Условия развития личности в дошкольном возрасте

Опыт работы по проблеме. Развитие творческих качеств личности детей дошкольного возраста на основе хореографического искусства

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я, Радченко Елена Вячеславовна, музыкальный руководитель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Аленушка» представлю вашему вниманию собственный опыт работы по проблеме «Развитие творческих качеств личности детей дошкольного возраста на основе хореографического искусства».

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Время, в которое мы с вами живем, предъявляет свои требования к образовательной деятельности в плане воспитания и развития личности подрастающего поколения. Результатом которых стала президентская инициатива «Наша новая школа», в которой заложен принцип всестороннего развития личности ребенка.

Сегодня сделан акцент на развитие креативных способностей и воображение воспитанников с учетом индивидуальных интересов и склонностей к творческой деятельности. Многообразие и вариативность программ и педагогических технологий открывает больше возможностей перед работниками образования.

Я работаю с детьми дошкольного возраста. А что больше всего любят делать дети? Конечно же, играть, петь рисовать и танцевать. А хореография, как мы знаем, искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения становятся как бы слышимыми. Живописность и графичность поз и положение танцоров роднит ее с живописью и скульптурой. Это позволяет использовать хореографию как средство эстетического воспитания широкого профиля.

Анализ практики художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хореографии в воспитании детей и недостаточно эффективным использованием её на практике.

Решение данного противоречия повлияло на поиск педагогических условий творческого воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий хореографией и выбор темы: «Развитие творческих качеств личности тетей дошкольного возраста на основе хореографического искусства».

Главная идея моего опыта предполагает создание условий для развития у детей стремления к творческому самовыражению, к сознательному овладению движениями, пониманию прекрасного на занятиях по хореографии.

Чтобы достичь данную цель, я поставила для себя следующие задачи:

-на основе анализа педагогической литературы определить научно-теоретические предпосылки необходимых условий в процессе занятий по хореографии;

-обосновать особенности педагогической формы и содержания работы с детьми дошкольного возраста;

-определить необходимые традиционные и инновационные педагогические средства и условия развития на занятиях;

-разработать содержательно-методические рекомендации создания педагогических условий работы с дошкольниками в свободной деятельности для воспитателя;

-апробировать в эксперименте педагогические условия развития творческой личности в детском саду.

Объектом моей работы является процесс развития творческих качеств личности дошкольника.

Предметом выступает хореографическое искусство, как условие развития творческих качеств личности детей дошкольного возраста.

И я предполагаю в своей работе, что развитие творческих качеств личности детей дошкольного возраста будет эффективным в условиях, когда осуществляются:

-учет индивидуальных и психолого-физиологических особенностей каждого ребенка;

-целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса.

Методологической основой моего опыта по данной проблеме служат труды известных российских педагогов и психологов: Выготского, Давыдова, Вагановой и других.

Моя работа основывается на принципах:

-дидактики

-актуальности

-системности

-творчества и успеха.

Работа по данной проблеме проходила в три этапа.

В организационном этапе через диагностику, беседы, наблюдения я выявляла творческий потенциал воспитанников.

Основной этап состоял из двух частей:

В вариативной части дети получали знания, навыки и умения по хореографии. В инвариантной - проводилась исследовательская деятельность по темам: «Успех – это мы! », «Фантазия + движение»

На третьем этапе, аналитико-оценочном, я по результатам диагностики уточняла и корректировала учебно-тематический план, обобщала опыт работы.

Условиями реализации опыта являются: предметно развивающаяся среда, модель обучения, взаимодействие всех субъектов педагогического процесса.

В музыкальном зале и групповых комнатах созданы следующие условия – техническое обеспечение, методические оснащение, дидактический материал, уголки драматизации, изодеятельности, музыкальные уголки, костюмерная.

Модель обучения представлена такими видами деятельности как: занятия, индивидуальная работа, кружковая работа, досуги, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Образовательный процесс я строю по блокам: «Времена года», «Животные», «Игрушки», «Мои родные и я сам», «Как рождается музыка».

