Дошкольное развитие ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

И. С. Храмцова, педагог –психолог МБДОУ Ижморский детский сад № 3

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Одной из основных сфер психического развития в дошкольном возрасте является эмоциональная сфера.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и вырази-тельность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах.

Попадая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. Изменение образа жизни, смена атмосферы у многих детей вызывает спад настроения, снижение эмоционального тонуса. Эмоциональное неблагополучие постепенно может привести к появлению в поведении ребенка невротических реакций. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка. Педагоги и психологи должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми - важнейший источник формирования чувств ребенка. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать её происхождение, а так же стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним. Это возможно при условии организации целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы у детей.

В психолого-педагогической науке исследованием данного вопроса занимаются многие педагоги и психологи - это Данилина Т. А., Сло- бодяник Н. П., изучающие вопросы развития и коррекции эмоции. Якобсон П. М., исследующий проблему особенностей эмоционального развития ребенка дошкольного возраста. Рожина JI. Н., Стрелкова JI. П., изучающие проблему использования произведений художественной литературы в развитии эмоции. Абрамян JI. А., Кошелева А. Д., исследующие роль игры в эмоциональном развитии ребенка.

Несмотря на достаточную освещенность данной проблемы, она сохраняет свою актуальность. По данным исследований, проведенных Слободяник Н. П. в 2010 году, около 70 % современных дошкольников имеют отклонения в эмоциональной сфере, обусловленные эмоциональ-ной, аффективной депривацией.

Данная ситуация связана с постоянным ростом количества детей дошкольного возраста с эмоциональными нарушениями и отсутствием целенаправленной помощи по их преодолению. Практическая психоло-гия изобилует разнообразными средствами, методами и приемами по преодолению эмоциональных трудностей, но чаще всего они ориентиро-ваны на детей младшего школьного или подросткового возраста. Что касается детей дошкольного возраста, то данная проблема получила освещение на теоретическом уровне, но далеко не всегда имеет практическую реализацию. Поэтому на современном этапе особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных путей эмоционального развития детей дошкольного возраста.

С целью изучения особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста мы провели экспериментальное исследование. Эксперимент проводился в МБДОУ «Ижморский детский сад № 3» п. г. т. Ижморский в старшей группе. Экспериментальная группа включала 20 человек.

Диагностику эмоционального развития мы проводили по критериям и показателям JI. П. Стрелковой и использовали следующие методики:

1. Наблюдение за деятельностью детей (авт. Т. А. Данилина). Де-тальный анализ результатов показал, что в поведении четырех детей мы наблюдали проявление импульсивности, чаще всего преобладали отрицательные эмоции (гнев, негодование, они выражались в мимике, речи и двигательной активности, им свойственна быстрая смена настроения.

2. Тест В. М. Минаевой «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей». Согласно ответам ребят были получены следующие результаты: высокий уровень понимания эмоциональных состояний у пяти дошкольников (25 %, у 12 участников тестирования выявился средний уровень (60 %, у трех дошкольников низкий уровень (15 %) .

3. По результатам рисуночной методики «Кактус», мы выявили, что из 20 детей у 4 выявлена импульсивность, агрессивность, о чем свидетельствует наличие отрывистости линий и сильный нажим. Неуверенность, зависимость, тревога и страхи у 5 детей, рисунки этих детей маленькие, и чаще всего кактусы расположены внизу листа, в рисунках некоторые дети отдавали предпочтение темным цветам.

Обобщая результаты диагностического исследования, мы отметили, что у 30 % дошкольников выявлены трудности в развитии эмоциональной сферы.

Для преодоления нарушений в эмоциональном развитии детей нами была организована коррекционно-развивающая работа, которая была направлена на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. На данном этапе мы провели занятия, разработанные В. М. Минаевой.

На занятиях дети получали знания о том, как общаться, упражнялись в применении приемлемых способов поведения. Большое внимание уделялось обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению. Для достижения развивающего эффекта многие игры и упражнения мы включали в занятия и неоднократно и повторяли в течение курса. На каждом занятии мы стремились, чтобы каждый ребенок мог пережить состояние успешности. Так как, только опираясь на уверенность ребят в своих силах, можно ставить перед ними задачи, связанные с преодолением трудностей.

Для выявления результатов нашей работы нами было проведено повторное изучение детей. Сравнение результатов наблюдения показали, что при повторной диагностике снизилось количество детей, проявляющих в поведении импульсивность, неуравновешенность, снизилось доминирование отрицательных эмоций, настроение стало более устойчивым. По результатам проведения графической методики «Кактус» мы выяснили, что в целом в рисунках стали доминировать яркие тона, уменьшилась выраженность агрессивности и импульсивности, но сохранились проявления неуверенности.

По итогам повторной диагностики мы выяснили, что количество детей с трудностями в эмоциональной сфере снизилось на 10 %. Отмечены позитивные изменения в развитии способности контролировать собственное эмоциональное состояние, дифференциации собственных эмоций и эмоций других людей, дети стали более адекватно реагировать на изменение ситуации. Изучение сохранившихся нарушений свидетельствует, что это в большинстве дети легко «тормозимые». У них сохранилась проявление негативных эмоций по отношению к окружающим, но при этом улучшилось осознание и понимание эмоций других.

Таким образом, при использовании специально подобранных игр и упражнений эмоциональное развитие дошкольников будет происходить более интенсивно и позитивно.

Литература

1. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. - М. : Айрис-пресс, 2006.

2. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг. ] / Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой; Вступительная статья А. Е. Олыпанниковой. - М. : Изд-во МГУ, 1980.

www.maam.ru

Развитие воли у детей в дошкольном возрасте.

В нестоящее время все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований, в возрасте одного-трех лет заметно нервным является каждый четвертый ребенок. При исследовании под понятием «нервность» понимался комплекс характеристик повышенной, заметной внешне возбудимости и раздражительности, двигательного беспокойства, вспыльчивости, замкнутости… Такие дети требуют особого внимания, особой помощи в социально-психологической адаптации. Ребенок, не умеющий общаться со сверстниками, будет изолирован и отвергнут, что может вызвать глубокую психологическую проблему, решение которой займет много времени и усилий родителей, воспитателей и психологов.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью и ранимостью.

В дошкольном возрасте можно встретить яркое проявление недостатков, связанных со слабостью воли, выраженных в проявлении упрямства, в капризах, негативизме. Так как в этих случаях все проявления капризов, упрямства и негативизма могу носить временный, «мимолетный» характер.

Упрямство, как недостаток воли, проявляется в желании ребенка делать что-либо по-своему, не считаясь с целесообразностью и правильностью своих действий. В отличие от настойчивости мотивом такого проявления является противопоставление своего желания, требованиям окружающих. Привычка действовать лишь по своему желанию развивает упрямство.

Высшая степень проявления упрямства – негативизм.

Близки к упрямству и капризы детей, то есть беспричинная смена своих желаний и упорное стремление доводить каждое из них до выполнения. Всякий отказ со стороны взрослого вызывает у ребенка резкую эмоционально отрицательную реакцию, плачь, крик, и проявление новых, порой бессмысленных требований.

Такое поведение детей является результатом неправильного воспитания, то есть того опыта общения со взрослыми, который ребенок успел приобрести. Нет ни одной семьи, где бы ни возникало каких – либо конфликтов, так нет и ни одного ребенка, у которого не возникало бы каких–либо капризов или упрямств. Ребенок постепенно осваивает мир, учится его понимать - вступает в разногласия, эмоционально реагирует, мыслит, действует, негодует. Но у него еще нет опыта общения, да порой и достаточного словарного запаса, чтобы отстоять свою точку зрения, объяснить, почему он делает именно так. Ребенок приходит в наш мир «чистым листом» и от того, как он будет понят взрослыми, зависит его ответная реакция.

Социальное неблагополучие общества, загруженность родителей, раннее начало образования, психопатизация определенного числа взрослых – родителей, педагогов, нередко не умеющих вести себя гибко и доброжелательно, вызывают непонимание, недоверие к взрослым и различные конфликты. Например, в современных малодетных семьях нередко на одного ребенка приходится несколько взрослых, далеко не всегда воспитывающих его согласованно и последовательно. Как себя вести с ребенком, как добиться послушания ребенка, избежать конфликтов, помочь ребенку найти понимание сверстников, эти проблемы беспокоят как родителей и педагогов. Мудрецы советуют: при воспитании ребенка левая рука должна отталкивать, а правая приближать. Смысл этого совета заключается в том, что ребенку одинаково нужна строгость, дисциплина и любовь. Нередко родители во всем потакают малышу. Первые проявления ребенка, будь это крик, плачь или шалость – всегда проверка, а что последует за этим, можно ли так поступить? И от того, как отреагируют взрослые, какую реакцию вызовет его поступок: одобрение, запрещение - будут и дальнейшие действия ребенка. Главное не запутать ребенка и не разрешать «сегодня» того, что нельзя было делать «вчера». Например, рисовать на книжке, маме совершенно некогда, а ребенок сидит тихо, никому не мешает, хотя и разрисовывает книгу. Мама молчит, значит одобряет. В следующий раз такой запрет, вызовет упрямство, каприз, непонимание. Четкие правила поведения, как в семье, так и в детском саду помогут ребенку быстрее приучиться самоконтролю, адаптироваться в коллективе сверстников, найти взаимопонимание с взрослыми. Требования, предъявляемые ребенку должны учитывать не только его возраст, но и его физическое и психическое развитие, его возможности. Один из основных советов психологов: - «Учитесь разговаривать с детьми, учитесь их выслушать. » Как бывает порой трудно выслушать ребенка, но именно так, вслушиваясь, порой в сбивчивую речь можно узнать тревоги и планы, желания и страхи. Совместные эмоциональные переживания обязательно приведут к пониманию и доверию, помогут ребенку всегда видеть в вас друга и защитника. Основная деятельность дошкольника – игровая (которая включает: труд в форме игры, дидактические игры, игу в режимном процессе) и именно в ней дети познают окружающий мир, учатся общению. Задачи, на которые ребенок направляет свои усилия, должны быть подобраны индивидуально, то есть, должны быть различной сложности, а также требовать различной длительности волевого напряжения, которого требует достижение поставленной цели. Слишком легкие задания будут неинтересны, а слишком сложные могут вызвать апатию. Различной должна быть и мера помощи ребенку со стороны взрослого, одному достаточно подсказки, другому – необходимо пристальное внимание, практическая помощь, чтобы ребенок увидел результат своего волевого усилия. Важно поддержать само желание ребенка достичь поставленной цели.

Приемы воспитания дошкольника при его негативном поведении, как в домашних условиях, так и в детском саду за много лет не претерпели существенных изменений, их набор невелик, это – увещевание, порицание и наказание. Увещевание, или более строгое порицание, состоит в том, что взрослые указывают на нарушение правил поведения. Делать это необходимо настойчиво, давая понять ребенку, что с ним не играют, но делать это необходимо ласково, показывая всем своим видом доброе расположение к малышу, свою любовь. Здесь играет важную роль интонация, время разговора, если у ребенка очень бурная, негативная реакция, необходимо его оставить в покое, а спустя некоторое время опять поднять эту тему, выказывая свою обеспокоенность его поступком. До ребенка необходимо донести, что он поступил неправильно и ему обязательно необходимо исправиться, вместе найти пути исправления, лучше всего продемонстрировать это своим примером. Еще древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером».

Но иногда не остается другого выхода как наказание, любому терпению может прийти конец. Наказание может быть применено только после предупреждения, когда нарушитель уже знает, что его ждет, если он не изменит своего поведения. Обосновывая правомерность наказания, как метода воспитания А. С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Воля – это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Издавна существуют две совершенно противоположные точки зрения на природу воли: материалистическая и идеалистическая. Утверждения идеалистов сводится к тому, что воля является самостоятельным духовным процессом, духовной силой, не зависящей от деятельности мозга и не связанной с окружающим миром. Воля существует сама по себе, и она распорядитель всего поведения человека.

Материалистическое понимание воли означает признание того, что воля, как и любая другая сторона психики, имеет материальную основу, выражающуюся в нервных мозговых процессах, т. е. воля – одна из форм отражения внешнего мира в сознании личности. Все поступки, действия, волевые усилия связаны с окружающей средой и обусловлены особенностями жизни, деятельности, воспитания.

Одной из основных функций воли является регулирование практической и познавательной деятельности человека, регулирование поведения человека. Следовательно, воля, так же как и восприятие, мысли, воображение, служит регулятором поведения, и, так же как и восприятие, мышление, воображение, воля обусловлена окружающей действительностью.

Воля присуща только человеку, она возникла в процессе труда вместе с развитием сознания и речи, формированием личности человека. Среди важнейших элементов развития личности Л. С. Выгодский выделил развитие воли.

Физиологической основой воли человека является взаимодействие второй сигнальной системы и первой. Продукт мышления (идея, понятие, мысль, приобретая вещественную форму в виде слова (сказанного или написанного, несет в себе все физиологические свойства внешнего раздражителя, т. е. вызывает при восприятии его, активную деятельность мозга, результатом чего является двигательный акт.

Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характеристике его отношений с другими детьми, умением преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. Основным средством управления действиями ребенка является – речь. Она или побуждает к действию или тормозит его, осуществляя превращение произвольных движений в волевые действия.

Например, дети, зная цели и пути действия и ожидая их оценки воспитателем или сверстниками, не желая быть хуже других, могут проявить значительное волевое усилие и выдержку.

Воспитатель, зная влияние на ребенка разных мотивов, побуждающих его к волевому усилию, имеет возможность воздействия на детей, вызывая с их стороны необходимые волевые действия, которые должны подкрепляться положительным результатом. С возрастом изменяются объем и содержание целей, формируется сила воли, возрастает длительность волевого усилия, усложняется весь волевой процесс, что связано с процессом становления личности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте.

Воля личности – это совокупность различных волевых проявлений и свойств личности, таких как целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, которые формируются влиянием воспитания и обучения.

Список к статье

Список используемой литературы

Кузин В С Психология – Москва «Высшая школа» 1982 г

Люблинская А А Детская психология - Москва «Просвещение» 1971 г

Яковлева н Психологическая помощь дошкольнику -СПб «Валери СПД» 2002 г

Радугина А А Психология и педагогика - Москва «Центр! 1999 г

www.maam.ru

Дошкольное развитие детей

После рождения вашего малыша, жизнь которого полностью находится в ваших руках и зависит от вас, может возникнуть много вопросов о будущем. Каким будет малыш? Будет ли она умницей?

Будет ли он хорошо развит физически? Как быстро она будет расти? Когда он сделает первый самостоятельный шаг и начнет разговаривать?

Что делать, чтобы развитие ребенка было полноценным?

Все родители смотрят в будущее своих детей с надеждой и, может быть, с некоторой неуверенностью. Все родители желают своим чадам самого лучшего и хотят видеть их самыми лучшими.

Когда родители находятся в окружении детей, близких по возрасту к их детям, то невольно начинают сравнивать своих и чужих. Это совершенно естественно. Мы все так делаем.

Но очевидно, что сравнение детей совершенно бесполезное занятие. Ваш ребенок — единственный и неповторимый. Так же, как и любой другой.

Ваш малыш будет следовать за своей путеводной звездочкой, светящей только для него одного. Маленький человек будет есть и спать тогда, когда это будет необходимо и удобно для него. Самое лучшее, что вы можете сделать, — это знать своего малыша, уметь понять его.

Развитие ребенка осуществляется по заранее намеченному только для него одного плану. Ваша задача как родителей — почувствовать, что хорошо для вашего крохи, поддержать его в тот момент, когда он в этом больше всего нуждается.

Это зависит от вас!

Уже при рождении у младенца имеются все клетки мозга, которыми природа одарила человека. Но сама нервная система ребёнка ещё не совершенна.

Сразу же после рождения начинает бурно развиваться сеть нервных волокон, та самая сеть, которая даёт возможность каждому человеку ходить, говорить, запоминать... Мозг малыша деятельно готовится к мышлению, речи, приобретению новых знаний.

Развитие ребенка начинается с самого рождения. А вот насколько качественна будет такая подготовка — это уже зависит не только от нас.

Это зависит от того, как идёт его биологическое созревание и какой жизненный опыт приобретает ребёнок. Проще говоря, всё зависит от природных задатков и воспитания — тех условий, в которых живёт малыш. Это раз.

Пока мозг созревает, образуется множество нейронных связей. Те из них, которые будут активно использоваться, сохраняются, а те, которые не используются, постепенно исчезают. Это как тропинки в лесу: зарастают те, по которым не ходят.

Это два.

К подростковому возрасту происходит довольно-таки грустное явление: все неиспользованные «тропинки» начинают стремительно «зарастать» и исчезать. Это три.

Но напомним: важно не просто использовать «тропинки», надо знать, когда (в каком возрасте) какую «протаптывать»!

Отсюда — простое резюме:

2. Не навязывай лишнего.

3. Пользуйся тем, что дано, иначе потеряешь.

Развитие ребенка, то как будет он расти и развиваться, раскроются ли его таланты зависит от того, создали ли ему с самого раннего детства благоприятные условия для этого развития.

Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - неудачником. Все зависит от степени развития головного мозга в первые годы жизни ребенка.

Не упустите этот важный период жизни вашего малыша!

Понравилась страничка? Нажмите кнопку "Нравится" или поделитесь с друзьями ссылкой на страницу:

Ссылка на источник www.baby2000.ru

Дошкольное развитие ребенка

Развивающие игрушки от интернет-магазина КОНИК.RU

28th Июль 2015 Автор: admin

Современные требования к маленькому ученику кажутся некоторым родителям просто жестокими. Так, часто от учеников первого класса программа требует таких знаний, которыми их родители могли похвастаться только в третьем или даже четвертом классе.

Из-за этого ребенок нуждается в подготовке к школе. И, к сожалению, кратковременные...

3 ответа на вопрос, как развить речь у ребенка

6th Июль 2015 Автор: admin

У родителей годовалого ребенка часто встает такой вопрос, на который они пытаются найти ответ. Ведь именно с года малыш начинает произносить свои первые, все новые и новые слова. Чем же можно помочь ему пополнить свой словарный запас?

Занимайтесь с ребенком Первое, что должны сделать родители – это как можно больше заниматься с...

Комната маленькой принцессы

22nd Апрель 2013 Автор: admin

Современные родители следят за модными тенденциями и стараются обустроить комнаты своих детишек максимально комфортно. На нынешнем рынке детской мебели существует большой выбор готовых детских гарнитуров мебели и отдельных аксессуаров к ним. Очень популярной сейчас является обстановка девичьих комнат в стиле «маленькой...

Мы - за всестороннее развитие. История одной молодой мамы

15th Февраль 2013 Автор: admin

Наверное, все родители рано или поздно задаются вопросом: кем вырастет их ребенок? Сначала и мы гадали, а потом решили - пусть выбирает сам! Каким бы делом ни занялся сыночек - у него все получается.

А ведь ему всего год и девять месяцев! Наши родные умиляются: только Игорек освоит какое-либо новое занятие, они тут же получают...

Развиваем малыша. Игрушки от 1 года до 3 лет

15th Февраль 2013 Автор: admin

Малыш растёт – основной задачей родителей становится его грамотное и последовательное развитие. Обычно до трёх лет ребёнок находится ещё дома, поэтому обязанности по подбору правильных игрушек и игр находятся в ведении родителей, а не воспитателей детских садов.

Что же необходимо малышу? В указанный период ребёнок начинает активно...

Как подготовить ребенка к школе

15th Январь 2013 Автор: admin

Незадолго до поступления в школу, перед родителями встает вопрос о том, что такое готовность к школьному обучению, а также какими навыками и знаниями должен обладать будущий первоклассник. Итак, что же такое – готовность к школе? Большинство мам и пап полагают, что готовность к школе – это элементарное умение ребенка считать, читать...

Страница 1 из 912345»...Последняя »

Партнеры

Подробней razvitoy.ru

Детская психология, возрастная психология, воспитание детей

Этот сайт посвящен психологии развития ребенка и детской психологии. Он создан специально для родителей и всех людей кто интересуется особенностями развития детей и их воспитанием. В статьях Вы найдете массу полезной информации о том как построить нормальные отношения с ними, и как поправить отношения, если они совсем зашли в тупик.

Некоторые анонсы и новости:

СЕНТ 12 2011

Огромные возможности в детском развитии предоставляет простая раскраска. Раскрашивая различные по форме предметы, дети пополняют свои знания об окружающем мире, знакомятся с цветовым спектром, развивают мелкую моторику.

АВГ 18 2011

Поделки из бумаги для детей и детcкие оригами способствуют развитию мелкой моторики и проявлению творческих способностей. А также позволяет ребенку развить такие качества как терпение, усидчивось и воображение.

АПР 8 2011

По многочисленным просьбам читателей : Как развивать речь ребенка: от рождения до 3 лет. Здесь представлены рекомендации по развитию речи ребенка до года. Ведь, несмотря на то, что ребенок еще не умеет говорить, для него очень важно, чтобы Вы с ним разговаривали.

ЯНВ 21 2011

Что такое НОРМА роста и веса, и как ее определить? О чего зависит рост и вес в подростковом возрасте. Что делать тем, кто хочет вырасти: режим, питание, упражнения и другие советы.

ДЕК 6 2010

Мнения о вреде и пользе ходунков и прыгунков диаметрально противоположные. Естественно, нельзя быть абсолютно категоричным, поэтому важно рассмотреть все плюсы и минусы.

ИЮН 14 2010

Этот вопрос волнует очень многих подростков, и особенно тех, у кого невысокие родители. Для многих мужчин небольшой рост являлся и является серьезной проблемой.

АПР 6 2010

Дети растут скачками и каждый такой скачок - это время удивительных открытий для ребенка и "детский возрастной кризис" для родителей, ведь управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Малыш становится плаксивым, рвется к маме.

АВГ 19 2009

Информировать ребенка в вопросах секса сегодня просто необходимо. Предупрежден – значит, вооружен и защищен. Но вопрос в том: как и когда предупреждать? .

ИЮЛ 20 2009

Что делать, если ребенок потерялся? Ответственные родители должны предусмотреть подобную ситуацию и подготовить ребенка. Что должны знать малыши и их родители, чтобы не теряться, и как поступать, если ребенок все-таки потерялся читайте в статье "Я потерялся: для детей и родителей".

ИЮН 08 2009

На Детском портале e-papa.ru завершился конкурс фотографий: "Дети и их любимцы". Победители получили призы, предоставленные компанией "Я Все Могу", которая занимается разработкой и распространением развивающих фильмов для детей. Подробности читайте в статье "Я все могу! – раннее развитие малыша".

ИЮН 02 2009

В раздел "Азбука для родителей" добавлена новая статья "Когда режутся зубки". В ней рассмотрены такие темы как формирование зубов и челюстных костей, прорезывание молочных зубов, уход за ними, смена молочных зубов коренными, профилактика кариеса, правила и возможности профессионального ухода за зубами и многое другое.

АПР 28 2009

Выбор летнего лагеря может оказаться сложной задачей. Прочитайте статью "Как выбрать детский лагерь или дом отдыха для ребенка" и выберете то, что будет интересно и полезно именно Вашему ребенку.

ФЕВ 27 2009

На нашем сайте открылся новый раздел "Вопросы и Ответы", в котором на вопросы родителей и воспитателей отвечает наш консультант, психотерапевт, кандидат психологических наук Филякова Елена Геннадьевна.

ЯНВ 22 2009

Проблема детского воровства - одна из наиболее неприятных и пугающих. Столкнувшись с таким поведением своего ребенка родители часто впадают в панику. О том, почему ребенок ворует и как родители могут помочь малышу справитсья с этой проблемой можно узнать в статей "Что делать если ребенок ворует" в разделе, посвященном Проблемам развития.

ДЕК 08 2008

Проблема левшества - одна из наиболее серьезных в педагогике. Группа леворуких детей настолько неоднородна, что трудно дать точные рекомендации по обучению. Как помочь этим детям в изучении математики, вы узнаете из цикла статей "Леворукие дети и математика" в разделе, посвященном Левшам.

ИЮЛ 02 2008

Что делать, если ваш малыш впервые использовал нецензурную лексику? О том, почему ребенок ругается матом, кто в этом виноват в том что дети матерятся, и что в этом случае делать родителям, можно прочитать в статье "Если ребенок ругается матом." в разделе Развитие речи.

ФЕВ 12 2008

О том, как формируется речь ребенка в раннем возрасте и что необходимо для того, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие речи маленького ребенка, можно прочитать в разделе "Развитие речи". Ведь с помощью слова мы выражаем свои мысли, а это - основное условие успешного обучения.

ЯНВ 19 2008

Тесты для детей - новый раздел, в котором представлены специально адаптированные детские тесты, которые помогут понять своего ребенка и узнать, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает. Там же можно найти тесты для родителей.

АВГ 02 2007

Конфликтные ситуации неизбежны в любом коллективе, а тем более в семье, и в одном случае дело заканчивается открытым противостоянием или скандалом, в другом — затаенной злобой или невысказанной обидой. Как же разрешать конфликтные ситуации?

Азбука для родителей расскажет вкратце и доступным языком обо всем начиная с того как относиться к детской агрессивности и заканчивая о тем как научить ребенка спокойно ложиться спать.

Отдельный раздел посвящен развивающей работе с детьми: в какие игры играть, какие игрушки лучше выбирать, как развивать эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка и многое другое.

В разделе Тесты можно найти тесты для определения уровня развития дошкольников, методики исследования развития познавательных процессов и другие методики определения психологических свойств и состояний личности ребенка.

Также здесь Вы найдете информацию об особенностях развития детей и о возможных проблемах.

Итак, что же мы хотим решить:

разработка периодизации психического развития, отвечающей современному состоянию общества;

изучение индивидуальных вариантов развития личности, в том числе потенциала развития личности и средств его осуществления;

изучение особенностей возрастных кризисов психического развития;

изучение роли семьи, образовательных учреждений и других сфер жизни в развитии личности;

исследование причин и психологических механизмов различного рода трудностей в развитии, в том числе выявление условий, обеспечивающих преодоление таких жизненных преград как зависимости, неврозы, депривации и т.п.

Подробней www.child-psy.ru

Особенности развития детей дошкольного возраста

12066Добавить в избранное В избранном

Детство любого малыша состоит из определенного количества разных периодов, некоторые из них очень легкие, а некоторые довольно сложные. Дети все время учатся чему-то новому, познают окружающий мир. За несколько лет ребенку предстоит преодолеть массу ответственных этапов, каждый из которых становится решающим в мировоззрении крохи.

Особенности развития детей дошкольного возраста заключаются в том, что это период происходит формирование успешной и зрелой личности. Дошкольное развитие детей длится несколько лет, в это период ребенку нужны заботливые родители и грамотные педагоги, только тогда дитя получит весь необходимый багаж знаний и умений.

В дошкольном возрасте ребенок обогащает свой словарный запас, вырабатывает навыки социализации, а также развивает логические и аналитические способности.

Развитие детей в дошкольном возрасте охватывает период с 3 до 6 лет, каждый последующий год вы должны учитывать особенности психологии ребенка, а также методы знакомства с окружающей обстановкой.

Дошкольное развитие ребенка всегда напрямую связано с игровой активностью малыша. Для развития личности необходимы сюжетные игры, в них происходит ненавязчивое обучение ребенка с окружающими людьми в разных жизненных ситуациях. Также задачи дошкольного развития малышей состоят в том, что малышам нужно помочь осознать свою роль во всем мире, их нужно мотивировать к успеху и научить с легкостью переносить все неудачи.

В развитии детей дошкольного возраста нужно учитывать множество аспектов, из которых особо выделяются пять основных, именно их нужно плавно и гармонично развивать на всем пути подготовки ребенка к занятиям в школе, да и всей последующей жизни.

Пять основных элементов развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие детей дошкольного возраста.

Это развитие нервной системы ребенка и его рефлекторной деятельности, а также определенные наследственные особенности. На данный тип развития влияет в первую очередь наследственность и близкое окружение малыша.

Если вы заинтересованы в гармоничном развитии своего ребенка, то обратите пристальное внимание на специальные тренинги, которые помогают родителям лучше понять своего кроху и научится взаимодействовать с ним максимально эффективно. Благодаря подобным тренингам ребенок легко проходит дошкольное развитие и вырастает очень успешным и уверенным в себе человеком.

Эмоциональное развитие.

На данный вид развития оказывает влияние абсолютно все, что окружает малыша, начиная с музыки и заканчивая наблюдением за людьми, которые находятся в близком окружении ребенка. Также на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста огромное влияние оказывают игры и их истории, место ребенка в этих играх и эмоциональная сторона игры.

Познавательное развитие.

Познавательное развитие - это процесс обработки информации, вследствие чего разрозненные факты складываются в единый багаж знаний. Дошкольное образование детей очень важно и требует учесть все этапы данного процесса, а именно: какую информацию получит ребенок и как он ее сможет обработать и применить на практике. Для гармоничного и успешного развития дошкольников нужно подбирать информацию, которая будет:

  • Подана из авторитетного источника нужными людьми;
  • Соответствовать всем познавательным способностям;
  • Открыта и должным образом обработана и проанализирована.

Благодаря дошкольному развитию детей в специализированных центрах ваш ребенок будет получать самую нужную информацию, что очень положительно скажется на его общем развитии, а также развитии логического мышления и социальных навыков. Кроме того ваш малыш пополнит свой багаж знаний и поднимется еще на одну ступень в своем развитии.

Психологические развитие детей дошкольного возраста.

Данный тип развития включает все аспекты, которые связаны с возрастными особенностями восприятия. В возрасте трех лет у ребенка начинается процесс самопознания, развивается мышление и пробуждается активность. В любом центре педагоги помогут малышу справиться с психологическими проблемами в развитии, что поспособствует быстрой социализации ребенка.

Речевое развитие.

Речевое развитие индивидуально для каждого ребенка в отдельности. Родители, а также педагоги обязаны помочь становлению речи малыша, расширению его словарного запаса и выработке четкой дикции. Развитие детей в дошкольном возрасте поможет ребенку овладеть устной и письменной речью, малыш научится чувствовать родной язык и сможет с легкостью использовать сложные приемы речи, а также разовьет необходимые навыки коммуникации.

Не бросайте развитие ребенка на самотек. Вы должны помочь малышу стать полноценной личностью, это ваша прямая обязанность, как родителей.

Если вы чувствуете, что не сможете дать все необходимые навыки и умения собственному ребенку, обязательно обратитесь к специалистам в центр развития детей дошкольного возраста. Благодаря опытным педагогам ребенок научится правильно говорить, писать, рисовать и вести себя в обществе.

Это интересно:Если Вам понравилась статья тогда оставьте свои комментарии ниже: Комментарии

Читать далее vsewomens.ru

Развитие ребенка: раннее и дошкольное развитие детей, влияние на развитие личности ребенка, психология развития ребенка, диагностика психологического развития ребенка | Рулимоны — детская онлайн-игра

Развитие личности ребёнка начинается с раннего детства. Влияние на развитие ребёнка может оказывать, пожалуй, практически всё, с чем сталкивается маленький человечек! Процесс развития ребёнка сложен и интересен, а взрослые могут оказывать на него огромное влияние.

Но отдать своё чадо в центр развития ребёнка - это не значит избавить себя от необходимости участвовать в познавательном развитии ребёнка!

Дошкольное развитие ребёнка не должно исчерпываться специальными занятиями с педагогами. Психология развития ребёнка такова, что ближайшее окружение играет одну из ключевых ролей в развитии ребёнка. Эмоциональное развитие ребёнка, речевое развитие ребёнка, психическое и психологическое развитие ребёнка - без участия самых близких людей полноценное раннее развитие ребёнка было бы очень затруднено.

Попробуйте провести диагностику развития ребёнка, чтобы подобрать для него наиболее подходящие развивающие игры и занятия!

Раннее развитие ребёнка: главное - это гармония

Раннее развитие ребёнка предполагает комплексный подход к развитию физических и интеллектуальных возможностей нового человека. Методики раннего развития ребёнка обычно предназначены для детей от 1 до 5 лет. В этот период особенно важно как насыщать ребёнка знаниями, так и развивать его мыслительные способности, участвовать в формировании и развитии личности ребёнка.

Процесс развития ребёнка: тысячи книг в помощь родителям

Процесс развития ребёнка описан выдающимися педагогами и психологами. Наверняка каждый родитель прочитал немало книг и пособий, чтобы понимать процесс развития ребёнка! И это правильно: ведь понимая особенности физического и психического развития детей, данные природой, можно участвовать в процессе развития ребёнка с максимальной для маленького человека пользой.

Что оказывает влияние на развитие ребёнка?

Влияние на развитие ребёнка оказывает множество факторов, в том числе - социальное окружение. А именно:

кто или что влияет каким образом влияет ближайшее окружение взрослых: домашние, друзья семьи, педагогиИх влияние на развитие ребёнка сложно недооценить. С одной стороны, в дошкольном возрасте ребёнок перенимает их поведение, обогащает словарный запас, расширяет кругозор.

С другой стороны, взрослые проводят с ребёнком целенаправленные обучающие занятия, играют в разнообразные развивающие игры.ближайшее окружение детей: ребята во дворе, в детском саду, в секциях и кружкахСверстники оказывают друг на друга сильное влияние. Развитие ребёнка связано в том числе и с его взаимодействием с равными: это один из важных элементов первичной социализации ребёнка.медиаокружение: телевидение, Интернет, рекламаПолагать, что они не оказывают влияние на развитие ребёнка, в XXI веке было бы наивным.

Медиа - большое «окно в мир» для маленького ребёнка, и важно научить ребёнка правильно смотреть в это «окно». Для этого важно развивать критическое мышление и аналитические способности.

Развитие личности ребёнка от яслей до средней школы

В теории развития личности Эрика Эриксона (Erik Erikson) , авторитетного немецкого психолога, для развития ребёнка от 1 года до 3 лет необходима психологическая поддержка со стороны ближайшего окружения. Ведь в этом возрасте ребёнок активно познает мир, и на пути его могут поджидать и радости, и горести. Для развития личности ребёнка 1-3 лет важно помочь ребёнку переживать неудачи, мотивировать его к успеху, поощрять достижения.

Развитие ребёнка 3-6 лет связано и с его социальной активностью. В этом возрасте обычно детям обычно интересны сюжетно-ролевые игры для дошкольников. Для развития личности ребёнка в этом возрасте важно, чтобы ребёнок обучался взаимодействовать с разными людьми в разных ситуациях.

Развитие ребёнка младшего школьного возраста (6-12 лет) неотделимо от его деятельности в школе. На развитие личности ребёнка 6 лет и старше влияет то, научится ли он в этом возрасте ставить цели и достигать их, сможет ли он найти баланс между приспособлением к миру и становлением себя как Личности. Хорошо, если в играх для младших школьников учитывается этот аспект.

Центр развития ребёнка: всё только начинается

Центры, где с ребёнком или с группой детей занимаются специалисты, в последние годы пользуются популярностью у родителей. В центрах развития ребёнка развивающие программы, как правило, составляются в зависимости от возраста детей (например, программы для развития детей 3-5 лет или программы для развития детей 6-7 лет по подготовке к школе) .

Центры развития детей бывают общеобразовательными и специализированными (спортивные центры, детские арт-студии) . В общеобразовательных центрах развития ребёнка обычно проводятся занятия на развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей, навыков чтения, письма, счёта.

Поиск центра для развития ребёнка - занятие, к которому стоит подойти ответственно. Во-первых, можно поинтересоваться репутацией выбранного центра развития ребёнка, отзывами других родителей (особенно тех, с которыми вы знакомы лично) . Во-вторых, если ваш ребёнок уже посещает развивающий центр, - стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребёнка после занятий.

И самое главное: развитие ребёнка - это, прежде всего, сфера ответственности самих родителей. Поэтому, если вы посещаете центр развития ребёнка, это не значит, что можно забыть о развивающих играх и занятиях дома.

Психология развития ребёнка: пять ключевых аспектов

Развитие ребёнка состоит из множества аспектов. Попробуем разобраться в психологии развития ребёнка, выделив пять ключевых элементов: психическое развитие ребёнка, психологическое развитие ребёнка, познавательное развитие ребёнка, речевое развитие ребёнка, эмоциональное развитие ребёнка.

  • Психическое развитие ребёнка

На развитие психики ребёнка влияют, в частности, биологические и социальные факторы.

Биологический фактор: здесь учитываются общие особенности психики человека (в частности, развитие нервной системы, уровень развития рефлекторной деятельности) , а также индивидуальные особенности, передающиеся по наследству.

Социальный фактор: ближайшее окружение, стиль воспитания и особенности обучения ребёнка.

  • Психологическое развитие ребёнка

Психологическое развитие ребёнка тесно связано с возрастными особенностями его психики, стадиями психического развития. Например, развитие детей от 1 года до 3 лет - это познание собственных физических возможностей, становление и развитие речи, формирование мышления. Развитие детей 4-6 лет - это развитие мышления и самосознания, высокая речевая и социальная активность.

  • Познавательное развитие ребёнка

Образно говоря, познавательное развитие ребёнка - это непрерывный процесс превращения полученной информации в собственные знания. В познавательном развитии ребёнка стоит учитывать два важных компонента.

Во-первых, собственно информация, которую получает ребёнок из окружающего мира. Во-вторых, отношение ребёнка к получаемой им информации. В первом случае для улучшения познавательного развития ребёнка важно анализировать следующее:

а) какую именно информацию ребёнок получает: соответствует ли она его познавательным потребностям? она является совершенно новой, или совпадает с тем, что уже знает ребёнок, или изменяет имеющиеся знания?

б) как именно ребёнок получает информацию: в процессе собственной деятельности или со слов других? кто или что является авторитетным источником информации для ребёнка?

в) как ребёнок умеет оперировать информацией? В зависимости от своего возраста и уровня развития, актуальности и понятности информации, ребёнок может её запомнить или забыть, систематизировать или анализировать…

Кстати, о познавательном развитии детей дошкольного возраста мы уже немного писали в тексте про развитие дошкольников.

  • Речевое развитие ребёнка

Хотя развитие речи у детей очень индивидуально, основной период речевого развития ребёнка - возраст от года до двух. Удивительно, как малыш, с трудом произносящий звуки и слоги, вдруг начинает без умолку говорить! Сначала немного неуверенно, путая слова и придумывая собственные, дети довольно быстро начинают говорить связно и достаточно грамотно. Способствовать речевому развитию ребёнка родители и педагоги могут, в частности, так:

  • вовлекать ребёнка в общение;
  • описывать вещи, действия и явления во время общения с ребёнком;
  • называть предметы во время игр с ребёнком, комментировать игровой процесс;
  • расширять словарный запас ребёнка, понятно и полно отвечая на детский вопрос: «Что это?»;
  • говорить с ребёнком, полностью произнося речевые фразы и соблюдая правила грамматики и орфоэпии;
  • играть с ребёнком в словесные игры;
  • следить за тем, чтобы ребёнок употреблял и произносил слова правильно.
  • Эмоциональное развитие ребёнка

Считается, что эмоциональное созревание ребёнка продолжается с дошкольного до среднего школьного возраста. На эмоциональное развитие ребёнка влияет практически все, что он получает из окружающего мира: книги и музыка, мультфильмы и детские флеш-игры, наблюдение за природой и за другими людьми. Особое влияние на эмоциональное развитие ребёнка оказывает игра: как самостоятельная, так и командная.

Понаблюдайте за тем, как ваш ребёнок играет в одиночестве: какие эмоции он проявляет сам? какими эмоциями он наделяет те или иные игрушки и почему? как развивается сюжет его самостоятельной детской игры?

Когда ребёнок играет с другими детьми, его эмоциональный портрет проявляется особенно ярко. Обратите внимание, как складываются отношения ребёнка с другими детьми? с кем он играет охотно, а кого избегает? с какими ребятами эмоциональный контакт ребёнка сильнее, с какими - слабее? перенимает ли ребёнок эмоциональное состояние друзей или сам задает эмоциональный тон командной игре?

Памятка для родителей

При организации занятий для дошкольного развития ребёнка в возрасте 3-4 лет стоит учитывать, что в обычно этом возрасте…

  • дети учатся общаться;
  • дети уже готовы играть совместно;
  • дети уже различают и могут воспроизводить формы и фигуры, складывать картинки и кубики.

При организации занятий для дошкольного развития ребёнка в возрасте 4-5 лет стоит учитывать, что обычно в этом возрасте…

  • дети уже могут выполнять задачи из нескольких этапов;
  • дети уже умеют концентрироваться на интересном им задании;
  • у детей уже неплохо развита моторика рук;
  • дети уже имеют определенные представления об окружающем мире: людях, животных, природных явлениях.

При организации занятий для дошкольного развития ребёнка в возрасте 5-6 лет стоит учитывать, что обычно в этом возрасте…

  • дети уже могут писать цифры и буквы;
  • дети уже способны выразительно рассказывать истории и стихи;
  • дети уже неплохо ориентируются в пространстве и времени;
  • дети уже немного умеют классифицировать предметы, у них активно развивается глазомер и наблюдательность.

Об особенностях эмоционального, физического и речевого развития ребёнка-дошкольника мы также писали в тексте про развитие дошкольников.

Диагностика развития ребёнка

Для диагностики развития ребёнка есть множество методов и тестов. Существующие методики диагностики развития ребёнка можно условно разделить на четыре группы:

  • методики для диагностики физического развития ребёнка;
  • методики для диагностики интеллектуального развития ребёнка;
  • методики для диагностики развития личности ребёнка;
  • методики для диагностики отдельных умений и навыков ребёнка.

Любопытный список важных детских умений приводит немецкий автор Фолькер Цеме (Volker Zahme) . В его небольшом пособии «Что должны знать дети» приводится список из умений и знаний, которыми, по мнению автора, должен обладать ребёнок-будущий школьник. В этом списке - более 200 пунктов, и они не ограничиваются одними лишь бытовыми умениями или правилами поведения в обществе.

Попробуйте составить собственный аналогичный список: что, на ваш взгляд, должен знать, уметь и понимать ребёнок - ровесник вашего?

Материал с сайта www.Rulimony.ru

Другие статьи по теме:

  • Дошкольный центр развития ребенка

    МБДОУ - Центр развития ребенка - детский сад "Сказка" Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» Мы рады приветствовать на св...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Развитие способностей в дошкольном возрасте психология

    «Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста» Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок...

  • Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста

    Организационно-содержательные аспекты развития образовательной среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой дейст...

  • Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое на...

  • Ребенок дошкольного возраста

    Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации) Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста 1. Характеристика ребенка дается на основании его всес...

  • Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

    Электронное дидактическое пособие на развитие эмоционального интеллекта дошкольников Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определ...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Роль среды в развитии ребенка дошкольного возраста

    Роль предметно-развивающей среды в ДОУ в познавательном развитии детей раннего возраста Роль предметно- развивающей среды ДОУ в познавательном развитии детей раннего возраста В дошкольном образов...

  • Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

    «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»...

  • Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Дошкольном возрасте на ребенка влияют

    Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 1 слайд: Тема – «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 2 слайд: Музыка - могучий ис...

  • Психофизическое развитие дошкольного детства

    Педсовет «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр». Часть 1 Часть 2 Часть з ПЕДСОВЕТ «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр» (часть 1). Литература: 1. Осокина...