Формирование патриотических чувств у дошкольников

План самообразования воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников»

Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников.

Цель: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.

Актуальность выбранной темы

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Я считаю, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются патриотические чувства – чувство привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живёшь и, конечно же, за свою страну. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребёнка. Несмотря на то, что все дети разные – по характеру, по темпераменту, по способностям, всех их связывают общечеловеческие черты: стремление к познанию окружающего мира, стремление к свободе, к самовыражению. Как бы ни был одарён ребёнок, от природы, в нём всегда заложены возможности самосовершенствования, творческого и познавательного потенциала. Сейчас к образовательным учреждениям предъявляют высокие требования. Одним из них является необходимость повышения качества образовательного процесса, усиление его индивидуально-личностной нравственности с целью воспитания свободомыслящей, гуманистически ориентированной личности, способной понимать и любить окружающий мир.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

План работы на год:

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

2. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".

Работа с детьми Сентябрь Экскурсии по родному городу.

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. Стенд «Моя Родина – Россия».

Картотека игр.

Октябрь Беседа по теме «Улица, на которой я живу». Выставка рисунков "Улицы нашего города".

Ноябрь Ознакомление с символикой России, родного города, области.

Экскурсия в краеведческий музей города. Выставка работ детского творчества.

Январь Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».

Развлечение «Игры наших бабушек».

Февраль Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

Март Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка? » Выставка детских работ «Мамин портрет».

Апрель Краткосрочный проект «Космос».

Викторина «Что вы знаете о космосе».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Май Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы.

Сентябрь - май Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа с семьёй Сентябрь Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком? » Фотовыставка «Моё любимое место в городе»

Октябрь Консультация «Воспитание маленького гражданина».

Ноябрь Оформление альбома «История нашего города». Альбом «История нашего города».

Февраль Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Март Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

Апрель Работа по благоустройству территории детского сада.

Май Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете.

www.maam.ru

«Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

«Формирование патриотических чувств дошкольников

посредством проектной деятельности»

Введение. Формирование патриотических чувств дошкольников сегодня приобретает особую значимость. Актуальность работы. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Воспитать человека - это самое нужное и самое трудное для семьи и для страны. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родному городу и привязанности к природным ценностям родного края, к Родине, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего от нас: от родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. В современных социально-исторических условиях воспитание у подрастающего поколения чувств патриотизма, гражданственности является гарантом позитивного развития нашего государства в целом. Воспитывая сегодня юного патриота своей страны, мы тем самым закладываем фундамент стабильности и процветания его будущего.

Цель работы: разработать проектную деятельность, направленную на формирование патриотических чувств дошкольников. Задачи: 1. Конкретизировать сущность процесса формирования патриотических чувств в проектной деятельности дошкольников. 2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по формированию патриотических чувств в проектной деятельности дошкольников.

1. Проблема развития патриотических чувств дошкольника

в научно-методической литературе. Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Всевозможные аспекты патриотического воспитания дошкольников исследовались специалистами различных областей науки: философами, педагогами, психологами (К. Д. Ушинский, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, В. А. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.) . Результаты исследований отечественных ученых и практиков (Н. В. Алешина, Н. Ф. Виноградова, Л. Н. Воронецкая, А. Д. Жариков, Р. И. Жуковская, Е. А. Казаева, С. А. Козлова, Л. В. Кокуева, Н. Г. Комратова, Е. И. Корнеева, Л. В. Любимова, Л. Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э. К. Суслова, Л. В. Филатова, Н. Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Учреждения дошкольного образования являются первой ступенью системы образования в нашей стране. И именно поэтому им принадлежит ведущая роль в формировании у дошкольников первичных представлений об окружающем мире и позиционировании себя в нем, в воспитании патриотических чувств и ощущении себя гражданами великой страны. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. ”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В ней говорится о том, что воспитание патриотизма является в настоящее время "важнейшим направлением деятельности общества и государства". В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей. Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством патриотического воспитания является метод проектов. Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой (продуктом являются макеты, плакаты, модели, театрализации, сценические представления и пр.) .

