Дошкольная программа

Дошкольная программа - Презентация 29118

Родителям о примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий».

2012 г.

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ Институт системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...»

Королева С. И.

Девиз программы

«Мир открытий».

«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, не известные еще никому» К. Э. Циолковский

3

Документ нового поколения

Программа «Мир открытий» –.

Документ нового поколения, разработанный на основе фундаментальных исследований в отечественной педагогике и психологии, воплотивший результаты новейших достижений мировой науки о дошкольном детстве и отвечающий запросам современного общества к воспитанию ребенка от рождения до поступления в школу.

4

Федеральные государственные требования

к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) – первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне стандартизирует содержание дошкольного образования с целью достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

5

Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования «Мир открытий» в полной мере соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре, содержанию, условиям реализации и результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказы Минобрнауки № 655 от 23.11.2009 и № 2151 от 20.07.2011) .

6

Научно-методический совет Программы

Авторский коллектив Программы

Людмила Георгиевна Петерсон – д.п.н., директор Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО, автор непрерывного курса математики «Учусь учиться» для ДОУ, начальной и средней школы, лауреат Премии Президента в области образования.

А. И. Буренина, к.п.н.; Н. Е. Васюкова, к.п.н.; И. А. Лыкова, д.п.н.; Л. Г. Петерсон, д.п.н.; А. С. Обухов, к.психол.н., Н. А. Рыжова, д.п.н. А. И. Савенков, д.п.н., д.психол.н.

А. И. Буренина, к.п.н.; Н. Е. Васюкова, к.п.н.; И. А. Лыкова, д.п.н.; Л. Г. Петерсон, д.п.н.; А. С. Обухов, к.психол.н., Н. А. Рыжова, д.п.н. А. И. Савенков, д.п.н., д.психол.н.

Абдуллина Л. Э., Богуславская Т. Н., Буренина А. И., Васюкова Н. Е., Григорьева Г. Г., Касаткина Е. И., Кочемасова Е. Е., Кубышева М. А., Лыкова И. А., Мякишева Н. М., Обухов А. С., Петерсон Л. Г., Попова М. Н., Протасова Е. Ю., Родина Н. М., Рунова М. А., Рыжова Н. А., Савенков А. И., Суздальцева Л. В., Трифонова Е. В., Тютюнникова Т. Э., Ушакова О. С., Швецова М. Н., Щербаков В. П.

7

Программа для дошкольных учреждений

«Мир открытий» –.

Программа для дошкольных учреждений, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, их общее развитие, формирование целостной картины мира и опыта разных видов деятельности, которая обеспечивает индивидуальную траекторию развития ребенка от рождения до школы в условиях взаимодействия педагога с семьей.

8

Программа «Мир открытий» – это

О т к р ы т и е

Каждым ребенком окружающего мира, а также самого себя как личности и других людей в этом мире – в процессе собственной деятельности

Новых эффективных инструментов (технологий) развития деятельностных способностей и коммуникативно-нравственных качеств личности, ведущих детей к дальнейшему самообразованию и успешному будущему в школе и в жизни

Педагогами новых путей самореализации, смыслов жизни и горизонтов развития – личностного и профессионального

Родителями возможности более глубокого понимания собственных детей и новых смыслов в собственной судьбе

9

Программа «Мир открытий» рекомендуется для дошкольных организаций следующих видов:

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников

Детский сад

Центр развития ребенка – детский сад физического и психического развития, поддержки и оздоровления воспитанников

Детский сад комбинированного вида

Основная цель

Программы «Мир открытий»:

Непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

11

Материал 900igr.net

Программа дошкольного образования "Истоки" строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое.

Раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте.

Задается иерархия основных видов деятельности: общение, предметная деятельность, игра.

Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

Авторы программы каждую выделенную ими основную линию развития ребенка рассматривают в динамике, выделяя важные для определенного периода задачи и направления работы.

Научная база

Создавая программу дошкольного образования "Истоки", авторы опирались на работы выдающихся отечественных ученых: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и других, развивали идеи психологов и педагогов, создавших научный фундамент современной системы отечественного дошкольного воспитания.

Л. С. Выготский считал, что движущей силой психического развития является обучение как необходимый путь "присвоения" ребенком общечеловеческого опыта. При этом он подчеркивал, что обучение должно ориентироваться не на уже созревшие, а на созревающие функции, на “зону ближайшего развития”.

Обучение не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь. Содержание и формы деятельности изменяются от возраста к возрасту.

Развитие психики, как отмечал А. Н. Леонтьев, зависит не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. Каждая стадия в детском развитии характеризуется своим типом ведущей деятельности: в младенчестве ею является деятельность общения, в раннем возрасте - орудийно-предметная деятельность, в дошкольном - игровая. Развитие ребенка зависит и от других “специфически детских” видов деятельности: изобразительной, конструирования, восприятия сказки и др. (А. В. Запорожец) .

Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, которая характеризуется формированием мотивационно-потребностной сферы личности, следует деятельность другого типа, в которой происходит овладение новыми способами деятельности. Так, в деятельности общения в младенческом возрасте происходит преимущественное формирование мотивационно-потребностной сферы личности ребенка; в раннем возрасте в процессе манипулирования предметами ребенок овладевает разнообразными способами действия с предметами, свойственными человеку.

В дошкольном возрасте в игровой деятельности у ребенка формируются новые мотивы и потребности: осознание своего места в обществе взрослых и сверстников, понимание того, что ему нужно учиться. В каждом психологическом возрасте на первый план выдвигаются определенные специфические задачи развития - генетические задачи возраста. По определению Л. С. Выготского, психологический возраст - это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою динамику и структуру, которую определяют:

- социальная ситуация развития, т.е. та система отношений, в которую вступает ребенок в обществе взрослых и сверстников;

- ведущий тип деятельности ребенка в этот период;

- психологические новообразования (достижения) развития;

- кризис развития, перестройка системы отношений между ребенком и взрослым.

Методическая литература

Для более подробного ознакомления с программой можно использовать книгу авторов Алиева Т. И., Антонова Т. Н., Арнаутова Е. П. и др. «Программа истоки» - М.: «Просвещение», 2002 год.

Список ДОУ/СОШ, работающих по программе

  • ГОУ Детский сад № 1463 общеразвивающего вида,
  • Детский сад № 1778,
  • Образовательный Центр ЭОС - детский сад "Ирис",
  • Детский сад №87,

Подробней www.psyparents.ru

Дошкольная программа. Детский сад

В последнее время не так уж редка ситуация, когда дети или вовсе не посещают детский сад, или возвращаются оттуда, не выдержав одного-двух месяцев адаптации. От кого это зависит: от самих детей, от родителей или от современных детских садов и воспитателей?

Зачастую случается, что к детскому саду "не готовы" сами родители. У многих из них в наше время появилась альтернатива дошкольному воспитательному учреждению, в виде няни, бабушки или мамы, сидящей дома.

В результате родители хотят просто попробовать "пойти в сад", не слишком задумываясь о необходимой подготовке к такому важному мероприятию. А когда сразу не получается, забирают ребенка домой.

На самом деле быстро, без слез и скандалов, мало кто способен привыкнуть к детскому саду. Кроме того, сам малыш часто психологически не готов к посещению этого заведения. Причиной тому повышенная, даже тревожная привязанность к матери и неумение общаться со сверстниками.

К содержанию

За мамину юбку

При повышенной привязанности к маме малыш не способен находиться вдали от нее даже непродолжительное время, а когда она рядом, старается держаться как можно ближе. Для трех-четырехлетнего ребенка такое поведение уже не является нормой. И чем дольше он находится возле мамы, тем он больше к ней "прилипает" и тем травматичнее для него любой разрыв - а ведь когда-нибудь он случится непременно.

Чтобы постепенно снизить уровень подобной привязанности, необходимо найти ту область, в которой ребенок может сам себя выразить и почувствовать уверенным и независимым от мамы. Это игра, а именно две ее основные составляющие: игра с предметом и игра со сверстниками.

Научив малыша играть, мы научим его и еще одному важному качеству, необходимому не только в детском саду, но и в жизни: умению общаться. Кстати, играть малыша именно нужно целенаправленно учить, и это должен делать взрослый.

Обучение игре предполагает уже достаточное развитие речи, поэтому постепенно вводить малыша в предметную деятельность, то есть в игру с игрушками, стоит в возрасте около двух лет. Затем можно переходить к следующему этапу - общению с другими детьми. Игре нужно учить поэтапно, не смешивая лет до трех игры с игрушками и игры с детьми, поскольку в столь раннем возрасте одно только мешает другому.

Когда малыш достаточно хорошо научится играть с игрушками, начнет придумывать свои собственные элементарные сюжеты игр, присутствие мамы станет для него не столь необходимым. Умение найти себе дело и получать от него удовольствие, самодостаточность и определенная независимость от мамы важны для готовности ребенка к детскому саду.

К содержанию

Все вместе

Для общения со сверстниками ребенку также крайне необходима направляющая помощь родителей. Ведь малышу важно не просто гулять возле других детей на площадке, в сущности, не замечая их и самостоятельно копаясь в песке; ему нужно именно общаться.

На помощь вновь приходят игры, в которые с двумя или несколькими малышами можно начинать играть уже с 1,5-2 лет. Самые простые, но (и это принципиально важно) с одинаковыми и одновременными для всех участников действиями, призванными подчеркнуть схожесть малышей, их взаимную близость и общность.

Начинать можно с одновременных прыжков, хлопков, топанья под лозунгом: делаем все вместе! Например, игра, неизменно с восторгом подхватываемая всеми детьми: "Зайка серенький сидит и ушами шевелит: вот так! вот так!" Очень хороши хороводы, прятки, салки.

Когда детей во дворе много, можно играть в игру "Воробушки и автомобили". Дети делятся на две группы: воробушки и автомобили, и одни "на улице" сменяют других.

Подобна ей игра "Солнышко и дождик", когда по сигналу под солнышком все веселятся и танцуют, а дождика боятся и прячутся. И чем больше при этом будет визга и хохота, чем ярче у малыша будут эмоции, тем позитивнее останутся впечатления от игры. Он самоутвердится и почувствует себя увереннее, став частью коллектива.

К содержанию

Наш любимый воспитатель

Личность педагога детского сада не менее важна, чем школьного учителя. Ведь очень во многом именно от него зависит успешность и комфортность пребывания малыша в саду. Что за человек перед вами, обычно можно понять с первой же встречи.

Насколько он умеет общаться с детьми, насколько он доброжелателен, терпелив и эмоционален. Очень важная черта, необходимая дошкольному педагогу, - эмоциональная раскованность, умение ясно выражать свои чувства: радость, испуг, опасения.

Быть немного актером, выражать все своим лицом, своим обликом, а не просто констатировать словами - только таким образом можно передать ребенку интерес к жизни (а передает его именно взрослый) , включая и сказки, и игры, и песенки. Ну и, конечно, хороший педагог немыслим без доброты и теплого отношения к детям.

Если перед вами жесткий, бескомпромиссный человек - меняйте группу или сад. Чем быстрее, тем лучше. Не забудьте, перед тем как оставлять малы ша в саду, поговорить с воспитателем и рассказать ему об особенностях своего ребенка.

Например, он не умеет быстро есть, не может быстро засыпать, а если он часто просится в туалет, это не от хулиганства, а от особенностей организма. Помните, что самый первый день, как правило, проходит обманчиво хорошо.

А вот дальше, когда малыш осознает, что это навсегда: и ранние подъемы, и уход мамы, и завтрак в обществе других детей - будет сложнее. Следите за настроением малыша.

Если вам разрешили присутствовать в группе в период адаптации, постарайтесь участвовать в ее жизни, помогая воспитателю и другим ребятам. Не стоит просто сидеть в стороне, оценивающе присматриваясь к работе педагогов.

Уходите сначала на два часа, затем - до сна, потом приходите сразу после него. Делайте перерывы в неделе. Разрешайте относить в сад игрушки, гарантированно заинтересующие других детей, что поможет вашему малышу сблизиться с ними.

Идеально, если в группе будет друг или подруга.

К содержанию

Учение - свет?

Во многих детских садах число занятий намного превышает допустимое количество: для средних и старших дошкольников три занятия днем и одно-два вечером. И это очень много.

По мнению большинства детских психологов, современное дошкольное воспитание чрезмерно направлено именно на обучение, а не на развитие личности. У детей иногда не остается времени на самую естественную и жизненно необходимую для них деятельность - игру.

Но можно понять и родителей, в дальнейших планах которых стоит гимназия, куда без определенных навыков не примут. Выход один - искать такой идеальный детский сад, где занятия проходят в игровой форме и адаптированы для дошколят.

Посещение детского сада имеет определенные преимущества перед домашним времяпрепровождением в обществе мамы или няни. Это способ научить ребенка общаться, возможность выйти из дома в "большой мир" и присмотреться к нему.

Но детский сад вполне способна заменить хорошая группа кратковременного пребывания. Детей там мало, время пребывания - 2-3 часа, иногда вместе с мамой.

Такие группы есть при многих детских садах, рассчитаны на 2-3 месяца посещения и станут прекрасным способом мягко и безболезненно приспособиться к детскому саду. А альтернативой дошкольному учреждению может стать "дружный" двор, где с детьми занимаются взрослые или большая семья, в которой родители находят достаточно времени для разнообразных занятий и игр с детьми.

Елена Смирнова

Подробней www.7ya.ru

Дошкольные образовательные программы

Программа - основной документ дошкольного образовательного учреждения. Виды и назначение образовательных программ. Необходимость и причины появления новых образовательных программ для ДОУ.

Характеристика вариативных программ "Радуга" и "Юный эколог".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Название работы:Ваше имя или ник:Файл:Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

Подобные работы

Анализ источников о состоянии российского образования и места дошкольных учреждений в системе образования. Разработка модели введения новых образовательных программ в МДОУ г. Новокузнецка.

Апробации программы О. С. Ушаковой по развитию речи дошкольников.дипломная работа , добавлена 16.07.2010 Понятие сетевой формы образования, позволяющей обучающемуся изучить программу с использованием ресурсов одновременно нескольких образовательных учреждений. Основные характеристики сетевой формы обучения.

Направленность сетевых образовательных программ.курсовая работа , добавлена 13.01.2014 Исследование структуры и специфики основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

Проведение квалифицированной коррекционной работы с детьми.дипломная работа , добавлена 24.10.2014 Проблема "интереса" детей к музыке в контексте музыкального воспитания старших дошкольников. Изучение возможностей применения компьютерных обучающих программ с целью развития интереса к музыке.

Анализ современных компьютерных образовательных программ.курсовая работа , добавлена 21.01.2011 История становления и развития системы дошкольного образования в США: появление первых детских садов, виды дошкольных учреждений, характеристика образовательных программ. Организация пространственной среды в детских садах Америки, режим дня, питание.дипломная работа , добавлена 08.12.2013 Повышение нормативно-правовой компетентности педагога, условие достижения качества дошкольного образования.

Разработка рабочей программы вызвана необходимостью удовлетворить законодательные требования, предъявляемые к педагогам образовательных учреждений.методичка , добавлена 25.02.2009 История развития образовательной системы США, под которой понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления. Особенности организации дошкольного, начального, среднего и высшего образования.реферат , добавлена 28.10.2010 Разнообразие форм и типов образовательных учреждений.

Государственная аккредитация образовательных учреждений. Обеспечение необходимого качества образования и система его контроля.

Анализ подготовки к процедуре аккредитации образовательного учреждения.курсовая работа , добавлена 04.05.2011 Основные показатели в системе дошкольного образования в Красноярском крае, перспективы его развития. Проблема доступности дошкольного образования.

Реализация комплексных, парциальных образовательных программ и программы коррекционной направленности.реферат , добавлена 22.07.2010 Реализация программ дошкольного образования. Основные характеристики организации образовательного процесса ДОУ.

Комплексные и парциальные программы, которые используются в воспитательно-образовательном процессе. Предметно–развивающая среда в ДОУ.отчет по практике , добавлена 09.01.2009

  • 1. Программа - основной документ дошкольного образовательного учреждения. Виды программ. 2
    • 2. Необходимость и причины появления новых образовательных программ для ДОУ. 6
    • 3. Характеристика вариативных программ «Радуга» и «Юный эколог» 9
    • Список литературы 13

1. Программа - основной документ дошкольного образовательного учреждения. Виды программ

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с временными государственными стандартами в области дошкольного воспитания и образования и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно».

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей) Дошкольная педагогика. / Под ред. Авдеева М. Ю. - М.: Педагогика, 2004..

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, анализ литературы по этому вопросу позволили обозначить проблему неоднозначного понимания назначения, структуры и содержания данного документа. Наиболее распространенное заблуждение заключается в том, что образовательную программу зачастую отождествляют с учебной программой, реализуемой в том или ином дошкольном учреждении.

В то же время существует реальный опыт разработки образовательных программ по аналогии со школьной моделью или исходя из собственной логики понимания данного документа. Таким образом, можно зафиксировать еще одно явное противоречие между требованием Закона РФ «Об образовании» и других нормативных документов о разработке и реализации каждым учреждением своей образовательной программы и отсутствием единого понимания ее назначения, структуры и содержания.

Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков -- родителей (законных представителей) .

Назначение образовательной программы -- мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта дошкольного образовательного учреждения определяют ее назначение для руководителя и педагогического коллектива, органов управления образования, родителей (законных представителей) , для средних общеобразовательных учреждений.

Для руководителей и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения ценность представляет как процесс создания образовательной программы, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер. В то же время образовательная программа позволяет увидеть перспективы своего развития, как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к процедурам лицензирования, государственной аттестации и аккредитации; более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением.

Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность образовательного учреждения, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Поскольку образовательная программа является описанием объекта управления, она может являться основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.

Для руководителей органов управления образованием образовательная программа является механизмом внешнего контроля за деятельностью дошкольного образовательного учреждения, причем, отмечаем это особо, механизмом демократическим, так как контролю и проверке подлежат именно то содержание воспитательно-образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами образовательные учреждения.

Для родителей воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольных образовательных учреждений.

В таком плане привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития каждого дошкольного образовательного учреждения. Это будет способствовать обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения Кузьмин С. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения. - Ярославль: ЯПГУ, 2004..

Отечественные ученые, педагоги и психологи ведут свои практико-ориентированные исследования качества дошкольного образования в двух руслах - программном и непрограммном. При этом главной объединяющей линией является эффективное решение проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. В 2001 г. Министерство образования Российской Федерации поддержало еще шесть программ воспитания и обучения в детском саду (ранее гриф Министерства получили 14 общеразвивающих программ) , которые обеспечивают целостное развитие личности ребенка-дошкольника на дошкольном и начальном школьном этапах жизни.

Вопросы личностного развития ребенка-дошкольника в направлении его оценивания разрабатываются московскими учеными Научно-исследовательского центра им. А. В. Запорожца.

Они предлагают структурную характеристику личности ребенка, включающую разные виды компетентности (интеллектуальную, языковую, социальную и физическую) , а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства) . Развитие такой личности ребенка-дошкольника увязывается с реализацией программы по дошкольному образованию «Истоки». Ее цель - формирование разносторонне развитой личности от рождения до семи лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей, их развитие до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение каждому ребенку равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья Стеркина Р. Б. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 1.- с. 4- 11..

В дошкольных образовательных учреждениях реализуются вариативные программы «Радуга», «Развитие», «Детство», «Наш дом - природа», «Юный эколог».

2. Необходимость и причины появления новых образовательных программ для ДОУ

В 90-е гг. для российской системы дошкольного образования сложились особые нормативно-правовые, административные, экономические, социально-культурные условия, которые позволили детским садам как достаточно самостоятельным государственным учреждениям, имеющим значительную степень хозяйственной и экономической свободы, свободы определения содержания своей деятельности, осуществить значительные изменения. Стремление каждого дошкольного учреждения «иметь собственное лицо» путем усиления принципа предметности в программах воспитания и обучения привело к перегрузке детей, к сокращению возможностей свободного выбора и усилению регламентации детской жизни. Имела место недостаточная профессиональная подготовка воспитателей, пытающихся реализовать достаточно сложные образовательные программы из большого числа рекомендованных Министерством образования.

С целью сохранения качества дошкольного образования в условиях его вариативности и разнообразия, а также единого образовательного пространства на территории России в условиях самостоятельности ее регионов с 1993 года начал разрабатываться государственный стандарт дошкольного образования Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание.- 1996. - № 6..

С 1994 - 1995 гг. начинается широкомасштабный российский эксперимент по разработке государственных образовательных стандартов и организации процедур аттестации и аккредитации детских садов (более 20 регионов России) . Государственный стандарт понимается как определенные требования государства к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей в детском саду. При этом качество педагогического сопровождения детей в государственном учреждении рассматривается в связи с характером программы воспитания и обучения, особенностями взаимодействия детей и взрослых, организации предметно-пространственной среды жизни детей, состоянием их здоровья, а также преемственностью дошкольного и начального общего школьного образования Стеркина Р. Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений и разработке государственных стандартов дошкольного образования // Дошкольное воспитание.- 1996.- № 8..

Ученые, занимающиеся разработкой и внедрением стандартов в массовую практику детских садов, обращают особое внимание на опасность превращения стандартизации в унификацию содержания. В этой связи было определено базовое содержание, предполагающее следующие ориентиры: развитие детей в игровой деятельности, охрана здоровья и физическое развитие, речевое развитие, развитие в изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, математической деятельности, освоение элементарных представлений о человеке в истории и культуре, основ естественнонаучных знаний, развитие экологической культуры. Выбор содержания основывается на возрастном подходе, который определяется психологическим возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями.

В организационно-правовом аспекте проблема качества дошкольного образования в России связывается также с появлением значительного разнообразия учреждений, различающихся по типу. Так среди детских садов это компенсирующие, присмотра и оздоровления, комбинированные, детский сад с приоритетным направлением образования; детские центры развития ребенка; центры - начальная школа - детский сад.

Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:

-- становлением рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;

-- становлением альтернативной системы сопровождения детей дошкольного возраста в форме гувернерства и частных образовательных учреждений; -- отходом от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием веера общеобразовательных (учебных) программ, пособий, дидактических материалов;

-- недостаточностью нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений;

-- широкими возможностями для привлечения в учреждения внебюджетных финансовых средств;

-- повышением заинтересованности родителей как основных социальных заказчиков в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения; -- стремлением общественности влиять на воспитательно-образовательный процесс в учреждении и др.

Таким образом, объективно к учреждениям образования предъявляются новые требования к обеспечению их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы.

3. Характеристика вариативных программ «Радуга» и «Юный эколог»

Название программы

Материал otherreferats.allbest.ru

Другие статьи по теме:

  • 5 Областей по фгос дошкольного образования

    Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений» УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Второй год я являюсь руководителем ГМО воспитателей подготовительных...

  • Дошкольное воспитание и образование

    Все для воспитателей детских садов Дошкольное воспитание – один из важнейших этапов формирования личности, а живой диалог среди увлеченных одним делом – безусловная составляющая успеха. Мы знаем,...

  • Авдеева стеркина основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Развивающие программы для детей дошкольного возраста

    2. Цели и задачи программы. 3. Организационно-методическое обеспечение программы. 4. Формы и методы занятий. 5. Техническое оснащение занятий. 6. Учебный план работы кружка 7. Предполагаемые резу...

  • Дошкольное образование pdf

    Девиз: «Компьютер + Игра = Обучение» Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека - насущная необходимость. Современным детям предстоит жить и работать в новом информацио...

  • Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

    Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Статья на тему: Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Актуальность исследован...

  • Образовательная программа дошкольного воспитания

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Образовательная программа дошкольного образования

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Образовательные программы для детей дошкольного возраста

    • игры с готовым содержанием и правилами; • подвижные игры и спортивные развлечения; • игры-экспериментирование; Большое место отводится разнообразным играм с готовым содержанием и правилами. Мно...

  • Развитие детей дошкольного возраста

    Реклама Развитие и воспитание детей дошкольного возраста Для родителей развитие ребенка на всех этапах взросления имеет важное значение. Особенный этап формирования личности – это дошкольные годы...

  • Образовательные программы дошкольного образования по фгос

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Образовательный стандарт дошкольное образование

    С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Консультант Плюс Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении ф...