Социальное развитие дошкольников

Социально-личностное развитие дошкольника

Солодянкина Татьяна Вячеславовна, воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 142 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Тема «Социально-личностное развитие дошкольника».

Подтема «Социализация дошкольников, через организацию и проведение совместной работы с семьей»

Тема социализации и адаптации детей в обществе, тема социальных взаимоотношений, в настоящее время является актуальной. Так как множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Повышенный спрос на различные тренинги среди взрослых, связанные с развитием коммуникативных навыков, межличностных взаимоотношений, на развитие навыков стрессоустойчивости, на умение решать конфликтные ситуации, говорит о том, что человек сейчас нуждается в психологической поддержке и помощи.

Способность к построению отношений, коммуникативные навыки с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений в семье и в детском саду является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом влияет на особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей на протяжении всей жизни.

Дошкольное детство – это самые важные первые шесть-семь лет, когда развитие детей идет стремительно и интенсивно, когда закладывается основа, фундамент для дальнейшего роста и развития личности.

Приходя в детский сад, ребенок попадает в новые социальные условия, меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с новыми людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности. От того, как проходит социализация и адаптация ребенка в детском обществе, зависит последующий путь социального и личностного развития человека.

На протяжении 15 лет работая в детском саду, я поняла, что есть родители, особенно молодые, которые не имеют возможности или не знают, как воспитывать ребенка. Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок вырос умным, веселым и активным человеком. Получится это или нет, в большей степени зависит от того, как мама (папа, бабушка, дедушка) будут вести себя с ребенком. К сожалению, даже самые знающие и преданные ребенку родители иногда сталкиваются с проблемами, которые возникают у ребенка, вызывающие у родителей чувство растерянности, беспомощности. И тогда родителям нужна поддержка специалистов. Опыт педагогической деятельности говорит о том, что эффективно развивать ребенка в социально-личностном плане можно только в сотрудничестве с родителями. Потому, что ребенку необходимо общение и с родителями, и со сверстниками, и с другими взрослыми для полноценной социализации в обществе. Родители не всегда понимают, что эмоциональная разобщенность с ребенком, недостаточное общение в первые годы жизни в будущем может привести к непониманию, к недоверию, отчужденности в семье. И когда родитель в пожилом возрасте захочет тепла и поддержки, то ребенок не сможет ему этого дать, так как не знает и не умеет дарить душевное тепло своим родным. Меня заинтересовала работа с семьей. Поэтому я решила придти на помощь детям и их родителям. Начинала с малого – это были походы в театр, зоопарк, прогулки по городу в выходные дни. Целью данных мероприятий было приобретение социальных навыков детьми в процессе общения с родителями и приобретение социального опыта по освоению форм взаимодействия и культурного поведения в обществе. Я видела, сколько радости и удовольствия эти походы и неформальное общение приносили семьям. Дети и родители поняли, что наша группа – это своего рода маленькая семья, что родители нужны детям не только в плане материального обеспечения, но и как любящие, внимательные и заботливые партнеры и друзья. До сих пор мои выпускные группы поддерживают теплые отношения, общаются между собой и помогают друг другу.

В дальнейшем группы выходного дня стали проводиться в рамках «Родительского клуба». «Родительский клуб» является универсальной формой работы, так как с ее помощью можно в сотрудничестве с детьми и родителями решать много разных задач по удовлетворению социальных потребностей ребенка:

«потребность в эмоционально-положительных контактах, в любви, доброжелательном отношении, что создает чувство защищенности, внутренней гармонии с миром, ощущение ценности своей личности;

потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, что стимулирует положительное самоутверждение, формирует чувство уверенности, развивает инициативу;

потребность в познании достижений ребенка со стороны окружающих, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства, побуждает к активному, положительно-направленному выражению своих чувств к миру;

потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и формирует интеллектуальную инициативу и познавательную активность ребенка;

потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребенка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничество, способность к самовыражению, к регулированию своих чувств в процессе коммуникации».

