Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста

Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»

1 слайд: Тема – «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»

2 слайд: Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по новому раскрывает перед людьми особенность предметов и явлений действительности.

В. Сухомлинский

3 слайд: Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности ДОУ.

• Высокий уровень заболеваемости детей.

• Эффективность музыкального воздействия на физиологию ребенка.

• Отсутствие единого целостного подхода в оздоровительной работе среди

специалистов ДОУ.

• Повышение уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.

4слайд: Свою работу начала с анализа занятий с точки зрения здоровьесбережения. Вывела следующие параметры

Параметры

1. Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т. д.

2. Продолжительность музыкальных занятий.

3. Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность. Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей)

4. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).

5. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность.

6. Проведение бесед связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

7. Психологический климат на занятии.

8. Темп и особенности начала и окончания занятия.

5 слайд: Цель- Способствовать эффективному оздоровлению воспитанников в процессе использования на музыкальных занятиях и режимных моментах здоровьесберегающих технологий

6 слайд: Задачи

• Развивать музыкальные и творческие способности используя здоровьесберегающие технологии, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка;

• Развивать интеллектуальные функции (мышление, память, воображение, внимание, восприятие, ориентировку в пространстве) ;

• Развивать эмоционально – волевую сферу и игровую деятельность;

• Формировать вокальные навыки (дыхание, артикуляцию, звукооброзование, чистоту интонирования, исходя из здоровьесберегающих технологий и охраны детского голоса

• Укреплять различные группы мышц и осанку, развивть музыкальный слух, вкус и чувство ритма, умение правильно и красиво двигаться.

7 слайд: В своей работе я использую программы: Бурениной «Ритмическая мозайка», Лазарева «Здравствуй», Новоскольцева и Каплунова «Ладушки», Радынова

«Музыкальные шедевры», методические пособия Картушина «Логоритмика», Стрельникова «Дыхательная гимнастика»

8 слайд: Формы оздоровительной работы в регламентированной музыкальной деятельности дошкольников

• Музыкально-оздоровительные занятия (тематические)

• Совместные с детьми и родителями оздоровительные праздники

• Индивидуальные коррекционные занятия (индивидуально-дифференцированный подход)

• Кружок по ритмопластики

• Логоритмика

9 слайд: На музыкальных занятиях я, использую следующие здоровьесберегающие технологии

1 .Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

3. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

4. Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой) ;

5. Ритмопластика подразумевает психологическое раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

6. В своей практике использую развивающие голосовые игры, которые являются игровым компонентом фонопедического метода развития голоса Виктора Вадимовича Емельянова, кандидата педагогических наук, международного эксперта голосовых технологий. Суть метода в том, что дети в игровой форме выражают эмоции голосом, подражая звукам доречевой коммуникации, они познают возможности своего голоса и учатся управлять им.

Такая организация работы обеспечивает и развитие, и охрану детского голоса, подготовку его к возможным нагрузкам, а так же способствует предупреждению заболеваний гортани.

10 слайд: мной разработана схема проведения музыкального занятия, включающая в себя здоровьесберегающие технологии

1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, речь с движением.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра - 1 упр.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра -1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

11 слайд: Виды музыкальной деятельности

Пение - идеальный способ помочь детям с нарушениями речи, оно улучшает их артикуляцию, дикцию, способствует правильному формированию дыхания, что не мало важно при заикании ребенка.

С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы- во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов. Голос- это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях это бережное отношение к голосу ребёнка. Я учу детей петь свободно и легко, их голос развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.

12 слайд: Валеологические песенки-распевки Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос пению.

13слайд: Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика помогает быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческие навыки, улучшаются музыкальная память, внимание.

14 слайд: Упражнения на развитие дыхания

Дыхание – это синоним жизни и имеет сверхважное значение. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

1. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

2. Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

3. Улучшает дренажную функцию бронхов;

4. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

5. Исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Работа, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса, что помогает укрепить и развить дыхательную мускулатуру, повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

• Укрепление физиологического дыхания детей (без речи) .

• Тренировка силы вдоха и выдоха.

• Развитие продолжительности выдоха.

15 слайд: Слушанье - В лечебных целях музыку применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.

Я использую классическую музыку в целях музыкальной терапии на занятиях.

Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается. Активные формы слушания музыки с просмотром музыкальных презентаций.

16 слайд: Музыку наш мозг воспринимает одновременно обеими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию.

17 слайд: музыка обладает способностью оказывать воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.

18 слайд: Основные составляющие музыки и их влияние на организм человека:

МЕЛОДИЯ пробуждает не только эмоции, но и ощущения, влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение

РИТМ оказывает прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца

ГАРМОНИЯ производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом. В душе человека, преобладание диссонансов является выражением разлада, конфликтов.

ТЕМБР – окраска звука в музыке. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию

19 слайд: Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Мной создана музыкальная фонотека, которая способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Утром встречают детей, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе

20 слайд: Музыкальные рецепты

21слайд: Ритмическая организация является основой жизни. Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего детства и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Изучая систему занятий по развитию чувства ритма у детей М. Ю. Картушиной я обнаружила множество замечательных упражнений, которые лаконично вписываются в любое музыкальное занятие.

22 слайд: Ритмопластика - развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

23слайд: Логоритмика Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движения Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.

24 слайд; Пальчиковая гимнастика Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

25 слайд:. Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы. Провожу литературно-музыкальные гостиные, театрализованные постановки; беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников. Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.

26 слайд: Результаты Улучшается концентрация внимания и его продолжительность,

снижается импульсивность, музыка оказывает успокаивающие воздействие на большинство гипперактивных детей.

Улучшается речевая и сенсомоторная функция организма, повышается ориентировка в пространственно-временных отношениях, развиваются познавательные интересы ребенка

27 слайд: Вывод Известно, что еще Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки.

Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле. В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.

28 слайд: список литературы. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

zdorovesberegayuschie-tehnologi-na-muzykalnyh-zanjatijah-v-dou_uknva.pptx | 13375,49 Кб | Скачан: 623
www.maam.ru

Влияние музыкально-ритмических упражнений на формирование правильной осанки детей младшего дошкольного возраста

Творческий отчет

из опыта работы

Среди множества форм художественного и физического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими своё постоянное место в сетке дошкольного расписания, танец, несмотря на усилие известных педагогов, хореографов, психологов, искусствоведов, так и не смог войти в число обязательных предметов.

Широкое распространение в начале ХХ века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом Э. Жаком – Далькрозом. Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения развивать у детей музыкальный слух, память внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений. Эти положения заслуживают внимания и учитываются советской педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии.

Положительное влияние музыки и движений на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И. М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.

Советская психология так же утверждает, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. По мнению психолога Б. М. Теплова, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее передающими временный ход музыкального движения… ». Т. е путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызвать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.

Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

Ведь что такое правильная осанка, красивая походка? Скорее всего, это наиболее естественное и удобное положение тела во время движения, наиболее оптимальная поза.

Работая с детьми над ритмическими упражнениями педагог должен добиваться точного выполнения движений, следить за правильностью осанки. Нарушения осанки сказывается не только на внешнем виде ребенка, но и на его здоровье. Основные требования к осанке заключаются в следующем: плечи опущены, голова приподнята, спина прямая, грудная клетка выступает вперед, живот подтянут.

Все виды музыкально – ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их четкость, выразительность. Под влиянием музыкально – ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Совершенствуются музыкально – эстетические чувства детей. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения.

Развивается так же познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлений природы.

Каждое музыкально – ритмическое задание ребенку нужно понять, осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполнять указания взрослого. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания, совершенствует творческую активность.

Таким образом, музыкально – ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного и педагогически оправданного репертуара.

Свою работу над музыкально – ритмическими упражнениями с детьми я начала с составления перспективного плана. Где были учтены возрастные особенности детей. Упражнения я подбирала с учетом следующих критерий: 1) Доступность музыкально – игрового образа (понятные и близкие детям образы игрушек, домашних животных и т. д, в соответствии с возможностями) .2) Доступность музыки. 3) Доступность движений. Так же движения подбирались по принципу от простого к сложному.

Следующим этапом моей работы был подбор методов и приемов работы. Я поставила себе задачу обеспечить максимально комфортные условия для занятий с детьми и найти наиболее эффективные способы достижения результатов.

Во время разучивания музыкально – ритмических упражнений я пользовалась различными методическими приемами, учитывая возрастные особенности детей .

