Диагностика эстетическое развития дошкольников

Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности

Содержание

1. Личные данные

2. Актуальность

3. База

4. Противоречия

5. Цели и задачи

6. Модули:

1. Самообразование

2. Диагностика

3. Создание системы воспитательно-образовательной работы

4. Работа с родителями

5. Результативность

6. Литература

7. Приложения

Личные данные

Ф. И. О. : Виноградова Оксана Александровна

Год рождения: 1966 год

Образование: среднее специальное

Окончила Торжокское педагогическое училище в 1986 году.

Специальность: воспитатель в дошкольных учреждениях.

Педагогический стаж работы: 26 лет

Имею вторую квалификационную категорию.

Актуальность

Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания.

Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Одним из более мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.

Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества – одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется на сегодняшний день большое внимание.

База

Старшую группу посещают 20 детей. Из них 8 девочек и 12 мальчиков.

70% детей воспитывается в полных семьях с двумя или одним ребенком, 30% - неполные семьи. Социальное положение всех семей благополучное.

Воспитанием и обучением этих детей я занимаюсь с трехлетнего возраста.

Дети моей группы любознательные, добрые, отзывчивые, легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Проявляют интерес к разным видам искусства.

Для того чтобы деятельность детей носила творческий характер, стремилась создать условия для комплексного художественно – эстетического развития каждого ребенка, так как художественная деятельность детей требует эстетически образованной предметно – развивающей среды.

Большое внимание уделяю эстетике интерьера группы и фойе (коридора) : стены украшают коллективные панно и картины, выполненные с детьми и в совместной деятельности.

В группе имеется уголок продуктивного творчества, где собраны необходимые средства для изобразительной деятельности в удобном и доступном для детей месте. Каждый ребенок имеет возможность здесь для самостоятельных занятий, что помогает развитию интересов и способностей.

Оборудование и материалы продуктивной зоны составляют:

• различные изосредства – гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые и цветные мелки, пастель, ручки, простые карандаши, тушь, уголь, свечи, пластилин, глина, фломастеры; кисточки, стеки, палочки, ватные палочки, трубочки, щетки зубные, расчески, зубочистки, трафареты, линейки, крышки, пуговицы; бумага различной фактуры (для рисования, писчая, газетная, цветная, бархатная, картон, калька, обои, салфетки, гофрированная) ; линолеум, дощечки для рисования, палитра;

• образцы по лепке, рисованию; карточки на смешивание, карточки на оттенки (осветление) ;

• книги на ознакомление с народно – прикладным искусством, иллюстрации (свет и тень, рисунки детей, дидактические игры по ознакомлению с искусством («Придумай портрет», «Составь натюрморт», «Из чего состоит пейзаж», на цвет («Цветные гномики», «Цветной волчок», «Радуга») ;

• фланелеграф плюс набор картинок и план-схема (речка, поле, лес) на составление композиции;

• индивидуальные папки детей с рисунками.

В группе подумано место для полочки красоты и уголка отдыха, где организую работу по эстетическому развитию детей и расширению их представлений об окружающем мире.

На полочке красоты всегда находятся предметы красоты, разные по жанру картины, которые дети могут самостоятельно менять.

Для ознакомления с книжной графикой представлены папки (художники – иллюстраторы: Е. И. Чарушин, В. Сутеев, Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, их портреты, биографические данные, творчество, книги с их рисунками) .

Здесь дети получают эстетическое наслаждение от общения с произведениями искусства и народных промыслов, знакомятся с детской художественной литературой, общаются с природой.

Театральная зона оборудована гримеркой, костюмерной, минисценой. Уголок представлен различными видами театров, дидактическими играми на выражение эмоций, чувств, переживаний ребенка. Все это они могут выразить через небольшие инсценировки, сценки собственного сочинения, этюды.

Музыкальный уголок включает в себя различные дидактические игры на развитие ритма, чувства ритма, ознакомления с нотной грамотой, с музыкальными инструментами.

Уголок развития речи оснащен буквенным фризом, разными видами азбук, загадками, дидактическими играми, перфокартами на звуковой и слоговой анализ слов, книгами.

Большое внимание уделяется развитию связанной речи, речевого творчества детей, обогащения словаря, созданию индивидуальных и коллективных книг сказок, историй.

Математический уголок представлен различными настольно-печатными дидактическими играми и пособиями по закреплению счета, знание геометрических фигур, решению арифметических задач, классификации; карточки на сравнение чисел, состав числа; ребусы, головоломки, что способствует развитию умственных способностей, внимания, памяти, мышления, логики.

Уголок познавательного развития представлен физическими картами Тверской области, Росси, наглядными панно, макетами «Африка», «Антарктида», «Солнечная система», материалами и дидактическими играми по ознакомлению с родным краем, страной; с представителями растительного и животного мира; детской научно-энциклопедической литературой.

Творческая лаборатория оснащена разнообразными приборами (лупы, весы, термометры, часы, материалами для исследования (пластмасса, дерево, металл, бумага, резина, стекло, безопасной лабораторной посудой (воронки, сосуды, ступки, пестики, ложечки, мерные стаканы). Все это дает возможность для самостоятельного экспериментирования.

Уголок природы содержит календарь природы, портрет месяца и иллюстративный материал к нему, где фиксируется изменения состояния погоды, природы.

Физкультурный уголок. Здесь размещено разное физкультурное оборудование, а также дидактические игры, что обеспечивает различную двигательную активность детей в течение дня.

В игровом уголке подобраны различные виды конструкторов, схемы построек, атрибуты для сюжетно-ролевых и режиссерских игр, наборы мелких игрушек разной тематики, планшеты. Материал подобран с учетом игровых интересов мальчиков и девочек. Он побуждает к игровому взаимодействию, способствует развертыванию сюжетно-ролевых и режиссерских игр.

Противоречия

С одной стороны С другой стороны

1. Одной из задач эстетического развития детей авторы «Радуга» видят в формировании эстетического восприятия дошкольников через ознакомление с изобразительным искусством различных видов. 1. В программе «Радуга» недостаточно раскрыта методика работы ознакомления детей старшей группы с изобразительным искусством. В ДОУ не хватает дидактических пособий, иллюстративного материала по ознакомлению с разными видами живописи.

2. Во взаимоотношении с родителями идет гармоничная работа для обеспечения полноценного развития ребенка, с точки зрения формирования специальных умений и навыков, необходимых для его успешного обучения в школе. 2. Родители не заинтересованы в художественно-эстетическом воспитании, развитии творческих способностей детей.

Цель: развитие эстетического восприятия детей посредством изобразительной деятельности; формировать творческую личность, эстетический вкус, эстетическое отношение к миру.

Задачи:

1. Развивать художественно-творческие способности детей (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа) ;

2. Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) для обогащения зрительных впечатлений, формировании эстетических чувств и оценок;

3. Обогащать содержание детских работ; совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности;

4. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

Модуль 1

Самообразование

Цель:

1. Повышение теоретических знаний по теме.