Родители, посещающие «Родительский клуб», заинтересованы в использовании методов оптимального воспитания ребенка, стимуляции его интеллектуального развития и формирования у него таких качеств личности, как активность, инициатива и самостоятельность. Диалогу с обществом ребенок учиться у взрослых (в первую очередь у мамы и папы). Первый шаг в сложный мир взрослых и сверстников ребенок начинает с того, что оглядывается на тех, кто с ним рядом. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление определенного стиля поведения, но и на психологическое здоровье детей.

Заседания клуба проходят в нестандартной, доброжелательной атмосфере, в них участвуют дети, родители, педагоги ДОУ. Темы и формы встреч предлагают родители и/или педагоги («Семейные традиции», «Досуг дома», «Наши папы» и др.) . На «Родительском клубе» обязательно есть игровые и сюрпризные моменты, почти каждая встреча завершается созданием какой-нибудь совместной творческой работой (через создание стенгазеты, поделки, игрушки, через проведение совместных театрализованных постановок, концертов и т. д.) .

Правила работы «Родительского клуба»:

• Соблюдать права ребенка.

• С уважением относится к потребностям семьи.

• Соблюдение партнерских, равноправных отношений между всеми участниками.

• Создание комфортных условий и безопасной среды всем участникам.

• Поощрять выражение эмоций ребенка и родителя.

Создать благоприятную и доверительную атмосферу встреч позволяет использование игровой деятельности, когда можно почувствовать себя беззаботным ребенком и тем самым стать ближе друг к другу, раскрыть свои творческие способности. По мнению Л. С. Выгодского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве с взрослыми (родителями и педагогами). Через игру люди выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности. Игра помогает раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки.

«Родительский клуб» помогает:

• адаптироваться в детском саду и детям и родителям,

• позволяет обогащать их отношения опытом эмоционального общения,

• установлению партнерских отношений педагогов с семьями воспитанников,

• знакомит с положительным опытом семейного воспитания,

• помогает осознать родителям свой собственный опыт,

• повысить родительскую мотивацию.

Совместная работа педагогов и родителей проводимая в детском учреждении с семьей, имеет следующий результат:

• ребенок в центре внимания и отношений;

• родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения внутри своей семьи;

• педагоги узнают больше о семье и ребенке;

• дети чувствуют себя комфортней, спокойней, увереннее в социуме;

• расширяется круг общения и взаимодействия, как для родителей, так и для детей;

• полученный опыт взаимодействия на заседания клуба выносится и используется за пределами детского сада в других ситуациях (дома, во дворе, на прогулке и т. д.) .

Твердят: «Вначале было СЛОВО… »

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви –

И озарение, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка.

Все начинается с любви…

Р. Рождественский.

www.maam.ru

Особенности внедрения ФГТ в рамках

социально-личностного развития дошкольников

Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирования основ уважительного отношения к окружающим, приобщения к общечеловеческим ценностям.

Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и людьми самостоятельными, обладающими определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Министерством образования и науки России утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Федеральные государственные образовательные требования»– нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.

В данном документе определены

Основные 4 направления развития ребенка– интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Каждое из направлений включает в себя образовательные области.

Образовательная область– структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

Направления ФГТ через совокупность образовательных областей обеспечивают разносторонне развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей.

Внедрение ФГТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль.

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях) , в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста.

В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие.

Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.

Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является социально-личностное развитие детей.

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

- трудовых навыков;

- знаний;

- норм, ценностей, традиций, правил;

- социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной) .

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.

В сфере социально-личностного развития основными образовательными областями являются:

  • Социализация:

- освоение первоначальных представлений социального характера;

- включение детей в систему социальных отношений.

  • Безопасность:

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

- формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) ;

  • Труд:

- формирование положительного отношения к труду.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей вам представлены на экране.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся те, которые вам представлены на экране.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя и конечно, родителей.

Таким образом, взрослые должны заботиться об эмоциональном благополучии ребенка, уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с детьми доверительные отношения; способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям и т.д.

Можно выделить несколько основных принципов организации процесса социального воспитания:

Таким образом, основной цельюнашего дошкольного образовательного учреждения по социально-личностному развитию дошкольников является:способствование своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности дошкольников в условиях ДОУ.

Задачипо социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста:

Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Более широкие возможности для социально-личностного развития детей представляет собой включение таких парциальных программ, как «Мы» Н. Н. Кондратьевой; «Я – ты – мы» О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной; «Открой себя» Е. В. Рылеевой; «Я – Человек» С. А. Козловой; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б.Стеркиной, О. Л.Князевой, Н. Н.Авдеевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д.Маханевой; «Росток» А. М.Страунинг, в Основную общеобразовательную программу дошкольного образовательного учреждения.

Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников

Главная цель педагогической деятельности по социально-личностному развитию детей – это воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой личности.

Только совместная всесторонняя работа всех педагогов ДОУ дает возможность обеспечить развитие детей во всех трех областях социально-личностного направления.

Продуктивная работа по всем трем направлениям социально-личностного развития (социализация, труд и безопасность) не возможна только в рамках детского сада, без помощи и сотрудничества с родителями воспитанников.

Основополагающей идеей, требующей своего развития в сфере дошкольного образования, является идея построения взаимодействия с семьей на основе гуманно-личностного подхода.

В связи с эти основными задачами взаимодействия детского сада с семьей в рамках социально-личностного развития детей являются:

Для того чтобы родители могли дать своим детям возможность почувствовать себя принятыми в этом мире, уверенными в себе, им самим необходимо разбираться в особенностях своих детей, знать их возрастные особенности, уметь успешно взаимодействовать с социумом и транслировать свой опыт детям; разбираться в новейших теориях воспитания и т.д.

Исходя из этого, основными формами взаимодействия с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников являются:

5. Характеристика воспитанника перед поступлением в школу

Все выше перечисленные мероприятия, конечно, главным образом направлены на становление и развитие ребенка. Работая с дошкольниками по приоритетному направлению – социально-личностному развитию, мы стремимся к тому, чтобы у будущего выпускника нашего учреждения были сформированы следующие личностные качества, знания, умения и навыки:

Таким образом, в своей работе педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения стремятся, чтобы у воспитанников был сформирован высокий уровень социально-личностного развития.

Формы работы с детьми по освоению образовательных областей

Формы работы с детьми по освоению

образовательной области «Безопасность»

Подробней на сайте nsportal.ru

Рассмотрим, как протекает социально коммуникативное развитие дошкольников в разные возрастные периоды.

Социально коммуникативное развитиев 3 года

Трехлетний карапуз.

  • Начало развития социальных навыков – новая социальная группа, выход за пределы семьи
  • Чадоустанавливает новые контакты – с воспитателем и с ровесниками.
  • Узнает и постепенно приобретает новые правила, нормы, господствующие в группе.
  • Примерно в 3,5 года наблюдается снижение чувства безопасности в отношениях, как семейных (необходимость доказательства любви родителей, поиск их постоянного внимания) , так и вне семейных.

Социально коммуникативное развитиев 4 года

Четырехлетний малыш.

  • Совершенствует умение различать и понимать социальные роли.
  • Четырехлеткаучится быть в группе через игру, роли приняты в игре соответствуют полу.
  • Развлечения также дают возможность для установления и развития социальных контактов.
  • Преобладают одиночные игры.
  • Распространенным явлением являются так называемые „невидимые друзья” (на пике развития воображения) .
  • Наблюдается тенденция к проверке границ и норм.

Социально коммуникативное развитиев 5 лет

Пятилетние детки

  • В общении с другими пятилеткамипреобладают доверие и открытость, так же, как в общении с взрослыми.
  • Значительную роль играет игра в группе – это возможность приобретения знаний о себе, о других и о разных социальных ролях.
  • Повышается способность к участию в командных играх – общая цель и план действий.
  • Иногда в играх наблюдается стремление получить преимущество над другими детьми (это связано с обретением знаний о своих возможностях) .
  • Появляются первые дружеские отношения, часто они имеют временный характер.
  • Конфликты решаются путем выхода из конфликтной ситуации или перехода к другой деятельности.

Социально коммуникативное развитиев 6 лет

Шестилетний дошкольник

  • Наблюдается склонность к проявлению крайних эмоций, что, в свою очередь, влияет на отношения с окружающими.
  • В дальнейшем возникает необходимость соперничества и стремления к победе (шестилетка хочет быть лучше, иметь всего как можно больше и скорее) .
  • Иногда ухудшают отношения с родителями.

Как поддержать ребенка в социальном развитии?

Стоит давать малышувозможности для знакомств с новыми людьми (конечно, под своим контролем) . Вы можете записать сына или дочкуна занятия в какой-либо кружок или отпустить их поиграть с незнакомыми ребятамина детской площадке.

Важно введение четко определенной системы правил, которые применяются в отношении ребенка и в его окружении. Стоит обсудить с несмышленышемте правила и последствия, какие могут возникнуть из-за их несоблюдения.

Важную роль играют беседы с дочерью или сыном(описание окружающей нас действительности и событий, в которых участвуем) . Также моделирование соответствующих вариантов поведения в общении с другими людьми (например, когда мы хотим научить ребенка, что стоит говорить правду, показываем ему на своем примере) .

Помните, что отношения, в которых участвует чадо, обширны – от сверстников в детском саду, братьев и сестер, до взрослых соседей.

Так что стоит учить малыша работать в таких разных контекстах – подчеркнув их различия (в основном, различия в преобладающих условиях) , обращая одновременно внимание на социальную роль и значение каждой из них, а также особенности построения отношений в каждом конкретном случае.

Дошкольникочень проницателен и отлично кодирует в памяти способ общения с людьми.

Здесь многое зависит от родителей – если они добры, открыты и дружелюбно настроены по отношению к другим – крохаэто наблюдает и, естественно, автоматически, считает что так надо и себя ведет точно также. Становится открытым к миру – воспринимают его как место, интересное и дружелюбное.

Итак, как стимулировать социально коммуникативное развитие дошкольников 3-5 лет? Представим это в пунктах:

  • Как родители, будьте примером. С самых ранних месяцев, берите ребенка везде с собой, научите его, что общество других людей, в том числе детей, является чем-то естественным и необходимым.
  • На прогулки ходите с мамами, имеющими малышейтого же возраста.
  • Зовите друзей с детьми к себе, продолжайте посещать их.
  • Позвольте детишкам узнать друг друга, дайте им моменты для себя, наблюдая со стороны, их реакции и не вмешиваясь без необходимости.
  • Учите дошколятделиться своими игрушками, показать их своей подруге или сверстнику.
  • Научите чадоуважать собственность своих сверстников. Некоторые детки имеют свои единственные любимые игрушки, которые носят с собой везде. Чужое имущество является чужой собственностью, и его следует уважать.

Учите детей решать конфликты по возможности в собственном кругу.

Помните, что большинство ваших поступков относительно других людей, крохапринимает как свои собственные и автоматически переносит на отношения со сверстниками.

Даже двух-трех летние детки, которые обнятыв моменты грусти и стресса, таким же образом иногда пытаются утешить своих сверстников.

Научите ребенка тому, что действительно важно. Хорошо это делать не через длинные тирады, но, слушая и задавая вопросы. Это поможет ребенку найти себя в большой группе сверстников и не поддаваться ее влиянию.

Примером может быть ситуация в раннем детстве. Сын или дочкавозвращается из детского сада и заявляет, что другие не хотят с ним играть, так как у него нет брендовой одежды или игрушек (да-да, сегодня это проблема есть даже в детском саду!) .

Вместо того, чтобы бежать в магазин пополнять „недостатки” стоит организовать разговор и спросить ребенка, какие игрушки он любит, к каким он привязан. Это для ребенка очень важный урок.

В будущем, ему будет легче вести себя в соответствии со своими убеждениями, не поддаваясь давлению группы. Выработать в себе такое умение – это капитал на всю жизнь.

Старайтесь собственным примером показывать дошкольнику, что окружающая среда сверстников является территорией сотрудничества и игры, а не соперничества. Даже если оно имеет место быть (например, участие в соревнованиях) , то его цель, выиграть в конкуренции, а не уничтожить противника.

Это очень важное умение, которое трудно будет развить вашему ребенку, если он не научится этому дома.

Про социально коммуникативное развитие дошкольников по ФГОС мы рассказали, успехов в воспитании!

© 2015, Сосед-Домосед. При републикации активная ссылка обязательна. Все права защищены.

Статьи на похожую тему:

Читать далее sosed-domosed.ru

Социальное развитие дошкольника | Журнал «Дошкольное образование» № 10/2004

Разрешите Буду признателен вам, если

Первый ведущий: А теперь давайте поговорим о символах. Слово «символ» греческого происхождения, оно означает какой-то знак, сигнал, примету, пароль. Какие символы России вы знаете?

(Матрешка, березка, самовар.) Основные символы государственности — герб, флаг, гимн.

Второй ведущий: Одним из символов, с которым мы знакомим дошкольников, является гимн России. Слово «гимн» происходит от греческого hymnos — восхваление, торжественная песнь. Предлагаю послушать гимн России всем стоя.

Первый ведущий: Давайте сложим из полос флаг России. (Два человека на фланелеграфе складывают флаг России из полос.)

Второй ведущий: А чем отличаются флаг и знамя?

Первый ведущий: Знамя — это полотнище, на котором нарисованы, напечатаны или вышиты эмблемы или надписи. Каждое знамя уникально, его создают в единственном экземпляре. А флаг — это, напротив, массовое изделие.

Флаги производят в большом количестве, чтобы в случае необходимости его можно было заменить таким же. На флаге тоже может быть изображен государственный герб или другой символ власти. Вот и справились наши участницы с заданием, выбрали из множества разнообразных полос необходимые для флага Российской Федерации.

Второй ведущий: А что символизируют цвета флага?(Белый — мир, чистота совести; синий — небо, верность, правда; красный — огонь, отвага.) А православные христиане видели в расположении полос российского флага строение мира: божественный мир, синий небосвод, а под ним мир людей.

Первый ведущий: А что ты знаешь о гербе?

Второй ведущий: Слово «герб» произошло от немецкого Erbo, что означает «наследство». Первыми гербами были родовые эмблемы. Существует наука геральдика — об искусстве составления и толкования гербов.

Первый ведущий: На гербе Российской Федерации — двуглавый орел. Каково его происхождение?

Второй ведущий: Двуглавый орел был на гербе Древней Византии. Две головы его указывали на два центра могучей Римской империи: Рим на западе и Византию на востоке. Именно из Византии пришла на Русь христианская религия.

После того как Византия («второй Рим») пала под ударами завоевателей, возникла идея о том, что Москва — это «Третий Рим», и на российском гербе появился византийский двуглавый орел.

Первый ведущий: Свои гербы есть не только у государств, но и у городов.

Второй ведущий: У нас есть иллюстрации гербов городов и поселков Мурманской области, и мы предлагаем присутствующим определить, каким населенным пунктам принадлежат эти гербы, и объяснить почему. (Кандалакша, Оленегорск, Кировск, Апатиты, Снежногорск, Мурманск, Мончегорск, Североморск, Ловозеро, Ревда.)

Первый ведущий: Сегодня у нас в гостях городской ансамбль «Родные напевы».

(Исполняются несколько песен о России и городе Мончегорске.)

Второй ведущий: А теперь давайте все вместе споем песню «Мой Мончегорск».

М. М. ЖУРАВЛЕВА,старший воспитатель детского сада № 28 «Радуга», г. Мончегорск, Мурманская обл.

ТРИ СИМВОЛА НА ФОНЕ ИСТОРИИ

(Занятие-путешествие для детей от шести лет)

Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие путешественники! Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну Гардарику. Так раньше, давным-давно, называли скандинавские путешественники нашу страну Россию.

Мы начнем свой путь, вступив на борт старинного северного корабля — ладьи. (Вгруппе построен корабль, поднимается парус.) Итак, устраивайтесь поудобнее, мы отплываем.

Ведущий(смотрит в подзорную трубу) : Бросить якорь! Первая пристань, к которой мы причалили, называется Геральдика. Геральдика — это наука о составлении и изучении гербов.

Геральдика: Приветствую вас, меня зовут Геральдика. А кто из вас знает, что такое герб? Герб в переводе с иностранного означает «наследство».

Это отличительный знак, эмблема государства, города или человека. Герб изображают на щитах, монетах, печатях, знаменах.

(Детям предлагается посмотреть отрывок из фильма «Крестоносец», обращая внимание на щиты древних воинов.)

Ведущий:

Вот кони понесли и, наконец, С бойцом вплотную съехался боец.

На середину комнаты выходят два ребенка-рыцаря в одинаковых доспехах, но с разными щитами. Они сражаются.

Ведущий: Где жили рыцари? (В замках.) Давайте соберем все вместе такой замок.

(Дети из заранее подготовленных деталей собирают конструкцию рыцарского замка .)

Ведущий: Чем отличаются эти два рыцаря друг от друга? С виду они одинаковы, но присмотритесь к их щитам. Они разные.

И как бы рыцарь не был скрыт под доспехами и шлемом, по знаку-гербу всегда можно было узнать имя сражающегося. Такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну, потом от внука к правнуку. Это был уже не знак одного рыцаря, а целого рода, и он стал называться гербом.

Наши мальчики на День защитника Отечества будут рыцарями. Давайте придумаем и изготовим для них гербы.

(Дети делятся на две команды. Первая команда — «Рыцари Сердца», вторая команда — «Рыцари Руки».)

Ведущий: Уже давно исчезли рыцари, а гербы не только остались, их становилось все больше и больше! Зачем же они нужны, если не стало рыцарей, скрывающих свое лицо под забралом? А вот для чего.

Герб уже имел другое значение (показывает различные гербы) : он указывал на то, что его владелец — знатный человек, граф, барон или князь. Эти знаки стали украшать ворота замков, дверцы карет, рукоятки шпаг. Появились особые правила, в которых говорилось, кто может иметь свой герб.

Геральдика: С давних времен на лицевой стороне монеты принято было помещать герб, как символ принадлежности к определенному государству. Посмотрите на российские монеты. На них тоже имеется герб — двуглавый орел.

Ведущий: Сейчас гербом нашего государства является двуглавый орел (показывает) . Он пришел к нам из древней Византийской империи.

Геральдика: Гербы есть и у городов. Герб — это отличительный знак города, на котором показаны его особенности. У города Красноярска вот такой герб (показывает) . Этот герб нарисовал Валерий Александрович Григорьев.

Лазоревый столб на гербовом щите символизирует реку Енисей, андреевская лента — образ водного богатства Сибири. Лев — символ гордости и храбрости, серп и лопата в его лапах — плодородие недр и могущество сибиряков, кедровая ветвь с именами — принадлежность к Сибири.

Дубовые листья — символ губернской власти. Орденские ленты напоминают о трех орденах, которыми награжден Красноярский край.

Ведущий: А теперь прошу всех снова подняться на борт нашей ладьи. Мы продолжаем наше путешествие по стране Гардарика. Попрощаемся с Геральдикой, так как у нее много важных дел.

Теперь мы плывем в гости к маркизу де Флагу.

Маркиз де Флаг: Здравствуйте, гости дорогие, рад вас видеть. Я начну свой рассказ с истории, главным героем которой был флаг. Эту историю мне рассказал мой давний друг писатель Жюль Верн.

Он написал историю «Флаг Родины». Один гениальный изобретатель, живший во Франции, продал разработанное им оружие страшной разрушительной силы кучке пиратов, которые хотели завоевать весь мир.

Но в тот момент, когда к пиратскому острову подошла эскадра военных кораблей, изобретатель увидел флаг своей страны и не смог направить оружие против своих соотечественников. Если бы корабли вовремя не подняли свои флаги, то наверняка были бы уничтожены этим мощнейшим оружием.

Флаги, так же как и гербы, имеют военное происхождение. У каждого рыцаря, герцога, графа и, конечно же, короля был свой флаг. На полотнищах изображались личные гербы, флаги были разных цветов и оттенков. Необычные знамена были у древних воинов — скифов.

Они были... надувные (показывает) . Это был длинный мешок, формой напоминавший дракона — с пастью, ногами, хвостом в виде рукавов. На ветру он надувался и должен был пугать врагов. С флагами связано много любопытных историй. Вот одна из них.

