Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста

Диагностические задания для определения уровня развития мышления детей дошкольного возраста

3-4 года

Методика «Разрезные картинки»

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения: Ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

Методика «Собери пирамидку»

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения: ребенку предлагается собрать пирамидку в определенной последовательности.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

Методика «Подбери заплатку».

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения: ребенку предлагается подобрать заплатку к коврику.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

Для детей 4-5 лет

Методика «Времена года»

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.

Процедура проведения: перед ребенком кладут таблицу с изображением детей в разное время года и просят ответить на вопросы: Что делают ребята? В какое время года это происходит? Чем отличаются времена года друг от друга?

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание, при этом производит сравнение картинок по основным признакам и не отклоняется от цели.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок понимает ситуацию и способен определить изображенное на картинках время года, но нуждается в наводящих вопросах.

1 балл: ребенок просто перечислил, что он видит на картинке, нуждается в стимуляции, самостоятельно вывод сделать не может.

Методика «Кто что ест? »

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.

Процедура проведения: перед ребенком кладут картинки на которых изображены животные и употребляемая ими ища. Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок раскладывает карточки наугад.

Методика «Назови одним словом».

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.

Процедура проведения: ребенку предлагается ряд изображенных предметов. Ребенок должен назвать каждый предмет по отдельности, группу предметов назвать обобщающим словом.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

Для детей 5-6 лет

Методика «Кому чего не достает? »

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.

Процедура проведения: Перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить соответствующими карточками. Попросить ребенка сказать: «Что делает ребенок на картинке? Чего ему не хватает?

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки.

1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.

Методика «Подбери пару»

Цель: выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.

Процедура проведения: ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов. Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор

1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.

Методика «Раздели на группы».

Цель: выявить уровень развития наглядно- образного мышления.

Процедура проведения: Ребенку даются разрезные картинки, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «Разложи эти картинки по группам». Назови каждый предмет в отдельности и группу одним словом»

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки.

1 балл: раскладывает картинки наугад.

Интерпретация данных

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

Для детей 6-7 лет

Методика «Понимание картин связанных единым смыслом»

Цель: выявить умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценку воспринимаемым ситуациям.

Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть таблицы с изображением и указать необходимую смысловую последовательность. После этого попросить составить связный текст, который должен быть последовательным.

Оценка результатов.

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выставил картинки в правильной последовательности, и составил связный рассказ.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выставил картинки в правильной последовательности и составил рассказ, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок не смог выставить картинки в нужной последовательности, просто перечислил, что изображено на картинках.

Методика «Понимание картин со скрытым смыслом»

Цель: выявить умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценку воспринимаемым ситуациям.

Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть изображение на картинке и дать необходимую смысловую оценку происходящему событию. После этого попросить составить связный текст, который должен быть последовательным.

Оценка результатов.

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок смог понять смысл изображенного и составил связный рассказ.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок составил рассказ, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок не смог понять смысл изображенного на картинке просто перечислил, что изображено на картинке.

Методика «Что здесь лишнее? »

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления

Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть ряд картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображений лишний. Внимательно посмотри и определи, какой предмет лишний и почему? »

Оценка результатов.

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, назвал на всех картинках лишний предмет и правильно объяснил, почему они являются лишними.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание допустив 1-2 ошибки, не во всех случаях смог обосновать свой выбор.

1 балл: ребенок не смог выделить лишний предмет, только с помощью воспитателя.

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

www.maam.ru

Статья по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Диагностика уровня развития рисования и освоения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Опубликовано 22.01.2015 - 4:24 - Гришина Мария Алексеевна

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. С целью проверки гипотезы нашего исследования, мы выдвинули следующие задачи, которые необходимо решить в экспериментальной части:

1. Провести диагностическую работу по выявлению художественных способностей детей младшего дошкольного возраста.

2. Апробировать инновационные техники рисования для развития творческих способностей детей.

3. Опытно-экспериментальным путем доказать, что систематические и целенаправленные занятия рисованием с помощью нетрадиционных методов влияют на развитие творческих способностей детей.

4. Осуществить качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

В подтверждение этого нами был проведен констатирующий эксперимент.

Исследовательская работа была проведена на базе ДОУ «Соболенок»

с. Баргузин, во 2 младшей группе.

В эксперименте участвуют две группы детей (контрольная и экспериментальная) . В каждой группе по пять детей, которые будут тестироваться. С экспериментальной группой будут проводиться занятия по определенной методике, для развития у детей творческих способностей.

Контрольная группа будет заниматься по обычной программе. Констатирующий этап эксперимента проводится для того, чтобы зафиксировать начальные оценочные показатели контрольной и экспериментальной групп.

Предполагается, что после проведения занятий с экспериментальной группой уровень творческого развития детей повысится. Все это станет ясным после проведения контрольного тестирования групп и сравнения их результатов. При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:

–теоретический анализ педагогической литературы;

–изучение и анализ педагогической документации и опыта работы ДОУ.

Для проведения исследовательской работы была разработана специальная диагностика по выявлению уровня навыков рисования и освоения сенсорных эталонов во второй младшей группе.

1 этап. Констатирующий эксперимент.

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности

Цель: выявление уровня развития изобразительных способностей детей 3- 4 лет.

Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью нами были выделены следующие критерии:

– передача цвета;

– расположение изображений на листе.

На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности:

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) – ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы.

Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) . Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) – ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов.

Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) . Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине.

Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) . Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.

1 задание «Найди цветок для бабочки»:

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой) , называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий) .

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Ход игры:

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно».

После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»

Оценки:

3 балла – ребенок правильно соотнес по цвету бабочку и цветок.

2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но цвет не назвал, или ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

2 задание «Заштопай у матрешки сарафан»:

Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые, квадратные, прямоугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить форму с цветом.

Пособия: Картонное изображение матрешки с большими и маленькими отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.

Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес фигуры по форме и величине (большая маленькая) (круглая, квадратная, прямоугольная) .

2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но форму и величину не называл, или ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

3 задание «Найди предметыв группе»:

Цель: Выявить умения находить предметы по цвету, форме и величине в окружающей обстановке (в группе) , названные педагогам, (ориентировка в пространстве) , а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый) , форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький) .

Пособия: Игрушки, предметы в группе.

Ход игры:

Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого и т.д.) . Что еще бывает такого цвета?

Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?

Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес предметы по цвету, форме и величине.

2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет, форму не называл. Ребенок путает цвет, форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

4 задание «Чудесный мешочек»:

Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине. Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.

Пособия: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани) , детская кухонная посуда.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называет их.

Критерии оценок:

3 балла – Ребенок правильно отмечает цвет, форму и величину предмета.

2 балла – Ребенок испытывал затруднения в определении цвета и формы, но с помощью педагога исправлял ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

5 задание «Светит солнышко»:

Цель: Выявить умение детей передавать в рисунке образ солнышка, и умение изображать длинные и короткие лучи.

Пособия: ? альбомного листа, гуашь желтого цвета, кисти, банки с водой, салфетки.

Ход игры: Сначала воспитатель читает детям стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко». Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.

Дети выполняют рисунок.

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес линии по величине (длинный и короткий) луч.

2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но длину не называл. Ребенок путал длину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

6 задание «Домик для собачки»:

Цель: Выявить умения рисовать предмет, состоящий из квадратной и круглой формы, прямой крыши.

Пособия: ? альбомного листа с наклеенной прямой крышей, цветные восковые мелки.

Ход игры:

Воспитатель загадывает детям загадку о собачке. Дети угадывают с помощью наводящих вопросов.

– А теперь послушайте стихотворение про собачку.

– Что делает собачка? (охраняет дом)

– Где живет собачка? (в будке)

Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.

–А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)

–Какая она бывает по цвету, по форме, величине?

Уточнили части конуры, их формы, расположение.

Дети приступили самостоятельно рисовать.

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно передал в рисунке форму круга и квадрата.

2 балла – ребенок передал формы в рисунке правильно, но испытывает затруднения их назвать. Ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Положительным моментом в занятии было то, что почти все дети справились с данным заданием. Отрицательным моментом стала недостаточность развития художественно-творческих способностей и недостаточность развития освоения сенсорных эталонов детей. Почти все дети с интересом и активностью выполняли данное им задание.

Ссылка на источник nsportal.ru

13. Считаете ли Вы Вашего ребенка музыкальным?

-да

-нет

14. Если бы у Вас была возможность, уделяли бы Вы больше внимания музыкальному развитию Вашего ребенка?

-да

15. Любит ли Ваш ребенок двигаться, танцевать под музыку?

-да

16. Насколько эмоционально реагирует Ваш ребенок на музыку? В чем это выражается?

17. Стремится ли ребенок поделиться своими впечатлениями и переживаниями с Вами?

-да

-нет.

В процессе обработки результатов исследования выявлялись музыкальные интересы родителей, обуславливающие музыкальные интересы и вкусы дошкольников (известно, что прямое подражание детей поведению значимых для него людей формирует их жизненный, в том числе и музыкальный опыт) , а также понимание родителями большого значения музыкальных занятий и пения в воспитании и развитии эмоциональной сферы ребенка для его дальнейшей жизни.

Результаты анкетирования показали, что большинство родителей заинтересованы в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в процессе обучения пению, но во всех семья чаще слушают и поют развлекательную музыку. Среди любимых произведений в основном называли популярные песни современной эстрады. Из этого мы можем сделать вывод, что дети не имеют возможности накапливать положительный музыкальный опыт дома, поют чаще всего под караоке, закрепляя навык неправильного интонирования и звукообразования и т. д.

Для выявления музыкальных интересов детей была проведена беседа.

Беседа

Содержание вопросов беседы для детей (4-6 лет)

1. Что такое музыка? Какую музыку ты любишь слушать?

2. У тебя есть любимые песни? Про что они?

3. Когда у тебя хорошее настроение , какую песню ты поешь?

4. Тебе больше нравится петь самому, или слушать, как поют другие?

5. Слушаешь ты дома музыку по телевизору или радио?

6. Как ты думаешь у музыки есть характер? Настроение?

7. Ты можешь передать свое настроение через музыку?

8. У тебя есть любимый певец, певица?

9. Что ты больше любишь делать: петь, танцевать, рисовать?

10. Какие музыкальные инструменты ты знаешь?

11. Тебе хотелось бы научиться играть на детских музыкальных инструментах? На каких?

С целью выявления музыкальных предпочтений детей, с ними была проведена беседа, в результате которого выяснилось, что у дошкольников любимыми видами художественного творчества являются рисование, а из музыкальных видов деятельности – пение. Также в ходе беседы определилось следующее:

-какие песни дети знают, любят и поют;

-слушают ли дети музыку дома, какую именно, по чьей инициативе;

-что дети делают, когда звучит музыка;

-какие музыкальные инструменты они знают.

Эти сведения дают основание предположить, что использования певческой деятельности как основы для развития эмоциональной отзывчивости на музыку может стать более эффективным, если оно сочетается с другими видами художественной деятельности детей: изобразительной деятельностью, пластическим интонированием, игрой на детских музыкальных инструментах, театрализацией песен, что позволяет учащимся глубже проникать в эмоциональное содержание исполняемых песен и адекватно отражать его своим исполнением.

Форма диагностических занятий строилась либо как игра, либо как короткое занятие с использованием игровых приемов, в увлекательной форме активного детского музицирования и вызывала у детей живой эмоциональный отклик.

Необходимым условием при выборе диагностических методов была:

1) доступность;

2) соответствие возрасту и степени музыкальной облученности детей;

3) возможность судить об уровне развития исследуемой способности в совокупности составляющих ее компонентов.

Диагностические наблюдении за детьми 4-6 лет по выявлению эмоционально - волевых и эмоционально - выразительных знаний, умений и навыков.

Эмоциональная общительность.

1. Понимает ли ребенок эмоционально-выразительную речь на предметно-бытовые темы.

2. Идет ли ребенок на эмоциональный контакт.

3. Проявляет ли он интерес к новой обстановке.

4. Смог ли адаптироваться к новой обстановке.

5. Адекватно ли его поведение ситуации, в которую он попал.

6. Как быстро он утомляется.

7. Понимает ли ребенок условия игры.

8. Принимает ли ребенок условия игры.

Эмоционально-выразительная мимика.

1. Упражнение "два шарика" (надули щечки) .

2. Упражнение "лопнул шарик" (указательные пальцы касаются надутых щек) .

3. "Подули на цветок" ( тонкая выдуваемая струя воздуха) .

Праксис артикуляционного аппарата.

1. Упражнения с язычком - "как язычок делал ремонт". Язычок касается нёба - "красит потолок", губ -" красит окна" и т.д.

2. Пощелкали язычком ( "как скачет лошадка") .

3. " Зарядка для губ" - вытянули губы вперед, растянули губы в улыбке.

Эмоционально-выразительные жесты.

1. Под какую музыку хочется: шагать, укачивать куклу, плясать. Педагог играет или включает на магнитофоне музыкальные фрагменты.

2. Двигательная импровизация. Движения под музыку: изобразить мишку, птичку, киску и т.д. Импровизируя, дети старались передать заданное направление мелодии, осваивая при этом элементы музыкальной выразительности, но большинство всех участников эксперимента, стеснялись, не могли повторить или придумать движения, соответствующих настроению музыки и и определить характер музыкального образа. Здесь наблюдались и различные виды психологических и мышечных зажимов, а также недостаточно-быстрая реакция на изменения ритма музыкального сопровождения, движения соответствовали характеру музыки, но исполнялись вяло, с маленькой амплитудой, невыразительно.

Диагностические задания по выявлению у детей знаний, умений и навыков в певческой деятельности и в музыкальном искусстве.

Диагностическое задание №1

Цель: определить певческие возможности детей 4-6 лет.

Тип дыхания: определяется преимущественный тип дыхания (нижнерёберное, брюшное, грудное, ключичное) на фоне смешанного. Проверка проходит при пении, в игровой форме, внимание ребенка ни в коем случае не фиксируется на процессе дыхания.

Атака звука: придыхательная, мягкая, твердая, определяется на слух во время самостоятельного пения ребенка.

Время фонационного выдоха фиксируется в секундах. Например, применяется игра - соревнование " кто дольше прогудит".

Диагностическое задание №2 " Песенка настроения"

Цель: определить способности детей к передачи эмоционального настроения с помощью голоса, выразительных движений, мимики.

Проводилось в форме игры "Песенка настроения" и состояла в выявлении у детей 4-6 лет умения определить эмоциональные состояния людей на основе представлений о внешних проявлении эмоций человека и передать их. Для этого задания нами был сделан кубик из фетра с изображением эмоций (радость, страх, гнев, удивление, расстройство, горе) и была взята для примера маленькая песенка - попевочка. В начале просто пропевали эту попевочку, затем каждый ребенок бросал кубик и в соответствии с выпавшей именно ему эмоцией должен был пропеть песенку- попевочку с определенной эмоциональной выразительностью.

Анализируя результаты задания, мы зафиксировали, что половина детей контрольной и экспериментальной групп не имеют элементарных представлений о собственных эмоциях и эмоциональных переживаниях, и не владели способами выразить эмоции и сопоставить своё эмоциональное состояние с их графическим изображением.

Диагностическое задание №3 игра "Ладошки".

Цель: выявление уровня метроритмических способностей.

Ребенку предлагалось спеть и прохлопать вместе с педагогом русскую народную песню "Во поле береза стояла". А затем "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Анализируя результаты задания, мы зафиксировали, что половина детей контрольной и экспериментальной групп не могут верно повторить ритм знакомой им песни.

Исходя из общедидактической структуры любого учебного процесса, структурными составляющими процесса обучения пению являются:

- мотивационный;

- содержательный;

- операциональный.

Мотивационный компонент обучения пению включает в себя: внимание на уроке, интерес к певческой деятельности, готовность выполнить любое задание педагога, проявление инициативы.

Содержательныйкомпонент обучения пению включает в себя:

- знания основ вокальной установки (правильное положение корпуса и головы при пении стоя и сидя; как брать бесшумно дыхание, не поднимая плеч; петь лёгким звуком, без напряжения, "тянуть" звук) ;

- элементарные знания о музыке (названия нот; пауза; понятие высоты звука; временное понятие звука, его долгота; обозначения темпа: быстро-медленно; обозначение динамики форте и пиано; ознакомление с различными музыкальными инструментами; музыкальные жанры: песня, танец, марш) .

Операциональныйкомпонент обучения пению включает в себя умения и навыки:

-вокальные навыки (чистота звукового интонирования; пение напевным, протяжным звуком, пение на одном дыхании небольших фраз, умеет петь соло, со всеми, с сопровождением и без него, правильно пропевает ритм песни, четко пропевает слова, умеет петь напевно и отрывисто, знание учебного репертуара) ;

-слуховые навыки (умеет различать на слух малые жанры (колыбельная песня, плясовая, марш) . Различает выразительные особенности музыки: настроение, характер (весело - грустно) , темп (медленно – быстро) , динамику (громко – тихо) , регистр (высоко –низко) ;

- навыки эмоциональной выразительности (эмоциональное исполнение песенного репертуара, умение двигаться в процессе пластического интонирования, умение в процессе исполнения песни играть на детских музыкальных инструментах -треугольнике, ложках, бубенчиках) .

На основе наблюдения за детьми и их уровня эмоциональной отзывчивости на музыку, были выявлены три уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку: высокий - 3 балла, средний - 2 балла и низкий - 1 бал.

Мотивационный компонент:

Высокий уровень: внимание на занятиях произвольное, которое включает в себя (наличие внутреннего интереса, осознанности, ответственности, включение в практическое дело) ; ребенок проявляет устойчивый интерес к певческой деятельности и освоению новых песен.

Средний уровень: внимание на занятиях произвольное, но не устойчивое; у ребенка сформирован интерес к певческой деятельности, но он довольно сдержан в эмоциях.

Низкий уровень: внимание на занятиях непроизвольное (нет активизации внутреннего интереса, привлекает внимание только яркое, звучное, контрастное, новое, внимание удерживается не больше 2 минут) ; ребенок не проявляет интереса к певческой деятельности и не хочет осваивать новые песни.

Содержательныйкомпонент:

Высокий уровень: ребенок знает основы вокальной установки (правильное положение корпуса и головы при пении стоя и сидя; как брать бесшумно дыхание, не поднимая плеч; "тянуть" звук) ; знает название нот, имеет знания о динамики звука форте и пиано, ознакомлен с различными музыкальными инструментами.

Средний уровень: ребенок не знает основы вокальной установки, но знает название нот, имеет знания о динамики звука форте и пиано, ознакомлен с различными музыкальными инструментами, знает обозначение темпа: быстро - медленно.

Низкий уровень: ребенок не знает основы вокальной установки и не имеет элементарных знаний о музыке.

Операциональныйкомпонент:

Высокий уровень: у ребенка правильное звуковысотное интонирование без опоры на внешнее звучание.

Ребенок умеет петь напевным, протяжным звуком, петь на одном дыхании небольшие фразы. Умеет различает выразительные особенности музыки: настроение, характер (весело - грустно) , темп (медленно – быстро) , динамику (громко – тихо) , регистр (высоко –низко) . Эмоционально -выразительно исполняет песни.

Средний уровень: у ребенка звуковысотное интонирование правильное только с опорой на внешнее звучание или с помощью педагога.

Певческие умения не развиты и требует помощи педагога. С помощью взрослого различает выразительные особенности музыки: настроение, характер (весело - грустно) , темп (медленно – быстро) , динамику (громко – тихо) , регистр (высоко –низко) . Эмоционально - выразительное исполнение песен только с помощью педагога и имеет подражательный характер.

Низкий уровень: у ребенка не правильное звуковысотное интонирование даже с опорой на внешнее звучание и помощь педагога.

Не умеет различать выразительные особенности музыки: настроение, темп, динамику, регистр даже с помощью педагога. Пассивное, не выразительное исполнение песен.

Таким образом, после проведение всего комплекса диагностических заданий, анализа анкет педагогического состава и родителей, а также беседы с детьми мы можем сделать вывод, что уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе пения у дошкольников экспериментальной и контрольной групп до начала обучения оказался примерно одинаковым.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Все о детях - Диагностика детей среднего дошкольного возраста

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Май

  • « Найди отличия». Цель: определение особенностей произвольного внимания, умения находить сходство и отличия в предметах».

Инструкция: «Внимательно посмотри на картинки и скажи чем они различаются.»

  • « Корректурная проба». Цель: определение умения ребёнка распределять внимание на несколько условий деятельности.

Инструкция: « Отыщи и зачеркни одну букву, такую же, как в верхней части листа». ВОСПРИЯТИЕ

  • «Умение ориентироваться на листе бумаги». Цель: определение сформированности плоскостных представлений. Инструкция: «Скажи, что нарисовано на листе правом верхнем углу? Что находиться в центре листа? Что находиться слева от ценра листа? Какого цвета фигура в левом нижнем углу?».
  • «Складывание разрезных картинок». Цель: исследование способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации. Инструкция: «Сложи из кусочков точно такую же картинку, как целая.»

ПАМЯТЬ

  • «Запоминание 10 слов». Цель: исследование объёма и слухоречевого запоминания определённого количества слов. Инструкция: «Я буду говорить слова, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом порядке. Слушай…», «Сейчас я проговорю те же слова ещё раз. Ты снова повторишь их вслед за мной, причём будешь говорить и те слова, которые уже назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь», «Слушай ещё раз», «Сейчас я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов». Ист. Д с. 4

МЫШЛЕНИЕ

  • «Классификация предметов». Цель: исследование способности ребёнка классифицировать предметы.

Инструкция: «На столе лежат картинки. Тебе их нужно разложить так, чтобы в каждой из стопок оказались подходящие друг к другу предметы».

  • «Четвёртый лишний». Цель: исследование развития логического мышления, умения сравнивать и обобщать предметы по главным и второстепенным признакам.

Инструкция: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы четыре предмета. Три из них подходят друг к другу, а четвёртый – лишний.

Какой предмет лишний и почему.».

РЕЧЬ

  • « Разъяснение значения слов ». Цель: выявить особенности словарного запаса ребёнка и произношения.

Инструкция: «Представь, что ты попал на другую планету к инопланетянам. Как бы ты им объяснил что такое самолёт, пылесос, холодильник и т.п.»

ВООБРАЖЕНИЕ

  • «Придумай и нарисуй». Цель: определить уровень развития у детей воображения, проявления творчества и индивидуальности.

МОТОРИКА

  • См. «ВООБРАЖЕНИЕ» Цель: определить уровень развития мелкой моторики руки.

Анализ результатов: высокий уровень – линии ровные, чёткие, нажим средний; средний уровень – линии ровные, нажим чередуется, есть «сбои»; низкий уровень – линия неровная, дрожащая, или с очень сильным нажимом;

  • « Нарисуй человека». Цель: определить особенности личности ребёнка, его направленность.

Инструкция: «Нарисуй человека, какого хочешь». Интерпретация: см. папка 29.

  • «Тест тревожности». Цель: определение уровня тревожности у ребёнка.

Инструкция: «Я буду называть тебе какую-нибудь ситуацию, а ты будешь выбирать мальчика (девочку) , который радуется или грустит, злой или добрый и т.д.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ _май 2007 я\с № 131 ГРУППА №_2_ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:

Источник www.vseodetishkax.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста

    Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Городское методическое...

  • Диагностика дошкольного возраста

    Диагностика детей дошкольного возраста с РДА Эмоциональное общение со взрослым. Задание 1. «Дай ручку! » Цель: оценивается способность найти эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Методика об...

  • Дидактические игры для детей дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателя...

  • Игровые умения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (3 часть) Взаимодействие с родителями воспитанников Для родителей подготовила родит...

  • Развитие памяти у детей дошкольного возраста упражнения

    Программа занятий по развитию произвольной памяти детей дошкольного возраста Занятия проводятся в просторном помещении с наличием свободных зон для физических игр. Все дети должны быть обеспечены...

  • Развитие восприятия младший дошкольный возраст

    Дидактическое пособие «Деревья» для развития сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста. Цель дидактического пособия : • развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики детей млад...

  • Диагностика развития речи детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким...

  • Восприятие у детей дошкольного возраста

    Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Городское методическое...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста

    Кружковые и индивидуальные занятия по оригами с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Наши руки не для скуки» Дети среднего и старшего дошкольного возраста любят играть с игрушками, сд...

  • Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

    Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста «Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» Эпиграфом своей работы я взяла слова Натальи Кончаловсо...

  • Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

    Дидактические игры для формирования фонематических процессов. Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях л...