Важный прием обучения - целостный наглядно – слуховой показ. Музыка и движения едины.

Я одна или с ребенком показывала разучиваемое движение под музыкальное сопровождение. Главное состоит в том, чтобы показать игру или упражнение, а затем уже детализировать и уточнить отдельные элементы. Правильный показ движений, точные указания помогают ребенку технически правильно выполнить то или иное движение .

На занятии с детьми 3-4 лет я широко использовала игровые приемы, которые направляли внимание детей на восприятие характера музыки, улучшали выразительность исполнения движений, активизировали каждого ребёнка.Это внесение игрушек, различных атрибутов и действий с ними («Мишка ходит в гости», «Пляска с куклой», «Игра с колокольчиками» и т. д.)

В играх, плясках и упражнениях с малышами я нередко обращалась к игровому образу («Полетели, как птички», «прыгаем, как зайчики», «мячики», «скачем, как лошадки» и пр.) .Создание игровой ситуации вызывало у детей интерес к выполнению того или иного задания, что позволяло мне несколько раз повторить одно и то же задание с целью лучшего, качественного усвоения какого либо двигательного навыка .

На занятии я осуществляла индивидуальный подход к детям. Этот приём помогал мне застенчивого, робкого сделать смелым, уверенным в себе, самоуверенного - более скромным и т. д.

Я пользовалась небольшим количеством музыкально – ритмического материала, вносила новые детали, атрибуты, усложняла правила и тем же решала новые задачи. Игра или упражнение в этом случае долгое время оставались для детей интересными и увлекательными. Самое обычное задание можно сделать праздничным, сюрпризным.

Закрепить пройденный материал, усвоить необходимые навыки помогали мне в работе многократные последовательные повторения .

Некоторые игры и пляски требовали предварительного разучивания отдельных элементов, и разучивали мы их в виде упражнений .

Следует отдельно сказать о приёмах, активизирующих творческие проявления детей. Я создавала условия для индивидуальных проявлений в процессе игр и плясок. Ребенок не должен копировать движений педагога (особенно в сюжетных играх), чтобы его движения не были механическими, статичными, маловыразительными (образец уместен в подражательных плясках и с зафиксированными движениями) .

В работе я старалась создавать условия, при которых каждый, воспринимая музыкальный образ, самостоятельно бы его передавал, по-своему проявляя свое отношение .

Подбирая музыку, я стремилась к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызвала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

Исходя из возрастных особенностей детей, музыкальные произведения были небольшие по объему, умеренными по темпу и разнообразными по стилю и жанру. В свою работу я включала такие произведения, как:

Детские песни современных российских композиторов В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Струве и др. ;

Народные мелодии: «Калинка», «Я на горку шла», «Ах, вы сени», «Во поле береза стояла», и др. ;

Классические произведения: «Аквариум» К. Сен-Санса, «Менуэт» Л. Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф. Шуберта, и др.

Также в своей работе я нередко использовала разнообразные фонограммы.

Занимаясь с детьми музыкально-ритмическими упражнениями и играми я заметила, что они действительно положительно влияют не только на физическое развитие, но и на общее развитие в целом. У детей улучшилась осанка, укрепились мышцы.

Постепенно дети начали легче, грациознее двигаться, стали более раскованными, их движения приобрели ловкость, координированность, выразительность. В процессе игр и упражнений дети стали легче ориентироваться в пространстве, самостоятельно находят свободное место в зале, перестраиваться в круг, по парам. Дети научились слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания. Так же в процессе обучения движению я воспитывала у детей вежливость, культуру поведения. Элементарные правила этикета малыши воспринимали естественно, им нравилось их выполнять и поэтому они легко усваивались.

Всё это не только требовало от детей известных усилий, но и доставило им большую радость.

Подводя итог, хочу отметить, что музыкально-ритмические упражнения имеют особую важность для музыкального воспитания детей, поскольку они не только удовлетворяют потребность детей в движениях, в увлекательных игровых действиях, но и развивают эмоциональное восприятие музыки, влияют на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, смыкаются с музыкальной эстетикой.

В то же время, движение под музыку является для ребенка 3х – 4х лет одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому мои занятия музыкально-ритмическими упражнениями позволили проявить скрытые возможности каждого ребенка, его «изюминку» и индивидуальность.

У детей, обучающихся музыкально-ритмическим движениям развитие будит более гармоничным, естественным, успешным, и в связи с этим меньше будет проблем с развитием речи, вниманием, памятью, мышлением, ведь еще А. И. Буренина говорила: «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка. »

www.maam.ru

6. Творческая сюжетно-игровая композиция (коллективная праздничная игра, музыкальная сказка, детский музыкальный спектакль, детская опера) .

Имеется ряд противоречий при работе с этой актуальной темой:

– между необходимостью воспитания музыкально-эстетической культуры с детского возраста и недостаточностью разработанности практического инструментария;

– между определенным содержанием музыкально-игрового воспитания и образования и определением структуры, содержания, показателей музыкально-игровой культуры.

Работа по данной теме разделена на несколько этапов:

I этап – констатирующий (начальный) – сентябрь/ноябрь 2014 года.

II этап – формирующий (основной) – январь 2015 года – апрель 2015 года.

III этап – контрольный (заключительный) – май 2015 года.

Начальный этап предполагет обнаружение проблемы, сбор диагностических показателей и выявление уровня сформированности знаний и умений по развитию музыкально-эстетической культуры.

Формирующий этап – проведение работы по становлению музыкально-эстетической культуры дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности.

Диагностика на заключительном этапе показывает эффективность выбранной методики для решения обозначенной педагогической проблемы.

В диагностике музыкально-эстетической культуры и развития дошкольников можно выделить два основных направления:диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.

Таким образом, на констатирующем (аналитическом) этапе работы ведётся диагностическая работа с детьми.

Цель: определение уровня сформированности музыкально-эстетической культуры детей 5-6 лет.

Диагностика чувства ритма

Цель:выявить уровень развития чувства ритма.

Музыкальный руководитель: Прохлопай, (или простучи) , ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания) .

Критерии оценки:

1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

Диагностика динамического чувства

Цель:определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.

Музыкальный руководитель:Сейчас поиграем с тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане или бубне. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо.

Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.

А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить . Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.

Критерии оценки:

1 набранный балл – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.

2 – 3 набранных балла – средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.

4 – 5 набранных баллов – высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.

Диагностика ладово-мелодического чувства

«Две подружки»

Цель:выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.

Музыкальный руководитель:Прослушай 2 песенки ;веселой и грустной девочек,и скажи, -какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.

Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии. Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Критерии оценки:

1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну.

2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.

3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.

Диагностика музыкальной деятельности

Она включает в себя диагностику умений и навыков по всем разделам музыкальной деятельности:

  • Восприятие
  • Развитие музыкального слуха и голоса
  • Пение
  • Музицирование
  • Музыкальное творчество.

Высокий уровень– творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности) .

Средний уровень– эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень– малоэмоционален; «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

Критический уровень(редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи) .

В первом блоке музыкально-игровых занятий используем такие игры-уподобления:

1) тактильные, моделирующие характер звучания посредством тактильных прикосновений;

2) двигательные, моделирующие характер звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов;

3) интонационные, передающие настроение произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки;

4) вокальные, передающие настроение произведения с помощью интонационно выразительного подпевания мелодии, музыкальных фраз;

5) инструментальные, моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью тембровой и мелодической оркестровки его звучания;

6) цветомузыкальные, моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью выразительности цвета и его оттенков.

Второй блок – игры-интерпретации. Игры-инсценировки. Предполагают интерпретацию музыкального содержания посредством ритмопластических, пантомимических и танцевальных движений («Изобрази музыку», «Покажи жестом») . Например, в старшем возрасте ребенок может представить себя героем музыкальной пьесы и передать ее характер в танцевальных и образных движениях. С этой целью можно использовать программные музыкальные произведения (К. Сен-Санс. «Слон», «Лебедь», «Птичник», «Аквариум»; Ф. Куперен. «Бабочки» и др.) .

Игры-инсценировки включают музыкально-образные этюды, в которых изображаются животные (В. Арсеев. «Слон и моська»; К. Сен-Санс. «Куры и петухи», С. Майкапар. «Мотылек») , герои сказок (П.

Чайковский. «Баба Яга», « «Колдун»; «Дюймовочка»; Э. Григ. «В пещере горного короля», «Шествие гномов») , детские игры (А. Гречанинов. «Верхом на лошадке», командир»; Р. Шуман. «Смелый наездник»; С. Слонимский. «Считалка»; А. Хачатурян. «Скакалка») , другие явления и объекты окружающей жизни.

Игра-настроение не связана с определенным сюжетом, персонаж игры – музыкальное настроение. Такие игры позволяют сформировать представление о музыке как об искусстве, которое отражает чувства и настроения человека.

Ценность игры-настроения в том, что переживание эмоциональных смыслов музыки происходит в единстве восприятия и самовыражения, когда чувство возникает раньше мысли. Детям предлагаются игры-настроения, когда они слушают программные произведения (А.

Гречанинов. «В разлуке»; Ж.-Ф. Рамо. «Радость»; М. Мусоргский. «Слеза»; И.-С. Бах. «Шутка»; Д. Кабалевский. «Шутка»; С. Прокофьев. «Сарказм»; П. Чайковский. «Размышление», «Сентиментальный вальс») и непрограммные (Р. Шуман. «Пьеска»; В.-А.

Моцарт. «Рондо»; Третий блок музыкальных игр основан на музыкальной импровизации, т.е. на применении освоенных эталонных способов творческой деятельности и их трансформации в новых, в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями дошкольников.

Игра-карнавал. По характеру подобна импровизированному празднику, в котором, как в калейдоскопе, мелькают образы, сценки, танцы, чудесные превращения. В игре нет строгой сюжетной линии, она может быть придумана самими детьми на основе:

  • содержания музыкальных произведений (К. Сен-Санс. «Карнавал животных»; Д. Шостакович. «Танцы кукол»; Дж. Россини – О. Респиги. «Волшебный магазин игрушек» и др.) ;
  • темы праздника («Карнавал цветов», «Карнавал игрушек», и т.п.) ;
  • доминирования музыкальной деятельности («Песенный карнавал», «Танцевальный карнавал»,) .

В процессе использования музыкально-игровой деятельности, различных музыкальных игр и приемов на музыкальном занятии в МДОУ,на праздниках и ,развлечениях ,в других режимных моментах, значительно повышается показатель сформированности музыкально-эстетической культуры обследованных мною детей Повысился интерес к музыке, музыкальным произведениям различных форм и жанров. А у детей возрастает ещё большая потребность в самореализации своих творческих способностей и возможностей.

Литература:

1. Груздова И. В. Процесс формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников: сущность, проблемы, решения // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Искусство, 1970.

3. Проняева С. В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук / С. В. Проняева. – Екатеринбург, 1999.

4. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова и др. – М., AcademiA, 1998.

5. Тарасов Г. С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Музыкальная психология и психотерапия. – 2008. – № 3.

Автор статьи:Музыкальный руководитель МДОУ«Детский сад №104» Некрученкова Надежда Викторовна. г Саратов. Пед.стаж: 16 лет.

По теме:

Материал nsportal.ru

Материал (старшая группа) по теме: Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Опубликовано 25.11.2012 - 11:17 - Кузнецова Наталья Николаевна

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В работе с детьми(а особенно с теми, что уже имеют нарушение речи) большое внимание необходимо уделять развитию функции мелких мышц рук.

Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов его формирования. Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году.

Позже, на основе специально проведенных опытов была выдвинута мысль о том, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и убыстряют развитие речи ребенка.

Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и языковых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, разных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и др.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. Недаром во многих школах Украины существуют, так называемые, собеседования, тестирования во время которых среди других заданий ребенку предлагаются задания на определение уровня развития мелкой моторики. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логично мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Недостаточное развитие зрительного восприятия, внимания и, в частности, мелкой моторики, приводит к возникновению негативного отношения к учебе.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают одновременно несколько проблем: во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, улучшают развитие речи малыша, в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.

Работу с развития мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего возраста. Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем же на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом(например "Сорока") , не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п. и, конечно, в старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Помните, что малышам предлагаются упражнения в упрощенном варианте, доступные их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнять.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, ведь именно тогда будет достигнут весомый эффект от этих специальных упражнений. Задания по развитию движений пальцев рук должны приносить ребенку радость, не должны вызывать переутомляемость.

Большое значение в этих играх-упражнениях имеет текст. Он должен быть веселым, доступным для детей данного возраста. Необходимо объяснять значения тех или других движений или положений пальцев, заинтересовывать детей в исполнении этих движений, создавать благоприятное эмоциональное настроение.

Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь вашего ребенка, можно предложить малышам следующие задания:

Разминать пальцами пластилин, глину.

Катать по очереди каждым пальчиком камни, бусинки, шарики.

Нанизывать бусинки на тоненькую ленту, делать бусы.

Сжимать и разжимать кулачки.

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может продвинуть свои пальцы; или крепкие, которые не раскроешь.

Двумя пальцами руки(указательным и средним) "ходить" по столу, сначала медленно, а потом быстро, как будто они бегут. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

Показывать отдельно только по одному пальчику.

Барабанить, постукивать всеми пальцами обеих рук по столу.

Махать в воздухе только пальцами, не двигая ладонью.

Плескать в ладони тихо и громко, в разном темпе.

Нанизывать большие пуговицы на нить.

Застегивать пуговицы, крючки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.

Закручивать шурупы, гайки.

Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

Складывание матрешек.

Читать далее nsportal.ru

Консультация для педагогов и воспитателей на тему

«Влияние вокальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста».

Задача:Рассказать педагогам о значении вокальных упражнений на детский организм, научить правильности их выполнения.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.

Пение:

1) объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения,

2) тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств,

3) в процессе пения активизируются умственные способности детей (восприятие музыки требует внимания, наблюдательности, ребенок учится анализировать мелодии, текст, разбирается в структуре песни) .

4) очевидно воздействие пения на физическое развитие детей (пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания) .

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияетна равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

Метлов Н. А. (советский педагог-музыкант) в своей книге ''Музыка детям'' пишет об основных качествах детского голоса:

о том, что «голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами (полость тела, при попадании в которую голос усиливается.

На звук «М» - нижний грудной резонатор, на звук «Н» - верхний головной) . У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску.

При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание».

Для того, чтобы научиться правильно, красиво петь, необходимо развивать оба резонатора. Этому могут помочь специальные системы упражнений. Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков (Картушиной, Емельянова) я на муз.

НОД использую специальные упражнения, которые помогают развивать вокальные навыки у детей, благотворно воздействуя на организм ребенка в целом.

Это

1. Фонопедические упражнения В. В. ЕмельяноваКомплекс состоит из 6 групп упражнений, может помочь поставить голос не только детям, но и взрослым. Я использую первые две ступеньки этого комплекса, т.к. они соответствуют возможностям детей дошкольного возраста:

1) Артикуляционная гимнастика– для правильного звукообразования и четкой работы голосового аппарата (покусали кончик языка, до серединки, пожевали как конфетку на правых зубках, затем на левых, «Уточка», «Щеточка», «Иголочка») ,

2) Интонационно-фонетические упражнения - помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. (Грудной резонатор развит слабо. Как его развить? Расскажем «Страшную сказку».Как развивать взаимодействие грудного и фальцетного резонаторов, ведь в пении важны оба регистра, т.к. мелодия не стоит на одном звуке? Выполняем упражнение «У жирафа есть вопрос» и «Динозаврик») .

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.

Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми.

Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

Также помочь правильному формированию певческих навыков могут помочь упражнения, предложенные Картушиной М. Ю.в ее книге «Вокально-хоровая работа в детском саду». Некоторые разработала она сама, некоторые в соавторстве.

В основном, упражнения выполняются в сопровождении фортепиано, которые я использую на занятиях. Но есть такие, которые вы можете выполнять без музыки, просто проговаривая текст. Это упражнения на дыхание.

Дыхание – очень важная составляющая часть правильного пения, поэтому в книге ей посвящены отдельные главы.

Перед упражнениями, пением, в начале занятия можно выполнить упражнение

«Сидит дед»

Ссылка на источник nsportal.ru

- создание позитивного образа тела;

- развитие навыков общения.

История возникновения танца ведёт нас в древние времена, к ритуальным танцам, когда ещё до появления человеческой речи, средством общения наших предков были жесты и мимика, движения, перенятые у зверей и птиц. Язык человеческого тела всегда был эффективным способом выражения естественных реакций человека, его душевных переживаний.

По мнению академика И. П. Павлова «нет ничего важнее в жизни человека, чем устойчивость и стабильность жизненных ритмов: пульса, дыхания, моторики движения и как результат - ритмичность химических процессов при обмене веществ в организме человека».

Ребёнок очень быстро реагирует на импульсы, идущие от музыки, если она соответствует его возрасту и жизненным ритмам.

Но давайте вернёмся в древние времена и обратимся к философу Древней Греции Платону. По мнению Платона «трудно представить себе лучший метод, чем тот который открыт и проверен опытом веков: он может быть выражен в 2-х положениях: гимнастика для тела и музыка для души».

Идея древних о синтезе музыки и движения была подхвачена швейцарским педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865- 1950) , который разработал систему музыкально-ритмического воспитания детей. Он видел в муз.- ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения; более живой и успешной работе мозга. При этом сам процесс занятий должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены.

Последующее развитие система Э. Далькроза получила в работах его учеников и единомышленников, и легла в основу программы «Ритмическая мозаика». Она была опубликована в 1977 году.

Программа заинтересовала многих специалистов, использующих в работе с детьми движения под музыку. Опыт этой программы показал её доступность в реализации содержания и успешность освоения детьми разного возраста и с разными способностями; а так же гибкость и универсальность самой системы работы, способствующей гармоничному развитию тела и духа. Поэтому мы можем говорить о ритмопластике, как о здоровьесберегающей технологии,положительно влияющей на физическое и психическоездоровье детей.

1. Систематическое повторение движений под музыку укрепляет организм ребёнка, улучшает работу кровообращения и дыхания. Полезны и необходимы упражнения на расслабление различных групп мышц, особенно верхнего плечевого пояса, рук и пальцев.

2. Систематическое повторение движений включающих в работу основные группы мышц: верхнего плечевого пояса, брюшного пресса, косые мышцы ног, хорошо укрепляет мышечный корсет, формирует правильную осанку.

3. Начиная с самого младшего возраста, используется упр. « пружинка» для формирования пружинности, как природного амортизатора, что очень важно для дальнейшего развития двигательных навыков.

4. Музыкально- ритмические движения помогают формировать прослеживающие функции взгляда, что хорошо тренирует глазные мышцы.

5. Улучшается понимание пространственно- временных соотношений (пространственное ориентирование: «на себе» и «от себя») .

6. Муз. импульсы неизбежно оказывают влияние на ритм мышления и поведения.

Непосредственное влияние муз.- ритмических движений на психическое здоровье детей, их эмоциональное состояние:

1. Помогает созданию эмоционального комфорта ребёнка (дети должны чувствовать, что их любят, что у них всё получается) .

2. Занятия ритмопластикой улучшают концентрацию внимания, его продолжительность; тренируют подвижность нервных процессов (на основе движения в разных ритмах и темпах) .

3. Музыкально- ритмические движения увлекают и оказывают успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей. А замкнутые и скованные дети развивают навыки взаимодействия с другими детьми.

И в заключение хочется отметить несколько важнейших условий здоровьесберегающей педагогики:

  • Уважать личность ребёнка, т.е. ненасильственно привлекать его к процессу музыкальной деятельности.
  • Понимать важность и значение не результата, а самого процесса.
  • Осознавать негативное влияние черезмерно громкого длительного потока музыки, не соответствующей жизненным ритмам ребёнка (пульсу, дыханию, моторике движений и возрасту) .
  • Помнить: главное в работе с детьми не «научи», а «не навреди»!

Невозможно заставить детей полюбить рисовать, петь, танцевать; можно только увлечь, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. Не забывать, что игра, игровой метод, пропитывающий все виды музыкальной деятельности – одно из основных условий здоровьесберегающей педагогики искусства.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

Раннее музыкальное развитие детей может дать малышу очень многое. И развитие слуха, чувства ритма и музыкальных способностей - это лишь верхушка айсберга. На самом деле, влияние музыки на ребенка гораздо сильнее.

Каждый год ученые проводят все новые и новые исследования, связанные с музыкой для детей, и результаты очаровывают. Одни исследователи заверяют, музыка лечит детей. Другие говорят - делает внешне более красивыми.

Третьи уверены - помогает сформировать богатый эмоциональный мир... И, конечно, музыкальные занятия помогают детям легче находить контакт с окружающими, способствуют развитию речи, учат слушать, а также дают психологическую разрядку, дарят гармонию и спокойствие.

Положительное влияние музыки на любого ребенка очевидно. Вопрос в другом - с чего начать? Как развивать?

Потешки для малышки

Напевать малышу разные потешки, начиная с самого его рождения, - это самая первая ступень музыкального развития детей. При этом не обязательно петь словами, вначале самые известные мелодии можно напевать просто на «ля-ля».

В дальнейшем можно разучивать потешки на разные случаи жизни. Скажем, умываясь, напевать «Водичка, водичка, умой мое личико», перед сном, конечно «Баю-баюшки-баю», во время еды «Кексом кот кормил кота, кот кряхтел - еда не та» и т.д.

Не стоит оставлять привычку время от времени петь, что-то делая, и с более старшими детьми. Конечно, «потешки» вырастут вместе с ребенком. Но умение начать в какой-то момент что-то беззаботно напевать не раз пригодится в жизни.

Кроме того, позволить себе такую привычку могут только оптимисты. Так почему бы не поспособствовать тому, чтобы ребенок рос веселым и оптимистичным?

Музыка - фоном

Включать музыку фоном можно во время рисования, пока ребенок кушает, перед сном и т.д. Музыка фоном - несомненно, лучше, чем телевизор фоном. Хорошо, если музыкальные произведения будут разные по жанрам и тематике.

Сегодня фоном может быть «легкая» классика, завтра - детские песни из мультфильмов, послезавтра - песенки-обучалочки и т.д.

Музыкальные занятия

Занятия, направленные на музыкальное развитие детей, можно проводить дома, либо посещать соответствующие центры раннего развития для малышей. Подобные уроки, как правило, включают в себя выполнение танцевальных движений под музыку, игру на шумовых музыкальных инструментах, пальчиковые игры, игровой массаж, игры с подражательными движениями и многое другое.

Дома такие уроки можно проводить с помощью подсказок-видеоуроков. Помимо развивающих видеопрограмм для музыкального развития детей можно использовать и развивающие мультфильмы. Так, мультфильмы серии «Маленькие Эйнштейны» знакомят детей с произведениями золотой классики, а на протяжении мультфильма сказочные герои просят детей выполнять задания, развивающие чувство ритма.

Песенки для разучивания

Сложно найти детей, которые бы не любили петь (и при этом пританцовывать) . Пение полезно не только для музыкального развития ребенка, оно способствует и развитию речи, является прекрасной профилактикой заикания, развивает легкие.

Начинать лучше всего с тех песен, в которых звуки расположены рядом. Мелодия сначала на одной ноте в таких песнях, как «Во поле березка стояла...» или «Далеко-далеко на лугу пасутся ко...».

Быстро получается разучить и песни из мультфильмов, а также песни, продолжающие известные потешки и детские стихи (например, песни клоуна Плюха - это продолжение таких четверостиший, как «Киска, киска, киска, брысь...», «Мишка косолапый по лесу идет» и др.) .

Игры с голосом

Игры, которые позволяют почувствовать ребенку диапазон своего голоса, понять, как им управлять, - тоже один из элементов раннего музыкального развития. Самая простая из серии этих игр - «Звуки животных».

Играть в нее можно где угодно - на улице, дома, в общественном транспорте. Ребенку загадывают животное, а он должен ответить, какие звуки это животное издает. Во время этой игры малыш учится управлять своим голосом и понимать, какой звук называется высоким (как у мышки, например) , а какой низким (скажем, у мишки) .

Читать далее pulsplus.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

    Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста «Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» Эпиграфом своей работы я взяла слова Натальи Кончаловсо...

  • Развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

    Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое мастерство родителей; 2. Познакомить р...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

    «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»...

  • Дошкольном возрасте на ребенка влияют

    Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 1 слайд: Тема – «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 2 слайд: Музыка - могучий ис...

  • Развитие активной речи детей дошкольного возраста

    Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) Старикова Эльмира Фанисовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35 «Соловушка» Выступление...

  • Нарушение речевого развития детей дошкольного возраста

    Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальн...

  • Развитие моторики у детей дошкольного возраста

    «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От паль...

  • Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области личностного и психического развити...

  • Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (информация для родителей и воспитателей) «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что...

  • Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста

    Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, прот...

  • Развитие креативности у детей дошкольного возраста

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...

  • Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста

    Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (информация для родителей и воспитателей) «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что...