2. Продолжить поиск эффективных методов и приемов работы по развитию изобразительных навыков и творческих способностей детей.

Повышение моих профессиональных качеств, базы теоретических знаний способствовало самообразование – это самостоятельное ознакомление и изучение нормативно – правовых документов, педагогической литературы, анализ программы «Радуга», методических рекомендаций, изучение программ И. А. Рыковой, Г. С. Швайко, Т. С. Комаровой помогло мне в поиске детского изобразительного творчества, самостоятельности, инициативы, мышления детей.

В основу создания необходимых условий, побуждающих детей к активной художественно – продуктивной деятельности: рисованию, аппликации, лепке, конструированию, легли рекомендации С. А. Соловей, Т. Н. Львовой «Создание предметно – развивающей среды».

Консультации старшего воспитателя, взаимопосещения, открытые просмотры МО города, собеседование с опытными педагогами дали возможность приобрести необходимые практические навыки работы с детьми по изобразительной деятельности.

Для создания дидактического материала, пособий, игр способствовали книги А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Л. А. Венгера «Умственное воспитание».

Проведение занятий по ознакомлению с искусством требовало от меня, как педагога, глубоких знаний в области живописи, литературы и музыки. Посещение художественных выставок, читального зала детской библиотеки и краеведческого музея, драматического театра, собеседование их сотрудников пополнили мои знания в области различных видов искусства.

Работа с педагогической литературой, её анализ (Т. С. Комарова «Художественная культура», интегрированные занятия с детьми 5-7 лет, (А. А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Н. А. Курочкина «О портретной живописи – детям») способствовали выработке системы педагогической работы по ознакомлению и приобщению детей к искусству.

Считаю, что система самообразования помогла мне определить главные задачи своей педагогической деятельности, дала возможность выстроить работу по развитию изобразительного творчества детей таким образом, чтобы эта деятельность стала увлекательной и интересной для детей.

МОДУЛЬ 2

Диагностика

Цель: выявить у детей уровень знаний о средствах выразительности; о степени сформированности практических умений и навыков при создании художественных образов.

В настоящее время детский рисунок довольно часто используется в качестве средства диагностики интеллектуального развития ребенка, уровня его подготовленности к школе, что свидетельствует о важном значении изобразительной деятельности в разностороннем развитии ребенка.

Но изобразительная деятельность и сама по себе значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка, как показатель его эстетического и интеллектуального развития.

В начале, середине и конце учебного года провожу диагностическое обследование детей. Наблюдения за детьми на занятиях и в свободной деятельности, специальные задания помогли выявить знания и умения детей.

В начале года 53 % детей используют оттенки в своих рисунках; 45% - экспериментируют с различными художественными материалами. В изодеятельности все дети научились воплощать свои замыслы в рисунках; знакомы с произведениями разных видов искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, народное и декоративно-прикладное искусство) ; без затруднения отвечают на вопросы по картинам; легко и уверенно пользуются кистью, простым карандашом.

У детей наблюдается проявление самостоятельного, устойчивого интереса к природе.

Но дети ещё затрудняются в композиционном построении рисунка; в передачи пропорций в изображении и движении. Недостаточно развивают содержание и образ картины. Не умеют выделять цвет, композицию, форму в художественных образах, переданных в картинах.

По результатам диагностики на начало учебного года я наметила план работы по изобразительной деятельности.

МОДУЛЬ 3

Создание системы воспитательно-образовательной работы

Цель:

1. Дать детям необходимые знания о произведениях изобразительного искусства разных видов, о средствах выразительности;

2. Помочь каждому ребенку овладеть приемами работы с изобразительными материалами;

3. Пробудить творческую активность ребенка и помочь ему реализовать её при создании тех или иных образов;

4. Формировать эстетическое отношение к миру.

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения. Поэтому считаю очень важным введение ребенка в окружающий мир через систему художественных образов и произведений.

Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Основной формой работы, способствующей развитию творческих способностей детей, являются занятия по изобразительной деятельности, где я создаю у детей хорошее настроение, стараюсь вызвать доброжелательное отношение к занятию, которые проходят в форме путешествий.

Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми: «В страну Рисования», в мастерскую художника, в выставочный зал.

Одним из приемов для поддержания интереса являются сказки о художниках, цветах; истории возникновения народных игрушек, использование художественного слова (загадки, стихотворения) .

Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую активность, эстетическое отношение к действительности; формируется самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность и трудолюбие.

Положительные результаты для развития эстетического восприятия детей дает непосредственное общение с природой, организация наблюдений на прогулке за деревьями, цветами и т. д.

При организации таких наблюдений считаю необходимым дать детям возможность восхищаться красотой природы, любоваться ею, высказывать свои эмоции, впечатления и переживания от увиденного. Это побуждает у детей желание изобразить, запечатлеть все это в рисунках и аппликациях.

Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.

Большую роль в формировании эстетического восприятия детей играет «полочка красоты», где дети знакомятся с произведениями искусства: живописью, книжной графикой, малой скульптурой, народно – прикладным искусством, предметами дизайна. Работа здесь проходит через индивидуальные и подгрупповые беседы, рассматривание, в ходе которых дети учатся видеть прекрасное. Так при ознакомлении с предметами народно – прикладного искусства обращают внимание не только на красоту предмета в целом, но и на орнамент и узор, который используется для украшения. При рассматривании скульптуры малой формы обращают внимание на форму и красоту скульптуры.

При ознакомлении детей с тем или иным промыслом, стараюсь доступно рассказать о том, где он зародился. Помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы.

Знакомство с каждым видом народного искусства осуществляю на занятиях по декоративному рисованию, аппликации, лепке. Стараясь повысить интерес к народному творчеству, использую изделия, выполненные детьми для оформления группы, для сувениров – подарков взрослым.

Периодическая смена, систематическая работа с палочкой красоты способствовать тому, что дети самостоятельно замечают появление новых предметов, картин и детских книг.

Знакомство детей с творчеством художников иллюстраторов: Ю. Васнецова, Е. Рачеева, Е. Чарушина, В. Сутеева и др.

Рассматривание ярких иллюстраций к народным потешкам, песенкам учат детей видеть особенности характера и настроение сказочного героя. При передачи характера сказочных героев дети в своем рисунке проявляют фантазию и воображение. Учатся высказывать свое отношение к забавным, немного мультяшным героем В. Сутеева, сказочным персонажам А. Ю. Васнецова.

На развитие эстетического восприятия, художественного вкуса большое влияние оказывает ознакомление с искусством, которое осуществляется на занятиях, таких как «Знакомство с пейзажем», «Пейзаж в живописи», «Что такое натюрморт», «Творчество И. И. Шишкина» и другие.

Представление детей о красоте природы и культуре родного края складываются при знакомстве с произведениями художников: А. Г. Венецианова, И. И. Левитана, К. Ф. Юона, И. Э. Грабая и других. Они дают возможность ознакомления с характерной для России природой.

Рассматривание картин вызывает у детей эмоциональный отклик на образное содержание произведений живописи, сопереживание настроения художественных образов, позволяет познакомить с разными видами живописи.

Со старшего возраста более углубленно работаем с жанрами живописи: портретом, натюрмортом, пейзажем.

При создании детьми портретов я стремлюсь научить их передавать характер и настроение, при изображении фигуры человека – движение. В пейзаже – видеть красоту природы и отображать её в своих рисунках. В процессе ознакомления в произведения живописи подвожу детям к пониманию того, что в них присутствует настроение – это либо грусть, тоска или радость, беспокойство. Рисуя натюрморт, дети учатся изображать предметы с натуры. При этом они могут уже самостоятельно выбрать фон и составить натюрморт.

Народно декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного восприятия детей дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколения.

Детей старшего дошкольного возраста знакомили с разными видами декоративно-прикладного искусства: тверской, дымковской, филимоновской игрушками.

Дети проявляют устойчивый интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывают от этого радость и удовольствие. Видят свойства предметов, живых объектов и явлений. Обладают достаточными техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляют самостоятельность и творческую инициативность.

По своему содержанию произведение живописи многообразны, но не каждое из них может вызвать эмоциональный отклик в сердце маленького человека.

При ознакомлении с графическими работами обучаю детей рисованию штрихом. Для достижения большей выразительности в рисунках детям предлагала использовать штрихи разного характера.

Обращаю внимание детей на линию: она может быть плавной, гибкой, резкой, такой же выразительной, как и цвет, именно она выстраивает изображение в определенном эмоциональном направлении.

Важное влияние на развитие детского изобразительного творчества оказывает обучение детей технике смешивание красок. В процессе смешивания красок дети учатся выделять и получать разнообразное многоцветье тонов.

Дети уже владеют навыками смешивания красок, полученные в младшей и средней группах. В старшей группе продолжили эту работу. Мы вместе с детьми анализировали различные цвета; составляли их оттенки; смешивали краски для получения новых; добавляли белую краску в другие; соединяли краски, получая контрастные цвета – холодные и теплые.

Поощряю самостоятельное экспериментирование детей с цветом для получения необходимых цветов и оттенков.

Использование панно «Азбука цвета», карточек по смешиванию, дидактических игр «Радуга», «Цветные гномики», «Волчок» не только знакомят с цветовым спектром, с теплой и холодной гаммой цветов, но и помогает закрепить знания детей, использовать их в практической деятельности.

Чтобы привить любовь, вызвать интерес к рисованию использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Для создания детьми изобразительных образов использовала следующие нетрадиционные техники: набрызг, рисование по мокрой бумаге, по мятой бумаге, рисование пальцами и ладошкой, кляксография, способ выдувания.

Результатом всей работы по изобразительной деятельности являются выставки детских рисунков: «Осень золотая», «Пушистые зверята», «Зимушка – зима», «Бабочки».

В своей работе я старюсь, как можно чаще использовать коллективное творчество, как результат совместного речевого изобразительного творчества детей. В группе появились книги «Мы едем, едем, едем», «Сказка про елочку», «Курочка и цыплята».

С увлечением дети создают картины, декоративные панно. Работы детей украшают интерьер ДОУ: «В зимнем лесу», «Осень», «Полянка», «Наш аквариум».

Коллективная художественная деятельность формируют положительную мотивацию к ней, и углубляет интерес к творчеству, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения.

В самостоятельной художественной деятельности дети имеют в свободном пользовании изосредства и оборудование, необходимое для творчества. На столах располагаются все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а так же коробки с природным и бросовым материалом. Каждый ребенок имеет возможность подойти к ним и сразу же начать действовать.

Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию и общения с ребенком является непременным условием развития творческих способностей детей.

Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразий окружающего мира.

Впереди много планов и замыслов и я убеждена, что художественно – эстетическое развитие имеет решающее значение в развитии личности ребенка в целом: уверенности в себе, любви к искусству, гордости за родную культуру.

МОДУЛЬ 4

Работа с родителями

Цель:

1. Донести до родителей важность и необходимость формирования у детей эстетического отношения к миру и развития художественных способностей;

2. Установить с родителями тесный контакт по взаимодействию по решению данных задач;

3. Разнообразить формы совместной деятельности.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с ДОУ и с воспитателями.

Результаты анкетирования родителей «Дети и искусство» помогло выявить интересы родителей, их представления о процессе художественно – эстетического развития детей.

Результаты показали, что 50% опрошенных родителей понимают значение творческой деятельности для общего развития ребенка. 45% - активно помогают ему в развитии его творческих способностей. 30% - посещают выставки и музеи. 40% - необходима консультативная помощь по развитию творческих способностей детей.

Все это помогло спланировать дальнейшую работу по художественно – эстетическому направлению.

Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей наиболее эффективными формами общения стали:

• Семинар – практикум «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования», как средства обучения родителей конкретными приемами и методам развития изобразительной деятельности детей;

• Беседа за круглым столом «Знакомим детей с изобразительным искусством» помогла обсудить проблемы роли в семье в эстетическом развитии детей. Где в непринужденной обстановке родители поделились своими мыслями, личным опытом семейного воспитания, были активными участниками обсуждения возникающих проблем;

• Индивидуальные беседы, консультации «Какую роль играют книги, музыка в эстетическом воспитании», «Рисуем гуашью» помогли родителям понять как через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.

Немаловажную роль в повышении уровня в педагогической культуре родителей и семейного воспитания детей сыграли наглядно – информационные формы работы. Ответы на интересующие вопросы родители могли найти в папках – передвижках: «Натюрморт как жанр живописи», «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью».

В содержании папки включала конкретные памятки, рекомендации, советы родителям.

Особое место во взаимодействии с родителями нашей группы имела организация выставок детского изобразительного творчества «Золотая осень», «Ах лето, лето», «Полянки с цветами».

По откликам родителей наибольший интерес вызвало создание совместных выставок по темам: «Зимние забавы», «Удивительные животные – динозавры» - это сблизило поколение (родителей и детей, укрепило детско – родительское отношение.

Традиционными в ДОУ стали «Дни открытых дверей», где они наблюдали совместную деятельность и занятия по изобразительному искусству. Такое «погружение» в жизнь дошкольного учреждения помогает родителям понять особенности воспитания и обучение детей в детском саду, иначе взглянуть на ребенка, проникнуть в его интересы и потребности, проанализировать собственные методы и приемы воспитания.

Родители с большим удовольствием посещали все мероприятия, проявляли интерес к жизни детей в группе, к формированию личности ребенка, его внутреннего мира, отношений к окружающим.

МОДУЛЬ 5

Результативность

Старший дошкольный возраст – ответственный период в жизни каждого ребенка.

В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения; развивается самостоятельность, инициатива, что способствует развитию творческой активности.

Создание развивающей среды и условий для художественно – продуктивной деятельности, планирование обучающих занятий, наблюдений, работы с «палочкой красоты»; поиск и отбор эффективных методов и приемов, применение их на практике с детьми, все это дало положительные результаты в работе по развитию детского изобразительного творчества.

В процессе художественно – эстетического развития заметно вырос уровень представлений детей о произведении живописи. Это выразилось в их ответах по содержанию картины, умение определять настроение, чувства, раскрывать содержание и образ выразительно – изобразительными средствами.

Замысел рисунков стал более интересным и разнообразным. Дети самостоятельно и творчески раскрывают тему в рисунках.

70% детей при создании сюжета передают смысловые связи между объектами, используя, передний и задний план. Умеют создавать выразительный образ и передавать свое отношение к изображаемому.

Совершенствуется умение передавать цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому на картине. Дети осваивают свойства цвета и активно их используют.

65% детей экспериментируют с цветом для получения новых цветов и оттенков, овладевают приемами наложения краски на краску, осваивают приемы рисования простым карандашом, угольным, пастельным, восковыми, цветными мелками. Активно используют творческий замысел в создании эскиза, наброска карандашом.

Владеют разнообразной техникой рисования, приемами работы с различными материалами.

У детей наблюдается проявление самостоятельного устойчивого интереса к природе.

Коллективная художественная деятельность сформировала положительную мотивацию к ней и углубила интерес к творчеству; раскрыла индивидуальность детей, корректирует межличностные отношения.

Совместная деятельность объединила детей и взрослых, способствовала установлению между ними творческих контактов, созданию радостной атмосферы, что благоприятно сказалось на эстетическом и нравственном воспитании дошкольника.

В будущем продолжу работу по развитию художественно – эстетического восприятия художественного мира; развитию у детей художественного вкуса; по ознакомлению старших дошкольников с живописью; по композиционному построению рисунка.

Все это поможет увлечь, заинтересовать искусством и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

Литература

1. Галанов А. С. и другие «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».

2. Грибовская А. А. «Народное искусство и детское творчество».

3. Грибовская А. А. «Ознакомление дошкольников по изобразительному искусству».

4. Доронова Т. Н., В. В. Гербова и другие «Радуга», программа.

5. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».

6. Доронова Т. Н., Е. В. Соловьева и другие «Дошкольные учреждения и семья».

7. Зверева О. Л., Т. В. Кротова, «Родительское собрание в ДОУ».

8. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».

9. Комарова Т. С., М. Б. Зацепина «Художественная культура».

10. Комарова Т. С., А. И. Совенков «Коллективное творчество дошкольников».

11. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Приложение к опыту работы на тему: «Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности».

Утро радостных встреч

Сентябрь

1. Посиделки у бабушки Арины (потешки)

2. Прослушивание в грамзаписи Чайковского «Времена года»

3. Путешествие в страну сказок по А. С. Пушкину

4. Рассматривание красиво цветущие осенние цветы

Октябрь

1. Знакомство с народным промыслом (дымковская игрушка)

2. Встреча с Незнайкой по произведениям Н. Носова

3. Посиделки у бабушки Арины (загадки)

4. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Ноябрь

1. Литературный калейдоскоп

2. Мое настроение (рисуем под музыку)

3. Посиделки у бабушки Арины (русские сказки)

4. Настольный театр «Красная шапочка»

Декабрь

1. Литературный калейдоскоп

2. Знакомство с художниками книжной графики

3. Беседа о Новом годе

4. Знакомство с Тверской игрушкой

Январь

1. Придумывание сказок вместе с детьми

2. Прослушивание произведений Чайковского «Времена года»

3. Чтение любимых сказок

Февраль

1. Встреча с интересными людьми

2. Знакомство с живописью – натюрморт

3. Познавательное сообщение (Мы их знаем)

4. Рассматривание картин Е. И. Волошина «Лук» и другие

Март

1. Рассматривание картин И. И. Левитана «Март»

2. Знакомство с народным промыслом (Хохлома)

3. Познавательное сообщение о животных

4. Прослушивание в грамзаписи «Кошкин дом»

Апрель

1. Чудеса в мастерской (изготовление поделок)

2. Встреча с интересными людьми

3. Познавательное сообщение о растениях

4. Знакомство с художниками книжной графики

Май

1. Посиделки у бабушки Арины (фольклор)

2. Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

3. Беседа «Что подарит лето»

4. Литературный калейдоскоп

По ознакомлению с искусством (полочка красоты)

Сентябрь

1. Осенний букет (цветов, листьев)

2-3. Хохломская роспись

4. Красивое яблоко

Октябрь

1. Осенняя композиция

2-3. Городецкая роспись по дереву

4. Рассматривание картин И. И. Левитана «Золотая осень»

Ноябрь

1. Красивая вазочка

2. Дымковская игрушка (барышня)

3. Малая скульптура (олень)

4. Книжная графика (Е. Чарушин)

Декабрь

1-2. Забавные птицы (дымковская игрушка)

3. Рассматривание картины И. Репина «Яблоки»

4. Книжная графика (Ю. Васнецов)

Январь

1. Тверская игрушка (матрешка)

2. Малая скульптура (клоун)

3. Рассматривание картины И. Хруцкий «Натюрморт с грибами»

Февраль

1. Тверская игрушка (глиняные свистульки)

2. Книжная графика Е. Рачеева

3. Народная вышивка города Торжка

4. Знакомство с картинами К. Ф. Юона

Март

1. Жостовские подносы

2-3. Этот волшебный завиток (хохломская игрушка)

4. Знакомство с портретной живописью

Апрель

1. Малая скульптура (девушка пляшет)

2. Книжная графика В. Сутеева

3. Дымковская игрушка

4. Веточка вербы

Май

1. Рассматривание картины П. Кончаловского «Сирень белая и розовая»

2-3. Декоративная посуда

4. Одуванчик

Перспективное планирование по кружковой работы старшей группы

Сентябрь

1. «Собака со щенятами» (лепка сюжетная)

2. «Цветные ладошки» (аппликация с элементами рисования)

3. «Деревья в нашем парке» (рисование по представлению)

4. «Наш пруд» (лепка сюжетная коллективная)

Октябрь

1. «Осенние листья» (рисование с натуры)

2. «Осенний натюрморт» (коллективная аппликация)

3. «Кто под дождиком промок» (лепка сюжетная)

4. «Осенние картины» (аппликация из осенних листьев)

Ноябрь

1. «Чудесное превращение кляксы» (рисование)

2. «Золотые березы» (аппликация обрывная с элементами рисования)

3. «Пернатые, мохнатые, колючие… » (лепка)

4. «Зайчишка – храбришка и трусишка» (рисование)

Декабрь

1. «Снежный кролик» (лепка)

2. «Белая береза под моим окном» (рисование с элементами аппликации)

3. «Снегири и яблочки» (моделирование игрушек из ваты и бумаги)

4. «Ёлочка – красавица» (рисование с элементами аппликации)

Январь

1. «Заснеженный дом» (аппликация с элементами рисования)

2. «Зимние забавы» (лепка сюжетная)

3. «Веселый клоун» (рисование)

Февраль

1. «Муравьишки в муравейнике» (лепка из бумажной массы)

2. «Папин портрет» (рисование)

3. «Милой мамочки портрет» рисование)

