Вариативные формы дошкольного образования

«Классификация вариативных форм дошкольного образования»

Классификация вариативных форм дошкольного образования.

Хотелось бы рассмотреть конкретнее несколько вариативных форм, которые могли бы реализовываться в нашем детском саду.

1. «Мамина школа» в условиях детского сада

Поступление в школу - значительное событие в жизни ребенка, предусматривающее смену социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, принятие новой социально значимой роли - ученика. Кроме того, современная школа предъявляет серьезные требования к своим первоклассникам и отмечает недостаточную сформированность социально-личностной готовности ребенка к школе, эмоционального состояния и саморегуляции, развития коммуникативных способностей и возможностей. Между тем период адаптации ребенка к новым социальным условиям нередко вызывает проблемы, требующие квалифицированной психолого-педагогической помощи. В этих условиях ДОУ не могут взять на себя всю ответственность за подготовку ребенка к школе, а родителям одного энтузиазма мало, требуются знания основ педагогики и психологии, методики, грамотного использования дидактических и игровых приемов организации деятельности.

2. Группы кратковременного пребывания

Группы кратковременного пребывания в детском саду рекомендуется открывать на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ. При наличии условий, соответствующих требованиям органов здравоохранения, пожарной инспекции, санитарно-эпидемиологического надзора. Кратковременное пребывание детей организуется на базе образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования различной направленности.

Возможны разные варианты функционирования групп кратковременного пребывания (ГКП).

— По количеству дней функционирования:

1. один день пребывания в неделю,

2. два дня в неделю,

3. три дня в неделю,

4. четыре дня в неделю,

пять дней в неделю,

5. группа выходного дня.

— По времени пребывания детей в течение дня:

— до 3-х часов,

— 3-3, 5 часа,

— 4 часа,

— другое количество часов.

4. По профилю работы с контингентом детей:

группа общеразвивающего назначения,

группа для детей с ОВЗ,

группа для подготовки детей к школе,

адаптационные группы,

группы других профилей.

5. По месту функционирования:

— в ДОУ,

— в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста,

— в общеобразовательных школах,

— в учреждениях дополнительного образования,

— в других учреждениях.

3. Семейный детский сад

Семейный детский сад как вариативная форма дошкольного образования

Опыт организации семейных детских садов на территории РФ достаточно обширен.

Программы развития семейных детских садов активно реализуются в ряде регионов: Москве, Кемеровский области, Уфе и др.

Нормативные документы, необходимые для организации детских садов семейного типа, приняты в Ленинградской области. Примерное положение о детском саде на дому как филиале ДОУ разработано и реализуется в Республике Якутия. Внедрение аналогичных программ осуществляется также во Владивостоке, Республике Бурятии и ряде других регионов РФ. Значительная нормативная база функционирования семейных детских садов создания в г. Москве.

В настоящее время данная форма организации дошкольного образования ввиду ограниченности финансирования имеет достаточно узкий целевой сегмент.

В регионах РФ он разнообразен по составу и включает:

- многодетные семьи, имеющие троих и более детей в возрасте от 2 мес. До 7 лет

многодетные семьи, имеющие троих и более детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет; многодетные семьи с одним или двумя детьми дошкольного возраста при условии приема детей дошкольного возраста из других семей (г. Москва) ;

многодетные семьи, имеющие троих и боле детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет, а также семьи, имеющие ребенка дошкольного возраста и ребенка-инвалида (Кемеровская область) .

Развитие семейных детских садов выгодно бюджетам регионов, поскольку позволяет экономить финансовые средства, затрачиваемые на строительство зданий детских садов, их эксплуатацию, заработную плату персонала и т. д. Домашнее воспитание дешевое детсадовского.

Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: репродуктивной, воспитательной, рекреационной (досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Актуальность данного проекта связана с положительными сторонами семейного воспитания:

дети не испытывают стресса от разлуки с родными, даже кратковременной (мама всегда рядом) ;

- благодаря малочисленности группы имеется возможность индивидуально подходить к решению всех вопросов воспитания и развития ребенка.

4. Начальная школа - детский сад

Эта модель создается для обеспечения связи между дошкольным и начальным общим образованием, а также для сохранения малокомплектных сельских школ и повышения эффективности функционирования учреждений дошкольного и начального образования. Данная модель реализует программы дошкольного и общего образования и представляет собой интеграцию дошкольного общеобразовательного учреждения и школы, создаваемую в сельских поселениях с малой численностью жителей дошкольного и школьного возраста, функционирующую в едином режиме и по единому плану. Учреждение создается в качестве образовательного учреждения для детей от 3 до 10 лет, а в исключительных случаях - для более раннего возраста. Количество групп и классов в учреждении устанавливается учредителем в зависимости от санитарных норм и имеющихся условий для осуществления образовательного процесса. При этом исходят из предельной наполняемости, принятой нормативами бюджетного финансирования. Предельная наполняемость определяется в зависимости от возраста воспитанников и обучающихся:

в группах от 3 до 6 лет - 20 воспитанников;

в разновозрастных группах при наличии воспитанников любых трех возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников;

при наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3 до 6 лет) - 20 воспитанников;

в классах - 25 обучающихся.

Деятельность воспитанников и обучающихся в свободное от занятий время организуется с учетом особенностей состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др., познавательных, творческих, потребности в общении.

5. Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста

В группы детского сада принимаются дети в возрасте от 5, 5 до 7 лет. Для функционирования группы предшкольного возраста необходимы следующие взаимосвязанные условия:

а) создание предметно-пространственно-развивающей среды, которая соответствует психофизиологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов учреждения;

б) организация воспитательно-образовательного процесса на основе полифункциональности деятельности педагогов-специалистов и рационального использования помещения;

в) координация взаимодействия взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.

Образовательный процесс проходит в соответствии с существующими образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста, предназначенными для реализации в дошкольных учреждениях. В условиях детского сада для детей предшкольного возраста предусматриваются различные формы дополнительного образования: кружки, секции, клубы, студии, ансамбли.

Образовательные учреждения, на базе которых организованы группы предшкольного возраста, несут в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь, здоровье детей, качество реализуемых программ, соответствие условий, средств, форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса возрастным особенностям, потребностям и интересам детей старшего дошкольного возраста.

5. Консультативный пункт

Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, организуется в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Консультативный пункт:

— является структурным подразделением образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования;

— создается для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 3 до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения, с целью оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Консультативный пункт призван обеспечить единство и преемственность семейного и общественного воспитания, оказывать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) и поддержку всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Основными задачами консультативного пункта являются:

— оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей, не посещающих ДОУ;

— оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

— оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;

— проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;

— обеспечение взаимодействия между ДОУ и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей) .

В целях оказания помощи семье специалисты консультативного пункта могут проводить работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др. Работа с родителями (законными представителями) и детьми в консультативном пункте проводится в различных формах: групповых, индивидуальных.

www.maam.ru

Развитие вариативных форм дошкольного образования. Из опыта работы

Презентация из опыта работы МДОУ «ЦРР — детский сад №4 п. Майский Белгородского района Белгородской области»

Развитие вариативных форм дошкольного образования

Слайд 2 Сегодня система дошкольного образования, как и вся система образования в стране ориентирована на потребности общества и нацелена на повышение доступности качественного образования.

Слайд 3 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР - детский сад № 4 п. Майский» является важной составной частью образовательной среды муниципального района, ресурсным центром по обмену педагогическим опытом на муниципальном и региональном уровнях.

В работе педагогов прослеживается тенденция к поиску и реализации инновационных ориентиров и современных образовательных форм дошкольного образования.

Слайд 4 На базе дошкольного учреждения с 2006 года функционирует группа кратковременного пребывания для детей 5-7 лет, ранее не посещавших детский сад.

С 2007 по 2010 год педагогический коллектив принял участие в муниципальном эксперименте «Апробация модели образования детей старшего дошкольного возраста в группе кратковременного пребывания». С 2010 года – участник региональной экспериментальной площадки «Развитие вариативных форм дошкольного образования в условиях региона».

Слайд 5 За годы функционирования группы кратковременного пребывания педагогическим коллективом были разработаны:

• нормативная база и локальные акты функционирования группы кратковременного пребывания

Слайд 6 Апробированы технологии, методы оценки качества предшкольного образования в условиях группы кратковременного пребывания;

• созданы все условия для развития детей на предшкольной ступени образования.

Слайд 7 Но, тенденции модернизации системы образования и сложившиеся объективные условия диктуют поиск новых форм организации детей.

На сегодняшний день детский сад на территории Майского поселения один и, соответственно, не все дети имеют возможность посещать

дошкольное учреждение. А охватить предшкольным образованием необходимо всех детей.

Кроме того, анализ реальной ситуации, показывает, что растет количество детей, имеющих особенности развития. По свидетельству статистики, в дошкольном возрасте от 25 до 45% детей нуждаются в организации специальных условий обучения и воспитания, включаякоррекционно-развивающие занятия с психологом, логопедом. По некоторым данным, 27% детей, поступающих в школу, имеют временные задержки психического развития, низкий уровень школьной зрелости. От 40 до 60% первоклассников испытывают трудности адаптации на фоне выраженных школьных трудностей.

Слайд 8 Поэтому инновационный подход в организации образовательного пространства нашего центра развития ребенка заключается в том числе, и в оказании психолого-педагогической поддержки детям, не посещавшим или не посещающим детский сад, а также их родителям.

Нужно сказать, что последнее десятилетие в системе образования усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение.

Сопровождение детей, не посещающих детский сад - это система профессиональной деятельности специалистов ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Слайд 9 Проанализировав запросы населения на образовательные услуги, оценив возможности ДОУ (материально-техническую базу, наличие помещения профессиональный уровень педагогов, администрация детского сада пришла к выводу о целесообразности открытия в 2011- 2012 учебном на базе МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» Центра психолого-педагогического сопровождения.

Цель деятельности Центра - оказание психолого – педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, не охваченных дошкольным образованием, в их всестороннем и полноценном развитии и социализации.

Слайд 10 Задачи:

- обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, реализация прав ребенка на получение дошкольного образования;

-обеспечение успешной адаптации при поступлении ребенка в дошкольное учреждение;

-обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу;

-повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) на основе оказания консультативной помощи семьям, воспитывающим детей от 2 до 7 лет;

- раннее выявление детей с проблемами в личностном развитии и обучении;

-формирование данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностей, резервных возможностей детей;

- организация информационной поддержки детей, родителей, специалистов по основным направлениям деятельности Центра «Улыбка».

Слайд 11 Деятельность Центра организована в помещении группы кратковременного пребывания во вторую половину дня: вторник, четверг – 15.00 – 16.30 без права питания, сна, прогулки; пятница – с 13.00 до 15.00 - консультативный день для родителей. Его посещают дети 5 лет. Не охваченные дошкольным образованием. Основные направления деятельности осуществляются специалистами: воспитателем Центра, который является его руководителем; педагогом-психологом; учителем – логопедом; музыкальным руководителем; инструктором по физической культуре. Координацию и интеграцию деятельности специалистов центра осуществляет старший воспитатель.

Слайд 12 Последовательность работы по сопровождению детей в Центре «Улыбка» представляет из себя следующий алгоритм:

1. Анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализ результатов адаптации.

2. Планирование и осуществление образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

3. Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.

Слайд 13 4. Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.

5. Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению, что предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Что мы делаем дальше?

Слайд 14 Педагоги, организующие деятельность Центра, широко используют инновационный подход в организации пространства ДОУ при планировании индивидуальной работы с детьми, не посещающими детский сад, выбирают адекватные формы и методы работы с учетом особенностей каждого ребенка.

Слайд 15 Дети, посещающие вместе с родителями Центр, имеют возможность посещать медкабинет, изостудию, спортивный зал, кабинет психолога и логопеда, экологическую и сенсорную комнаты.

Слайд 16 Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Слайд 17 Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как разработка индивидуальных образовательных программ.

Эта программа проектируется педагогом-психологом совместно с воспитателем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. В ней основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик.

Таким образом, программа выполняет не столько обучающую, сколько диагностическую, прогностическую, коррекционную функции. Это предполагает изучение стартовых возможностей, динамики развития, а затем - построение системы психолого-педагогического сопровождения.

Слайд 18 Основанием для проектирования образовательных программ для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста

Этапы проектирования программы специалистами Центра

1этап - мотивационный: совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий.

2 этап - концептуальный: раскрытие содержания предстоящей работы, определение роли и общей профессиональной позиции психолога и других педагогов относительно ребенка, распределение функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов сотрудничества.

3 этап - проектный: разработка проекта образовательной программы на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития.

Слайд 19 4 этап - реализация проекта: практическая реализация - текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится психологический мониторинг определения причин и направления разрешения затруднений.

5 этап - рефлексивно-диагностический: завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по дальнейшему проектированию образовательной программы.

Слайд 20 Сегодня можно зафиксировать промежуточные результаты нашей инновационной работы по организации вариативных форм предшкольного образования в нашем учреждении:

- Успешно функционирует группа кратковременного пребывания детей.

- Открыт Центр психолого – педагогической помощи родителям детей, не охваченных дошкольным образованием.

- Разработана схема взаимодействия в работе специалистов Центра и ГКП

- Разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей.

-Отрабатывается система мониторинга результативности психолого-педагогического сопровождения.

- Осуществляется планирование индивидуальной работы с детьми, не посещающими дошкольное учреждение через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

- 100% детей 6-7 лет п. Майский поселения охвачены предшкольным образованием

Слайд 21 Приоритетной целью модернизации образования на сегодняшний день является обеспечение высокого качества образования, которое связывается c понятием «качество жизни» и раскрывается через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Поэтому сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения может и должна обеспечить успешную социализацию, сохранить и укрепить здоровье детей, защитить их права, в том числе - право на образование.

Прикреплённые файлы:

razvitie-var-yh-form-mdou-4-p-maiskii_hqisk.ppt | 11374,5 Кб | Скачан: 205
www.maam.ru

Приложение 2

Положение о группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) , являющейся структурным подразделением МБДОУ города Абакана «Детский сад комбинированного вида «Журавлик»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение направлено на реализацию положений Конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и регулирует порядок создания и режим функционирования групп кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.2 Целью создания групп кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

- оказание целенаправленной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, а также содействие родителям в организации воспитания и обучения детей.

1.3. Задачи:

- Социальная адаптация детей;

  • Создание развивающей среды для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
  • Взаимодействие с семьями воспитанников для полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку;
  • Создание единого стиля и общения с ребенком в образовательном учреждении и в семье.

2. Порядок создания групп кратковременного пребывания

2.1. Группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья открываются на основании приказа начальника Городского управления образования Администрации города Абакана об организации таких групп на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Абакана (далее - Учреждение) .

2.2. Группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по запросу родителей, при наличии не менее 5 заявлений.

2.3.Заведующий Учреждением издает приказ об открытии группы (групп) кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья которымутверждается ее списочный состав, штатное расписание, должностные обязанности сотрудников, работающих в группе кратковременного пребывания, режим деятельности группы.

2.4. Группа кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья является структурной единицей Учреждения.

3. Порядок и режим функционирования групп кратковременного пребывания

3.1. Развивающие и коррекционные занятия с ребенком педагогическими работниками Учреждения проводятся индивидуально по месту жительства ребёнка по графику, утвержденному заведующей Учреждения. В некоторых случаях индивидуальные занятия проводятся на территории дошкольного учреждения для максимально успешной социализации и интеграции ребёнка с ОВЗ.

3.2. Помещение должно располагать достаточными для занятий санитарно - гигиеническими условиями.

3.3. Медицинское обслуживание детей группы осуществляется медицинским работником, специально закрепленным за Учреждением, который наряду с администрацией. 3.4. Учреждения и воспитателем несёт ответственность за здоровье и физические развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий.

3.5. Питание детей в группе не предусмотрено.

3.6. Для организации работы группы в штатное расписание данного учреждения вводятся дополнительные штатные единицы (воспитателя, учителя-дефектолога) .

3.7. Для обеспечения функционирования групп кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья Учреждением разрабатываются локальные акты, необходимые для организации работы группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Порядок формирования групп кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья

4.1.Прием детей в группы кратковременного пребывания для детей с ограниченнымивозможностями здоровья осуществляется на основании заявления родителей (законныхпредставителей) , медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, документа,удостоверяющего личность одного из родителей (законных представителей) .

4.2.Администрация Учреждения ведет список детей, кандидатов в группу.

4.3.Группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья, могут комплектоваться как по одно возрастному, так и по разновозрастному принципу.

4.4.Возраст детей группы от 2 –х месяцев лет до 7 лет.

5. Организация образовательного процесса

5.1. Содержание образовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяется индивидуальным маршрутом развития детей с учётом индивидуальных особенностей.

5.2. Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания включает в себя гибкий режим пребывания и разнообразные педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.

5.3. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учетом целей, возможностей, интересов, потребностей самих детей.

5.4. В группах кратковременного пребывания допускается организация дополнительных образовательных услуг за рамками основной деятельности в установленном порядке.

6. Участники образовательного процесса, их права и обязанности

6.1. Участниками образовательного процесса в группах кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети, их родители (законные представители) , педагогические работники Учреждения.

6.2. Взаимоотношения между Учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в группе.

6.3. С родителей (законных представителей) родительская плата за содержание ребенка в Учреждении не взимается.

7. Финансирование групп кратковременного пребывания

7.1. Источниками формирования финансовых ресурсов для содержания групп кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

бюджетные средства (субсидии республиканского бюджета Республики Хакасия, средства бюджета города Абакана) .

Приложение 3

Этапы реализации :

Внедрение проекта будет проходить системно в течение 2-х лет с постоянным пополнением методических и дидактических материалов.

Подготовительный этап (апрель-сентябрь 2009 год)

Изучение передового опыта по проблеме воспитания и обучения детей.

Сбор информации (собеседование, анкетирование, опрос)

Привлечение родителей, специалистов, медицинского персонала ДОУ.

Основной этап (октябрь 2009 – декабрь 2010 года)

Мероприятия

Распространение буклетов с информацией о деятельности учреждения и отдельных специалистов

постоянно

Клуб для родителей «Безопасность ПДД»

октябрь

Распространение буклетов учителем-дефектологом С. В. Блиновой по профилактике детского дорожно транспортного травматизма

октябрь

Консультация инструктора по физической культуре Ю. О. Чернявской «Выбирай спортивную секцию»

октябрь

Физкультурный досуг «Весёлые старты»

ноябрь

Консультация учителя- логопеда С. Ю. Замотаевой: «Дидактические игры и упражнения направленные на формирование сенсорного опыта у детей»

ноябрь

Буклет педагога-психолога: Н. А. Фисун «Вместе весело шагать по просторам» (несколько слов об адаптации ребёнка к детскому саду)

ноябрь

Создание и распространение буклета «Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста» - учитель-дефектолог С. В. Блинова

ноябрь

Консультация учителя-дефектолога Т. Е. Семьяновой «Подготовка руки к письму»

ноябрь

Консультация врача офтальмолога и медсестры ортоптистки

(по запросам)

Материал nsportal.ru

О ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «КАРАПУЗ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ

1. Общие положения

1.1. Группа раннего развития «Карапуз» для детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, именуемая в дальнейшем Группа раннего развития - объединение педагогов, родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих ДОУ и их детей.

1.2. Группа раннего развития создается, ликвидируется приказом заведующего ДОУ. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключенным в установленном порядке.

1.3. Группа раннего развития выполняет свои функции посредством организации и проведения бесплатных подгрупповых занятий, совместной деятельности с детьми раннего возраста, не посещающих ДОУ, а также индивидуальных и групповых консультаций для родителей (законных представителей) .

1.4. Группа раннего развития в своей деятельности руководствуется:

  • Конвенцией о правах ребенка;
  • Гражданским кодексом РФ («О возмездных договорах на оказание услуг», гл. 39 ГК РФ) ;
  • Законом РФ «О защите прав потребителей»;
  • Типовым положением о дошкольном учреждении;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ;
  • Дополнительной образовательной программой«Карапуз» для детей раннего возраста.

2. Цели и задачи

2.1. Целью работы Группы раннего развития является обеспечение доступности образования и более полного удовлетворения запросов родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих ДОУ на образовательные услуги, повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения ребенка, формирование ранней социализации детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад, вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс, содействие более успешной адаптации детей к поступлению их в ДОУ.

2.2. Задачи:

2.2.1. Способствовать развитию коммуникативных навыков детей раннего возраста.

2.2.2. Оказывать консультативную психолого-педагогическую помощь родителям по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста.

2.2.3. Способствовать успешной адаптации детей раннего возраста при поступлении их в ДОУ.

2.2.4. Способствовать адаптации детей к предметно-развивающей среде ДОУ.

3. Основные направления деятельности

3.1. Проведение подгрупповых занятий и совместной деятельности с детьми раннего возраста, не посещающими ДОУ.

3.2. Осуществление консультирования родителей (законных представителей) посредством организации и проведения индивидуальных и групповых консультаций в ДОУ по созданию благоприятных условий в семье для развития детей раннего возраста.

3.3 Выявление запросов, мнений родителей (законных представителей) по оказанию квалифицированной помощи, совершенствованию деятельности Группы раннего развития.

3.4. Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона города.

4. Организация деятельности

4.1. Деятельность Группы раннего развития осуществляется на договорной основе между руководителем учреждения и родителями детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, а также руководителем учреждения и руководителем Группы раннего развития.

4.2. В Группу раннего развития принимаются дети в возрасте от 1 года до 2 лет.

4.3. Группа раннего развития осуществляет свою работу 1 раз в неделю с 11.30 до 12.00.

4.4. Организация воспитательно-образовательного процесса в Группе раннего развития осуществляется на основе требований дополнительной образовательной программы«Карапуз» для детей раннего возраста.

4.5. Руководителями Группы раннего развития могут быть старший воспитатель, высококвалифицированный педагог, назначаемый приказом заведующего.

4.6. Итоги работы Группы раннего развития подводятся в конце учебного года.

5. Права и обязанности педагогов Группы раннего развития

5.1. Педагоги имеют право:

- вносить предложения по совершенствованию работы Группы раннего развития;

- обсуждать любые вопросы, касающиеся деятельности Группы раннего развития.

5.2. Педагоги обязаны:

- обеспечить охрану жизни и здоровья детей, соответствие форм, методов и средств организации воспитательно-образовательного процесса возрасту и психофизиологическим возможностям детей;

- оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям детей, не посещающих ДОУ с учетом их запросов и пожеланий;

- вести журнал посещаемости и ежемесячно предоставлять отчет заведующему о посещаемости детей Группы раннего развития.

6. Права и обязанности родителей (законных представителей)

Группы раннего развития

6.1. Родители (законные представители) имеют право:

- вносить предложения по совершенствованию работы Группы раннего развития;

- обсуждать любые вопросы, касающиеся деятельности Группы раннего развития;

- оказывать добровольную спонсорскую помощь через банковские организации или в установленном законом порядке на приобретение оборудования, ремонтные работы, пополнение предметно-развивающей среды и поощрение педагогов, предоставляющих данные услуги.

6.2. Родители (законные представители) обязаны:

- оказывать посильную помощь в реализации целей и задач деятельности Группы раннего развития;

- взаимодействовать с ДОУ по всем направлениям воспитания и обучения ребенка раннего возраста.

.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» поселка Псебай

муниципального образования Мостовский район

Читать далее nsportal.ru

Вариативные формы дошкольного образования

Дошкольное образование включает помимо групп полного дня еще и другие формы пребывания ребенка в детском саду. В ряде дошкольных учреждений функционируют группы кратковременного пребывания (ГКП) , которые порой оказываются более «полезными» и «щадящими» для детей.

Вне зависимости от направленности группы, между родителем и дошкольным учреждением заключается договор, в котором прописываются все обязанности сторон. Кроме этого, ежемесячно родители вносят плату. Единственное исключение - это группа «Особый ребенок».

Дошкольное образование в ГКП больше подходит детям из семей, где есть возможность сидеть с ребенком дома - малыши в группах занимаются от 2 до 5 раз в неделю. Занятия в детском саду длятся несколько часов, в зависимости от потребностей ребенка. Поспать малышам в группе не придется, так как занятия организуются либо в первой половине дня, либо вечером.

Записаться в эти группы можно так же, как и в группы полного дня - через комиссии или интернет.

Адаптационная группа

Адаптационная группа предназначается для детей от 2 месяцев до 3 лет. Занятия проводятся вместе с мамами и направлены на то, чтобы малыши заранее привыкли к обстановке детского сада и к общению в коллективе.

Кроме этого, такие занятия полезны для мам - на дошкольных «уроках» они знакомятся с развивающими методиками, придерживаться которых можно в домашнем обучении. Такая группа, как показывает практика, очень востребована родителями.

Занятия построены на частой смене деятельности. Каждый блок занятий объединен одним сказочным сюжетом с использованием сказочных персонажей и игрушек.

Первая часть занятия заключается в приветствии - все садятся в круг и поют детскую песню. Сказочный персонаж здоровается по очереди с каждым малышом.

Далее педагог рассказывает сказку и приглашает малышей к творческой деятельности: лепка, рисование, аппликация. Проводятся подвижные и музыкально-ритмические игры. Обязательно часть времени отводится на свободную игровую деятельность.

В конце занятия дети прощаются со сказочным персонажем и говорят «До новых встреч».

Группа развития

Группа развития - это следующая ступень в дошкольном образовании малыша. Группа предназначается для детишек от 3 до 7 лет. Занятия проводятся без мам и являются продолжением занятий в адаптационной группе.

Основная цель - социализация малышей в коллективе.

Группа БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК

В группе занимаются дети старшего дошкольного возраста. Основная цель - подготовка детей к школьному обучению.

Занятия в этой группе обязательно включают в себя физкультуру, математику, уроки грамоты, основы экологической грамоты, музыкальные упражнения, развитие речи и моторику. В обязательную программу входит и игровая деятельность со взрослым, ведь детство никто не отменял.

Группа ИГРАЯ, ОБУЧАЮСЬ

Группа организуется для детей от 1,5 до 7 лет. Основная цель - адаптация детей к дошкольному учреждению.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика, физкультминутки, оздоровительный бег, двигательная активность на прогулке. Дважды в в год организуются спортивные праздники.

Группа ЮНЫЙ ОЛИМПИЕЦ

В группу входят дети от 4 до 7 лет. Основная цель - физическое развитие и приобщение детей к спорту. В группе проводятся не только спортивные мероприятия, но и другие занятия.

Например, в лыжной секции малыши, помимо освоения этого вида спорта, посещают творческие уроки.

Для наглядности приведем планирование деятельности в лыжной секции:

  • игровая - различные игры-эстафеты;
  • коммуникативная - прочтение сказок на тему, разучивание стихов;
  • трудовая - уборка участка с контролем дыхания;
  • познавательно-исследовательская - изучение видов шага;
  • музыкально-художественная - рисование на тему «Здоровый образ жизни», рассказ «Если бы я стал лыжником»;
  • выставка детско-родительского творчества;
  • развитие общей моторики, координации движений, гимнастика;
  • самомассаж и массаж.

Такие секции частно можно встретить в дошкольных учреждениях с приоритетным осуществлением физического развития.

Группа УЧУСЬ ПЛАВАТЬ

Группу «Учусь плавать» можно посещать с двухлетнего возраста. Это идеальный вариант для тех, кто хочет легко приучить ребенка к воде.

Обучение детей плаванию в группах осуществляется в комплексе с многообразными формами:

  • физкультурно-оздоровительными (физкультурные занятия, динамические паузы, подвижные игры, занятия ЛФК, занятия ритмопластикой и прочее) ;
  • воспитательно-образовательными (музыкальные занятия, изобразительная деятельность, познавательные занятия и др.) .

Как правило, первый час отводится на занятия в бассейне, второй час посвящен музыкальным и ИЗО- занятиям.

Именно сочетание обучающих мероприятий с занятиями в бассейне и рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в закаливании организма и укреплении здоровья.

Материал подготовила Даниленко Мария.

Подробней www.deti-club.ru

лекотека;

семейный детский сад.

Группы кратковременного пребывания (ГКП)— вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения (ГОУ) , реализующего программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет) , которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.

В настоящее время к ГКП относятся:

«Адаптационная группа» — для детей от 2 месяцев до 3 лет, которая имеет целью обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ;

«Группа развития» — для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;

группа «Играя, обучаюсь» — для детей от 1,5 до 7 лет, обеспечивающая освоение ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирование основ готовности к школьному обучению;

группа «Будущий первоклассник» — для детей 5-6 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;

«Группа для детей, у которых русский язык не является родным» — для детей от 3 до 7 лет, нацеленной на адаптацию нерусского ребенка в новой для него русскоязычной среде, на овладение им навыками русской речи, формирование его готовности к школьному обучению;

«Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» — для детей от 2 до 7 лет, цель которой заключается в оказании помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми;

«Группа для детей с отклонениями в развитии» — для детей для детей от 2 лет до 7 лет, направленная на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методическую поддержку родителей"

группа «Особый ребенок» — для детей от 2 лет до 7 лет, направлена на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирование предпосылок учебной деятельности, социальную адаптацию, содействие родителям в организации воспитания и обучения детей

группа «Юный олимпиец» — для детей от 4 до 7 лет, направленной на физическое развитие и приобщение детей к спорту;

группа «Учусь плавать» — для детей от 2 до 7 лет, имеющей целью обучение детей различным способам плавания;

группа «Домашний детский сад» — для детей от 1 года до 7 лет как структурное подразделение ДОУ, действующее в жилом здании.

Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР)создается с целью организациипсихолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.

Основные задачи ЦИПР:

оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;

обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения.

Консультативный пункт (КП)— для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Основные задачи КП:

оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;

оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.

Семейный детский сад (СДС)создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства.

На должность воспитателя СДС назначается родитель многодетной семьи, в которой он создается. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других многодетных семей.

Служба ранней помощи (СРП)создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения) , не посещающих образовательные учреждения.

Целью СРПявляется организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) , не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основные задачи СРП:

проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;

осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения) ;

включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;

определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Лекотекасоздается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

Основные задачи:

реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;

проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;

обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;

психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей;

помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;

подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования консультация для воспитателей

    Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования» Консультация для воспитателей. «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС ДО». Инст...

  • Дошкольное образование тюмень

    Центры дошкольного развития Тюмени, списки центров с телефонами, адресами и отзывами Дополнительное детское образование / Центры дошкольного образования Полный адрес: г. Тюмень, ул. Газовиков, д....

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...

  • Администрация дошкольного образования детские сады

    Корпоративная культура как показатель управления развитием дошкольно-образовательным учреждением Понятие «корпоративная культура» берёт свое начало с ХIХ в. Оно сформулировано фельдмаршалом Мольт...

  • Перспективы развития дошкольного образования

    О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС Доклад на тему: «О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта». Методист МД...

  • Кем утверждаются образовательные программы дошкольного образования

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Феде...

  • Педагогическое сопровождение в дошкольном образовании

    Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства ПАСПОРТ экспериментальной площадки по теме «Повышение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюто...

  • Учебная программа дошкольного образования 2012

    Образовательные программы Образовательная программа дошкольного отделения > Предназначение дошкольного отделения и средства его реализации. Описание «модели» выпускника дошкольного отделения -...

  • Фгос дошкольного образования 2015 текст читать

    С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Консультант Плюс Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении ф...

  • Формы дошкольного образования

    «Развитие вариативных форм в дошкольном образовании» «Развитие вариативных форм в дошкольном образовании» I. Актуальность развития вариативных форм дошкольного образования. Услуга дошкольного обр...

  • Направленность образовательной программы дошкольного образования

    Образование 5 лет Численность обучающихся по программам за счет бюджетных ассигнований Численности обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта, местного бюдж...

  • Программы дошкольного образования презентация

    образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №13 Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным станда...