Социально нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

• 1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

• 2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;

• 3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

• 4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

- формирование нравственного сознания;

- социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

- нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

- доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника;

- воспитание полезных навыков и привычек поведения.

Условия социально - нравственного воспитания в детском саду, должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.

Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно - поведенческого и эмоционально-чувственного. Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы: предварительного, базового, художественно-ознакомительного, эмоционально-действенного (по С. А. Козловой). Их содержание подбирается в соответствии с программами. Например: программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек! » С. А. Козловой и др. Программой нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р. С. Буре и т. д.

Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий.

В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:

- ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми) ;

- организация их деятельности (игры, труда и т. д., включение детей в

предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;

- общение с природой;

- художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают методы социально-нравственного воспитания. При этом существует несколько классификаций. Классификация В. И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает:

• Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование).

• Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью) .

• Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы) .

Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:

• Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций) .

• Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку) .

• Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

При этом очень важно понимание педагогом методических приёмов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся:

-объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных действий;

-обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным с ровесником выполнением дела;

-напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;

-разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.

Список литературы:

1. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников –Волгоград : Учитель, 2013.-231с.

2. Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М. : ТЦ Сфера, 2010.-160 с.

3. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников -М. :ТЦ Сфера, 2013г. -176с.

www.maam.ru

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, задачи, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался сам, термин «нравственное воспитание», иногда подменялся понятием «духовное воспитание», «моральное воспитание». Мораль -общественное явление, включающее в себя нормы и правила, определяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обществе, в конкретной ситуации развития. Нравственность, в отличие от морали, - это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека. Значение понятия «социально-нравственное воспитание» значительно шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И. С. Кон). Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто оно не бывает адекватным требованиям морали. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы, возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации: в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа.

Роль родителей и воспитателей великая, именно они знакомят малыша с окружающим миром, учат быть самостоятельным. В детском саду ребенок впервые в жизни испытывает чувство дружбы, и учиться уважать старших. Мы, педагоги, стараемся советовать родителям – какую литературу почитать с ребенком дома, на какие качества и особенности его развития обратить внимание и т. д.

Основной задачей нравственного воспитания является развитие и воспитание у ребенка моральных чувств, позитивных навыков и привычек поведения.

Дошкольный возраст, как раз подходит для развития чувств. Положительное влияние на развитие чувств оказывает просмотр мультфильмов, чтение поучительных стихов, сказок и рассказов, где главная роль отводиться победе добра над злом. Под впечатлением от мультфильма или сказки малыш начинает анализировать поведение героев; так ребенок учиться разбираться и в своем поведении, он начинает размышлять над своими поступками.

Родители должны прививать малышу определенные навыки и привычки. Научите ребенка дисциплине, самостоятельности. Приучите к полезным навыкам, к примеру, вежливости, чистоте, аккуратности, послушанию. Социально-нравственным воспитанием ребенка займутся воспитатели, они научат малыша правильно излагать мысли, общаться с взрослыми, приучат, говорить правду, играть вместе со всеми детками, выработают привычку к труду и взаимопомощи.

Социально-нравственное воспитание детей должно проходить следующим образом:

• Прочитайте ребятам сказку и постарайтесь добиться дискуссии; пусть дети подумают, кто прав и кто виноват в сложившийся ситуации;

• Четко, кратко и ясно объясняйте правила поведения, аргументируя, почему себя нужно так вести;

• Чаще играйте с ребятами в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи.

Помните, что социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек.

Таким образом, особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте являются:

- у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

- возрастает действенность нравственных представлений;

- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.

www.maam.ru

Социально нравственное воспитание детей дошкольного возраста Детский сад

Наши папы на все руки - Спорятся у них дела, Не придёт тоска от скуки, Ведь они все мастера. Никто с ними не сравниться По уму и силе ловкой И Шварценеггера с Ван Даммом Победят без тренировки.

Детям предлагают занять места с родителями.

Ведущий:

23 февраля - День Защитника Отечества. Пройдёт немало времени, и на смену нынешним воинам нашей Армии придут наши мальчишки. Кто-то, возможно, будет нести службу на море.

Чтобы проверить, годны вы к этому или нет, мы и проведём игру “Бой кораблей”.Но прежде, чем начать игру, нам необходимо сформировать экипажи кораблей. Прошу всех пап выбрать себе корабль и придумать ему название.

И так, начинаем! Свистать всех наверх!

Это означает, что нужно построиться на палубе и распределить поручения. (У каждого под ногами лежит перевернутая табличка)

Переверните и посмотрите, кем каждый будет на корабле. (На табличках: капитан, боцман, лоцман, врач, радист, кок, юнга, механик, штурман - комплекта)

Ведущий:

Теперь всё готово, можно отчаливать. Но мы не можем отплыть. Почему? Правильно, у наших кораблей пустые баки.

Нужно заправить горючее.

Конкурс механиков

Ведущий: Ваша задача: с помощью ложки перенести воду из одного сосуда в другой. Кто быстрее и точнее сделает это? (Атрибуты: 2 ложки, 2 тарелки, 2 стакана)

Конкурс лоцманов и штурманов

Ведущий:

В море много рифов. Ваша задача: провести свои корабли между рифами с закрытыми глазами. Штурманы помогают своим лоцманам, подсказывая дорогу. (Атрибуты: 2 шарфа, кегли, расставленные по залу) .

Конкурс юнг

Ведущий:

А теперь представьте, что надвигается шторм (разбрасывают шашки по залу) . - Где наши юнги? Для вас - конкурс “Чистая палуба”.

Кто соберет больше мусора, выигрывает. Трудность в том, что корабль качает из стороны в сторону. Мы нашим юнгам завяжем глаза (Атрибуты: 2 шарфа, шашки,или др. предметы) .

Конкурс радистов

Ведущий

: Посмотрите, к нашему борту прибило послание. Радисты, приступайте к делу. Кто быстрее соберёт разрезанную фразу и прочтёт её?

(Атрибуты: 2 разрезанных листа с пословицей: “Где смелость, там и победа!”

Конкурс коков

Ведущий:

Мы уже давно в море и захотели есть. Давайте проверим мастерство наших коков. Вы должны очистить луковицу, разрезать её, но, самое главное, - не заплакать.

Кто быстрее и аккуратнее? (Атрибуты: 2 луковицы, 2 доски, 2 ножа)

Конкурс врачей

Ведущий:

Посмотрите, что сделал шторм с нашими бинтами. А ну-ка, врачи, приведите их в порядок. Задача: скрутить бинт.

Кто быстрее и аккуратнее? (Атрибуты: 2 бинта)

Конкурс капитанов

Ведущий:

Как правило, капитан - самый главный человек на корабле. От его знаний, умений и правильных решений зависит иногда жизнь корабля и его экипажа. Задача капитанов: кто больше, поочерёдно, не повторяясь, назовёт слов, связанных с морской тематикой.

Конкурс боцманов

Ведущий:

Своевременное выполнение задания или команды зависит от боцмана. От того, насколько быстро он сумеет организовать команду. Задача боцманов: объяснить команду своему экипажу без слов, а только жестами и мимикой.

2 карточки с заданиями:

1. Встать всему экипажу в шеренгу, положив руки друг другу на плечи. Ноги на ширине плеч.

Качаться с одной ноги на другую.

2. Встать всему экипажу в шеренгу и изобразить, что тянут канат.

Конкурс силачей

А какой экипаж у нас сильнее? Это легко выяснить с помощью каната. (Атрибуты: канат)

Конкурс болельщиков

Ведущий:

Ну вот, пришло время для тех, кто ждал наши корабли на берегу. Нужно вспомнить (пропеть) , как можно, больше песен про море, капитана, моряков. За каждую песню - очко.

Подведение итогов. Награждение.

Материал 50ds.ru

Собрание для родителей

ТЕМА: Социально- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Все родители хотят, чтобы их дети выросли воспитанными, умели держаться непринужденно, с достоинством, соблюдая правила этикета в общении с окружающими людьми.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Если вы хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богаты дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, тогда вам необходимо с раннего детства терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из – за поведенческих ошибок.

С чего, как вы считаете, следует начинать обучение ребенка культуре поведения?

Конечно, желательно с себя. Ребенок, великий наблюдатель и подражатель, замечает любые мамины поступки, все слышит и понимает, перенимает от близких суждения и поведенческие манеры.

-Мама постоянно говорит дочери, как важно быть опрятной и красивой. Внушает ей: хорошо выглядеть – значит уважать окружающих людей. Собираясь, на работу или в гости, мама продумывает все до мелочей – от одежды до губной помады, но дома носит старый выцветший халат и стоптанные тапочки. Усвоит ли дочь мамины наставления.

Поймет ли девочка, что в общении с людьми нет мелочей, и от внешнего вида человека многое зависит? Будет ли она уверена в том, что мама уважает своих близких? В нашем саду мы также решаем ряд различных задач по нравственному воспитанию детей.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – это процесс целенаправленного формирования моральных черт личности, навыков и привычек поведения, которые выступают в роли регуляторов взаимоотношений людей в общественной и личной жизни.

1 задача: Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям – взрослым и сверстникам, побуждать к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю, сверстникам) . Развивать умение отражать эмоциональное состояние в имитационных играх, танцевальных движениях, хороводных и музыкальных играх соответственно эмоциональному образу (веселые зайчики, грустные и веселые матрешки, добрый Ваня и т.д.) . Формировать представление детей о людях (взрослых, сверстниках, об особенностях их внешнего вида, ярко выраженных эмоциональных состояниях людей, о добрых поступках, о честности, справедливости, проявлениях внимания и заботы об окружающих; отрицательное отношение: к хитрости, вежливости, жестокости, себялюбию, трудности, лени.

Пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово) .

2 задача: Приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения в обществе (по показу и побуждению старших) . Пользоваться вежливыми словами: «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «Спокойной ночи»; выражать просьбы спокойным тоном. Воспитывать положительное отношение к усвоению культурно-гигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании.

Формирование этических представлений.

Какими же методами мы пользуемся, чтобы воспитать детей нравственными и что такое методы? - Это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

1 группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения.

МЕТОД ПРИУЧЕНИЯ - приучение ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитание нравственных привычек, основной смысл его заключается в том, что детей систематически в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и нравами, принятыми в обществе, например: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы и т.д.

Приучение осуществляется с помощью:

Упражнения на примере взрослых и других детей;

Целенаправленное наблюдение (продавец и покупатель) ;

Показ действий (своим примером) ;

Метод организации деятельности (можно организовать что-то с детьми)

Труд и игра являются средством и методом.

Перечисленные методы могут быть применены педагогом в любом виде деятельности, труде, игре, быту, учебной деятельности.

2 группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных

представлений, суждений, оценок с помощью:

Беседы – о воспитании на этические темы (индивидуальные и групповые) ;

Чтение художественной литературы или рассказывание;

Рассмотрение и обсуждение картин, иллюстраций, кинофильмов

(настольные игры)

И вторая, и первая группа методов включает широко известные методы - метод убеждения, метод поощрения и наказания (положительная оценка, похвала, одобрение) .

Рассмотрим на примере одного из методов. Это беседа.

ТЕМА: «Беседа о вежливых словах»

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ: Продолжить знакомить детей с вежливыми словами, для чего они нужны. Развивать речь, воспитывать у детей культуру поведения со своими сверстниками в обществе.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: маски (птички, петушки) , открытки.

Ход беседы:

Воспитатель: Жили – были Петушок и птичка, жили дружно. Но однажды не стали они

играть вместе, надулись, отвернулись друг от друга. Что случилось?

Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помериться.

Птичка: Я с Петушком мериться не буду! Он невежливый. Я сказала ему

«Здравствуй!», а он не ответил.

Петушок: А зачем отвечать, я тебя вчера видел.

Птичка: Но я же сегодня сказала «Здравствуй!».

Петушок: Ну и что. У меня еще вчерашнее не кончилось.

Воспитатель: Петушок, ты что хочешь, чтобы Птичка заболела?

Петушок: Нет, не хочу.

Воспитатель: А что же ты для неё «Здравствуй» пожалел. Ведь «Здравствуй» - это

значит, будь здоров, не болей.

Петушок: Птичка тоже не очень – то вежливая. Когда она ко мне обращается, то

кричит: «Эй, ты!»

Воспитатель: Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга пожалеть.

Петушок: Прости меня Птичка. Я всегда буду здороваться.

Птичка: И ты прости меня Петушок! Я всегда буду вежливой.

Воспитатель: Вы поняли как себя надо вести? Будьте всегда вежливы и никогда не

ссорьтесь.

2. Дети! Мы уже не раз говорили с вами о вежливости, вежливых словах; учились внимательно, относится друг к другу. Вот и сегодня мы с вами продолжим знакомство с вежливыми словами. Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения, где

рассказывается о мальчике, который не всегда говорил вежливые слова.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …… , а впрочем лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»

Источник nsportal.ru

« Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Воспитателя МБДОУ №69

Смирновой Екатерины Юрьевны

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

В воспитании ребёнка большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним. Желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.

Детский сад-это вторая семья, где он окружён вниманием, любовью и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещения. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.

Чтобы дети лучше чувствовали себя в детском коллективе, в начале дня мы проводим с ними минутки вхождения в день. Например: Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня Полине?, Льву?, Насте?

- А что вы хотите пожелать мне?

- Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

- Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Также хорошо помогает подборка пословиц:

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Нет друзей –наживай, а старых не забывай.

Друг познаётся в беде.

Разработаны правила поведения в группе, оформлено дидактическим пособием в картинках и текстом.

Помни о благодарности – говори « волшебные слова»

При споре договаривайся самостоятельно.

Если игрушка одна – играть по очереди.

Всегда говори правду взрослым и детям – будь честным.

Подключение родителей к опыту нравственного воспитания ребёнка в семье через ведение дневника подтолкнуло на составление индивидуальной картотеки нравственных ситуаций на тему: « Дела домашние, или воспитание и обучение в естественных условиях»

Например:

Когда вы и ваш ребёнок вместе

Вы можете сказать или спросить

Это поможет вашему ребёнку

Несёте покупки домой

Какая сумка у нас была и какая стала? Как ты думаешь и почему? Что самое вкусное для тебя? Чему обрадуется папа, бабушка, дедушка, мл.брат или сестра?

Учиться заботиться о других, понимать причинно – следственные связи.

Идёте в гости

Что тебе больше нравится, отправиться в гости или остаться дома? Как ты планируешь вести себя в гостях? Что ты скажешь взрослым?

Детям? Что ты сделаешь, если захочешь пить? Если тебе станет скучно?

Понять, что вы уважаете его мнение, его право выбора, осознанно относиться к его выбору, осознавать и планировать свои поступки, прогнозировать ситуации.

Готовитесь к приёму гостей

Посмотри, пожалуйста, что у нас ещё не готово к приёму гостей, что не в порядке? Реши, чем ты займёшь свою гостью? Что им будет интересно?

Развивать наблюдательность, критичность, учить высказывать оценочные суждения. Развивать умения заботиться о нуждах др. людей, понять основы гостеприимства и придерживаться их.

Украшаете свой дом

Всё ли тебе нравится в твоей комнате? Как ты думаешь, всё ли нравится мне и почему? На что надо обратить внимание. Чем бы ты хотел украсить наш дом?

Учиться высказывать своё мнение, суждения, учитывать чужую точку зрения, уважительно относиться к результатам своего и чужого труда.

Благодаря такой работе по нравственному воспитанию в семье, опыт родителей станет более осознанным, появляется активное желание помочь ребёнку в формировании нравственного поведения и привычек, и понимание того, что это можно сделать.

Важно, чтобы ребёнок отличал хорошее от плохого. Для этого необходимы следующие условия:

Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используется обращение по имени, похвала, призы и прочие способы, увлекающие детей.

Пример взрослых. Первоначальной основой нравственного развития ребёнка являются нравы того круга людей, в котором он живёт.

Связь с семьёй. Общая цель семьи и д/с – хорошо воспитанный культурный и образованный человек.

Чтобы научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, побудить их к нравственным поступкам, воспитывать чувства уважения к людям, желание совершать добрые поступки, мы сделали вместе с детьми коробочку добрых поступков. Она не простая, т.к. в ней хранятся добрые поступки и хорошие дела.

Каждое хорошее дело мы отмечаем фишками, складывая их в коробочку. Кто из детей совершит больше всего хороших дел в день, заслуживает приз.

Для создания положительного микроклимата в группе, развития общности детей группы, навыков сотрудничества, изготовили вымпел группы в виде ромашки. Ромашка – группа, а лепестки – это каждый из детей. А девиз группы « Один за всех и все за одного».

Важно учить детей относиться к общественнным игрушкам, как к своей личной вещи. Объясняю: « Всё, что имеется в д/с – игрушки, мебель, посуда – твоё, моё, наше общее принадлежит всем нам. Все это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно».

Только тогда, когда в сознании ребёнка понятия « Я», «Моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий « мы», «наше» он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Для ребёнка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живёт, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представление о родном городе, узнают о том, чем славится их город, начинают гордиться им.

Чтобы вызвать уважение к героизму и мужеству людей, отдавших жизнь за Родину в В. О. войне, идём к памятникам, где дети возлагают цветы, также посетили музей им. И. В. Панфилова. Совершая поход в картинную галерею, дети познакомились с талантом художников нашего города.

Закрепить знания детей о днях недели, их последовательности, о режимных моментах группы помогают нам кубики – неделька. Цвет кубиков соответствует определённому дню недели. На каждой грани прикреплены картинки с изображением символов.

Символы обозначают конкретные режимные моменты: зарядка, завтрак –обед – полдник; прогулка, сон, игры, занятия, и т.д. Каждому режимному моменту подобраны четверостишия.

Также сделали доску желаний, которая представляет собой набор картинок, изображающих вид деятельности, например:

- Портфель – учебная деятельность

- Аквариум – работа в центре природы

- Песочный набор – прогулка

- Ножницы и карандаш – изобразительная деятельность

- игрушки – игры, мяч и скакалка – спорт, и т.д.

Дети могут свободно подойти и отметить, чем бы он хотел сегодня заняться, клея свою фотографию под картинку. Цель этого пособия – выявление наклонностей в предпочитаемой деятельности детей; объединении, учёт интересов.

В своей группе я использую групповую форму работы « Клуб Обсуждений», где ребёнок во время беседы может рассказать другим детям о себе, о своей семье, своих друзьях, своих, пусть небольших достижениях.

Малышу бывает сложно рассказать о себе другим, особенно если он испытывает трудности в общении или в речи. В этом прекрасным помощником оказался дневник. С его помощью ребёнок показывает странички, он выбирает их сам и раскрывает свой внутренний мир перед сверстниками.