В свои занятия я включаю образно-музыкальные этюды, танцевальные импровизации, игры драматизации.

В досуговую деятельность - беседы, видео просмотры балета, фестивали, конкурсы.

А так же музыкально-пантомимические мини-спектакли, музыкальные сказки, мюзиклы.

В хореографической студии «Семицветик» дети получают основы классического танца, изучают народно-сценический танец и бальные танцы.

В индивидуальной работе уделяю внимание развитию чувства ритма, формированию навыков исполнения танцевальных движений и постановке сольных танцев.

Вся работа строится на взаимодействии с педагогическим коллективом нашего детского сада. Итогом этой работы являются интегрированные занятия и развлечения.

Я работаю в тесном контакте не только со своим педагогическим коллективом, но и с организациями нашего города.

Для наших детей организую совместно с педагогами детской школы искусств дни открытых дверей на базе хореографического отделения, проводим совместно концерты.

Интересно и познавательно проходят музыкальные гостиные в детской библиотеке.

Мы активно принимаем участия в мероприятиях районного Дома культуры, а так же в конкурсах по противопожарной безопасности и профилактики детского дорожного травматизма.

В результате проведенной работы:

- Определено конкретное содержание по всем разделам программы с учетом возрастных особенностей развития детей.

- Разработаны критерии (эталоны) для оценки развития

творческих качеств личности дошкольников

- Дети овладели необходимыми знаниями, навыками и умениями, научились понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, по-новому, более активно и сознательно стали относиться к занятиям.

- В результате активного эмоционального знакомства с хореографическим искусством у дошкольников сформировались личностные качества (внутренняя свобода, коммуникабельность, организаторские способности) и художественный вкус (они подмечают и воспринимают прекрасное не только в искусстве, но и в жизни) .

- В процессе систематических занятий по хореографии у детей улучшились показатели физического развития. (Дети приобрели стройную осанку, начали легко, свободно и грациозно

двигаться, избавились от таких физических недостатков,

как сутулость и т. д.) .

-Дети чувствуют эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость стали нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.

- Мои воспитанники занимают призовые места в районных и городских конкурсах.

- Продолжают обучение в хореографических коллективах города.

В дальнейшем планирую опубликовать в СМИ практические рекомендации для работников дошкольного образования по использованию хореографического искусства в детском саду. Создать копилку хореографических композиций для размещения в сети интернет.

Закончить свое выступление хочу словами английского писателя Оскара Уайльда: «Благо, даруемое нам искусством не в том, чему мы в нём научились, а в том, какими мы в нём становимся».

2010год.

www.maam.ru

Развитие личности ребенка дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в условиях дошкольного учреждения

воспитатель Сейтбелялова Р. Р.

Актуальность проблемы. Игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, вызывающая в его психике качественные изменения. В игре ребенком приобретаются социальные навыки общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей.

Психологи рассматривали проблему становления и развития сознания и психики, вводя в неё понятие деятельности. Данный подход во многом поменял представления о движущих силах психического развития и принципы выделения его отдельных стадий. Педагоги среди всех видов деятельности отмечают игровую как ведущую деятельность, в которой формируются основные качества личности. Исходя из социальной сущности игры, они считали необходимым активно руководить детскими играми.

Целью статьи является выявление особенностей влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности ребенка дошкольного возраста в условиях детского сада.

Постановка проблемы. Проблемой развития личности детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся детские психологи – Д. Б. Эльконин [9], Л. И. Божович [1], А. В. Запорожец [3], П. Я. Гальперин, В. С. Мухина. А. Н. Леонтьев [4] отмечал, что важнейшим психологическим новообразованием, возникающим к концу возраста, является соподчинение

мотивов. Л. И. Божович, развивая эту мысль А. Н. Леонтьева, подчеркивала, что у детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Вместе с тем во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие, т. е. опосредствованные по своей структуре, мотивы [7, с. 145]. У дошкольника они опосредствуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях, реализованных в игровой деятельности.

Анализ публикаций. В отечественной психологии и педагогике богатые традиции изучения игры, опирающие на работы Р. И. Жуковской [2], А. В. Запорожца [3], А. Н. Леонтьева [4], Д. В. Менджерицкой [6], А. П. Усовой [8], Д. Б. Эльконина [9]. Сегодня научный уровень исследования развития личности в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории Т. А. Марковой [5, с. 515] и Д. Б. Эльконина [9].

Сюжетно – ролевая игра является ведущей для детей с трех до семи лет. Именно в ней успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности. Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Каждая стадия характеризуется определенным новообразованием в развитии личности ребенка дошкольника.

Опыт работы в детском саду показывает, что младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, трут морковку, моют

посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому пятилетний ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол! ") .

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, являясь ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход в новый период развития. Д. Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребёнка:

1. развитие мотивационно-потребностной сферы;

2. преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка;

3. развитие умственных действий;

4. развитие произвольности действий [9, с. 319].

Основные новообразования развития мотивационно-потребностной сферы определяются эмоционально-действенной ориентировкой ребёнка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра, обеспечивающая отрыв смысла от действия создаёт определённые условия для начала иерархизации мотивов. Соподчинение мотивов является важнейшим новообразованием в развитии

личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность своему поведению ребенка. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом. Если главными становятся общественные мотивы поведения, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающих его на то, чтобы, например, солгать или обидеть другого.

Возможность управлять своим поведением связана с такими действиями, когда цель и мотив не совпадают. Например, по методике Н. И. Непомнящей можно предложить детям изготовить бумажные коврики (цель) в подарок малышам, порадовать их (мотивировать). Как показало исследование, детям в таких случаях нужна образная опора мотива. Это может быть взрослый, который предложил сделать подарок. И даже коробка, в которой понесут коврики. Но без образной опоры, без взрослого и без коробки, просто красить полоски и делать коврики дети подолгу не могут.

Ситуация существенно меняется, если скучному действию придать игровой мотив: не просто убирать игрушки, а поставить на полочки «чтобы все они телевизор смотрели»; не просто собирать разбросанные обрезки бумаги, а собирать «траву для коровки».

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте отдельные игровые действия носят имитационно-обучающий характер. Ребенок данного возраста нацелен на выполнение игровых (имитационных) действий, но не на результат. Уже в среднем дошкольном возрасте появляются взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер. На данном возрастном этапе ребенку важен результат взаимосвязанных действий, а не только действия. В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит подчинение правилам. Этот этап характерен отображением в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество, техника

игровых действий условна. Ребенок в процессе сюжетно-ролевой игры учится полноценному общению со сверстниками, учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо". В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо) ; формируются новые мотивы и потребности (игровые мотивы, потребность в самостоятельности) .

Литература:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : инфра-М, 1998. – 126 с.

2. Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского cада, - М. : Просвещение, 1989. – 57 с.

3. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. К. : Либедь, 1998. – 356 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Педагогика, 1975. – 315 с.

5. Маркова Т. А., Тумакова Г. А. Учите детей в игре. М. : Просвещение, 1983. – 515 с.

6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. /Под ред. Марковой Т. А. [Текст]. - М. : Просвещение, 1982, – 439 с.

7. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

8. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/Под ред. А. В. Запорожца. - М. : Просвещение, 1976. – 96 с.

9. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

www.maam.ru

Развитие личности ребенка в раннем и дошкольном возрасте: факторы и условия, особенности по этапам (годам) и возможные отклонения | deti.Baby-Calendar.ru

Развитие личности ребенка – это сложный процесс, зависящий от физического развития и социальной среды вокруг. Этот процесс происходит не равномерно, отличаясь то высоким темпом, то постепенным и медленным развитием. В каждом возрасте свои особенности и потребности, в том числе в социуме и родительском внимании.

информацияОчень активные изменения в личности и психике ребенка происходят в дошкольном возрасте (до семи лет) . Дети начинают познавать социальные отношения, свое место в них и роли взрослых людей в обществе.

Появляется возможность сравнения себя с другими детьми, а в старшем дошкольном возрасте начинает появляться объективная самооценка.

Этапы развития личности детей от младенчества до7 лет

Ниже описаны особенности личностного развития ребенка в разном возрасте.

От рождения до года

В возрасте от 1 до 12 месяцев приобретаются осознанные эмоции. Поначалу они имеют безусловно рефлекторную природу, то есть ребенок реагирует плачем и криком на любые раздражители, будь то холод, голод и т.п.

Затем, после 6 месяцев, ребенок реагирует на лица близких людей и на знакомые вещи, радостно воспринимает знакомые игрушки. После 10 месяцев возможны появления ревности по отношению к другим детям и родителям.

дополнительноВ этом возрасте формируется также и влияющий на последующую коммуникацию уровень доверия к людям в зависимости от количества положительных эмоций, полученных от общения с ними.

Дети, которых любят, кормят, держат в тепле и уюте, понимают, что миру можно доверять. Однако в более старшем возрасте это впечатление легко разрушить негативной обстановкой в семье и ближайшем обществе.

От 1 до 2 лет

В возрасте 1-2 лет у ребенка развивается самостоятельность на основе возросших физических способностей. Дети активно ползают, ходят, играют и изучают окружающий материальный мир путем собственных проб и ошибок.

В основном ребята с радостью и гордостью за свои достижения делают все сами: пользуются столовыми приборами, разворачивают конфеты, убирают вещи. Очень важно на этом этапе мягко подталкивать карапуза к новым действиям, но при этом не торопить его, а дать почувствовать собственные силы.

От 3 до 5 лет

В возрасте от 3 до 5 лет проявляется воображение, ребенок отходит от простого подражания действиям взрослых. Он научился многим навыкам и использует их в новом качестве. Фантазия открывается и в речи, и в шалостях, в выдумках малыша.

Он рад делиться всеми своими достижениями со взрослыми и ждет безусловного одобрения своих действий.

Возраст 3 лет считается кризисным, переломным в развитии личности, в это время реакция родителей на проделки может вызвать сильные изменения в мировоззрении.

советНеобходимо объяснить основы того, что хорошо и плохо, установить непреклонный родительский авторитет, но и не «забить» активность ребенка. Нужно дать ему почувствовать себя взрослым, возложить на него небольшую ответственность и дать свободу действий.

От 5 до 7 лет

С 5 до 7 лет дети приобретают логическое мышление, способны играть в игры с ограниченными правилами, заниматься делами поочередно и делить все поровну. Особенности развития личности ребенка на данном этапе: они учатся всему новому, подхватывают всю новую информацию и очень быстро ее запоминают. Стремятся к пониманию устройства вещей и способов их использования.

У многих детей появляются свои увлечения, особенно в старшем дошкольном возрасте. Они рисуют, танцуют, поют, готовят и мастерят разные безделицы. Родители должны понимать и принимать любую их деятельность.

Даже несмотря на возможные проблемы типа неряшливости выполнения и бессмысленности. Критика может вызвать чувство неполноценности и потерю интереса к какой-либо деятельности и дальнейшему развитию.

Отклонения в развитии личности

Отклонения в развитии личности детей, выросших в полноценной и гармоничной семье, встречаются нечасто, но если это произошло – в любом возрасте есть те «тревожные звоночки», которые дадут знать внимательному родителю, что что-то идет не так.

До 1 года

В младенчестве стоит обращать внимание на эмоции. Малыш должен оживляться в присутствии матери и знакомых ему людей, реагировать на их действия положительными эмоциями либо плачем, апатия не является нормой.

информацияОбычно в возрасте трех месяцев у детей появляется улыбка и четкая мимика, которую они также демонстрируют в ответ на различные внешние раздражители.

От 1 года до 5 лет

В возрасте одного года и далее ребенок должен демонстрировать быструю смену эмоций, «заражаясь» ими от других людей. Эти состояния не должны длиться долго, быстро сменяя друг друга.

Также дети в этом возрасте начинают по-разному реагировать на разных людей, родители вызывают у него более яркие чувства. Ребенок хорошо реагирует на новые вещи и игрушки, не зацикливается на одной и не проявляет излишней осторожности к явно безопасным предметам.

Апатия и затяжные «депрессии», не соответствующие уровню испытанного стресса, являются отклонением от нормы формирования личности ребенка. Например, если простое наказание, вроде «шлепка» ввергает малыша в долгий плач и расстройство, то возможно, у него нарушена эмоциональная саморегуляция. Этот психологический механизм в будущем позволяет избавляться от плохих эмоций.

От 5 до 7 лет

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь сопереживать, понимать эмоции других людей или даже книжных персонажей и переживать их. При прочтении сказки дети часто вживаются в главного героя книги и испытывают все эмоции вместе с ним. Иначе это называется эмоциональной децентрацией и является чрезвычайно важным показателем в развитии личности ребенка, так как в будущем оказывает сильное влияние на социальное и межличностное развитие человека.

дополнительноТакже ребенок должен уметь понимать и откликаться на чувства близких людей. Он видит, что мама в хорошем или плохом настроении, устала или активна и реагирует на это соответственно.

Вообще дети с заторможенным проявлением эмоций и малой активностью, по крайней мере, в дошкольном возрасте, должны вызвать настороженность у родителей. Не стоит сразу впадать в панику и отчаяние, ведь это всегда поправимо.

Стоит помнить, что в тяжелых случаях никто не поможет лучше, чем профессиональный психолог. Не стоит бояться посещений врача и считать их излишними, ведь психологические отклонения не менее опасны, чем физические.

Читать далее deti.baby-calendar.ru

ЛЕКЦИЯ 9. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. - Студопедия

Читайте также:

1. Условия развития личности дошкольника.

2. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания ребёнка.

3. Развитие чувств и воли.

Л и т е р а т у р а :

1. Немов Р. С. Психология Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995

2. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1979

4. Годфруа Ж. Что такое психология. Книга 2. М.: Мир, 1992

5. Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1989

* * *

Условия развития ребёнка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми.

Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Образцами поведения для детей служат прежде всего непосредственно окружающие их взрослые, которые вызывают любовь, уважение и одобрение. Другими образцами поведения могут служить также поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе, и действия сказочных персонажей, наделённых теми или другими чертами.

Решающей в усвоении новых образцов поведения является оценка этих образцов людьми, к которым ребёнок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно.

Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы. Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, и они нередко на первых порах применяют их формально, не понимая особенностей данного конкретного случая. Овладение правилами взаимоотношений происходит только в результате опыта, получаемого в практике изменения, нарушения и восстановления этих правил.

Дети младшего и среднего дошкольного возраста привыкают выполнять правила, иногда не соглашаясь с малейшим нарушением "порядка".

К старшему дошкольному возрасту выполнение правил по привычке сменяется сознательным выполнением, основанным на понимании их значения. В этот период дети начинают не только сами подчиняться правилам, но и следить за их выполнением другими детьми.

Большое значение в усвоении образцов и правил поведения имеет развитие у дошкольников чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребёнка сообразовывать свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.

В процессе нравственного развития ребёнок проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающему, при котором любой поступок он оценивает как хороший или плохой в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, до более гибкой позиции, когда в своих суждениях о других людях он начинает придавать всё большее значение своим личным критериям.

Считается, что до 7 лет ребёнок склонен судить о поступках по важности их последствий, а в боле позднем возрасте он судит о них скорее по обусловившим их намерениям.

Так, по мнению маленького ребёнка, Саша, который разбил 10 тарелок, помогая маме накрывать на стол, заслуживает большего наказания, чем Игорь, без спросу взявший из шкафа ценную вещь и при этом разбивший лишь одну тарелку.

Кольберг выделяет три уровня нравственного развития:

1. Преднравственный уровень (4-10 лет) . На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчёт не принимается.

На первой стадии суждение о поступке выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок.

На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.

2. Конвенциональный уровень (10-13 лет) . Ребёнок придерживается условной роли, ориентируясь на принципы других людей.

На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.

На четвёртой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.

3. Постконвенциональный уровень(с 13 лет) . Только на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности.

На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека.

На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей.

Важную роль в развитии личности дошкольника играет общение со сверстниками. Потребность в таком общении хорошо выразил шестилетний ребёнок, возражая матери, предложившей поиграть с ним вместо отсутствующего товарища: "Мне надо ребёнков, а ты не ребёнок".

В обществе детей дошкольник приобретает навыки поведение в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими, которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности.

Складывается детское общество, обладающее важной формой влияния на развитие личности – общественное мнение. Мнение одного ребёнка обычно не влияет на мнение другого. Но в 4-5 лет дети начинают прислушиваться к мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям (конформность) .

Общение и совместная деятельность обеспечивают упражнение детей в правильных поступках, которое совершенно необходимо для того, чтобы ребёнок практически руководствовался нормами морали.

Оценки, которые дети дают своим сверстникам, первоначально являются простым повторением оценок воспитателя.

Каждый ребёнок занимает в группе детского сада определённое положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два-три ребёнка, пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях и т.п. Наряду с этим имеются дети, вовсе непопулярные среди сверстников.

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребёнка. Дети с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становятся эгоистичными, замкнутыми.

Дети с особенно высокой популярностью могут заразиться излишней самоуверенностью, зазнайством.

* * *

На протяжении дошкольного детства существенно изменяются мотивы поведения ребёнка. Младший дошкольник большей частью действует под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми различными причинами, и при этом не отдаёт себе ясного отчёта в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника более осознанны.

Один и тот же поступок, совершённый детьми разного возраста часто имеет совершенно разные побудительные причины.

Трёхлетний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а шестилетний ребёнок – чтобы помочь матери по хозяйству.

Можно выделить типичные для дошкольника мотивы, оказывающие наибольшее влияние на поведение детей.

1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. Желание быть похожим на взрослого руководит ребёнком в ролевой игре. Оно может быть использовано как средство, позволяющее добиться от ребёнка того или иного требования ("Ты уже большой, а большие это делают сами") .

2. Игровые мотивы (связанные с интересом к процессу игры) . Возникая в игровой деятельности, они выходят за её пределы и окрашивают всё поведение ребёнка, создавая неповторимую специфику игрового детства. Нередко в то время, когда взрослым кажется, что ребёнок занят серьёзным трудом или прилежно чему-то учится, он в действительности играет.

3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Желание заслужить одобрение взрослых нередко является одним из основных рычагов поведения ребёнка.

По мере развития контактов со сверстниками для ребёнка становится всё более важным и их отношение к нему. Особенно дети стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе.

4. Мотивы самолюбия, самоутверждения. Взрослые ходят на работу, занимаются важными делами, предъявляют требования и обиваются их исполнения. И ребёнок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие.

5. В период дошкольного детства формируются познавательные и соревновательные мотивы. В 3-4 года ребёнок может буквально засыпать окружающих вопросами "Что это?", "А как?", "Зачем?". Позднее преобладающим становится вопрос "Почему?".

Хорошо известно, как в этом возрасте дети любят "потрошить" игрушки, стараясь узнать, что у них внутри.

Однако, большая часть вопросов, которые задают младшие и старшие дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним переживанием. (Дети часто не дослушивают ответы, перескакивают к другим вопросам, перебивая взрослого) .

Лишь к старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребёнка, начинает направлять его поведение.

6. Нравственные мотивы выражают отношение ребёнка к другим людям.

7. Общественные мотивы – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов, которое является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника.

По мере развития иерархии мотивов появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребёнка, но и его поведение в целом.

Дошкольник начинает отдавать себе всё более ясный отчёт в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у него развивается самосознание, которое наиболее ярко проявляется в самооценке.

Для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, ребёнок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребёнок в оценке других людей.

Но приложить эти мерки к себе самому оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребёнка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершённых поступков, не позволяют оценивать их беспристрастно.

Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих.

* * *

Чувства ребёнка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут.

Когда окружающие ласково относятся к ребёнку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Дошкольники испытывают чувства любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сёстрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие.

Любовь и нежность по отношению к другим связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребёнка в качестве их обидчиков. Ребёнок неосознанно ставит себя на место человека, к которому он привязан, и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собственную.

Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к другим людям, легко переносятся им и на персонажей художественных произведений - сказок, рассказов. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но чувства, вызываемые ею от этого не ослабевают: ребёнок вживается в сказку, начинает воспринимать её персонажей как знакомых и близких.

Чувства, испытываемые ребёнком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий.

Рассматривая иллюстрации к сказкам, дошкольники могут пытаться непосредственно вмешиваться в ход событий: замарывают или выцарапывают изображения отрицательных действующих лиц или обстоятельств, угрожающих герою.

Особое место среди детских чувств занимают бурные переживания страха. Зарождение страхов происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых.

Очень типичными являются случаи, когда взрослые начинают приходить в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребёнку. Страх может быть внушен ребёнку взрослыми и в тех случаях, когда ребёнок видит у них проявления страха.

В некоторых случаях люди считают позволительным запугивать людей, лишь бы добиться от них послушания ("Иди сюда, а то дядя заберёт") .

От этих форм страха принципиально отличается страх за других. Такой страх есть особая форма сочувствия, и свидетельствует о появлении способности к сопереживанию.

Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве – увеличение их "разумности", связанное с умственным развитием ребёнка.

К примеру, чувство комического у младших дошкольников возникает, когда дети видят смешные жесты Петрушки, слышат словесные перевёртыши, обнаруживают несоответствие во внешности, одежде человека.

Старшие дошкольники обнаруживают чувство комического в гораздо более сложных ситуациях, отмечая несоответствие в поведении людей, недостатки в их знаниях и умениях.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребёнка. Ребёнок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств: сдерживать слёзы, не проявлять страха и т.п.

Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями.

В развитии волевых действий дошкольника можно выделить три стороны – это, во-первых, развитие целенаправленности действий, во-вторых, установление отношения между целью действий и их мотивом и, в-третьих, возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

В дошкольном возрасте формируется умения удерживать возникшую цель.

Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий.

В стремлении преодолевать трудности, появляющиеся у части старших дошкольников, обнаруживается новый, более высокий уровень целенаправленности, характерный уже для детей школьного возраста.

Ссылка на источник studopedia.ru

Условия личностного развития детей в дошкольном возрасте | Технологии и развитие современного образования 21 века

Личностное развитие в дошкольном возрасте играет решающую роль в становлении личности ребенка, поскольку личностное развитие в дошкольном возрасте обуславливается целым рядом факторов.

Общение со сверстниками и с взрослыми дает возможность ребенку дошкольного возраста усвоить правила поведения в обществе и овладеть нравственными, духовными и культурными нормами, которые приняты в обществе.

Определенную роль в личностном развитии ребенка играют эмоции, с помощью которых ребенок учится быть отзывчивым, гуманным и т.д. С помощью эмоций ребенок учится и приобретает бесценный опыт, который играет немаловажную роль в становлении личности.

Личностное развитие в дошкольном возрасте зависит от общения со сверстниками, поскольку в процессе общения между детьми могут быть самые разнообразные отношения.

Важно, чтобы ребенок приобретал в процессе этого общения только положительный опыт, поскольку это повлияет на его дальнейшее общение со сверстниками. Ребенок должен знать, что такое взаимопонимание и взаимопомощь.

Личностное развитие в дошкольном возрасте является необходимым для ребенка. Во многом личностное развитие в дошкольном возрасте зависит от общения с взрослыми, поскольку в процессе общения с взрослыми ребенок приобретает самые важные и разнообразные навыки и знания, которые необходимы для нормального развития каждого человека.

Для ребенка важно, чтобы взрослые относились к нему серьезно, отвечая на его вопросы, поскольку так ребенок сможет почувствовать себя личностью и это толкнет его к личностному развитию. Познавательное общение важно для личностного развития в дошкольном возрасте, поскольку с помощью такого общения ребенок узнает много нового и интересного.

Ребенок должен знать, какие поступки являются правильными, а которые недопустимыми, поэтому важно, чтобы ребенок знал нормы и правила поведения, умел анализировать ситуацию и исправлять ошибки. Такое поведение свойственно детям старшего дошкольного возраста, когда личностное развитие переходит на более новый уровень.

Читайте также

Подробней на сайте www.poznaysebia.com

Создание условий для развития личности ребёнка дошкольного возраста в предметно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения - дошкольное образование, мероприятия

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми, между детьми, которая предполагает ряд принципов:

* Принцип уважения к интересам и потребностям ребёнка, предполагающий необходимость активизации самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей, побуждения их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе её выполнения;

* Принцип активности в разных видах деятельности, позволяющий побуждать к действиям с новым материалом, провоцирующим возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Среда развития ребёнка в детском саду - один из механизмов, обеспечивающих желаемый эффект в обучении и развитии воспитанников, а также детей с признаками одарённости. В зависимости от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни воспитанников, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, можно определить её развивающий потенциал. В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие "среда" определяется

как - окружение, совокупность условий, в которых протекает деятельность человека.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому необходимо серьезно относится к вопросу обновления предметно-развивающей среды ДОУ.

. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги - Короткова, Михайленко и другие - считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста.

В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Важно помнить, что в обустройстве игровых уголков в каждой возрастной группе должны быть свои особенности.

Так, во 2 мл. группе - широко развёрнутый центр игры, оборудование для «взрослой деятельности» - приготовления еды, стирки, глажки белья и т. д; несколько наборов одинаковых игр (игры рядом) .

В средней группе у детей ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, способность уединяться, обустраивать свой мир, поэтому следует создавать уютные домики, крепости и т. д.

В старшем дошкольном возрасте оборудование сюжетно-ролевых игр должно быть свёрнуто. Старшему дошкольнику необходимо предоставить возможность самостоятельно проектировать игровое пространство и осуществлять подбор необходимого для деятельности оборудования Сегодня, говоря о развевающей игровой среде, употребляют выражение «Интерактивная среда».

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interactiоn, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый - ребёнок (дети) ,ребёнок - ребёнок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует между ними обратную связь. Большую роль в этом играет взаимообучение детей. Следовательно, игровой материал должен соответствовать востребованности ребёнка играть как одному, так и в группе сверстников

Требования ФГОС предъявляемые к предметно-развивающей среде:

1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для

развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ;

мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

К сожалению, не всегда тот материал, который находится в групповых помещениях, используется детьми.

Основные причины «невостребованности» зон (уголков) у дошкольников:

1. статичность и однообразие материалов. Воспитатель перестаёт привлекать внимание детей к материалам, представленным в «оформленных уголках», или вводит дополнительные, удобные для него правила их использования.

2. Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей. Хранение образно-символических материалов в папках с завязками пресекает желание детей их рассматривать.

3. Прямой словесный или негласный запрет на использование материалов и оборудования уголков в свободной самостоятельной деятельности. Необходимость согласования с воспитателем возможности использования материалов, хранящихся в уголке, приводит к тому, что дети в самостоятельной деятельности пользуются материалами, принесёнными из дома.

4. Эстетически малая привлекательность материалов, их ветхость, однотипность возможного использования не стимулирует интереса детей к их применению в свободной деятельности

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

.

Подробней на сайте kopilkaurokov.ru

Другие статьи по теме: