Дошкольное образование pdf

Девиз: «Компьютер + Игра = Обучение»

Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека - насущная необходимость. Современным детям предстоит жить и работать в новом информационном веке, который мы можем себе лишь представить.

По мере того как дети приобретают основные навыки чтения, письма, счёта, они должны так же развивать навыки мышления более высокого уровня, которые позволят им попасть в этот новый компьютерный век и успешно существовать в нём.

Современное образование нельзя представить без новых информационных технологий (НИТ) . Их применение позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной; способствует использованию усовершенствованных способов подачи нового материала.

Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Новые требования современного общества и современного образования побуждают педагогов шагать в ногу со временем - осваивать и внедрять этот инструментарий в свой педагогический процесс, что позволяет повысить уровень самообразования, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков. Потому, что эффект применения НИТ зависит от профессиональной компетенции самого педагога, его умения использовать новые возможности в своей деятельности, включить НИТ в систему образования каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

И наш детский сад не отстает в этом вопросе. Уже давно мы используем:

  • магнитофоны,- для прослушивания сказок, классических и детских музыкальных произведений, для проведения музыкальных физкультминуток, утренних зарядок, фонового сопровождения занятий;
  • видеоплеер + телевизор для просмотра учебных тематических фильмов, сказок;
  • фотоаппарат для запечатления фрагментов жизни детей в группе (оформления групповых стендов и выпускных альбомов, создания фотокартотеки детских работ)
  • видеокамера для съемки моментов жизни детей в группе на всех возрастных этапах от младшей до подготовительной группы – создаем видео-картотеку, потом монтируем видеофильм.

В 2009 году наш детский сад попал в число участников пилотного проекта Программы «KidSmart» компании IBM.

Слайд 6 Программа «KidSmart» - это русифицированное обучающее программное обеспечение, разработанное специалистами Riverdeep специально для данной программы. Программа «KidSmart» предназначена для обучения детей дошкольного возраста путем использования информационных и коммукационных технологий и создания стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и конгнитивному развитию детей. Компания IBM в течении 10 лет успешно реализуется в более 60 странах мира: благодаря программе миллионы детей дошкольного возраста получили доступ к информационным технологиям и в игровой форме осваивают мир естественных наук.

С помощью программы дети в сопровождении веселых персонажей попадают в так называемые «Научные домики» в каждом домике несколько игровых ситуаций, несколько разных заданий. Все задания оформлены красочными картинками, интересной анимацией, сопровождаются веселой музыкой и дружелюбными персонажами, которые помогают детям на всем протяжении игры. В каждом домике 1 главный персонаж-хозяин домика и много веселых персонажей в каждом задании.

Все инструкции к играм озвучены, что позволяет как умеющим, так и не умеющим читать детям, обучаться самостоятельно. В программу встроена функция последовательного выбора, и усложнения.

В играх предусмотрен режим изучения и режим задания, таким образом, дети пользуются дивергентным и конвергентным мышлением, что способствует развитию у детей навыков творческого и логического мышления. Дети свободно двигаются по игре, получают задание, при необходимости получают ненавязчивую помощь, подсказки и конечно поощрение от персонажей. Сложность игры подбирается с учетом уровня развития каждого ребенка.

Каждый из 6 «Научных домиков» направлен на формирование у детей определенных навыков:

  • «Домик времени и пространства Трунни» 5 игровых ситуаций - детей знакомят с понятиями Время и как его определять, и понятием Пространство - открывают взаимосвязь между землей глобусом и картой мира.
  • «Математика с Буренкой» 7 игровых ситуаций - формирующих навыки счета, знания геометрических фигур, обучающих решать несложные примеры, развивающие логического мышления, анализа, что создает базу для дальнейшего изучения математики.
  • «Научный домик Шуры» 5 игровых упражнений направленных на классификацию предметов, установление последовательности, наблюдательности, умения прогнозировать и конструировать, дети узнают о жизни животных и растений, пробуют создать свой фильм.
  • «Размышлялки 1,2,3» по 5 игровых упражнений в каждой - это сборник разнообразных интеллектуальных заданий для детей от научно-познавательных до музыкальных, способствующих развитию визуального и пространственного мышления, музыкальных способностей детей.

Сочетание проверенных методов обучения и новаторских технологий представляет собой уникальный способ обучения, стимулирующий познавательную активность детей.

Программа развивает у детей творческое мышление, позволяет в занимательной форме знакомиться с важными явлениями и понятиями. Программа повышает уверенность ребенка в собственных возможностях, развивает самостоятельность, побуждает к исследовательской деятельности.

Но внедрение программы немыслимо, без компетентных, владеющих компьютером педагогов, поэтому сотни тысяч педагогов дошкольных учреждений во всем мире повысили свою квалификацию в области информационных технологий и внедрили программу «KidSmart» в образовательный процесс.

Наш детский сад получил 2 комплекта компьютеров в красочном оформлении, с принтером. В нашем саду 11 групп: 3 группы раннего возраста, 6 групп общего развития, 2 группы коррекционного развития -логопедические.

Реализацией проекта в нашем детском саду занималась Исмоилова Оксана Сергеевна, при поддержке воспитателя Ждановой Ирины Михайловны, старшего воспитателя Папиросовой Любовь Николаевны и заведующего Трофимовой Марины Владимировны.

Занятия проводились с детьми 5-7 лет, то есть старшая и подготовительная группа + 2 логопедические группы, 15-20 минут, по 2 ребенка, после занятий проводилась гимнастика для глаз.

Для внедрения проекта в работу:

  • педагоги прошли компьютерные курсы, получили навыки владения компьютером
  • педагоги изучили возможности программы самостоятельно
  • административно приняли решение о том, в какой форме будут проводиться занятия с детьми на компьютере в программе «KidSmart»
  • провели беседу с родителями детей экспериментальной группы (получили в письменной форме разрешение, на занятие детей у компьютера)
  • провели диагностику детей, для определения их уровня владения мышкой и навыков пользования компьютером в целом
  • разработали систему работы с данной программой в зависимости от возраста и знаний детей экспериментальных групп:

1этап Ознакомление с компьютером.

2этап Ознакомление с Научным домиком постепенно.

3этап Непосредственная работа с детьми над прохождением всех заданий в одном домике.

4 этап Самостоятельный выбор детей задания по желанию.

Сначала, занятия проводились в неурочное время во второй половине дня - в виде бесплатного кружка дополнительного образования, со временем элементы программы стали использоваться на занятиях, для закрепления пройденного материала, по разделам образовательной программы. Так как занятия проводились в группах общего развития и коррекционного, то и наблюдение за ходом эксперимента велось как сопоставление результатов развития детей обычной группы и детей коррекционной группы.

Так как реализацией проекта в нашем городе занималось 26 ГБДОУ, и у всех были разные пути внедрения программы в жизнь, проводились семинары по обмену опытом, делались аналитические отчеты. В аналитическом отчете отмечается, что педагоги более уверенно используют информационные технологии по сравнению с контрольными группами коллег, не участвующими в программе.

В ходе эксперимента было выявлено, что Программа «KidSmart» оказывает положительное влияние на процесс дошкольного образования детей:

• Повышает эффективность и качество процесса обучения.

• Повышает интерес ребенка к обучению, его познавательная активность.

• Развивает у детей психические процессы: восприятие, внимание, творческое мышление, память и интеллектуальные качества,

• Повышает развитие индивидуальной сферы, наблюдаются эмоциональные переживания, развивается мотивация и воля, уверенность ребенка в собственных возможностях, побуждает к исследовательской деятельности.

• Развивает у детей новые навыки владения компьютером.

• Повышает уровень профессионализма педагогов:

Педагоги стали заниматься разработкой собственных дидактических игр, тематических циклов и оформлением по каждой теме образовательной программы презентаций, коррекционных презентаций, викторин, кроссвордов, слайд-шоу, мультимедийных фотоальбомов оформляют их в электронном виде и используют во время совместной деятельности с детьми.

Использование презентаций дает возможность педагогам наглядно продемонстрировать события и явления реальной жизни, рассмотреть сложный материал поэтапно, и обратиться не только к новой теме, но и повторить пройденный, более детально остановиться на вопросах вызывающих особое затруднение, исходя из особенностей конкретной группы детей. Наглядность помогает педагогам выстроить объяснение материала логично, научно, с использованием видеофильмов.

Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Эмоциональный подъем способствует увеличению усваиваемых знаний.

В Интернете созданы:

-минисайты для обмена опытом с другими коллегами,

-группа в контакте для работы с родителями, где размещается важная для них информация, и информация о жизни детей в группе.

-идет работа над созданием электронной библиотеки художественных произведений (для улучшения работы с родителями) .

«Kidsmart» - открыл нам двери в мир Новых Информационных Компьютерных технологий! И сейчас НИКТ стали неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников, так как это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога - всегда под рукой необходимая, красочная и динамичная информация.

Появление в детском саду компьютеров «KidSmart» для детей, побудило к приобретению новой техники: мультимедийный проектор, большой экран, ноутбук.

Компьютерные технологии принадлежат к числу новых перспективных эффективных средств обучения - за ними Будущее!

Подробней на сайте nsportal.ru

2. Общие подходы и требования к планированию работы учреждения ……7ст

3. Методика разработки программы развития ДОУ……………………….....8ст

4. Структура образовательной программы ………………………………….12ст

5. Планирование работы на учебный год ……………………………………14ст

Заключение…………………………………………………………………….15ст

Список литературы……………………………………………………………16ст

Введение.

Дошкольное образование — целостный процесс, направленный на: обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальными, психическими и физическими особенностями, культурными потребностями; формирование у ребенка дошкольного возраста моральных норм, обретение им жизненного социального опыта.

«Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога метод остается мертвой схемой. Ибо с того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто ёго воспитывает, предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы, хочет видеть в нем свой идеал». В. А. Сухомлинский

Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического, медицинского и обслуживающего. Организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями.

Организационная структура управления.

Она может быть представлена в виде трех уровней.

На первом уровне управления находится заведующая детским садом, которая осуществляет руководство и контроль над деятельностью всех структур. Указания и распоряжения заведующей обязательны для всех участников образовательного процесса.

Общее руководство учреждением осуществляет педагогический совет, в состав которого входят все педагоги. Педагогический совет решает вопросы своей деятельности на заседаниях. Педагогический совет правомочен: принимать Устав, изменения и дополнения, вносимые в Устав; утверждать расписание занятий; определять направление воспитательно-образовательной деятельности учреждения; утверждать годовой план работы ГОУ; принимать программы воспитания и обучения в учреждении; рассматривать вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров; рассматривать и утверждать методические направления работы с детьми в различных группах, а так же все другие вопросы содержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса;

На втором уровне управление осуществляют старший воспитатель, завхоз, старшая медсестра, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а так же структуры дошкольного учреждения.

Третий уровень управления осуществляют воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре. На этом уровне объектом управления являются дети и их родители.

Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, - цели, задачи, средства, формы и методы, субъект, объект управления, принципы и функции, определяющие его деятельность.

Цели, определяющие деятельность субъектов управления, адекватны целям и задачам педагогического процесса: развитие личности ребенка, формирование у него потребности в познании мира и самого себя, поэтому основным условием в деятельности ДОУ является признание всеми членами коллектива уникальности личности ребенка.

Задача формирования личности ребенка - дошкольника наиболее успешно реализуется тогда, когда управленческие действия руководителя ДОУ сочетаются со стремлением педагогов оказать ребенку педагогическую поддержку в его развитии и становлении, совершенствовать методы работы, претворять в жизнь собственную управленческую концепцию образовательного учреждения.

Реализация такой концепции в значительной мере зависит от совокупности принципов управления.

"Под принципами управления понимаются основные положения, которыми руководствуется в своей деятельности субъект управления, осуществляющий ее в определенных социально-экономических условиях."

Принципы управления:

- целеполагания, комплексности, демократизации, психологизации моделей обучения и воспитания. Все эти принципы являются руководством к действию в развивающем и развивающемся ДОУ, находятся в основе обновления его деятельности. В модели выделяем функции управления, которые отражают ход и последовательность управленческих действий, их завершенность:

-информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую, планово-прогностическую, регулятивно - коррекционную, мотивационно-целевую.

Управление педагогическим процессом в ДОУ на научной основе актуализирует проблему методов управления, которые обеспечивают координацию деятельности педколлектива при достижении поставленных целей. Методы управления в доу:- организационно-административные, психолого-педагогические, общественного воздействия:

С помощью этой группы методов управления в ДОУ поддерживается внутренний распорядок, предусмотренный Уставом, осуществляется подбор и расстановка кадров, создаются условия для рациональной организации дел, требовательности и личной ответственности каждого сотрудника;

психолого-педагогические методы направляют коллектив ДОУ на творческое решение стоящих задач; на основе этих организационно-административные методы управления реализуется при разработке и утверждении годовых планов, перспективной Программы развития ДОУ, решений педагогического совета, при инструктировании исполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов.

Стиль работы руководителя, его деловые и личностные качества оказывают существенное воздействие на режим и порядок работы ДОУ, на эффективность и результативность его деятельности. Поэтому управление в этом учреждении должно опираться на личностное начало, так как конечные результаты управленческой деятельности достигаются не самим руководителем, а всеми членами коллектива.

"Стиль руководства также создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений," - отмечают В. Лазарев, Т. Афанасьева.

Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение таких мероприятий, в которых педагоги могут реализовать свое творчество, например, педагогические советы на тему: "Быть членом коллектива - это значит...", "Педагогика сотрудничества - как я ее понимаю", дискуссии "Моя педагогическая профессия" и т.д. Создание коллектива единомышленников - результат эффективного управления и одновременно залог эффективно организованного педагогического процесса.

Общие подходы и требования к планированию работы учреждения по результатам.

Планирование и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях.

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников.

Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Эти требования заключаются в следующем: единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

— объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования; — четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут; — выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

При разработке планов важно определить конкретные конечные результаты. Это требование относится как к перспективным, так и текущим планам.

В качестве повседневного плана действий в детском саду выступает план работы на год, а в качестве перспективного — Программа развития дошкольного образовательного учреждения и образовательная программа. Коротко остановимся на этих трех документах.

Методика разработки программы развития ДОУ

Программа развития дошкольного учреждения должна отвечать следующим качествам:

Актуальность — свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада.

Прогностичность — свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться.

Рациональность — свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат.

Реалистичность — свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным.

Целостность — свойство программы, обеспечивающее полноту состава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями.

Контролируемость — свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты) , т.е. определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.

Чувствительность к сбоям — свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа.

Программу дошкольного учреждения можно разрабатывать по разным технологиям. Предлагаемая технология включает следующие процедуры и разделы программы:

1. Подготовка информации о ДОУ;

2. Проблемный анализ состояния учебно-воспитательного процесса;

3. Формирование концепции и разработка стратегии развития дошкольного учреждения;

4. Определение этапов реализации программы;

5. Разработка плана действий.

При аттестации и аккредитации дошкольного образовательного учреждения программа развития является обязательным документом.

Структура программы развития

Информация-справка о ДОУ.

При составлении информационной справки о дошкольном учреждении необходимо помнить:

во-первых, это анализ достигнутого; и коллективу полезно подвести некоторые итоги, взглянуть на себя как бы со стороны. Это важный инструмент воспитания педколлектива;

во-вторых, это информация для учредителей, экспертной комиссии по аттестации или оценке представляемого проекта программы развития;

в-третьих, это рекламный материал для родителей, населения микрорайона, жителей города, т.е. нынешних и будущих клиентов. Сейчас каждая уважающая себя фирма имеет рекламу. Это требование рынка.

И не стоит образовательному учреждению в условиях возрастающей конкуренции этими требованиями пренебрегать.

Начать справку можно с краткого анализа социума. Указать окружающую зону: промышленный район, центр города, «спальный» район, ближайшие культурно-массовые объекты.

Далее следует перейти к информации о дошкольном учреждении: состояние материально-технической базы, характеристика контингента воспитанников, сведения о педагогических кадрах. Краткие итоги учебно-воспитательного процесса. Достижения педагогического коллектива.

Наличие творческих контактов с коллегами, учеными, работниками искусства и культуры, медицинскими, спортивными учреждениями. Необходимы также краткие сведения об истории детского сада, традициях, сложившихся в педагогическом коллективе.

Проблемный анализ состояния воспитательно-образовательного процесса по всем линиям развития (физическое воспитание и здоровье, речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально-нравственное развитие) . В этом разделе выделяется положительный опыт и нерешенные проблемы по каждому направлению, а также конкретизируются задачи, которые необходимо решать. Опытные заведующие сопровождают текст различными сравнительными таблицами, схемами, графиками, материалами опроса родителей и сотрудников.

Однако нередко все сводится к традиционному анализу выполнения разделов программы. «За кадром» остаются такие важные вопросы, как микроклимат в коллективе, рост профессионального мастерства, проблемы комфортности детей, родителей, педагогов в саду, оценка развития детей и т.д.

Всякая программа развития дошкольного учреждения в конечном итоге ориентирована на решение одной главной проблемы — повышение качества обучения и воспитания. Но в абстрактном виде проблему не решить. Задача анализа и состоит в том, чтобы конкретизировать эту общую проблему, представить ее в виде связанных между собой задач.

В конечном итоге программа есть модель, определяющая, какие действия, кто, когда, где, какими средствами должен выполнить, чтобы получить желаемые результаты. Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен быть полным, целостным, скоординированным и сбалансированным по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, но прежде всего по финансовым.

Целесообразно представить план в табличной форме (см. табл. 1) .

Задачи

Материал nsportal.ru

Пронина А. Н. Основы курса Управление современным дошкольным образовательным учреждением Скачать бесплатно

Учебное пособие. Для руководителей ДОУ, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПКВ данном учебном пособии представлен лекционный материал по дисциплине «Управление дошкольным образованием».

В нём рассматриваются проблемы становления и разви­тия общественного дошкольного воспитания в России, научные основы управления дошкольным образованием (цели, структуры, принципы, функции и методы) ; организационно-правовые основы управления современным образовательным учреждением, роль, место и функции органов управления фе­дерального и регионального уровней, организация методической службы в районе, городе, области, республике, порядок открытия, лицензирования, аттестации и аккредитации разных видов дошкольных учреждений, раскрываются механизм реали­зации основных целевых и процессуальных функций управле­ния, основные формы методической работы с кадрами, вопросы планирования и финансирования дошкольного образования. Пособие адресовано заведующим ДОУ, их заместителям, студентам вузов, слушателям ИПК. Выложил(а) :

Материал www.twirpx.com

Другие статьи по теме: