Формирование личности в дошкольном возрасте

Консультация на тему «Особенности формирования социально-нравственной личности в дошкольном возрасте»

Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка, как показатель уровня его нравственного развития.

При формировании личности ребенка в дошкольном возрасте необходимо учитывать ряд правил:

1. Мы имеем дело с растущим детским организмом, с растущим детским мозгом, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и работа которого еще ограничена.

2. Психолого-дагогические исследования говорят, что эффект будет максимальный лишь в том случае, если применяемые методы и формы воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями дошкольного возраста, если, например, обучение дошкольников тем или иным знаниям и умениям проводится не в форме традиционного школьного урока, а в процессе дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности и т. д.

3. Наиболее важный, подлинно развивающийся характер дошкольное воспитание может приобрести лишь в том случае, если оно строится с учетом того особого значения, которое имеет дошкольное детство и интенсивно формирующиеся на данной возрастной стуни психические новообразования для общего хода поэтапного формирования личности. Такие сцифические для дошкольного возраста новообразования, как синтетические формы восприятия пространства и времени, наглядно-образного мышления, творческого воображения и т. д. могут складываться весьма различно в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. В результате начинают складываться в наиболее совершенной форме те виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего, которые сыграют важную роль в деятельности взрослого человека.

Подобно этому при отсутствии целенаправленного нравственного воспитания, когда окружающие заботятся лишь об удовлетворении всех потребностей маленького ребенка, не приучая его с првых лет жизни к выполнению простейших обязанностей ред окружающими, к соблюдению простейших нравственных норм, неизбежно возникает наивный детский эгоизм, неоднократно описанный в литературе по детской психологии

и грозящий превратиться впоследствии в значительно менее наивный и гораздо более опасный эгоизм взрослого. Но эгоизм ребенка не является неизбежной особенностью возраста, а представляет собой в значительной мере результат недостатков воспитания, следствие бедности и ограниченности социально-нравственного опыта ребенка.

Обогащение этого опыта путем организации коллективной жизни и деятельности маленького ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться не только со своими, узколичными интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих, приводит к тому, что, как уже отмечалось ранее, эмоции и стремления дошкольника, 'приобретают новый смысл, прерастая в сочувствие другим людям.

Социализация - это процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений, принятых в обществе. Это происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни.

К институтам социализации относятся семья, образовательное учреждение, микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви.

Социальный опыт ребенка - это не только его возраст, но и тот мир, в котором он растет, семья, в которой он воспитывается.

Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, в связи с этим так велика ответственность семьи за воспитание.

На социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов:

• социальное положение;

• материальное положение;

• род занятий родителей;

• образование родителей;

• эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение и ценности.

Основная идея воспитания в дошкольном учреждении - оптимальное развитие каждого ребенка на основе дагогической поддержки его индивидуальности в условиях сциально организованной среды образовательного учреждения, где ребенок выступает в роли участника коллектива и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, его социализации в условиях образовательного учреждения. У семьи и образовательного учреждения - единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания сцифичны, но ни одна проблема не может быть усшно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие дагога и родителей по поводу трудностей и радостей, усхов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, дагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания.

Задача образовательного учреждения - определение путей продуктивного взаимодействия с родителями, расширение круга их психолого-дагогических знаний, оказание помощи в понимании своеобразия развития личности ребенка.

Содержательные линии развития семьи:

• формирование познавательных интересов ребенка и готовности родителей к дагогической деятельности на основе учета индивидуальных склонностей ребенка;

• развитие умственных способностей, творческого мышления;

• воспитание чувства уважения к ребенку со стороны родителей;

• воспитание социальной адаптированности ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе:

• формирование в ребенке и в семье осознания ценности здорового образа жизни;

• формирование эстетического художественного вкуса у ребенка и развитие эстетических чувств в семье;

• социально-нравственное воспитание детей в семье.

Основные принципы:

1. Принцип общего развития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей.

Общее развитие включает в себя эмоциональное и нравственное развитие; эстетическое развитие; физическое развитие.

2. Принцип непрерывного развития каждого ребенка.

Непрерывное развитие ребенка понимается как постоянно поддерживаемый комплекс умений связанных с сотрудничеством с коллективом детей, взрослых, с разными источниками информации. Реализация этого принципа позволяет сформировать важнейшее умение: умение находить себя в коллективе, отбирать полезные и необходимые знания для жизни, использовать знания в жизненных ситуациях.

Общеизвестно, что детство - это уникальный риод в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Усшному решению задач по воспитанию и развитию детей будут способствовать основные направления:

1. Сближение и тесное взаимодействие разных сциалистов (дагов, врачей, психологов, представителей социальных структур)

2 Выработка единых подходов по оказанию всесторонней квалифицированной помощи ребенку и родителям.

3. Постоянная информированность родителей о достижениях, имеющихся в российской системе воспитания детей

4. Включение родителей в общее образовательное пространство с учетом интересов ребенка, особенностей его развития и состояния здоровья.

Формирование личности в значительной мере происходит под влиянием семьи и зависит как от особенностей взаимоотношений в семье, так и от стиля общения.

Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в усшном осуществлении сотрудничества.

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Единство в воспитании детей обесчивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых -- родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются дагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов.

Семья является институтом првичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т. д.) .

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и дагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

www.maam.ru

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

. Posted in Возрастная психология, психология развития

Личностная готовность проявляется в самоактуализации. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное – с любовью и восторгом.

Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов. Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности: (1) притязания личности; (2) Я-концепция; (3) перспективы личности; (4) иерархия побуждений.

Притязания личности (эффективность и привлекательность) . Уровень притязаний формируется путем успехов и неудач. У детей он чрезвычайно высок, но под влиянием неудач начинает снижаться.

Если ребенок найдет свою область (сферу деятельности или сферу общения) , то страх компенсируется уверенностью в себе, в собственных силах. Ребенок постоянно утверждается в том, что у него есть преимущественного перед другими.

Стратегия родителей – сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих силах, а не способности.

Позиция уверенности: "Все зависит от меня, моих способностей, качеств, я могу все изменить, если изменю себя. Во мне причина неудач и успехов".

Позиция неуверенности: "Я нахожусь под влиянием обстоятельств, от меня ничего не зависит, все произойдет по воле рока".

Формирование Я-концепции . Я-концепция включает в себя 3 аспекта: оценочный, эмоциональный и когнитивный.

Оценочный. Самооценки в собственном виде еще нет, ребенку трудно оценить себя без внешней опорной шкалы, например, методики Дембо. Ребенок не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость и т.д., но если попросить его отметить меру этих качеств на предложенной ему шкале, он с этим справится.

Когнитивный. Имеется в виду способность составить описание самого себя.

Эмоциональный. Восприятие себя связано с неким типом переживаний. Если взрослый вспомнит себя ребенком, то ведущую роль играет некий эмоциональный фон (удивление, страх, угроза и т.п.) . Ребенка можно понять через рисунки.

Перспективы личности у ребенка связаны с его образом взрослости. Если образ взрослости присоединен к обучению, то оно будет удовлетворять ребенка, и наоборот. Перспектива – это цель, реализация которой связана со смыслом жизни.

Без осознания перспективы нет деятельности.

Формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов . Ребенок 2 лет действует ситуационно: какой мотив сильнее, тот и побеждает. К 5-6 годам складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становится поступком, и ребенок выбирает, исходя из того, какой смысл будет иметь тот или иной поступок.

Главное меню

Читать далее agespsyh.ru

Развитие личности в дошкольном возрасте

Младшие дошкольники (3 – 4 года) в основном играют в одиночку. Продолжительность игр, как правило, ограничивается 15—20 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Средние дошкольники (4 – 5 лет) предпочитают уже совместные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми. Дети четко следят за соблюдением правил в выполнении ролей.

Характерен схематичный, рентгеновский рисунок, когда прорисовывается то, что внешне не просматривается, например, при изображении в профиль прорисовываются оба глаза.

Начинают вызывать активный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов.

Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учится пользоваться инструментами, предметами обихода. Рисунок ребенка становится объемным, сюжетным.

Личностное развитие дошкольника включает: 1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире; 2) развитие эмоциональной и волевой сферы.

Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами; средние и старшие дошкольники – правила взаимоотношения с другими детьми.

В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке. На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя.

Малыш еще не в состоянии полностью контролировать свои эмоциональные переживания, его настроение может быстро меняться на противоположное, однако с возрастом чувства приобретают большую глубину и устойчивость.

Все чаще можно наблюдать проявление таких чувств, как чувство радости и гордости за выполненное дело, или противоположных – чувств огорчения и стыда, если дело не выполнено, чувство комического (дети придумывают словесные перевертыши) , чувство прекрасного.

Развитие речи. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка.

В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д.

В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате. Развитие личности в возрасте от года до трех лет. Кризис «Я сам».

Ранний возраст очень значим в становлении психики поведения, личностного развития ребенка, так как...

Развитие личности в дошкольном возрасте. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрас... подробнее ».

Оригинальную теорию развития личности ребенка в дошкольном возрасте предложил Л. С. Выготский, который считал, что самое существенное в развитии ребенка и его сознания заключается не в изолированных изменениях отдельных функций (внимания, памяти, мышления) ...

Развитие отношений между взрослым и ребенком. К важнейшей особенности дошкольного возраста относят то, что память ставится в центр сознания.

Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В школьном возрасте учение, игра теряет свое ведущее значение.

Игра имеет громадное значение для развития личности ребенка. Мышление в этот период находится на уровне конкретных операций, т. е. оно наглядно-образное.

Развитие личности в дошкольном возрасте. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрас... подробнее ».

Формирование произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством целенаправленного развития представлений дошкольников о безопасной жизнедеятельности

Среди всех достижений психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве главного обычно выделяют произвольность, т.е. способность управлять своими действиями, контролировать их. Главной чертой произвольного и волевого действия является его осознанность.

Без осознания своих действий невозможно управлять ими и контролировать их. Импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников объясняется, как правило, его неосознанностью - дети не замечают, не знают и не осознают, что они делают. Поэтому первый и главный шаг в воспитании произвольного поведения дошкольников должен заключаться в формировании осознанности их действий.

Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игра с правилом. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.

На развитие шестилеток существенное влияние оказывает занятия, но игра для них более понятна, более радостна; в ней легче выделяется сознательная цель (сосредоточиться, запомнить и т.п.) . Игра - это школа социальных отношений для ребенка; в ней он учится сотрудничеству, тем качествам, которые помогают и воспитателю и детям стать партнерами в общем деле. В игре со сверстниками ребенок освобождается от всего, что "давит" на него в повседневной жизни, забывает о страхе, злости, печали и т.д. В процессе игры осуществляется своеобразная групповая психотерапия; идет настоящая жизнь для ребенка.

Однако в игре с правилом средство осознания своего поведения (правило) обычно задается взрослым или кем-то другим, кто данное правило предлагает. Вместе с тем очевидно, что осознание своего поведения не может ограничиваться выполнением инструкций и правил, даже если они присваиваются ребенком и становятся средством организации его действий.

Осознанность в своих развитых формах проявляется, прежде всего, в свободной, ненормированной жизни ребенка: в сознательной постановке целей, в осознании своих состояний и намерений, в выработке отношения к окружающей действительности и т.д. Причем все это совершается самим человеком, а не задается кем-то извне.

Здесь возникает естественный вопрос: как появляется способность сознательно ставить цели и действовать в их направлении? Очевидно, что эта способность предполагает, прежде всего, осознание своих целей (знание того, чего я хочу) и своего поведения (что и как я для этого делаю) , т.е. она требует определенного уровня развития самосознания.

Влияние речи на развитие сознания и произвольного поведения

Центральная роль в становлении осознанности поведения ребенка принадлежит речи и речевому общению с взрослым. Важнейшая функция речи состоит в том, что она является средством преодоления актуально воспринимаемой ситуации и связывает действия ребенка во времени, благодаря чему становится возможным “действовать в будущем”, т.е. планировать свое поведение.

Необходимость сформулировать свои намерения является для ребенка толчком к тому, чтобы осознать ситуацию и собственные действия в ней. Речь выступает как фактор, мобилизующий опыт ребенка.

Таким образом, влияние речи на развитие сознания и произвольного поведения не только в раннем, но и в более поздних возрастах можно считать очевидным. Вместе с тем практика экспериментальной педагогической работы с детьми показывает, что многие из них, достаточно хорошо владеющие коммуникативной речью (т.е. много и свободно говорящие) , далеко не всегда осознают, контролируют и тем более планируют свои действия.

По-видимому, овладение речью является необходимым, но недостаточным условием формирования произвольного и осознанного поведения. Какое же именно речевое общение с взрослым способствует произвольности и осознанности действий?

Вместе с тем очевидно, что не всякий разговор на личностные темы - когда взрослый спрашивает, а ребенок отвечает - может быть условием и фактором формирования произвольного поведения. Такое общение должно активизировать работу сознания ребенка, побуждать его посмотреть на себя со стороны и соответственно отнестись к своим действиям. Это возможно только тогда, когда общение опирается на реальные интересы ребенка, когда оно включено в его практические действия.

Становление регулирующей и планирующей функций речи не происходит стихийно. Нужна специальная работа по включению речи в самостоятельную деятельность детей, по вербализации их практического опыта. Для развития осознанности и произвольности поведения необходимо такое внеситуативно-личностное общение, которое не только выводит ребенка за пределы воспринимаемой ситуации, но и направляет его на осознание этой ситуации и своих практических действий в ней.

Интегративные качества развития личности ребенка дошкольного возраста

Новые государственные требования к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задачи.

Развивающая функция образования обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагогов на организацию личностно - направленного обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей.

Изучение и планирование результатов освоения детьми программы образования помогают выявить интегративные качества детей, которые приобрели воспитанники во время пребывания в детском саду.

Оценив результаты, педагог может определить повышение уровня развития интегративных качеств и успешность освоения программы.

Использование развивающего обучения и интегрированных способов познания окружающего мира ребенком позволяет педагогам полнее раскрыть индивидуальные возможности детей.

В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени - дошкольной.

Первое, на что хочется обратить внимание - это целеполагающая основа развития детей дошкольного возраста - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннего развития психофизических качеств, развитие которых неотделимо от воспитания.

Находясь в дошкольном учреждении большую часть времени, ребенок - дошкольник окунается в целый мир ощущений - общается, использует вербальные и невербальные средства общения, играет, интересуется, задает вопросы, сопереживает, планирует свои действия, принимает решение, соблюдает правила, применяет полученные знания на практике, владеет определенными умениями и навыками в различных видах деятельности и т.д. Все это - показатели развития интегративных качеств ребенка, которые невозможно отделить друг от друга, так как различные сочетания этих качеств - это индивидуальные особенности личности каждого ребенка.

И в зависимости от этих сочетаний - происходит развитие, но чтобы оно стало всесторонним - педагог должен стремиться к тому, чтобы качества сформировались в единое целое на максимальном уровне.

Второе, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в учреждении, педагогу необходимо сформировать для себя понятие: «Интеграция».

2. Интеграция способов познания (представления, навыки и умения детей или опыт деятельности, которые также широко представлены в образовательных программах, по каждой образовательной области) .

3. Интеграция взаимоотношений. Человек во взаимоотношении к миру: человек и природа; человек и общество; человек и человек, человек и культура.

4. Интеграция процессов и явлений. Объективные явления, процессы, предметы окружающего мира. Виды человеческой деятельности, образы, эмоции, профессии.

Виды знаний, системы научных понятий, законы, ведущие идеи, системы действий, модели объективных процессов и явлений жизни.

3. При сочетании различных, но близких образовательных областей в качестве равноправных участников процесса.

4. Близких образовательных областей при сохранении специфики одной и при вспомогательной роли других.

Тематическая интеграция происходит тогда, когда каждая последующая тема логически строится на основе предыдущей.

Знания и представления, круг необходимых умений интегрируются вокруг общей проблемы, характерной для нескольких образовательных областей.

Решением этих задач может стать использование в работе педагога проектной деятельности, как средства для развития интегративных качеств детей.

Педагоги нашего дошкольного учреждения успешно применяют на практике различные технологии проектной деятельности. Были осуществлены следующие проекты: «Семья», «Вместе с семьёй», «Азбука здоровья», «Волшебный круг», «В мире животных» и другие. Делясь опытом на педагогических советах, выявилась некоторая проблема в отслеживании результатов проектной деятельности, выявлении уровня развития интегративных качеств ребенка во время осуществления проекта.

Мною на педагогическом совете была предложена методическая разработка мониторинга, направленного на выявление умений и навыков детей в проектной деятельности. Ведь умения и навыки - это составляющие интегративных качеств развития детей. Данные исследования помогли нам выявить положительную динамику в развитии интегративных качеств во время проектной деятельности.

Третье: Важным этапом в определении уровня развития интегративных качеств является анализ развития ребенка в ходе проектной деятельности.

№3) . Коммуникативные и адаптивные умения: работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям.

Можно сделать вывод, что развитие интегративных качеств детей может быть запланировано и осуществлено с помощью проектной деятельности в любом возрасте, начиная от малышей и заканчивая старшими дошкольниками. Отследить динамику развития поможет мониторинг, который целесообразно проводить по окончании каждого проекта.

От педагогического мастерства воспитателя, его культуры, любви к детям зависит уровень общего развития, которого достигает каждый ребенок; степень прочности приобретенных ребенком интегративных качеств. Многолетний опыт доказывает, что использование технологии проектной деятельности развивает детей дошкольного возраста, помогает ребенку становиться личностью, умеющей проявить свои приобретенные интегративные качества, а грамотно организованная работа поможет стать объективным, даст возможность отследить качественный уровень развития детей в проектной деятельности.

Материал с сайта mylovekid.ru

Формирование личности дошкольника

Педагогические особенности воздействия на процесс формирования личности в дошкольном возрасте - наша тема сегодня. Успешноеформирование личности дошкольника - это моменты, когда родителям необходимо проникнуть во внутренний мир ребенка, изучить особенности физиологического и психологического развития, освоить педагогические методы, приемы воспитания, овладеть приемами их практического применения.

Формирование личности дошкольника

Полноценное развитие дошкольника представляет прежде всего правильное физическое воспитание. Желательно так строить режим дня детей, чтобы они как можно больше времени находились на воздухе (даже в холодное время года) , утром в обед и вечером делать местные водные процедуры.

Ежедневно необходимо делать с детьми утреннюю гимнастику. Вечером возвращаясь из детского сада, рекомендуется часть пути проходить пешком, а в выходные дни совершать прогулки, во время которых дети учатся правильно ходить и бегать.

Следует обращать особое внимание на воспитание детей в ползании и лазаньи, бросании, катании, ловле предметов. Для этого необходимы мячи разных размеров, гимнастический обруч, палка, ребристая доска, скамейка, скакалка, шнур и так далее. Все эти детски товары и игрушки для правильного развития и формирования личности ребенка дошкольника легко купить, получивкупон mytoys для большой скидки.

Зимой детей следует обучать кататься на санках, скользить по ледяным дорожкам, ходить на лыжах, бегать на коньках, а в теплое время года — кататься на велосипеде, роликовых коньках. Следует также поддерживать желание детей участвовать совместных со сверстниками подвижных играх во дворе.

Необходимым условием подготовки детей в школе является умственное воспитание. Усилия родителей должны быть направлены не только на формирование у детей знаний, умений, навыков, но и развития у них трудоспособности. Отсутствие этого качества, является одной из причин их неуспеваемости в школе.

Дошкольный возраст является решающим периодом в развитии речи. В это время формируется правильное звукопроизношение, обогащается активный и пассивный словарь, закладываются основы грамматически правильной, выразительной, связной речи. В этом возрасте также осуществляется подготовка детей к обучению грамоте, формируются элементарные навыки письма.

Важным этапом подготовки детей к чтению является обучение к звуковому анализу слова, т. е. ребенок должен научиться слушать и слышать речь взрослого. Он должен уметь находить названое слово в предложении, определить его место, назвать звуки из которых состоит слово, и определить их место в нем. До прихода в школу дети должны научиться правильно держать карандаш, ручку, уметь закрашивать трафареты.

Основное условие нравственного воспитания детей — построенные на любви взаимоотношения между родителями и детьми, доброе внимательное отношение взрослых к ним. Формирование личности дошкольника - в детях дошкольного возраста необходимо формировать основные черты будущей личности, воспитывать начала гуманизма, любовь к Родине, к окружающим. Только в атмосфере доброты и радости можно формировать у ребенка уважение к взрослым, доброжелательность, готовность помочь другим людям, способность сочувствовать им, быть уверенным в себе, в своих силах.

Важной задачей воспитания, является воспитание у детей трудолюбия. Опираясь на знания умения и навыки детей, полученные в детском саду, родители должны развивать их трудовые умения и навыки в домашних условиях.

Очень важно в воспитании детей доводить начатое дело до конца, учить прилагать волевые усилия. Необходимо поощрять детей, за качественное и своевременное выполнение трудового поручения. Формирование высококультурной личности во многом зависит от того, как будет осуществляться эстетическое воспитание подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.

В этом отношении важно влияние окружающей ребенка деятельности (природы, быта, труда, искусства) . Особое значение для полноценного художественного воспитания детей имеет систематическое занятие музыкой, рисованием, лепкой, аппликацией.

В дошкольном возрасте следует приучать ребенка разговаривать не привлекая внимания окружающих, обращаться к взрослым по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, благодарить за оказанную помощь, не перебивать говорящего, в тактической форме выражать свой отказ или несогласие, без напоминания здороваться, прощаться и т. д.

Воспитание ребенка дошкольника и формирование личности дошкольника требует от взрослого специальных знаний, умений, большого терпения.

Следует всегда помнить, что дети это не просто источник счастья родителей, а счастье, созданное их трудом!

© 2014, Сосед-Домосед. При републикации активная ссылка обязательна. Все права защищены.

Статьи на похожую тему:

Читать далее sosed-domosed.ru

6Формування личности дошкольника

Общество является институтом, который всегда производит образ личности, процесс развития которой направлен на постижение социума, его предметов и отношений, исторически выработанных форм и способов общения с природой и норм человеческих взаимоотношений Однако ребенок самореализуется, когда становится личностью, носителем социально-человеческой деятельности в результате ее осуществленияя.

В дошкольные годы формируются психологические механизмы личности, новые психологические качества и формы поведения, Я-концепция, система качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе, закл ладаються основы нравственного развития.

61 Условия развития личности ребенка дошкольного возраста

Личность человека является сложным образованием, процесс развития, становления и формирования которого зависит от многих факторов: биологических, природной и социальной среды, воспитания и обучения, собственно й активности младенцев.

С немовлячого возраста человек развивается как существо социальное Источником и условием этого развития является общественная среда С помощью людей, через людей она все время взаимодействует с окружающей действительностью взаимно емодия ребенка со средой, прежде всего с социальным окружением, микро-средой, усвоение культуры человечества играют важную роль в его психическом развитии, становлении его как личностисті.

Личность-человек, достигший определенного уровня психического развития, в которой сложились собственные взгляды на окружающих, определенный уровень самопонимания, получили структуры психические процессы и свойства

Она возникает в результате культурного и социального развития

В дошкольном возрасте формируются психологические качества и механизмы личности, налаживаются связи, отношения, которые составляют ядро ?личности В этот период формируется устойчивый внутренний мир, формы эт поведения, которые дают основания считать ребенка личностьюю.

Влияние взрослых на развитие личности дошкольника

Условия развития дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа Значительно повышаются требования взрослых к его поведению Центральной требованием является соблюдение обязательных для всех прави ил поведения, норм общественной морали Новые возможности познания мира способствуют усвоению форм взаимоотношений, которые существуют между взрослыми Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать и с ними свои действия, считаться с их интересами и мыслями все время меняется и усложняется ее деятельность, предъявляет новые требования к восприятия, мышления, памяти, умение организовывать свою повед инку Все это постепенно формирует личность ребенка, а каждое личностное достояние меняет, расширяет возможности для воспитания Условия развития и само развитие личности взаимосвязанныхв'язані.

Развитие личности ребенка охватывает такие качественные изменения:

1) понимание ребенком окружающего мира, осознание своего места в нем, что порождает новые мотивы поведения, под влиянием которых он осуществляет свои поступки;

2) развитие чувств и воли, обеспечивающих действенность мотивов, устойчивость поведения, его независимость от внешних обстоятельств

Основное влияние взрослых на развитие личности ребенка заключается в организации усвоения им моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе Сильнее всего на ребенка влияет на поведение близких й ей людей Она подражает им, принимает их манеры, заимствует у них способ оценки людей, событий, вещей Однако это влияние не ограничивается близкими людьми Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью доро слыхом людей, наблюдая за тем, как они работают, слушая рассказы, сказки, просматривая фильмы и т.д. Для нее образцовой является поведение людей, которых уважают, о ком одобрительно говорят, авторитетных от нолиткив, персонажей сказок, мультфильмов и др. Решающими в освоении образцов поведения являются оценки, которые дают взрослым, детям, персонажам сказок, фильмов, рассказов люди, мнение которых для ребенка найавтор итетнишетніша.

Взрослые играют ведущую роль в развитии личности ребенка, учат ребенка правилам поведения, которые организуют ее в повседневных делах, настраивают на положительные поступки Предъявляя требования, эти инюючы поступки, они требуют от детей выполнения правил Постепенно малыши начинают самостоятельно оценивать свои поступки на основе собственных представлений о том, какого поведения ждут от них взрослые и ровесникки.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, касающиеся культурно-гигиенических навыков, соблюдение режима, обращения с игрушками Подчиняясь требованиям взрослых, они сами пытаются оволо надеть этими правилами Нередко в дошкольном учреждении дети обращаются к воспитателю по поводу нарушения правил поведения их сверстниками Эти заявления зачастую является своеобразным просьбой подтвердить правило и его обязательность для всех Иногда является попыткой открыть новое, неизвестное правило В такой ситуации дети спрашивают, можно ли так делатьобити.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте очень важным является усвоение правил взаимоотношений с другими детьми, поскольку осложнения деятельности детей порождает необходимость учета прав, интересов това Ариша Детям нелегко осваивать такие правила, часто применяют их формально, не понимая сути и особенностей конкретного случая Овладение ими происходит на основе опытду.

ближайшее социальным окружением ребенка является, как правило, семья Долгое время она ощутимо влияет на формирование личности подрастающего человека Особая значимость семейного микросреды пояснюет ться относительной самостоятельностью ребенка, зависимости жизни и благополучия от заботы и помощи взрослых людей, ее воспитывают Такие воздействия, как одобрение и неодобрение родителей, является регулятором и стимулом психического развития ребенка от их характера зависит формирование некоторых свойств ребенка и его поведениеінки.

Воспитание с использованием строгих, но противоречивых требований и запретов, как утверждают психиатры, приводит у детей неврозы, навязчивые состояния и психостению Отрицательно влияют на их самооценку и достигнет ения, порождают неуверенность в собственных силах попытки взрослых изолировать ребенка от сверстников, лишения ее элементарной самостоятельности, надоедливые наставления и нравоучения (с целью приучения к д оброго, положительного) , оскорбления, унижения, высмеивание и физические наказания за ошибки и неудачи, внушение ребенку его слабости и неполноценностиі.

В каждой семье между ребенком и родителями, несмотря на определенные общие признаки, складываются особые индивидуальные отношения зависимости от использования родителями методов воздействия их отношения с детьми квалифицируют как дем демократического и авторитарнымі.

По демократической формы семейного влияния взрослые пытаются на равных контактировать с ребенком, доверяют ей, уважают мнение, разъясняют приняты в семье правила, содержательно отвечают на детские вопросы и т.д.

Использование многих ограничений в отношении детей предусматривает авторитарная форма семейного влияния Родители-диктаторы заботятся о непоколебимости собственного авторитета, неуклонное подчинение детей их воли, до минимума сводят общение с целью объяснения правил поведения и т.д.

Дети из демократических семей чаще проявляют склонность и стремление к творчеству, инициативность, лидерские качества, нонконформизм (неприятие приспособленчества) , адекватную эмоциональность в социальных взаимо емина.

Психологический климат в семье, который отображается на характер общения с детьми, уровне интереса к ним, их проблем, заботе и внимании к ним, является существенным фактором формирования морального облика я ребенка Чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее формируется как личность, тем более подвержена пассивности и апатичности, тем выше вероятность формирования у него слабого ха рактеру Дружеские отношения, теплая семейная атмосфера, в которой растет ребенок, способствуют формированию чувства личной защищенности, уверенности в себе, оптимизмму.

На формирование личности дошкольника влияет и составе семьи Ребенок, в воспитании которой, кроме родителей, участвующих бабушки и дедушки, более способна к сочувствию, дружелюбным, однако менее самостоятельная н упорная, ей недостает организаторских способностейй.

Влияние родственников на развитие ребенка зависит от того, как она относится к ним, оценивает их Приверженность ребенка к родным выражается в желании быть рядом (особенно, когда ребенок болеет или переживает страх хи, напуганная) , играть с ними, сделать им приятный подарок, в сопереживании радости и печали родителей Эти чувства дети реализуют и в рисунках, высказыванияях.

Особая роль в семейном микросреде ребенка принадлежит матери, поскольку ей отдают предпочтение дети всех возрастных групп Важное значение имеют также отношения с отцом, братом, сестрой, дедушкой и бабушкой сею, нередко - с далекими родственниками.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Подробней uchebnikionline.com

Другие статьи по теме:

  • Развитие воображения в дошкольном возрасте

    Воображение на занятиях конструкторской деятельностью Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозмож...

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Особенности общения в дошкольном возрасте

    Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведени Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. - М., 1996. Леонтьев А. Н. Психическое разв...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Безопасность детей дошкольного возраста

    Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг...

  • Развитие самооценки в дошкольном возрасте

    Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неад...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...