Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников

Дидактическая игра как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста

Тема: Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и познает окружающий мир, познает окружающую действительность, накапливает знания и умения. В этом возрасте заметно проявляется своеобразное мышление ребенка. Одни дети хорошо умеют рассуждать, другие очень поражают своей сообразительностью, другие восхищают своей изобретательностью, одни легко придумывают что-либо новое, любят пофантазировать. Поэтому старший дошкольный возраст является важным этапом в формировании мышления ребенка.

Мышление – это процесс познания человек действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, рассуждений. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе этого мышления у детей формируется наглядно- образное мышление. В старшем дошкольном возрасте формируется словесно-логическое мышление, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Все виды мышления тесно связаны между собой. Если с детьми проводить специальные занятия, то развитие мышления будет проходить намного быстрее.

Наиболее эффективным средством развития мышления является дидактическая игра. Игра способствует расширению представлений об окружающем мире, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также способствует опыту общения детей с взрослыми и сверстниками. Игра делает процесс обучения более легким, занимательным. Процесс игры вызывает интерес детей, возбуждает их активность, желание играть, способствует развитию детской инициативы. Работа по развитию мышления детей должна проводиться систематически, не только на занятиях, но и на прогулке, по дороге домой. Самое главное, чтобы ребенок получал от игры только положительные эмоции.

Вот некоторые игры, которые будут способствовать развитию мышления ребенка :

1. Найди лишнее слово

Количество игроков: любое

Дополнительно: серии слов

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, твогог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

2. Бывает и не бывает

Дополнительно: мяч

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т. д.

3. Бывает или не бывает

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

4. Что лишнее

Дополнительно: картонная коробка, любые предметы

В большую картонную коробку складываются разные предметы: кубики, карандаши, маленькие машинки, мозаика. Сверху коробка закрывается платком.

Ребенок берет наощупь предмет и пытается угадать, что это такое.

Таким образом, в настоящий момент существуют различные педагогические игры, отвечающие современным требованиям и позволяющим развивать основы логического мышления детей. Поэтому пусть обучение будет еще интересным и увлекательным.

www.maam.ru

Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников - Дипломная работа

Дипломная работа - Педагогика

Глава 1. Проблема мыслительной деятельности в психолого-педагогической литературе

1.1. Современные представления о мыслительной деятельности

1.2. Развитие мышления в онтогенезе

1.3. Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста

Глава 2. Проблема игровой деятельности в психолого-педагогической литературе

2.1. Современные представления об игре

2.2. Сущность дидактической игры ее место в обучении

дошкольников

2.3. Особенности использования дидактической игры в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Глава 3. Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

3.1. Методика экспериментального исследования

3.2. Анализ полученных результатов

3.3. Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Заключение

Приложения

Введение

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве) , и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.

Благодаря этому процессу человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет. Осуществляя мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизацию) , мы приобретаем новые знания. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить свой чувственный опыт, установить причинно-следственные закономерности между явлениями действительности, а также делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.

Многочисленными исследователями установлено, что физиологической основой мышления человека является сложная деятельность, выполняемая обеими сигнальными системами. Наиболее большое значение имеет вторая сигнальная система, так как мышление неразрывно связано с речевой деятельностью человека (Векнер Л. М., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Павлов И. П.) .

Многочисленные исследования позволили выявить общие закономерности развития психических процессов нормальных и аномальных детей. Мышление человека формируется и развивается по общим законам.

Сначала формируется наглядно-действенное мышление, а на его основе развивается наглядно-образное и абстрактно-логическое. Таким же образом осуществляется переход от анализа к синтезу.

В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что отличительной особенностью деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью являются нарушения его познавательной деятельности связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. Особенно нарушения ярко выражены в операциях обобщения и опосредованного познания.

Многие исследователи (Векнер Л. М., Люблинская А. А., Матасов Ю. Т., Петрова В. Г., Рубинштейн С. Я., Шиф Ж. И., и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением особенностей мыслительных операций и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе их развития. Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире.

Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое значение.

Целью нашего исследования является изучение особенностей формирования мыслительной деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе использования дидактических игр.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

- изучить степень разработанности проблемы мышления в литературных источниках;

- на основании существующих исследований по проблеме разработать методику констатирующего и формирующего эксперимента;

- в ходе экспериментального исследования изучить особенности наглядно-образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью и возможность его развития с помощью специально подобранных дидактических игр;

- предложить некоторые практические рекомендации по использованию дидактических игр для развития наглядно-образного мышления.

Объектом нашего исследования является мышление детей дошкольного возраста.

Предметом нашего исследования являлись пути развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Предполагалось использовать следующие методы исследования: методы изучения научных источников: изучение общих и специальных психологических, педагогических, медицинских работ; организационные методы: изучение степени развития наглядно-образного мышления детей; эмпирические методы: наблюдение, эксперимент.

В основу исследования положена следующая гипотеза: в структуре задержки психического развития одним из важных составляющих является недоразвитие мыслительной деятельности. Наглядно-образное мышление дошкольников с ЗПР характеризуется рядом специфических особенностей, к

  • 1

Источник geum.ru

Глава 1. Проблема мыслительной деятельности в психолого-педагогической литературе

1.1. Современные представления о мыслительной деятельности

1.2. Развитие мышления в онтогенезе

1.3. Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста

Глава 2. Проблема игровой деятельности в психолого-педагогической литературе

2.1. Современные представления об игре

2.2. Сущность дидактической игры ее место в обучении

дошкольников

2.3. Особенности использования дидактической игры в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Глава 3. Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

3.1. Методика экспериментального исследования

3.2. Анализ полученных результатов

3.3. Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Заключение

Приложения

Введение

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве) , и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.

Благодаря этому процессу человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет. Осуществляя мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизацию) , мы приобретаем новые знания. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить свой чувственный опыт, установить причинно-следственные закономерности между явлениями действительности, а также делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.

Многочисленными исследователями установлено, что физиологической основой мышления человека является сложная деятельность, выполняемая обеими сигнальными системами. Наиболее большое значение имеет вторая сигнальная система, так как мышление неразрывно связано с речевой деятельностью человека (Векнер Л. М., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Павлов И. П.) .

Многочисленные исследования позволили выявить общие закономерности развития психических процессов нормальных и аномальных детей. Мышление человека формируется и развивается по общим законам.

Сначала формируется наглядно-действенное мышление, а на его основе развивается наглядно-образное и абстрактно-логическое. Таким же образом осуществляется переход от анализа к синтезу.

В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что отличительной особенностью деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью являются нарушения его познавательной деятельности связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. Особенно нарушения ярко выражены в операциях обобщения и опосредованного познания.

Многие исследователи (Векнер Л. М., Люблинская А. А., Матасов Ю. Т., Петрова В. Г., Рубинштейн С. Я., Шиф Ж. И., и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением особенностей мыслительных операций и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе их развития. Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире.

Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое значение.

Целью нашего исследования является изучение особенностей формирования мыслительной деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе использования дидактических игр.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

- изучить степень разработанности проблемы мышления в литературных источниках;

- на основании существующих исследований по проблеме разработать методику констатирующего и формирующего эксперимента;

- в ходе экспериментального исследования изучить особенности наглядно-образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью и возможность его развития с помощью специально подобранных дидактических игр;

- предложить некоторые практические рекомендации по использованию дидактических игр для развития наглядно-образного мышления.

Объектом нашего исследования является мышление детей дошкольного возраста.

Предметом нашего исследования являлись пути развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Предполагалось использовать следующие методы исследования: методы изучения научных источников: изучение общих и специальных психологических, педагогических, медицинских работ; организационные методы: изучение степени развития наглядно-образного мышления детей; эмпирические методы: наблюдение, эксперимент.

В основу исследования положена следующая гипотеза: в структуре задержки психического развития одним из важных составляющих является недоразвитие мыслительной деятельности. Наглядно-образное мышление дошкольников с ЗПР характеризуется рядом специфических особенностей, к

s

Материал с сайта studsell.com

Дидактическая игра как средство развития логического мышления старших дошкольников Скачать бесплатно

Работа на 143 страницы включая приложение. Выполнила студентка ТГСПА им. Д. И. Менделеева, город Нефтеюганск 2013 году.

В данной работе 2 главы. В первой главе рассматриваются следующие вопросы:- особенности формирования логических операций мышления у старших дошкольников;- сущность и содержание дидактической игры, как вида деятельности старших дошкольников;- возможности использования дидактических игр в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста . Во второй практической главе выявляется уровень сформированности логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Подробно описана экспериментальная работа по использованию дидактических игр с целью развития логических операций мышления у старших дошкольников. С целью оценки эффективности работы проведена проверка результатов работы по повышению уровня развития логических операций мышления у старших дошкольников. В приложении подробно описан ряд игр для практического использования педагогами детских садов. Выложил(а) :

Подробней на сайте www.twirpx.com

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Современный дошкольник – не бесстрастный созерцатель того, что происходит вокруг, он действует, решает мыслительные задачи, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает их причинно-следственные связи, а затем на этой основе преобразует мир. Логическое мышление – это высшая ступень познания человеком действительности. Благодаря логическому мышлению человек может устанавливать закономерности между явлениями в природе и обществе.

Старший дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: повышенная восприимчивость к знаниям, впечатлительность, игровое отношение к различным видам деятельности, необычная познавательная активность, повышенная потребность в новых впечатлениях, тяга к умственному напряжению.

Также, заметно проявляется своеобразие мышления и направления познавательной деятельности. Одни дети хорошо умеют рассуждать, другие обращают на себя внимание сообразительностью в практических вопросах; одним нравится разбираться с компьютером, другим - иметь дело с растениями и птицами; одним легко удается обнаруживать ошибки и неправильности, другим - придумывать что-нибудь новое, изобретать.

Эти особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития. Таким образом, старший дошкольный возраст является важным периодом в формировании логического мышления.

В связи с увеличением объёма научной информации, усложнением содержания знаний, современными требованиями к дошкольному образованию острее встал вопрос о необходимости использования эффективных средств развития логического мышления у старших дошкольников.

С точки зрения, А.Н.Леонтьева на эффективность любого познавательного процесса влияют методы, которые обязательно включают «деятельностный механизм», где ребенок не пассивный слушатель и исполнитель, а субъект деятельности. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, благодаря которой происходят главнейшие изменения в развитии ребенка.

Игра в дошкольном возрасте – это деятельность, способная обогатить познавательный опыт ребенка, развить его умственные способности, умение классифицировать, обобщать, высказывать свои суждения, делать умозаключения. При таком познавательном взаимодействии возникают ситуации, способствующие эффективному развитию логического мышления у дошкольников.

По мнению З.А.Михайловой средствами развития логического мышления могут быть:

  • задачи на смекалку;
  • головоломки;
  • занимательные игры.

С моей точки зрения эффективным средством развития логического мышления является дидактическая игра, которая предполагает взаимодействие с ребенком как с активным субъектом познавательной деятельности и в то же время являются и игрой и деятельностью ребенка-дошкольника. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний.

Тем более, что традиция широкого использования дидактических игр в целях развития мышления у детей старшего дошкольного возраста, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Е.И.Тихеева, А.И.Сорокина. Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная мыслительная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Поэтому тема моего опыта, который я представляю вашему вниманию «Дидактическая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста». Знания, полученные посредством игры, пригодятся детям и при обучении в школе. Им необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

На протяжении всей моей работы в детском саду тема развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста была для меня ключевой. Над темой работаю в течение 3лет. Предварительно выявила индивидуальные психические особенности каждого ребёнка.

Проводила это через наблюдения за детьми, знакомилась с медицинским заключением врачей.

С этой целью в начале и в конце каждого учебного года провожу диагностирование детей вместе с психологом. Результаты диагностирования выявили недостаточный уровень развития логического мышления у детей.

Эти тесты помогли мне наметить индивидуальную работу с каждым ребёнком, а так же выявить группу детей, у которых недостаточно развито логическое мышление. Диагностика в конце года позволяет мне увидеть чему я смогла научить детей, а над чем необходимо ещё поработать.

В основе моей работы по развитию умственных способностей стоит задачи:

1. Научить сравнивать предметы, находить сходство и различие между ними.

2. Классифицировать предметы по различным признакам, называть группы предметов обобщающим понятием.

3. Находить закономерностии устанавливать причинно-следственные связи между предметами.

4. Научить детей делать выводы, заключения, свои умозаключения.

Для того, чтобы эффективно работать по данной теме, я посещала РМО по познавательной деятельности, изучала новые программы «Триз», ФГТ, прошла курсы повышения квалификации «УМК - Предшкола нового поколения», где также ознакомилась с новыми методами и приемами при обучении детей. Через журналы «Дошкольное воспитание», статьи «Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших» Ю. Афонькиной, Г. Урунтаевой.

В работе мне помогли книги из серии «Вместе учимся, играем», такие как «И учеба, и игра: математика» Т. И. Тарабариной и Н. В. Елкиной, «Развитие познавательных способностей детей» Л. Ф. Тихомировой. В этих книгах даны многочисленные упражнения, игры и тесты, позволяющие лучше развивать и использовать воображение, мышление, память ребенка для развития его личности, улучшения настроения.

Последовательно работать над моей темой мне помогли разработки в журнале «Дошкольное воспитание» Говоровой, О. Дъяченко, Л. Цеханской по системе Венгер. Называются «Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей».

Так же для решения задачи по классификации предметовприобрела и изготовила настольно-печатные игры «Лото», «Где что растёт?», «Ассоциации». Перед началом игры сначала знакомила с печатным материалом, предложенным в игре.

Выполняли задания, которые предшествуют игре. Например, при внесении игры «Танграм», спрашивала: « Сколько здесь треугольников? Как называется фигура, у которой четыре угла?».

В игре «Геометрическое лото» закрепила знание геометрических фигур с детьми, которые путали их, научила подбирать к схеме реальное изображение. Эту игру изготовила вместе с детьми, где они подбирали соответствующую картинку или предлагали свой вариант изображения того или иного предмета.

Занятия строю с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. В процессе обучения стараюсь задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого предоставляю возможность потрогать, понюхать, попробовать, если это безопасно. Использую такие формы обучения, как занятие-игра, занятие-поход, занятие-путешествие, стремлюсь к тому, чтобы процесс обучения был активным, ибо активность - индикатор и фактор развития.

Планируя дидактические игры, стараюсь включить все виды таких игр в свою работу. Это в первую очередь игры с предметами. Особенно они помогли мне при работе в младшей группе.

Некоторые дети затруднялись в различении основных цветов, не умели действовать с предметами- ножницами, карандашами. Через игры «Кому что нужно?», « Найди такого же цвета», «Подбери по форме» мне удалось заинтересовать детей, расширить словарный запас.

Так же использовала такой приём, как совместное рассказывание сказки с вопросами для детей. «Жил-был мальчик…». Выставляла картинку на фланелеграф и просила придумать ему имя. « Было у него домашнее животное…».

Детям предлагала подумать и назвать любое домашнее животное. Такой приём позволил мне активизировать детей, научить их думать, быстро отвечать. Эти игры проводила с использованием фланелеграфа.

Для чего я подобрала и изготовила множество картинок наиболее красочных, привлекающих внимание детей.

В играх «Что сначала, что потом?», « Сочини сказку» использовала картинки, отображающие последовательность сюжета. Эти игры заставляли детей мыслить, то есть представлять, что было сначала, а что потом. Они способствовали развитию речи, умению говорить связно.

В таких играх, как: Для чего нужен предмет?», «Кто подойдёт, пусть возьмёт», «Похож - не похож» дети не только действовали с предметами, приобретая сенсорный опыт, но и учились анализировать.

В дидактической игре роль воспитателя больше, чем в играх другого типа. При подготовке к игре продумывала объяснение правил игры, игрового действия, а также то, на каких детей следует обратить внимание.

Перед тем, как начать игру, давала установку: загадывала загадку, использовала считалку, вносила сюрприз «чудесный мешочек» или «волшебную коробочку». Некоторые игры начинала с интригующего вопроса «А знаете ли вы, кто такой « Помогай?».

В начале своей деятельности активно вмешивалась в ход игры: « Андрей, как удачно ты бросил кубик!», « Терпение и труд всё перетрут», «Денис, поспевай, от ребят не отставай». Учила детей сопереживать, подбадривать друг друга, помогать при выполнении задания, умению радоваться не только своим успехам, но и успехам своего товарища.

Словесные дидактические игры «Я знаю…», «Говори наоборот», «Закончи предложение» использовала в старшем возрасте. Через них формировала мыслительную деятельность, развивала самостоятельность в решении задач.

В течение всей моей работы собирала материал, который вызывает у детей большой интерес. Это - задания на смекалку, кроссворды. Интересные, занимательные упражнения оформила в альбом «Шутки от Мишутки».

Для того, чтобы дети могли самостоятельно поиграть в ту или иную игру, необходимо было продумать место для них, доступность игр. С этой целью создала « игротеку»- специально оформленный уголок для занятий с играми.

Широко использую прием сомнения. Этот прием предоставляет детям возможность убеждать взрослого, доказывать, отстаивать свою точку зрения (сомневаюсь, будет ли белочке хорошо в детском саду, или лучше оставить ее в лесу?) . Дети живо реагируют на эти сомнения и горячо доказывают, как надо поступить.

Провокационные приемы позволяют выявить знания детей и отстоять ребенку свою точку зрения. Например, во время «похода» в лабораторных условиях сообщаю детям, что началась гроза, куда спрятаться? И провоцирую детей встать под одиноко стоящее дерево.

Дети наперебой доказывают, что это делать нельзя и почему.

Одним из ведущих видов деятельности является детское экспериментирование. «Где лучше будет расти растение? На свету или в тени?» Дети советуются, рассуждают, высказывают свои предположения, а я предлагаю провести опыт и убедиться кто прав.

Также у старших дошкольников развивала способности к наглядному моделированию. В играх «Помоги зайчонку найти маму», «Компьютер» ребята учились действовать по схеме, чертежу, планам, где осваивали пространственные отношения между предметами и их частями.

Для того, чтобы научить детей соотносить схематичное изображение с рисунком, изготовила игру «Домино» (рыба, птица, человек) . Вначале детям трудно было подобрать схематичное изображение к реальному и наоборот. Они старались подобрать схематичное изображение к схематичному. Постепенно, усложняя правила игры, я научила детей выполнять их.

Использовала в работе задания, которые не только формируют у детей умение выполнять действие замещения, но и обратное умение «расшифровывать» значение заместителей, подбирать к ним соответствующие предметы. Это загадывание и отгадывание загадок, которые содержат словесное обозначение признаков предметов за которым необходимо увидеть сам предмет.

Включала задания на освоение логических операций. Это игры «Назови одним словом», «Найди одинаковые», «Продолжи ряд». Здесь детям предлагала расположить предметы по определенному принципу, а также группировать предметы на основе выделения и учета существенных признаков.

Использовала задания, которые так же развивают способности к замещению и наглядному моделированию, но в условиях решения задач на воображение – самостоятельное придумывание рисунков, рассказов, сказочных событий.

Развитию логического мышления способствуют и такие игры, как «Кубики», «Составь картинку», «Зверинец», которые закрепляют умение составлять целый предмет из отдельных частей.

Дидактические игры, применяемые в образовательной деятельности, способствовали повышению интереса у детей, развитию логического мышления. Чем интересней игровое действие, тем успешнее дети решают поставленные задачи.

В течении всего времени работы над темой дидактические игры включала во все виды образовательной деятельности, а так же в свободную деятельность детей.

Вижу, как загораются глаза детей, когда им удается достичь положительного результата в игре. Многие дети предлагают ещё раз поиграть в ту или иную игру, это значит, что ребятам нравится думать, анализировать, делать несложные умозаключения. Для меня это служит дальнейшим толчком в моей работе над развитием логического мышления.

Важным моментом в развитии логического мышления у детей считаю заинтересованность родителей. С помощью разных способов сотрудничества ставила задачу пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.

Провела открытое занятие с детьми для родителей «В гости к сказке». Показала родителям, как в игровой форме можно активизировать логическое мышление детей.

С помощью волшебного клубочка, который дети выбрали среди предметов, похожих на шар, но не синего цвета, ребята попали в гости к Машеньке и медведю. Там они помогли собрать бусы, которые рассыпались, и подарить Машеньке, учась при этом устанавливать простые закономерности. Решали, какая фигура лишняя, то есть называли группы предметов обобщающим словом.

В начале года провела заседание с родительским активом группы. Там мы решили приобрести для развития детей настольно-печатные игры «Паззлы», «Профессии», «Народные промыслы», книги, содержащие задания на смекалку, сообразительность, игрушки - «змейка», «кубик-рубик».

В начале работы над темой провела родительское собрание «Азы воспитания». В «Педагогическом всеобуче» рассказала о том, что дети пробуют строить первые умозаключения. Порекомендовала внимательно выслушивать все рассуждения ребёнка.

В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Советовала проявлять серьёзное уважение к его интеллектуальному труду.

Оформила папку-раскладушку «Мышление», где отразила материал, содержащий игры с детьми на развитие мышления.

Вывешивала наглядную информацию в уголке «Для вас, родители» «Одарённый ребёнок».

В результате проведения работы над темой многим детям удалось преодолеть неуверенность в собственных силах. Они из зрителей превратились в активных участников игр. Могут научить вновь прибывших детей правилам игры.

Дети научились при выполнении задания «Дорисуй картинку» не смотреть, что нарисуют другие дети, а самостоятельно выполнять задание. Они умеют сравнивать предметы по нескольким признакам. Раскладывают логическую цепочку от простого к сложному, могут предугадывать события предыдущие и последующие.

В дальнейшем планирую работу над развитием связной речи, воображения. Хочу, чтобы дети при составлении сказок, рассказов использовали не одних и тех же персонажей, а придумывали свой, непохожий на другие, сюжет. Совершали мыслительные операции в уме при преобразовании фигур, умели работать с планом, составлять рассказы по схемам.

Анализируя проведенную работу, провела повторное диагностическое исследование. Мониторинг результатов показал следующие изменения: в ходе развивающей работы в течение 2011-2012 учебного года были получены такие результаты – В-13%, С -39%, Н- 48%. Видно, что появились дети с высоким уровнем развития мышления, увеличился средний уровень, стал снижаться низкий уровень развития мышления у детей.

В сентябре 2012 года диагностическое обследование показало: значительно увеличился высокий уровень-50%, средний уровень-41%, и значительно уменьшился низкий уровень. Это говорит о результативности моей работы и ещё раз доказывает, что благоприятным периодом для развития логического мышления является старший дошкольный возраст.

По теме:

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развития младших дошкольников в дидактических играх

    Роль дидактических игр в развитии дошкольника Консультация на тему: «Роль дидактических игр в развитии дошкольника». Совсем недавно я услышала притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, н...

  • Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...

  • Значение игры в нравственном развитии дошкольников

    Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Значение игры в нравственном воспитании детей. План. 1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 2....

  • Роль дидактической игры в развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Дидактические игры по развитию речи младших дошкольников

    Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...

  • Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

    Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3» Ма...

  • Значение игры в развитии дошкольника

    Роль игр в жизни дошкольников На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к п...

  • Игры по социально коммуникативному развитию дошкольников

    Доклад «Играем вместе. Ассорти игр по социально-коммуникативному развитию» Своё выступление хотелось бы начать словами выдающегося советского педагога Антона Семёновича Макаренко: «ИГРА - имеет в...

  • Игры на развитие познавательных процессов у дошкольников

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Игры на развитие мышления у дошкольников

    Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников Игра «Чем похожи и чем отличаются? » Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. Оборудование: магнитн...

  • Игры на познавательное развитие дошкольников

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...

  • Развитие логического мышления у дошкольников

    Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников Игра «Чем похожи и чем отличаются? » Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. Оборудование: магнитн...

  • Игра как средство социально коммуникативного развития дошкольников

    План самообразования воспитателя «Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей с ОНР» Цель работы: Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умени...