Дошкольное детство

Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.:

Стр. 8

Глава 2. Общая характеристика дошкольного детства

Дошкольное детство - это период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет) . Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.

Для этой стадии детства характерны:

  • максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;
  • максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных) ;
  • минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.

Для педагога важно учесть именно те особенности психофизического развития, которые определяющим образом сказываются на готовности, возможности ребенка включиться в социальный процесс, приобрести гражданские и общечеловеческие качества.

из 205

Материал pedlib.ru

Дошкольное детство

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками .

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций.

Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи) , развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте Игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Как указывает B.C. Мухина, специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.

Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Речь К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы) .

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный „запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте: • речь отрывается от конкретной ситуации, теряет силу ативность, превращаясь в универсальное средство общения; • появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность; • ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом; • ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов; • речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; • речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Восприятие Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее: • восприятие превращается в особую познавательную деятельность; • зрительное восприятие становится одним из ведущих; » воспринимая предметы и действия с ними, ребенок • более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов) ; • совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.

Внимание В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания — речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте: • значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания; • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; • внимание становится опосредованным; • внимание связано с интересами ребенка к деятельности; • появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л. С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания.

Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Воображение Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: • замысел в форме наглядной модели; • образ воображаемого объекта; • образ действия с объектом.

Эмоциональная сфера Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.

Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Развитие мотивационной сферы Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».

Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры) , еще слабее — собственное обещание ребенка.

Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей) .

Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.

Развитие самосознания Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых.

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность.

Развивается способность мотивировать самооценку. Появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Усвоение норм предполагает: а) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение; б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения; в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

Кризис семи лет Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.

Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — или они стабильные, или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка (Л. И. Божович) . Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим.

Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов) . Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки) , оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.

Происходит смена основных переживаний: • возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях; • переживания приобретают смысл.

Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются: • интеллектуальная готовность (или, шире, — готовность познавательной сферы) ; • личностная (в том числе мотивационная) ; • социально-психологическая готовность;

Читать далее psyera.ru

Дошкольное детство - Детская и подростковая психотерапия - Учебные материалы для студентов

Дошкольное детство

Дошкольное детство — это возрастной период от трех до шести-семи лет. В этом возрасте обозначается абрис личности ребенка.

Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте характеризуется отделением от взрослого, формированием "Я". Пройдя через кризис трех лет, ощутив себя "самостоятельным", отдельным от родительских фигур, ребенок хочет выйти за рамки семьи в более широкий, взрослый мир, стать "как взрослый", однако появившееся стремление не соответствует его возможностям.

Таким образом, в дошкольном возрасте складывается фундаментальное противоречие между потребностью ребенка действовать как взрослый с одной стороны и невозможностью осуществлять эти действия (ребенок не владеет необходимыми операциями) — с другой. Это противоречие разрешается в игре. Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в самом процессе.

Ролевая игра — это ведущая деятельность в дошкольном детстве, в ней происходит развитие основных новообразований этого возраста. Заслуга открытия содержания детской игры, ее структуры, механизмов и противоречий принадлежит выдающимся отечественным психологам Л. С. Выготскому, Д. Б. Эльконину и А. Н. Леонтьеву.

Содержанием детской ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, является ориентация в смыслах человеческих действий и отношений, в игре ребенок обнаруживает эти смыслы. Происходит это через освоение ребенком социальных и профессиональных ролей.

На протяжении дошкольного детства игра проходит определенные этапы развития. В младшем дошкольном возрасте игра представляет собой действия с игрушками или предметами-заместителями, сюжеты только намечаются, не разворачиваются.

В четыре-пять лет достигает своего расцвета сюжетно-ролевая игра. Игровые действия сокращаются, на первый план выходят человеческие отношения. В старшем дошкольном возрасте особое значение приобретают игры с правилами.

Д. Б. Эльконин выделял четыре основные линии влияния игры на ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление познавательного эгоцентризма, развитие идеального плана и развитие произвольности поведения.

В игре ребенок находится одновременно в двух мирах, в двух пространствах — в пространстве игры и в своем реальном пространстве. Возможность существовать на границе двух миров, воображаемом и реальном, удерживать двойной план игры, переходить эту границу, характеризует игру здорового ребенка.

Характер игры, а именно, переименовывает ли ребенок предметы или просто манипулирует игрушками, есть ли в игре сюжет, роли, какие отношения он проигрывает, является важнейшим показателем его психического развития и состояния.

Особенности игровой деятельности детей в преневротических состояниях, описанные А. С Спиваковской, показали, что индивидуальная игра и игра со сверстниками детей этой группы имеют характерные особенности. Эти дети предпочитают одиночную игру и, более того, часто избегают партнеров по игре.

Игра их стереотипна, в ней используется небольшой репертуар сюжетов, не воспроизводятся отношения взрослого мира, профессиональные отношения, а отражаются лишь переживаемые ребенком конфликты со взрослыми и сверстниками. Это говорит о том, что игра детей в преневротическом состоянии выполняет не развивающую функцию, в ней не происходит формирование новообразований, игра приобретает функцию неадекватной психологической защиты.

Сходные данные были получены в исследовании игры детей дошкольного возраста, не принимаемых сверстниками (игнорируемых или отвергаемых) , проведенном Т. В. Пивненко. В работе было показано, что игра этих детей имеет свои специфические особенности.

В первую очередь это проявляется в том, что дети не могут в игре соблюдать границы между воображаемым и реальным. Они не могут долго играть в рамках сюжета и роли, они либо переходят из игровых отношений в реальные, либо просто выходят из игры.

К примеру, принц так и не встречает Золушку, Иван-Царевич остается в плену у Бабы-Яги и навсегда упускает Жар-птицу и т.д. В играх этих детей практически отсутствуют профессиональные роли, такие как "доктор", "продавец", "шофер", они обычно играют роли маленьких детей, а если и играют роли взрослых, то, как правило, ролям придается негативная окраска, воспроизводятся лишь конфликтные ситуации. Нормативные взрослые отношения остаются неосвоенными, дети застревают в своем конфликте, разрыв между "Я" и реальным социальным миром остается непреодоленным.

К сожалению, в настоящее время сюжетно-ролевая игра как особая культурная форма жизни ребенка-дошкольника находится под угрозой. Современные дети играют все меньше, социальная жизнь взрослых постепенно уходит из содержания детских игр.

Как показывают Е. А. Бугрименко и Л. И. Эльконинова, причинами этого являются многие обстоятельства:

• размываются возрастные границы игры. Так, если раньше возрастом игры было дошкольное детство, то теперь в игры играют и подростки, и взрослые (это и компьютерные игры, и ролевые игры, и исторические реконструкции) ;

• происходит диссоциация границ между детством и взрослостью, взрослым сообществом утрачиваются символы взросления, вследствие чего у детей не формируется образ взрослого;

• утрачиваются семейные традиции и ритуалы — формы упорядоченности семейной жизни;

• в сознании родителей игра представлена в основном как способ раннего развития психических функций, а не как способ жизни ребенка;

• распадаются игровые сообщества во дворах, исчезло разновозрастное взаимодействие;

• профессиональные занятия взрослых теряют свою наглядность. Как показали исследования Е. О. Смирновой и О. В. Гударевой, современные дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев мультфильмов, чем окружающих их близких взрослых. Это может быть связано с тем, что содержание современных профессий закрыто для детей и не "поставляет" материала для игровых ролей.

Несмотря на стремление выйти в социум, главным психологическим пространством для ребенка все-таки остается семья — именно в семье находятся и основные ресурсы его развития, и возможные факторы риска.

Одним из главных новообразований в возрасте трех-шести лет является формирование психосексуальной и полоролевой идентичности. Обретение ее осуществляется через идентификацию с родителем своего пола, мальчика — с отцом, девочки — с матерью.

Следовательно, отсутствие одного из родителей, неполная семья создают риск нарушения половой идентификации. В четыре-шесть лет формируется представление о постоянстве пола, дети понимают, что иол внеситуативен и устойчив во времени.

Появляются жесткие стереотипы относительно того, "что делают девочки" и "что делают мальчики". Дружат, как правило, девочки с девочками, мальчики с мальчиками.

Подражая родителям, идентифицируясь с ними, ребенок усваивает образцы и способы поведения в ситуациях социального и семейного взаимодействия, формы общения между мужчиной и женщиной, первые моральные нормы и ценности. В процессе интроекции родительских фигур происходит формирование образа "Я", родительские образы проникают, вплетаются в образ "Я".

К концу дошкольного возраста в целом завершается процесс овладения речью, ребенок уже владеет всеми грамматическими формами языка и формами устной речи. Более того, в этом возрасте чрезвычайно высока чувствительность к звуковой стороне слова. Если на предыдущем этапе речь была вплетена в действия, сопровождала их, то теперь она начинает выполнять функцию планирования.

В плане крупной моторики дошкольник владеет почти всеми движениями, с трех лет он осваивает все бытовые умения (сам ест, одевается, умывается) и др.

Начиная с трех лет, ребенок начинает помнить себя, события своей жизни, т.е. появляется "личная история".

Примерно в возрасте трех лет происходит фундаментальное изменение в мышлении ребенка — переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Тем самым мышление ребенка, а значит, и он сам, обретает новую степень свободы.

Появление образа, идеального плана делает возможным развитие символической функции и воображения. В. В. Давыдов рассматривал воображение как центральное новообразование дошкольного возраста.

Наиболее яркой характеристикой мышления дошкольника является познавательный эгоцентризм. Это понятие, введенное Ж. Пиаже, означает, что ребенок видит предметы и отношения только со своей точки зрения, не может изменить познавательную перспективу, дифференцировать и координировать точки зрения. Преодоление эгоцентризма (децентрация) происходит в диалоге, в процессе реальной коммуникации со сверстниками и в сюжетно-ролевой игре, благодаря принятию на себя игровой роли, ролевым отношениям и реальным отношениям партнеров по игре.

В норме самооценка у дошкольников высокая, даже завышенная, и это позволяет детям без излишних сомнений включаться в новые виды деятельности, ощущать себя значимыми, нужными, любимыми. К сожалению, и практика, и исследования говорят о том, что у современных дошкольников часто встречается низкая самооценка, неуверенность в себе.

В работе Е. О. Смирновой и И. В. Хохлачевой изучалась связь между развитием самосознания, отношением родителей к ребенку и его отношениями со сверстниками в дошкольном возрасте. Исследование отношения матерей к детям показало, что для всех матерей, участвовавших в исследовании, характерны завышенные ожидания от детей-дошкольников, ориентация на их конкретные качества и достижения, стремление к оценке деятельности. Нормативное отношение к ребенку, ориентация на дисциплинированность, организованность, настойчивость, интеллект приводит к тому, что ребенок фиксируется на оценке себя, переживании своей недооцененность, у него формируется доминанта собственной ценности, сосредоточенность на том, что он значит для других.

По сути, большинство современных матерей относятся к дошкольникам как к школьникам, т.е. содержание дошкольного периода вытесняется школьным, при этом самоценность дошкольного периода развития утрачивается.

Итак, к концу дошкольного возраста появляются следующие изменения в личностной сфере ребенка — новообразования возраста:

• возникает соподчинение, иерархия мотивов. Эта сложная структура подчиняет себе непосредственные желания ребенка;

• происходит открытие и обобщение своих собственных переживаний. Ребенок, по словам Д. Б. Эльконина, теперь не просто "радуется" или "обижается", но говорит: "Я рад", "Мне обидно", т.е. знает, какие именно переживания он испытывает;

• формируется полоролевая и психосексуальная идентичность;

• начинается формирование произвольного поведения;

• формируются первые этические инстанции;

• возникает личное сознание;

• возникает самооценка как способность оценивать свое поведение, умения и моральные качества (моральные качества понимаются как умение подчиняться нормам поведения) .

Осознание своих умений и некоторых качеств, открытие для себя своих переживаний составляют начальную форму осознания ребенком "самого себя", означают возникновение "личного сознания". Появление "личного сознания", согласно Д. Б. Эльконину, является основным новообразованием конца дошкольного детства.

Возникновение "личного сознания" влечет за собой стремление ребенка занять новую "социальную позицию", появляется потребность в осуществлении общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, а именно учиться, стать школьником. Это стремление знаменует переход к новому возрасту — школьному.

Новообразования дошкольного возраста позволяют определить те условия и воздействия, которые могут явиться факторами риска их нормального формирования. Так, существует вероятность, что для обретения психосексуальной идентичности фактором риска может стать неполная семья, для формирования адекватной возрасту самооценки — ориентация родителей на достижения ребенка, завышенные ожидания родителей и чрезмерный родительский контроль, для развития воображения и децентрации -отсутствие ролевой игры и общения со сверстниками. Важно помнить, что процесс развития носит целостный характер и поэтому выделение отдельных, изолированных проблем весьма условно.

Родители детей дошкольного возраста чаще всего обращаются за психологической помощью по поводу:

• детско-родительских отношений, упрямства, непослушания, отношений с сестрами и братьями;

• отношений со сверстниками, коммуникативных проблем (робость, застенчивость, агрессивность, отсутствие друзей) ;

• страхов;

• психосоматических заболеваний;

• готовности к школьному обучению;

• адаптации в связи с изменившимися условиями жизни и травматическими событиями (приход в детский сад, изменение места жительства, развод родителей, повторный брак матери, рождение второго ребенка и др.) ;

• невротических симптомов;

• речевого развития.

Нередко за родительскими жалобами стоят личностные проблемы самих родителей или семейные конфликты.

  • Леонтьев Л. Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского университета, 1972. С. 472—499.
  • Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. С. 292.
  • См.: Спиваковская Л. С. Психотерапия, игра, детство, семья. М.: Экемо-Пресс, 2000. Т. 2.
  • Филиппова Е. В., Пивненко Т. В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 80—89.
  • Бугрименко Е. Л., Эльконинова Л. И. Игра — культурно-непосредственная форма жизни и воспитания в дошкольном детстве // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 1. С. 58-72.
  • Смирнова Е. О., Хохлачева И. В. Особенности отношения родителей к ребенку с трудностями в общении // Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 24—34.
  • См.: Элъконин Д. Б. Детская психология.
  • См.: Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Читать далее studme.org

Другие статьи по теме:

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Особенности общения в дошкольном возрасте

    Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведени Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. - М., 1996. Леонтьев А. Н. Психическое разв...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Социальное развитие детей дошкольного возраста

    Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру Библиографическое описание: Чернышева В. Л. Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру / В...

  • Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...

  • Развитие самооценки в дошкольном возрасте

    Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неад...

  • Характеристика детей дошкольного возраста

    Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации) Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста 1. Характеристика ребенка дается на основании его всес...