Анкета для воспитателей по фгос дошкольного образования

Анкета для воспитателей по ФГОС

Предлагаю Вашему внимание анкету по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, мне очень интересно и важно знать Ваше мнение

1. Какие положительные изменения произойдут в образовательном учреждении с введением ФГОС ДО?

2. Сформулируйте основные отличия ФГОС ДО от ФГТ (федеральных государственных требований)

3. Перечислите основные требования к основной общеобразовательной программе ДОУ и рабочим программам специалистов.

4. Как бы вы определили роль педагогов, как участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС ДО?

5. В чём состоит готовность педагогов к введению ФГОС ДО?

6. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС ДО, вы испытываете?

7. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?

8. Считаете ли вы, что введение ФГОС ДО положительно скажется на развитии кадровых, материальных, финансовых ресурсов и на получение положительныхобразовательных результатов у обучающихся?

www.maam.ru

Деловая игра для педагогов МКДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Правильный ответ»

Деловая игра для педагогов МКДОУ по изучению ФГОС ДО

«Правильный ответ»

Материалы по введению ФГОС до в ДОУ. Экспресс-опросы, Игра «Вопрос-ответ», анкета «Готовы ли Вы к введению ФГОС до? »

Цель:

активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО;

выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС;

развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: карточки с вопросами, сигнальные карточки для оценки выступающего: зеленая – «вы хорошо ориентируетесь в аспектах ФГОС», красная – «вам необходимо обратить внимание на основные положения документа».

Ход игры

Перед началом игры старший воспитатель предлагает каждому участнику вытащить из пачки один билет с вопросом. Дается время на подготовку. Ответ оценивается коллегами с помощью сигнальных карточек. Если ответ верный, педагоги, поднимают зеленую карточку, если ответ неполный или неверный – красную педагога.

Вопросы:

1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

а) 4;

б) 5;

в) 10.

2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

(познавательное развитие)

3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?

а) манипулирование с предметами;

б) познавательно-исследовательская;

в) восприятие художественной литературы и фольклора.

4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:

а) 80% и 20%;

б) 60% и 40%;

в) 50% и 50%.

5. Назовите основное направление развития ребенка по ФГОС ДО:

а) предметное развитие;

б) личностное развитие;

в) метапредметное развитие.

6. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

7. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

8. К какой образовательной области относится знакомство с книжной куль-

турой, детской литературой?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

9. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

10. Восстановите правильную структуру документа:

а) требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и

ее объему;

б) общие положения;

в) требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования;

г) требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

(б, а, г, в)

11. Как в Стандарте ДО определена Программа?

а) программа обучения детей;

б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;

в) программа воспитания и обучения детей.

12. Назовите что не является основным разделом Программы:

а) целевой;

б) установочный;

в) содержательный;

г) организационный.

13. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

14. Что не является направлением коррекционной работы и/или инклюзивного образования?

а) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

б) квалифицированное медицинское обслуживание;

в) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

15. На что не направлена педагогическая диагностика (мониторинг?

а) индивидуализация образования;

б) итоговая диагностика к школе;

в) оптимизация работы с группой детей.

Подсчитаем результаты:

За каждый правильный ответ поставьте себе один балл.

0 - 5 баллов - вы еще не владеете теоретическими аспектами документа;

5-10 баллов - вы достаточно уверенно ориентируетесь в документе, но

необходимо ещё проработать отдельные пункты;

10-15 баллов - вы условно готовы к работе по новым стандартам.

Анкета для педагогов «Готовность к введению ФГОС»

Уважаемые педагоги! Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС). Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ.

1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии детей?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в дошкольной образовательной организации?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

3. Как вы считаете, произойдут ли положительные изменения в ДОО с введением ФГОС?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

4. Есть ли на Ваш взгляд принципиальные отличия ФГОС дошкольного образования от ФГТ?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

5. Может ли педагог в соответствии с ФГОС иметь в группе свою образовательную программу дошкольного образования?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

6. Будет ли проводиться мониторинг результатов освоения дошкольниками образовательной программы согласно ФГОС?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

7. По вашему мнению, нужна ли особая подготовка педагогов к введению ФГОС?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

8. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

9. На ваш взгляд, готово ли наше образовательное учреждение к введению ФГОС?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

Благодарим за участие в анкетировании!

Ф. И. О. педагога /обязательно/___

Экспресс-опрос «ФГОС ДО»

Вопросы:

1. Назовите номер и дату выхода Приказа Министерства Образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

17 октября 2013 г. N 1155 г.

2. Дети какого возраста (при наличии соответствующих условий) могут посещать дошкольные образовательные организации? (2 мес-8 лет)

3. В чем отличие коррекционной работы от инклюзивного образования?

4. Стандарт включает в себя требования к…

(структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы)

5. Перечислите 5 образовательных областей – направлений развития ребенка по ФГОС

(социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие)

6. Как в соответствии с ФГОС соотносятся обучение и развитие? (обучение ведет за собой развитие)

7. ФГОС предполагает деятельностный подход. Назовите структуру любой деятельности, в том числе детской?

(мотив-цель-средства-действие-результат-рефлексия)

8. Требования к каким конкретным условиям включают требования к условиям реализации Программы?

(к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде)

9. Основные требования к РППС?

(насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность)

10. В какой форме представлены требования Стандарта к результатам освоения Программы? (целевыми ориентирами)

11. С какой целью проводится оценка индивидуального развития детей? (для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) ; 2) оптимизации работы с группой детей.

www.maam.ru

Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов БДОУ СМР №15

в период перехода на ФГОС ДО

Уважаемый, педагог! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наше образовательное учреждение переходит на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) дошкольного образования. Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности нашего образовательного учреждения.

Ф. И. О.____________________________________________________________

1. Достаточно ли Вы информированы о ФГОС ДО?

а) Да

Источник nsportal.ru

Анкета для педагога«Готовность к введению ФГОС ДО»

Уважаемые педагоги! Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС) . Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ.

1.Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах воспитанников?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

2.Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

3.Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут в образовательных учреждениях с введением ФГОС?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Сформулируйте основные отличия ФГОС от ФГТ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС?

6.На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

7.Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.На ваш взгляд, готово ли наше образовательное учреждение к введению ФГОС?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

Почему?

Благодарим за участие в анкетировании!

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Семинар – практикум «Готовность ДОО к введению ФГОС дошкольного образования. Трудности и пути решения».

пн., 06.10.2014

МАДОУ детский сад к/ва «Синеглазка»

города Ноябрьска

В течении ряда лет дошкольные образовательные учреждения живут в условиях модернизации и инноваций. В настоящее время инновационный процесс, в связи с введением в практику дошкольных учреждений Федерального государственного стандарта, приобретает особый статус.

Впервые в истории дошкольное образование становится полноценным уровнем системы образования Российской Федерации. В связи с этим освоение педагогами новых целевых ориентаций воспитательно-образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников становятся необходимым условием деятельности дошкольных организаций.

Известно, что эффективность новаций зависит от целого ряда факторов: особенностей предлагаемого новшества, потенциала ДОУ, психологических, экономических, социальных факторов. По результатам первичного мониторинга среди педагогов нашего учреждения было выявлено, что введение ФГОС в практику вызывают в педагогическом коллективе неоднозначные оценки, которые порождены рядом причин:

- неопределённостью, когда нет ясного понимания целей предполагаемого новшества;

- привычкой работать по определённому стереотипу;

- боязнью увеличения нагрузки;

- профессиональной некомпетентностью;

Чтобы предотвратить негативное влияние вышеуказанных факторов на введение новых образовательных стандартов в нашем учреждении была создана рабочая группа, которая разработала план мероприятий (Приложение 1) , определила основные направления и формы методической поддержки педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

Предлагаю вашему вниманию нестандартный сценарий семинара - практикума, проведённого в рамках плана мероприятий рабочей группы по введению и реализации ФГОС в практику нашей дошкольной организации.

Тема: Готовность ДОО к введению ФГОС дошкольного образования. Трудности и пути решения.

Форма проведения: мини – спектакль.

Цель:повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе подготовки к введению ФГОС. Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов педагогов ДОУ в условиях введения образовательных стандартов.

Задачи:

- методическая и информационная поддержка педагогов в условиях реализации новых стандартов;

- актуализация информации, предоставленнойраннеепедагогам ДОУ;

- получение информации о готовности педагогических кадров ОУ к работе в новых условиях;

- выявление основных проблем, испытываемых педагогами ДОУ в ходе введения ФГОС ДО.

Действующие лица:

Ведущий;

Три группы педагогов принявшие на себя разные роли: АДМИНИСТРАЦИЯ, РОДИТЕЛИ, ПЕДАГОГИ (каждая группа обозначена при помощи соответствующей таблички или бейджика) ;

2 педагога, принявшие на себя роль документов ФГТ и ФГОС.

Оборудование: бейджики с обозначением к какой группе относятся педагоги (администрация, родители, педагоги) , проектор, ноутбук, листы бумаги, ручки, таблички с надписью ФГТ и ФГОС.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий:

На протяжении нескольких лет педагогов города N сотрясали различные нововведения: вступление в силу Типового положения о дошкольном образовании и изменение в связи с этим Устава ДОУ, изменение условий оплаты труда и прохождения аттестации педагогических работников, введение Федеральных государственных требований, разработка рабочих программ, неоднократные изменения в системе планирования педагогической работы, появление новых органов самоуправления - Наблюдательный и Управляющий советы и это ещё далеко неполный список потрясений.

Бесконечно изменяющиеся условия не позволяли педагогам ДОУ жить тихо и размеренно. И вот наступило временное затишье. Но как оказалось, оно было недолгим. За видимым спокойствием, как гром среди ясного неба, педагоги ДОУ предстали перед необходимостью введения в практику Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) . Рабочая группа в составе 5 человек начала усиленно изучать личность ФГОС и вот как это было…… (демонстрация видеоролика Приложение 2)

Изучив анкету нового стандарта коллектив счёл необходимым принять его, и в учреждении встал вопрос об увольнении старого работника, раннее регламентирующего деятельность ДОУ-ФГТ. (Педагог, исполняющий роль ФГТ проходит по центру зала, открывает дверь и покидает зал, «прощаясь» с педагогическим коллективом) . Новый сотрудник не заставил себя долго ожидать и незамедлительно решил прийти на встречу с педагогами ДОУ для того, чтобылично познакомиться и более конструктивно побеседовать.

(В зал входит педагог исполняющий роль ФГОС ДО, с прикреплённой табличкой, обозначающей его роль. Разворачивается действие в лицах. Во время диалога используется презентация Приложение 3) .

Заведующий:

- Здравствуйте. Проходите пожалуйста! Представьтесь и расскажите о себе.

ФГОС (роль исполняет педагог) .

- Здравствуйте. Конечно, каждого из вас интересует вопрос кто я, и откуда появился? Я готов ответить на эти и другие интересующие вас вопросы.

(Слайд 1) С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .

Что же такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

Это документ регламентирующий деятельность дошкольных образовательных организаций. Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

Заведующий:

- Что послужило основанием для вашего появления?

ФГОС(роль исполняет педагог) :

1) Закон «Об образовании РФ»;

2) Современная социокультурная ситуация.

- А на каких документах вы основаны?

ФГОС:

(Слайд 2) ФГОС ДО основан следующих документах:

1) Конвенция о правах ребенка;

2) Закон об образовании РФ;

3) Конституция РФ.

4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»

Заместитель заведующего:

- Какие права и гарантии закрепляет ФГОС ДО?

(Внимание педагогов обращено к слайду № 3)

Педагог:

Скажите, пожалуйста, учетом чего реализовывается ФГОС ДО?

(Внимание педагогов обращено к слайду №4)

Педагог:

- А что вы можете сказать в защиту ФГОС, чем же всё таки он отличается от раннеедействующих ФГТ?

ФГОС(роль исполняет педагог) :

(Слайд 5)

ФГТ - учтены особенности развития детей с ОВЗ.

ФГОС - обеспечивает права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, носит гуманистический характер образования, учитывает особые образовательные потребности детей различных категорий (ОВЗ, одарённые, мигранты..)

ФГТ - разработка ООП осуществляется на основе ООПДО, разработка которыхобеспечивается уполномоченным федеральным органом на основе ФГТ.

ФГОС - Программа утверждается организацией самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом и с учётом примерных программ. Организация может разрабатывать и реализовывать различные программы для дошкольных образовательныхгрупп. При этом обеспечивается вариативность образовательных программ и форм дошкольного образования, появляется возможность формирования примерных программ различной направленности с учетом потребности общества.

ФГТ - выдвигает требования к развивающей среде.

ФГОС – направлен на создание социальной ситуации развития ребёнка дошкольника.

Если в ФГТ выделялось 4 направления развития ребенка и 10 образовательных областей, то в Стандарте это более обобщенные понятия: Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области, показанные на слайде. В ФГТ было 8 видов детской деятельности - в ФГОС- 9 (Двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, элементарная трудовая, изобразительная, музыкальная, выделена отдельно конструирование из различных материалов, чтение художественной литературы переименовали на восприятие художественной литературы и фольклор) .

Педагог (один из участвующих в мини спектакле)

-Вы ведь к нам пришли по рекомендации?

ФГОС:

Подробней tmndetsady.ru

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОО

«ФГОС дошкольного образования –ориентир на сохранение уникальности и самоценности детства и ориентирование на индивидуализацию воспитания ребенка».

Цель консультации: повышение компетентности педагогов по вопросам решения первоочередных задач образовательной деятельности в соответствии ФГОС дошкольного образования.

ФГОС дошкольного образования направлен, на:

  • поддержку разнообразия детства;
  • сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) , педагогических и иных работников Организации) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности) , индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) ;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;

3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,

Стандарт включает в себя требования к:

  • структуре Программы и ее объему;
  • условиям реализации Программы;
  • результатам освоения Программы.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей

Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы.

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) .

Программа направлена:

  • на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области) :

  • социально-коммуникативное развитие;

Читать далее nsportal.ru

«Что должны знать родители о ФГОС»

Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность.

Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.

При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки) , которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах.

Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие.

Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу.

Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.) , международные праздники (День доброты, День Земли и др.) . Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать.

Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

- взаимодействие с родителями;

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:

Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.

Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.

Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования консультация для воспитателей

    Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования» Консультация для воспитателей. «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС ДО». Инст...

  • Фгос дошкольного образования 2015 читать

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгт и фгос дошкольного образования отличия таблица

    Отличительные особенности ФГОС и ФГТ Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольно...

  • Фгос дошкольного образования смотреть

    ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании -...

  • Качество дошкольного образования в условиях фгос

    Выступление на августовской встрече: «Введение ФГОС как условие повышения качества образования» Скоро пройдут августовские встречи по нашей стране. В этом году они в основном будут посвящены теме...

  • Фгос дошкольного образования 2015

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Анализ фгос дошкольного образования

    Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног...

  • Приказ фгос дошкольного образования от 17 10 2013

    Сайт образовательного учреждения - Info Объявления Центр "Диалог" На сайте Центра «Диалог» http://www.dialog-eduekb.ru в разделе «Компетентный родитель» размещены материалы для родителей по теме...

  • Фгос дошкольного образования 2015 текст читать

    С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Консультант Плюс Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении ф...

  • Примерная программа дошкольного образования по фгос

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Компоненты фгос дошкольного образования

    Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования Уважаемы коллеги! Нашла в одной замечательной книге данную информацию, надеюсь, я не одна в этом нуждалась. В связи с введение...

  • Реализация фгос дошкольного образования

    Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в...