Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста

Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.

Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у дошкольников.

Научить культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение дошкольников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. Сохранять и улучшать здоровье - огромная каждодневная работа, начиная с самого рождения. В современном обществе остро стоит вопрос о воспитании здорового ребенка.

Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.

Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.

Наша основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Реализация задач, модели формирования основ культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.

Главным залогом успеха этой работы в том, чтобы сами педагоги и родители стали носителями ценностей культуры здоровья, т. к. именно взрослый человек является образцом для подражания.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что формирование культуры здоровья состоит из трех пунктов: педагоги, ребёнок, семья.

И именно в семье и в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье

Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим умом, телом и душой,. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

www.maam.ru

Формирование культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста

«Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста»

Л. С. Выготский

Глобальный путь России – построение общества с устойчивым развитием. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы современные формы образования и воспитания включали формирование культуры здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач нашей страны. Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самому заботиться о своем здоровье; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время двигательной активности; учить понимать, что и как влияет на самочувствие человека; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призывает «Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях». «Физическое развитие включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».

Целевыми ориентирами воспитания у дошкольников культуры здорового образа жизни являются: способность ребенка к волевым усилиям, умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, умение соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, овладение начальными знаниями о себе и основными культурными способами деятельности.

Сегодня обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей-школьников. Распространенность среди школьников вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики, токсикомания, пренебрежение здоровым стилем жизни свидетельствует об отсутствии знаний о культуре здоровья. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей около 90% школьников имеют отклонения физического и психического здоровья.

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Свердловской области провели мониторинг факторов, влияющих на состояние здоровья подростков, рейтинг болезней и пришли к выводу: в дошкольном и раннем школьном возрасте у детей не были развиты элементарные представления об организме человека, дети не приучены к правильному питанию, не знают приемов самооздоровления. В образовательных учреждениях отсутствует система выработки практических навыков конструирования такого здоровья, которое позволяет успешно справляться с нагрузками современной жизни.

Поэтому для сохранения здоровья определяющей является задача формирования у всего населения новой культуры здоровья, которая учит человека постоянно укреплять жизненные силы на основе использования традиционных и нетрадиционных методов.

«Человек должен с раннего детства приобретать практические навыки саморегуляции своего организма». Ш. А. Амонашвили.

Актуальность данной темы определяется малой изученностью проблемы формирования культуры здоровья и наличием противоречий:

-между необходимостью гармоничного развития личности ребенка с одной стороны и отсутствием эффективных программ, средств, методов формирования культуры здоровья в воспитательно - образовательном процессе с другой стороны;

-между стремлением педагогов и родителей сохранить здоровье детей и отсутствием научно обоснованных средств и условий решения этой задачи;

-между потребностью общества в здоровых, полноценных людях и отсутствием достойных социальных условий для обеспечения и сохранения здоровья.

Основными проблемами, определяющими актуальность темы, являются следующие:

Во-первых, у большинства населения господствует установка на укрепление психофизического здоровья лишь тогда, когда появляются проблемы со здоровьем. Такое отношение передается от старшего поколения младшему. Отсюда – отсутствие систематической заботы о здоровье.

Во-вторых, отсутствует целостная система формирования культуры здоровья между учреждениями образования (цель-обучение, здравоохранения (цель-лечение) и семьей.

В-третьих, многие взрослые и дети имеют определенную информацию о тех формах жизнедеятельности, которые разрушают здоровье, но в жизни эти знания не реализуют.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Психологическая наука доказала, что развитие личности происходит в ее собственной деятельности. Отсюда главным условием для достижения целей развития ребенка является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей и способностей.

Для достижения цели, а именно – формирования культуры здорового образа жизни, был разработан и апробирован комплекс игровых занятий познавательно-речевой направленности с включением игровых проблемных ситуаций по формированию культуры здоровья для детей 4-7 лет.

Содержание данной инновационной технологии заключается в создании условий для игровых действий и введения игровых проблемных ситуаций в структуру непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Используя такую технологию, можно обучать детей самоанализу своих действий, тренировать в умении находить выход из создавшихся ситуаций, воспитывать у детей чувство взаимопомощи, уверенности в себе, развивает интерес к двигательной активности.

Новая технология позволяет детям передвигаться в пространстве группы, решая предлагаемые задачи, оберегает от гиподинамии, дает возможность каждому ребенку активно участвовать в деятельности, получать результат самостоятельно или с помощью взрослого и сверстников, поддерживает позитивный эмоциональный настрой. От этого у детей появляется внутренняя удовлетворенность, мотив и желание познавать.

Формирование культуры здорового образа жизни охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Как и любая деятельность, систематическая работа по формированию культуры здорового образа жизни детей, должна достичь определенного результата (целевой ориентир ФГОС, а именно:

-Дети имеют элементарные знания о человеческом организме,

-Дети приобрели простейшие практические навыки сохранения своего здоровья,

-Дети приобщены к оздоровительной деятельности (сон, питание, эмоции, игры,

-У детей воспитаны мотивационно-ценностные ориентации.

www.maam.ru

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.

Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.

Наша основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Реализация задач, модели формирования основ культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.

Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании.

Главным залогом успеха этой работы в том, чтобы сами педагоги и родители стали носителями ценностей культуры здоровья, т. к. именно взрослый человек является образцом для подражания.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что формирование культуры здоровья держится на трёх китах: педагоги, ребёнок, семья.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать как традиционные, так и более активно нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала "Здоровье", тематические выставки, библиотека здоровья, оформить информационные уголки здоровья "Вот я – болеть не буду" "Как я расту", проводить консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.

Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы

И именно в семье и в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

www.maam.ru

Формирование гигиенической культуры и культуры здоровья детей младшего дошкольного возраста

Современная ситуация в стране требует нового уровня профессионализма в области развития личности ребенка, инновационных взглядов на проблему воспитания потребности в здоровом образе жизни у детей 2-3 лет через привитие КГН.

Под культурой здоровья ребенка понимается совокупность трех компонентов:

*осознание отношения к своему здоровью и жизни.

*знания о здоровье и умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

*валеологическая компетентность, которая позволяет дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской и психологической самопомощи.

Всем хочется, чтобы ребенок вырос крепким, здоровым, красивым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами и т. д. Соблюдение правил личной гигиены – непременное условие здорового образа жизни.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Я. А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал – «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п. ». Овладение этими и культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить в форме игры, она – основное средство развития детей. Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие – регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

Ребенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе. Он учится обращаться с ложкой, ножницами, салфеткой и т. д. Он застегивает, расстегивает одежду, ухаживает за ней: стирает, гладит. Затем ребенка учим заботиться об окружающей среде. Он протирает пыль, подметает пол, моет посуду. Все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности в специальной организованной для этого среде. Для каждого упражнения должен быть подобран рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков мною был разработан проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте», который включает следующие направления:

Привитие культурно-гигиенических навыков.

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Для достижения эффективности привития культурно-гигиенических навыков составила план, который состоит из 2-х разделов - это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где использовала разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок мультфильмов, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т. д.

Приучаю ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя кабинка.

Подвожу детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Обучение организовываю не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

Оформили альбом «Формирование культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте», куда подобрали иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обратила на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработала план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.

Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Сегодня результаты исследований, двигательной активности детей третьего года жизни просто пугают. За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1, 5 – 2 ч. Для решения этой проблемы разработала двигательный режим, а также пополнила физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.

В организованной образовательной, совместной деятельности взрослого и детей в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей жизни по формированию гигиенической культуры и культуры здоровья я использую следующие методы и приемы:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Например: в играх драматизация, дети, перевоплощаясь в сказочных персонажей, стараются помочь справиться с трудной ситуацией, найти ошибку, научить чему-то.

2. Словесные приемы (рассказы взрослого из личного опыта, сказки познавательного содержания, беседы, рассказы ребенка, из личного опыта). Например: я рассказываю, что когда тоже была маленькой, случалось, что проливала компот или суп на себя, а это приводило к тому, что я обжигалась, пачкала свою одежду. Или дети могут приводить примеры из своего опыта: «Я был неаккуратен за столом и испачкал свою рубашку»

3. Игровые приемы (дидактические игры, игры-путешествия, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-действия, игры-воображения). Например: в сюжетно-ролевых играх, учу куклу, или ребенка (дочь, правильно сидеть за столом, правильно держать тот или иной прибор, правильно одеваться.

4. Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, фотографии). Например: фотографии, иллюстрации о правилах поведения за столом.

5. Художественное слово. Например: учим стихи, загадки, рассказы, сказки, рассказы, пословицы, байки. («Мойдодыр», «Федорино горе», «Как у нашего кота» и др) .

6. Музыка (песни «Пирожки», «Ой блины» и т. д.)

7. Практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола по схеме, разбор проблемных ситуаций с игрушками, например: зайчик пригласил ежика в гости – нужно помочь накрыть стол) .

8. Театральная деятельность. (драматизации сказок)

9. Наблюдения (за действиями взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления). Например: показываю сама пример правильного приема пищи, обращая внимание на эстетику оформления стола.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей. Предлагаем памятки для родителей «Навыки опрятной еды», «Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке», «Об опрятности и аккуратности» и т. д.

Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулки и т. д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов. Обучаются упражнениям, выполняемые их детьми, с целью проведения подобных игр – занятий дома.

Таким образом, ежедневно повторяя одни и те же действия, ребенок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными. Ребенок шире познает окружающий мир, так пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и т. д., знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые, осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой - рубашка грязная) .

Поэтому необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к гигиенической культуре, формировать навыки сознательного отношения к сохранению и укрепления собственного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Здоровье – это достояние всего общества, которое невозможно

оценить. Мы желаем друг другу крепкого здоровья, когда встречаемся или

прощаемся, потому что это основа счастливой и полноценной жизни. Доброе

здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, способствует выполнению наших планы, преодолению трудностей, дает возможность успешно решать жизненные задачи. А начало этому – создание в группе условий для формирования гигиенической культуры и культуры здоровья детей младшего возраста.

www.maam.ru

Психолого-педагогические особенности формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста

Ценностное отношение старшего дошкольника к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни, культуру здоровья. О Отношение детей старшего дошкольного возраста к здоровью напрямую зависит от сформированности в их сознании этого понятия.

Если дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается, то к среднему дошкольному возрасту у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть.

На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.) .

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий "здоровый", как большой, хороший (вот здорово) и "здоровый", как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии ("нельзя есть грязные фрукты", "нельзя брать еду грязными руками" и пр., так и от внешней среды.

В старшем дошкольном возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психические, и эмоциональные компоненты здоровья ("там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела"). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.

Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка старшего дошкольного возраста еще нет. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками.

У детей старшего дошкольного возраста еще отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным.

Еще Н. К. Крупская рекомендовала использовать в работе с дошкольниками подвижные игры. Правильно организованные и систематически проводимые, они формируют характер, волю. Она подчеркивала, что в игре развиваются силы ребёнка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива.

Е. А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».

Подвижная игра – эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные игры являются незаменимым средством развития детей, играют большую роль в их всестороннем физическом воспитании. Существуют игры малой, средней и большой подвижности, они проводятся в групповом помещении, в физкультурном и музыкальном залах, а также на прогулках. Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание, воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение.

Оздоравливающее, гигиеническое значение игры зависит еще от одного фактора, назначение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, — это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру.

Подвижные игры увлекают преимущественно детей старшего дошкольного возраста. Они заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм дошкольника. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе .

Велика роль подвижных игр в воспитании культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Старшие дошкольники учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры они воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, старшие дошкольники практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

К старшему дошкольному возрасту у детей активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности. Заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии. Дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку, способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности .

На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, ученые выделяют следующие аспекты культуры здоровья старших дошкольников:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.

Итак, отношение старшего дошкольника к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение детей старшего дошкольного возраста к здоровью напрямую зависит от сформированности в их сознании этого понятия.

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие "здоровье" с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую.

В старшем дошкольном возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психические, и эмоциональные компоненты здоровья. Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.

Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у детей старшего дошкольного возраста потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка старшего дошкольного возраста еще нет.

У детей старшего дошкольного возраста еще отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья»

26 ноября2013 года в нашем детском саду состоялся районный семинар-практикум по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья»

Цель семинара:освоение и последующее применение технологий в практической деятельности воспитателя.

Задачи:

  • Дать определение понятию здоровья.
  • Познакомить участников семинара с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в МБДОУ.

Заведующий Маринич Надежда Васильевнаотметила, что, основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению?

Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий. Сегодня мы хотели бы провести семинар по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Наша встреча пройдет в форме телевизионной передачи “Здоровье”

Старший воспитатель Дрожжина Т. А. в рубрике «Про здоровье» с помощью упражнения «Воздушный шар» определила приоритетные ценности у педагогической аудитории. В рейтинге, как и ожидалось, первую строчку заняло здоровье.

В рубрике «В детском саду» педагоги поделись опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Воспитателем Острожковой С. А., была продемонстрирована непосредственно образовательную деятельность по формированию целостной картины мира в группе общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет «Путешествие в страну «Здоровье».

Воспитателем Поповой О. Ю. был продемонстрирован закаливающий самомассаж стоп в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет.

О новых логопедических технологиях: Су-Джок терапия рассказала и показала учитель-логопед Зубарева Л. В.

В рубрике «Оздоровление воздуха с помощью комнатных растений» заведующий МБДОУ Маринич Н. В. с использованием презентации рассказала о фитонцидных комнатных растениях для здоровья.

В рубрике “Наша мастерская” воспитатель Селиванова Л. В. рассказала о том, какое нетрадиционное оборудование для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ можно сделать из различного материала и провела мастер-класс по изготовлению тренажера для дыхания «Бабочка».

Рубрика «Устами младенца» позволила участникам семинара посмеяться. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода.

В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.

Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.

И в заключении семинара была предложена рубрика «Релаксация» и старшим воспитателем Дрожжиной Т. А. был проведен релаксационный сеанс «Звездное небо». Татьяна Анатольевна отметила, порой мы так заняты своей работой, профессиональными и домашними делами, своей семьёй, детьми, что совершенно не замечаем, как мало времени мы уделяем самим себе. Постоянно спеша и торопясь всё успеть, мы сердимся, нервничаем и это, бесспорно, отражается на нашем здоровье, общем самочувствии. Выделите в своём плотном графике несколько минут, сосредоточьтесь на себе и ваша истощённая психоэнергетика «скажет» вам большое спасибо!

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

«Наблюдайте за вашим телом, если хотите,

чтобы ваш ум работал правильно».

Декарт

В современном образовании детей отчетливо проявляются противоречия между достижениями в области обучения и потерями в состоянии здоровья. Становится очевидным, что сегодня необходим научный взгляд на деятельность образовательных учреждений не только с точки зрения задач обучения, но и целенаправленного воспитания здорового поколения.

Исходя из этого, самым важным в организации деятельности дошкольного учреждения является реальная возможность целенаправленного формирования здоровья ребенка как основы эффективной реализации его индивидуальности. Физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в дошкольном учреждении, должна стать основным и эффективным средством в решении этой задачи.

В условиях сохраняющейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей, подростков и молодёжи должна рассматриваться как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в целом

Одной из главных задач политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формирование ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни. (Письмо Министерства здравоохранения Р, Ф., от 26.02.03, №27/26326) .

Содержательные линии культуры здоровья выражаются, прежде всего, в осознании личной значимости здорового образа жизни - как быть здоровым, жить в гармонии с собой, природой, социумом; в элементарных знаниях о здоровье и здоровом образе жизни; участием в здоровьесберегающем пространстве и саморегуляции на личностном уровне.

Под воспитанием у детей культуры здоровья надо понимать грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, практического воплощения потребности вести здоровый образ жизни, умение заботиться о своем здоровье.

  1. Формирование культурно-гигиенических навыков;
  2. Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Система психолого-педагогической работы по данному направлению должна базироваться на определенных принципах:

Принцип системности- выработка определенной системы работы в подаче знаний о здоровье и здоровом образе жизни с учетом использования их в практической деятельности детей;

Принцип индивидуализации- учет индивидуально-типологических, психо-эмоциональных и возрастных особенностей старших дошкольников;

Принцип деятельностного подхода- организация активной деятельности дошкольника, направленной на постепенное осознание необходимости быть здоровым человеком, для того чтобы быть успешным в обучении и общении со сверстниками;

Принцип гуманистической направленности -чуткое и внимательное отношение к личным чувствам и эмоциям каждого ребенка. Педагогическое общение должно быть направлено на эффективность обучения, на установление гуманных отношений между детьми, на создание здорового психологического микроклимата в группе.

Принцип бинарного взаимодействия- активное взаимодействие педагога с детьми в познании сил, возможностей, желаний, определения потенциала, направленного на осознанное сохранение и укрепление здоровья.

При планировании и реализации оздоровительной работы необходимо учитывать:

  1. Контингент воспитанников: особенности состояния здоровья и развития детей;
  2. Наполняемость группы;
  3. Местные и региональные особенности, в том числе климатические и сезонные.

В последнее время интерес к проблеме формирования культуры здоровья дошкольников усилился, но в практике работы дошкольных образовательных учреждений педагоги часто проявляют некомпетентность в решении задач, связанных с физическим воспитанием, оздоровлением дошкольников. А отсутствие индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей в дошкольном возрасте оборачивается невосполнимыми потерями в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей. Возникла необходимость определить оптимальные педагогические условия, которые позволяли бы формировать культуру здоровья наших воспитанников, а именно:

  1. Определить механизмы включения валеологического воспитания в педагогический процесс детского сада;
  2. Особенности взаимодействия в триаде педагог-ребёнок-родитель;
  3. Создание здоровьесберегающего пространства ДОУ»
  4. Подходы к взаимодействию с семьёй.

В связи с этим нами был разработан проект: «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста». Данная разработка ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) . Может быть полезна педагогам, инструкторам физической культуры, методистам ДОУ.

Основная часть.

Проект на тему: «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста».

Цели проекта:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

  1. Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.
  2. Формировать у детей интегративные качества: овладевший необходимыми умениями и навыками культуры здоровья.
  3. Создать комфортный микроклимат в детском коллективе и коллективе ДОУ в целом.
  4. Повышать педагогическую грамотность родителей.
  5. Объединять усилия семьи и ДОУ в формировании культуры здоровья воспитанников.

Образовательная область:«Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность»

Длительность проекта: долгосрочный ( от 1года до 2 лет) .

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, специалист, родители воспитанников ДОУ.

Принципы планирования и организации работы:

  1. Преемственность педагогических действий

Ссылка на источник nsportal.ru

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, как профилактика зависимого поведения

Семашко С. И., педагог-психолог, методист высшей категории, ГБОУ ППМС-Ц В. О. района

Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной приказом № 619 от 19.02.2000г. Министерства образования РФ, первой возрастной группой в качестве объекта профилактики определяется старший дошкольный возраст (5-6 лет) . Однако, несмотря на признанную необходимость ведения работы по предупреждению зависимого поведения, начиная с дошкольного возраста, в действительности такая работа проводится в недостаточном объеме. Это связано, в первую очередь, с тем, что накопленный практический опыт и большая часть теоретических разработок, направлены на подростковый возраст, и поэтому их необходимо адаптировать для детей дошкольного возраста, с учетом возрастных особенностей и с учетом условий организации воспитательного процесса.

В дошкольном возрасте закладываются основы тех личностных свойств и социальных навыков, которые впоследствии, определят степень и характер адаптации ребенка в обществе.

Поэтому создание и реализация программы «Павлин» для работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию культуры здоровья, предназначенной для предупреждения зависимого поведения, стало необходимым и своевременным. Программа была создана и реализуется с 2006 года, она является профилактической и предназначена для старших дошкольников (5-6 лет) , посещающих детские дошкольные учреждения.

Цель программы: формирование культуры здоровья, через понимание ценности здоровья и здорового образа жизни.

Основные задачи программы:

  • Формирование у детей представлений об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, осознания личностной ценности здоровья, установок на здоровый образ жизни.
  • Профилактика аддиктивного поведения и повышение уровня социальной компетентности, через:
  • обучение детей произвольности поведения (умения управлять своим поведением, эмоциональным состоянием, подчиняться правилам) ;
  • приобретение детьми навыков эффективного взаимодействия с окружающими;
  • создание условий для формирования адекватной самооценки.

В курсе занятий учитываются следующие принципы превентивного обучения при организации работы по первичной профилактике зависимого поведения:

  • Принцип системного подхода – т.е. формирование ценности и навыков укрепления здоровья телесного и нравственного, а также развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности;
  • Принцип деятельностного подхода – формирование ценности здорового образа жизни и навыков безопасного поведения должно происходить в совместной деятельности ребенка и взрослого;
  • Принцип альтернативности - формирование у детей полезных навыков поведения и установок, обеспечивающих ему эффективную социальную адаптацию. Важно показать, как можно сделать свою жизнь интересной и счастливой без помощи каких-либо веществ или вещей /например, телевизора, компьютера/;
  • Принцип «запретной» информации – исключение сведений, способных провоцировать интерес детей к ПАВ. Не обсуждение с детьми тех аспектов, которые неактуальны для их возраста или социальной сферы;
  • Принцип возрастного соответствия – соответствие профилактики возрастным особенностям и возможностям развития детей.

Безусловно, чтобы профилактическая деятельность была эффективной, недостаточно только правильно определить её целевую направленность, необходимо также подобрать адекватные и эффективные методы достижения поставленных целей.

Деятельность, связанная с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, не воспринимается ребенком 6-8 лет как актуальная, значимая. Поэтому опорной точкой в формировании культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста может быть только создание игровых ситуаций.

В игре дети могут проиграть различные ситуации, при этом оценка своего состояния и поведения осуществляется подспудно (для ребенка важна сама игра) , но когда возникнет необходимость сделать выбор, он поступит правильно – он уже знает, как надо поступить.

Именно организация разного вида игр окажет целенаправленное воздействие на детей. Через игру у ребенка формируются важные установки, поэтому желательные для освоения поведенческие схемы, включенные в содержание игры, становятся ее правилами.

Ребенок выполняет их не только потому, что это «нужно, полезно», а потому, что это интересно. Так в процессе игры дети постепенно освоят заложенные поведенческие схемы, которые затем превращаются в поведенческие навыки.

Следовательно, формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья как понимания ценности здоровья и здорового образа жизни, развитие системы социальных отношений, освоение норм морали и правил поведения, овладение связанными с ними поведенческими умениями, происходит, прежде всего, на основе игры. Игра способствует их действенному осознанию.

Как естественный способ выражения «я», укрепления уверенности в себе игра будит активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивает умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя роли означает принятие определенных правил, т.е. чувство ответственности. Когда в игре все удается, у детей появляются чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же – чувство вины и досады, заставляющее более критически взглянуть на себя, и как-то перестроиться, измениться, соразмеряясь с требованиями группы.

Данные особенности игры позволяют использовать ее в работе с дошкольниками в профилактических целях.

Для оценки эффективности программы используются методы и средства, которые выявляют: осознание детьми важности и значения сохранения своего здоровья с раннего возраста; овладение детьми знаниями о способах укрепления и сохранения здоровья, понятиями «здоровье», «вредные привычки», «здоровый человек», представлениями о том, что полезно и опасно для здоровья (анкета для родителей, воспитателей, рисуночные тесты для детей, наблюдение, беседа, отзывы воспитателей и родителей и т.д.) .

Результативность проведенной работы по данной программе можно оценить изменения в знаниях, установках, эмоциональном состоянии и проведении участников

В анкетах обратной связи для взрослых были отмечены следующие изменения в поведении детей:

  1. Представления о здоровом образе жизни значительно расширились (дети стали знать, что нужно заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье) ;
  2. Дети стали добрее относиться друг к другу, с большим пониманием;
  3. Дети стали стараться лучше управлять своим поведением, подчиняться правилам;
  4. Улучшилось межгрупповое взаимодействие;
  5. Дети стали на практике применять некоторые приемы снятия агрессии, саморегуляции;
  6. Дети стали решать проблемы не кулаками, а пытаются договориться (Мне не нравиться, когда ты дерешься, толкаешься…) ;
  7. Снизилось эмоциональное напряжение в группе.

Сравнительный анализ детских рисунков и беседы с ними показал:

До занятия в группе дети отмечали, что полезно для здоровья:

Овощи, фрукты, другая еда, лекарства - 84 %

Отдых у компьютера, телевизора – 14 %

Прогулки на свежем воздухе – 2 %

После занятия в группе дети отмечали, что для здоровья необходимы:

Прогулки на свежем воздухе, на природе – 28 %

Дружба, совместные игры, хорошее настроение – 28 %

Занятия спортом – 27 %

Овощи, фрукты, другая еда, лекарства – 11 %

Здоровый сон, тихий час – 8 %

Отдых у компьютера, телевизора – 0 %

Результаты заключительной беседы показали, что дети с раннего возраста действительно начали осознавать важность и значение сохранения своего здоровья (не только физического, но и психического) .

Дети овладели знаниями о способах укрепления и сохранения здоровья. В ходе беседы дети владели понятиями «здоровье», «вредные привычки», «здоровый человек», представлениями о том, что полезно и опасно для здоровья.

Первичная профилактика зависимого поведения у детей старшего дошкольного возраста – это не обсуждение вредности и отдаленных печальных последствий употребления ПАВ, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование у детей культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку на этапе школьной жизни понять, почему и чем для него опасно знакомство с психоактивными веществами.

Данное направление работы со старшими дошкольниками очень эффективно и популярно в дошкольных образовательных учреждениях Василеостровского района нашего города. С каждым годом количество заявок от детских садов неуклонно растёт.

Список литературы:

  1. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2000.
  2. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2004.
  3. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
  4. Шипицына Л. М, Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) - «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2000.
  5. Игра «Валеология» -часть 1, 2003.
  6. Игровой дидактический материал «Малыши-крепыши» -2003.

© ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района Санкт-Петербурга

+7 (812) 715-12-06

17-линия В. О., 34/36, в здании 11 гимназии, 4 этаж

Пн-Пт с 9.00 до 20.00 Сб с 10.00 до 17.00

Читать далее pms-centr.spb.ru

Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни

Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни

В дошкольном образовательном учреждении обязательной и первоочередной задачей работы с детьми является задача укрепления здоровья ребенка и повышении сопротивляемости его организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Отсюда огромная значимость оздоровительной работы, которая определяется как система гигиенических, собственно оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей.

Оздоровление рассматривается и как форма расширения психофизиологических возможностей детей. Отмечается, что оно должно нести развивающую функцию, воздействуя на личность ребенка в целом.

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого целостного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирование основ безопасного поведения. Эти процессы предполагают развитие у детей способностей устанавливать причинно- следственные связи, прогнозирования и моделирования своих действий, осознанного отношения к деятельности.

Результативность формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников связана не только с развитием мыслительных операций, но и с формированием жизненной позиции, развитием мировоззрения, нравственно-волевых качеств.

Важным фактором воспитания ребенка выступает насыщенность социальной среды, в которой живет ребенок, образцами достойного поведения. При этом наиболее выраженный воспитательный эффект будет оказывать совместное совершение поступков со значимыми для ребенка взрослыми.

Анализ психолого- педагогической литературы позволяет утверждать, что в дошкольном возрасте возможно формирование позиции, направленной на охрану и укрепление своего здоровья, на активизацию ребенка в процессе самопознания.

Приобретенные знания о работе различных органов и систем, факторах, воздействующих на их нормальное функционирование, позволяют устанавливать детям взаимосвязь между своим поведением и его возможными последствиями. У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.

  • Интеграции- установлении соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности;
  • Экологизации образовательного процесса;
  • Теоретизации содержания, связанной с формированием у ребенка умений выделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать.

Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучение здоровому образу жизни и формирование правильного отношения детей к своему здоровью. В отношении к здоровью проявляется уровень сформированности мотивации здоровьесберегающего поведения.

Выделяют несколько компонентов отношения к здоровью:

1. Ценностно- смысловой компонент отношения к здоровью (какова ценность здоровья, в чем смысл заботы о здоровье) .

2. Когнитивный компонент (система знаний о здоровье, способах его сохранения) .

3. Эмоционально- волевой компонент (принятие решения быть здоровым) .

4. Поведенческий компонент (конкретные поступки, действия, навыки, обеспечивающие сохранение здоровья) .

Конечно, мы не ждем осмысления ценности здоровья от дошкольника. Ребенок хочет быть здоровым, чтобы ему не делали уколы, чтобы не нужно было пить таблетки и так далее. Однако в дошкольном возрасте ребенок уже способен усвоить некоторую сумму знаний о здоровье и факторах, влияющих на него.

Эмоционально- волевая сфера ребенка еще находится в стадии формирования, поэтому можно активно влиять на этот процесс, повышая мотивацию здоровьесберегающего поведения. Поведенческий компонент отношения к здоровью предполагает конкретные поступки, следовательно, очень важно научить ребенка заботиться о своем здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым образом жизни.

Формирование у детей дошкольного возраста и в дошкольных учреждениях, и в семье правильного отношения к своему здоровью, безусловно, позволит укрепить их физическое здоровье. Этот процесс имеет свои отличительные черты, в значительной степени зависит от возрастных физиологических и психологических особенностей детей, а также от типов и стилей семейного воспитания, особенностей поведения родителей и окружающих взрослых людей.

Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ДС КВ«Огонек» предусматривает знакомство детей с правилами уличного движения с младшей группы, с дальнейшим усложнением содержания, а также знакомство с правилами безопасного действия с предметами: ножницами, иглами (продуктивная деятельность) . В рамках ознакомления с природой предполагается знакомство детей с ядовитыми растениями и грибами. В старшем возрасте при формировании целостной картины мира от детей требуется знание своего домашнего адреса, фамилии, имени, отчества родителей.

В своей работе мы рекомендуем использовать систему педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста, включающую поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, воспитателей и детей) :

  • Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения в быту преимущественно через дидактические игры;
  • Этап освоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирование возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;
  • Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

Для этого предлагается использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такие, как дидактические игры, игры- драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки непосредственно образовательной деятельности, игровые персонажи (образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием) .

Игры и проблемные ситуаций, литературные произведения

1) ПДД. Дидактическое пособие "Правила дорожного движения" составитель И. Л. Саво. В этом пособии представлены:

- физиологические и психологические особенности детей (быстро забывают правила,медленно оценивают ситуацию, потребность в движении преобладает над осторожностью)

- участники дорожного движения (правила для пешеходов, водителей, пассажиров)

- "Стой! Опасность!" (ремонтные работы, неработающий светофор, нетрезвый водитель, ледяные сосульки и т.д.)

- "Правила движения зимой", "Средства безопасности в автомобиле", "Опасные сумерки"

- литература для чтения детям.

Настольно-печатная игра "Дорожные знаки" (закреплять знания детей о дорожных знаках, средствах регулирования дорожного движения и опознавательных знаках транспортных средств) ;

Настольно-печатная игра "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях" в виде разрезных картинок (для ориентировки ребенкав различных жизненных ситуациях)

Игровая деятельность с использованием макета города;атрибуты к СРИ: "Шоферы", "Мы- пассажиры", "Путешествие по городу" для моделирования опасных ситуаций.

2) Дидактическая игра "Витаминка" для расширения представлений о рациональном питании (наличие картинок с группами витаминов. Цель - определить сколько витаминов каждой группы сегодня на обед, ужин и т.д.) .

Игры в центре физического воспитания - используем пособия как традиционные так и нетрадиционные

3) Противопожарная безопасность: Моделирование ситуаций - наличие алгоритма действий, атрибутов к СРИ "Мы - пожарные"; Ситуация «Что делать если…» (закрепить умение вызвать пожарную помощь по телефону) ;

Экскурсия по детскому саду (познакомить с уголком противопожарной безопасности,системой оповещения, средствами тушения пожара) .

4) Опасность в быту, природе, на улице - беседы с использованием сюжетных картинок и обсуждением;

С этой целью изготовлено пособие "Опасные ситуации в быту"; в виде сюжетных картинокопасных действий и опасность, к которойприводят эти действия.

4) ЧХЛ-«Пожар» С. Маршака (закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь) ;

С. Михалкова «Дядя Степа» (уточнить потенциально опасные ситуации на улице, в быту; закреплять знания правилличной безопасности) ; Г. Ладонщиков «Светофор», М. Ильин «Машины на нашей улице», А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», Т. Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк», «Волшебный мяч», М. Пляцковского «Не дразните собак, не гоняйтекошек», Г. Новиковой «Дворняжка», А. Дмитриева «Безумная кошка», Т. Шорыгиной «День рождения Васи», В. Волковой «За волка обидно» и «Не попадись лисе»; стихотворения А. Барто «Гроза», Т. Шарыгина «Осколок стекла», «Катя и божья коровка», Э. Асадова «Царица – гусеница», Б. Заходера«Все на свете нужны»…

Малиева Е. З.

ЯНАО, г. Новый Уренгой, м-н Юбилейный, 2/10 тел. факс +7(3494) 22-75-74. +7(3494) 22-76-86 (директор)

Источник xn----8sbhizifehb5q.xn--p1ai

Другие статьи по теме:

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Формирование личности в дошкольном возрасте

    Консультация на тему «Особенности формирования социально-нравственной личности в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К семи годам уже достат...

  • Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста

    Статья «Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)». Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь про...

  • Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста . Аннотация: в статье представлен опыт по воспитанию толерантности у детей дошкольного...

  • Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое на...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...