Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников

Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников

Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников.

«Родное слово-основа всякого

умственного развития

и сокровища всех знаний»

К. Д. Ушинский.

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта, является его речь.

Психолог Н. И. Жинкин считает что «речь- это канал развития интеллекта». Чем раньше будет освоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающие своевременное психологическое развитие детей.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро, быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление, становятся белее развернутыми фразы. Однако не все малыши имеют, одинаковы уровень речевого развития: одни уже к трем годам правильно и четко произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки, таких детей большинство, особенно во второй младшей группе, третьи, хорошо понимая речь окружающих, молчат.

Существует несколько факторов успешного овладения речью. Существенный фактор развития речи создание спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательно отношение воспитателя к детям, искреннее уважение к личности каждого, залог формирования благоприятных отношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается.

Поэтому успехи каждого на речевых занятиях (повторяя за взрослым слово, фрау, сказал что-то по своей инициативе, ответил на вопрос) должны быть замечены.

Важным фактором успешного овладения речью является обобщение со старшими, чтение взрослым стихотворений, народных песенок и потешек. Дети моей группы ежедневно слушают произведения художественной литературы новые и уже знакомые. Короткие, шуточные стихотворения и потешки делают более содержательными общение с детьми в тот или иной отрезок времен, в режиме дня при умывании «Водичка, водичка … », во время причесывания «Расти коса до пояса… », при приеме пищи «Час обеда подошел … ». Все эти факторы способствуют развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Но основным видом деятельности дошкольников является игра. Игра – один из основных видов деятельности детей, который используется взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способом и средством общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные,

Эстетическое (музыкальное, умственные (дидактические сюжетные).

Дидактические игры педагоги используют в основном в целях умственного воспитания детей.

Прислушиваясь к словам К. Д Ушинского, большую часть игр в своей работе я основываю на окружающей детей действительности: природа, люди, труд. Находясь на прогулке, разговариваю с детьми и обращаю внимание на все, что нас окружает деревья, цветы, насекомых, погоду. Учимся различать дерево, кут, траву, цветы. Рассматривая насекомых, птиц, животных. Рассказываем, как они выглядят, спрашиваю, кто, как двигается (бегает, летает, прыгает, какую окраску имеют, где живут, чем питаются, какие звуки произносят. Учим с детьми стихотворения, загадки о рассматриваемых предметах. Изучаем различные качества предметов, ребенок трогает предметы руками и начинает понимать, что значит гладкий и шершавый, тяжелый и легкий, твердый и мягкий, холодный и теплый, много - мало.

Знакомя детей с окружающей жизнью, организую и, направляя познавательную деятельность детей, я помогаю им упорядочить накопленный опыт, обогащаю новыми знаниями, воспитываю любознательность, наблюдательность, развиваю желание глубже познавать окружающий мир. Знакомство с окружающей жизнью – одно из средств формирования у детей устной речи.

В процессе дидактических игр природоведческого содержания развивается не только речь, но и создаются благоприятные условия для владения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких животных, о различных птицах и растениях. В своей группе для усвоения этих знаний изготовила такие игры Домашний двор», «Зоопарк», Сад, огород». Эти игры заставляют детей думать, быть внимательными, вспомнить название животного или растения.

Многие дидактические игры приводят к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщение, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (дикие животные или звери, домашние животные, ягоды овощи, фрукты) .

Окружающая ребенка действительность – предметы, обихода, люди. животные, картины, игрушки, природа – представляют богатый материал который я использую для расширения детского восприятия и обогащения речи.

www.maam.ru

Роль дидактических игр в развитии дошкольника

Консультация на тему:

«Роль дидактических игр в развитии дошкольника».

Совсем недавно я услышала притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? » воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной! »

К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе дитяти, с подобным влиянием учения первых пяти-шести лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры. Обучение в форме игры может и должно быть интересно, занимательным, но никогда развлекающим».

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов

Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить.

Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

а) с игрушками и предметами;

б) настолько-печатные;

в) словесные.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников.

Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.) .

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.

Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание, детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Некоторые упражнения с дидактическим материалом воспитатели упорно называют играми. Например, в упражнении «Считай правильно» дети складывают в определенном порядке карточки с числами или цифрами — «один плюс два», «два плюс три», затем проверяют произведенное действие на палочках. Ничего игрового здесь нет, а есть упражнения в арифметических действиях. Перед детьми выступает не игра, а обучение — решить задачу, сколько будет один плюс два. После решения этой задачи ребенок сидит и ждет, что делать дальше, так как индивидуальное задание он выполнил. Здесь нет игрового действия, которое заинтересовало и привлекло детей, создавало бы у них интерес к правилам и выполнению задания. А поэтому их нельзя считать дидактическими играми.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты) .

Роль дидактических игр:

- являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще;

- выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

- развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

- развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

- воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;

- свода красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;

- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

rol-didakticheskih-igr-v-razviti-doshkolnika_43oee.pptx | 440,95 Кб | Скачан: 312
www.maam.ru

59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры » Шпоры для студентов

Дидактическая игра представляет собой многоплановое слож­ное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошколь­ников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Значение дидактических игр:

- являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воз­действует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, вол», отношения, поступки и поведение вообще;

- выполняют обучающую функцию, являются средством первоначально­го обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети от­ражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание форми­рует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окру­жающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

- развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

- развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное эвукопроиэношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

- воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к тру­довой деятельности, желание самим трудиться;

- свода красочным оформлением, художественным исполнением раз­вивают эстетический вкус;

- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Структура дидактической игры:

I. Двдактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится за­дачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление актив­ности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Шпаргалки

Читать далее shporiforall.ru
12.78 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Содержания дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение и закрепление этих знаний. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях.

Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Дидактические игры развивают сенсорные способности у детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды.

Дидактические игры развивают речь детей:

- пополняется и активизируется словарь

- формируется правильное звукопроизношение

- развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли

Дидактические задачи многих игр составлены так, что бы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни.

В процессе многий игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Всё остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Правила помогают развивать у детей способности торможения ( особенно в младшем дошкольном возрасте) .

Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Двигательная активность детей во время игры развивает, мог ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что так же благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности, то есть будущему обучению в школе.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

- игры – занятия

-дидактические игры.

Игры- занятия – ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию.

Дидактические игры – воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

По теме:

Материал nsportal.ru

Нарушены все компоненты языковой системы языка.

Игра помогает корректировать особенности детей с ОНР:

- побуждает детей к общению друг с другом;

-способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

- формирует разговорную речь;

- обогащает словарь;

-оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Учителю-логопеду и воспитателям группы компенсирующей направленности постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс коррекции речи детей с ОНР.

Эффективным методом считаем метод наглядного моделирования. А средствами – игры с моделями, схемами и символам. Особенностью методикиявляется изображение не предметов, а символов для опосредованного запоминания.

Применяя символы, дети учатся выделять, видеть главное, систематизировать полученные знания, делать выводы.

Дидактические игры в большинстве своем составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.

Рассмотрим на конкретных примерах использование средств наглядного моделирования в коррекции детей с ОНР старших дошкольников.

Символы звуков - первые, с которыми дети сталкиваются. В коррекции фонетической стороны речи, при обучении грамоте, формировании звукобуквенного анализа и синтеза слов дети учатся различать основные понятия, такие как «звук», «слог», «буква». Для этого используем игры «Феи звуков», “Друзья Звуковички”, «Звуковые домики».

Игры «Звонкий - глухой», «Замки звуков», «Грузовики», «Твердый и мягкий»способствуют формированию навыка дифференциации звуков. Выполнять звуковой анализ помогает модель исследования звука. Дети выступают в роли исследователей.

Фонетическая символикаТ. А. Ткаченко используется в игре «Почтальон»- на сумке почтальона определенный символ, например символ звука , почтальон собирает в сумку письма – картинки с данным звуком, «Магазин»– дети покупают предметы на заданный звук, а платят символами», «Следопыты»- определяют место звука в слове.

Закреплять графический образ буквыпомогают игры: «Сложи букву»- конструирование буквы из элементов, из различных материалов, составление разрезного изображения, «Узнай букву»по её элементам, «Прочитай по первым буквам», «Ребусы».

Деление слов на слоги– проблема для многих дошкольников. В её решении помогут игры со схемами слова. «Поезд»- рассадить пассажиров по вагонам в соответствии с количеством слогов в слове и подобрать схемы к словам.

«Новоселье»– расселить жильцов по домам в соответствии с количеством слогов: в одно-, двух-, трехэтажный дом.

Для развития навыков словообразованияудетей с ОНР особую роль играют пиктограммы.Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова.

Я предлагаю игру “Семья”. Ребенку необходимо выбрать карточку и, опираясь на пиктограммы, образовать нужное слово (лев - львица – львенок - львята – львиная – львиный - львище) .В этих играх речь педагога сводится к минимуму, а ребенок самостоятельно или в паре играет пиктограммами.

Чтобы дети использовали предлогив соответствии с законами грамматики, помощь окажут разнообразные игры со схемами предлогов: «Соберем грибы».Предложения сопровождаются подбором схем предлогов - К, ОТ, ПОД.

Для обогащения словарного запасаприлагательных необходимо умение выделять существенные признаки предмета. Поэтому используются сенсорно -графические схемы исследования. В играх «Овощная база», «Магазин игрушек» ребенок «покупает» посуду, овощи, фрукты, ягоды у продавца «логопеда». Для этого «покупатель» описывает предмет, подбирая точные слова- признаки.

Игры с применением сенсорно-графических схем и картинно- графического плана, мнемотаблиц так же способствуют формированию связной речи.

Умение составлять описательный рассказдля формирования диалогической и монологической речи можно развивать в играх «Ателье», «Зоопарк»- отгадай животное зоопарка по описанию с опорой.

Составлять сюжетный рассказ можно развивать в игре «Лучший рассказчик» -детям раздаем карточки – символические фрагменты картины. Составляя рассказ, ребенок комбинирует свои знания и изображенные действия.

При заучивании стихов дети рисуют символы- образы, которые возникают во время слушания. Играя ими, выбирают оптимальное соответствие образу. Составляют таблицу и по ней разучивают стихотворение.

Игрыс моделями, схемами и символамипомогают детям не только изучить новый материал с учителем - логопедом, но и в интересной занимательной форме закреплять изученноев вечерней коррекционной работе в совместной деятельности с воспитателем.

При организации коррекционно-образовательного процесса воспитательчетко разделяет дидактическую игру, предлагаемую детям в качестве обучающей игры по инициативе педагога и самодеятельную сюжетно-ролевую игру, возникающую в детской среде по инициативе самих детей. Сюжетно-ролевая игра ценна не столько тем, что в ней ребенок может получить новые знания, сколько тем, что он активно использует эти знания и умения (правильно произносить звуки речи, подбирать слова, составлять предложения) .

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра находится в фазе сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе своего опыта, различных событий, фантазирования. Основным условием развития сюжета является наличие у ребенка личного опыта в поисково-исследовательской деятельности, интереса к теме.

Одним из ключевых моментов игры является выбор роли (врач,инструктор, пациент, стажер) . Роль часто становится для дошкольников мотивом, причем по ходу развития игры осознание ребенком исполняемой роли и смысла игры может меняться.

Особый характер приобретает сюжетно-ролевая игра, которую дети создают сами, отражая в ней то, что им близко и интересно. Такой вид деятельности определяется как самостоятельная сюжетно-ролеваяигра.

Взрослым необходимо знать, как и во что играют дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играют в одни и те же «дочки – матери» или войну, мы должны помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты, принимать на себя разные роли (применить дидактическую игру) . При этом предоставить ребенку право проявлять в игре творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Мы ставили перед собой задачи:

-способствовать развитию познавательной деятельности и любознательности;

- формировать умение вести диалогическую речь в игре;

- воспитывать ответственность за исполнение роли.

Сюжетно-ролевая игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности:коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная (зависит от сюжета игры) , элементарная трудовая.

В ходе работы определились оптимальные условия для сюжетно-ролевой игры:

Количество детей в группе:Игры по ролям хорошо получаются в подгруппах. И если дети чувствуют, что им никто не мешает, долго и с удовольствием занимаются сами по себе. Разговаривая друг с другом, они проигрывают разные роли и ситуации.

Место игры.Играть в ролевые игры дети могут везде, но в зависимости от особенностей игры иногда им бывают нужны особые места. Мы должны помочь им, создавая временные игровые уголки.

Реквизиты:Обычно достаточно несколько предметов реквизита, чтобы заинтересовать детей ролевыми играми. Войти в роль им помогают и другие вещи: модели, символы, схемы, прогулка или экскурсия (на вокзал, магазин, в аэропорт или на почту) , рассматривание книги с картинками, рассказанная взрослыми история, детские аудио-, видеозаписи, обычные повседневные события.

Данная работа дала положительные результаты:

- уровень развития связной речи детей по всем направлениям значительно повысился;

-дети с ОНР значительно легче выстраивают логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, рассказ – описание по картинно – графическому плану; рассказывают сказки; могут быстрее обычного выучить стихотворение при помощи мнемотаблиц, придумывают собственные рассказы;

-дошкольники получают возможность удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность, развить творческую индивидуальность.

Только в тесном взаимодействии (педагоги – дети - родители) возможна успешная коррекция речи детей с ОНР к школьному обучению, адаптации их в обществе.

Практическая значимость заключается в описании методических приемов по совершенствованию правильной речи средствами игры у детей дошкольного возраста с ОНР для учителей-логопедов и воспитателей, как коррекционных, так и групп общеразвивающего вида.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

игры – загадки,

игры – беседы.

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…») . Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность.

Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей.

В НОД и режимных моментах стараюсь включать речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.

Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности

Хорошо начинать игры с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

Особое внимание следует уделить правилам игры. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

На родительском собрании была представлена выставка дидактических игр, где было предложено родителям взять игры домой и поиграть вместе с детьми.

Таким образом, дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка.

Использование дидактических игр в работе педагога, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно и без принуждения.

Такая работа дает положительные результаты.

В перспективе планирую создание новых дидактических игр, создание картотеки дидактических игр для родителей, создание банка видеотеки (с привлечением родителей) .

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

«Роль дидактических экологических игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122

Буркасова Л. И.

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду направлен на формирование активной личности. Ребёнок развивается не только путём накопления знаний, получаемых созерцательным путём. Громадное значение имеет деятельностный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности, овладение речью.

Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе начиная с ранних ступеней развития ребёнка. Чем многообразнее деятельность ребёнка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития своих возможностей.

В общественной среде у ребёнка развиваются определённые виды деятельности, которые определяют его взаимоотношения с окружающими людьми и формируют его личность. Таким видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Через игру мы можем осуществить определённое специфическое воспитательное влияние на детей.

На занятиях, во время труда в уголке живой природы и на участке, на экскурсиях в природу и прогулках перед детьми раскрывается многообразие и красота окружающего мира. Дети знакомятся с различными свойствами и качествами растительного и животного мира, обогащается речь детей.

Более активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому с чем их знакомит воспитатель. А дидактические игры в ознакомлении дошкольников с природой и в развитии речи имеют особое значение.

Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей и речи.

Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия, игровые умения. Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения.

Во-вторых, самостоятельной игровой деятельностью. В качестве обучения я использую дидактические игры на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по развитию речи – в целях обучения детей определённым способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний.

Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во время свободное от занятий. Если на занятиях я учу детей, как надо играть, знакомлю с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх я участвую в качестве партнёра, слежу за взаимоотношениями, оцениваю выполнение правил.

Для детей моей группы, а это 2-ая младшая, характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. На эту особенность маленьких детей указывала Н. К. Крупская: «Мы замечаем в ребятах потребность очень большую в конкретизации – всё им надо ощупать, осмотреть со всех сторон, даже облизать в другой раз».

Учитывая это, подбираю такой дидактический материал, чтобы дети могли его обследовать, чтобы каждый ребёнок мог с ним активно подействовать, рассказать о нём. Поэтому надо начинать работу с малышами с уже знакомыми им предметами. С помощью воспитателя дети через игру овладевают умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие.

Планируя дидактические игры намечаю дидактическую задачу игры по мере возрастания их трудности:

  1. Находить предметы по сходству.

Растительный мир, окружающий ребёнка, многообразен. Чтобы лучше в нём ориентироваться дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы. Легче научить их этому в играх с овощами, фруктами, комнатными растениями, деревьями, кустарниками.

  1. Находить предметы по слову-названию.

Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщающим словом: «цветок» или «деревья». Важно закрепить в их памяти названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия.

  1. Выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления.
  2. Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств.

Узнавать на ощупь, на вкус, по запаху и называть их. Благодаря этой задаче дети ближе знакомятся с признаками и качествами предметов растительного мира.

  1. Группировать предметы по внешнему признаку.

Это окраска, форма. Здесь дети закрепляют знания, полученные ранее.

  1. Находить целое по части.

Выполнение этого задания даст детям возможность лучше узнать составные части растений, животных, их изучить.

  1. Находить растение или животное по описанию взрослого.

Научившись делать это, ребята смогут лучше увидеть отличительные признаки растений, животных, учатся мыслить абстрактно.

При организации дидактических игр с природным материалом обращаю внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль, смог высказать свои мысли и суждения. Иногда предлагаю ребёнку повторить действие, только что выполненное другим ребёнком. Обычно это доставляет детям удовольствие.

Делая вывод, хочу сказать, что дидактическая игра помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни по экологическому воспитанию, учит самостоятельно применять их в новой обстановке, углублять познавательные интересы. Поэтому дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников об окружающем и конечно же развития речи.

«Роль экологических игр в развитии речи детей»

Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122

Буркасова Л. И.

Экологическое воспитание дошкольников – одна из наиболее актуальных тем в настоящее время, хотя я её взяла в девяностые годы.

Со старшими детьми было развёрнуто большое поле деятельности. Так как речь у старших детей более развита, по сравнению с малышами. Ребята составляли экологические сказки, небылицы, загадки.

Знакомила детей с правилами поведения в природе. Проводила экологические развлечения.

Но так как с каждым годом в детский сад приходят дети с более бедным словарным запасом, решила взять тему «Роль экологических дидактических игр в развитии речи детей».

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка.

Она развивает речь детей:

  1. пополняется и активизируется словарь детей;
  2. формируется правильное звукопроизношение;
  3. развивается связная речь детей, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.

Например: «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию – главная задача многих словесных игр. И наиболее ярко это можно проделать на природном материале.

В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы: «Четвёртый лишний».

В младшей группе даю детям предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, т.к. малыши не могут назвать едва заметные различия между предметами. Провожу игры с природным материалом: «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?» , «Разложи листья по убывающей величине».

Организую эти игры во время прогулки, когда дети непосредственно соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы: анализ, синтез, классификация и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. При этом стараюсь пополнить словарный запас детей словами: существительными – «Назови предмет по-разному», задаю наводящие вопросы, если дети затрудняются. Глаголами: слова-действия «Что можно делать с овощами, фруктами?», «Что умеет делать кошка, собака, ветерок», Что делает щенок, если его берут на руки?»

В таких упражнениях речь обогащается глаголами, которые необходимы для характеристики действий различных одушевлённых и неодушевлённых предметов, явлений и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по-своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовлетворение от удачно найденного слова.

Из-за бедного словарного запаса иногда помогаю или произношу для ребят новые слова:

Слова-определения – какими словами можно сказать про солнышко, апельсин?

Для пополнения словаря наречиями спрашиваю – как падают на землю листья во время листопада?

Как вы встречаете Новогодний праздник?

Родственные слова – Какие новые слова можно образовать от слова КОТ.

Сравнение – на что похоже солнышко? На что похож ручеёк?

В работе по развитию речи детей использую различные приёмы: точное название, объяснение, связь слова с действием: «Побегайте по опавшим листьям, послушайте, как они шуршат». Описание предмета, составление загадок, рассказов.

Я надеюсь, что в дальнейшем, после кропотливой работы, а продолжится она и в дальнейшем, в детских описаниях прозвучит более умелое использование словаря, дети будут применять в своих высказываниях сложные прилагательные, эпитеты, меткие сравнения, красочные определения, употреблять разные части речи и т.п.

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...

  • Программа развития речи дошкольников ушакова о с

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Роль дидактической игры в развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

    Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов дея...

  • Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Социально личностное развитие дошкольников в игре

    Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников Тема: Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников. Цель: Совершенствовать работу пе...

  • Значение игры в развитии дошкольника

    Роль игр в жизни дошкольников На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к п...

  • Игры на развитие связной речи у дошкольников

    Лексические и грамматические игры и упражнения по развитию связной речи дошкольников Лексические и грамматические игры и упражнения «Скажи какой» Цель: учить выделять и называть признаки предмета...

  • Отчет по самообразованию развитие речи дошкольников

    Отчет по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников» Работая с детьми я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра...

  • Игры на познавательное развитие дошкольников

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...

  • Карточки по развитию речи для дошкольников

    Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста. Речь ребёнка – это показатель...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развития младших дошкольников в дидактических играх

    Роль дидактических игр в развитии дошкольника Консультация на тему: «Роль дидактических игр в развитии дошкольника». Совсем недавно я услышала притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, н...