Основываясь на лично-ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста проект развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Родители и другие члены семьи могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует отметить, что осуществление проектной деятельности в ДОУ является подготовительной ступенью для дальнейшей реализации метода проектов в школе. Тема моего проекта "Дети Великой отечественной войны". Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего от нас: от родителей, педагогов и окружающих его взрослых. От того, как мы его воспитаем, какими впечатлениями обогатим. Сегодня дети страдают дефицитом знаний о героическом прошлом нашей страны в годы Великой отечественной войны, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Дети Великой Отечественной войны». Современные дети знают о звездных войнах и суперменах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Заключение.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для формирования патриотических чувств дошкольника.

Задачи патриотического воспитания подрастающего поколения реализованы нами как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, экскурсии к мемориалам, дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.) . В ходе проекта у дошкольников сформировался естественный интерес к истории Родины и семьи. Тема жизни детей во время войны вызвала живой эмоциональный отклик у дошкольников. Дети самостоятельно приступали к опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников, о судьбах детей военного времени. Каждому хотелось побольше узнать, как складывалась жизнь во время войны близких для них людей. В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками дети, приходя в детсад, делились друг с другом тем, что они узнали, приносили в группы фотографии, рассказы, записанные родителями со слов детей и даже памятные медали.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Более разнообразными стали сюжетно-ролевые игры.

Прикреплённые файлы:

deti-velikoi-otechestvenoi-voiny_i4t5q.pptx | 5765,84 Кб | Скачан: 145
www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе краеведческого материала.

Аннотация:В статье раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности; обозначаются формы и методы работы.

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Академик Д. С. Лихачев

Одной изосновных задачвоспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Целью образовательного процесса в дошкольных учрежденияхдолжно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется.

Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

История Ростовской области, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей.

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.

Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.

В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.

Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому разработка таких методик воспитания в нашем дошкольном учреждении, приобретает в современных условиях, важнейшее значение.

Любить Родину – значит знать её, знать прежде всего свою малую Родину.Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми.

Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности осуществляется через решение следующих задач:

- сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;

- спроектировать культурно – образовательную среду в ДОУ;

- ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье;

- проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями.

Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных раздела: мир природы, деятельность людей и культурный облик.

В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими разделами, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы. Именно трудовая деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого края. Усвоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.

Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического) , установить взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего. В соответствии с этим был определён один из основных принципов отбора знаний для дошкольников исторического характера, условно названный «принцип айсберга».Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью:наличие памятников, зданий и других достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое.

Технология ознакомления детей с родным краем базируется на следующих принципах:

1) Энциклопедичности.

3) Интеграции - установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности (Н. Ф. Виноградова) .

4) Культурологический - приобщение детей к истокам культуры.

5) Тематический - деление материала на основные темы (циклы) .

6) Наглядности - условно обозначенный как «принцип айсберга».

7) Непрерывность и преемственность педагогического процесса.

8) Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.

9) Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Методы, используемые в ознакомлении детей с окружающей действительностью:

  1. методы ознакомления детей с социальной действительностью С. А. Козлова;
  2. методы, повышающие познавательную активность;
  3. методы, направленные на повышение эмоциональной активности;
  4. методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности;
  5. методы обучения и развития творчества (Н. Н. Подьяков) ;
  6. методы ТРИЗ.

Необходимо соблюдать следующие условия:

1. Приоритетность регионального культурного наследия.

В соответствии с этим был подобран материал о Таганроге и Ростовской области, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной) . Отобраны те города и районы области, где развивались широко известные народные промыслы. Помимо этого имеются карты, буклеты, схемы, модели, символы для ознакомления с городом, которые помогают детям лучше усвоить материал.

2. Интегративность знаний.

Установление взаимосвязи о природном и социальном окружении. Организация этого условия обеспечивает формирование у детей целостной картины мира. В соответствии с этим был подобран материал о заповедных местах Ростовской области, о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека.

3. Удовлетворение потребности ребенка в познании родного края.

В соответствии с этим условием представлена панорама родного города и карта Ростовской области с гербом и флагом (совместная работа воспитателя, детей и родителей) .

4. Диалогичность.

Реализует характерные и разноуровневые диалоги культур, времен, ребенка с культурой прошлого и настоящего. С этой целью оформлен уголок «русская горница», где представлены предметы и элементы быта.

5. Развитие ребенка в деятельности.

В соответствии с этим в макросреде МБДОУ создана мастерская художественного труда, где дети занимаются разными видами художественно – творческой деятельности (кружок «Очумелые ручки») .

6. Опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка.

Это прослеживается в музыкальной деятельности. В работе с детьми используется фольклор области (частушки, потешки, песни) , народные музыкальные инструменты.

С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала.

Так в старшей группе были представлены альбомы о ближайшем окружении («Моя семья», «Улицы нашего района», «Мой детский сад» и др.) ; оформлены витрины по микрорайону «Достопримечательности родного города».

В подготовительной группе тематика расширилась. Оформлены альбомы «Промышленность города Таганрога», «Люди нашего города»; собраны коллекции семян, камней, гербарий «Растения нашего края»; оформлены витрины продукции предприятий нашего города; подобраны карты и схемы города, его герб и флаг, материал о защитниках Таганрогской земли. Весь этот материал обогащает представления детей о родном крае, позитивно отражается на развитии ребенка.

В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, в совместных с родителями и воспитателями работах (изготовление макетов, моделей, поделок из глины, пластилина, природного и бросового материала) .

Элементами игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто первый найдет дорогу к детскому саду», «Городской транспорт», «Зеленый друг», «Мозаика с видом достопримечательностей города» и др.

Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми (родителями и воспитателями) . Так важно, во-первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом, и чтобы он хотел им подражать, во-вторых, чтобы они организовывали патриотическую направленную деятельность ребенка, систематически упражняли его в исторических познаниях.

Так экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.

В группе с помощью родителей создана минибиблиотека книг с краеведческой направленностью. Она помогает пробудить у детей любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом или жили когда-то на этой земле.

Но книга не может заменить непосредственного наблюдения, поэтому мы регулярно совершаем пешие экскурсии, собираем материал об улицах нашего города. Детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интересные здания, учреждения есть на ней и т.д.

У городской Доски почета дети узнали о лучших людях города наших дней и о тех, кто носит звание «Почетный гражданин». На стене Памяти у Вечного огня дети нашли фамилии людей, отдавших жизнь в боях за Родину, возложили цветы.

Для повышения уровня знаний детей о родном городе и их мотивации к дальнейшей деятельности, в план работы были включены городские мероприятия краеведческого характера. Мы побывали в музейно-выставочном зале на тематических занятиях: «Знакомьтесь - музей», «Как появляются коллекции», «По улицам города»; посетили экспозиции: «Самая земная из профессий», «Таганрог в годы войны», «Народный костюм Ростовской области». Также проводились встречи с интересными людьми – ветеранами ВОВ и труда.

Заключительная диагностика показала, что знания детей о родном крае достаточно глубокие, систематизированные. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и в обществе, усилился их интерес к истории родного края, к людям, их окружающим.

Данная работа нашла горячий отклик со стороны родителей.

Литература:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

2. Лисина М. И., Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 1985.

3. Михайленко Н. Я. Формирование совместных предметно-игровых действий (ранний возраст) // Дошкольное воспитание. 1987. № 6. С. 46-48.

4. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М., 1975.

5. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6 - 7 лет. М., 1992.

6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов фак. дошк. оборазования высш. пед. учеб. заведений / Под ред.: С. А. Козлова - М.: Академия, 2002.

7. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.

8. Петровский В. А. К пониманию личности в психологии // Вопр. психол. 1981. № 2. С. 40-57.

9. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.

10. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей, м., 1984.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru
31.54 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «уважение взрослых», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие». Поэтому воспитание любви к родине должно начинаться в детстве с уважительного отношения к близким людям, к своему дому, улице, городу, стране.

К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должностного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Наша работа в ДОУ по патриотическому воспитанию реализуется через интеграцию образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно - эстетическое развитие», «физическое развитие».

Строя свою работу в данном направлении, мы учитываем особенности проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста, такие как скоротечность и ситуативность, поэтому все впечатления, полученные ребенком на занятии, стараемся закрепить в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Не случайно работа по воспитанию патриотических чувств у детей предусматривает целый комплекс задач:

  1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  4. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Данные задачи решаются в ДОУ в процессе осуществления всех видов детской деятельности:непосредственно-образовательной, игровой, трудовой, бытовой, совместной творческой, в том числе проектной деятельности.

Для решения выше поставленных задач, мы разработали систему и установили последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей своей группы, разработали и реализуем проекты:

Сентябрь:«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».

Октябрь:«Наша Родина-Россия»

Ноябрь: «Москва-главный город нашей Родины».

Декабрь:«Новый год у ворот»

Январь:«Моя семья»

Март:«Очень я люблю маму милую мою»

Апрель:«Наши космонавты»

Познавательно-творческий проект «Наш любимый город-Москва».

Цельюданного проекта является воспитание у детей чувств патриотизма и любви к родному городу.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи проекта:

  • Знакомство дошкольников с историей возникновения столицы нашей Родины, именем основателя родного города, с древней Москвой и историческим прошлым русского народа;
  • осознание сути понятия Родины как места, где человек родился;
  • уточнение и закрепление знаний о Москве с помощью экскурсий;
  • развитие связной речи на основе составления мини-сочинений и индивидуальных бесед;
  • воспитание любви к русской природе в процессе рисования пейзажей на территории ДОУ;
  • развитие мелкой моторики рук на занятиях по аппликации и рисованию;
  • закрепление полученных детьми знаний о родном городе с помощью дидактических игр;
  • организация совместной деятельности детей и родителей в ходе реализации мини-проектов.

Участники проекта: дети, педагоги, родители, приглашенные гости-участники.

Реализация проекта предусматривает несколько этапов. В ходе предварительной работы нами был отобран и систематизирован материал по теме проекта, и на его основе были составлены конспекты интегрированной образовательной деятельности с детьми.

Кроме того, были подобраны иллюстративный материал, художественная литература, пословицы, поговорки и дидактические игры. Для родителей были подготовлены индивидуальные рекомендации о посещении с детьми памятных мест целью ознакомления с достопримечательностями города.

Первым этапом работы над проектом стало творческое задание для воспитанников и их родителей - сочинение на темы: «Моя улица», «Мой дом», «Моя комната».

Для определения уровня знаний дошкольников были проведены индивидуальные беседы на темы: «Что бы ты рассказал гостям о своем городе?», «За что ты любишь свой город?», «Что бы ты сделал для своего города, если бы был президентом?». Как выяснилось в ходе бесед, воспитанники недостаточно знают город, в котором живут. С учетом этого родителям были предложены консультации по темам: «В часы семейного досуга: прогулки по Москве», «Москва детям ( театры, музеи, цирки, выставки) ». Также было проведено родительское собрание на тему: «Воспитание у детей патриотизма и любви к родному городу».

Продолжением данной работы стало знакомство воспитанников со столицей нашей Родины и ее символикой: гербом города и легендой об изображенном на нем Георгия Победоносца – хранителе Москвы. В ходе этого этапа дети самостоятельно оформили выставку книг.

Поскольку в процессе игры дошкольники лучше воспринимают и легче усваивают даже самый сложный материал, следующим этапом стало проведение с детьми дидактических игр о Москве с использованием иллюстраций, разрезных картинок: «Найди отличия», «Собери картинку», «Узнай по фрагменту» и т.д.

В ходе непосредственной образовательной деятельности дети узнали, историю Москвы, как она выглядела в старину, с чего началась. Совместно с педагогом воспитанники сконструировали деревянную Москву из спичек.

Важной частью работы по воспитанию чувства гордости за любимый город стало формирование у воспитанников представлений о людях родного города, которые прославили его -знаменитых ученых, писателях, поэтах, художниках. На примере конкретных имен мы дали детям представление о лучших качествах русских людей: отзывчивости, стойкости, героизме, умении защищать свою Родину.

Особая роль в патриотическом воспитании отводится праздникам. Яркая эмоциональная форма и содержание таких праздников, как День города, День победы, Масленица воспитывают у детей положительные чувства.

Важно, чтобы воспитанники имели возможность участвовать в атмосфере общей радости и веселья. Все это дополняет социальный опыт ребенка, откладывается в памяти как приятные воспоминания детства, связанные с родным городом.

Таким образом, система работы по проекту «Наш любимый город-Москва» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Москвой, включающая разные формы непосредственно образовательной деятельности, рассчитана на 2 года. Преимущества такого планирования состоят в обеспечении возможности постепенного усложнения материала, корректировки содержания, детальной предварительной подготовки и подбора необходимых материалов.

Патриотический проект «Наша армия родная»

Цель:формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

В качестве основных задач проекта были определены следующие:

  • расширение представлений детей о Российской армии;
  • воспитание чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости;
  • развитие и обогащение речи дошкольников, его эрудиции и интеллекта;
  • организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Проект осуществлялся в несколько этапов: организационно-подготовительный, основной (этап непосредственной реализации) и итоговый.

На организационно-подготовительном этапе мы обозначили проблему и тему проекта, цель и задачи. Кроме того были подобраны художественная литература; разработаны необходимые материалы: конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов; составлен план его реализации.

Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий. На этом этапе мы знакомили детей с рассказами о военной службе, Российской армии, русскими богатырями, произведениями («На век запомни» М. Исаковского, «Баллада о черном куске» Ф. Лифшица и др.) Дети с удовольствием заучивали и читали стихотворения «Мой дедушка» Л. Татьяничевой, «23 февраля» И. Прошева и др.

В процессе специально организованной образовательной деятельности дошкольники знакомились с пословицами и поговорками о храбрости, героизме воинов, солдатской службе и товариществе.

В рамках реализации проекта были запланированы и проведены игры патриотического направления:

  • дидактические: «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Военная техника» и др.
  • сюжетно-ролевые: «Танкисты», «Строим крепость», «Военный парад»;
  • подвижные игры, игры-соревнования: «Самый меткий», «Самый смелый», «Меткий стрелок» и др.

Совместно с родителями были проведены спортивные досуги: «Папа, мама, я -спортивная семья», «Смелые, сильные, ловкие».

Формированию у детей любви к Родине , уважения к Российской армии и солдату способствовала также художественная деятельность (рассматривание репродукций картин и плакатов на военную тематику; дети лепили и рисовали военную технику, боевые машины; делали аппликации-подарки папам и дедушкам; конструировали танки, крепости, самолеты ) .

Свои таланты и умения дошкольники демонстрировали родителям и гостям детского сада на музыкальных мероприятиях.

В рамках патриотического воспитания мы попробовали использовать модель «Технология организации жизнедеятельности детей «Команда»с использованием материалов смотра – конкурса «Папа, мама, я – большие мастера».

время

Материал с сайта nsportal.ru
31.54 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «уважение взрослых», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие». Поэтому воспитание любви к родине должно начинаться в детстве с уважительного отношения к близким людям, к своему дому, улице, городу, стране.

К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должностного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Наша работа в ДОУ по патриотическому воспитанию реализуется через интеграцию образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно - эстетическое развитие», «физическое развитие».

Строя свою работу в данном направлении, мы учитываем особенности проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста, такие как скоротечность и ситуативность, поэтому все впечатления, полученные ребенком на занятии, стараемся закрепить в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Не случайно работа по воспитанию патриотических чувств у детей предусматривает целый комплекс задач:

  1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  4. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Данные задачи решаются в ДОУ в процессе осуществления всех видов детской деятельности:непосредственно-образовательной, игровой, трудовой, бытовой, совместной творческой, в том числе проектной деятельности.

Для решения выше поставленных задач, мы разработали систему и установили последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей своей группы, разработали и реализуем проекты:

Сентябрь:«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».

Октябрь:«Наша Родина-Россия»

Ноябрь: «Москва-главный город нашей Родины».

Декабрь:«Новый год у ворот»

Январь:«Моя семья»

Март:«Очень я люблю маму милую мою»

Апрель:«Наши космонавты»

Познавательно-творческий проект «Наш любимый город-Москва».

Цельюданного проекта является воспитание у детей чувств патриотизма и любви к родному городу.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи проекта:

  • Знакомство дошкольников с историей возникновения столицы нашей Родины, именем основателя родного города, с древней Москвой и историческим прошлым русского народа;
  • осознание сути понятия Родины как места, где человек родился;
  • уточнение и закрепление знаний о Москве с помощью экскурсий;
  • развитие связной речи на основе составления мини-сочинений и индивидуальных бесед;
  • воспитание любви к русской природе в процессе рисования пейзажей на территории ДОУ;
  • развитие мелкой моторики рук на занятиях по аппликации и рисованию;
  • закрепление полученных детьми знаний о родном городе с помощью дидактических игр;
  • организация совместной деятельности детей и родителей в ходе реализации мини-проектов.

Участники проекта: дети, педагоги, родители, приглашенные гости-участники.

Реализация проекта предусматривает несколько этапов. В ходе предварительной работы нами был отобран и систематизирован материал по теме проекта, и на его основе были составлены конспекты интегрированной образовательной деятельности с детьми.

Кроме того, были подобраны иллюстративный материал, художественная литература, пословицы, поговорки и дидактические игры. Для родителей были подготовлены индивидуальные рекомендации о посещении с детьми памятных мест целью ознакомления с достопримечательностями города.

Первым этапом работы над проектом стало творческое задание для воспитанников и их родителей - сочинение на темы: «Моя улица», «Мой дом», «Моя комната».

Для определения уровня знаний дошкольников были проведены индивидуальные беседы на темы: «Что бы ты рассказал гостям о своем городе?», «За что ты любишь свой город?», «Что бы ты сделал для своего города, если бы был президентом?». Как выяснилось в ходе бесед, воспитанники недостаточно знают город, в котором живут. С учетом этого родителям были предложены консультации по темам: «В часы семейного досуга: прогулки по Москве», «Москва детям ( театры, музеи, цирки, выставки) ». Также было проведено родительское собрание на тему: «Воспитание у детей патриотизма и любви к родному городу».

Продолжением данной работы стало знакомство воспитанников со столицей нашей Родины и ее символикой: гербом города и легендой об изображенном на нем Георгия Победоносца – хранителе Москвы. В ходе этого этапа дети самостоятельно оформили выставку книг.

Поскольку в процессе игры дошкольники лучше воспринимают и легче усваивают даже самый сложный материал, следующим этапом стало проведение с детьми дидактических игр о Москве с использованием иллюстраций, разрезных картинок: «Найди отличия», «Собери картинку», «Узнай по фрагменту» и т.д.

В ходе непосредственной образовательной деятельности дети узнали, историю Москвы, как она выглядела в старину, с чего началась. Совместно с педагогом воспитанники сконструировали деревянную Москву из спичек.

Важной частью работы по воспитанию чувства гордости за любимый город стало формирование у воспитанников представлений о людях родного города, которые прославили его -знаменитых ученых, писателях, поэтах, художниках. На примере конкретных имен мы дали детям представление о лучших качествах русских людей: отзывчивости, стойкости, героизме, умении защищать свою Родину.

Особая роль в патриотическом воспитании отводится праздникам. Яркая эмоциональная форма и содержание таких праздников, как День города, День победы, Масленица воспитывают у детей положительные чувства.

Важно, чтобы воспитанники имели возможность участвовать в атмосфере общей радости и веселья. Все это дополняет социальный опыт ребенка, откладывается в памяти как приятные воспоминания детства, связанные с родным городом.

Таким образом, система работы по проекту «Наш любимый город-Москва» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Москвой, включающая разные формы непосредственно образовательной деятельности, рассчитана на 2 года. Преимущества такого планирования состоят в обеспечении возможности постепенного усложнения материала, корректировки содержания, детальной предварительной подготовки и подбора необходимых материалов.

Патриотический проект «Наша армия родная»

Цель:формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

В качестве основных задач проекта были определены следующие:

  • расширение представлений детей о Российской армии;
  • воспитание чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости;
  • развитие и обогащение речи дошкольников, его эрудиции и интеллекта;
  • организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Проект осуществлялся в несколько этапов: организационно-подготовительный, основной (этап непосредственной реализации) и итоговый.

На организационно-подготовительном этапе мы обозначили проблему и тему проекта, цель и задачи. Кроме того были подобраны художественная литература; разработаны необходимые материалы: конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов; составлен план его реализации.

Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий. На этом этапе мы знакомили детей с рассказами о военной службе, Российской армии, русскими богатырями, произведениями («На век запомни» М. Исаковского, «Баллада о черном куске» Ф. Лифшица и др.) Дети с удовольствием заучивали и читали стихотворения «Мой дедушка» Л. Татьяничевой, «23 февраля» И. Прошева и др.

В процессе специально организованной образовательной деятельности дошкольники знакомились с пословицами и поговорками о храбрости, героизме воинов, солдатской службе и товариществе.

В рамках реализации проекта были запланированы и проведены игры патриотического направления:

  • дидактические: «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Военная техника» и др.
  • сюжетно-ролевые: «Танкисты», «Строим крепость», «Военный парад»;
  • подвижные игры, игры-соревнования: «Самый меткий», «Самый смелый», «Меткий стрелок» и др.

Совместно с родителями были проведены спортивные досуги: «Папа, мама, я -спортивная семья», «Смелые, сильные, ловкие».

Формированию у детей любви к Родине , уважения к Российской армии и солдату способствовала также художественная деятельность (рассматривание репродукций картин и плакатов на военную тематику; дети лепили и рисовали военную технику, боевые машины; делали аппликации-подарки папам и дедушкам; конструировали танки, крепости, самолеты ) .

Свои таланты и умения дошкольники демонстрировали родителям и гостям детского сада на музыкальных мероприятиях.

В рамках патриотического воспитания мы попробовали использовать модель «Технология организации жизнедеятельности детей «Команда»с использованием материалов смотра – конкурса «Папа, мама, я – большие мастера».

время

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Формирование зож у дошкольников

    Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей» ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта. Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее бла...

  • Формирование личности дошкольника

    Формирование социальной личности через нравственно-патриотическое воспитание качеств дошкольника «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце мал...

  • Нравственно патриотическое воспитание дошкольников по фгос

    Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие нормативные...

  • Формирование здорового образа жизни у дошкольников

    Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей» ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта. Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее бла...

  • Патриотическое воспитание дошкольников по фгос

    Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Д...

  • Презентация патриотическое воспитание дошкольников

    Патриотическое воспитание дошкольников Слайд 1 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Воспитатель: Северина Г. А. Слайд 2 Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все...

  • Гражданско патриотическое воспитание дошкольников

    Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 1. Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире …. 3 2. Теоретические аспекты патрио...

  • Нравственно патриотическое воспитание дошкольников

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагоги...

  • Патриотическое воспитание дошкольников

    Особенности патриотического воспитания дошкольников. Опыт работы Особенности патриотического воспитания дошкольников О Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? В. А. Жуковский. С...

  • Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

    Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников «Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников! » Развитие элементарных математических пред...

  • Формирование основ безопасности у дошкольников

    Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. «С...

  • Формирование связной речи у дошкольников

    Использование нетрадиционных методов работы при формировании связной речи у дошкольников с ОНР Формы реализации: систематизация нетрадиционных методов и приемов, направленных на развитие навыков...

  • Формирование математических представлений у дошкольников

    Использование игровых приемов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Доклад на тему: Использование ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ на занятии по ФОРМИРОВАНИю ЭЛЕМЕНТ...

  • Формирование грамматического строя речи у дошкольников

    Консультация «Как правильно организовать работу по формированию грамматического строя речи у дошкольников» Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. ум...