Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Критерии оценки монологической речи

Уровень

выполнения

задания Пересказ Рассказ по серии сюжетных картинок Рассказ - описание Продолжение рассказа

хороший

(4 балла) Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последователь-ность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами- эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей). В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета

(напр., от описания основных свойств - к второстепенным и др.) . Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами, используются различные средства словесной характеристики предмета

(определения, сравнения и др.) . Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу, доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.

удовлетворительный

(3 балла)

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы) . Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку) . Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности, смысловая незавершенность одной-двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.

Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.

недостаточный

(2 балла)

Используются повторные наводящие воп-росы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.

Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

Рассказ составлен с помощью отдельных побуждаю-щих и наводящих вопросов, недостаточно информативен - в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

низкий

(1 балл)

Пересказ составлен по наводящим вопросам, Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Рассказ составлен с помощью наводяших вопросов, Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно. Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, "схематичен"; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Одна (две) композиционные части рассказа-сообщения отсутствует (или не завершена). Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

Задание 1. Пересказ прослушанного текста.

Цель: выявление умений старших дошкольников с заиканием составлять логически завершенный рассказ с опорой на память.

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

«Сел дед пить чай. «Дед! И мне чаю дай». – «Вот тебе, внук, чай. Пей, на себя не лей».

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Цель: выявление умений старших дошкольников с заиканием составлять логически завершенный рассказ с опорой на наглядный материал.

Оборудование: Серии сюжетных картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Задание 3. Составление рассказа - описания «Моя любимая игрушка»

Цель: выявление умений старших дошкольников с заиканием составлять логически завершенный рассказ с опорой на собственный опыт.

Оборудование: Наборы игрушек.

Инструкция: посмотри, какие у меня игрушки, а у тебя есть любимая игрушка? Расскажи мне о ней.

Задание 4. Продолжение рассказа «За что я люблю лето»

Цель: выявление умений старших дошкольников с заиканием составлять логически завершенный рассказ с опорой на воображение.

Инструкция: "Я начну рассказ, а ты закончи. Я люблю лето, потому что вся природа цветет и благоухает. Мне нравится шелест деревьев, когда налетает легкий ветер, нравится многоцветье лугов. "

Оценка:

Высокий уровень - 16-14 баллов

Средний уровень - 13-8 баллов

Низкий уровень - 7-4 балла

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

Цели:

1. коррекционно—образовательная: учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;

2. коррекционно—развивающие:

• развивать у детей умение распространять предложения определениями;

• развивать мыслительную деятельность;

• расширять знания детей по теме;

3. коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, костюмы медведя и мужика.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Отгадай загадку»

Он и в дождик, он и в зной

Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет

Вот и завтрак, и обед. (Картофель)

Врос он в землю крепко.

Сидит на грядке колобок.

Круглый бок, желтый бок.

Что же это? (Репка)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

2. Объявление темы.

Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

3. Чтение сказки с последующим обсуждением.

Что посеял мужик?

Почему ему пришлось делиться с медведем?

Когда мужик собрал урожай репы?

Как он разделил урожай? Почему?

Почему рассердился медведь на мужика?

Что посеял на следующий год мужик?

Как поступил медведь?

Кто выиграл в этот раз? Почему?

Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

4. Игра «Отгадай по вкусу».

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор — он вкусный, сладкий и полезный». И т. д.

5. Физкультминутка «Урожай».

В огород пойдем, Урожай соберем. Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками — три раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернемся по дорожке. (Н. Нищева) Шаги на месте.

6. Повторное чтение с установкой на пересказ.

7. Пересказ текста детьми.

После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.

Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь — маску, мужик — кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.

8. Итог занятия.

Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

Кто главные герои?

О каком овоще говорилось в сказке?

www.maam.ru

Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Актуальность:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей дошкольного возраста. Мною были изучены известные методики работы по использованию устного народного творчества, приемы и формы работы, которые предлагались Ю. Г. Илларионовой, Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, С. С. Бухвостовой, О. С. Ушаковой, А. П. Усовой, А. Я Мацкевич, В. В. Шевченко и др.

С помощью произведений устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Цель работы: повышение уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста, с помощью использования произведений устного народного творчества.

Задачи:

1. Формировать у детей навыки художественно-речевой деятельности с помощью произведений устного народного творчества.

2. Развивать у детей способность воспринимать и понимать литературный материал, основанный на произведениях устного народного творчества.

3. Формировать у детей представления о различных формах устного народного творчества.

4. Пополнять и обогащать словарь эпитетами, сравнениями, названиями предметов быта и т. д.

5. Расширять элементарные представления воспитанников о жизни русского народа и его культурного наследия.

6. Воспитывать интерес и любовь к русскому фольклору.

Формы работы с детьми:

• Беседы;

• Занятия на основе метода интеграции;

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;

• Экскурсии;

• Дидактические игры;

• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

• Использование народных игр, в том числе хороводов.

Предполагаемый результат:

• Формирование у детей устойчивого интереса к истории и культуре русского народа;

• Наличие у детей представлений о различных формах устного народного творчества.

• Наличие у детей способности воспринимать и понимать литературный материал, основанный на произведениях устного народного творчества.

• Сформированность навыков художественно-речевой деятельности.

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста (на основе диагностики речевого развития О. Ушаковой, Е. Струниной) .

В ходе диагностики были исследованы следующие речевые умения:

• точно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях;

• понимать разные значения многозначного слова; самостоятельно подбирать синонимы и антонимы;

• уровень осознания смысловых отношений между словами;

• гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи;

• умение вычленять звуки в словах;

• уровень развития навыка речи – доказательства;

• уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения.

Критерии оценки уровня развития речевых умений:

Низкий уровень:

Ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово. Не может подобрать синонимы, антонимы. В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова. Не может определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно. Практически не знает пословиц, загадок.

Средний уровень: Ребёнок составляет предложение из двух слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. Речь чистая, правильная, ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Называет обобщающие слова, но не всегда правильно, исправляет при помощи взрослого. Может дать объяснение пословицы, но не совсем точно. Знает пословицы, потешки.

Высокий уровень: Ребёнок составляет предложение из трёх и более слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, передаёт содержание близко к тексту. Не имеет речевых ошибок. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Правильно поясняет значение пословицы, отгадывает загадки. Знает много пословиц, поговорок, потешек.

Итоги диагностики речевых умений детей старшего дошкольного возраста.

В конце учебного года после проведения работы по развитию речи детей средствами устного народного творчества были замечены такие изменения:

• у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2000.

2. Кандрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании старших дошкольников Воспитатель ДОУ. – 2011. - №2

3. Князева О. Л, Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-Пб. Детство- Пресс 2002 .

4. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - С-Пб. Детство-Пресс. 2001.

5. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1. осень – зима. Волгоград: Учитель, 2007

6. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 2. Весна. Волгоград: Учитель, 2009.

7. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники игры и забавы для детей. -М. ТЦ СФЕРА 1998.

8. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры – М: ЦГЛ, 2005.

9. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей Дошк. воспитание. -1990.-№7.

10. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми старшего возраста Дошк. воспитание. -1990.-№10.

11. Дошкольное воспитание - 2002 №1 стр. 28, №11 стр. 27.

www.maam.ru

Диагностическая карта речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Р Е Ч Е В А Я К А Р Т А

Дата обследования «___» ___ 20___ г.

1. Фамилия, имя ребенка ___

2. Дата рождения ___

3. Домашний адрес___

___

4. Жалобы родителей ___

5. Речевой анамнез (гуление, лепет, первые слова и предложения)

___

6. Состояние общей и мелкой моторики – в норме ; имеются нарушения.

Координация в норме. С нарушениями.

7. Слух - в норме; имеются нарушения

8. Общее развитие ребенка___

• в пределах возрастной нормы

• ниже возрастной нормы

9. Общее звучание речи

Темп – нормальный; очень быстрый; ускоренный; замедленный.

Голос – нормальный; тихий; крикливый; сиплый; немодулированный; назализованный.

Мелодико – интонационная сторона речи – выразительная речь; маловыразительная; монотонная.

10. Строение артикуляционного аппарата

Губы – норма; толстые; укороченные; расщелина верхней губы; послеоперационные рубцы.

Зубы – норма; редкие; мелкие; вне челюстной дуги; отсутствие верхних или нижних передних зубов. Прикус – норма; открытый передний; открытый боковой; прогнатия; прогения.

Язык – норма; толстый; маленький; напряженный; распластанный; длинный; узкий.

Небо – норма; высокое; плоское; чрезмерно узкое; низкое; расщелина твердого неба.

Солевация - присутствует; отсутствует.

11. Звукопроизношение

свистящие С, З, Ц, С, З -

шипящие Ш, Ж, Ч, Щ -

соноры Р, Р -

соноры Л, Л -

12. Слоговая структура слов

• Не нарушена.

• Нарушена.

Характер искажения: - сокращение числа слогов;

- добавление числа слогов;

- упрощение слогов;

- уподобление слогов;

- перестановка слогов и звуков.

13. Фонематические представления

а) выделение на слух заданного звука из звукового ряда (п – т – к – х)

слогового ряда (па – та – ка - ха)

б) различение на слух сходных звуков в парах звуков (п – б)

в парах слогов (па – ба)

в парах слов, картинок (почка – точка)

в) воспроизведение звукового ряда (б – п – б)

слогового ряда (ба – ба – па)

14. Звуковой анализ

а) выделение первого ударного гласного (утка, овощ, аист)

б) выделение последнего глухого согласного (суп, кот)

в) выделение первого согласного (дом, кот)

ВЫВОД: - нарушения отсутствуют;

- недоразвитие фонематического слуха;

- навыки звукового анализа и синтеза соответствуют возрасту;

- навыки звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно;

- грубое нарушение фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

15. Лексика

антонимы

детеныши животных

обобщающие понятия

Овощи ___фрукты___

Деревья___цветы___

Дикие животные___домаш. животные___

ВЫВОД: - активный словарь соответствует возрасту; ограничен; крайне беден; состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звукокомплексов.

16. Грамматический строй

а) предложения по картинке составляет

с данным словом составляет с помощью вопросов или по образцу

по опорным словам

б) падежные форм существительных выполняет

Им. пад. мн. число допускает ошибки

Род. пад. мн. число

в) словообразование

прилагательных от существительных (стекло)

существительных от прилагательных (кожаный)

существительных с уменьшительно – ласкательным значением

г) предлоги

ВЫВОД: - характер употребляемых предложений (наличие простых нераспространенных предложений; сложноподчиненных и сложносочиненных предложений) .

Практическими способами словообразования владеет; владеет недостаточно; не владеет.

Имеются нарушения согласования существительного и прилагательного в роде, числе, падеже.

17. Связная речь – логична, последовательна. Не логична, не последовательна. Выразительна, не выразительна. Пользуется простыми и распространенными предложениями. Затрудняется в составлении предложений.

Пересказ полный, близкий к тексту. Пересказ неполный. Рассказы по картинкам бедны.

18. Логопедическое заключение ___

Перспективный план коррекционной работы:

1. Работа над развитием артикуляционной моторики и дыхательной гимнастики

2. Коррекция фонетической стороны речи:

а) Постановка звуков:

свистящие

шипящие

соноры

б) Автоматизация каждого исправленного звука в словах, в слогах, в предложениях

в) Дифференциация звуков:

3. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения

4. Систематические упражнения на развитие мелкой моторики и психических процессов

5. Развитие связной выразительной речи, на базе правильно произносимых звуков.

___

Результат логопедической работы ___

Дата ___ Учитель-логопед___

www.maam.ru

Октябрь

1. «Что такое малые формы фольклора?»

Рассказать детям о фольклоре, какие бывают виды устного народного творчества. Уточнить представления о жанровых особенностях, назначении и употреблении в речи. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества.

Воспитывать интерес к народному творчеству. Знать русские традиции и культуру.

2. «Семь раз отмерь - один отрежь»

Познакомить детей с жанровыми особенностями пословицы и поговорки, их структурой, отличительными особенностями. Учить понимать значение жанров, улавливать как единичный, так и обобщенный смысл.

3. «Дождик, дождик, посильней!»

Познакомить с жанровыми особенностями закличек, дразнилок, потешек. Учить использовать их в собственной речи. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

4. «Путешествие в город загадок»

Формировать представление о жанре загадки, назначении загадок. Учить осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.

5. «Спи, моя радость»

Формировать знания детей о традициях русского народа. Развивать интерес к колыбельным песням, поддерживать положительное эмоциональное отношение к народному фольклору. Развивать навыки описательной речи.

Ноябрь

  1. Развлечение «Заходите, гости дорогие».

Уточнить представления детей о жанровых особенностях малых форм фольклора, их назначении. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи.

7. «Веселая ярмарка»

Уточнить знания о пословицах и узнать новые пословицы. Обогащать и уточнить словарь. Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы, рассуждать, строить предложения разной грамматической структуры.

Использовать средства выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания.

8. «Баю, баю, баю, бай!»

Активизировать в речи детей русские потешки. Развивать интерес к колыбельным песням. Развивать индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов) . Развивать умения образовывать однокоренные слова.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

9. Составление описательных загадок о предметах народного быта.

Учить пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, отгадывать и придумывать описательные загадки. Развивать умения строить высказывания соответственно теме, раскрывать тему, используя лексические, грамматические, интонационные средства выразительности для раскрытия образов, сюжета.

Декабрь

10. «Двое из ларца, одинаковых с лица»

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях. Познакомить с метафорической загадкой. Учить сравнивать состав похожих предметов, используя сравнение.

Развивать умение отражать в речи объекты в переносном смысле. Развивать навыки подбора логически точных образных выражений для обозначения наблюдаемого

11. Придумывание загадок о личностных качествах литературных героев (Рукодельница, Ленивица) из сказки «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского.

Обучать детей при составлении загадок использовать свои знания о трудолюбии и лености; помочь придумать загадки согласно модели. Развивать воображение и творческое мышление.

12. «Что за прелесть, эти сказки!»

Развивать творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, сюжетам, ситуациям, по названию сказки, по пословице, заданной теме. Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок.

Закрепить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, использовать в речи диалоги, инсценировать произведения. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

13. «Салат из сказок». Придумывание новой сказки с героями старых сказок.

Продолжать учить детей придумывать новую сказку с героями старых сказок, объединяя две сказки в одну с новым сюжетом. Развивать умение соблюдать структуру монолога (начало, середина, конец) , использовать разнообразные средства связи между предложениями и частями высказывания.

Январь

14. «Гуси-лебеди»

Познакомить детей с элементами быта наших предков, вызвать интерес к русским традициям; развивать умение отгадывать загадки, использовать в играх считалки.

15. «Это правда, или нет?»

Познакомить с жанровыми особенностями небылиц, перевертышей. Учить устанавливать простые закономерности, замечать неточности высказываний.

16. «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»

Познакомить детей с новым фольклорным жанром - потешками-небыличками. Привнести в занятие настроение веселья, балагурства. Используя прием ориентировочного подкрепления, а также художественной выразительности в исполнении фольклорного текста, дать детям почувствовать курьезность описываемой ситуации, ее юмористичность.

Февраль

17. Придумывание сказки «День рождения зайца» по плану

Учить детей последовательно, связно рассказывать придуманную сказку по предложенному воспитателем плану. Подвести к использованию сказочного зачина (жил-был) и концовки (вот и сказки конец, а кто слушал молодец) . Активировать в речи знакомые фразеологизмы, образные выражения (медведь-богатырь, лиса-затейница, ни в сказке сказать, ни пером описать, пир на весь мир) . Упражнять в использовании в речи сложных предложений. Учить распутывать предложения - небылицы, заменяя для этого необходимые слова (сказать об этом так, как бывает на самом деле) . Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

18. «Зимовье»

Учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

19. Развлечение «Масленица»

Приобщать детей к народным праздникам. Воспитывать интерес к событиям культурно – исторического календаря. Воспитывать заботливое, уважительное отношение к русской культуре.

20. «Огуречик, огуречик…»

Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства, шутливости.

Март

21. «При солнышке тепло, при матери добро»

Развивать умение подбирать малые формы фольклора в соответствии с заданной темой и использовать их в своей речи. Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей планов) .

22. Придумывание небылиц, игра – фантазирование по украинской народной сказке «Колосок»

Развивать умения детей составлять небылицы про мышат, рассказывать сказку «Колосок» наизнанку, где петушок ленивый, а мышата трудолюбивые, используя схемы – подсказки. Упражнять в составлении распространенных предложений.

Формировать умение находить смысловые несоответствия в тексте. Воспитывать интерес к народному фольклору.

23. «Пастушок» с использованием фольклорных произведений.

Расширить фольклорную тематику, закрепить знание знакомых текстов, обогатить новыми впечатлениями. Ввести новое слово "пастушок", объяснить его смысл.

24. Викторина «Потешная карусель»

Закрепить и систематизировать знания о малых формах фольклора. Активизировать в речи знакомые потешки, пословицы, загадки, небылицы.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

«Речевые игры детей старшего дошкольного возраста»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование) , сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок, а также разнообразные дидактические игры и упражнения.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

Остановимся на методике организации дидактических игр в разных возрастных группах.

-Игры детей от 5 до 6 лет.

Педагог, руководя играми воспитанников данного возраста, учитывает их возросшие особенности. В этом возрасте детям свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Дети 5-6 лет выполняют творческие задания с большим увлечением.

В играх детей важное место занимают мотивы соревнования, им предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении игровых задач.

При проведении самой игры роль воспитателя тоже меняется. Он четко знакомит детей с новой игрой, ее содержанием, правилами, действиями, уточняет их понимание играющими, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько ее правила усвоены. Затем предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Иногда он может ограничиться лишь объяснением правил игры до ее начала. Дети старшей группы могут действовать самостоятельно без участия воспитателя.

Это относится, в частности, ко многим настольно-печатным играм.

В играх детей старшей группы правила становятся сложнее, их больше и по количеству. Поэтому воспитатель, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность игровых действий.

Как закончить игру? (это важно учитывать для того, чтобы дети вновь проявили интерес к данной игре) Разыгрыванием фантов, чествованием победителей, сообщением о новом варианте знакомой игры и т.д.

В конце игры воспитатель обязательно оценивает правильное решение игровых задач и нравственный аспект игры, отмечает успехи детей и неудачи.

- Игры детей от 6 до 7 лет

Особенностями умственного развития детей 7-го года жизни являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения. Шестилетние дети проявляют интерес к учебной деятельности.

Руководя дидактическими играми детей 6 лет, воспитатель опирается на их возрастные особенности. Чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно изучать свои мысли, выразительно рассказывать.

Роль ведущего в играх детей 6-7 лет чаще поручается кому-либо из участвующих, они более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. Воспитатель следит за играющими, выступает в случае надобности в качестве советчика, справедливого судьи во время самостоятельной игровой деятельности детей.

Дети старшего возраста любят игры в небылицы. В процессе этих игр развивается связная, образная речь, юмор.

Перед тем, как проводить игру, воспитатель выясняет, знают ли дети, что такое небылицы, где они их слышали.

Когда дети научатся замечать небылицы, воспитатель читает им произведения с небылицами, знакомит их с занимательным содержанием.

При проведении игры следует брать не все произведение целиком, а лишь часть его. Первоначально отрывок может содержать 2-3 небылицы, а затем их может быть и больше.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида:

*игры с предметами (игрушками) ,

*настольно-печатные

* словесные игры.

Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий-жесткий, мокрый-сухой и т.д.) В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.

Часто эти игры мы используем на утреннем сборе: - «Соберем Машу в школу»

Дидактическая задача:

Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет, качество и его назначение; составлять связный рассказ, развивать внимание, мышление, память и речь.

Игровые действия.

Воспитатель раздает предметы в кругу, предлагает детям внимательно их рассмотреть и рассказать, что это и для чего используется. Из отдельных рассказов составляется общий. Игра проводится как соревнование между детьми, выявляется победитель.

Дидактическая задача: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать интонационную выразительность речи.

Оборудование: набор игрушек (6-8 шт.) , муляжи овощей и фруктов.

Игровые действия.

Выбрав одну игрушку, воспитатель предлагает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания дает воспитатель.

Затем описываются две игрушки одновременно (путем сравнения) . Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «ведущим».

Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.) .

- «Кто подойдет, пусть возьмет»

Дидактическая задача.

Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет, качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на улице, узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, мышление, память и речь.

Игровые правила.

По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается. Игровые действия.

Загадывание, отгадывание, поиск предметов.

Следующая группа игр: настольно – печатные.

Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры.

Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.

Роль взрослого в играх для детей 5-7 лет в основном сводится к объяснению правил игры. В этом возрасте дети уже могут действовать самостоятельно, без участия взрослого.

Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

- «Найди картинке место и расскажи»

Дидактическая задача.

Учить детей рассказывать сказку или рассказ, соблюдая последовательность происходящего на картинках , развивать внимание, мышление, память и речь.

Игровые правила. По содержанию картинок находить следующую.

Игровые действия.

Рассматривание картинок, поиск следующей по содержанию картинки.

- «Собери картинку»

Эта игра особенно нравится детям моей группы. Они сами подбирают понравившиеся картинки и подготавливают их для игры.

Дидактическая задача: учить детей из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учить последовательно, рассказывать сказку. Воспитывать внимание, усидчивость. Развивать речь, обогащать словарный запас.

Игровые действия:ребенку предлагается из частей собрать целое изображение сюжета сказки. Ребенок должен назвать сказку и действующие лица, а затем рассказать сказку.

- «Детки с ветки»

Дидактическая задача: выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь.

Оборудование: набор картинок, вымпел.

Игровые действия. Воспитатель раздает детям картинки (или развешивает их на доске) и предлагает рассказать, что на них изображено. Можно помочь рассказчику вопросами.

За лучший рассказ вручается вымпел.

Примечание. Во второй половине учебного года картинки раздаются по порядку детям одного ряда, и они составляют последовательный рассказ. Можно предложить составить рассказ по одной картинке нескольким

ребятам.

Дидактическая задача: упражнять в словообразовании, выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь.

Оборудование: набор картинок.

Воспитатель раздает детям картинки и предлагает рассказать, что на них изображено.

Предложить составить рассказ.

Следующая группа игр: словесные - этоигры для детей, построенные на словах и действиях играющих.

В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое.

В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д.

- «Подскажи словечко»

Дидактическая задача: выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь, память, мышление.

Игровые действия.

Ведущий начинает свой рассказ, останавливается, а следующий за ним ребенок должен продолжить связный рассказ.

- «Закончи предложение»

Дидактическая задача: научить использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.

Игровые действия.

-Закончи начатые мною предложения: Мальчик сначала подошёл к дому, а потом от него…(отошёл) . Утром ребята пошли в гости, а вечером…(ушли) . Мальчик вошёл в комнату, вскоре он- (вышел) . Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они…(перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не находили, а они…(выбежали) .

Придумайте короткий рассказ на тему «Лететь стрелой»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

  1. "Если бы я был волшебником, то ..."
  2. "Если бы я стал невидимым ..."
  3. "Если весна не наступит никогда...»

«Гуси – лебеди»

Дидактическая задача: выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь, память, мышление.

Игровые действия.

Выбирают волка и хозяина, все остальные игроки — гуси-лебеди. Хозяин становится по одну сторону игровой площадки, гуси-лебеди по другую, в середине — волк. А дальше в игре начинаются разговоры.

Обязательным компонентом дидактической игры являются правила.

Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия.

Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры.

Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

Опыт работы показал, что наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели, логопеды и родители действуют согласованно. Порой воспитателю необходимо убеждать родителей в том, что их роль в речевом развитии значима. Для решения этой проблемы один раз в месяц мы проводим «Игротеку» во второй половине дня.

Цель: закрепление полученных детьми умений. Мы приглашаем всех желающих членов семьи: мам, пап, сестер, бабушек и дедушек. Воспитатели знакомят их с различными речевыми дидактическими играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков, гости играют со своим ребенком и со всеми детьми группы, при желании вместе делаем атрибуты для игр. Мы рассказываем, как сделать игру и необходимые атрибуты. Понравившиеся игровые материалы берут для индивидуальной работы.

Мы предлагаем родителям игры для «Домашней Игротеки».

Игры, которые помогут Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом следует учитывать настроение Ребёнка, его возможности и способности.

Играть с Ребёнком на равных, поощрять его ответы, радоваться успехам и маленьким победам!

Предлагаем ввести в жизнь семьи традиционные игры.

* «Я дарю тебе словечко»Цель: расширить словарь ребенка, объяснить лексическое значение слов. Например, раз в неделю родители «дарят» ребенку новое для него слово и обязательно объясняют его значение. Самые разные слова:

«зимние» (снежная бахрома, полозья) ;«легкие» (пушинка, облачко) ; и т.д.

Подаренные слова дети «приносят» в группу и знакомят с ним других детей. А мы воспитатели записываем каждое слово и складываем в копилку.

Предлагаем для игры детям: по очереди дети достают бумажку, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

*"Автобиография".

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе:". (Лампочка) .

*"Волшебная цепочка".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д.

Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

*"Слова мячики".

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями.

Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

*"Если вдруг:"

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

•Все пуговицы;

Источник nsportal.ru

Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие д

Методика выявления особенностей развития связной речи

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(СНОСКА: Исследования Н. Г. Смольниковой и Е. А. Смирновой.)

Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. «Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную) , обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» (М. Р. Львов) .

Связная речь отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладения словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи. Овладение связной монологической речью происходит постепенно. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, действия, связи и отношения) , потребность в общении приводят к овладению разными типами речи — описанием, повествованием, рассуждением.

Описание рассматривается как речевое сообщение (текст) , в котором раскрываются в определенной последовательности признаки объекта. Описание имеет определенную языковую структуру. Повествование определяется как рассказ о действиях, поступках, событиях.

Композиция повествования опирается на хронологическую последовательность событий. Рассуждение — это логическое развитие темы. Структура иная: утверждение — доказательство — выводы.

Все типы речи требуют от говорящего владения общими умениями связной речи. Любое высказывание (монолог) требует развития следующих умений:

1) понимать тему;

2) собирать материал к высказыванию;

3) систематизировать материал;

5) строить высказывание в определенной композиционной форме;

6) выражать свои мысли правильно.

Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом речи. Овладение общими и конкретными умениями происходит постепенно. Начиная с младшего дошкольного возраста должна соблюдаться последовательность отработки отдельных умений. Вопросы диагностики речевого развития важны потому, что своевременное и правильное определение уровня связности речи (или другой стороны) позволит воспитателю правильно определить задачи и содержание работы,

из 273

Подробней pedlib.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста

    Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми ко...

  • Диагностика развития речи детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Основы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Методы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким...

  • Методика развития связной речи детей дошкольного возраста

    Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста. Часть 1 Консультация для воспитателей на тему: «Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста». Разработала воспитатель...

  • Задачи развития речи детей дошкольного возраста

    Педсовет «Проблемы развития речи детей дошкольного возраста и пути их решения» Ход педсовета: 1. Вступительное слово зав. по теме педсовета. 2. Разминка. 3. Экспресс – опрос «Развитие речи». 4. А...

  • Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высокого уровня.. В основном дети прав...

  • Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Методика развития речи детей дошкольного возраста

    Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста (Часть 2) 5. Обучение монологической речи. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ...

  • Презентация развитие речи детей дошкольного возраста

    Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» … Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жи...

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...