На знамени арагонских королей — так называется область в Испании — было пять красных полос на темном фоне. Согласно легенде, первый властитель на этой земле, после тяжелой битвы с арабами вложив меч в ножны, вытер свои окровавленные руки о свой позолоченный щит, и на нем остались пять полос красного цвета (можно показать сценкой) . Этот эпизод и отражен в расцветке флага. Позднее эта же символика стала основой государственного флага Испании. Правда, полос на нем осталось только две (показывает флаг) .

Ведущий: Маркиз де Флаг, не будете ли вы столь любезны рассказать нашим юным путешественникам о российском флаге?

Маркиз де Флаг: С удовольствием! Трехцветный российский флаг появился при императоре Петре I. На Руси всегда считалось, что красный цвет символизировал отвагу, героизм и великодушие. Синий — небо, верность, духовность, веру.

Белый — мир, чистоту, благородство. Сейчас над Россией снова гордо реет бело-сине-красный флаг.

Ведущий: А есть ли свой флаг у города Красноярска?

Маркиз де Флаг: Да, есть. Он был изготовлен к 375-летию города. Вот посмотрите (показывает и описывает) . Вот такой красивый флаг у города Красноярска.

Игра «Найди флаг»

Детям предлагается разделиться на две команды по три человека в каждой. Одна команда ищет флаг России, вторая команда — флаг Красноярска.

Первый ребенок выбирает из множества разных флагов нужный и несет его второму участнику, второй бежит и привязывает его к флагштоку, третий — поднимает. Кто выполнит задание первым, тот и победил.

Ведущий: Спасибо Маркизу де Флагу за чудесный рассказ. Надеюсь, путешественники не устали? А то у нас впереди еще один небольшой городок. Ну что, поплыли дальше?

Внимание, внимание! Бросить якоря. Мы причаливаем к последней в нашем путешествии пристани.

Нашим гидом будет основатель городка Гимнос.

Гимнос: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гимнос, что в переводе означает восхваление, торжественная песнь, или гимн. В Древней Греции гимны слагали богам и великим героям. У разных объединений людей могут быть свои гимны.

Есть гимны государственные, военные и даже школьные. Многие поэты посвящали торжественные стихи своей Родине, позже некоторые из них обретали музыку и становились гимном. Слова государственного гимна России несколько раз менялись, но музыка осталась той же.

А сейчас предлагаю поиграть.

(Дети делятся по желанию на две команды. Им предлагается собрать разрезные картинки из книги С. Михалкова «Дядя Степа». Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.)

Гимнос: Кто знает, из какого произведения эти иллюстрации? А кто написал «Дядю Степу»? А вы знаете, что именно поэт Сергей Михалков написал слова государственного гимна России?

А музыка для гимна написана композитором Александровым. А кто из вас знает, в каких случаях исполняется гимн? Молодцы!

Гимн исполняется в самых торжественных случаях: при поднятии государственного флага, при вручении государственных наград, при встрече иностранных гостей. При исполнении гимна люди встают (включает запись гимна) .

Ведущий: Вот, оказывается, какие у нашей страны и города символы. А наше путешествие подошло к концу. До новых встреч!

Г. С. ШИМОХИНА,воспитатель подготовительной группы детского сада № 306, г. Красноярск

МАШИНА ВРЕМЕНИ

(Игра-представление для детей от шести лет)

Оборудование: изображение гербов разных эпох, разрезанная картинка, карточки с буквами, ящик, сверток, костюмы участников.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из символов нашего государства — гербом. Герб — это официальная эмблема государства, которая изображается на печатях, бланках, денежных знаках. Появился герб очень давно.

В разные времена герб России выглядел по-разному, и, для того чтобы узнать его историю, мы отправимся в путешествие во времени. А поможет нам в этом Машина времени. Итак, в путь.

Гаснет свет. Звучит громкая музыка. Включается свет. Дети прячутся. На троне — царь Иван III. Рядом писарь.

Царь: Ну вот, Степан, иго татаро-монгольское мы одолели, теперь, думаю, надобно какой-то знак особенный сделать, чтобы у государства Московского от других отличие было. Значит, так, на печати нашей орел будет двуглавый, с царскими коронами. Пиши, Степан, приказ и дату поставь: года сего 1497.

(Царь и писарь уходят.)

Воспитатель: Ребята, это был царь Иван III. Он первым получил титул «Государь всея Руси». Именно во времена его царствования появился первый герб.

Отправляемся дальше.

Свет гаснет, звучит музыка. Свет снова включается.

Воспитатель: Куда мы попали сейчас?

Царь: Кто посмел нарушить мой покой? Всех казнить!

Воспитатель: Ребята, кажется, я поняла, это царь Иван Грозный. С ним надо поосторожней… Пощадите нас, дорогой царь. Мы к вам прибыли из будущего.

Царь: А чего вам надобно?

Дети: Хотели узнать, каким был герб российского государства в твое время.

Царь: Ну что ж, расскажу вам про герб. Только выполните прежде мое задание. Справитесь — отпущу с миром, нет — велю всех на кол посадить.

Из букв, мною выданных, сложите название столицы нашей великой.

Дети из карточек с буквами выкладывают слово «Москва».

Царь: Ладно, мозговитые вы оказались. Смотрите и запоминайте. Соединил я орла двуглавого с древним княжеским символом Москвы — всадником, поражающим змия.

А орла окружил фигурами, которые являются символами русских земель. Понятно?

Дети: Понятно, спасибо!

Царь: А теперь ступайте прочь!

Гаснет свет. Над столом склонился царь Алексей Михайлович.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Государь, издалека мы прибыли к тебе. Снизойди до нас: расскажи про герб российский и покажи его, чтобы ребята историю нашу знали.

Царь: Рассказать — расскажу, а вот показать не получится. Сломали нам герб, а как опять собрать — ума не приложу.

Дети собирают разрезанную картонку с изображением герба.

Царь: Молодцы! Ну вот, смотрите. Три короны — это три покоренных нами царства: Казанское, Астраханское, Сибирское. У орла крылья распростертые, а в лапах у него — держава и скипетр. Скипетр — это жезл, украшенный резьбой, символ царской власти.

Держава — золотой шар с крестом наверху.

Дети благодарят Алексея Михайловича, прощаются. Гаснет свет. Входит Петр I.

Петр I: Здорово, орлы! С чем пожаловали?

(Дети отвечают.)

Петр I: Все узнаете, только сначала загадки мои отгадайте:

На горе-горушке

Материал с сайта dob.1september.ru

Другие статьи по теме:

  • Амплификация развития дошкольника это

    Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития Понятие «amplification» переводится с английского языка на русский, как «сильное увеличение, мощное усилен...

  • Развитие волевой сферы дошкольника

    Содержание Введение Глава 1. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника и ее развитие .1 ­моционально-волевая сфера 1.2 Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника Глава 2. ­ксперимен...

  • Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Познавательное развитие дошкольников

    Познавательно-речевое развитие дошкольников Познавательно-речевое развитие дошкольников Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Развитие познавател...

  • Развитие эмоционально волевой сферы дошкольника

    Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры» Актуальность. М...

  • Комплексный подход к развитию личности дошкольника

    Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для р...

  • Личностное развитие дошкольника

    Обобщение опыта работы по теме «Социально — личностное развитие дошкольников» Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в...

  • Коммуникативное развитие дошкольников

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников Социально-коммуникативное развитие дошкольников Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверст...

  • Диагностика социально коммуникативного развития дошкольников

    Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...

  • Эмоциональное развитие дошкольников

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Этапы развития игровой деятельности дошкольника

    Развитие игровой деятельности в раннем возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №20" г. Сергиев Посад Московской области. Материал...

  • Методы способствующие социальному развитию дошкольника

    «Игра в социальном развитии детей дошкольного возраста» Как отмечал известный психолог Леонтьев А. Н. «Личностью не родятся, личностью становятся». Я познакомлю вас с тем, как происходит становле...

  • Духовно нравственное развитие дошкольников

    Духовно-нравственное развитие дошкольников путем педагогического проектирования ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДУХОВНОСТЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ. ДЕТИ» (духовно-нравственное развитие дошкольников через социальн...