4. «Весенний букет» (аппликация коллективная)

Март

1. «Наша группа» (рисование)

2. «Весенний ковер» (лепка)

3. «Весеннее небо» (рисование в технике «по мокрому»)

4. «Нежные подснежники» (аппликация с элементами рисования)

Апрель

1. «По морям, по волнам» (рисование с элементами аппликации)

2. «Плавают по морю киты и кашалоты» (лепка коллективная)

3. «Море» (аппликация)

4. «Заморский натюрморт» (аппликация)

Май

1. «Зеленый май» (рисование)

2. «Цветы луговые» (аппликация)

3. «Мы на лугу ходили» (лепка)

4. «Нарядные бабочки» (аппликация)

www.maam.ru

Педагогический проект Художественно— эстетическое развитие детей старшего дошкольного воспитания в процессе игры

Введение

«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед

детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовной мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период, по определению Л. С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка». Современные достижения теории и практики в области художественно-эстетического образования отражают различные направления развития у дошкольников эстетического восприятия действительности, способности художественного видения мира, приобщения к миру искусства и развитие художественно-творческих способностей.

Теоретические основы художественно-эстетического образования дошкольников представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований Н. А. Ветлугиной, Т. Н. Дороновой, Г. Г. Григорьевой, Е. А. Дубровской, С. А. Козловой, Т. С. Комаровой, Е. М. Торшиловой, Т. Фокиной и др. В работах этих авторов определены задачи художественно-эстетического образования старших дошкольников.

Исследования В. Н. Аванесовой, З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгера, М. И. Волошиной, Е. И. Тихеевой, Д. Б. Эльконина и др. раскрывают роль дидактических игр в образовании и воспитании детей дошкольного возраста. Эти авторы подчеркивают педагогическую ценность дидактических игр, которая состоит в том, что они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний.

Художественно-эстетическое образование дошкольников имеет познавательную, эмоционально-мотивационную и деятельную, творческую созидательную направленность. Результат этого образования – художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое не ограничивается только созерцательной задачей, а формирует способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества. Дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:

1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении ;

2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и другое, ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3) делать первичные обобщения, группировать предметы по группам по общим свойствам;

4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и так далее).

Дидактические игры и упражнения могут выполнять ещё одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использование детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного восприятия.

Осуществление этих функций, особенно функции учебной, требующей системы и последовательности в предъявлении детям обучающих задач, во многом зависит от того, насколько правильно и полно будут использованы возможности дидактических игр и упражнений.

Дидактический смысл игр и упражнений как раз заключается в том, что ребёнок получает возможность действовать САМ, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практичных усилий. В этих условиях тот материал, с которым работают дети, свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания.

Заключение

Использование дидактических игр в образовательном процессе старших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство дидактическими играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками и их родителями, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. Роль дидактических игр в художественно-эстетическом образовании старших дошкольников состоит в том, что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических умений.

На основе рекомендаций Н. А. Ветлугиной и А. Г. Гогоберидзе и в соответствии со структурой художественно-эстетической деятельности были определены критерии и показатели художественно-эстетического развития старших дошкольников.

На основе критериев и показателей были определены уровни художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и проведена диагностика.

На основе выявленных данных, была разработана технология по художественно-эстетическому развитию детей с помощью специально подобранных и систематизированных дидактических игр.

Основная цель разработанной технологии – художественно-эстетическое развитие детей средствами дидактических игр.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовала активному участию детей в этих играх. Это позволило развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда, стимулировало способность каждого ребенка к осмыслению чувства прекрасного. Дети научились высказывать эстетические суждения и давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства, овладели техниками ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.

www.maam.ru

Педагогический проект «Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников средствами кружка «Музыкальная фантазия»

План проекта

1. Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта… стр. 3

2. Выявление проблемы… .стр. 4

3. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей …. стр. 5

4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта…. стр. 6- 9

5. Предполагаемые результаты… стр. 10

6. Заключение… стр. 11

7. Список литературы…. стр. 12

Сугробы в сумерки упали,

На окнах выткана парча.

Рисуя тени на рояле,

Играет пламенем свеча.

В уютной комнате все вместе

При этом маленьком огне

Тихонько петь мы будем песни

И сказки слушать в тишине…

(А. Н. Майков)

Актуальность

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (смыслового, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной и музыкальной) .

Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств с помощью объединяющего начала – художественного слова. Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Выявление проблемы

Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Р. М. Чумичевой и других представлены показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т. С. Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Противоречие

Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства, в том числе средствами искусства живописи.

Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей

Цель.

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ музыкальной, художественной и эстетической культуры.

Задачи.

• обеспечить эмоционально-психологическое благополучие и здоровье детей;

• формировать музыкально-эстетическое сознание у детей старшего дошкольного возраста;

• способствовать накоплению ребёнком опыта восприятия искусства;

• обогащать словарь детей;

• развивать творческое воображение и ассоциативное мышление;

• активизировать проявления творчества;

• развивать коммуникативность.

Стратегия, методы и механизм реализации проекта

Тип проекта: творческо-информационный, долгосрочный, групповой.

Срок реализации: Программа рассчитана на два года обучения (дети от 5до 7 лет) Она предполагает проведение одного занятия во вторую половину дня. Продолжительность занятия:

Старшая группа – 25 мин.

Подготовительная группа – 30 мин.

Участники: Дети, родители (законные представители, музыкальный руководитель, воспитатель.

Количество участников: 10 детей старшего дошкольного возраста и их родители.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год:

вводный – в сентябре

итоговый – в мае

Данная программа включает в себя перспективное планирование по блокам:

блок 1 – настроения и чувства в музыке

блок 2 – музыка о животных и птицах

блок 3 – природа и музыка

блок 4 – сказка в музыке

блок 5 – музыкальные инструменты

блок 6 – песня, танец, марш

Средства обучения

• Музыкальный центр

• СD - R диски с музыкальными произведениями

• Кассеты с классической музыкой

• Проектор и экран

• Слайды и картины

• Музыкально – дидактические игры:

«Солнышко и дождик»

«Три настроения»

«Что делают в домике»

Средства реализации проекта

1. Импровизации музыкальных движений и образов под музыку

2. Разговоры и беседы

3. Прослушивание классических произведений

4. Вовлечение ребенка в сюжетно-ролевые игры

5. Использование фольклора

6. Элементы театрализованной деятельности

7. Игры-упражнения, игры-инсценировки

8. Создание детских альбомов с рисунками «Музыкальная фантазия»

Дети слушают музыку, читают стихи и рассматривают картины, отражают свои впечатления в рисунках.

Диагностический инструментарий: диагностика по программе «Детство» научный редактор А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская.

Мониторинг художественно-эстетического воспитания детей осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей и анализа участия детей в кружке художественно-эстетического направления «Музыкальная фантазия», отзывов родителей, бесед.

Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по моему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.

Предполагаемые результаты

• Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.

• Развитое образное мышление и творческое воображение.

• Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.

• Получение первого опыта самооценки.

• Творческое самовыражение воспитанников.

• Повышение уровня художественно-эстетического воспитания детей

Заключение

Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Работа по проекту поможет развить кругозор детей, эстетическую восприимчивость. Подборка материала на развитие художественно-эстетических способностей, даст возможность развивать у детей фантазию и воображение. Дети получат возможность почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, обретут уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Прикреплённые файлы:

foto-prezentacija-dlja-kruzhka-fantazija_i8tg6.ppt | 8476,5 Кб | Скачан: 142
www.maam.ru

Диагностика освоения старшими дошкольниками изобразительного искусства - Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников - Педагогика - Test.ru

Страница 1

Построению оптимального процесса художественно-эстетического развития детей во многом способствует изучение особенностей художественно-эстетического опыта воспитанников. Это обеспечивает соотнесение поставленных целей выбранной программы с возможностями детей группы и внесение необходимых корректив в педагогический процесс.

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического развития дошкольников (на материале освоения изобразительного искусства) .

Задачи диагностики связаны с выявлением особенностей проявления эстетического отношения у детей дошкольного возраста к предметам изобразительного искусства – пейзаж, натюрморт, портрет.

Способы обработки и анализа материалов.

Все данные, полученные в результате проведённой диагностики были зафиксированы в таблице, где:

Н – низкий уровень (синий)

ребёнок не интересуется и не любит заниматься художественной деятельностью;

не знает и не называет жанры изобразительного искусства – портрет, пейзаж, натюрморт;

не проявляет интереса при рассматривании эстетически привлекательных объектов;

не отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах) ;

не реагирует на проявление эстетического характера (красоту) ;

не наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

не использует в речи слова – эстетические категории, эстетические оценки;

не использует образные сравнения при рассматривании предметов;

не выражает собственного мнения по отношению к произведениям изобразительного искусства.

С – средний уровень (зелёный)

ребёнок проявляет незначительный интерес к занятиям художественной деятельностью;

знания о жанрах изобразительного искусства сформированы недостаточно;

бегло рассматривает эстетически привлекательные объекты;

частично отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах) ;

недостаточно эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту) ;

наблюдаются незначительные позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

частично использует в речи слова – эстетические категории, эстетические оценки;

частично использует образные сравнения при рассматривании предметов;

испытывает затруднения при выражении собственного мнения.

В-высокий (красный)

ребёнок интересуется и любит заниматься художественной деятельностью: в самостоятельной и совместной деятельности часто рисует;

знает и называет жанры изобразительного искусства – портрет, пейзаж, натюрморт;

продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объекты – «созерцание», повторное рассматривание;

отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах) ;

эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту) ;

наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

использует в речи слова – эстетические категории, эстетические оценки, формулирует эстетические суждения;

использует образные сравнения при рассматривании предметов;

выражает собственного мнения и проявляет отношение («Я думаю художник неспроста так нарисовал», «Я бы здесь жил и любовался», «очень люблю такие красивые картинки») ;

Ссылка на источник www.edutower.ru

Проект "Управление художественно-эстетическим развитием дошкольников на основе создания эстетической развивающей среды" - Мои файлы - Каталог файлов - детский сад "Снежинка" город Карасук

Краткая аннотация

Врамках модернизации образования возрастает проблема повышения мотивации в обучении искусству, обретения воспитанниками прочного интереса к познавательной деятельности и глубокой внутренней потребности к самосовершенствованию. Поэтому, управление художественно - эстетическим развитием должно строиться на основе создания предметно - развивающей среды.

Гуманистическая педагогика рассматривает определенные условия, при которых обеспечивается самоценность дошкольного детства, проявление потенциальных возможностей творческого развития личности. К ним относятся, прежде всего, среда развития и воспитания ребенка.

Данный проект представляется элементом системы художественно-эстетического воспитания дошкольников посредством деятельности коллектива МБДОУ, родителей его воспитанников, окружающего социума, позволяющей сделать реальные шаги к обновлению содержания образования и воспитания в ДОУ, созданию современной эстетической развивающей среды.

Актуальность проекта

В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:

1. Адекватно воспринимать визуальный мир информации.

2. Ориентироваться в окружающем предметном мире и мире природы.

3. Осознавать и осваивать окружающий мир избирательно, уметь адаптировать его к себе.

Другой не менее важной составляющей воспитания является формирование у детей художественного вкуса ( зрительского, слухового) , умения общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно - пространственную художественную среду. В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития детей в ДОУ;

Цель проекта: Ввести в практику МБДОУ модель управления художественно-эстетическим развитием дошкольников через создание эстетической развивающей среды. Повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников МБДОУ №7 "Снежинка". Разработать модель управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию на основе создания эстетически развивающей среды с учетом возможностей педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа

Задачи:

1. Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

2. Определить и разработать, структуру эстетической развивающей среды,модель организации работы по формированию художественно-эстетического развития воспитанников,механизмы включения педагогов в процесс управления ДОУ,

3. Апробировать созданные модели в ДОУ.

4. Изучить состояние художественно-эстетического развития воспитанников в МБДОУ, социальный заказ родителей, возможности окружающего социума.

5. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Ожидаемый результат:

1. Создание развивающей среды с учетом требований современного дизайна, соответствующей статусу ДОУ.

2. Создание научно-методической и материально-технической базы в ДОУ.

3. Повышение профессиональной компетенции педагогов, включенность в инновационную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении.

4. Повышение уровня художественно-эстетического развития детей.

5. Повышение рейтинга ДОУ в районе.

6. Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг художественно-эстетического цикла.

7. Совершенствование материально-технического, методического, дидактического обеспечения воспитательной системы.

8. Создание образа дошкольного образовательного учреждения и образа выпускника, соответствующего статусу ДОУ и реализуемой в нем воспитательной системе.

Особенностью проекта является то, что для реализации вводимых изменений требуются совместные усилия воспитателей, младших воспитателей, специалистов, родителей. Поэтому так важно ввести в практику управления МБДОУ модель управления художественно-эстетическим развитием дошкольников и формировать профессиональную компетентность педагогов в данной области.

Проект обеспечивает круг потребителей в лице педагогов ДОУ разных типов, где есть материальная база в полном объеме или в усеченном варианте.

Этапы эксперимента.

Первый этап: (февраль2012г. - апрель 2012г.)

1. Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

2. Разработка системы работы: изучение научно - методической литературы, формулирование целей и задач, определение форм и методов работы, критериев оценки.

Второй этап: (март 2012г. - сентябрь 2012г.)

1. Провести диагностическое исследование развивающей среды и художественно-эстетического развития дошкольников.

2. Проанализировать полученные данные.

3. Выявить и продемонстрировать проблемы.

4. Создать творческую группу.

6. Сформировать методическую базу.

7. Разработать модель по формированию художественно-эстетического развития детей.

8. Внедрение и экспертиза программы, вовлечение в работу родителей воспитанников, анализ результатов реализации проекта в экспериментальной и контрольной группах, корректировка программы работы.

Третий этап: (сентябрь 2012г. -май 2014г.)

1. Внедрение системы работы по художественному творчеству в процессе социализации в практику ДОУ, анализ результатов работы, формулирование выводов.

2. Провести повторную диагностику художественно-эстетического развития дошкольников.

3. Диагностика компетенции педагогов.

Критерии и показатели эффективности проекта.

Проект можно считать успешным, если каждым членом педагогического коллектива будет освоена модель организации эстетической развивающей среды и осмыслена ее сущность как условия художественно-эстетического развития детей.

Показатели:

1. Создан информационно-методический банк по проблеме.

2. Создана материально-техническая база.

3. Спланирована работа всего педагогического коллектива по данной модели.

Результаты проекта

Повышение эффективности исследовательской и методической работы

Пакет нормативно-правовых документов.

Материалы (рекомендации) работы Методического объединения по данной теме.

Разработка инструментария:

- измерения уровня художественно - эстетического развития воспитанников;

- состояния эстетической развивающей среды.

Подробней sneg-kar.ucoz.ru

ЗАДАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С целью проверки уровня художественного развития в изобразительной деятельности предлагается выполнить следующие задания.

1. Задание по восприятию искусства

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравится, сказать, что особенно в ней понравилось. Предложить придумать название картине (это задание для детей 4-6 лет) .

Для младших дошкольников даются два изделия (дымковская игрушка и хохломская посуда) и предлагается выбрать изделие, которое более нравится (красота узора, цвет, элементы) .

2. Задание по рисованию (исполнительство и творчество)

- Предложить детям нарисовать, как они представляют, рисунок на тему "Я и моя семья". Они могут выбрать материалы: карандаши, фломастеры, краски. Дать им альбомный лист.

- Другое задание по рисованию - "Чем я люблю заниматься". Каждый ребенок нарисует то, что он любит делать.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественно-образную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития

Высокий уровень (3 балла)- дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень (2 балла)- в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети недостаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.

Низкий уровень (1 балл)- дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

АНКЕТА

ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ

1. Фамилия, имя ребенка, возраст. _____________________________________________________________________________

2. Состав семьи (отец, мать, братья, сестры - их возраст) . _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Профессия родителей. _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Проявляют ли родители интерес к искусству (каким видам) ? ______________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каким видом художественной деятельности любят заниматься? (рисованием, лепкой, аппликацией, вышиванием, резьбой по дереву и т.д.) . _____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Привлекаются ли дети к занятиям совместно со взрослыми, и в чем проявляется их участие? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

7. Художественные впечатления ребенка: что смотрит по телевидению и слушает по радио, сколько раз в неделю; бывает ли в театре, что предпочитает из зрелищ, показывают ли взрослые члены семьи пример детям?_________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Содержание художественной деятельности: читает ли стихи, рассказывает ли сказки, танцует, поет, рисует, разыгрывает спектакль с игрушками. Участвуют ли взрослые в этом процессе? ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

9. Условия: наличие оборудования, пособий для художественной деятельности: есть ли телевизор, радио, видеомагнитофон, какие есть книги, видеокассеты, театральные игрушки, детские музыкальные инструменты? ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Есть ли место для занятий ребенка любимым видом художественной деятельности? Какое участие принимают в организации художественной деятельности ребенка родители и другие члены семьи? _________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ

Ф. И. О. ____________________________________________________________________

1. Указать образование и стаж работы. _________________________________________

2. Считаете ли вы необходимым ознакомить детей с изобразительным и декоративно-прикладным искусством? ____________________________________________________

3. Почему нужно знакомить детей с изобразительным искусством?_________________ __________________________________________________________________________

4. Какое отношение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству? _____________________________________________________________________________

5. Какие качества личности можно формировать в процессе приобщения детей к искусству? ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

6. Какие формы ознакомления с искусством вы считаете наиболее целесообразными?

_____________________________________________________________________________

7. Какой уровень анализа ребенком произведения искусства? _________________________

8. С какими видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства знакомы дети? ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

9. Какую роспись дети узнают и предпочитают в своем творчестве? ___________________ _____________________________________________________________________________

10. Что по-вашему влияет на эстетическое воспитание детей? ________________________ _____________________________________________________________________________

11. Какие виды работ находят место в творчестве детей под влиянием искусства?

_____________________________________________________________________________

12. Практикуете ли вы в группе художественную деятельность по интересам?

_____________________________________________________________________________

13. Какой вид декоративно-прикладного искусства вам больше всего нравится?

_____________________________________________________________________________

14. Любите ли вы рисовать, лепить, делать аппликации из разных материалов?

_____________________________________________________________________________

15. Чему вы хотели еще научиться, какие техники освоить? __________________________ _____________________________________________________________________________

16. Ваши предложения по улучшению методической и предметной среды в организации художественной деятельности в детском саду. _____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По теме:

Источник nsportal.ru

1Вопросы для повторения

Инструкция: Например, ребенку демонстрируется изображение…, предлагается ответить на вопросы….

Критерии оценки.

Уровни.

Тематика «Я в музее» (варианты: «Я иду в музей») , или «Я играю на компьютере» (тему можно скорректировать подл возраст) .

Вопросы по рисунку и опыту (можно спроектировать н6а основе материалов 3х томника по «Диагностике») . – 4-7 вопросов, направленных на выявление опыта детей посещения музея, впечтаелнеий, понимания правил и т.п.

Составляют коллекцию детских работ по теме:

«Я иду в музей» (варианты: Я играю на компьютере», для младших _ «Я!») .

Нужно: 1 предложить 3-5 лдетям выполнить работу по теме (не подсказывать) как нарисуют.

Проанализировать работы по основным средствам вырезительности.

  1. Анализируют одну из образовательных программ – раздел «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

По следующим критериям: Задачи работы.

Особенности содержания (разделы, их взаимосвязь, доступность, ориетированность на возрастные возможности, многообразие содержания)

Соотнесенность разделов по развитию восприятия и деятельности.

Представленность интеграции с другими разделами, средствами развития (например математического, музыкального и т.п.)

В межсессионный период студенты ИЗУЧАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО следующие вопросы:

1. Музейная педагогика. Для этого – знакомятся с презентацией по музейной педагогике. Выстраивают план ответа.

Во втором семестре – просматривают выданные программы по музейной педагогике.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

  1. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1997.

  2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Академия, 1999. –

  3. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. (Введение) .

  4. Теория и методика изобразительной деятельности / Под ред. В. Б. Косминской. – М.: Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985. Просвещение, 1985.

  5. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965.

  6. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956.

5 Флерина Е. А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // История дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. С. В. Лыков. - М.: Академия, 1999. - С.458-465.

Парциальные программы

  1. Воробьева Д. И. Гармония: интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. - СПб.: ЛОИУУ, 1995.

  2. Золочевский С. А. Какого цвета мир? Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет- М.: Аспект-пресс, 1994.

  3. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.) М., 2002.

  4. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2002.

  5. Копцева Т. А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа. М.,2001.

  6. Куревина О. А.. Селезнева Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей . М.,1999.

  7. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М.,1999.

  8. Ражников Б. Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей "Маленький Эмо"// Дошкольное воспитание.,1996,№9-с.58-65

  9. Торшилова Е. М. Программа "Шалун или мир дому твоему" и методика эстетического развития дошкольника – М., 1999.

1. Эстетическое воспитание1. понимается как целенаправленный, систематический процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты.

художественное воспитание22. 2 2 трактуется как воспитание средствами искусства.

Художественно образование– процесс освоения личностью совокупности знаний, умений, навыков, формирование мировоззренческих установок в области искусства и художественно творчества.

художественно-эстетическое развитие33 как процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становления и совершенствования эстетического сознания, отношения и эстетической деятельности человека.

Эстетическое восприятие4 как сложный целенаправленный эмоционально окрашенный процесс отражения воспринимаемого объекта с позиции эстетического идеала, обладает рядом особенностей: оценочно, целостно (восприятие в единстве содержания и формы) , эмоционально, субъективно.

Художественное восприятие5 понимается как процесс узнавания, понимания, эмоционально-эстетической оценки художественного произведения.

Искусство– 6 специфическая особая форма общественного создания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из способов эстетического освоения мира, высшая форма эстетического отражения и познания мира в художественных образах, связано с трудом, бытом, познанием.

художественный образ,7 как форма отражения действительности в искусстве с позиции эстетического идеала; эстетическая категория, характеризующая особый, присущий только искусству способ и форму освоения и преображения действительности, в более частном случае - элемент, часть художественного произведения, способ бытия и воспроизведения особенной, художественной реальности.

Эстетические суждения8 рассматривают как умственный акт, реализующий отношение личности к конкретному эстетическому явлению (с разной степенью сложности, глубины – основанных на представлениях, эстетическом опыте) .

Эстетическая оценка99– целенаправленное отношение человека к определенному явлению или образу на основе его сопоставления с эстетическими нормативами, идеалами.

Высшим критерием эстетической оценки, предполагающим сопоставление явлений, социально обусловленное представлений личности о совершенстве, красоте, воспринимаемое как цель, имеющим побудительный характер – выступает эстетический идеал.

Эстетический интерес, 10 понимаемый как целенаправленность личности на эстетическую деятельность и характеризуемый широтой, глубиной, устойчивостью, и в дошкольном возрасте только закладываются его основы.

эстетического отношения к миру,11 которое в современных источниках рассматривается как метакатегория педагогики искусства, уникальный эмоционально-ценностный духовный феномен, универсальный способ взаимодействия, интегрирующий и гармонизирующий взаимосвязи человека с окружающей действительностью в целях создания целостной, личностно значимой эстетической картины мира (

Творчество12 как активный, созидательный процесс деятельности человека, направленный на познание и преобразование действительности, создающий новые оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.п., в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества.

«творческая активность ребенка» – является интегративным качеством личности, включающим мотивационный, процессуальный, результативный компонент, проявляющейся в разных видах художественной деятельности (Заплатина) .

Способности13. понимаются какиндивидуальные особенности личности, обеспечивающие сравнительную легкость и высокое качество овладения каким-либо деятельностью (Б. М. Теплов) , присущие всем и поддающиеся развитию.

Синтез искусств1141414 (перев.соединение, сочетание) понимается как «органическое соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека; единство художественных средств и образных элементов в различных искусствах» (Ю. П. Борев, М. С. Каган, Т. Г. Пеня, Б. П. Юсов, Р. М. Чумичева) .

  • Начертить «дерево идей» в области художественно-эстетического развития детей, указав временные рамки (этапы или примерные годы) , основные идейные ориентиры (проблема соотношения «творчество-обучение», «развитие способностей», вопросы приобщения детей к искусству, проблемы музейной педагогики) .
  1. Соотношение социальных и биологических факторов в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

  1. Доступно ли искусство дошкольникам?: за и против.

Задачи художественно- эстетического развития

  1. Активизация и развитие эмоционального откликана проявления красоты в окружающем мире, изображение его в произведениях искусства и собственных творческих работах (эстетических эмоций и чувств) , развитиехудожественно-эстетического восприятия.

  2. Создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе обогащение иначальное обобщение представленийоб искусстве, эстетических категориях (на доступном уровне) .

  3. Способствование освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, сужденийотносительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ, становлению и проявлению у детейинтересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство иосваивать изобразительную деятельность посредством обогащения опыта посещения музеев, выставок, коллекционирования, творческих досугов, рукоделья, проектной деятельности, на их основе формированиеэмоционально-нравственных и эстетических ориентаций, подведение детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, и поддерживание проявления ценностного отношения к национальному и мировому культурному наследию (на посильном уровне) .

  4. Стимулирование самостоятельного проявления эстетическогоотношения к окружающему мирув разнообразных ситуациях(повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу) и по отношению к разным объектам (произведениям искусства, объектам природы, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям) .

5. Развитиеизобразительной деятельности.

Современные технологии художественно-эстетического развития и воспитания детей проектируютсяна следующихпринципах, которые ярко отражают методические ориентиры: принцип комплексного подхода к эстетическом и целостному развитию, связи искусства и науки, преемственности прогрессивных элементов культуры (формирование понимания связей между развитием традиций) , полихудожественного и интегратвиного подхода, учета географических, исторических, культурологических факторов, эстетизации всей жизни детей, единства обучения и самостоятельного художественного творчества детей (соотношения «обучения» (освоения способов деятельности) и самостоятельного поиска и самодеятельности детей) , раскрытие детской личности в разнообразных формах и видах детской деятельности (Б. П. Юсов) . Выделяют также принципы – «методические рекомендации»: «педагогической драматургии» (создание ситуаций уподобления) , целостности и неспешности эмоционального освоения материала (освоение через погружение) , постоянства связи с жизнью (привлечение личного опыта, поисковой деятельности, взаимодействий с родителями, внесение созданных детьми работ в пространство класса или группы) , опоры на апогей явления в искусстве, единства формы и содержания в процессе обучения, создание потребности в приобретении знаний и умений (Б. М. Неменский) 1.

1Неменский Б. М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. – Стр. 195-202.

Соседние файлы в папке изоозо_1

  • #

Материал www.StudFiles.ru

Другие статьи по теме:

  • Изобразительное искусство в развитии дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...

  • Актуальные проблемы здоровья и физического развития дошкольников

    Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технолог...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие сенсорных способностей дошкольников

    Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста при помощи игровых ситуаций Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних с...

  • Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности «Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности» Каждый год в...

  • Комарова т с развитие художественных способностей дошкольников

    Опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя...

  • Комплексный подход к развитию личности дошкольника

    Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для р...

  • Развитие художественно творческих способностей дошкольников

    Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев...

  • Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...

  • Развития младших дошкольников в дидактических играх

    Роль дидактических игр в развитии дошкольника Консультация на тему: «Роль дидактических игр в развитии дошкольника». Совсем недавно я услышала притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, н...

  • Развитие творческой активности дошкольников

    Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому....