Диагностика развития мелкой моторики у дошкольников

«Формирование мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности»

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Таким образом, проблема формирования мелкой моторики пальцев рук является актуальной.

Проблема развития мелкой моторики у детей 5 – 7 лет с ЗПР психолого-педагогической литературе.

У большинства детей дошкольного возраста с ЗПР специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 5-6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Особенности развития мелкой моторики у детей 5 – 7 лет с ЗПР

Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма.

Обнаруживаются неточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений, например попеременного сгибания в кулак и распрямления пальцев рук или сгибания большого пальца при одновременном распрямлении остальных пальцев той же руки. При выполнении произвольных движений, у детей часто проявляется излишнее напряжение мышц, а иногда и подергивания.

Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем — в трудностях овладения письмом.

Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. В таких случаях письмо ребенка отличается не только плохой каллиграфией, но и неправильным воспроизведением графического образа букв.

Таким образом, даже при отсутствии грубых моторных и сенсорных нарушений нестабильность психического тонуса и функциональная незрелость каждого из звеньев сложной многокомпонентной функции препятствуют автоматизации всех школьных навыков, прежде всего письма и чтения.

Двигательные способности детей являются частью общих способностей, существуют во взаимосвязи и взаимодействии с другими сторонами развития ребёнка, что определяет необходимость коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений у детей с ЗПР.

Мониторинг сформированности мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР.

Первичная диагностика проводится в период с 1 – 15 сентября по следующим направлениям:

1.Наблюдение (проводилось наблюдение за детьми: на занятиях по лепке, по аппликации. Проходила беседа с родителями о том, как умеет ли ребенок держать правильно карандаш, умеет ли завязывать шнурки, если он не умеет то почему? Какие проблемы лежат в их основе.)

2.Анализ продуктов деятельности (были проанализированы работы детей по обрывной аппликации, по лепке, пластилинография (детям дается картинка, они берут пластилин и размазывают его по картинке, детям предлагалась рисовать на листе бумаге гуашью не кисточками, а пальцами).

3. Для обследования состояния мелкой моторики были предложены следующие задания (Данные задании были взяты из разных методик для обследования уровня развития мелкой моторики у детей и адаптированы для детей 5 – 7 лет с ЗПР) .

Детям были предложены задания.

«Пальчики здороваются» — попеременноё касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

«Играем на пианино» — держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1 - 2, 1 - 3, 1 - 4, 1 - 5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.

«Птички клюют» — держа руку с карандашом на столе на локте, по команде быстро поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. Диаметр круга 10 см.

Ребенку дается пакет с пуговицами, надо отделить мелкие от более крупных, а потом нанизать их на шнурок.

- уверенно, достаточно быстро, движения четкие (+)

- очень медленно, неловко( -)

Попросить ребенка взять указательным и большим пальцами правой и левой руки карандаш и покрутить его. Это же упражнение проделать со средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцами

- получается, карандаш не падает (+)

- не получается (-)

Попросить ребенка зашнуровать (завязать) свои ботинки.

- получается, карандаш не падает (+)

- не получается (-)

Обработка результатов:

1 уровень (низкий уровень развития мелкой моторики) – если из шести заданий ребенок набрал только 2 «плюса».

2 уровень (средний) – от 2 до 4 «плюсов»

3 уровень (высокий) – если ребенок набрал 5-6 «плюсов».

Предложенные упражнения могут быть использованы не только для диагностики, но и для развития ловкости, подвижности кисти и пальцев рук, они развивают координацию движений, зрительно-моторную координацию, раскрепощают ребенка, развивают речь, внимание, мышление, дают полноценный отдых ребенку.

Так как точно координировать движение пальцев, кисти, всей руки помогает также рисование, штриховка (параллельными, волнистыми, круговыми линиями, раскрашивание, работа с трафаретами, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом усложненных, игры с мелкими предметами (мозаика, конструирование, моделирование, плетение, шитье и т. д., во второй половине дня для детей были созданы условия для перечисленных выше занятий и игр.

На основе результатов диагностики нами была разработана система упражнений по целенаправленному и систематическому развитию мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с ЗПР в процессе воспитания и обучения. Система упражнений предполагала:

развитие пальцев рук, ладони и кисти

развитие свободного движения руки

Анализ результатов

Условные обозначения: «+» - задание выполнено верно,

«-» - задание выполнено неверно.

Уровни:

1 уровень (низкий уровень развития мелкой моторики) – если из шести заданий ребенок сделал только 1-2 задания.

2 уровень (средний) – от 2 до 4 заданий.

3 уровень (высокий) – если ребенок набрал 5-6 заданий.

Из таблицы видно, что у 8 человек группы низкий уровень развития мелкой моторики и у 2 – средний. Высокого уровня развития мелкой моторики нет ни у кого.

Таким образом, результаты исследования убеждают в необходимости целенаправленного систематического развития мелкой моторики у детей 5 – 7 лет с ЗПР.

www.maam.ru

Рабочая программа по развитию мелкой моторики у дошкольников подготовительной группы

Цель программы:

• Разработать систему упражнений для развития мелкой моторики, совершенствовать зрительное восприятие и зрительную память детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Развитие речи, увеличение словарного запаса дошкольников.

• Развитие умения производить точные движения карандашом, кистью и пальцами рук.

• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

• Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.

• Формирование навыков исполнительского мастерства.

• Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.

• Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Содержание

I этап: диагностический

• диагностируется уровень развития мелкой моторики

IIэтап: коррекционный.

Программа предусматривает работу по четырем блокам:

• речь с движением;

• веселые игры;

• скоро в школу;

• диагностика.

1. Речь с движением.

Этот блок включает следующие темы:

- Весёлые пальчики.

-Игры с прищепками.

-Работа с бумагой в технике "Оригами".

2. Веселые игры.

Этот блок включает следующие темы:

- лепка;

- рисование (работа с трафаретами, штампами, нетрадиционное рисование) ;

-поделки из природного материала;

-игры со счетными палочками;

-игры с крупой, бусами, орехами, карандашом;

-игры с пуговицами;

-игры с песком.

3. Скоро в школу.

Этот блок включает следующие темы:

-Знакомство с тетрадью.

-Графические диктанты.

-Ориентировка в пространстве листа.

-Копирование (по точкам, на кальку, по образцу) .

4. Диагностика.

Этот блок включает следующие темы:

1. Критерии оценки уровня подготовленности детей к овладению навыком письма.

2. Содержание и методика диагностик (методика "Домик", методика "Дорожки", монометрический тест, графический диктант) .

Диагностика развития мелкой моторики проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Результаты обследования фиксируются в картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Работа с родителями.

Этот блок включает следующее:

1. Родительские собрания

2. Практические рекомендации

3. Анкетирование

4. Консультации, наглядная информация

5. Вечера досугов

6. Дни открытых дверей.

7. Мастер-классы.

Настоящая программа предусматривает обучение детей 6-7 лет. Срок реализации программы – 1 учебный год. Работа по данной программе предусмотрена в различных видах деятельности по тематическим неделям – ежедневно на занятиях по культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительному искусству, конструированию, в разных режимных моментах (утром, на прогулке, во вторую половину дня и т. д.) . Занятия проводятся в группах (15 человек) и индивидуально.

Календарно – тематический план. (На первое полугодие)

В начале учебного года – МОНИТОРИНГ

Тема «Мой любимый детский сад»

Сентябрь 1-2 недели

1. Пальчиковая гимнастика: «Дружба» «Выучим названия пальчиков» «Встали пальчики».

2. «Фигурки из палочек» (качели) .

3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик) .

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек» (выбрать на ощупь из Зх игрушек одну нужную) .

5. «Дорисуй узор» (Лабиринт, знакомство с клеткой, что лишнее) .

Тема «Игры и игрушки»

Сентябрь 3 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Игрушки в корзине», «Игрушки», «Шарик».

2. Игры с пуговицами.

3. Игра «Волшебный сундучок».

4. Игра с грецкими орехами «Не урони».

5. Дорисуй узор. (Штриховка, лабиринт) .

Тема «Овощи»

Сентябрь 4 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты», «Хозяйка», «Овощи».

2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей) .

3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу) .

4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.

5. Дорисуй узор. (Найди и назови, Четвертый лишний) .

Тема «Фруктовый рай»

Октябрь 1 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Фрукты», «Апельсин», «В сад за сливами».

2. Фигурки из палочек.

3. Игра с чечевицей (сливы) .

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти банан».

5. Лепка.

6. Дорисуй узор. (Нарисуй, Расскажи где)

Тема «В царстве грибов и ягод»

Октябрь 2 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Ягоды», «Грибы», «Собираем ягоды»

2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк) .

3. Игра с перловкой (грибы) .

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов».

5. Игы с прищепками.

6. Дорисуй узор. (Лабиринт, Назови соседей) .

Тема «Осенние странички»

Октябрь 3 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «В школу», «Осень», «Осенний букет», «Вышел дождик погулять»

2. Фигурки из палочек

3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)

4. Самомассаж с шариками.

5. Ниткография (осенние деревья) .

6. Дорисуй узор.

Тема «Одежда, обувь, головные уборы»

Ноябрь 2 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Рубашка», «Обувь», «Волшебные шапочки», «Не плачь куколка моя»

2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками, резинками.

3. Плетение узора из разноцветных шнурков.

4. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)

5. Оригами – гол. убор.

6. Дорисуй узор. (Четвертый лишний, Нарисуй)

Тема «Я человек»

Ноябрь 3 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Мальчик - пальчик», «Детки».

2. Фигурки из геометрических фигур (человечек) .

3. Аппликация из сухих листьев.

4. Самомассаж с шариками.

5. Игры с крышками.

6. Дорисуй узор. (2 одинаковых, дорисуй)

Тема «Моя семья – мое богатство»

Ноябрь 4 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «За работу », «Дом», «Моя семья», «Кто приехал»

2. Фигурки из палочек (рожица, очки) .

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)

4. Бусы в подарок маме из комков бумаги.

5. Игра «Волшебный сундучок».

6. Дорисуй узор. (Раскрась, дорисуй)

Тема «Посмотри, как хорош, дом, в котором ты живешь»

Декабрь 1неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Часы», «Пылесос»

2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор)

3. Игра с волчками (конкурс)

4. Попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо)

5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Тема «Такая разная посуда»

Декабрь 2неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Помощники» «Мамина каша», «Братцы».

2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)

3. Ласковые пальчики «Чудесный мешочек»

4. Игра с крупой «Золушка»

5. Лепка «Посуда»

6. Дорисуй узор.

Тема «Пришла волшебница зима»

Декабрь 3неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Хлоп», «Андрюшка», «Мороз»

2. Игра: «Разложи льдинки по формочкам»

3. Работа с ватой (снежные сугробы)

4. «Снежинки». Вырезывание из бумажных салфеток.

5. Дорисуй узор.

Тема «Новый год у ворот»

Декабрь 4неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Подарки», «Ёлочка», «Наряжаем елочку».

2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

3. Обрывание (игрушки для ёлочки)

4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

5. Дорисуй картинку.

Литература

1. Журнал «Дошкольное воспитание» архив номеров 2007г.

2. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений 2012;Айрис-Пресс.

3. Новикова Л. В «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»;http://dohcolonoc.ru

4. Справочник старшего воспитателя. Журнал для работников ДОУ, архив номеров с 2010-2014г.

5. Федина О. В. Готовимся к обучению письму. Рисуем по образцу; 2010; Просвещение.

www.maam.ru

Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

1. Анализ ситуации

2. Проблема (цель, задачи, участники)

3. Планируемые результаты

4. Система работы

5. Диагностический инструментарий

6. Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов

7. Список используемых источников

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Внедряемый проект долгосрочный, реализуется в рамках ДОУ с июля по декабрь 2012 г.

«Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

И. М. Сеченов

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Из этого следует, что с первого года жизни ребенка мелкая моторика имеет большое значение для развития мышления. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи, т. к. центры в коре головного мозга, отвечающие за речь, расположены близко к центрам, отвечающим за движении пальцев. Поэтому ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики имеет хорошую память, внимательность, связную речь. Также это способствует дальнейшему формированию навыков письма.

Взаимосвязь общей и речевой моторики была изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как ИП. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной практической педагогике – разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М. С. Воронцова, И. Светлова, дидактические игры с предметами (М. Павлова. В. В. Цвынтарный) .

Содержание образовательной области «коммуникация» по ФГТ направлено на достижение целей овладения конструктивными способностями и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение одной из задач: развитие произносительной стороны речи. Но в коррекционной группе детей старшего возраста решение этой задачи связано с определенными трудностями - слабое развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому для успешного решения данной проблемы возникла необходимость создания этого проекта.

Работая в группе с детьми с нарушением речи, я обратила внимание на то, что пальчики детей малоподвижные, напряженные. Это проявлялось в том, что многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, неправильно держат карандаши и кисть и т. д.

Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

ПРОБЛЕМА

Сопоставляя все вышеперечисленное и результаты проведенной мной диагностики по определению уровня развития мелкой моторики руки у детей старшей группы, я определилась в направлении работы, целью которой стало развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности. В соответствии с целью были поставлены задачи:

- разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики рук;

- сформировать у детей практические навыки работы с различными материалами;

- содействовать развитию мелкой моторики рук, созидательному отношению к окружающему миру.

Участники проекта:

- логопед;

- воспитатель группы;

- дети старшей группы и родители.

Для решения задач и достижения поставленной цели мной были использованы следующие технологии:

- личностно-ориентированные;

- здоровьесберегающие.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Разработка комплекса мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики рук;

2. Формирование у детей практических навыков работы с различными материалами;

3. Содействие развитию мелкой моторики рук, созидательному отношению к окружающему миру.

СИСТЕМА РАБОТЫ

Этапы реализации:

1. Организационный:

- изучение психолого-педагогической методической литературы по теме проекта;

- подбор диагностического материала;

- разработка комплексов пальчиковой гимнастики;

- анкетирование родителей;

- сбор природного и бросового материала с помощью родителей.

2. Основной:

Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный за выполнение

Июль Групповая комната Диагностика по Л. А. Венгеру «Езда по дорожке», графический диктант Логопед, воспитатель

В течение всего проекта Групповая комната Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без («Капуста», «Дружные ребята», «В гости» и т. д.) Логопед, воспитатель

Июль Кабинет логопеда Консультация для родителей «Умные пальчики» Логопед

В течение всего проекта Массаж пальцев рук Медсестра, родители

Август Групповая комната Аппликация («Цветы») Воспитатель

Сентябрь Музыкальный зал Пальчиковый театр Муз. работник, воспитатель

В течение всего проекта Групповая комната Игры-шнуровки («Укрась елочку», «Собери домик», «Одень девочку») Логопед, воспитатель

В течение всего проекта Групповая комната Игра с крупой (манкой) («Нарисуй снеговика», «Солнышко», «Домик») Воспитатель

В течение всего проекта Групповая комната Выкладывание фигур с помощью нанизанных бусин Воспитатель

В течение всего проекта Групповая комната Игры с конструктором и мелкой мозаикой Воспитатель

В течение всего проекта Групповая комната Упражнения с прищепками («Прикрепи луч к солнцу, иголки к ежику, травку к земле») Воспитатель

Сентябрь Групповая комната Аппликация («Грибы на поляне») Воспитатель

В течение всего проекта Групповая комната Работа с раскрасками Воспитатель, родители

Октябрь Групповая комната Тестопластика («Корзина с фруктами») Воспитатель

В течение всего проекта Групповая комната Составление из разных круп и семян изображений на пластилиновой основе Воспитатель

Ноябрь Музыкальный зал Рисование нетрадиционным способом («Таинственные отпечатки») Муз. работник, воспитатель

Ноябрь Групповая комната Аппликация («Три медведя») Воспитатель

Ноябрь-декабрь Групповая комната Графический диктант («Рисование по клеточкам») Воспитатель

Декабрь Групповая комната Тестопластика («Елочки») Воспитатель

Декабрь Приемная Выставка творческих работ для родителей Воспитатель

Декабрь Групповая комната Итоговая диагностика Воспитатель, логопед

3. Заключительный:

- открытый показ комплекса пальчиковой гимнастики и нетрадиционных методов массажа для воспитателей ДОУ и родителей;

- составление картотеки игр на развитие мелкой моторики пальцев рук;

- разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Показателем эффективности проекта являются:

- проведение итоговых мероприятий - сенсорных праздников совместно с родителями («Чудо-бумага», «Праздник круп») ;

- создание мастерской «Очумелые ручки» (обучение тестопластике) .

Для проведения диагностики до проекта и по его завершению я использовала следующие методики:

- «езда по дорожке» (по Л. А. Венгеру) ;

- графический диктант.

Результаты диагностики уровня сформированности навыков развития мелкой моторики рук у детей старшей группы по состоянию на июль 2012 г. (начало проекта) и на декабрь 2012 г. (окончание проекта) представлены на рисунке 1:

Рис. 1

Сравнивая показатели, можно сделать выводы, что процент детей, у которых слабо развита мелкая моторика пальцев рук, снизился, и в связи с этим стала проявляться положительная динамика в речевом развитии детей.

В ходе работы над проектом:

1. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики рук

2. Систематизирован материал по развитию мелкой моторики рук (игры, упражнения)

3. Подобраны диагностики по определению уровня развития мелкой моторики рук

Таким образом, в результате проведенной работы был сделан вывод, что целенаправленная, планомерная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук во взаимодействии с родителями способствует формированию умственных способностей и положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга.

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для реализации данного проекта были соблюдены следующие условия:

1. Наличие кадровых ресурсов (логопед, воспитатель, медсестра)

2. Материальные ресурсы (групповая комната, логопедический кабинет, кабинет медсестры, музыкальный зал)

3. Учебно-методические ресурсы (методическая литература, раздаточный материал, природный бросовый материал игровой материал)

4. Технические ресурсы (магнитофон)

5. Информационные ресурсы (выход в сеть Интернет)

6. Организационные условия (совместная деятельность родителей и воспитателей)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аксенова М. Н. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. [Текст]/М. Н. Аксенова//Дошкольное воспитание. – 2007. - №8. – С. 62.

2. Безруких М. М. Тренируем пальчики. [Текст]/М. М. Безруких. – М. : Дрофа, 2000. – 183 с.

3. Белая А. Е. Пальчиковые игры. [Текст]/А. Е. Белая. – М. : Астрель, 2001. – 112 с.

4. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1986. – 533 с.

5. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. [Текст]/Е. М. Косинова. – М. : Олма-Пресс, 2001. – 243 с.

6. Комплексная диагностика дошкольников [Текст]/ сост. Н. И. Гуткина, Р. А. Кирьянова. Спб. : Конвенция, 2008. – 368 с.

7. Позднякова Я. Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики для детей 4-6 лет [Текст]: Пособие для детей, родителей и воспитателей/ Я. Ю. Позднякова. – Спб. : Литера, 2004. – 31 с. : ил.

www.maam.ru

Проект «Использование у дошкольников пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики»

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

В проведенных нами играх со звуковым сопровождением без использования предметов (приложение 3) рифмованные потешки или стишки формируют и совершенствуют чувство ритма, создают благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет все движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Подобные упражнения использовали как в разные режимные моменты, так и на занятиях, развлечениях. Примером может быть игра «Детки».

Указание: сожмите кулак (большой палец вверху) , выпрямите и широко

расставьте указательный и средний пальцы, поднимайте и опускайте руку в такт четверостишью, изображая как прыгают зайцы.

Правая рука: Маша скачет в травке

Во зеленой, во муравке.

Левая рука: Под ветвистою сосной

Скачет Танечка со мной.

Зная, что упражнения с различными предметами прекрасно развивают не только мелкую моторику, но и тактильные ощущения, мы подобрали упражнения с использованием различных предметов (приложение 4) и проводили их утром или вечером. Например, упражнение «Переполох»:

Делали «сухой бассейн» из фасоли. Дети перебирали ее руками и рассказывали стишок:

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Детям нравятся упражнения с прищепками:

Вот проснулся, встал гусенок,

Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне.

Пальчиковый театр имеет большое значение во всестороннем развитии ребенка. Он не только пробуждает творческую инициативу, но и способствует развитию речи, т.к. в театрализованных представлениях задействованы именно пальцы.

Поэтому мы подобрали несколько сценок, которые использовали в работе с детьми (приложение 5) . Наиболее подходит для этого вечерний отрезок времени. Мы также подключили родителей для обогащения уголка театрализованной деятельности.

Для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики большое значение имеет лепка. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев, поэтому в своей работе широко использовали занятия лепкой в свободной деятельности. С этой целью пополнили уголок по изодеятельности (приложение 6) .

Аппликация и поделки из бумаги прекрасно развивают мелкую моторику рук ребенка, знакомят с понятиями формы, размера, цвета, предметов, способствует развитию пространственного мышления и творческих способностей. Поэтому предлагали детям разные виды работы с бумагой (приложение 7) .

Известно, как детям дается трудно шнурование ботинок, плетение косичек, поэтому использовали в своей работе шнуровку и плетение, которые не только способствуют воспитанию самостоятельности детей, но и развивают мелкую моторику рук (приложение 8) .

Пальчиковую гимнастику использовали на разных видах занятий в качестве физкультминутки.

Например, на занятии по ознакомлению с окружающим на тему «Варим овощной суп» использовали пальчиковую гимнастику «Засолка капусты», на занятии по конструированию «Автобус для лесных зверят» предложили детям пальчиковую гимнастику «Зайка».

Скачет зайка косой («зайчик» правой рукой)

Под высокой сосной («дерево» правой рукой) ,

Под другою сосной («дерево» левой рукой)

Скачет зайка второй («зайчик» левой рукой) .

Старались подбирать пальчиковую гимнастику в соответствии с темой занятия. Так на занятии по развитию элементарных математических представлений наиболее уместной была потешка «Белка» (приложение 9) .

Пальчиковую гимнастику использовали также во время трудовой деятельности. Во время хозяйственно-бытового труда уместной была пальчиковая гимнастика «Ну-ка, братцы, за работу».

Ну-ка, братцы, за работу, покажи свою охоту.

Большому – дрова рубить, печи все тебе топить.

А тебе – воду носить. А тебе обед варить,

А малышке песни петь, да плясать,

Младших братьев забавлять.

Воспитатель и дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно

разгибают все пальцы.

В ходе физкультминуток детям предлагалось как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображали зайцев, собак, кошек, деревья и т. п. Такая необычная игровая деятельность вызывала у ребят ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

Это позволяло предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Мы с удовольствием отмечали и то, что разученные сценки-упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводили в самостоятельных играх.

Для индивидуальной работы с детьми использовали пальчиковые игры, позволяющие активизировать работу с детьми, добиваться более высоких результатов.

Для того чтобы работа проводилась эффективно нужно тесное взаимодействие с родителями, а для этого они должны быть ознакомлены с методикой проведения пальчиковых игр. С этой целью подготовили и провели консультирование на тему: «Влияние мелкой моторики на совершенствование речи детей», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры» (приложение 10) .

Изучив уровень развития звукопроизношения у детей, провели родительское собрание, на котором познакомили родителей с результатами проделанной работы. Нацелили родителей на то, что для того чтобы добиться положительных результатов, необходим тесный контакт с педагогами детского сада.

Итогом нашей работы стало то, что для педагогов ДОУ собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи детей при помощи пальчиковых игр и упражнений. Нами создана предметно-развивающая среда, в которую входят игры с мозаикой и конструктором, застежки, игры с бусами и прищепками, умные шнурочки, пальчиковые упражнения и игры, «веселый карандаш», уголок ряженья.

Сравнительный анализ результатов исследования

Проведя коррекционную работу по развитию мелкой моторики рук у детей экспериментальной группы, провели повторное исследование развития мелкой моторики рук и звукопроизношения детей.

Повторив обследование мелкой моторики рук детей экспериментальной группы, получили следующие результаты:

Таблица 7

Обследование мелкой моторики рук детей ЭГ на контрольном этапе экспериментальной работы

№№ пп

Подробней dohcolonoc.ru

Диагностика мелкой моторики детей - Реферат | Litsoch.ru

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ.

В связи с важностью развития мелкой моторики остаётся актуален вопрос быстрого выявления уровня мелкой моторики на простых заданиях. В нашей стране 1923 году широкое распространение получил тест Н. Озерецкого. «Тесты оценки моторики» объединены в несколько групп по разным компонентам движения: статическая координация; динамическая координация; скорость движений; сила движений; сопровождающие движения.

Тесты разработаны как ориентир для диагностики психомоторного развития в соответствии возрастным нормам. Рассмотрим некоторые тесты для детей 4-8 лет. Это задания, выполнение которых требует участие тонких движений рук.

4 года.

«Статическая координация». Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

«Скорость движений». Укладывание монет в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов следует предупреждать о том, что уложить монеты необходимо с необходимой скоростью) . Для детей 5 лет.

«Динамическая координация». Испытуемому дают квадратный листок папиросной бумаги и предлагают как можно быстрее пальцами правой руки скатать его в шарик.

«Скорость движения». Укладывание спичек в коробку.

6 лет.

«Статическая координация». Начертание вертикальных линий.

7 лет.

Тест «Лабиринт». Перед испытуемым, который сидит за столом, кладут два лабиринта, правой рукой испытуемый берет заточенный карандаш и по звуковому сигналу начинает вести карандашом непрерывную линию, пока не дойдет до выхода из лабиринта.

Тест на раскладывание карт.

8 лет.

На поочередное прикосновение кончиком большого пальца поочередно к кончикам других пальцев той же руки, начиная с мизинца.

В последнее десятилетие возобновляются попытки создания батареи тестовых заданий по мелкой моторики в качестве одного из разделов так называемых карт индивидуального двигательного развития. В числе таких заданий - выполнение предметных и орудийных действий, в овладении которыми, на той или иной возрастной ступени, свидетельствует о соответствии установленных норм психофизиологического развития.

Так в «Дневнике воспитателя» представлены тесты для детей дошкольного возраста, начиная с 3 лет, в числе которых задания на выявление развития мелкой моторики. Большинство заданий выполняются с предметами; выборочно используются тесты Н. Озерецкого.

Тестирование осуществляется индивидуально с каждым ребенком.

Для детей 3-4 лет. Перекладывание по одному мелких предметов (пуговицы, фишки, горошины) , поверхности стола в небольшую коробку.

Для детей 4-5 лет. Нанизывание бусин средней величины (или пуговицы) на толстую леску.

Для детей 5-6 лет. Вдеть шнурок в ботинок, зашнуровать крест на крест, завязать ботинок.

Для детей 6-7 лет. Прикасаться по очереди концом большого пальца к кончикам пальцев той же руки, начиная с мизинца, и потом - в обратном направлении;

выполнять в подвижном темпе, сначала для правой руки, потом для левой.

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Тем не менее, существуют и продолжают разрабатываться многочисленные пособия, рекомендующие развивать тонкую моторику малышей, на материале движений без предметов, в частности, с использованием народных потешек.

Это направление работы с детьми имеет глубокие корни в народной педагогике.

З. П. Васильцова дала характеристику народных потешек, как основы для пальчиковых игр.

Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них много ласкательных слов (пальчики, котик, личико) , обращений (солнышко, водичка, умой моё личико) . Часто они имеют диалогическую форму («ладушки», «мальчик-пальчик») . Некоторые построены по типу обращения («кисонька-мурысонька», «петушок, петушок») , сообщения.

В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, целенаправленностью рассказывания потешки, народные песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи.

Чтение потешек и народных песенок проводится в форме веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики в педагогической практики предлагается:

- мазайка (мелкая и крупная) , пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков и т.д.;

- наборы пористых губок для тренировки мускулатуры кисти руки;

- цветные клубочки ниток для перематывания;

- пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок и т.п.;

- пособие «шнуровка»;

- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия «узнавание на ощупь»;

- нанизывание бус;

- лепка из глины и пластилина;

К 5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани.

Особую роль в развитии ручной умелости играет способность уверенно пользоваться ножницами. Изготовление поделок из бумаги так же является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук.

Как мы видим, в педагогике предлагается широкий выбор деятельности по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

Кроме этого детям предлагаются игры на пальцах, театр пальчиков, где движения являются доступными для детей, очень увлекательными и дети получают от них удовольствие - это является хорошим средством для развития движений пальцев рук. У игр с пальцами есть и другое преимущество: они помогают в обучении, помогают развить чувство ритма, воображение.

Сохранить в соц. сетях:

Ссылка на источник www.litsoch.ru

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста | Открытый класс

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возрастаРазмещено: Ольга Гончаренко - вс, 24/11/2013 - 10:14 Данные об авторе другой тип Краткое описание ресурса:

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Исследование моторики позволит составить план по работе над развитием и совершенствованием мелкой мотрики у детей с учетом их возраста.

Диагностика развития мелкой моторики рук.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.

Диагностики для младшего дошкольного возраста.

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза" То же левой рукой.

Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: · с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"· открыть глаза - повтор движений.

Перенос позы с выключением зрительного анализатора: · Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза") .

Оценка результатов с точки зрения психологии. 1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается) Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная.

2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально. Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения. 3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует.

Оценка: односторонняя пространственная агнозия. 4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений. Оценка: инертность движений (лобные доли) . 5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие) .

Оценка: нарушение кинестетической основы движения

Оценка результата воспитателем.

( + ) - 0 баллов - ребенок не справился с заданием.

( - ) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

( =) - 1 балл - ребенок справился с заданием.

Ученые Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Задания для детей 3 - 4 лет:

1. Пальчик с носиком здороваются. После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха) , это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. Уложи монеты в коробку.На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. Нарисуй пальцами кружочки.В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях) .

Оценка-вывод.Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки) . Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Задание для детей 4 - 5 лет.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • ? «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх) ;
  • ? «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони) ;
  • ? «Флажок» (четыре пальца - указательный, средний, безымянный и мизинец - вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе) ;
  • ? «Вилка» (вытянуть вверх три пальца - указательный, средний и безымянный - расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони) .

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок.

Подробней www.openclass.ru

Реферат: "Развитие мелкой моторики у дошкольников и его диагностика"

^ Наверх

Выдержка из работы

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту .

Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.

Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некотоых основных двигательных качеств.

Общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука зрение, зрение слух, рука зрение слух, слух речь и др.) , способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь) .

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

В области психологии вопросами формирования и развития мелкой моторики и грамматического строя речи занимались такие авторы, как: А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. И. Попова, Ф. А. Сохин, Д. Б. Эльконин и др.

Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Целью работы является изучение развития мелкой моторики у дошкольников и методов его диагностики.

Задачи работы. Для достижения поставленной цели в работе решим следующие задачи:

1. на основе литературных данных рассмотрим развитие мелкой моторики у дошкольников;

2. рассмотрим некоторые методики диагностики мелкой моторики у дошкольников.

Подробней referat.bookap.info

Предварительный просмотр:

Методы диагностики состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Проблемами изучения мелкой моторики школьников в отечественной науке занимались многие исследователи (Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Л. Ф. Фомина, М. М. Кольцова, Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская и др.) . Рaзвитие мелкой моторики тесно cвязaно c рaзвитием познaвaтельной, волевой и эмоционaльной cфер пcихики.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Вместе с тем, качественные изменение контингента обучающихся, увеличение доли детей, испытывающих значительные трудности в процессе обучения даже в рамках программ школ рекомендованного им вида, делает возвращение к вопросам изучения мелкой моторики актуальным аспектом современных исследований.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость (Эльконин 1989) .

А. Р. Лурия отмечал, что развитие мелкой моторики младших школьников, тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка (Лурия 1970) .

Развитие познавательных способностей происходит в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, являются условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Эльконин 1989) .

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Мелкая моторика - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.

Важно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация) , воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь младших школьников потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

С развитием мелкой моторики также тесно связано развитие речи. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.) . Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности (Эльконин 1989) .

Н. А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. (Берштейн 1966)

Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М. С. Воронцова, С. В. Светлова и др.) , автодидактические игры с предметами (Н. Н. Павлова, В. В. Цвынтарный) .

Уровень рaзвития мелкой моторики – один из покaзaтелей интеллектуaльной готовноcти ребенка к школьному обучению (Воронкова 1994) . Обычно ребенок, имеющий выcокий уровень рaзвития мелкой моторики, умеет логичеcки рaccуждaть, у него доcтaточно рaзвиты пaмять, внимaние, cвязнaя речь. Учителя отмечaют, что первоклaccники чacто иcпытывaют cерьезные трудноcти c овлaдением нaвыком пиcьмa.

Пиcьмо – это cложный нaвык, включaющий выполнение тонких координировaнных движений руки. Техникa пиcьмa требует cлaженной рaботы мелких мышц киcти и вcей руки, a тaкже хорошо рaзвитого зрительного воcприятия и произвольного внимaния (Петрова, Белякова 2002) . От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Неподготовленноcть к пиcьму, недоcтaточное рaзвитие мелкой моторики, зрительного воcприятия, внимaния может привеcти к возникновению негaтивного отношения к учебе, тревожного cоcтояния ребенкa в школе. Поэтому в дошкольном возрacте вaжно рaзвить мехaнизмы, необходимые для овлaдения пиcьмом, cоздaть уcловия для нaкопления ребенком двигaтельного и прaктичеcкого опытa, рaзвития нaвыков ручной умелоcти. Но в дошкольном возрacте вaжнa именно подготовкa к пиcьму, a не обучение ему, что чacто приводит к формировaнию непрaвильной техники пиcьмa.

В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностике её развития.

Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик.

В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:

1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Методика «Полоски»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии.

Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута) .

Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».

Оценка:3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк) .

2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк) .

1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк) .

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Дорожки»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Мячики»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю.

Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.

2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю) .

1 балл – 3 и более ошибок.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Лес»

Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – 1–2 раза сошел с линии.

2 балла – 3–4 раза сошел с линии.

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Узоры»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».

Оценка:

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме: