Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста

Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста

РЕЧЕВАЯ КАРТА

обследование ребёнка старшего дошкольного возраста

Фамилия, имя___

Дата рождения___

Домашний адрес___

Домашний телефон ___

Откуда поступил___

Сведения о родителях:

Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) ___

Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ___

Национальный язык ___ Двуязычие___

Решением от___ протокол №___ принят в логопедическую группу на срок___

Заключение ПМПК___

Дата заполнения речевой карты___

Общий анамнез

Неблагоприятные факторы развития ___

Перенесенные заболевания:

До года___ После года___

Ушибы, травмы головы___

Судороги при высокой температуре___

Раннее развитие

Голову держит с (в норме: с 1, 5 мес.) ___ __Сидит с (в норме: с 6 мес.) ___

Ползает с (в норме: с 6 -7 мес.) ___Стоит с (в норме: с 10 - 11 мес.) ___

Ходит с (в норме: с 11 - 12 мес.) ___Узнает близких с (в норме: с 2, 5 - 3 мес.) ___

Первые зубы появились в (в норме: 6 - 8 мес.) ___

Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) ___

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)

Невролог___

Речевой анамнез

Гуление в (в норме: с 2-х мес.) ___ Лепет в (в норме: с 4-6 мес.) ___ ___

Первые слова (в норме: около года) ___

Первые фразы (в норме: от 1, 5 до 2-х лет) ___

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине___

Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ___

Отношение членов семьи к речевому дефекту___

Занимались ли с логопедом ___

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___

2. Адекватность эмоциональных реакций___

Исследование неречевых психических функций

1. Исследование слухового восприятия.

• Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ___

• Определение направления звука___

• Восприятие и воспроизведение ритма___

2. Исследование зрительного восприятия

• Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) ___

• Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ___

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

• Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___

• Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо) ___ ___

• Складывание картинок из частей (4 - 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы) ___

• Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек) ___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ___

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

___

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ___

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

___

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка) ___

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ___

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений) .

___

• Выполнение упражнений:

Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ___

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений) .

___

Кинестетическая основа движений:

Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук___

Кинетическая основа движений:

Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро - ладонь» ___

• Навыки работы с карандашом:

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека___

• Манипуляции с предметами:

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

___

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)

___

• Выполнение упражнений:

Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос___

• Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок___

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) ___

• Движения нижней челюсти:

Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков

___

• Движения губ:

Растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений___

• Движения языка:

«лопатка», «иголочка», «лопатка-иголочка», «качели», «часики»___

• Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) ___

Исследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь.

• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ___

• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы) ___

• Понимание действий (показать по предложенным картинкам: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)

___

• Понимание признаков (показать по предложенным картинкам: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)

___

2. Понимание различных форм словоизменения.

• Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна)

___

• Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по

___

• Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко

___

• Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам: птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут)

___

• Дифференциация глаголов с различными приставками

(показать по предложенным картинкам: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ___

3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

• Понимание предложений (по предложенным картинкам)

___

• Понимание текста, сказка «Колобок»___

4. Состояние фонематического восприятия.

• Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам) :

мышка - мишка ___ почка - бочка ___

катушка - кадушка ___ корка - горка___

• Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам) :

речка - редька ___ коза - коса ___ лук – люк___ ___ рейка - лейка ___

Исследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи:

___

1. Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

• Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам.

Мебель: ___

Овощи: ___

Фрукты:___

Птицы: ___

• Назвать части тела и части предметов (по картинкам)

Нос ___ рукав___

рот___ воротник___

шея___ пуговица___

живот___ кабина машины___

грудь___ руль___

• Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.

Стул, стол, шкаф___

Огурец, помидор, морковь ___ Яблоко, банан, апельсин ___ Воробей, голубь, сова ___

ГЛАГОЛЫ.

Ответить на вопросы:

Как передвигаются птицы? (летают) ___

Как передвигаются рыбы? (плавают) ___

Как передвигается змея? (ползает) ___

Как передвигается лягушка? (прыгает) ___

Как передвигается человек? (ходит) ___

Кошка мяукает. А собака что делает (лает) ___

А как подает голос корова? (мычит) ___

А как подает голос петух? (кукарекает) ___

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

• Назвать предъявленные цвета.

Красный ___ ___ Голубой

Оранжевый ___ ___ Синий ___

Желтый ___ ___ Белый ___ ___

Зеленый ___ Чёрный ___

• Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки) .

Солнце какое? (круглое) ___

Печенье какое (квадратное) ___ ___ Косынка какая? (треугольная) ___

Огурец какой? (овальный) ___

2. Состояние грамматического строя речи.

• Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии) .

Рот - рты___ Лев - львы ___

Река - реки___ Ухо - уши ___

Кольцо - кольца___

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего? » по картинкам)

Шаров ___ Берёз ___

Ключей ___ Окон ___

Ложек ___

• Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам) .

Оранжевый апельсин ___ Голубая бабочка ___ Белое блюдце ___ ___

• Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам) .

Где сидит снегирь? (на дереве) ___

Где стоит машина? (в гараже) ___

У кого кукла? (у девочки) ___

Где едет машина? (по дороге) ___

• Употребление числительных 2 и 5 с существительными.

Два мяча ___ Пять мячей ___ Две розы ___ Пять роз ___ Два окна ___ Пять окон ___

• Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам) .

Забор - заборчик ___ Носок - носочек ___ Лента - ленточка ___ Окно - окошечко ___

• Образование названий детенышей животных.

У зайчихи ___ У белки ___ У волчицы ___ У козы ___

3. Состояние связной речи.

Пересказ текста из нескольких предложений.

Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

___

4. Исследование фонетической стороны речи.

Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность) .

Самолет ___Микстура ___

Скворец Парашютист ___

Фотограф Погремушка ___

Сестренка развешивает простыни. ___

В универсаме продают продукты. _

Парашютисты готовятся к прыжку. ___

Состояние звукопроизношения

Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ___

произношение и различение звуков: произносит (П, замена (З, искажение (И, пропуск (Пр, смешение (С) .

с с' з з' ц ш ж ч щ л л' р р' н н' м м' j

Изолирован

в словах

в речи

т т' д д' к к' г г' х х' в в' ф ф' п п’

б б’

Изолирован

в словах

в речи

5. Состояние дыхательной и голосовой функций.

• Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___

• Объем дыхания (достаточный, недостаточный) ___

• Продолжительность речевого выдоха ___

• Сила голоса ___

• Модуляция голоса ___

6. Особенности динамической стороны речи.

• Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___

• Ритм (нормальный, дисритмия) ___

• Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) ___

• Употребление основных видов интонации ___

7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

• Повторение слогов с оппозиционными звуками.

ба-па-ба па-ба-па ___

да-та-да ___ та-да-та ___

га-ка-га ка-га-ка ___

за-са-за са-за-са ___ _

та-тя-та ___ тя-та-тя ___

• Выделение начального ударного звука из слов.

Астра арка_ ___

Осень ___ озеро __

Улей ___ уши___

Иглы искры ___

Логопедическое заключение

___

Дата___ Логопед ___Л. В. Утянова___

www.maam.ru

Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста

Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторные, гностико-практический) , так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой) .

Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития.

Мною была составлена речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста.

Подробней на сайте LogoPortal.ru

Речевая карта для дошкольного логопункта

Опубликовано: LogoPortal.ru 12.11.2012|3 комментариев

Речевая карта для обследования детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи с элементами лексико-грамматического недоразвития, была составлена для работы на логопункте.

Обычно на дошкольный логопункт зачисляют более двадцати детей-логопатов. На каждого оформляется определенная документация. Это отнимает много времени, которое можно использовать на работу с детьми.

Преимущество данного варианта речевой карты в удобстве и скорости заполнения (подчеркнуть нужный вариант) . А образцы речи мы записываем на аудио в начале и в конце года. Их всегда можно сравнить и увидеть результат работы.

По желанию каждый может карту дополнить или сократить.

Устиненко Алла Васильевна,

Материал LogoPortal.ru

• Восприятие и воспроизведение ритма_________________________________________

2. Исследование зрительного восприятия

• Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики:красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный) _____________________________________________________________________________________________________________________________

• Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ________________________________________________________________________

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

• Ориентировка в пространстве(показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) _________________________________________________

  • Ориентировка в схеме собственного тела(показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо) __________________________________________________________________

• Складывание картинок из частей(4 - 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы) _______________________________________________________

• Складывание фигур из палочек по образцу(«домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек) ____________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _______________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ______________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

____________________________________________________________________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ___________________________________________________________

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

____________________________________________________________________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка) _________________________________________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений) .

____________________________________________________________________________

• Выполнение упражнений:

Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ____________________________________________________________________________

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений) .

____________________________________________________________________________

Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук______________________________________________________________

Кинетическая основа движений:

Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро - ладонь» ________

• Навыки работы с карандашом:

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека____________________

• Манипуляции с предметами:

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

____________________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)

____________________________________________________________________________

Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос__________________________________________________

• Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок________________________

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) _________________________________

  • Движения нижней челюсти:

Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков

____________________________________________________________________________

Растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений________________________________________________________

• Движения языка:

«лопатка», «иголочка», «лопатка-иголочка», «качели», «часики»____________________

• Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) _________________________

Исследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь.

• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ______________________________________________

• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы) ______________________________________________________________________

  • Понимание действий(показать по предложенным картинкам: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)

__________________________________________________________________________

  • Понимание признаков (показать по предложенным картинкам: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)

___________________________________________________________________________

2. Понимание различных форм словоизменения.

• Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна) ___________________________________________________________________________

  • Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по

____________________________________________________________________________

носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко

__________________________________________________________________________________

• Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам: птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут)

____________________________________________________________________________

• Дифференциация глаголов с различными приставками

(показать по предложенным картинкам: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ____________________________________________________________________________

3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

• Понимание предложений (по предложенным картинкам)

____________________________________________________________________________

Подробней nsportal.ru

Тестовая речевая карта

Опубликовано: LogoPortal.ru 05.03.2015|0 комментариев

Краткая аннотация статьи: Суще­ствует достаточно широкий выбор методической литературы, по­священной проблеме дидактического и методического обеспече­ния логопедического обследования. Но практикующему педагогу бывает достаточно сложно разобраться в методологии той или иной диагностики. Возникают затруднения в интерпретации критериев оценки исследуемого качества.

В настоящее время учителя-логопеды нуждаются в универсальных, удобных в применении, гуманных по отношению к ребенку диагностических методиках, позволяющих не только определить речевое нарушение, но и проследить динамику речевого развития ребёнка.

Используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы, свой собственный опыт, мною была создана Тестовая Речевая Карта, интегрирующая в единое диагностическое пространство разносторонние сведения о речевом развитии ребёнка и мониторинговое сопровождение, что позволило организовывать наиболее качественное коррекционное воздействие.

Тестовая речевая карта – главный инструмент логопеда в системе диагностики речевых нарушений и отслеживания динамики речевого развития детей.

В начале учебного года учителя-логопеды проводят тщательную всестороннюю диагностику, задача которой выявить характер патологии, ее структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования. В итоге проведения диагностики, должна сложиться целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной способности.

Однако для организации эффективного коррекционного воздействия и построения продуктивной логокоррекционной работы необходимо не только выявить речевое нарушение, но и осуществлять контроль за динамикой речевого развития.

В последнее время широкое распространение в системе коррекционной работы получила практика проведения тестовой диагностики детей дошкольного возраста. С их помощью учителя-логопеды могут сделать мониторинг развития детей, отследить происходящие изменения в их речевом развитии, а значит, вовремя подкорректировать выявленные недостатки. Но, как правило, подобная форма отслеживания результатов работы объёмна и требует затраты большого количества времени.

Существует достаточно широкий выбор методической литературы, посвященной проблеме дидактического и методического обеспечения логопедического обследования. Но практикующему педагогу бывает достаточно сложно разобраться в методологии той или иной диагностики. Возникают затруднения в интерпретации критериев оценки исследуемого качества.

В настоящее время учителя-логопеды нуждаются в универсальных, удобных в применении, гуманных по отношению к ребенку диагностических методиках, позволяющих не только определить речевое нарушение, но и проследить динамику речевого развития ребёнка.

Используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы, свой собственный опыт, мной была создана Тестовая Речевая Карта, интегрирующая в единое диагностическое пространство разносторонние сведения о речевом развитии ребёнка и мониторинговое сопровождение, что позволило организовывать наиболее качественное коррекционное воздействие.

Данная Тестовая Речевая Карта разработана на основе тестовой диагностики обследования речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями Т. В. Кабановой, О. В. Домниной .

Инновационная сущность предлагаемой Тестовой Речевой Карты заключается в том, что результаты, выявленные в процессе диагностики, могут дать и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных компонентов речевой системы.

Качество и эффективность коррекционной работы с детьми контролируется логопедом два раза в год:

  1. на начало учебного года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания коррекционной работы; на основе результатов диагностики разрабатывается индивидуальный план логокоррекционной работы на каждого ребёнка.
  2. в конце – с целью отслеживания формирования правильной речи ребенка и сравнения полученного и желаемого результатов, что позволяет получить представления о том, чего достигли дети в своем развитии в процессе систематической коррекционной работы и скорректировать обнаруженные пробелы.

Двухступенчатая система Речевой Карты позволяет оперативно получить данные о развитии всех компонентов речевой системы у детей и осуществлять коррекционную поддержку ребёнка, отслеживая динамику в его речевом развитии.

К тестовым заданиям прилагается иллюстративный материал и описание технологии обработки полученных результатов.

Данная Тестовая Речевая Карта является универсальной формой проведения систематической и профессиональной диагностики речевого развития детей, которая способствует глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Тестовая речевая карта дошкольника для детей 5 лет:

Тестовая речевая карта дошкольника для детей 6 лет:

Картинный материал к тестовым речевым картам:

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов н/д., 2011
  2. Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М., 2008
  3. Кабанова Т. В., Домнина О. В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. М., 2008

Борискина Виталия Сергеевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26», г. Алексин

Читать далее LogoPortal.ru

Оформление речевой карты

Разделы:Логопедия

Основополагающим этапом коррекционной работы является всестороннее обследование детей с нарушениями речи.

Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных.

Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.

Речевая карта является обязательным отчетным документом логопеда независимо от его места работы. В ней представляются выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся детские ответы в качестве иллюстраций к выводам специалиста.

Не всегда этот важный документ составляется полно и грамотно, а так же специалистом тратится много дополнительного времени на заполнение его разделов.

Вашему вниманию предлагается пакет практических материалов: – бланк “Карта обследования ребенка с общим недоразвитием речи” (Приложение 1) ; – “Ключ к карте обследования ребенка с общим недоразвитием речи ” (Приложение 2) .

Их основное назначение – облегчить работу логопеда по заполнению речевых карт на детей, прошедших обследование на ПМПК, рационально используя свое рабочее время.

Использование “Ключа к написанию речевой карты”, в котором даны варианты ответов (речевые клише) , значительно упрощает заполнение документа, сохраняя его содержательность и правильность, помогает педагогу более грамотно заполнить речевую карту и эффективно организовать свою работу.

Литература.

  1. Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Москва. Изд. Дом “Образование плюс”, 2009.
  2. Грибова О. Е. “Технология организации логопедического обследования” Москва. АЙРС ПРЕСС, 2008.
  3. Злобенко М. П., Ерофеева О. Н., Морозова И. В., Мишуткина Э. П. “Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста” Г. Волгоград. Изд. “Учитель”, 2010.
  4. Козырь Т. В. “Педагогическая диагностика в коррекционном дошкольном учреждении” Ж “Дошкольная педагогика № 4 (июль, август) , 2003.
  5. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников Ж “Ребенок в детском саду” № 3,2005 г, № 4, 2005.
  6. Логинова В. И и др. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду Санкт-Петербург, 1997.
  7. Логинова В. И, Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика Москва. “Просвещение”, 1988.
  8. Микляева Н. В. “Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста”. Москва. АЙРС ПРЕСС, 2007.
  9. Никитина Е. Ю. Оформление речевых карт, логопедических представлений и характеристик. Ж. “ Логопед” № 2, 2010.
  10. Поваляева М. А. “Справочник логопеда” Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2008.
  11. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. Минск , 2005.
  12. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. Москва. “Творческий центр”, 2004.
  13. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Москва. “Академ А” , 1996.
  14. Фотекова Т. А. “Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников” Москва . Аркти, 2000.

Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: festival@1september.ru Телефон: +7(499)249-52-53

Источник
Источник festival.1september.ru

Другие статьи по теме:

  • Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому...

  • Дидактические игры для детей дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателя...

  • Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста таблица

    5 3 Составлен самостоятельно; полностью передаётся содержание; соблюдается связность и последовательность изложения; грамматические нормы; употребляются разнообразные языковые средства составлен...

  • Отклонений в развитии ребенка дошкольного возраста

    Статья «Логоритмика как одно из средств профилактики отклонений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста» «Логоритмика, как одно из средств профилактики отклонений речевого развити...

  • Презентация речевое развитие детей дошкольного возраста

    Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развит...

  • Предметные картинки для детей дошкольного возраста

    Дидактические упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вам некоторые дидактические игры, которые я использую в своей работе с деть...

  • Речевое воспитание детей дошкольного возраста

    Речевое воспитание дошкольников Речевое воспитание детей дошкольного возраста Развитие детей дошкольного возраста ставит перед педагогами такие задачи: • воспитание звуковой культуры речи; • обог...

  • Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким...

  • Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высокого уровня.. В основном дети прав...

  • Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

    Диагностика по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием Критерии оценки монологической речи Уровень выполнения задания Пересказ Рассказ по серии сюжетных кар...

  • Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста

    Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 1 слайд: Тема – «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 2 слайд: Музыка - могучий ис...

  • Речевое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС) 1. Вступительная часть. Приветствие Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вече...

  • Методы речевого развития детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...