Задачи фгос дошкольного образования

ФГОС дошкольного образования

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с новыми принципами, условиями, целями и задачами, которые четко прописаны в документе.

Одним из важных принципов ФГОС ДО является поддержка разнообразия детства, а не его унификация, т. е. в ДОУ должны быть созданы такие условия развития детей, в которых будут учтены все возможности и особенности не только психического и физического развития, но и социальное окружение ребенка, его национальные, культурные и религиозные привязанности.

Как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а одна из задач дошкольного образовательного учреждения заключается в создании гармоничных условий развития одаренных детей с учетом интеллектуальных, психических, физических и возрастных особенностей и желания получать все новые знания в той или иной области. Родители считают, дети с высоким уровнем интеллекта должны раскрыть весь свой потенциал, однако, важно отметить, что множество разнообразных дополнительных занятий и кружков не дают ребенку возможности быть ребенком, поскольку завышенная планка родителей не оставляет детям времени на игры со сверстниками.

Особое внимание в стандарте уделяется воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, наблюдается переход на инклюзивное образование. Все дети равны, никто не должен чувствовать себя «не нужным» или «не таким как все». На данный момент существует небольшое количество ДОУ готовых принять таких детей. Пребывание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группе повышает не только его самооценку, но и предает уверенности в том, что он является полноценным членом общества, придает социальной уверенности. Проведение диагностики и коррекции нарушений развития, социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствует получению дошкольного образования, а также социальному развитию детей с ограниченными возможностями.

Важным моментом является обучение и воспитание детей разных национальностей и религиозных привязанностей, т. к. в одной группе дошкольного образовательного учреждения можно увидеть представителей сразу нескольких национальностей. Задача педагога заключается в создании условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям.

Таким образом, с принятием нового федерального государственного стандарта дошкольного образования, возрастает значимость дошкольного образования, оно становится неотъемлемой частью, первой ступенью российской образовательной системы. В основе ФГОС дошкольного образования заложены идеи обучения и воспитания, осмысление своей социальной значимости, раскрытие собственных возможностей и потенциала ребенка.

Подводя итоги, можно сказать, что теоретические положения ДО носят подвижный характер, так на период 50-х-70-х гг. приходится развитие общей теории, на период 60-х-80-х гг. развитие частной, на вторую половину 80-х базовых концепций, на первую половину 90-х вариативных концепций, на вторую половину 90-х развитие программно-методических материалов, а на конец 90-х разработка проекта ГОС ДО.

Можно выделить 3 главных элемента системы развития дошкольного образования:

• источники его формирования дошкольного образования;

• среда обретения дошкольного образования;

• способы овладения дошкольным образованием.

При этом период 60-х-80-х гг. исследование вопросов творчески-развивающих способов овладения содержанием дошкольного образования.

Первая половина 90-х гг. вопросы формирования развивающей среды. Вторая половина 90-х гг. подходы к определению источников формирования содержания дошкольного образования.

В связи с вступлением в действие ФГОС программа дошкольного учреждения должна учитывать все разнообразие детства, психологические, физические и индивидуальные особенности каждого воспитанника, разнообразие национальной и конфессиональной культуры, социальную и экономическую неоднородность региона.

www.maam.ru

1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;

2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

4) особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие) ;

5) принципы и подходы к формированию Программы.

2. Организация режима пребывания детей в ДОУ.1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;

2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению 10 образовательных областей: Физ-ра, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной лит-ры, Художественное творчество, Музыка.

4. Содержание коррекционной работы.Указанный раздел должен содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими Программы,

5. Планируемые результаты освоения детьми общеобр-ой программы.Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

6. Система мониторинга.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Разделы:

1) Целевой раздел включает в себя:

– пояснительную записку;– цели и задачи реализации основной образовательной программы;

– значимые для разработки и реализации основной образовательной программы характеристики, в том числе психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников организации, осуществляющей образовательную деятельность, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.;

– принципы и подходы к формированию основной образовательной программы.

– целевые ориентиры

2) Содержательный раздел

– цели и задачи образовательной работы с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;

– содержание образовательной работы по видам деятельности детей с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

– описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приёмов, средств образования) с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Обязательная часть:

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе) ;

– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) ;

– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы.

четырёх образовательных областях:коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития: – должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

– двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.) , а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх; (физ-ра)

– игровой(сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами) ;

– коммуникативной(конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения) ; (развитие речи)

–познавательно-исследовательской(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) ; (окружающий мир)

– восприятия художественной литературы и фольклора; (художественная лит-ра)

– элементарной трудовойдеятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе) ; (труд)

– конструированияиз различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.) ; (конструирование, ФЭМП)

– изобразительной(рисования, лепки, аппликации) ; (ИЗО)

– музыкальной(пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах) .(Музыка)

Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений:

– о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях) ;

– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) ;

– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.

2. Формируемая участниками процесса

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья) .

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Часть, формируемая участниками процесса:

Составляется из образовательных программ различной направленности, выбранных участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

1. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

– специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

– поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

– сложившиеся традиции Организации (группы) .

Может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

2. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов (далее – детьми с ОВЗ) .

Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ

3. Организационный раздел

должен включать:

– характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

– особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках;

– особенности организации предметно-пространственной развивающей среды;

– характеристику основных принципов, методов и/или технологий реализации Программы, в том числе связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе) ;

– способы и направления поддержки детской инициативы;

– особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

4. Дополнительный раздел программы

Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

? возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной Организации, в том числе категории детей с ОВЗ, если возможность их образования предусматривается;

? реализуемые Примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть;

? характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

? иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов.

  1. Объем программы

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы

Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.

  1. Время реализации

Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации.( Закон РФ «Об образовании», ст. 12.6.)

  1. Программа

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.

Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ1

Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ.

  1. Содержание

Должно:

• соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования) ;

• соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму") ;

• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Должно:

Читать далее nsportal.ru

17.10.2013 Министерством образования и науки РФ был принят Приказ №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) "

ФГОС ДО - это нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.

Цели ФГОС ДО.

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи ФГОС ДО.

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) ;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы ФГОС ДО.

"...1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации1 и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка2, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) , педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка...

... 1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) ;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ;

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

В плане взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования, ФГОС устанавливает принципиально иной способ – принцип интеграции образовательных областей, который представляет собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей) .

Изменения такого рода предполагают изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игре, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль.Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Важность совместной деятельности воспитателя и детей, игровых форм образования дошкольников, учет поло-ролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду вносит в содержание программ необходимые изменения.Образовательные задачи, согласно ФГОС, должны решаться не только в ходе занятий, но и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Семье в ФГОС отведена особая важная роль в воспитании детей. Родители (попечители) признаются полноценными участниками воспитательного процесса и, соответственно, неотъемлемым звеном в реализации программы образования ДОУ. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

ФГОС дошкольного образования направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в условиях современного общества, учитывая право ребенка на доступное образование.

Согласно ФГОС дошкольное образование - равноценный участник образовательного процесса, наряду со школьным образованием. И все участники реализации Программы дошкольной организации (работники дошкольных учреждений, родители, сами дети) должны действовать сообща. Только в этом случае мы сможем продуктивно пройти этот непростой этап развития дошкольного образования.

Скачать:

Подробней на сайте nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

«Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования».

(Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов Правило 6) .

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» (Дэвид Бланкет) .

Совместное (инклюзивное) образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России.

В России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах («Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и т. д.) .

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) » от 02.06.1999года, устанавливается возможность получения образования детей – инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001г.) подчеркивается: «дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны обеспечиваться государством медикопсихологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных школах - интернатах».

Каждый ребенок имеет право получать качественное образование со здоровыми сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми образовательными потребностями смогут получить, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализироваться. Эти проблемы в современных образовательных учреждениях решает инклюзивное образование

Согласно закону об образовании инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 ФЗ №273 «Об образовании») .

Оно предусматривает совместное обучение (воспитание) , включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Инклюзивное образование предполагает:

- обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь;

- вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155) .

В нем говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) .

Положения ФГОС предназначеныобеспечить возможность инклюзии детей в дошкольном учреждении и инклюзивного обучения.

В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.

В ФГОС ДО учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей.

В основных принципах дошкольного образования, прописанных в ФГОС можно выделить некоторые, которые необходимо учитывать в первую очередь при разработке образовательной программы дошкольного учреждения, в котором находятся дети с ОВЗ.

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) (п.1.4 ФГОС) .

В цели стандарта входит обеспечение государством равенства возможностей каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, а так же обеспечение государственных?гарантий уровня и качества образования на основе обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам освоения.

Задачами ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ можно считать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия) ;

- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями) , должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей (п. 2.11.2 ФГОС) .

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (п.3.2.2ФГОС) .

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

При работе в группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников) , оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья (п.3.4.3 ФГОС) .

При организации инклюзивного образования:

при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;

при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию (п.3.4.4 ФГОС) .

Рассмотрев Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования при разработке Основной образовательной программы дошкольного учреждения и рабочих программ групп можно выделить основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе: диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка; комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы; разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ; разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы; организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий.

Под специальными условиями понимаются: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника) , оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий; обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ. Специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида (из письма МОи Н РФ от 28.02.2014 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО») .

Организация инклюзивного образования строится на принципах: индивидуального подхода; поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации) ; социального взаимодействия; междисциплинарного подхода ; вариативности в организации процессов обучения и воспитания; партнерского взаимодействия с семьей; динамического развития образовательной модели детского сада

При правильной организации инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение,направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Все участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Дети – это будущие члены общества, и если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155

2. Инклюзивное образование, http://www.deti.rian.ru/grani

3. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л. В. Голубева, Волгоград: Учитель, 2011

4. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательнойполитики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. – СПб: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2008

5. С. В. Алехина «Инклюзивное образование в России» (электронный ресурс)

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования консультация для воспитателей

    Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования» Консультация для воспитателей. «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС ДО». Инст...

  • Фгт дошкольного образования

    ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...

  • Индивидуализация дошкольного образования по фгос

    Индивидуализация детей дошкольного возраста Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные при...

  • Фгос дошкольного образования 2015 читать

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Основная образовательная программа дошкольного образования

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Анализ фгос дошкольного образования

    Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног...

  • Федеральные государственные требования дошкольного образования

    ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Инновационные технологии в дошкольном образовании

    Инновационные педагогические технологии в детском саду. Из опыта работы Наш педагогический коллектив начальная школа-детский сад интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Основная за...

  • Педагогические технологии по фгос в дошкольном образовании

    Педагогические технологии в дошкольном образовании Образовательные технологии и педагогические технологии В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупн...

  • Педагогическое сопровождение в дошкольном образовании

    Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства ПАСПОРТ экспериментальной площадки по теме «Повышение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюто...