Значение предметно развивающей среды для развития дошкольника

Проектирование предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности ДОУ

Тема «Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности старших дошкольников»

Содержание

1. Значение предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности старших дошкольников

2. Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности старших дошкольников

Заключение

Список литературы

Введение

Одним из важных факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Предметно-развивающая среда в детском саду должна представлять условия для самостоятельной осмысленной и полезной деятельности детей.

Самостоятельная деятельность в ДОУ детей старшего дошкольного возраста – это самостоятельная игровая деятельность в группе и на прогулке, продуктивная деятельность (изобразительная, конструирование, лепка, труд).

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, когда ребенок один играет, рисует или конструирует. Иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, мастерят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру, строят из строительного конструктора город, самолет. Признаками самостоятельной деятельности являются то, что ребенок самостоятельно переносит усвоенное на занятиях, в общении с педагогом в собственную новую деятельность, применяет для решения новых задач. Особенно это характерно для старшего дошкольного возраста, когда все больше времени ребенок проводит в самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность дошкольников возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения и сопровождается положительными эмоциями. Педагог, не нарушая замысла ребенка, может помочь ему, если возникнет такая необходимость.

Построение предметной среды - это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка.

В настоящее время главная педагогическая задача в дошкольном учреждении создать условия для самостоятельной деятельности, которые отражаются в предметно-развивающей среде. При этом для создания предметно-развивающей среды нужно придерживаться определенных программных требований, особенности психофизического развития детей определенного возраста, материальных и архитектурно-пространственных условий и общих принципов построения предметно-пространственной среды. Несмотря на то, что существуют общие требования к предметно-развивающей среде, условия каждого ДОУ отличаются своеобразием.

Поэтому целью творческой разработки является пути реализации проектирования предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности старших дошкольников.

Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1) Осуществить анализ литературы по проблеме исследования;

2) Выявить особенности и принципы проектирования предметно-развивающей среды;

3) Представить проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности старших дошкольников в ДОУ.

1. Значение проектирования предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности старших дошкольников

Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, способствующие на данном этапе полноценному развитию ребенка. К развивающим видам деятельности дошкольника относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская.

Предметная среда ДОУ должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности. Материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ [8, c.5].

Предметная развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Среда выполняет в развитии детей несколько функций.

Организующая функция среды состоит в том, что содержание и вид развивающей среды является толчком того вида самостоятельной деятельности, которая отвечает его потребностям, формирует его интересы, предпочтения.

По мнению Г. Н. Любимовой, С. Л. Новоселовой, при формировании предметно-развивающей среды необходимо избавляться от загромождения пространства мало-функциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; • создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз – рука», роста и предметного мира взрослых; исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей детей определенного возраста.

Воспитательная функция предметно-развивающей среды позволяет ребенку сделать нравственный выбор сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения к предметам.

Развивающая функция предполагает, что содержание предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования В. А. Петровский предлагает придерживаться следующих принципов:

• дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;

• активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

• стабильности – динамичности, то есть создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

• комплексирования и гибкого зонирования, то есть возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

• эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

• эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво) ;

• открытости – закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

• половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Для развития самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста важно, чтобы предметно-развивающая среда была связана с тем, что ребенок переходит от одного вида деятельности к другому, при этом, чтобы он, по мнению В. А. Ясвина, «ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты». Так же В. А. Ясвин отмечает, что предметно-развивающая среда должна быть «достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны педагога» [12, с. 87].

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Предметно-развивающая среда для детей старшего дошкольного возраста организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.

Е. Смирнова выделяет следующие виды самостоятельной деятельности детей в ДОУ: 1. Игровая деятельность: режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами; 2. Продуктивная деятельность: конструирование, изобразительная деятельность, составление картинок, ремесло;

Предметно-пространственная среда проектируется на основе:

-реализуемой в детском саду образовательной программы;

-требований нормативных документов;

-материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности) ;

-предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

-общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка) [8, c.5].

Проектирование предметно-развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам не только овладевать различными видами самостоятельной деятельности, но и формирует личность. Комфортная психологическая среда формирует у детей эмоционально положительное отношение к детскому саду, вызывает чувство радости, способствует творческому и интеллектуальному развитию.

2. Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности старших дошкольников

Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности старших дошкольников в нашем дошкольном учреждении опиралось на принципы, изложенные В. А Петровским [5, c.23].

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Известно, что одним из условий, которое дает педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя - это разновозрастная мебель. В нашем детском саду помещения планируются так, чтобы каждый ребенок смог найти удобное и комфортное место для самостоятельной деятельности как индивидуально, так и совместно с другими детьми. При этом учитывается, что ребенок может в групповой комнате сам регулировать психологическую дистанцию с воспитателем или сверстниками, вплоть до полного уединения.

Фрагменты групповой комнаты выделяются с помощью мебели (стационарно) – это игровая зона, и прозрачные или переносные перегородки, создающие полузамкнутые пространства или пространства, частично попадающие в визуальную тень. Для такого зонирования в старшей группе используются ширмы, легкие детские столы, которые дают возможность педагогу ставить столы по разному: в круг, буквой Т, буквой П, что обеспечивает самостоятельную деятельность детей рисованием, конструированием и т. д.

В группе детей старшего дошкольного возраста приобретен кухонный уголок, который позволяет организовать самостоятельную игровую деятельность детей.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества

В старшем дошкольном возрасте уже проявляются разносторонние интересы детей. Учитывая это, мы создали условия для проявления творчества детей в разнообразных видах самостоятельной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании из бумаги, природного, бросового материала.

Для реализации творческих замыслов детей в группе созданы условия для проведения самостоятельной театрализованной деятельности детей.

3. Принцип стабильности - динамичности предметно-развивающей среды

При проектировании предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности старших дошкольников мы учитывали то, что педагог и ребенок может менять предметное окружение. Так педагог может менять предметно - развивающую среду в зависимости от сезона, от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения. Этому способствует оборудование, с помощью которого можно легко изменить обстановку в группе: это легко передвигающиеся пластмассовые контейнеры для конструкторов, подставки для игрушек, сюжетно-ролевых игр.

Один раз в месяц предметно-развивающая среда в старшей группе претерпевает изменения. При этом основное зонирование остается прежним.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

При проектировании пространства в группе мы учитывали интересы и желания детей свободно заниматься различными видами самостоятельной деятельностью, не мешая друг другу.

В группе выделили зоны (центры) : зона сюжетно-ролевых игр; зона для игр со строительным материалом конструкторами, дидактическими играми; учебная зона; физкультурно-оздоровительная зона; литературная зона; экологическая зона; зона художественно-творческой деятельности детей.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка

Ребенок в детском саду находится целый день, поэтому в детском саду созданы оптимальные условия для самостоятельной деятельности, предметно-развивающая среда эмоционально насыщена, оборудование привлекательно для детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип открытости - закрытости

Принцип открытости-закрытости при проектировании предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности старших дошкольников выражается в том, что педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности. Ежедневно в уголке «Мое творчество» вывешиваются новые рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки).

Открытость обществу выражается в том, что в организации предметно-развивающей среды важное участие принимают родители. При проектировании предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности учитываются идеи, практическая и материальная помощь родителей.

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей

Одним из главных требований при создании предметно-развивающей среды мы считаем учет возрастных особенностей детей и половых различий.

Так в старшей группе у детей поддерживается познавательная активность, самостоятельность, ответственность, инициатива. Поэтому воспитатели все чаще привлекают детей к организации окружающей обстановки, спрашивают их мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекают детей в сам процесс преобразований. Предметно-развивающая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, народных, хороводных, подвижных, строительно-конструктивных играх. В группе оборудованы места для занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом в свободное от занятий время.

В нашем детском саду предметно-развивающая среда организуется по принципу небольших полузамкнутых мини-пространств, для того, чтобы дети имели возможность играть небольшими подгруппами по 2-4 человека. Игры и игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы они не мешали свободному передвижению детей.

Предметно-развивающая среда в старшей группе организуется с учетом следующих требований:

1. Создание условий:

- для самостоятельных активных целенаправленных действий во всех видах деятельности;

- для предоставления права выбора деятельности м реализации индивидуальных интересов и возможностей детей;

2. Организация и расположение предметно-развивающей среды в пространстве группового помещения должна:

- быть рационально логичной и удобной для детей;

- включать стационарную и мобильную мебель, полуфункциональное оборудование.

Создание условий для самостоятельной деятельность включает:

• наличие различных материалов,

• удобное их расположение (свободный проход, эстетичность, учет возрастных особенностей, доступность) ;

подготовка места для работы (стол, застеленный клеенкой для работы с бумагой, место, оборудованное для шитья, стол-верстак для работы с деревом,

• подготовка необходимых инструментов, соответствующих размеру детской руки.

Дети старшего возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1, 5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью в нашей группе хорошо освещены, так как находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением в вечернее время. Для развития творчества детей в самостоятельной деятельности педагоги учитывают необходимость подбора различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п.

Для конструирования в группе не выделено специального, так как используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные. Мелкий строительный материал хранят в коробках. Крупный материал убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Мелкий материал складывают в коробки.

В группе создан уголок для релаксации и отдыха детей. где ребенок может один посидеть или полежать на ковре или диване, с игрушкой или книжкой. Несколько детей могут уединиться в уголок отдыха и найти укромное место среди цветов, которые создают зоны комфорта. Так же в группе существуют «зоны приватности», где дети хранят свои игрушки, личное имущество для любимого вида деятельности каждого ребенка.

Заключение

Проектирование предметно-развивающей среды является неотъемлемым требованием развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития».

Проектирование предметно - развивающей среде для самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста учитывает следующие требования:

- ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.) ;

- должна быть организована в соответствии с основными принципами - дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости - закрытости, стабильности - динамичности, комплексирования и гибкого зонирования;

- учитывает индивидуальные социально - психологические особенности ребенка.

- учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

- учитывает возрастные и полоролевые особенности детей.

Список литературы

1. Аверин, С. А. Навигатор в мире игрушек [Текст] / С. А. Аверин // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2011. - №6. – С. 34-35.

2. Бурсова, Н. Выставка «Умелые ручки» [Текст]/ Н. Бурсова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №10. – С. 118-119.

3. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? [Текст] / Г. Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С. 107-112.

4. Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Толстикова, С. Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, С. Н. Толстикова / Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

5. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. - М., 2003. – 120с.

6. Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. – С. 18-24.

7. Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения [Текст] Часть вторая: Методика диагностики предметно-развивающей среды / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – 1-15 февраля (№3). – С. 5.

8. Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. [Текст] Введение. Часть первая: Типология развивающих материалов дошкольного образовательного учреждения / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – 1-15 февраля (№1). – С. 5.

9. Степанцова, Г. Создаем развивающую среду [Текст] / Г. Степанцова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №6. – С. 100-101.

www.maam.ru

Значение предметно-развивающей среды в ДОУ. Критерии проведения тематического контроля. - Мои файлы - Каталог файлов - Персональный сайт МБДОУ № 3 п. Адамовка

Значение предметно-развивающей среды в ДОУ. Критерии проведения тематического контроля. 02.05.2013, 00:13

Значение предметно-развивающей среды в ДОУ.

Среда развития ребенка в детском саду - важный компонент, который должен соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам.

Развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, а обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной детской деятельности. Поэтому среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.

Если школьник или студент может заниматься самообразованием с помощью книг и учебников, то у малыша такой возможности нет, его деятельность зависит от того, как устроена окружающая его предметно-пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и как они расположены. Они должны быть доступными, для того чтобы в самостоятельной деятельности ребенок мог взять понравившуюся игрушку, пополнив тем самым арсенал игровых средств.

Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществляется только при условии, что у ребенка есть необходимые для этого соответствующие объекты и средства, сформированы способы действия.

Правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Критерии проведения тематического контроля:

« СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВГРУППАХ ДОУ»

1. В группах имеются дидактические средства и оборудования для всестороннего развития детей.

1.1. Имеются аудиовизуальные средства (магнитофоны) .

1.2. Имеются альбомы, художественная литература и прочее для обогащения детей впечатлениями.

1.3. В группе имеются дидактические игры (лото, домино, наборы картинок) , различные сюжетные наборы и игрушки («Айболит», детский телефон, разнообразные звучащие игрушки) для развития детей в разных видах деятельности.

1.4. Имеются игры для интеллектуального развития (шахматы, шашки) .

1.5. Имеются игрушки и оборудование для сенсорного развития.

1.6. Имеется наглядный и иллюстративный материал.

1.7. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей (в том числе и «уголки уединения») .

2. В группах созданы условия для художественно - эстетического развития детей. ,

2.1. В группе в свободном доступе для детей имеются необходимые для рисования, лепки и аппликации, художественного труда (бумага разных видов, форматов и цветов, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки, природный и бросовый материал) .

3. В группах созданы условия для театрализованной деятельности детей.

3.1. Имеется разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты) .

3.2. В группах имеются атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления.

3.3. Имеются различные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный и др.) .

4. В группах созданы условия для развития детей в музыкальной деятельности.

4.1. В группе оборудованы музыкальные уголки.

4.2. В группе имеются музыкальные игрушки.

4.3. Создана музыкальная среда (музыка сопровождает занятия, режимные моменты) .

5. В группах созданы условия для развития конструктивной деятельности

детей.

5.1. В группе имеются мелкий (настольный) и крупный (напольный) . строительный материалы.

5.2. Имеются мозаики, танграмы, разрезные картинки.

5.3. Имеется бросовый и природный материал для художественного конструирования.

6. В группах созданы условия для развития экологической культуры детей.

6.1. Имеются наглядные пособия, иллюстративный материал для развития

экологической культуры (альбомы, наборы картин, дидактические игры) .

6.2. В группе имеются уголки озеленения (комнатные растения) .

7. В группах созданы условия для развития представлений о человеке в истории и культуре.

7.1. Имеются подборки книг и открыток, комплекты репродукций, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, с техническими достижениями человечества.

7.2. Имеется уголок краеведения.

7.3. Имеются образцы предметов народного быта.

7.4. Имеется образцы народных костюмов, куклы в национальных костюмах.

8. В группах созданы условия для физического развития детей.

8.1. В группе имеются инвентарь и оборудование для физической активности детей (спортивный инвентарь, массажное коврики, маты)

9. В группах созданы условия для формирования элементарных математических представлений.

9.1. В группе имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме.

9.2. Имеются материал и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы, др.) .

9.3. Имеется материал для развития временных (календари, часы) представлений.

10. В группах созданы условия для развития у детей элементарных естественнонаучных представлений.

10.1. Имеются материалы и приборы для демонстрации и детского экспериментирования (глобусы, карты, макеты, наборы открыток и иллюстраций, настольно-печатные игры, магниты, очки, лупы, и др.)

10.2. Имеются уголки для детского экспериментирования (в том числе для игр с водой и с песком и др.) .

11. В группах созданы условия для развития речи детей.

11.1. Имеется библиотека для детей.

11.2. Имеются наборы картин и настольно-печатные игры по развитию речи.

12. Вгруппах созданы условия для игровой деятельности детей.

12.1. В групповых комнатах, раздевалках, спальнях выделено пространство для игры и имеется игровое оборудование.

12.2. В группах имеются игры и игрушки для различных видов игр: сюжетно­-ролевой, подвижных, спортивных, дидактических и др.

12.3. В группе имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов - заместителей.

Материал с сайта mdou3adamroo.ucoz.ru

Контрольная работа по дисциплине

Дошкольная педагогика

Тема: Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе ДОУ

Студентки 2 курса, гр. ДПЗ 21

факультета начального образования

заочной формы обучения

Специальность Дошкольная

педагогика и психология

Чита, 2010г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА I. Теоретические особенности организации предметно - развивающей среды в ДОУ

.1 Понятие и значение предметно-развивающей среды для развития дошкольника

.2 Основные принципы и условия организации предметно развивающей среды

.3 Особенности построения предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе

ГЛАВА II. Современные подходы к проектированию предметно-развивающей среды в ДОУ

Заключение

Библиографический список литературы

Введение

подготовительный предметный дошкольник развивающий

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т. В. Антонова, Т. Н. Доронова, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, В. А. Петровский, Сековец и др.

Сам термин развивающая среда стал очень популярен и используется многими авторами. Однако, понятие среда не имеет четкого и однозначного определения в мире науки.

Понятие окружающая среда выступает в широком и узком смысле.

В самом общем смысле понятие среда понимается как окружение. Наряду с термином среда активно используется ещё целый ряд терминов, таких как среда человека, окружающая среда и т.д.

Развивающая среда - это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет) .

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

В данном случае понятие предметная среда выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Предметно - пространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений.

Неудивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны развития ребенка.

Таким образом, предметно - пространственная среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Цель работы - определить особенности построения предметно - развивающей среды в подготовительной к школе группе.

Задачи:

изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;

определить влияние предметно - развивающей среды на развитие дошкольника;

Методы исследования - изучение литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ

.1 Понятие и значение предметно - развивающей среды для развития дошкольника

В самом общем смысле понятие среда понимается как окружение. Наряду с термином среда активно используется ещё целый ряд терминов, таких как среда человека, окружающая среда и т.д.

Определяя среду человека большинство учёных отмечает, что среда - является сложным образованием, включающим целый ряд взаимосвязанных между собой компонентов природного и социального характера.

Наличие данных компонентов в составе среды человека обуславливает и характер взаимодействия человека со средой, его адаптацию к ней, а также многообразное влияние среды на формирование личности человека. В трудах таких учёных, как В. Г. Алексеев, Н. С. Глазычева, Л. В. Максимова, Д. Ж. Маркович и др., представлен тщательный анализ природного и социального компонентов окружающей среды.

К природному компоненту среды относится: живая и неживая природа, растения, животные, микроорганизмы, атмосфера, гидросфера, литосфера.

Социальный компонент включает отношения людей и общества, материальную и духовную культуру. При этом именно социальный компонент оказывает влияние на формирование так называемого культурно-психологического климата, от которого зависит степень уверенности человека в завтрашнем дне, действие гражданских прав и свобод, а также существование моральных норм и правил поведения в обществе. Интересен тот факт, что человек для другого ч

s

Материал studsell.com

Значение оформления предметно-развивающей среды группы в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром

понимаемого в целом, на которую обстановка не оказала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно Е. И. Тихеева

Педагогическая идея: Сделать предметную среду группового помещения для детей старшего дошкольного возраста действительно развивающей.

Я считаю, что проблема развивающей среды сегодня актуальна. В своей группе стараюсь её развивать и обогащать. Жизненное пространство в группе обеспечивает свободную творческую деятельность детей, в соответствии с их желаниями и склонностями.

Цель презентации

: показать роль развивающей среды на развитие детей, обмен опытом работы по созданию развивающей среды.

Собственный социальный опыт и систему представлений об окружающем мире ребёнок получает в непосредственном общении со взрослыми. Другим источником развития ребёнка является окружающая его среда, обеспечивающая разные виды активности дошкольника.

Именно среда становится для него средством получения разносторонней информации об окружающем мире, природе, других людях. И от того, какая среда окружает ребёнка до поступления в школу, во многом зависит его интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие.

Обращает внимание тот факт, что подчас во всех возрастных группах бытует одна и та же организация игровых уголков с одним и тем же составом игрушек и их расстановкой. Это не правильно!

Жизненное пространство в группе должна обеспечивать свободную творческую деятельность детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Целесообразность оформления группового пространство по-новому:

Среда развития ребёнка в детском саду - это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом учебный процесс подготовки детей к обучению в школе;

Это "среда обитания" ребёнка - дошкольника, в которой он находится значительную часть времени;

Интересы и предпочтения детей 5-7 лет в значительной степени отличаются от интересов младших дошкольников, следовательно, и насыщение группового пространства должно претерпевать существенные изменения;

Оформление предметно - пространственной среды группового помещения предполагает рациональную её организацию;

Предметное пространство группы должно быть полифункциональным, служащим, как для организованных форм взаимодействия взрослых с детьми (умывание, приём пищи, занятия) , так и удобным местом для самостоятельной деятельности дошкольников.

Основные причины не востребованности некоторых зон у старших дошкольников.

Статичность и однообразие материалов. Редкая сменяемость материалов в тематических уголках;

Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностями и актуальным интересам детей;

Прямой словесный ("Положите на место металлофон вы очень шумите") или негласный запрет на возможность использования материалов и оборудования уголков в свободной самостоятельной деятельности;

Эстетическая малопривлекательность материалов, их ветхость и моральное устаревание, а также однотипность возможного использования не стимулирует интерес детей к их применению в свободной деятельности;

Табу на использование пространства спален, умывальных комнат на размещение материалов и оборудования.

Новые игровые зоны, оформленные в нашей группе с использованием бытовых помещений: умывальной комнаты, спальной комнаты, коридора.

(

Материал festival.1september.ru

Методическая разработка (старшая группа) по теме: Развивающая среда и ее сущность и значение.

Опубликовано 11.02.2014 - 19:35 - Наталия Валентиновна Степнова

Под развивающей предметно - пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованнуюв пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметамии игровыми материалами. Предметный мир детства- это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности ( А. В. Запорожец) , ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации.

Предметно - пространственная развивающая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, уровня развития, интересов, склонностей, способностей, зарождающихся половыхособенностей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течения дня в детском саду мог найти для себяувлекательное занятие. Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития, не мения индивидуальные, чемего внешность. Среда должна быть организованатак,чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активностьребенка; находить ответы на интересующие вопросы детей.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться своей цели.

Правильно созданная развивающая среда в зоне природы позволит детям дошкольного возраста:

- Познать неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

-Обеспечитьморфофункциональную приспособленность к определеннным элементам среды обитания;

- Увидеть появление нового организма, его рост,развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

- Познать специфику живого организма;

- Познать многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой;

- Самостоятельно действовать изучая особенности растений.

Скачать:

Подробней nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ и самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.

Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды. А. Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность.

Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам: восприятие музыки; воспроизведение музыки; музыкально-творческая деятельность.

Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста желательно строить на сюжетной основе, в старших – на дидактической. Музыкальная предметная среда должна быть сомаштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр». Помимо музыкальных занятий источником для самостоятельного музицирования также служат праздники, развлечения, посещение театра и кино, музыкальные впечатления, которые ребенок получает в семье.

Важными для музыкального развития являются игры, в которых дети проявляют свое творчество, сочиняя попевки, песенки, придумывая пляски, используя знакомые танцевальные движения.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух, творческие способности. Музыкально-дидактические игры должны быть красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей.

В свободное время дети любят играть на музыкальных инструментах. В младших группах в музыкальном уголке могут быть ударные инструменты: бубны, барабаны, погремушки, маракасы; духовые: флейта, дудочка и др.

Начиная со средней группы к перечисленным инструментам добавляется металлофон, ксилофон, кларнет, детские пианино, рояли, треугольники, музыкальные молоточки и др., на которых дети исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут сочинить и свои. Кроме того, музыкальные инструменты используются в музыкально-дидактических играх.

Для старших дошкольников в музыкальный уголок кроме перечисленного можно добавить духовые гармоники, баян, аккордеон, скрипку, гитару и др. Нужно следить, чтобы дети бережно относились к детским музыкальным инструментам, находящимся в музыкальном уголке, вовремя их ремонтировать. Духовые инструменты должны использоваться индивидуально, а в случае необходимости передачи другому ребенку мундштук обрабатывается спиртовым раствором.

Помимо озвученных музыкальных инструментов желательно внести в музыкальный уголок неозвученные инструменты: балалайки, скрипки, гитары, фортепиано. Играя с ними, дети развивают свое воображение, музыкальную память, творческие способности.

В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо иметь магнитофон в каждой группе. Аудиоматериал по слушанию музыки предоставит музыкальный руководитель.

Используя музыкальную предметную среду, ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе. Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным: воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

Воспитатель должен стать тактичным соучастником детских игр.

Созданная система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечит необходимый уровень музыкального развития дошкольников.

Рекомендуемые музыкально-дидактические игры:

Для детей 2 – 3 лет

1. На развитие звуковысотного слуха и закрепление программного материала: Где мои детки? Чудесный мешочек, Подумай и отгадай, Птицы и птенчики, Курица и цыплята, Угадай-ка, Кто в домике живет? Найди игрушку.

2. На развитие чувства ритма: Прогулка, К нам гости пришли, Что делают дети? Зайцы.

3. На развитие тембрового слуха: Нам игрушки принесли, Колпачки,

Для детей 4 – 5 лет

1. На развитие звуковысотного слуха: Качели, Эхо, Курицы.

2. На развитие чувства ритма: Кто как идет, Веселые дудочка, Два барабана.

3. На развитие тембрового слуха: Узнай свой инструмент.

Для детей 5 – 6 лет

1. На развитие звуковысотного слуха:Лесенка, Труба, Кто скорее уложит кукол спать, Угадай колокольчик.

2. На развитие чувства ритма: Ритмическое лото, Ритмические кубики, Определи по ритму.

3. На развитие тембрового слуха: На чем играю? Музыкальные загадки.

4. На определение характера музыкального произведения: Солнышко и тучка.

5. На определение музыкального жанра: Песня – танец – марш.

Для детей 6 – 7 лет

1. На развитие звуковысотного слуха: Лесенка-чудесенка, Узнай песенку по двум звукам, Бубенчики,

Повтори звуки.

2. На развитие чувства ритма: Прогулка, Наше путешествие, Учитесь танцевать.

3. На развитие тембрового слуха: Музыкальный магазин, Музыкальные инструменты.

4. На определение характера музыкального произведения: Весело-грустно.

5. На определение музыкального жанра: Песня – танец – марш, Три танца.

Рекомендации для музыкальных руководителей

Подробней nsportal.ru

- игровые зоны для мальчиков и девочек;

- в подготовительной группе организованы зона обучении и игровая зона.

При создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Они заключаются в следующем:

развивающий характер предметной среды;

информативность (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материалов и игрушек) ;

обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;

вариативность;

сочетание традиционных и новых компонентов;

обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро- и микропространством деятельности детей;

обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности;

обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

Все части пространства в зависимости от конкретных задач момента должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные трансформируемые границы. Чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих.

Каждая зона должна легко менять свой облик. Это может быть, во-первых, "мастерская" ( для занятий продуктивной деятельностью ) , во-вторых «лаборатория» ( для занятий познавательно-исследовательской деятельностью ) и, в-третьих, место для свободной детей по интересам вне занятий со взрослым.

Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации, и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединения в общий большой рабочий стол или компоновка для четырех детей ( для пар, для индивидуальной деятельности Соответственно столы должны быть легкими, подвижными, но при этом должны учитываться требования «Сан Пина».

  1. Организация по зонам ( центрам ) .
  1. зона науки ( познавательная ) .

Оборудование:

глобус ( географическая карта мира ) – для знакомства с планетой Земля, со странами, с различными климатическими зонами; для объяснения зависимости наступления дня и ночи от положения Земли по отношению к Солнцу;

телевизор – для просмотра познавательных программ; для формирования у детей «чувства времени» - умения рассчитывать короткие промежутки времени, необходимые для просмотра интересующих детей передач;

часы ( настенные ) – для знакомства с понятием «время»; для формирования «чувства времени», первичных умений рассчитывать время и планировать конкретные мероприятия по часам;

календари ( отрывные, настенные и до. ) – для знакомства с понятием «время»;

телескоп ( в отдельном помещении, например в методическом кабинете ) – для знакомства с планетами, звездами и другими небесными телами ( предложите детям посмотреть Луну в полнолуние, на звездное небо и т.п. ) ;

коллекции минералов ( вносятся по необходимости ) – к теме «Удивительное в камне».

Наглядные пособия ( картинки и иллюстрации ) к темам:

«Знак» - картинки с изображениями отдельных букв из алфавитов разных языков ( включая иероглифы ) ; денежных знаков, монет разных знаков ( пешеходный переход, подземный или наземный пешеходный переход ) ; математических знаков ( +, -, цифры ) ; знаки воинских различий, современных и прошлых веков;

«Символ» - картинки с изображениями флагов разных стран, гербов различных городов;

«Знаковая система» - картинки с изображениями алфавитов ( родного языка и одного-двух других языков ) , азбуки Морзе, нотной азбуки, семафорной азбуки;

«Время» - изображения календарей в разные исторические эпохи; разнообразных часов, динозавров;

«Природа» - подбор осуществляется в соответствии с намеченным вами ( педагогами ) конкретным учебным содержанием.

Познавательная литература.

В старшей группе детского сада обязательно надо отвести отдельное ( от художественной литературы ) место познавательной литературы под условным названием «Полочка умных книг».

Содержимое полочки ( книги, картинки, иллюстрации и др. ) должно быть доступным детям. Здесь размещаются тематические подборки книг по интересующим детей проблемам.

  1. Зона строительно-конструктивных игр.

Для конструирования: строительные наборы с деталями разных размеров и форм, конструкторы, плоскостные мозаики, бочонки лото, палочки, спичечные коробки, коробки разных размеров, наборы для моделирования и т.п.

Для рукоделия. Набор материалов будет зависеть от тех видов практических ручных занятий, которые вы предложите детям. Наиболее приемлемы для работы с детьми: бумага различных видов, текстильные материалы ( веревочки, шнуры, ленточки, тесьма, ткань разной плотности и толщины ) , поролон, вата, разные нитки, природный материал, дополнительные материалы ( пробки, палочки, бусины, пуговицы, катушки ) , клей ( лучше ПВА ) .

Инструменты: ножницы, нож, крючок, игла, кисть, линейка, циркуль.

Места хранения и расположения материалов обсуждаются с детьми. Устанавливаются определенные правила работы: в свободное время каждый может заняться любимым делом, но для этого необходимо правильно выбрать место, чтобы не мешать другим детям, положить материалы и инструменты обратно так, чтобы ими могли пользоваться другие.

Известно, одно из главнейших условий психического развития ребенка – «присвоение им общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества». Поясним это положение.

Ребенок не является робинзоном в познании, например открытии функционального назначения окружающих его предметов, а также различных видов деятельности человека. Мир предметов, окружающих малыша, открывается ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности.

Например, бытового или художественного характера – мыло необходимо для мытья, а карандаш – для рисования. Аналогично – для работы на огороде нужны лопата и лейка, а для уборки в доме необходимы щетка, пылесос и т.п. Значит, предметы, окружающие ребенка с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность.организована предметно-развивающая среда с учётом возрастных особенностей и интересов детей, где предусмотрены центры детской занятости:

- центр науки (уголки природы и детского экспериментирования) ,

- центр строительно-конструктивных игр,

- центр искусства (материалы для изодеятельности и конструирования, театральные игры)

- математический центр (занимательные игры, математические, дидактические игры) ,

- центр грамотности (игры и оборудование для развития речи и подготовки к освоению грамоты, книжный уголок)

- центр сюжетно-ролевой игры;

- центр художественно-театральной деятельности;

Центр сюжетно-ролевой игры

Расположен в группах на коврах, занимает большую часть групповых комнат. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта.

Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр расположена на передвижных этажерках, которые имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе» и тд.

Цент физической культуры

В тележках собран физкультурный инвентарь (обручи, скакалки, мячи, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр) , что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.

Центр изобразительного искусства

Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов как девочек так и мальчиков.

На стене на уровне глаз ребенка вывешена небольшая «полочка красоты». Под ней оборудован стол со стульями –место для встреч с прекрасным.

Музыкальный центр

Это полки для хранения музыкальных пособий, место для музицирования и настольных дидактических игр. Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, аудиотехника.

Театральный центр

Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе и т.д.

Центр развития сенсорики

Это центр в большей степени предназначен для малышей – в нем собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющее развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их поверхности, о звуках – их высоте, громкости и т.д. Имеются материалы для развития мелкой моторики.

Книжный Центр

В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров.

Центр природы

Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В группах имеются растения, птицы, рыбы, черепаха.

На территории ДОУ имеется огород, цветники. Оборудованы зоны элементарной опытнической деятельности, центр воды и песка.

Учебный уголок

Включает в себя магнитные и меловые доски, наборные полотна, многообразный наглядный, раздаточный, счетный материал, дидактические игры. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала.

Также в группах имеется неоформленный материал: пробки, коробочки, баночки, который позволяет детям фантазировать, заменять этими материалами реальные предметы.

В процессе проектирования развивающей среды как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе педагоги нашего образовательного учреждения старались учитывать:

психологические закономерности развития детей старшего дошкольного возраста ;

развитие и формирование личности ребенка осуществляется в деятельности, которая в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание;

влияние ведущего вида деятельности на другие;

соответствие среды возможностям ребенка на грани перехода к последующему этапу его развития - школьному обучению, т.е. создание через среду зоны ближайшего психического развития;

структуру когнитивной сферы ребенка;

информативность среды, удовлетворяющая потребность ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении;

личностно-ориентированный тип взаимодействия ребенка и взрослого;

общую активность ребенка, удовлетворение его желания действовать.

А также мы опирались на положение Л. С. Выготского о роли зоны ближайшего развития ребёнка и теорию амплификации дошкольного детства (А. В. Запорожец) , основные принципы построения развивающей среды ДОУ (С. Л. Новоселова, В. А. Петровский) , старались учитывать педагогические условия, стимулирующие творческую активность детей в процессе художественно-продуктивной деятельности.

Исходя из поставленных нами задач формирования художественно-творческих способностей детей,

Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом) . Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах.

Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал целесообразно расположить поблизости от магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа. Необходимо широко использовать стены группового помещения для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.

Понятие «развивающая среда», принципы организации предметно-развивающей среды

Окружающий ребенка мир постепенно расширяет свои горизонты: по мере того как малыш овладевает движениями, к нему приходит возможность перемещаться в пространстве. Но, даже находясь на руках у взрослого, ребенок перемещается в замкнутом пространстве комнаты.

Он вглядывается в окружающие его предметы и практически осваивает их свойства. Ему нужно все – он рассматривает рисунок на обоях, изучает очки на лице взрослого, тащит бусы с шеи матери и т.п. Кажется, перечисленные примеры поведения малыша случайны.

На самом деле, все, что его окружает, формирует его психику. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей.

Тип

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Значение игры в развитии дошкольника

    Роль игр в жизни дошкольников На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к п...

  • Презентации для дошкольников по развитию речи

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Значение игры в нравственном развитии дошкольников

    Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Значение игры в нравственном воспитании детей. План. 1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 2....

  • Игры для дошкольников на развитие внимания

    Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие речи для дошкольников 6 7 лет

    Тетрадь домашних заданий для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем ва...

  • Дополнительная программа по развитию речи для дошкольников

    Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П...

  • Развивающая программа для дошкольников

    Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию программу по развивающей игре. Ведь мы все знаем, что люб...

  • Развивающие игры для дошкольников

    Развивающие игры для дошкольников Игра «Ушки на макушке» Прежде чем начать с ребенком играть в «Ушки на макушке», узнайте, как он понимает смысл этого выражения применительно к людям. Если окажет...

  • Упражнения для развития внимания у дошкольников

    Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...

  • Игры для развития речи дошкольников

    Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Библиотека :: Наши статьи :: Детский мир Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Для того, чтобы заниматься р...

  • Образование для устойчивого развития дошкольников

    Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 4) часть 1 Часть 2 Часть 3 Работа с детьми проводится в форме знакомства дошкольников со школой. В част...

  • Дидактические игры для развития речи дошкольников

    Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы» Актуальность. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становлен...

  • Дидактические игры для развития связной речи дошкольников

    Консультация-презентация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр» Консультация- презентация на тему: Формирование связной речи у ребёнка-дошкольник...