Виды изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Наиболее доступным из видов изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста является рисование. Изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

В младшем возрасте на первом плане выдвигаются задачи обучения изобразительными умениями и навыкам. Научить изображению разнообразных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму). Развивать композиционные навыки - располагать изображение в средние листа бумаги, совершенствовать технические навыки.

Цвет в рисунке – одно из наиболее ярких выразительных средств. Уже дети младшего дошкольного возраста выражают посредством цвета свое отношение, свои чувства к тому, что они рисуют. Необходимо обращать внимание детей на красоту цветов в природе и в окружающей жизни: красивое голубое небо с плывущими по нему белыми облаками, зеленая ель, ярко – желтые одуванчики в зеленой траве и т. д.

Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.

Раннее возникновение в рисунках ребенка образно – смыслового начала свидетельствуют о развитии мышления, эстетического восприятия. В конце второго и на третьем году жизни дети изображают овалы, линии, круги, называя их «кругом», «жучком», «солнышком» и т. д. Смысловая сторона деятельности увлекает ребенка, хотя часто в этом периоде дети рисуют, никак не обозначая полученные изображения.

Педагогу необходимо побуждать детей к дополнению нарисованного и названного изображения (задавая вопросы: «А где у зайчика хвостик? », если ребенок говорит, что нарисовал зайчика). Это вызовет у ребенка работу мысли, стремление передать сходство с названным предметом, желание дополнить изображение известными ему деталями, осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, конфигураций. Произвольное повторение приводит к осознанному изображению. По мере изображения разных предметов рука малыша становится все более умелой, свободной, что позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, создавать более сложные изображения. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца. В конце занятия дает общую одобрительную оценку, анализирует работы детей рассматривая их с ребятами.

Тематика упражнений в проведении прямых линий в различных направлениях указана в программе: рисование ленточек, дорожек карандашей, дождика. Разнообразие тематики способствует сохранению интереса детей к занятиям.

Одна из важных задач, которою следует решать, занимаясь с ребенком рисованием, - научить правильно держать карандаш, кисть: тремя пальцами не близко к заточенному концу или ворсу, правильно ими пользоваться. При рисовании – не нажимать сильно карандашом или кистью на бумагу придерживать лист бумаги левой рукой, чтобы не двигался. Аккуратно использовать все материалы при рисовании – учить набирать краску на кисть, обмакивая ее всем ворсом в краску, снимая лишнюю каплю, коснувшись ворсом кисти края баночки, чтобы капля не упала на бумагу и не испортила рисунок, огорчив малыша.

Важно научить ребенка правильно сидеть, занимаясь рисованием: прямо, не сильно наклоняясь над листом бумаги, не упираясь грудью в край стола (чтобы не портилось зрение и не сковывалось дыхание, не стеснялись движения) .

Подготовка к занятию начинается с плана. Программный материал для детей младшего дошкольного возраста расположен по видам деятельности и дается компактно в течение года. Такое построение материала обеспечивает систематичность в построении всего учебного процесса.

Воспитатель продумывает тему занятия, методы и приемы активизации детей, готовит необходимые материалы (столы с клеенкой, краски, кисти, карандаши по количеству детей, салфетки для рук, фартуки) .

В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей по собственному желанию, примерно треть занятий может быть отведена рисованию на свободные темы, выбранным самыми малышами. Основная цель таких занятий – закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать основные проблемы.

Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности, изобразительными навыками и умениями.

Таким образом, изобразительная деятельность младших дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.

Все виды художественной деятельности – восприятие произведений искусства, первые их оценки, попытки исполнять и импровизировать возникают уже в дошкольном детстве. И дело педагогов и родителей создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.

www.maam.ru

Статья (средняя группа) по теме: Бумажная пластика, как вид изобразительной деятельности.

Опубликовано 25.02.2013 - 18:28 - Татьяна Юрьевна Казанцева

Бумажную пластику можно считать синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа.

С лепкой и коллажом бумажную пластику роднит объемность выполняемой работы, пластичность используемого материала; с конструированием из бумаги – видоизменение плоской формы путем сгибания, складывания, разрезания.

Работа на плоскости листа с помощью ножниц и клея сходна с работой в аппликации; с рисованием бумажную пластику связывает изображение реального или выдуманного, дорисовка дополнительных деталей.

Цели и задачи обучения бумажной пластике созвучны с задачами других видов изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей, фантазий, воображения, которое невозможно без необходимых знаний, умений, мыслительной деятельности ребенка.

Основными средствами выразительности здесь (т.е. в пластике) , как и в других видах изобразительной деятельности, являются: форма, цвет, композиция. Изображение в бумажной пластике создается из отдельных частей разной геометрической формы.

Большинство предметов окружающего нас мира имеют сложную форму, которая образуется путем соединения нескольких простых геометрических форм. Умение дошкольников видеть в изображении конструкцию из геометрических форм, собирать, соединять из простых форм изображение лежит в основе обучения бумажной пластики.

Чтобы изобразить что-то либо, ребенку необходимо иметь четкие представления о том, что он изображает. Надо не только внимательно рассмотреть изображаемое, но и уметь «разобрать» его на составные части и увидеть в этих частях простые геометрические фигуры.

Богатство и объем знаний на интересующую тему позволяет поставить перед ребенком творческую задачу в изображении и свести показ, как методический прием, к минимуму. Поэтому каждой теме должна предшествовать предварительная работа, на которой воспитатель выявляет, какие знания имеются у детей на заданную тему, и дополняет недостающие.

Ссылка на источник nsportal.ru

Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников

через изобразительную деятельность».

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т.к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.

И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т.д.

Актуальная проблема состоит в том, что у детей дошкольного возраста слабо развита мелкая моторика.

Развитие мелкой моторики – неотъемлемая составляющая развития ребенка. Уровень мелкой моторики определяет готовность ребенка к школе. Развитие мелкой моторики оказывает решающие влияние на развитие речи, ловкости пальцев, стимулирует речевые зоны головного мозга.

Исследования ученых (Новиковой, Бехтерёва, Антроповой, Рокотовой, Бережной) указывают на то, что мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом речью ребенка.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, пальчиковые игры, театральная деятельность, упражнения с предметами, игры на выкладывания, игры на нанизывание, игры с конструктором.

Кроме игр и упражнения, развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) .

Для того, чтобы изобразительная деятельность стала средством развития мелкой моторики, она должна быть организованна с учетом закономерностей их развития, своеобразия мелкой моторики.

Система коррекционной помощи должна быть систематической и целенаправленной.

В своих исследованиях И. М. Соловьёв обращает внимание на недооценку коррекционно–развивающего значения рисования, лепки, аппликации.

Он говорит о возможности нахождения такого соотношения между разными видами изобразительной деятельности, которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательных процессов.

Изобразительная деятельность рассматривалась исследователями Морозовой, Петровой в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, и как средство определения степени умственного развития.

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируется на использование изобразительной деятельности в процессе обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта.

Своевременность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связанно с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.

У дошкольников уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения.

Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная.

В детском саду с детьми проводятся занятия по изобразительному искусству.

Дети рисуют красками, карандашами, лепкой из пластилина, аппликацией.

Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения; самостоятельности; настойчивости; аккуратности; трудолюбия; умению доводить работу до конца; способствуют формированию изобразительных умений и навыков.

Развитие мелкой моторики у дошкольников будет успешно осуществляться при использовании различных видов деятельности, в процессе которых ребенок осуществляет действия с различными материалами, позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями; развивать силу мышечных усилий, ручную умелость. Которые позволяют преодолевать имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребенка к обучению в школе.

По теме:

Материал nsportal.ru

группа раннего возраста

Актуальность:

В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка.

Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.

Цель:

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности по формированию художественно – эстетического развития.

Задачи:

  • установить добрые, доверительные отношения с семьями воспитанников приобщать родителей по вопросу формирования навыков изобразительной деятельности, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
  • привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
  • добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
  • постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
  • Обеспечение психологической комфортности детей и родителей в дошкольном учреждении.

Условия:

Содержание программы предусматривает построение отношений с семьями на принципах добровольности и личной заинтересованности.

Адресатом программы являются дети раннего возраста и их родители.

Программа реализуется в течение 9 месяцев педагогами дошкольного учреждения: воспитатели группы

Общее время проведения программы – 540 минут Встречи организуются 1 раза в месяц по 60минут. Каждая встреча проводится в два этапа: на первом этапе проводится теоретическая часть – 30 минут, на втором этапе – практическая часть с родителями и родителями и детьми

Содержание:

Теоретический раздел включает работу с родителями. Основными методами работы являются групповая консультация отработка умений и навыков в практических упражнениях. Содержание работы с родителями рассчитано на формирование у них осознанного отношения к развитию изобразительных качеств детей раннего возраста, а также информирование о проблемах воспитания эстетического воспитания и развития детей раннего возраста.

Практический раздел предполагает работу с детьми и родителями. Работа с детьми включает развивающие занятия с использованием комплекса нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности, пльчиковых упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств. Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятии рисованием, «пластилинографией» рисованием по песку (манке) а также с помощью продуктивной познавательно-творческой деятельности.

В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение развивающих и воспитательных задач.

Главным и необходимым условием для достижений целей программы являются отношения между матерью и ребёнком. Специалисту отводится роль консультанта, обучающего родителя специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком.

Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнёрских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребёнка.

Таким образом, программа носит комплексный характер. В ней представлены все виды деятельности, доступные детям раннего возраста. Занятия проходят в спокойной, доброжелательной обстановке.

Этому способствуют психолого-педагогические условия – активное взаимодействие родителей и детей на занятии, атмосфера, музыкальное сопровождение, которое создаёт положительный эмоциональный настрой на занятии.

Учебно-тематический план программы:

Цель: Способствовать активному включению родителей в воспитательный процесс. Гармонизировать межличностные отношения родителей и детей. Вызывать у родителей потребность в совместной деятельности с ребёнком.

№ п/п

Материал nsportal.ru

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать.

Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать.

Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %.

Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.

Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели ставим следующие задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обратимся к современной классификации методов, авторами которой являются И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин.

Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Далее обратимся к рассмотрению различных способов рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия воспитателей с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись. Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Автором картины может стать любой человек, не зависимо от возраста, пола, профессии и социального статуса. Раскрытие творческих способностей идет в обход сознания человека по короткому пути – «сердце - кончики пальцев».

Наукой доказано, что пальцевая живопись оказывает терапевтический эффект. Это, безусловно, так, творческие люди меньше болеют, легче справляются со стрессовыми ситуациями, так как во время творческого акта происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства, которые находят материальное воплощение в картине. Терапевтический эффект наблюдается не только в момент создания полотна (нормализация пульса и артериального давления, антистрессорный эффект, гармонизация внутреннего состояния) , но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой.

Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.

В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти) , зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками.

В этом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка.

Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов.

Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками) . Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Нужно нанести на листок немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным.

Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.

Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать недостающие детали.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов.

Далее следует предложить технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск изображения) .

Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы - матрицы) , живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.

Чтобы нарисовать картину в технике монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощенно. Необходимо работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати.

Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают.

Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.

Когда отпечаток слегка подсохнет, его дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие пятна несколькими движениями превращают в морских рыбок.

Вот и всё – монотипия готова!

Существует ещё одна разновидность данной техники - монотипия пейзажная, когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток) .

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе) .

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

В дальнейшем можно несколько разнообразить эту технику и получить цветной граттаж. Сначала протонировать лист бумаги цветной акварелью, а затем нанести воск и тушь. Тогда штрихи будут цветными. Хотите изобразить праздничный салют?

Тогда на бумагу следует нанести цветные пятна акварелью, затем слой воска, слой туши. Теперь процарапать рисунок. И вот уже темное ночное небо расцвело красными, зелеными, синими огнями.

Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...

  • Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

    Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост...

  • Художественно эстетическая деятельность детей дошкольного возраста

    Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитив...

  • Стадии развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

    Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО. Олейник Екатерин...

  • Способности детей дошкольного возраста

    «Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста» Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок...

  • Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

    Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования Колмакова Марина Григорьевна Воспитатель МБДОУ № 101 г. Тула Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного в...

  • Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте

    Семинар-практикум «Развитие продуктивной деятельности» Семинар – практикум «Развитие продуктивной деятельности детей» Почему возникла эта проблема? Актуальность проблемы • Развитие продуктивных с...

  • Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте курсовая

    «Роль изобразительного искусства в жизни дошкольника». Реферат В психологических и педагогических исследованиях, раскрывающих особенности изобразительной деятельности в развитии личности детей до...

  • Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста

    Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, прот...

  • Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста

    Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Тема:«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»....

  • Техники рисования для детей дошкольного возраста

    Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Доклад: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей...

  • Творческие способности детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте

    Развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, так как процесс определяют творческ...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...