Дошкольная игра на развитие памяти

Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст)

Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, не возможна и его деятельность. Чтобы развить умение быстро, точно, полно воспринимать, узнавать и воспроизводить материал в условиях нарастающего информационного бума и внедрения различных развивающих программ в современных школах, нужно в ДОУ вести целенаправленную развивающую работу.

Память ребенка следует максимально развивать в период, когда этому располагают все факторы.

Именно старшему дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека: у детей 5-6 лет уже имеется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти.

Оптимальные способы обучения нередко превосходят по своему значению роль природных способностей.

Регулярное включение игр и упражнений в занятия и свободную деятельность дошкольников позволит добиться очень неплохих результатов в развитии памяти, образного мышления, сообразительности, фантазии, смекалки.

Игры, развивающие внимание и память



Пуговицы

Играют двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц, причем наборы абсолютно одинаковые. Внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется. Количество пуговиц из набора, используемых в игре, зависит от уровня сложности последней: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого выбираются эти пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле из четырех или шести клеток. Итак, игра начинается с тремя пуговицами на игровом поле из 4-6 клеток. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы из имеющегося у него набора. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая лежит, после чего первый накрывает свое поле листком, а второй должен выбрать из своего набора и расставить на своем поле соответствующие пуговицы. Затем выполняется правильность выполнения задания.

Игра усложняется появлением большего числа клеток на игровом поле и большего количества пуговиц.

Как правило, дети сначала не могут справиться с игрой. Им предлагается брать каждую пуговицу в руки, рассматривать, ощупывать, описывать внешний вид вслух, также вслух объяснять себе, где эта пуговица лежит. При соблюдении такого способа запоминания результат, как правило, неплохой.

Хамелеон

Взрослый рассказывает детям, кто такой хамелеон. Объясняет, что это ящерица, которая меняет окраску в зависимости от того места, где находится, чтобы ее не было заметно.

Затем ведущий начинает задавать детям вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть в зеленой траве, на коричневом бревне, на черном камне, на шахматной доске и т. д. Ребята должны быстро отвечать, после чего обсуждаются правильные и неправильные ответы.

Игра проводится в виде соревнования. В начале время ответа не учитывается, важно только правильно ответить. Но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ.

Указания к проведению. Перед игрой с детьми целесообразно повторить цвета радуги и другие цветовые оттенки.

Примечание. В этой игре развивается умение ориентироваться в разных цветах (это важно, поскольку некоторые дети не знают названия цветов, умение слушать, скорость реакции и др.

Сосед, подними руку

Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора, образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает посреди круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки! » Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть, не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку (сосед справа – левую, а сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, который между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то он меняется с водящим ролями.

Играют в установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был ведущим.

Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается.

Сокол и лиса

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какие-нибудь более сложные движения руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. Неожиданно выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры. Лиса появляется по сигналу ведущего и ловит тех детей, кто не присел.

Игровая

Выбирают водящего. Остальные дети встают в круг, в центре которого водящий, и берутся за руки. Они водят хоровод и говорят нараспев:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей,

Они не пили, не ели,

Друг на друга не смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять жесты водящего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым водящим.

Полярная сова и евражки

По считалке выбирают полярную сову. Остальные играющие – евражки (зверьки-грызуны). Сова находится в углу площадки или комнаты.

Под тихие ритмичные удары бубна евражки бегают по площадке, на громкий удар евражки становятся столбиком. Сова облетает евражков и того, кто пошевелится, сова уводит с собой. В заключение игры (после 3-4 повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары бубна не должны звучать долгое время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Подвижные игры и упражнения для развития памяти у дошкольников.

Выполни движения

Цель: Развивать двигательную и зрительную память, внимание, координацию движений.

Ход игры

Детям, стоящим в шеренге, показывают комплекс двигательных действий и просят повторить движения в той последовательности, в которой они были показаны. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.

Комплекс 1

(И. п. - основная стойка)

1) руки вверх;

2) хлопок над головой;

3) руки в стороны;

4) руки к плечам;

5) руки вниз.

Комплекс 2

1) руки на пояс;

2) наклон влево;

3) исходное положение;

4) наклон вправо;

5) исходное положение.

Комплекс 3

1) голову повернуть налево;

2) голову повернуть направо;

3) голову держать прямо;

4) голову опустить вниз.

Комплекс 4

1) руки вперед;

2) присесть;

3) исходное положение;

4) голову повернуть направо;

5) голову повернуть налево;

6) голова прямо.

Варианты:

1. Показ упражнений можно сочетать с названием движения. В этом случае развивается еще и слуховая память.

2. Движения не показываются, а только называются. Ребенок должен вспомнить, как они выполняются.

Запомни порядок.

Цель: развивать память, внимание.

Ход игры

Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок. В конце игры отмечают тех, кто выполнил задание без ошибок.

Кто ушел?

Цель: развивает память, внимание.

Ход игры

Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, отворачивается. В это время, по указанию педагога, один из детей уходит из зала. Водящий должен повернуться и угадать, кого из детей не хватает.

Вариант.

Когда кто-то из детей уходит, остальные меняются местами, чтобы запутать водящего.

У ребят порядок строгий

Цели: развивать зрительную память, внимание; закреплять навыки перестроения.

Ход игры

Игроки выстраиваются в колонну по одному, или шеренгу. По команде они начинают ходить в произвольном порядке по залу, произнося слова:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места;

Так трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

После этих слов педагог вытягивает правую или левую руку в сторону и командует: «Становитесь! ». Дети должны быстро построиться на свои места, в направлении, указанном педагогом.

Варианты:

1. После каждого построения порядок расположения игроков меняется.

2. Если педагог вытягивает руку вперед, то дети должны построиться в колонну, если педагог поднимает руку в сторону, дети строятся в шеренгу.

Заколдованный шарик

Цель: развивать долговременную память на слова, координацию движений.

Материал: два воздушных шарика.

Ход игры

Надуйте два воздушных шарика, покажите детям, как они плавают в воздухе, и разрешите немного с ними поиграть. Через некоторое время скажите детям, что вы знаете волшебное заклинание. Потрите шарик об одежду, чтобы зарядить его статическим электричеством, и скажите заклинание:

Снип, снап, снуре - раз, два и три!

Шар заколдован – иди посмотри!

«Прилепите» шарики к стене на таком расстоянии, чтобы дети могли их достать, поиграть с ними. Повторите заклинание, позвольте детям самим приклеить шарики. Пусть дети сами повторят заклинание и прилепят шары.

Волшебная цифра

Цели: совершенствовать память; закреплять математический счет; развивать координационные способности.

Материал: карточки с цифрами, коврик или мат.

Ход игры

Педагог говорит, что если хорошо знать цифры, то попадешь в страну знаний. Для каждого он сообщает его волшебную цифру.

На коврик вразброс кладут цифры (по количеству участников игры). Игроки запоминают свой номер, сообщенный педагогом. По сигналу педагога участники бегут к ковру и ищут свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание. Если в группе много детей, можно провести эстафету.

Вот так позы

Цель: развивать моторную и зрительную память, произвольный самоконтроль, устойчивость внимания.

Ход игры

Участники игры принимают позы, соответствующие определенному виду спорта (определенной профессии, движению животного и т. п.) . Водящий, посмотрев на них должен запомнить, воспроизвести их и прокомментировать после того, как все дети вернуться в исходное положение.

Игра может усложняться: водящий повторяет позы увеличивающегося числа детей.

Отмечаются лучшие водящие.

Вызови по имени

Цель: развивать двигательную память, долговременную память на слова, интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, ловкость.

Материал: мяч.

Ход игры

Участники делятся на две команды. По сигналу педагога они свободно передвигаются по всему залу. Внезапно педагог подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч большее количество раз.

Тайное движение

Цель: развивать зрительную и моторную память и соотношение между ними.

Ход игры

Ведущий показывает различные гимнастические упражнения. Участники игры повторяют за ведущим все упражнения, кроме тайного – заранее оговоренного. Вместо этого упражнения дети должны выполнять другое, тоже, заранее оговоренное. К примеру, вместо тайного упражнения присесть они должны поднять руки вверх.

Отмечаются дети, без ошибок выполнявшие упражнения.

Ловишки с мячом

Цели: развивать память, ловкость, скоростные способности; закреплять счет.

Материал: мяч.

Ход игры

Дети, стоя в кругу, передают друг другу мяч со словами:

Раз, два, три –

Мяч скорей бери.

Четыре, пять, шесть –

Вон он, вон он здесь.

Семь, восемь, девять –

Бросай, кто умеет.

Тот игрок, у которого на последнем слове окажется мяч, говорит: «Я» и бросает его в разбегающихся детей. Осалив мячом первого игрока, «ловишка» берет мяч в руки. Играющие вновь строятся в круг. Игра продолжается.

Игры для развития различных видов памяти

Чего не стало

Для ребят дошкольного возраста существует игра «Чего не стало? » («Чего не хватает»). На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек). Ответные действия детей могут быть разными. В зависимости от готовности, ребенок может найти игрушку на другом столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с названием игрушки и т. д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел? », когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.

Ящик

Есть и еще одна игра на запоминание – «Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет. [20, c. 160] -Нем

Найди сам

Зрительную память детей хорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под названием "Найди сам". Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .



Узнай предмет

Упражнением для тренировки тактильной памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Морские узлы

В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного пространственного воображения) .

Чудесные слова

Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

Нарисуй фигуру

Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

Кто знает больше

Игра "Кто знает больше" также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

www.maam.ru

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)

Развивающие игры "Запоминаем вместе"

(картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)

Память-это процесс выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. в дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:

Игра «Рассказываем сказку».

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

Возраст: 5 лет и старше

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

Упражнение на развитие двигательной памяти

Цель: развитие двигательной памяти, координации движений.

Возраст: 4 лет и старше

Вспомни как прыгает щенок за косточкой? Покажи.

Как ходит корова? Покажи.

Как бодается бык? Покажи.

Как кошка лежит на солнышке?

Как бегает по рельсам трамвай?

Как ты поднимаешься по лестнице?

Как тормозит машина, что на у светофора?

Как милиционер своей палочкой останавливает машину?

Как бабушка поправляет очки?

Упражнение "Запоминаем слова"

Цель: развитие слуховой механической памяти

Возраст: с 4 лет и старше

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

Упражнение "10 цифр"

Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались.

Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5

Игра «Гуляем по лесу».

Цель: развитие зрительной памяти;

Возраст: с 5 лет.

Представь, что мы в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я пропустила. Итак: сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка.

Задание № 1: назови всех птиц, каких ты знаешь

Задание № 2: картинка убирается. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

Игра «Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

Цель: развитие обонятельной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Задание № 1: Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

Игра «Снежки »

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Игра «Загадки»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.

Внимание! Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы (заяц)

Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.

Задание №2: Вспомни и повтори загадку?

Игра «Экран».

Цель: развитие зрительной памяти.

Возраст: с 4лет.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

Игра «Видеоскоп».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Возраст: с 5 лет.

Дети сидят в кругу. По кругу передается одна за другой 1 – 2 (позже более) открыток. Примерно через каждые 10 секунд, педагог дает сигнал (хлопок) и дети передают своему соседу справа открытку и получают другую. Когда открытки прошли по кругу 2 -3 раза их откладывают в сторону. Попросите детей вспомнить и рассказать, что изображено на 1-ой открытки и так далее. Остальные добавляют, то что кто-то забыл.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Возраст: с 5 лет.

1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

Игра «Запомни картинки»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Возраст: с 4 лет.

Для этой игры надо заранее заготовить 10 12 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими

Игра «Какой игрушки не хватает? »

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игра «Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки

Игра «Обезьянка»

Цель: развитие зрительной памяти

Возраст: с 3лет.

Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Игра в слова

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

Игра «Запоминаем вместе».

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.

Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.

Игра «Вспомни пару».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.

1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.

Игра «Пары картинок».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин. Уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки назвал те которые убраны.

Варианты рассказов для запоминания.

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку и она перестала болеть.

№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.

№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту-ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.

Игра «Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Игра «День рождение куклы».

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Возраст: с 3 лет.

Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.

Игра «Пара слов».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.

Упражнение «Осень».

Цель: развитие смыслового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении.

Миновало лето

Осень наступила,

На полях и в рощах

Пусто и уныло

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышко не видно,

Темны, темны ночи.

После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается.

Игра «Магазин»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 4 лет.

Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.

www.maam.ru

Игры на развитие памяти

Хорошая память – залог успешной учебы и всей дальнейшей жизни маленького человека. А для ребенка, который совершенно не любит скучных занятий и нравоучений, для подобных целей подойдет хорошая игра на развитие памяти у детей. С помощью такого развлечения ребенок получит «порцию» хорошего настроения, и разовьет столь необходимый ему навык.

Подбирать подобные игры лучше всего с учетом возраста, способностей и темперамента ребенка. Кому-то больше подходят спокойные игры, а кому-то необходима подвижность в группе.

Только помните, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

Коллекция: Игры на развитие памяти

Ссылка на источник childish.fome.ru

Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.

Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.

Игра «Вспомни пару».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.

1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.

Игра «Пары картинок».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить.

Через 1-2 мин уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Варианты рассказов для запоминания.

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку.

И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку.

Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана.

Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.

№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту - ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся.

Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.

Игра «Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Игра «День рождение куклы».

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Возраст: с 3 лет.

Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена.

Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами.

Количество гостей постепенно увеличивается.

Игра «Пара слов».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов) . Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова.

Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.

Источник nsportal.ru

Дети гуляют.

Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему) . После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

Число

Количество игроков:не менее 3.

Выбирается отгадывающий («математик») , который должен отойти на время, пока остальные загадают какое-то число.

Затем, математик должен угадать это таинственное число, спрашивая по очереди у каждого игрока о каком-то числе, на что они должны отвечать, больше загаданное число, или меньше.

Например, загаданное число –8. Математик спрашивает у первого игрока:

-Это число 5?

Игрок должен ответить, что оно меньше. Затем математик спрашивает у следующего игрока:

- Это число 2?

И так далее, пока число не будет отгадано.

Все помню

Количество: любое, но чем больше играющих, тем лучше.

Перед ее началом следует выбрать из числа взрослых судью, который на протяжении всей игры будет записывать названные слова.

Участники должны сесть в круг и выбрать тему, например города. После этого они по очереди называют названия городов. При этом каждый игрок должен повторять слова, названные предыдущим участником, и добавлять свое название.

Судья в это время записывает все названия.

Игрок, допустивший ошибку при повторении городов, выбывает из игры.

Кукловод

Количество игроков:двое

"Кукловод" завязывает глаза игроку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем игроку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вспомни и покажи

Количество игроков:любое

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.) . Побеждает тот, у кого это лучше получится.

Перепутались

Количество игроков:любое

Дополнительно:5-6 игрушек

"Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний - котенок".

Ведущий выстраивает 5-6 игрушек в очередь друг за другом. "Потом зазвонил колокольчик - это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам, ведь капитан парохода катает за один раз только по два пассажира".

Повторюшки

Количество игроков:2

Ведущий садится на стул, смотрит на часы, открывает книгу, зевает, снимает трубку телефона, потом, помедлив, кладет ее на место, закрывает книгу. Игрок должен повторить которые в той же последовательности.

Запоминайка

Количество игроков:любое

Дополнительно:колода из 36 карт

Перетасуйте карты и разложите их в шесть рядов по шесть карт. Делайте ходы, переворачивая по две карты и пытаясь найти пары. Цвет и масть значения не имеют.

Запоминайте, где лежит какая карта.

Если у вас сложилась пара, запишите себе очко, отложите эту пару лицом вниз и сделайте еще один ход. Когда все карты будут разобраны по парам, сосчитайте очки.

У кого их больше - тот и выиграл.

Тренировка памяти

Дополнительно:поднос, различные предметы, платок

На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка...

В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом?

Затем поменяться ролями.

Количество игроков:любое

Дополнительно:бумага, ручка или карандаш

Ребята должны "записать" предлагаемые вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, "прочитав" свои рисунки.

Интересно, как дети нарисуют такие абстрактные понятия как "Добро", "Зло", "Счастье", или как сумеют изобразить эмоциональные состояния и чувства "Радость", "Гнев", "Печаль". Попробуйте и вы изобразить эти понятия, а потом сравните с рисунками малыша.

Где стереть?

Количество игроков:любое

Дополнительно:доска, мел, тряпка

На классной доске или на листе бумаги каждый ребенок должен нарисовать "рожицу". Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последовательности и только те, которые попросит ведущий, например, сначала левый глаз, затем подбородок, волосы...

Карта-головолмка

Количество игроков:любое

Дополнительно:бумага, фломастеры, ножницы

Нарисуйте карту земли (это легко можно сделать по контурной карте) . Затем обведите чёрным фломастером контуры литосферных плит и добавьте абрисы материков. Затем приклейте готовую карту на картон и раскрасьте её.

Разрежьте карту на кусочки, чтоб получилась мозаика-головоломка. Перемешайте фрагменты и попробуйте собрать её снова, орентирентируясь по линиям литосферных плит.

Кто с чем

Количество игроков:любое

Дополнительно:доска, мел, таблички с надписями

На левой стороне доски написано в столбик: корова, лошадь, курица, свинья, мухи, слои, рыба, лягушка, рак, крокодил. На столе лежит вырезанные из фанеры таблички с надписями: с рогами, копытами, с пятачком, клювом, хоботом, с чешуей, икрой, с клещами, с пастью.

Дети 10 секунд смотрят на доску, запоминают расположение надписей, затем надписи закрываются. Требуется, когда закрыта левая сторона щита, развесить таблички на соответствующие места.

Мамины помощники

Количество игроков:любое

Дополнительно:предметные картинки (фрукты, овощи, игрушки, цветы, одежда, посуда и т. д.)

Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра направлена на развитие словесной памяти детей. Как известно, запоминание слов затрудняет ребенка больше, чем запоминание предметов.

В силу конкретности детского мышления ребенку трудно запомнить услышанное слово без связи с его предметным содержанием. Для этого требуются особые усилия.

Данная игра как раз и создает условия, которые, с одной стороны, учат прилагать такие усилия, а с другой — облегчают их. Опорой для целенаправленного и осмысленного запоминания слов в этой игре являются предметные картинки и игровое общение с воспитателем.

Игра носит сюжетный характер. Воспитатель берет на себя роль мамы, которая дает своим детям (помощникам) поручения — запомнить и принести то, что нужно для дома. Такой сюжет очень близок повседневному опыту детей и удовлетворяет их потребность в общении со взрослыми.

Он обеспечивает эмоциональную включенность детей в игру, побуждает к условным игровым действиям. Очень важно и то, что взрослый перечисляет не отдельные, разрозненные предметы, а предметы, объединенные общим игровым смыслом.

Осмысленное и целенаправленное запоминание слов подготавливает детей к успешному осмысленному запоминанию словесных указаний взрослого. А это очень важно для обучения детей на занятиях и для их дальнейшей жизни.

Игра может проводиться и с небольшой подгруппой детей (четыре — шесть человек) и со всей группой. Опишем вариант игры с небольшой подгруппой. Воспитатель предлагает поиграть в новую игру со знакомыми картинками. «Я буду вашей мамой, а вы — моими помощниками.

Я хочу сварить для вас вкусный овощной суп. Вовочка, сыночек, принеси мне для супа капусту, морковку, картошку.

Повтори, что мне нужно принести для того, чтобы сварить суп?» Ответив на вопрос воспитателя, ребенок подходит к столу, где заранее разложены все картинки, и выбирает те, которые ему нужны. Затем он показывает их всем детям, а они вместе с воспитателем оценивают, правильно ли выполнено поручение: все ли он принес, не перепутал ли что-нибудь.

Мама благодарит Вову и понарошку варит суп. «Хочется угостить вас чем-нибудь вкусным, — говорит она через некоторое время. — Сходи-ка, доченька, в магазин и принеси нам виноград, грушу и апельсин. Запомнила, что нужно купить?» Дочка идет выполнять мамино поручение, а потом все лакомятся фруктами.

В процессе игры мама поручает своим детям принести самые разные предметы (три-четыре вида) , каждый раз объясняя их назначение. Например: нужно купить игрушки детям (машинку, куклу, мишку, мячик) или посуду, чтобы накрыть стол (чашку, чайник, сахарницу) , вазу с цветами для красоты или принести то, что нужно для уборки в комнате (веник, совок, ведро с водой) .

Постепенно, при повторении игры, можно расширять число запоминаемых слов (до пяти) и обогащать содержание устанавливаемых связей, например, к овощам для супа добавляется кастрюля, среди одежды может быть расческа или щетка для чистки одежды, к фруктам можно прибавить кувшин с водой (чтобы их помыть) и пр.

Выполнение всех поручений оценивается и воспитателем и детьми. Принесенные картинки используются в воображаемых игровых действиях — дети понарошку варят суп, лакомятся фруктами, играют с игрушками, одеваются на прогулку и пр.

Правила игры.

1. Выполнять мамино поручение самостоятельно, ничего не путая и не забывая.

2. Подсказывать не разрешается.

3. Если кто-то не полностью выполнил поручение и что-то забыл принести, дети напоминают ему и он отправляется снова за недостающим предметом.

Советы воспитателю. Все предметные картинки должны быть хорошо знакомы детям и легко узнаваемы. Разложите их заранее на столах рядами, на некотором расстоянии друг от друга, чтобы облегчить детям их различение и выбор (картинки служат опорой для припоминания, названных слов) .

Учитывая сложность запоминания слов для маленьких детей, эту игру следует проводить последней, когда дети уже научились устанавливать и удерживать смысловые связи на другом наглядном материале.

С детьми, которые часто забывают слова, поиграйте отдельно, варьируя различные поручения и поощряя их выполнение.

При проведении игры со всей группой все дети по очереди становятся помощниками. Имея два стола с игровым материалом, можно одновременно давать поручения сразу двоим детям. Все участники игры оценивают вместе с воспитателем правильность выполнения маминых поручений.

Вспомнить все

Количество игроков:четное

Игроки в парах поворачиваются друг к другу спиной, настраиваются на своего партнера и стараются максимально четко его себе представить. Теперь можно начинать игру. Ведущий объявляет, что сейчас придется вспоминать внешний облик человека, стоящего за вашей спиной.

После этих слов никакие взгляды на партнера не допускаются.

Первое задание:

вспомнить, как зовут вашего партнера. (Задание выполняют по очереди абсолютно все участники) .

Второе задание:

вспомнить, какого цвета глаза у партнера.

Третье задание:

ответить, какой длины брюки на партнере (вопрос должен звучать именно так, даже если в паре девочка в юбке) .

Следующее задание:

сказать, какая обувь на ногах партнера.

Увидел, услышал – запомни!

Количество игроков:любое

Дополнительно:бумага, ручки

Игроки садятся во круг стола. Один из игроков записывает 5 однозначных чисел, затем четко их произносит. Дальше каждый должен записать их у себя на листике в том же порядке.

Тот, кто продиктовал числа, проверяет их у всех участников. Затем его сосед пишет у себя на листке бумаги уже свои 5 чисел и показывает их ребятам в течении пяти секунд, остальные должны их запомнить и записать у себя на листке бумаги в том же порядке.

Игра проводится в течение 7 – 10 минут.

Волшебный мешок с подарками

Количество игроков:любое

Дополнительно:различные мелкие предметы

На пол высыпаются 10-15 предметов разной формы, функциональной принадлежности, цвета. В течение минуты дети рассматривают и запоминают их. Взрослый складывает их обратно в мешок и просит ответить на вопросы о предметах:

-Какого цвета был брелок?

-Сколько резинок для волос лежало на полу?

Тот, кто правильно отвечает, получает предмет в подарок.

Запомни фигуры

Количество игроков:любое

Дополнительно:бумага и ручки

Эту игру лучше всего проводить на школьной доске. Ведущий рисует на доске 6 геометрических фигур по очереди. Каждая из них демонстрируется 7 секунд, затем стирается и на ее месте рисуется следующая фигура.

Просмотрев все 6 фигур, участники должны в течение 5 минут нарисовать у себя на листе бумаги все показанные фигуры в той последовательности, в которой они демонстрировались.

Движение по памяти

Количество игроков:двое

Два игрока чертят сами для себя на полу или на земле линию в виде зигзага. Один игрок чертит линию на два метра, другой продолжает эту линию еще на два метра. Они могут несколько минут ее изучать, чтобы ее лучше запомнить.

И после этого они должны пройти по ней из конца в конец спиной вперед. Один двигается по линии, а другой считает, сколько раз тот выйдет за линию. Затем они меняются ролями.

Назовись

Количество игроков:любое

Дополнительно:мяч

Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки.

После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.

Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать своё имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д.

После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён.

Чемодан

Количество игроков:3-12

Первый игрок говорит: "Я беру чемодан и кладу в него...огурец". Второй игрок продолжает: "Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево". И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке.

Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.

Зрительная память

Количество игроков:любое

Дополнительно:20 цветных косточек, проволока

Между стойками натянуты две проволоки, на которых передвигаются по 10 цветных косточек. Нижние косточки перед началом соревнования сдвинуты в сторону. Верхние расположены в определенном порядке.

Соревнующиеся смотрят в течение пяти секунд на верхние косточки, после чего косточки закрываются.

Задача - расположить по памяти нижние косточки в таком же порядке, как и верхние.

Эхо

Количество игроков:семь и более человек

Дополнительно:мяч

Игроки запоминают несложное забавное стихотворение. Проверяется усвоение: водящий читает первую половину каждой фразы, игроки произносят вторую. Потом дети говорят первую половину фразы, а водящий — вторую.

Когда стихотворение усвоено, игроки становятся в круг. Один из них получает мяч, произносит часть фразы и бросает мяч любому другому. Тот продолжает и передает ход кому-нибудь еще.

Если игрок не может продолжить или произносит фразу с ошибкой, он кладет в круг фант, а после игры «выкупает» его — рассказывает любое стихотворение.

Кто где

Количество игроков:десять и более человек

Игроки становятся или садятся в круг, водящий — в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси.

За это время двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами.

Задача водящего — указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает — указанный игрок занимает его место.

Рисуем по памяти

Количество игроков:любое

Первый из игроков рисует на доске или мольберте домик. Следующий игрок запоминает рисунок, затем закрывает глаза, поворачивается вокруг себя и, не открывая глаз, дорисовывает к домику окошко, дверь, трубу или птицу на крыше.

Что за рисунок получится в конце концов?

Стулья

Количество игроков:любое

Стулья ставят в один ряд. Дети садятся на них и закрывают глаза. Ведущий должен запомнить, где каждый сидел или записать на бумажке.

Он дает детям команды: "сделайте 5 шагов вперёд", "повернитесь 2 раза", "сделайте 4 шага влево", и т. д. Затем по команде "По местам!" дети должны найти свой стул с закрытыми глазами. Кто ошибется - выходит из игры.

Повторяйка

Количество игроков:любое

Дети становятся в одну линию. По жребию или считалке выбираю первого участника. Он становится лицом ко всем и выполняет какое-либо движение, например: хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы, поднятие рук и т. д.

Затем он встает на свое место, а на его место становится следующий игрок. Он повторяет движение первого участника и добавляет свое.

Третий игрок повторяет два предыдущих жеста и добавляет свое, и так по очереди делают остальные участники игры.

Когда вся команда закончит показ, игра может идти по второму кругу.

Игрок не сумевший повторить какой-либо жест, выбывает из игры. Победителем становится ребенок, оставшися последним.

Не забудешь, что купить?

Количество игроков:любое

Дополнительно:любые небольшие предметы

Подготовить предметы которые будем использовать в качестве покупок- подойдут разные пакеты, бутылочки, игрушки, мячи могут быть яблоками,

большой мяч - это арбуз, мелкие предметы домашнего обихода, можно слепить. Магазины могут быть разными: "Игрушки", "Хозтовары", "Продуктовый" и т.д..

Посылаем ребёнка в "магазин" и просим купить необходимые покупки, начинать с нескольких, постепенно увеличивая. Ребёнок должен вернуться и показать, рассказать, что купил.

По теме:

Источник nsportal.ru

Друзья привет! В этой статье разберем еще один навык - эторазвитие памяти у дошкольников.

Что нужно знать, чтоб помочь ребенку развить память?

А Вы читали статью как развить ребенку воображение?

Нет, тогда читайте здесь.

Развитие памяти у дошкольников

Для начала разберем какие виды памяти есть у человека и что вообще такое память?

Память - это способность воспроизвести то, что было ранее, одна из функций человека, которая самая долговечная, функции памяти - хранить информацию, накапливать и воспроизводить.

Виды памяти:

1. Произвольная, когда человек запоминает, заставляя себя, при помощи воли и закладывается этот навык уже в 4 года.

2. Непроизвольная, естественно это противоположная память произвольной, при которой человек не может себя заставить запомнить.

3. Слуховая память, когда человек запоминает слушая кого-либо, пример в школе ученик не пишет конспект, а на вопросы по прошлой теме ответить может, так как слушал, хотя и не писал.

4. Зрительная память, приведем пример, когда ученик отвечает на вопрос учителя, вспоминая запись из тетради.

5. Двигательная память, допустим ребенок увидел, как танцует его одноклассник и тут же с легкостью повторил за ним, это и есть двигательная память.

Еще есть кратковременная память, (когда ребенок пишет и через мгновение забывает, что написал) и долговременная память (в отличие от кратковременной памяти ребенок помнит, что писал и может пересказать) .

Дети, которые недавно появились на свет, т. е. новорожденные не обладают памятью, она появляется позже и называется как «узнавание». У детей 4 - 5 лет хорошо развито автоматическое запоминание. Отсюда можно сделать вывод учить детей иностранным языкам нужно в это время (4 - 7 лет) , тогда будет эффект в обучении. Предлагаю для чтения интересные статьиРазвитие ребенка 4 годаиРазвитие ребенка 5 лет.

Когда нужно начинать развивать ребенку память?

Развивать ребенку память нужно с раннего возраста, чем раньше, вы это начнете, тем лучше. С самого начала развивать память ребенку помогают родители, потом в садике воспитатели, ну а дальше ребенка учат учителя в школе.

С помощью чего можно развить у ребенка память?

Для того, чтобы у ребенка хорошо развивалась память, нужно чтоб с ним занимались, хотя бы 1 час в день, а именно играли в развивающие игры.

Игр для развития памяти очень много, это игры «запомни фразы», «запомни предложения», чтения книг, заучивание стихов, разгадывание загадок и головоломок все это поможет ребенку развить память. Ниже представлено несколько вариантов игр.

Игры для развития памяти ребенка

Загадки

Родители загадывают ребенку легкие загадки, ребенок должен ответить, что же это такое. С каждым годом нужно усложнять загадки.

Несколько картинок

Покажите ребенку несколько картинок на пару минут, после чего уберите их. Нужно, чтоб ребенок максимально точно назвал, что было изображено на картинках и сколько их было.

Любимые игрушки

Выложите ребенку на несколько секунд его любимые игрушки в ряд, он должен запомнить какая где стоит, затем ребенок отворачивается и вы меняете их местами. Ребенок должен поставить их так как они были расставлены.

Что изменилось

Игра заключается в том, чтоб ребенок вспомнил что изменилось. Приведем пример: ребенок смотрит на папу, запоминает, что на нем одето, что на голове и т. д., затем папа уходит в другую комнату меняет что-то на себе и выходит снова, ребенок должен вспомнить и сказать, что изменилось.

Игрушка планшет

Эта игрушка хороша тем, что с ней может играть уже 2 летний ребенок. На планшете есть картинки, при нажатие на них издается слово, например на картинке изображен слон, когда ребенок нажмет на картинку, женский голос произнесет слово «слон» и т. д. С помощью планшета ребенок может учить алфавит, цифры от 1 до 10, а также новые слова. Классная игрушка и стоит всего 400 рублей.

Найди 10 отличий

Две картинке отличающиеся 10 отличиями. Очень хорошая игра, я думаю все про нее знают, поэтому писать больше про нее ничего не буду.

Читаем сказку и пересказываем

После прочтения сказки, задавайте вопросы: о чем была сказка, расскажи о героях сказки, вообщем пусть ребенок попробует ее пересказать.

Посмотрите вот это видео оно очень поможет вам

Если статья понравиласьподпишисьна обновление сайта и будь в курсе всего самого интересного первым.

Читайте также:

Читать далее rebenok.msk.ru

Другие статьи по теме:

  • Игры для развития речи дошкольников

    Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Библиотека :: Наши статьи :: Детский мир Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Для того, чтобы заниматься р...

  • Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

    Дидактические игры для формирования фонематических процессов. Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях л...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Картотека игр на развитие внимания для дошкольников

    Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста) Развивающие игры "Запоминаем вместе" (картотека игр, направленных на развитие па...

  • Дидактические игры для развития связной речи дошкольников

    Консультация-презентация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр» Консультация- презентация на тему: Формирование связной речи у ребёнка-дошкольник...

  • Дидактические игры для детей дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателя...

  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста

    Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Городское методическое...

  • Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Игры на развитие мышления у дошкольников

    Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников Игра «Чем похожи и чем отличаются? » Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. Оборудование: магнитн...

  • Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

    Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняютс...

  • Игры для развития фонематического слуха у дошкольников

    Дидактические игры для формирования фонематических процессов. Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях л...

  • Основы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Игры для дошкольников на развитие коммуникативных навыков

    Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сбл...

  • Игры для дошкольников на развитие внимания

    Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...