диагонали монитора!
  • сразу научите ребенка правильно держать «мышку», это поможет ему и в наших детских развивающих играх и облегчит продолжение знакомства с компьютером

К счастью, сейчас можно найти немало достаточно качественных и интересных детских развивающих игр, ведь Интернет и мобильные технологии предоставляют неизмеримую свободу для выбора и творчества.

Мы всегда открыты к общению, если у вас есть идеи новых онлайн-игр, еще не реализованных у нас на сайте — пишите, постараемся сделать!

Самые популярные игры месяца:

Подробней на сайте igraem.pro

Коллективные

В развивающих играх присутствуют индивидуальная и коллективная составляющая деятельности. Дошкольники учатся общаться, постепенно осваивают правила социума.

Благодаря коллективным развивающим занятиям ребенок может слушать, говорить и делиться своими чувствами. В игре «Раздувайся пузырь» для детей среднего дошкольного возраста ребята с помощью взрослого учатся взаимодействовать.

Описание:

  1. Воспитатель или родитель предлагает ребятам присесть на стулья в комнате. Подходит к одному из дошкольников и задает вопрос: «Как тебя зовут? Назови свое имя, чтобы тебя услышали».
  2. Ребенок отвечает, ведущий берет его за руку и добавляет: «Пойдем играть!». Взрослый с первым дошкольником идет к следующему малышу.
  3. Когда все дети становятся «змейкой», ведущий замыкает кольцо ребят и говорит: «Какой большой пузырь у нас получился! Давайте сделаем его маленьким».
  4. Дошкольники смыкаются в тесный кружок, затем дуют в сжатые ладони — «надувают пузырь», издавая с каждым выдохом «ф-ф-ф» и делая шаг назад. Вновь получается большое кольцо.
  5. Взрослый выходит в центр и дотрагивается до сомкнутых рук детей, восклицает: «Пузырь лопнул!». Ребята хлопают в ладоши и бегут к ведущему. Играть можно несколько раз.

Математические

Дошкольники изучают азы точных наук в игровых ситуациях. Уровень восприятия и запоминания объективно сложного для детей материала зависит от подготовки, проведенной взрослыми.

Развивающие математические игры связаны с использованием готового набора «Геометрическая мозаика», природного и бросового материала, канцелярских принадлежностей.

С их помощью взрослый формирует у ребенка представления о форме и размерах геометрических фигур, количестве и числе предметов. Математические игры развивают мелкую моторику и логическое мышление.

Описание игр:

1. «Чудесный мешочек»

В мешочек из плотной ткани взрослый кладет шишки, матрешки, кубики, небольшие шарики. Ребенку или группе детей объясняет, что в чудесном мешочке спрятались разные предметы, называет их. Подзывает дошкольника и предлагает достать: 4 кубика, 3 шишки, 2 шарика (не подглядывая) .

2. «Молоточек»

Взрослый предлагает детям поднимать карточки с цифрами, соответствующие количеству ударов молоточком.

3. «Будь внимателен!»

1 вариант. Ведущий молча показывает ребятам разное количество игрушек, других предметов либо изображений. Дети поднимают таблички с соответствующими цифрами.

2 вариант. Взрослый демонстрирует карточки с цифрами, а дошкольники 5–6 лет показывают игрушки (изображения предметов) .

С мячом

Когда ребенок бегает, играет в мяч, прыгает, у него формируется ловкость, повышается выносливость и развивается координация. Дошкольник также усваивает значение предметов и явлений. Дети начинают запоминать, что означают слова: «брось мяч», «иди», «стоп» и другие.

Каждая частичка информации, полученная в игре, находит благодатную почву, дети собирают ее, используют в дальнейшем. Для детей младшего дошкольного возраста подойдут яркие мячи разного цвета и диаметра, мишени, корзины.

Описание игр:

1. «День и ночь» (бросать и ловить мяч)

Дети берут в руки по одному мячу. Когда ведущий произносит: «день», ребята начинают бросать мячи вверх, вниз, в стену или мишень. Раздается команда взрослого «ночь», дети замирают в том движении, которое они выполняли.

Нельзя двигаться, пока ведущий не скажет «день». Играть можно с небольшой группой детей в течение 4–5 минут.

2. «Детский боулинг»

Проводят во дворе или помещении две линии, образующие «поле для боулинга. Чем меньше дети, тем короче должно быть расстояние между линиями. На одной черте устанавливают 3 пластиковые кегли.

Дети находятся за второй чертой.

Каждый из малышей по очереди старается сбить кегли мячиком. Его можно бросать или катить, как ребенку будет удобнее. Каждая сбитая кегля приносит игроку очко, ему вручают маленький бумажный квадратик.

Кто наберет их больше остальных, тот и победил в игре.

Скороговорки

Нарушение дикции очень часто приводит к проблемам в школе. Формирование правильной речи возможно с помощью детских развивающих игр. В них ребенок учится произносить буквы, слова и предложения.

Особенно увлекают скороговорки детей среднего дошкольного возраста. Они радуются веселым речевым тренировкам, состоящим из коротких забавных фраз:

  1. Все бобры для своих бобрят добры.
  2. – Расскажите про покупки!– Про какие «про покупки?»– Про покупки, про покупки, про покупочки свои!
  3. Скворцы да синички — веселые птички.
  4. Иголки у елки — колки.
  5. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Произнесение русских скороговорок и потешек укрепляет речевой аппарат, обогащает словарный запас дошкольника. Взрослому необходимо контролировать правильность произнесения букв и слов, особенно ребенком 6 лет, предлагать ему новые скороговорки.

С канатом

Скакалки, веревки дают возможность весело провести время с ребенком. Простые игры с канатами нравятся младшим и старшим дошкольникам.

Описание игр:

1. «Змея»

Проводят во дворе, на дорожке сада или парка, в комнате. Участвовать может один малыш или несколько детей. Взрослый кладет веревку на землю и просит ребенка перепрыгнуть несколько раз. Растягивает канат по земле, удерживая один конец. Просит детей помочь шевелить «змею».

Игру лучше проводить под веселую музыку.

2. «Веревочные забавы»

Длинный канат взрослый укладывает в виде ломаной линии на траву или дорожку. Предлагает ребенку ходить по канату, придумать и выполнить другие виды упражнений, например, прыгать через веревку на одной или двух ногах, ползать по ней.

Подвижные

Развивающую направленность подвижных игр ни педагоги, ни родители не ставят под сомнение. Многие взрослые люди с детских лет помнят любимые подвижные игры. Есть русские забавы, которым несколько сотен лет, например, «Гуси-гуси», «У медведя во бору».

Игры классифицируют по интенсивности движений (малой, средней и высокой подвижности) . Есть забавы с водящим и без него, с предметами и другие виды.

Описание игр:

1. «У медведя во бору»

Водящий — «медведь» спит в «берлоге». Дети делают вид, что наклоняются и собирают дары леса. Постепенно приближаются к ведущему.

Поют песенку: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит — на детей рычит».

Смерть супруга разделила жизнь на«до» и «после»? Читай о том, как пережить смерть любимого мужа.

А ты знаешь, каково значение кораллового цвета в психологии? Читай далее.

О новых формах работы с родителями в детском саду узнай из статьи.

Водящий встает и рычит, изображая недовольного «хозяина леса». Дети бросаются врассыпную. Для усовершенствования игры можно менять исходное положение водящего (в центре, стоя, сидя на стуле, за скамейкой.) .

2. «Дракон»

Колонна детей превращается в ходе игры в «дракона». Первый ребенок изображает «голову», а последний — «хвост». По сигналу ведущего «голова» стремится ухватить «хвост», а тот увертывается.

Когда «хвост» пойман, дети меняются местами.

Настольные

Детское домино, трафареты для рисования, раскраски и другие настольные игры развивают память и сообразительность ребенка, позволяют организовать его досуг.

Есть в магазинах готовые наборы, не менее интересно детям играть в самодельное домино (картонки с геометрическими фигурами, автомобилями, овощами и фруктами, животными) .

Рисование с помощью трафаретов развивает творческие навыки и глазомер ребенка.

Дети любят разгадывать головоломки, одна из современных забав — пазлы — им особенно по душе. Простые предназначены для детей младшего дошкольного возраста, они могут собрать 4–6 элементов. Более сложные насчитывают десятки фрагментов, взрослые обычно с удовольствием помогают детям собрать картинку по образцу.

Компьютерные

Яркие картинки на экране дают возможность ребенку изучать цвета и геометрические формы, буквы и цифры. Развивающие компьютерные игры увлекают детей, стимулируют логическое мышление, расширяют кругозор.

Выбор огромен, создают их для детей практически всех возрастных групп (исключая самых маленьких) . Пребыванию дошкольника у экрана следует отводить не больше 20 минут в день.

Поиск соответствующих возрасту ребенка развивающих игр — одновременно интересная и сложная проблема для родителей. Сделать правильный выбор и организовать досуг ребенка помогут простые советы:

  • Дети должны играть.
  • По своей природе ребенок любопытен, ему интересно с предметами, стимулирующими воображение, такими же разнообразными и замечательными, как мир вокруг.
  • Лучшие игрушки — комплексные, например, разноцветные кубики разного размера, а на гранях — азбука и картинки.
  • Детям необходимо двигаться, среди игрушек должны быть мячи, скакалки, кегли.
  • Развитие языка начинается с простейших игр, потешек и колыбельных. Затем настает черед сказок, скороговорок, литературных произведений.
  • Простые головоломки, пазлы, конструкторы формируют координацию малышей, позволяют понять, как разные предметы сочетаются друг с другом.

Дошкольники в развивающих играх получают навыки, которые помогают успешнее преодолевать ступени возрастной «лестницы». Ребята узнают о времени, природе, людях, науках, искусстве.

Для детей среднего дошкольного возраста важна социально-эмоциональная сторона деятельности. Они учатся в игре сотрудничеству, подчиняются правилам, что становится залогом успешной социализации.

Поэтому так важно научить ребенка справляться с возникающими проблемами. Преодолевая очередную трудную ситуацию, он радуется: «Я сделал!», «У меня получилось!».

Видео: Развивающие упражнения(игры) для детей 3-4 лет

Читайте также

Источник gopsy.ru

Зубки белые.

Игры на развитие внимания

Вниманиесвязано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, и эти игры помогут его развить.

Развивающая игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Игра развивает слуховое внимание ребенка.

Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним.

Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение.

Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

Игра "Топ-хлоп".

Игра на развитие внимания, памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

«Перепутанные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

«Где что?»

Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.

Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.

«Зеркало»

Играть в эту игру лучше в паре. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос.

Другой - "зеркало" первого.

Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами.

Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.

«Пальчик»

Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженнее (а значит, и интереснее) будет игра. Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер — желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.) , который слегка подыгрывает малышу.

Перед игрой на столе раскладывается в два ряда 10-20 картинок с изображением различных предметов. Полюбовавшись картинками и уточнив название не слишком знакомых предметов, вы обращаете внимание играющих на то, что у каждого из них один палец на руке называется указательным, потому что он указывает на что-то. "В этой игре, — сообщаете вы, — указательный палец будет указывать ту картинку, которую я назову. Кто первый правильно поставит на картинку свой указательный палец, тот ее и получит".

Потом вы сажаете напротив друг друга двух играющих малышей и просите поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их, пока они не найдут нужную картинку. Основное требование игры — искать картинку глазами, а не руками (так стимулируется умственная активность) . Движение — указательный жест — является лишь последним этапом решения задачи. Ограничительное правило — держать палец у края стола — помогает ребенку удержаться от лишних движений руками.

Затем вы торжественно произносите слова: "Кто из вас раньше найдет и покажет пальчиком... ромашку (верблюда, чайник, зонтик и пр.) ?" И наблюдаете, кто первым укажет нужную картинку.

Игры на развитие воображения

Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы.

Для этих игр можно использовать практически любые предметы, они не занимают длительного времени. Для организации игр можно использовать практически любой момент из жизни ребенка.

«Закорючки»

Лучше играть вместе с ребенком. Нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

«Несуществующее животное»

Если существование рыбы- молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?"

«Оживление предметов»

Необходимо предложить ребенку представить себя и изобразить новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

«Дорисуй картинку»

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы .

«Имитация действий»

Варим суп. Попросить ребенка показать как вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку.

Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

Игры на развитие мышления

Мышление- одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Предлагаемые игры помогут научиться детям рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить.

«Бывает - не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

«Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор) . Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

Ведущий задает вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в лужу?"

"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее.

Затем меняйтесь ролями.

«Неоднозначные ответы»

Заранее обдумайте вопросы на которые возможны неоднозначные ответы. Когда ребенок ответит на ваши вопросы, возможно вы будете очень удивлены. Такого ли ответа вы от него ожидали?

Маленькие примеры:

«Шерсть у нашей кошки очень….» ;

«Ночью на улице очень…»;

«У людей есть руки, для того чтобы …».;

«Я заболел потому, что …»

«Что на свете колючее?»

Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок....

Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению?

Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории "колючих вещей".

Можно поиграть и с другими свойствами. "Что на свете холодное?", "Что на свете круглое?", "Что на свете липкое?". Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно.

Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, "колючих вещей" все новые и новые объекты.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Другие статьи по теме: