Анкета для родителей по патриотическому воспитанию
1. Какие слова выражают любовь к Родине? ___
2. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом? ___
3. Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре? ___
4. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит? ___
5. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша? ___
6. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи? ___
Как на это реагирует ребенок? ___
7. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье? ___
8. Читаете ли Вы ребенку р. н. сказки? ___Как часто? ___
9. Кто чаще всего читает? ___ В какое время суток? ___
10. Исполняете ли Вы в моменты общения с ребенком народные потешки? ___
11. Есть ли в Вашей родительской практике дидактические игры, которые знакомят с национальными обрядами и традициями? ___
Если есть, то какие? ___
12. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребенка?
13. Знаете ли Вы пословицы о Родине? ___ Назовите их ___
14. Назовите Российскую символику? ___
15. Достаточно ли у Вас информации? ___
16. Знаете ли Вы как рассказать детям о символах России? ___
17. Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям, которые будут воспитывать патриотические чувства у детей? ___
18. Как часто Вы читаете детям такие произведения? ___
19. Какие произведения из русского народного творчества, Вы читали детям? ___
20. Какие народные праздники Вы знаете? ___
21. Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию патриотических чувств? ___
22. Хотите ли Вы участвовать в кружке народного промысла? ___
23. Хотели ли Вы участвовать в досуговых вечерах? ___ Почему? ___
24. Прививаете ли Вы любовь к Родине у своего ребенка? Да. Нет. Почему? ___
25. Что такое русская семья? ___
26. Какая она? ___
27. Посещаете ли Вы с ребенком музеи? ___ Если да, то какие? ___
28. Укажите, на Ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе? ___
___
Анкета для детей на тему «Я и мое село»
Фамилия и имя ребенка ___возраст___
1. Как называется село, в котором ты живешь? ___
2. Тебе нравится жить в своем селе? ___
3. Как ты думаешь, ты любишь своё село? ___
4. Ты считаешь свое село красивым? В чем его красота? ___
5. Что ты мог бы сделать (вместе с друзьями, родителями, чтобы твое село стало лучше? ___
6. Если бы к тебе в гости приехали друзья, что бы ты рассказал им о своем селе? ___
Анкета для детей на тему «Я и моя страна»
1. Как называется страна, в которой ты живешь? Какие ещё страны ты знаешь? ___
2. Как ты думаешь, Россия – большая страна? ___
3. О каких городах нашей страны ты слышал? В каких городах бывал? ___
4. Если бы тебе предложили выбрать страну, которой хотел бы жить, какую бы ты выбрал? Почему? ___
5. Люди каких национальностей живут в России? Назови их.
6. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой? Что ты можешь о них рассказать? ___
7. Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему? ___
8. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности? ___
9. Ты любишь свою страну? Почему? ___
10. Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять желания только для всей страны или своего села, какие бы три желания ты загадал? ___
Анкета для детей на тему «Я и мир вокруг меня»
Фамилия и имя ребенка ___возраст ___
1. Когда ты вырастишь, то кем станешь? ___
2. Как ты думаешь, что нужно, чтобы получить такую профессию? ___
3. Кем работают твои родители? ___
4. Какие профессии тебе нравятся? ___
5. Зачем человеку нужно знать иностранный язык? ___
6. Какие вещи из перечисленных тебе нужны в первую очередь: компьютер, мобильный телефон, телевизор, игрушки, книги? Почему? ___
7. Ты хочешь учиться в школе? Почему? ___
8. Что ты любишь рисовать? ___
9. Назови свои любимые песни. ___
10. Назови свои любимые игры. ___
11. Назови свою любимую технику. ___
12. Назови свои любимые книгу. ___
13. Назови свои любимые телепередачи. ___
14. Назови свои любимые мультфильмы. ___
Листы активности «Любовь к Родине начинается с семьи»
Уважаемые родители помогите своим детям заполнить Листы активности, составить родословное древо, придумать и описать герб семьи.
Моё имя.
Имя играет важную роль в жизни человека. С имени начинается осознание человеком своей индивидуальности. Задача взрослых – помочь ребенку сформировать положительное отношение к собственному имени.
Уважаемые родители, побеседуйте с ребенком о том, как ему выбирали имя, почему его так назвали, кто ещё из родственников носит такое же имя.
Задание
• В центр цветка впиши своё имя, а на лепестках нарисуй свои глаза, нос, рот, напиши своё ласковое имя или то, которым тебя называют в семье.
• Напиши или нарисуй, как мама называет тебя, когда сердится и когда хочет приласкать.
___
*Меня зовут ___
Нарисуй себя в рамочке.
• Когда ты вырастишь и станешь взрослым, тебя будут называть по имени и отчеству. В русской культуре отчество дается ребенку по имени отца. Впиши в клеточки своё полное имя и отчество.
• К сверстнику, брату, сестре ты обращаешься по имени. Называя взрослого по имени и отчеству, ты проявляешь тем самым уважение к нему.
Как ты называешь своих друзей и взрослых знакомых, когда ты с ними здороваешься, прощаешься или обращаешься к ним с просьбой?
___
* Представь, что ты не можешь застегнуть пуговицу. Попроси Владика помочь тебе. Как ты это сделаешь? Как ты думаешь, что ответит тебе Владик? ___
У тебя нет красного карандаша, а у Вани есть. Попроси у него карандаш. Как ты это сделаешь? Что ответит Ваня?
___
Моя семья
Очень важно, чтобы первую беседу о семье провели с ребенком его родные. Пусть он узнает, кто кому кем доводится, как каждый в семье заботится о других.
Рекомендуемые задания которые можно выполнить вместе с ребенком.
Нарисуй в овалах себя и брата (Сестру) .
Напиши свое имя и имя брата, имена папы и мамы под их изображениями. Приклей символы занятий и обязанностей с теми членами семьи, которые их выполняют.
Молоток.
Карандаши
Мяч
Дрель
Стиральная машина
Газплита
Книга
Мама Папа
• Впиши в клеточки кроссворда отгадки.
• 1. Мне она тетя, а моей маме?
• 2. Моему папе он папа, а мне?
• 3. Моему папе она жена, а мне?
• 4. Вставь мягкий знак.
• 5. Папе он родной брат, а мне?
Какое ключевое слово получилось по середине?
Объясни, что такое семья. ___
Какая у тебя семья? ___
Чем (кем) гордится твоя семья? ___
Какие в твоей семье традиции и обычаи?
___
• Нарисуй любимый праздник своей семьи и расскажи о нем.
• Напиши в клеточках имена и отчества мамы и папы.
• Нарисуй в окошках членов своей семьи и расскажи об их любимых занятиях и увлечениях.
___
• Используя геометрические фигуры, нарисуй символический портрет своей семьи.
Моя родословная
Дети с удовольствием слушают рассказы о своих предках. Доставьте ребенку эту радость. Расскажите о жизни ваших родителей, рассмотрите с ним семейный фотоархив.
• Вместе с родителями рассмотри фотографии в семейном альбоме. Расспроси родителей о тех людях, которые запечатлены рядом с ними:
• кто они? ___
• Как их звали? ___
• Чем занимались? ___
• Вместе с родителями посчитай, сколько братьев и сестер у каждого из них. Запиши и запомни их имена.
Папа
Мои тети и дяди.
Мама
Мои тети и дяди
• У твоих родителей тоже были родители, которые их любили и воспитывали, так же, как и тебя твои родители.
Кто это? ___
Как зову твоих бабушек?
Мамина мама моя бабушка. Ф. И. О___Мамин папа, мой дедушка ФИ. О___
Папина мама Ф. И. О___
Папин папа _Ф. И. О___
• Вместе с родителями запиши в свой альбом важные даты и расскажи о них.
Год твоего рождения. ---
Год, когда ты пойдешь в школу. ---
Годы рождения твоих родителей:
Ф. И. О. год рождения (мама) ___
___
Ф. И. О. год рождения (папа) ---
Годы рождения дедушек и бабушек. ___
---
___
• Родственники – близкие люди. Они поддерживают друг друга все радости и горести. Поэтому если кто-то из родственников поступает плохо, то люди осуждают не только этого человека, но и всех его близких. Нужно стремиться совершать хорошие поступки и заботиться о добром имени своей семьи, своего рода.
• Ты начал составлять свою родословную, многое узнал о своих предках, и у тебя появилась мысль создать герб своей семьи, как говорили в прошлом – фамилии. Попробуй вместе с родителями вспомнить любимые занятия ваших прародителей и постарайся выразить их символами. Дело это долгое, и не беда, если ты будешь иногда изменять свой герб, главное – он есть у твоей семьи и твои дети будут им гордиться. Основой герба является щит. В былые времена средневековые рыцари, закованные в латы, по особым знакам на щитах различали союзников и противников во время сражения. В дальнейшем изображение щита с символами стало гербом рода и семьи.
• С течением времени в семье накапливаются награды, книги, фотографии, вырезки из газет и журналов, картины, письма, документы. Эти предметы следует бережно хранить и рассказывать детям об их владельцах и событиях, связанных с ними. Это способствует укреплению добрых традиций, и семейных отношений, то есть всего того, что называется честью семьи. Нарисуй реликвии, которые хранятся в твоей семье.
• Вставь пропущенные буквы и объясни, как ты понимаешь слова.
Р_досл_вн_я ___
С_мья ___
Р_дня ___
Р_дств_нники ___
Б_б_шк_ ___
Д_д ___
С_ст_ а ___
Ж_на ___
Пр_б_бушка ___
• Выучи вместе с родителями пословицы. Объясни их смысл. При затруднении попроси взрослых помочь.
Дети – благодать Божья.
___
У кого детки, у того заботы. ___
Умел дитя родить, умей и научить. ___
Русский человек без родни не живет. ___
Вся семья вместе, так и душа на месте. ___
Мать праведна – ограда камена. ___
• Уважаемые взрослые, помогите ребенку выучить стихи.
Песня о маме.
Я возьму у солнца лучик,
Я возьму у речки свежесть,
Принесу в подарок маме –
За заботу и за нежность.
О бабушке.
У бабушки комнатка светлая,
Глаза - в мире ласковей нет.
Молитвой ее беззаветною,
Молитвой ее беззаветною,
Я с детства храним и согрет.
Глядит на меня, улыбается,
И ходики тихо: тик-так.
Отрада моя, здравствуй, бабушка,
Анкета для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста,
посещающих дошкольное учреждение.
Уважаемые родители!
В целях оценки деятельности музыкального руководителя, работающего с вашими детьми, просим вас ответить на вопросы анкеты.
Анкета анонимная. Мы будем очень признательны, если Вы вернете её заполненной. Большое спасибо за помощь!
1. Сколько лет вашему ребенку?
2. В течении какого периода он посещает дошкольное учреждение?
3. В каких формах у ребенка в семье проявляется активный интерес
к музыке?
А) Делится ли он своими впечатлениями о музыкальных занятиях,
праздниках, проводимых в детском саду?
Б) Вызывают ли эмоциональный отклик у него детские праздники?
В) Есть ли у него любимые детские музыкальные кассеты (диски) ?
Г) Поет ли (напевает) , проявляет интерес к пению взрослых, сочиняет
свои песни?
Д) Танцует (приплясывает) , сочиняет свои танцы?
Е) Есть ли в доме детские музыкальные инструменты – игрушки?
Пробует ли Ваш ребенок самостоятельно музицировать?
Ж) Устраиваете ли вы совместные праздники?
З) Какие театры посещаете со своими детьми?
4. Посещаете ли Вы праздники в детском саду?
5. Какие консультации хотели бы получить от музыкального руководителя?
6. Посещаете ли Вы родительские собрания с участием музыкального руководителя?
7. Удовлетворены ли вы качеством музыкального воспитания нашего ребенка в ДОУ?
8. Что бы вы хотели пожелать музыкальному руководителю в его будущей работе?
Анкета для родителей на тему:
«Спортивные игры детей старшего дошкольного возраста».
2. Как вы относитесь к спорту?_____________________________________
3. В какие спортивные игры умеете играть?__________________________
________________________________________________________
5. Какие спортивные игры организуете, отдыхая на природе, на море?___________________________________________________________
6. Знаете ли, вы, в какие спортивные игры могут играть дети дошкольного возраста?________________________________________________________
7. Умеете ли вы организовать со своим ребенком какую-нибудь спортивную игру?________________________________________________
8. Какое спортивное оборудование есть у вас во дворе?__________________________________________________________
9. Хотели бы вы узнать какие спортивные игры можно организовать с дошкольниками?_________________________________________________
10. Нужна ли вам помощь инструктора по физической культуре в получении знаний об обучении спортивным играм и упражнениям детей старшего дошкольного возраста?________________________________________________________
11. Что еще хотели бы вы узнать об организации обучения старших дошкольников спортивным играм и упражнениям?___________________________________________________
12. Какой открытый просмотр по обучению детей спортивным играм и упражнениям хотели бы увидеть?________________________________________________________
В своей работе я использую метод анкетирования.
Анкетирование - средство получения информации для социального обследования, применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических исследованиях.
Вопросы анкет бывают открытые (дается свободный ответ) и закрытые (ответ состоит в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений) , а также объективны и субъективные. Это наиболее распространенный вид опроса.
Анкета- вопросник, опросный лист, структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с разнообразными задачами исследования. Это инструмент сбора информации, которая фиксируется в виде письменных ответов.
Анкетирование используется для получения информации о таких явлениях и процессах в коллективе или в психологии отдельного ученика, родителей, которые недоступны прямому наблюдению. Например: информация о мотивах, интересах, предпочтениях , трудностей общения, о жизненных планах и пр.
Достоинства анкетирования:
- широта тематики исследования ( о любых сферах жизнедеятельности и взаимоотношений) ;
- возможность получения информации, как об объективных процессах, так и об отношении к ним людей;
- относительно малые затраты времени и экономичность;
- получение максимально формализованной информации, пригодной для систематизации с последующим сравнительным анализом;
-возможность повторения опросов с определенной периодичностью;
На представленных образцах анкет хочу рассказать о задачах, для которых они были составлены.
№1. Для родителей. Данная анкета является необходимой для выбора методов работы в период адаптации первоклассников. Даётся на родительском собрании после первого месяца обучения. Цель:выявить детей, особо нуждающихся в поддержке на первом этапе, особое внимание обращаю на трудности детей не только непосредственно в учебном процессе, но и в самоорганизации, общении и т. д.
№2. После первого полугодия дети уже становятся непосредственно «респондентами». Эта анкета содержит в себе вопросы отвлекающие и вопросы главные. Помогает выявить круг общения, интересов, даёт возможность для малышей попытаться понять и оценить самого себя. Цель:продолжить работу по изучению межличностных отношений в классе и сформировать умения детей заниматься самоанализом, заглянуть в свой внутренний мир.
№3. Для младших школьников анкеты бывают не только в виде печатного текста, но и в форме рисунка. Ответы могут быть представлены письменным ответом, графическим изображением в виде рисунка или комбинированно, естественно право выбора за учеником. Цель:знакомство с внутренним миром ребёнка, продолжить работу по воспитанию и развитию морально –этических норм , используя данные анкет. Как правило, итогом таких анкет является общеклассная газета «Мечты нашего класса».
№4. Анкета для детей и родителей. Интересна тем, что я даю одновременно детям и взрослым в день родительского собрания. Утром –дети, вечером – родители. Проводится анонимно! Цель:использование данных в работе для коррекции своей работы, анализ данных анкеты на следующем родительском собрании с обсуждением положительных и негативных моментов воспитания.
№5. Анкета – выбор. Цель:продолжить наблюдение за формированием у детей внутреннего мировоззрения. Обсуждается на родительском собрании, с установкой на взаимопонимание в вопросах работы по выравниванию понятий: ребёнок-семья-школа.
№6. Эта анкета даётся перед классным часом: « Вещи, которые нас окружают». Цель:выявить знания каждого ученика о полезности вещей, об опасности, которую несут некоторые из них. На основе этих данных выпускается газета о безопасном, дозированном обращении с электронными носителями, готовится доклад учениками о пользе и возможностях современных и традиционных игр и правильной организации досуга.
№7. Анкета о мамах. Проводится накануне праздника мам. Цель:продолжить работу над формированием умения анализировать себя, своё отношение к близким, дает наглядную картину взаимоотношения в семье.
Часто дети затрудняются в ответах –не задумывались о том, что мама может иметь свой внутренний мир, свои увлечения. На основе данных анкеты выпускается газета «Наши мамы», где в рубриках содержатся обобщённые сведения из анкет.
№8. Анкета –настроение. Цель:определить в каких условиях у конкретного ребёнка наибольший психологический комфорт , что нужно для каждого ученика для формирования положительной мотивации учения и поведения.
1. Фамилия , имя, отчество ребёнка_____________________________________________________
2. Как ребёнок относится к школе? Бывают ли ситуации, когда ребёнок отказывается идти в школу?
С чем это связано?_____________________________________________________________________
3. После того, как ребёнок стал посещать школу, какие вы заметили изменения в самочувствии, поведении?__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
4. Как чувствует себя ребёнок после школы?______________________________________________
5. Появилась ли потребность в дневном сне?_____________________________________________
6. Во сколько он ложится спать?_________________________________________________________
7. Какой у ребёнка сон? _______________________________________________________________
8. Готовит ли уроки дома?______________________________________________________________
9. Делает уроки самостоятельно или с вашей помощью?____________________________________
10. Какие предметы даются труднее всего? Как вы думаете почему?__________________________
____________________________________________________________________________________
11. Сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора или компьютера?___________________
12. Сколько времени гуляет в день? Гуляет самостоятельно или под вашим наблюдением?
____________________________________________________________________________________
13. Какие дополнительные кружки и секции посещает ваш ребёнок?_________________________
____________________________________________________________________________________
14. Появились ли у вашего ребёнка в школе новые друзья? Вы с ними общались, или знаете о них только со слов вашего ребёнка?________________________________________________________
15. Собираясь в школу, ваш ребёнок самостоятельно собирает портфель, с вашей помощью или это исключительно ваша забота?_______________________________________________________
16. Вы интересуетесь в первую очередь успехами в учёбе, или событиями, происходящими в школе?_____________________________________________________________________________
17. Как вы думаете, какое общественное поручение понравится вашему ребёнку?____________
___________________________________________________________________________________
1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет и где ты живёшь?__________________
________________________________________________________________
2. Какой предмет в школе самый любимый? Почему?__________________
________________________________________________________________
3. Твой любимый кинофильм или мультфильм?_______________________
________________________________________________________________
4. Любимое время года? Почему?___________________________________
________________________________________________________________
5. Какое блюдо ты готов есть всегда?_______________________________
6. Твой любимый цвет?___________________________________________
7. С кем ты дружишь?____________________________________________
8. Какую одежду ты предпочитаешь?_______________________________
9. Любимая игра (не электронная!!!) ?_______________________________
10. Чем ты можешь быть интересен для других?______________________
_______________________________________________________________
11. Какую книгу ты сейчас читаешь? Кто автор?______________________
_______________________________________________________________
12. Твой любимый герой книг, кинофильма?_________________________
13. Любимый вид спорта?_________________________________________
14. Думал ли ты, кем хочешь стать, когда вырастешь? Почему?_________
_______________________________________________________________
15. Какую музыку ты любишь? Есть ли любимый исполнитель или группа?_________________________________________________________
16. Что тебе НЕ нравится в твоем характере?_________________________
17. За что ты уважаешь других людей?______________________________
18. Чего ты боишься больше всего?_________________________________
19. Когда ты бываешь счастлив?________________________________ ___
_______________________________________________________________
Анкета для детей и их родителей.
1. Во сколько ты ложишься спать?_____________
2. Делаешь ли ты уроки самостоятельно?____________
3. Читаешь ли ты книжки?____________
4. Когда последний раз были с родителями в музее или театре?
_______________________________________________________
5. Проверяет ли мама твои тетрадки?________________
6. Сколько в день часов или минут ты общаешься с мамой?
_______________________________________________________
7. Что в школе тебе нравится ? ____________________________
_______________________________________________________
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Уважаемые родители!
Педагогический коллектив МБДОУ _________ начнет работу по введению основ православной культуры в практику работы с дошкольниками. Основой данного факультатива будет духовно-нравственное воспитание детей на ценностях православной культуры.
Посещение занятий может способствовать формированию у ребенка христианского отношения к родителям, близким, родному краю, природе. В своей работе мы также придерживаемся государственной политики в области образования, главный смысл которой состоит в свободе вероисповедания.
Никто не может заставить ребенка верить или запретить познавать основы религии. Лишь по желанию родителей ребенок имеет право изучать или не изучать основы религии. Надеемся, что Вы выскажете мнение по поводу посещения Вашим ребенком факультатива по основам православной культуры для дошкольников, а также целесообразности его введения в образовательный процесс детского сада.
ФИО родителя ___________________________
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ _____________________________________________
а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы справимся и без помощи детского сада
г) другой ответ _____________________________________________
а) да
Примечание: выбранный вариант ответа подчеркните.
Благодарим за искреннее участие.
Реклама
Анкетирование проводится воспитателем в начале и в конце учебного года. Опрос проводится индивидуально с каждым ребёнком в группе в спокойной и доброжелательной обстановке.
Анализ результатов анкетирования
Если в ответах ребёнка преобладают варианты – нет, редко – то в семье возможно предположить реализуется авторитарный тип воспитания, характеризующийся ограничением свободы, повышенными требованиями к ребёнку, силовыми воздействиями, отсутствием ситуации выбора.
Педагогам, проводившим анкетирование, следует помнить, что результаты позволяют только в общих чертах определить, какой тип воспитания присущ данной семье. Анкета даёт лишь ориентировочное представление о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье.
Реклама
ФИО________ Пол___________ Дата рождения ______
Примечание: в зависимости от характера ответа, вписать «ДА» или «НЕТ».
Дата заполнения:__________
Медсестра:__________ Дата:_______________
Врач детского учреждения________Дата:_____
Результаты анкетного теста обобщаются медицинской сестрой учреждения, которая в сводной таблице (табл. 6) обводит номера вопросов, на которые получены положительные ответы. Истории развития ребенка вместе с анкетными тестами, имеющими положительные ответы на поставленные вопросы, передаются врачу учреждения, который осматривает детей и решает вопрос о необходимости их дополнительного обследования в лаборатории или консультации узких специалистов.
Вопросы 1-11: при положительном ответе на вопросы 1, 2, 3, 4 раздельно или в парном сочетании (например, 1 и 2, 1 и 3, 2 и 4 и т. д.) - наблюдение врачом учреждения; при положительном ответе на остальные вопросы раздельно или в парном сочетании - консультация невропатолога обязательна. При положительном ответе натри и более вопросов данного блока (в любом сочетании) - консультация невропатолога обязательна.
Вопросы 12-15: при положительном ответе на любой из вопросов данного блока - наблюдение врача учреждения, по показаниям - консультация кардиолога или ревматолога.
Вопросы 16-23: при положительном ответе на вопросы 16-20 раздельно или в сочетании - наблюдение врача учреждения, по показаниям - консультация оториноларинголога. При положительном ответе на вопросы 21-23 - консультация оториноларинголога обязательна.
Вопросы 24-26: при положительном ответе на вопросы 24-25 - наблюдение врача учреждения, по показаниям - консультация окулиста. При положительном ответе на вопрос 26 - консультация окулиста обязательна.
Вопросы 27-29: при положительном ответе на вопросы 27-28 - направление на прием к стоматологу, при положительном ответе на вопрос 29 - наблюдение врача учреждения, при необходимости - консультация стоматолога.
Вопросы 30-36: при положительном ответе на один из вопросов данного блока - обследование врача учреждения, на два и более вопросов - обследование врачом учреждения с дополнительными специальными исследованиями, по показаниям - консультация гастроэнтеролога.
Вопрос 37: при положительном ответе - обследование врачомучреж-дения, при необходимости - консультация хирурга.
Вопросы 38-42: при положительном ответе на один из вопросов - наблюдение врача учреждения, на несколько вопросов - обследование врачом учреждения с дополнительными специальными исследованиями, по показаниям - консультация нефролога.
Вопросы 43-44: при положительном ответе на каждый или оба вопроса - наблюдение врача учреждения, при необходимости - консультация аллерголога.
Наши исследования показали, что 60-70 % выявленной в процессе медосмотра патологии подтверждается жалобами по скрининг-анкетам. Но подавляющее большинство анкетных жалоб не подтверждаются соответствующим диагнозом. Основная масса неподтвержденных диагнозом жалоб является показателем донозологической диагностики.
При проведении клинического скрининг-анкетирования часто затрагиваются вопросы, связанные с нарушением иммунной системы. Тем не менее необходимо дополнительно использовать иммунологическое скрининг-анкетирование.
Оно направлено на выявление экзогенных химических, физических, биологических и эндогенных факторов, повышающих риск развития иммунологических нарушений. Анкета выдается родителям детей, которые должны ее заполнить. Образец анкеты представлен в табл. 7.
Таблица 7
Фамилия________ Имя_______ Пол_____
Профессия родителей до рождения ребенка:
Мать: место работы_____________ должность_____
Отец: место работы_____________ должность _____
Примечание: в зависимости от характера ответа, вписать «ДА» или «НЕТ».
При выявлении влияния неблагоприятных производственных факторов на организм родителей в период, предшествующий рождению ребенка, при положительных ответах на любой из вопросов 1-3, при отрицательных ответах на любой из вопросов 4-6, а также при положительных ответах на два и более вопросов 7-9 рекомендуется наблюдение ребенка у врача учреждения, по показаниям - иммунологическое исследование.
Подсчет частоты дыханий производится по движению грудной или брюшной стенки незаметно для исследуемого. Сначала подсчитывают пульс и затем, не прерывая процесса, частоту дыханий в минуту (подсчет дыханий облегчает положенная на грудь или живот ребенка рука исследователя) . У взрослого человека в покое частота дыхания составляет от 16 до 20 в мин (у новорожденного - 40-45; в 2-3 года - 25-30; в 5-6 лет - около 25) . Во сне частота дыхания уменьшается до 12-15 в мин, а при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении, после обильного приема пищи учащается (это особенно характерно для детей) . Патологическое уменьшение частоты дыхания является, как правило, симптомом тяжелых заболеваний центральной нервной системы или токсических поражений дыхательного центра.
После обычного выдоха взрослый человек может дополнительно выдохнуть из своих легких еще около 1500 мл воздуха, но и после этого в легких остается определенный объем так называемого остаточного (запасного, резервного) воздуха. То же наблюдается и после обычного вдоха (1500 мл добавочного воздуха) . Сумма объемов дыхательного, запасного и добавочного воздуха составляет жизненную емкость легких (ЖЕЛ) , которая является информативным показателем функционального состояния органов дыхания, отражающим функциональные возможности внешнего дыхания.
Однако исследование ЖЕЛ применимо лишь для детей, начиная с 5-6-летнего возраста, когда достаточного развития достигает волевая регуляция дыхания. ЖЕЛ означает объем воздуха, который определяется при максимальном выдохе после максимального вдоха. ЖЕЛ косвенно указывает на максимальную площадь дыхательной поверхности легких, которая обеспечивает газообмен. Величина ЖЕЛ зависит от возраста, пола, роста, веса, степени развития дыхательного аппарата (размеры грудной клетки, подвижность ее сочленений, сила дыхательных мышц, эластичность легких и т. д.) и нормируется по так называемой должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ) . Должная ЖЕЛ для детей от 4 до 17 лет может быть легко рассчитана с помощью эмпирических формул:
мальчики - ДЖЕЛ (л) = 4,53 рост - 3,9 (при росте от 1,00 до 1,64 м) ;
девочки - ДЖЕЛ (л) = 3,75 рост - 3,13 (при росте от 1,00 до 1,75 м) .
В среднем, величина ЖЕЛ у детей 5-6 лет около 1150 мл.
Методика измерения ЖЕЛ. Установить стрелку спирометра на «О». Протереть спиртом мундштук прибора, затем максимально глубоко вдохнуть воздух и, зажав нос пальцами (или специальным носовым зажимом) , сделать, не торопясь, максимально глубокий выдох через мундштук прибора.
Сделать три измерения с 15-секундными перерывами. Взять среднюю величину и дать оценку полученному показателю в сравнении с ДЖЕЛ.
О состоянии функции кровообращения в организме свидетельствуют следующие показатели:
частота сердечных сокращений (ЧСС) , или частота пульса (табл. 8) .
Таблица 8
Величина артериального давления (АД) . Артериальное давление у детей тем ниже, чем моложе ребенок.
Если ребенок здоров, АД в основном постоянно, несколько снижаясь во сне и повышаясь во время мышечной работы, плача, психических переживаний, приема пищи и пр. Средние цифры АД у детей приведены в табл. 9.
Таблица 9
Максимальное (систолическое) артериальное давление (САД) . Нормативные значения у детей до и после 1 года можно ориентировочно рассчитать по формуле:
САД = 76 + n, где: n - количество месяцев жизни.
САД = 100 + 2n, где: n - количество лет жизни.
Нормальная гемограмма детей дошкольного возраста представлена в табл. 10.
Таблица 10
Анализ полицевого учета острой заболеваемости в историях развития детей выявляет из их числа контингент часто и длительно болеющих.
К часто болеющим (ЧБ) относят детей, имеющих повышенную частоту острой заболеваемости за год, предшествующий медицинскому осмотру (но не календарный год!) . Например, если медосмотр проводится в марте - то с марта по март, если в июне - то с июня по июнь и т. д. Учитываются лишь заболевания, носящие простудный характер и обострения хронических заболеваний, связанные со снижением неспецифической резистентности организма. Частота заболеваний, позволяющая отнести ребенка к часто болеющим детям, изменяется с возрастом: до 1 года - 4 и более раз, от 1 года до 3 лет - 5 и более раз, от 3 до 7 лет - 4 и более раз, свыше 7 лет - 3 и более раз за год.
К длительно болеющим (ДБ) относят детей с хроническими, тяжело протекающими в период обострения заболеваниями, с длительностью одного заболевания 25 и более дней за год, предшествующий осмотру, или совокупной длительностью перенесенных заболеваний свыше 70 дней в году.
Дети, болеющие и часто, и длительно (ЧДБ) , выделяются в отдельную группу и требуют оздоровления в специализированных детских учреждениях санаторного типа.
Индекс здоровья - это прямой показатель здоровья, выражаемый удельным весом ни разу не болевших за календарный год (с января по январь) детей в изучаемом коллективе. Показатель определяется лишь по результатам годового отчета ДОУ. Сведения для его исчисления представляются врачу средним медработником по результатам анализа полицевого учета заболеваемости в историях развития детей.
К ни разу не болевшим детям относятся лишь те, в истории болезни которых за прошедший календарный год отсутствуют данные об острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, т. е. заболеваниях, связанных со снижением неспецифической резистентности организма. Несчастные случаи, травмы, экстренные и плановые оперативные вмешательства, клинические обследования и пр. в учет не берутся.
Удельный вес ни разу не болевших детей рассчитывается на среднесписочный состав детей в ДОУ за год. Расчет последнего показателя осуществляется следующим образом: суммируется количество детей на первое число каждого месяца и делится на количество месяцев наблюдения.
Профессии для детей дошкольного возраста
Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Все профессии нужны, все профессии важны» ИГРА-ВИКТОРИНА «Все профессии нужны - все профессии важны». (для детей старшего д...
Неврозы у детей дошкольного возраста
О способах борьбы с депрессией у подростков рассказывает психолог: Невроз истерического характера Хорошо знакомые истерики маленьких детей в виде падения на пол, стучания ногами по полу, криков и...
Безопасность детей дошкольного возраста
Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг...
Коррекция страхов у детей дошкольного возраста
Страхотерапия и ее применение в коррекции страхов детей дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов,...
Детские страхи у детей дошкольного возраста
Специфика страхов у детей дошкольного возраста Проявление страхов разделяют по возрастным характеристикам. Ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного. Постепенно дети учатся разл...
Дошкольное занятия для детей 4 лет
Конспекты занятий по развитию речи для детей 4 лет Тема:Формирование речи дошкольников среднего возраста. Возраст детей – 4 года. План занятий: 1) занятие «Кто у кого? » 2) занятие «Кто заблудилс...
Диагностика детей дошкольного возраста
род занятий в настоящее время________________________________________ хронические заболевания (если есть) ___________________________________ 6. Кто еще живет с ребенком или принимает участие в е...
Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патри...
Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста
Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, прот...
Развитие любознательности у детей дошкольного возраста
План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками» План самообразования воспитателя Комиссиной Оксаны Владимировны на 201...
Гиперактивность у детей дошкольного возраста
Постоянно активен в любых ситуациях Активен в определенных ситуациях, вызывающих дискомфорт Характер движении Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения Чтобы выявить гиперакти...
Проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...
Гендерные особенности детей дошкольного возраста
Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста «Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста» Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь...
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста
«Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...