Старшего дошкольного возраста предмет исследования

Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему «Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх».

В старшем дошкольном возрасте складывается устойчивый интерес к совместной деятельности со сверстниками. Из всей двигательной деятельности наиболее интересна для детей подвижная игра (П. Ф. Лесгафт, Е. А. Аркин, А. П. Усова, Н. В. Полтавцева и другие). Участвуя в подвижной игре, ребенок проявляет высокую двигательную активность, мобилизует свои волевые качества для достижения успеха, демонстрирует смекалку. Проблема воспитания самоорганизации у детей дошкольного возраста это по существу проблема становления самостоятельной, активной личности и формирование детского коллектива.

В связи с этим выделяется противоречие между: необходимостью воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.

Данное противоречие обусловили актуальность проблемы исследования и определили цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и практической реализации педагогической технологии воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

СЛ. 2 Объект исследования: процесс воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогическая технология, способствующая воспитанию самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

СЛ. 3 Гипотеза исследования: представлена Вашему вниманию на слайде.

СЛ. 4 Исходя из определения цели и формулировки гипотезы в исследовании, были поставлены следующие задачи представленные вашему вниманию на слайде.

СЛ. 5 Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов, представленных Вашему вниманию на слайде.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

• Уточнено понятие «самоорганизация» применительно к детям старшего дошкольного возраста, которое проявляется в способности ребенка организовать собственное поведение в какой-либо деятельности и как умение организовывать совместную деятельность со сверстниками.

• Разработана педагогическая технология, направленная на воспитание самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения подвижных игр.

СЛ. 6 Изучение педагогической технологии ведется учеными в разных аспектах.

Изучается совокупность методов (В. М. Шепель) ; теория и практика осуществления технологических подходов к образованию (П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Ю. К. Бабанского, Л. Я. Зориной, В. П. Беспалько) ; совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе средств и форм (В. В. Давыдов) ; игровые технологии.

СЛ. 7 Также в теоретической главе мы рассмотрели проблему воспитания самоорганизации у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.

В педагогике самоорганизация рассматривается:

-как способность ребенка организовывать собственное поведение в какой-либо деятельности

-как умение организовывать совместную деятельность со сверстниками.

Самоорганизация включает разные свойства личности: самостоятельность, организованность, целенаправленность, ответственность.

В психолого-педагогической литературе эти свойства личности относят к волевым чертам характера.

Проблемой воспитания самостоятельности в подвижных играх занимаются такие ученые, как Л. Карташова, М. Н. Емельянова, Э. Я. Степаненкова, Н. В. Полтавцевой, И. В. Калининой, Н. А. Гордова др.

Вторая глава посвящена опытно-поисковое исследование реализации педагогической технологии воспитания у детей старшего дошкольного возраста самоорганизации в подвижных играх.

Исследование проводилось на базе МАДОУ «Чебурашка» города Когалым, Тюменской области, ХМАО – Югры. В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста, 6 педагогов ДОО и 16 родителей.

СЛ. 8 В ходе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи, представленные на слайде.

СЛ. 9 Для выявления уровня самоорганизации в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста, мы предлагали детям организовать и провести знакомую подвижную игру.

Уровень сформированности самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения подвижной игры, представлен в гистограмме на слайде.

Таким образом, как видно из гистограммы уровень сформированности самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх находиться в основном на среднем и низком уровнях.

СЛ. 10 Для решения второй задачи, с целью определения состояния работы педагогов по воспитанию самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх нами было проведено анкетирование воспитателей, а также методиста по физической культуре, в ходе которого, мы надеялись выяснить отношение педагогов к изучаемой нами проблеме. В анкетировании участвовало 4 воспитателя, и методист по физической культуре. Результаты анкетирования представлены на слайде.

Таким образом, анкетирование показало, что: педагоги ведут определенную работу по воспитанию самоорганизации у дошкольников; демонстрируют знания по изучаемой нами проблеме, однако мало внимания уделяют воспитанию самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

СЛ. 11 Параллельно нами было проведено анкетирование родителей. В анкетировании приняли участие 20 родителей. Анализируя анкеты, мы увидели, что родители понимают важность воспитания самоорганизации у детей, однако в большинстве случаев инициаторами игр являются дети. Результаты представлены на слайде.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента, позволили нам подойти к разработке педагогической технологии, направленной на воспитание самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения ими подвижных игр.

СЛ. 12 Разработанная нами педагогическая технология предполагала использовать определенную этапность, которая представлена на слайде.

Нами было выявлено, что значительное влияние на воспитание самоорганизации в играх оказывает общение детей между собой. Обычно игры в небольшой группе бывают более продолжительными и более подвижными, чем одиночные. В свою очередь введение в игровую деятельность детей коллективных подвижных игр увеличивает продолжительность общения детей.

СЛ. 13 Разработанная нами педагогическая технология предполагала организацию совместной деятельности не только с детьми, но и с педагогами и родителями дошкольников.

Методическая работа с педагогами включала в себя проведение следующих мероприятий, которая представлена на слайде.

В результате проведенной работы педагоги чаще стали использовать подвижные игры для воспитания самоорганизации у дошкольников, что сделало их работу более продуктивной, а так же интересной.

Формирующая часть эксперимента предусматривала так же взаимодействие с родителями.

Мы провели консультацию для родителей на тему: «Многообразие подвижных игр в воспитании дошкольников». На выбор темы повлиял результат констатирующего эксперимента, где выяснилось, что дети практически не играют в подвижные игры в домашних условиях. Консультация познакомила родителей с новыми подвижными играми, в которые они могут играть со своими детьми в выходные дни, при выезде на природу, на дачу.

Таким образом, на формирующем этапе эксперимента нами был сделан акцент на реализацию в практике ряда выявленных ранее условий, необходимых для развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы проверить эффективность разработанной педагогической технологии по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста самоорганизации в подвижных играх, нами был проведён контрольный этап эксперимента.

СЛ. 14 С целью фиксации изменений, был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого применялись те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте.

Исходя из анализа нашего наблюдения, были получены следующие результаты представлены на слайде.

Таким образом, полученные на контрольном этапе эксперимента результаты доказывают эффективность разработанной педагогической технологии по воспитанию самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

СЛ. 15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-ahipova_ocdom.pptx | 187,16 Кб | Скачан: 2
www.maam.ru

Развитие звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

.2 Психофизиологический и лингвистический аспекты проблемы

.3 Звукопроизношение как проблема современной логопедии

.4 Программы и методики, основные направления работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Выводы

Глава 2. Организация экспериментального исследования нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с ЗПР

.1 Организация и содержание экспериментального исследования

.2 Организация и содержание констатирующего эксперимента

.3 Комплекс игровых упражнений по развитию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

.4 Анализ результатов формирующего эксперимента

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

звукопроизношение дошкольный ребенок

Актуальность исследования

Речь является первостепенным фактором успешного существования человека в обществе. Речь - это не только способ общения и коммуникации, но и средство освоения человеком многообразия психической и социальной жизни с самого рождения.

В этой связи крайне важно наличие у человека способности к правильной речи, полноценному использованию своих речевых способностей в обществе. ­тому могут помешать распространенные в последнее время нарушения и отклонения в речевом развитии, в частности в звукопроизношении. Причины данных отклонений могут быть различны.

Условно их можно разделить на врожденные и приобретенные. Они могут серьезно осложнить жизнь человеку, особенно ребенку, помешать полноценному вхождению в социальный мир. Одной из причин нарушения звукопроизношения выступает задержка психического развития.

Термин задержка психического развития предложен М. С Певзнер. Данный феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Исследованием задержки психического развития в разное время занимались К. С. Лебединская, Л. К. Боченкова, А. В. Личко, В. В. Ковалев, И. Ю. Кулагина, Л. В. Кузнецова, М. С. Певзнер и др. Многоаспектность заболевания определяет разноплановость направлений исследований, количество прикладных разработок, интерес к проблеме со стороны психологии, педагогики, медицины.