Этот дневник делается совместно с родителями. Например:

1стр.- « Это Я»; 2стр. – « Моя семья» 3стр. – « Мои друзья»

4стр. – « Дом, в котором я живу» 5стр. – « Моя мечта»

6стр.- « Мои достижения»

Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности , уважения к окружающим.

Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделённый этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.

Предупредительность – необходимо добиваться от детей внимания, помощи окружающим, проявлять у них добрые побуждения.

Скромность – это показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткости к людям, и высокая требовательность к самому себе.

Общительность – в её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим. Ребёнок испытывает радость от общения со сверстником, готов уступить игрушку товарищу, лишь бы быть рядом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.

Я использую различные приёмы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей.

Как уже было сказано, утром встретить детей приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой, многочисленные беседы:

« Мы все нужны друг другу»

« Поговорим о доброте»

« Не оставляй друга в беде»

« Дружить – значит весело жить»

Чтение художественной литературы:

« Вовка – добрая душа», « Вежливый поступок», « Однажды я разбил стекло», « Никто», « Цветик – семицветик» и др.

Разучивание песен о дружбе, игры, объединяющие с воспитателем, такие как: « Клубочек», « Виноградная гроздь», Угадай-ка» ( с пением) , « Художники», « Спасатели», « Строители».

Изучили правила для воспитанных детей, выучили считалки, скороговорки, утешалочки, мирилочки, напоминалочки, организовали выставку рисунков по данной теме совместно с родителями, включаю в деятельность детей дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные и провела ряд занятий.

Результатом работы стало то, что повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе и в семье; повысилась общая социальная зрелость детей, снизилась их агрессивность дети усвоили нравственные понятия, стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку.

Всё хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

И мама, и папа, товарищ по играм

И старенький дед,

Берёзка у дома, щенок косолапый

Хороший знакомый и добрый сосед!

По теме:

Подробней nsportal.ru

Собрание для родителей

ТЕМА: Социально- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Все родители хотят, чтобы их дети выросли воспитанными, умели держаться непринужденно, с достоинством, соблюдая правила этикета в общении с окружающими людьми.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Если вы хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богаты дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, тогда вам необходимо с раннего детства терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из – за поведенческих ошибок.

С чего, как вы считаете, следует начинать обучение ребенка культуре поведения?

Конечно, желательно с себя. Ребенок, великий наблюдатель и подражатель, замечает любые мамины поступки, все слышит и понимает, перенимает от близких суждения и поведенческие манеры.

-Мама постоянно говорит дочери, как важно быть опрятной и красивой. Внушает ей: хорошо выглядеть – значит уважать окружающих людей. Собираясь, на работу или в гости, мама продумывает все до мелочей – от одежды до губной помады, но дома носит старый выцветший халат и стоптанные тапочки. Усвоит ли дочь мамины наставления.

Поймет ли девочка, что в общении с людьми нет мелочей, и от внешнего вида человека многое зависит? Будет ли она уверена в том, что мама уважает своих близких? В нашем саду мы также решаем ряд различных задач по нравственному воспитанию детей.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ– это процесс целенаправленного формирования моральных черт личности, навыков и привычек поведения, которые выступают в роли регуляторов взаимоотношений людей в общественной и личной жизни.

1 задача: Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям – взрослым и сверстникам, побуждать к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю, сверстникам) . Развивать умение отражать эмоциональное состояние в имитационных играх, танцевальных движениях, хороводных и музыкальных играх соответственно эмоциональному образу (веселые зайчики, грустные и веселые матрешки, добрый Ваня и т.д.) . Формировать представление детей о людях (взрослых, сверстниках, об особенностях их внешнего вида, ярко выраженных эмоциональных состояниях людей, о добрых поступках, о честности, справедливости, проявлениях внимания и заботы об окружающих; отрицательное отношение: к хитрости, вежливости, жестокости, себялюбию, трудности, лени.

Пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово) .

2 задача: Приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения в обществе (по показу и побуждению старших) . Пользоваться вежливыми словами: «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «Спокойной ночи»; выражать просьбы спокойным тоном. Воспитывать положительное отношение к усвоению культурно-гигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании.

Формирование этических представлений.

Какими же методами мы пользуемся, чтобы воспитать детей нравственными и что такое методы? - Это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

1 группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения.

МЕТОД ПРИУЧЕНИЯ - приучение ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитание нравственных привычек, основной смысл его заключается в том, что детей систематически в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и нравами, принятыми в обществе, например: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы и т.д.

Приучение осуществляется с помощью:

  1. Упражнения на примере взрослых и других детей;
  2. Целенаправленное наблюдение(продавец и покупатель) ;
  3. Показ действий (своим примером) ;
  4. Метод организации деятельности (можно организовать что-то с детьми)
  5. Труд и игра являются средством и методом.

Перечисленные методы могут быть применены педагогом в любом виде деятельности, труде, игре, быту, учебной деятельности.

2 группа методовнаправлена на формирование у дошкольников нравственных

представлений, суждений, оценок с помощью:

  1. Беседы– о воспитании на этические темы (индивидуальные и групповые) ;
  2. Чтение художественной литературы или рассказывание;
  3. Рассмотрение и обсуждение картин, иллюстраций, кинофильмов

(настольные игры)

И вторая, и первая группа методов включает широко известные методы - метод убеждения, метод поощрения и наказания (положительная оценка, похвала, одобрение) .

Рассмотрим на примере одного из методов. Это беседа.

ТЕМА: «Беседа о вежливых словах»

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ: Продолжить знакомить детей с вежливыми словами, для чего они нужны. Развивать речь, воспитывать у детей культуру поведения со своими сверстниками в обществе.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:маски (птички, петушки) , открытки.

Ход беседы:

Воспитатель: Жили – были Петушок и птичка, жили дружно. Но однажды не стали они

играть вместе, надулись, отвернулись друг от друга. Что случилось?

Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помериться.

Птичка: Я с Петушком мериться не буду! Он невежливый. Я сказала ему

«Здравствуй!», а он не ответил.

Петушок: А зачем отвечать, я тебя вчера видел.

Птичка: Но я же сегодня сказала «Здравствуй!».

Петушок: Ну и что. У меня еще вчерашнее не кончилось.

Воспитатель: Петушок, ты что хочешь, чтобы Птичка заболела?

Петушок: Нет, не хочу.

Воспитатель: А что же ты для неё «Здравствуй» пожалел. Ведь «Здравствуй» - это

значит, будь здоров, не болей.

Петушок: Птичка тоже не очень – то вежливая. Когда она ко мне обращается, то

кричит: «Эй, ты!»

Воспитатель: Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга пожалеть.

Петушок: Прости меня Птичка. Я всегда буду здороваться.

Птичка: И ты прости меня Петушок! Я всегда буду вежливой.

Воспитатель: Вы поняли как себя надо вести? Будьте всегда вежливы и никогда не

ссорьтесь.

2. Дети! Мы уже не раз говорили с вами о вежливости, вежливых словах; учились внимательно, относится друг к другу. Вот и сегодня мы с вами продолжим знакомство с вежливыми словами. Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения, где

рассказывается о мальчике, который не всегда говорил вежливые слова.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …… , а впрочем лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Методы воспитания детей дошкольного возраста

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста игры

    Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры» Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является созда...

  • Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста

    Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патри...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...

  • Нравственных качеств у детей дошкольного

    Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе игры. Актуальной задачей в настоящее время я...

  • Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста

    Педагогическая технология «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики М...

  • Толерантность для детей дошкольного возраста

    Развитие толерантности у детей дошкольного возраста 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по реш...

  • Социально нравственное развитие детей дошкольного возраста

    Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развити...

  • Нравственное развитие в дошкольном возрасте

    Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежде...

  • Социально нравственное воспитание дошкольников

    Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развити...

  • Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...