Отдельным направлением в исследовании проблемы задержки психического развития является поиск эффективных инструментов ликвидации неблагоприятных сторон заболевания, усиления ресурсов к развитию человека, нивелированию отрицательных последствия болезни.

Выбор наиболее эффективного инструмента должен быть обусловлен особенностями развития человека в конкретный период его жизни с учетом психофизиологических особенностей развития на той или иной возрастной стадии.

Актуальность темы дипломной работы: выбранная тема выпускной квалификационной работы является актуальной в связи с тем, что в настоящее время работ, посвященных комплексному исследованию проблемы диагностики и коррекции нарушений звукопроизношения практически нет. Существуют лишь отдельные публикации, рассматривающие ту или иную сторону этого обширного вопроса.

Цель исследования: обосновать необходимость организации логопедической работы как средства развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

Выявить особенности развития навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;

Составить комплекс игровых упражнений как основы логопедической работы по развитию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;

Проверить эффективность состояния комплексов игровых упражнений.

Гипотеза: процесс развития навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения организовать логопедическую работу, основанную на комплексе игровых упражнений.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Предмет исследования: логопедическая работа по развитию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость работа обусловлена дефицитом подобных исследований в профессиональном педагогическом сообществе, возможностью использования данного исследования в качестве методических рекомендаций к организации коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Практическая значимость работы обусловлена наличием проработанной эмпирической части, описывающей опыт экспериментального исследования влияния игровых занятий на развитие звукопроизношения старших дошкольников с ЗПР.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

В первой главе определены теоретические основы развития звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Во второй главе опис

s

Источник studsell.com

Цель данного этапа- выявить изменения в уровне развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты наблюдений

У детей появились положительные изменения. Дима Г. стал чаще соблюдать правила игр. Поведение Жанна Г. стало менее импульсивным. Соня Д. стала чаще доводить начатое дело до конца, что свидетельствует о тенденции к повышению уровня волевых качеств. Денис К. почти всегда стал соблюдать правила игры. У Алина О. видна положительная динамика, т.к она стала чаще доводить начатое дело до конца.

Остальные дети Данила А., Егор Д., Полина Е., Вася И., Женя К., Соня., Наташа К., Ксения Л., Настя Л., Денис П., остались без изменения.

В ходе проведенной исследовательской работы появилась положительная динамика в развитии волевых качеств у некоторых дошкольников. В этом случае можно утверждать, что включение дошкольников в специально подобранные игры-ситуации оказывает положительное влияние на формирование волевых качеств дошкольников.

Полученные результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

Памятка Родителям «Как развивать волевые качества у ребёнка»:

- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

- направлять, помогать в достижении цели;

- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

- учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.

- спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять) .

Заключение

Развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего воспитания и обучения ребёнка. Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям воспитателя и родителей, требованиям воспитательной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.

Список использованной литературы

1. Л. Божович Личность и ее формирование в детском возрасте 2009. -400 с.

2. Быков А. В., Шульга Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1999.-168с.

3. Быков А. В., Шульга Т. И. Эмоционально-волевая регуляция как вид психологической готовности человека к обучению. Монография.- М. Издательство МГОУ, 2012.- 142с.

4. Б. С. Волков, Н. В. Волкова Детская психология. От рождения до школы Издательство: Питер,2009.- 24с.

5. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2006.-208с.:ил.- (Серия «Учебное пособие») .

6. Сидячева Н. В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе: Дис. … канд.психол.наук. — М., 2006.-153с.

7. Сорокоумова А Е Возрастная психология: / А Е Сорокоумова — СПб: Питер, 2009–207 с.

8. Шульга Т. И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников.// Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки».-№ 1.-2012.-М.:Изд-во МГОУ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробней nsportal.ru

Развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение

Глава 1. Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе

1.1 Мотивационно-потребностная сфера личности

1.2 Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников

1.3 Мотивационная готовность к обучению в школе

Глава 2. ­кспериментальное изучение мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста

2.1 Цель, задачи, организация экспериментального исследования

2.2 Результаты экспериментального изучения мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Литература

Введение

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации .

Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятием мотива и мотивации.

­ти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют себя вести определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.

Термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. ­то совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив так же можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множества диспозиций.

Проблема готовности детей к школе одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Начало обучения в школе новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности учебной.

Готовность к школе рассматривается как выражение новообразований дошкольного возраста, которое обеспечивают, в дальнейшем адаптацию ребенка к условиям школьного обучения.

Мотивационная готовность это есть зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности. Особое значение придается развитию познавательной мотивации и мотивации достижения, т.е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата .

Целью нашего исследования является изучение особенностей мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследованияявляется мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.

В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста характеризуется преобладанием внешней мотивации и недостаточной сформированностью внутренней позиции школьника.

Основными задачами исследования выступили следующие:

1. Теоретически обосновать проблему исследования в психолого-педагогической литературе.

2. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение мотивационной готовности к обучению в школедетей старшего дошкольного возраста и определить критерии оценки полученных результатов.

3. ­кспериментально изучить особенности мотивационной готовности к обучению в школедетей старшего дошкольного возраста.

4. Интерпретировать полученные результаты экспериментального изучения мотивационной готовности.

В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования: теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования) ; экспериментальный метод (констатирующий эксперимент) , количественный и качественный анализ полученных результатов.

Организационная база исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №73 г. Череповца Вологодской области.

В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе

1.1 Мотивационно-потребностная сфера личности

Любая форма поведения может быть объясн

s

Читать далее studsell.com

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте

1.1 Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников

1.2 Основные направления и принципы развития воображения

1.3 Описание развивающей программы игр и упражнений (разработанной автором)

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников

2.1 Характеристика выборки исследования

2.3 Анализ результатов собственных исследований

2.4 Анализ результатов контрольного этапа

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов.

Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения, Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд) . При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка) .

Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм) . К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов.

Представители третьего подхода (Т. Рибо, А. Бэн) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек) .

В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, и др.) , а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися "творческими": конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

С. Л. Рубинштейн и др. посвятили свои исследования изучению механизмов воображения. Однако проблема индивидуальных особенностей развития воображения ими практически не рассматривалась.

Наш подход к данной проблеме основан на результатах исследований, проведенных под руководством А. В. Запорожца и др., в которых было показано, что освоение детьми разнообразных средств приводит к развитию различных психических функций, в том числе и воображения. Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.

Основная цель исследования: выявить влияние игр и упражнений, направленной на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

В качестве объекта исследования выступают старшие дошкольники.

Предмет - психолого-педагогические условия развития воображения дошкольников.

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

раскрыть сущность понятия "воображение", выявить его функции;

охарактеризовать виды и формы воображения;

описать психологические механизмы или приемы создания образов воображения;

применить специальную учебно-методическую программу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезы исследования. Проведение развивающих игр и упражнений, направленных на овладение различными видами опосредствования, приводит к развитию у дошкольников возможности выходить за пределы использования стратегий, характерных для каждого вида воображения, при сохранении доминирования одного из его видов (познавательного или эмоционального) .

Методы исследования:

теоретический анализ проблемы;

формирующий эксперимент (в форме развивающих игр и упражнений с детьми старшей труппы) ;

констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление индивидуальных особенностей развития воображения и фиксацию результатов, достигнутых после проведения развивающих занятий;

методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Выборочная совокупность: 40 человек: воспитанники старших массовых групп ТМДОУ " ЦРР - детский сад "Белоснежна".

Практич

Ссылка на источник studsell.com

Содержание

Введение

Глава 1. Психологические основы усвоения правовых знаний детьми дошкольного возраста

.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста

.2 Специфика правосознания детей дошкольного возраста

.3 Факты, влияющие на формирование правосознания дошкольников

.4 Правовая социализация как процесс формирования правовых знаний

Глава 2. Формирование правовой социализации детей дошкольного возраста в процессе правового воспитания

.1 Понятие Правовое воспитание, его содержание и особенности

.2 Правовое воспитание в условиях ДОУ

.3 Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания

Глава 3. Исследование правовой грамотности детей старшего дошкольного возраста как элемента правовой социализации

.1 Организация исследования

.2 Анализ результатов исследования

.3 Рекомендации по проведению занятий, направленных на развитие правовой грамотности дошкольников

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

правовое воспитание дошкольник

Актуальность. Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесса формирования заложено овладение определенными ценностно-нормативными знаниями, которые старший дошкольник может усваивать в виде представлений, обеспечивающих становление гуманной личности, развитие нравственно-правовой культуры, социально приемлемого поведения.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Анализ литературы показывает, что в современной науке к изучению правового воспитания выделяется несколько подходов. Так, одни ученые рассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как систему норм, выражающих государственные веления (С.

С. Алексеев, Л. С. Явич, и др.) , правосознание как сферу духовного отражения всей правовой действительности, (И. А. Ильин, В. И. Каминская, П. И. Новгородцев, А. Р. Ратинов и др.) , нравственность как внутренний регулятор правомерного поведения (B.C. Олейников) .

Другие же акцентируют внимание на правах человека как общечеловеческой ценности (В. А. Караковский, М. А. Лазутова, Е. А. Лукашева, Г. В. Мальцев, А. Ф. Никитин, З. К. Шнекедорф и другие) , на моральных и нравственных ценностях (А.

Н. Гусев, Ю. М. Смоленцев, А. Н. Титаренко и др.) , на нравственно-правовом воспитании школьников (Г. П. Давыдов, Г. А. Кузнецов, О. Г. Шапиева и др.) , правовом воспитании студентов (И. А. Дерягин, Ю. П. Козюбра) .

В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. С. А. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.

Вместе с тем, анализ исследований показал, что проблеме формирования нравственно-правовых представлений старших дошкольников в системе дошкольного образования уделено недостаточно внимания. В связи с этим, рассмотрение данной проблемы является актуальным в силу повышения требований общества к нравственно-правовой культуре, социализации дошкольников в современных условиях.

Проблема нашего исследованиязаключается в необходимости научного изучения уровня правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и возможности формирования у них нравственно - правовых представлений в системе дошкольного образования.

Объект исследования: правовая грамотность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования нравственно - правовых представлений в системе дошкольного образования.

Гипотеза исследования: заключается в том, чтоу детей старшего дошкольного возраста достаточно низкий уровень правовой грамотности и для того, чтобы обеспечить успешную правовую социализацию этих детей, необходимо использовать познавательно - развивающие занятия, направленные на усвоение элементарного нравственно - правового знания как объективной потребности для достижения социально приемлемого поведения.

Цель исследования: изучение и анализ процесса формирования правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать данные психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Выявить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности правовой грамотности до и после проведения серии занятий по нравственно - правовому воспитанию.

. Составить методические рекомендации и подобрать занятия по нравственно - правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Методологической и теоретической основой явились:положение о связи, единстве, взаимопроникновении обучения, воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса; идея сензитивности различных возрастных периодов к определенным восп

s

Материал с сайта studsell.com

Нарушение двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Содержание

Глава 1. Возрастные изменения опорно-двигательной системы здорового ребенка старшего дошкольного возраста

.1 Общая характеристика старшего дошкольного возраста при нормальном развитии

.2 Характеристика двигательной сферы старшего дошкольника при нормальном развитии

Глава 2. Дизонтогенез опорно-двигательного аппарата ребенка старшего дошкольного возраста, страдающего нарушением интеллекта

.1 Общее представление о нарушении двигательной сферы

.2 Формы нарушения двигательной сферы

.3 Нарушения психики при ДЦП

.4 Коррекционная работа при нарушениях двигательной сферы в старшем дошкольном возрасте

Глава 3. Психолого-педагогические методики, используемые для обучения детей, страдающих нарушением опорно-двигательного аппарата

.1 Психологическая коррекция и развитие познавательной деятельности детей с патологией опорно-двигательного аппарата

.2 Занятия художественного конструирования для всестороннего развития дошкольников с нарушением двигательной сферы

Заключение

Список литературы

Введение

Нарушение интеллекта в большинстве случаев сопровождается аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, так как именно движение осуществляет ту связь с окружающим, которая лежит в основе развития психических процессов. Имеющие место нарушения двигательной сферы у аномальных детей дошкольного возраста препятствуют в дальнейшем приобретению необходимого двигательного опыта, что, в свою очередь, накладывает отпечаток не только на физическое развитие, но сказывается на развитии познавательной деятельности, социализации личности.

Вместе с тем есть все основания полагать, что проблема коррекции двигательных нарушений в процессе физического воспитания аномальных детей-дошкольников данного контингента разработана недостаточно. Актуальность данной работы определялась недостаточной разработанностью вопросов коррекции двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с поражением интеллекта, малоизученностью особенностей физического состояния детей с задержанным развитием.

Объект исследования: процесс воспитания и обучения детей с нарушением психики и интеллекта.

Предмет исследования: двигательные нарушения и их коррекция средствами воспитания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Цель: изучение нарушения двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Задачи:

1. Анализ литературных источников по данной теме;

. Изучение понятия, причин и форм нарушения двигательной сферы дошкольника диагностика;

. Выявление особенностей развития старших дошкольников с нарушением двигательной сферы при нарушенном интеллекте и их психологическая коррекция;

. Исследование методик и программ психологической коррекции при нарушении двигательной сферы;

. Разработка занятия на основе комплексной программы коррекции нарушений детей с ДЦП.

Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс физического и умственного воспитания старших школьников с нарушеним двигательной сферы будет более эффективным при условии использования комплексной программы коррекции, учитывающей особенности их двигательных нарушений.

Методологической основой исследования явились фундаментальные положения физиологии, психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики о роли моторики в физическом и психическом развитии ребенка (В. М. Аксарина, Н. С. Журба, М. М. Кольцова, Е. М. Масткжова, Г. К. Ушаков и др.) ; об общих и специфических закономерностях онтогенеза нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии (Л.

С. Выготский, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, Г. В. Чиркина и др.) ; теория построения движений Н. А. Бернштейна; концепции теории и методики физического воспитания (Б. А. Ашмарин, В. А. Булкин, Л. П. Матвеев, Е. П. Ильин, В. К. Бальсевич) ; концепции адаптивного физического воспитания (С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова) ; принципы коррекционной педагогики и адаптивной физической культуры.

Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы.

Объем работы: 39 листов

Глава 1. Возрастные изменения опорно-двигательной системы здорового ребенка старшего дошкольного возраста

1.1 Общая характеристика старшего дошкольного возраста при нормальном развитии

В старшем дошкольном возрасте (5,5 - 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела.

Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школь

s

Подробней studsell.com

Другие статьи по теме:

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Диплом развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

    Развитие воображения и фантазии у детей среднего и старшего дошкольного возраста Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сто...

  • Старший дошкольный возраст

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высокого уровня.. В основном дети прав...

  • Детей старшего дошкольного возраста гипотеза

    Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпуск...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности старших дошкольников Раздел – Статьи Терашкович Алла Ивановна Воспитатель МБДОУ д\с «Детство» г. Нижний Тагил Свердловской области Возрастные особенности старших дошкольник...

  • Старший дошкольный возраст характеристика

    Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Бурное развитие психодиагностики в 20 в., особенно во второй его половине, привело к накоплению огромного количества ме...

  • Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области личностного и психического развити...

  • Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Культура общения детей старшего дошкольного возраста

    Педагогические условия формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразован...

  • Логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста

    Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста Характеристика сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и...