Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП - Страница 12

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.

Младенческий возраст (0 – 1 года) ;

Ранний детский возраст (1 – 3 года) ;

Дошкольный возраст (3 – 7 лет) .

Возрастные особенности детей раннего возраста.

От 1 года до 3-х лет

В этот период происходит качественный скачок в развитии и форми­ровании личности ребенка. Ха­рактерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического разви­тия.

Еще одной отличительной особенно­сти развития ребенка в раннем возрасте является тесная взаимо­связь и взаимовлияние физического и психического разви­тия. Недостатки в развитии движений, например, сказыва­ются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной ак­тивности, невнимание к развитию мелкой моторики паль­цев рук влечет за собой замедление в развитии речи.

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления, которое разви­вается оно на основе действий с предметами.

В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности. С развитием слушания и понимания сообщений, происходит использование речи как средства познания действительности, как способ регуляции поведения со стороны взрослого.

Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит на основе внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету) , при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.

Важнейшим механизмом развития ребенка в этом воз­растном периоде является подражание.

В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Постепенно общение малыша со взрослыми становится все более социальным, в том смыс­ле что у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные в общении, в овладении человеческими способами познания и действия.

Главным видом деятельности в раннем возрасте являет­ся предметная деятельность, но она тесно связана с общени­ем и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры

Игровая деятельность носит предметно-манипулятивный характер.

Основной способ познания ребенком окружающего мира в данном возрасте - это метод проб и ошибок.

Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

К трем годам появляется первичная самооценка, осознание не только собственного «Я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой», сознание этого и появление личностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития.

Начинается кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством.

Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. По выражению Д. Б. Эльконина, кризис выделения своего «Я». Л. С. Выготский описал 7 характеристик кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, деспотизм, ревность, своеволие.

Формирование личности ребенка во время кризиса 3-х лет происходит во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Кризис 3-х лет напоминает маленькую революцию.

Реакции на «Я сам» бывают двух видов: первая – когда взрослый поощряет самостоятельность ребенка и как следствие происходит сглаживание трудностей во взаимоотношениях. Во втором случае если взрослый, несмотря на качественные изменения в личности ребенка продолжает сохранять прежний тип взаимоотношений, то происходит обострение отношений, проявление негативизма.

Следующий периоддошкольное детство. Дошкольное детство – большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.

В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность и неутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности.

Особенности развития детей 3-4-х лет.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования.

На основе наглядно-действенного мышления к 4 - м годам у детей формируется наглядно-образное мышление. Постепенно происходит отрыв действий ребенка от конкретного предмета.

Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными.

Преобладает воссоздающее воображение.

Память носят непроизвольный характер, и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено.

Тем не менее, все, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Способ познанияэкспериментирование, конструирование.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Особенности развития детей 4-5 лет

Психическое развитие детей характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира.

Ребенка начинает интересоватьне просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главный вопрос ребенка данного возраста «Почему?

Активно развивается потребность в новых знаниях. Мышление – наглядно-образное.

Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.

Внимание и память продолжают носить непроизвольный характер. Сохраняется зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса.

Активно развивается фантазирование.

Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование.

Игровая деятельность носит коллективный характер. Сверстники становится интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.

Особенности развития детей 5-6 лет

В 5-6- летнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми.

Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополнятся.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника.

Начинается формироваться образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленного запоминания.

Основной способ познанияобщение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование.

Происходит дальнейшее углубление интереса к партнеру по игре, усложняется замысел в игровой деятельности.

Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок знает что такое «хорошо» и что такое «плохо», а так же может оценить не только чужое, но и свое поведение.

Формируется крайне важный механизм соподчинения мотивов. Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще более слабый – собственное обещание.

Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка становится более адекватной.

На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления.

Происходит развитие внутренней речи.

Способ познаниясамостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Сверстник воспринимается как собеседник, партнер по деятельности.

К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играютне во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.

Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, тру­довой. Начинает развиваться учебная деятельность.

Главной, ведущей деятельностью является игра. По срав­нению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ро­лям. Теперь она гораздо длительнее.

Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем ок­ружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает воз­можность выражать свои чувства и отношения.

Дошкольник способен к трудовому усилию, ко­торое может проявляться в самообслуживании (сам одева­ется, сам ест) , в уходе (под руководством взрослого) за растениями и животными, в выполнении поручений. Появ­ляется и интерес к умственному труду. Постепенно фор­мируется готовность к обучению в школе.

Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных пере­живаний и эмоционального состояния другого человека.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями.

Они учат­ся справедливо решать конфликты; проявляют друг к дру­гу доброжелательность. Возникает дружба.

С течением времени ребенок становится все более само­стоятельным. У него формируется способность к проявле­нию волевых усилий для достижения желаемой цели.

Воз­никает новая форма общения, которую психологи называ­ют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориен­тироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений.

Давая общую характеристику ребенку дошкольного воз­раста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям.

Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; раз­витие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных на­правлений наблюдается динамика в становлении ребенка как существа социального.

Самый главный результат дошкольного периода – это готовность детей к обучению в школе.

На основе обобщения теоретических подходов в решении проблем готовности к школе можно выделить ряд признаков:

- Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива) .

- Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

- Способность к выполнению основных мыслительных операций.

- Достижение определенного уровня психической и физической выносливости.

- Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

-Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства, т. е. с 3 до 7 лет и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

Материал с сайта otveti-examen.ru
Следующая

Психологическая характеристика дошкольного возраста

дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школі.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что у ребенка появляется круг элементарных обязанностей; меняются взаимоотношения со взрослыми, приобретая новые формы: совместные действия постепенно сменяются самостоятельным выполнением ребенком Указ ивок взрослого; появляется возможность систематического обучения, ребенок вступает в определенные отношения со сверстниками (расширяется социальное окружение) , внутренняя позиция дошкольника отношении других людей хара ктеризуеться осознанием своего \"Я\" и своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношений, ребенок действует, как взрослый, но в форме сюжетно-ролевой игры Таким образом, социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста имеет следующую схему:

Ребенок - Сюжетно-ролевая игра - Социальное окружение

Как видим, ведущей деятельностью для данной социальной ситуации развития есть сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними В игре ребенок сначала эмоционально, а затем ин електуально усваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру состоящая из сюжета, роли, действий изобразительного характера, воображаемой ситуации и правил

Социальная ситуация развития этого возраста обусловливает появление двух новых потребностей у ребенка:

1) потребность в общении со сверстниками;

2) потребность в общественно значимой деятельности

Эти потребности порождают основное противоречия дошкольного возраста

ребенок является членом общества и вне его жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но ребенок еще не развита так, чтобы это осуществить: ее жизнь проходит в условиях опосредованного в (через игру) , а не прямой связи с миро.

протяжении дошкольного возраста в психике ребенка возникают особенно важны для ее дальнейшей жизни психологические новообразования:

1) начинает развиваться творческая деятельность, которая выражается в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать новое Проявляется это в конструкционных играх, технической и художественном творчестве;

2) познавательные психические процессы начинают работать в режиме единой интеллектуальной деятельности, проявляется объединения внешних и внутренних воздействий;

3) возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное поведение;

4) ребенком осознаются нормы и правила Они начинают управлять его поведением, превращать ее действия на произвольные и морально регулируемые поступки;

5) возникают первичные моральные установки, прежде различения того, что является хорошим и плохим;

6) ребенок уже не может жить в беспорядке Все, что видит, она пытается упорядочить, понять закономерные отношения окружающего мира, что является свидетельством возникновения первичного, хотя еще схематического де тячого мировоззрениеу.

К особенностям развития речи в дошкольном возрасте относятся следующие:

1) дети усваивают язык очень быстро, их словарный запас растет не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных в 2500-3500 слов (в 6 лет) ;

2) овладевают умением соединять слова в предложения по законам грамматики, в 4-5-летнем возрасте без специального обучения усваивают элементарные правила грамматики и синтаксиса родного языка;

3) развивается звуковая сторона речи, дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, а также овладевать различными модификациями темпа и силы голоса, дикции и выразительностью речи;

4) появляется оригинальное словообразования Например, \"От мятных конфет во рту сквознячок\", \"Бабушка, ты моя лучшая любовь-ниця\", \"Пошли в лес заблуждатися\" \"Положите мне на голову холодный мокрес!! \"И тдд.;

5) дети самостоятельно придумывают сказки, рассказы, коротенькие стишки, \"дразнилки\", используют разнообразные выразительные средства, заинтересованно воспринимают чужие аргументы, доказательства и сами ими пользуются

Практическая часть работы

Самую первую психическую свойство, которое можно определить у ребенка - это ее тип темперамента, поскольку он является врожденным и не изменяется в течение жизни Очень важно знать тип темперамента ребенка для того, чтобы бы учитывать психофизиологические свойства в ее развитии, обучении и воспитании особенно в условиях труда учителем технологиий.

Одним из методов определения типа темперамента является метод Б И Цуканова Это один из немногих методов в экспериментальной психологии, который позволяет объективно, корректно и достаточно точно измерять и количественно в определять тип темперамента человека, производные от него качества индивида, а также рассчитывать биологические циклы индивида, риск болезней, индивидуальные периоды сна и бодрствования и т.д. (об этом подробнее мож ливо узнать в книге Б И Цуканова \"Время в психике человека\" ) .

Описание и идея методики

украинский психолог Б И Цуканов установил, используя известную еще с конца XIX века методику воспроизведения временных промежутков малой длительности (несколько секунд) в слуховом, моторном и зрительном ана ализаторах, что представителям разных типов темперамента свойственны закономерные \"ошибки\", то есть отклонения в точности воспроизведения заданных промежутков времени Ему удалось доказать зависимость ошибки воспроизведения я от типа темперамента Именно на этой основе им была разработана объективный метод определения типа темперамента, которым может овладеть каждый психолог и педагог, но при соблюдении определенных правиавил.

Инструкция, оборудования и стимульный материал к выполнению исследования

Для проведения исследования необходимо иметь 2 спортивных секундомеры механического типа (электронные секундомеры подходят лишь при условии, если при включении и выключении они выдают четкий и достаточно громкий с сигнал) и научиться точно отмерять временные интервалы длительностью от 1 до 5 секунд Также при наличии используется специальная компьютерная программа.

Процедура диагностирования состоит в том, что психолог или педагог поочередно предъявляет в случайном порядке интервалы в 1, 2, 3, 4, 5 секунд, а тот кто исследуется (методику можно использовать дл ля тестирования темперамента уже в возрасте от 4-6 лет, когда они могут крепко держать в руке секундомер и нажимать на его кнопку пуска и остановки хода и понимают поставленную задачу) имеет кожно го раза запоминать продолжительность соответствующего временного интервала задается экспериментатором щелчком кнопки секундомера в начале и в конце запланированного промежутка времени Все интервалы, зада ются исследователем, предварительно фиксируются в протоколе (Х1) (табл 2) (подготовьте его перед выполнением практической работы) , а те, которые воспроизводятся исследуемым (В) - записываются в нем же напротив воспроизводимых

Исследователь жмет на кнопку точно и четко, не называя длительность интервала Затем он предлагает испытуемому, несмотря на циферблат, нажать на кнопку таким образом, чтобы между первым и вторым натиск Канно был воссоздан задан и запомненных интервал Далее секундомер исследуемого принимает психолог, записывает в протокол воспроизведен клиентом интервал, возвращает стрелку секундомера в исходную позицию и предлагает следующий интервалаал.

Таблица 2

Пример оформления протокола исследования типа темперамента по методике Б И Цуканова

Такая процедура повторяется столько раз, сколько интервалов предлагается и воспроизводится

Замеры проводятся в две серии Первая - учебная серия (например: 4, 2, 5, 3, 1 секунда) состоит из пяти попыток Исследуемый адаптируется к условиям тестирования и учится работать по вышеназванным прави илами Ему можно, по желанию, предложить вести счет в уме и таким образом более точно запоминать и воспроизводить интервалы Однако, можно работать и без устного счета продолжительности интервалеалів.

Второй этап - контрольный (например: 4, 2, 5, 3, 1, 2, 4, 1, 3, 5 секунд)

Обработка результатов

После выполнения исследования подсчитывается показатель типа темперамента, названный Б И Цуканов тау-типом (т) :

Итак, для данного человека тау-тип равна 0,97 сек

Интерпретация результатов

Было установлено, что в человеческой популяции тау-типы представителей \"чистых\" и \"промежуточных\" типов темперамента распределяются равномерно по всей шкале от 0,7 секунды до 1,1 секунды

Таким образом, место величины \"0,97\" в диапазоне тау-типов обозначено на рис 1 В данной человека меланхолоидний тип темперамента

Рис 2 Диапазон тау-типов в человеческой популяции БЙ Цуканов

По окончанию исследования сделайте выводы Для этого ознакомьтесь с ориентировочными вопросами, которые помогут их сформулировать:

- К какому типу темперамента относитесь вы?

- Сравните результаты, которые вы получили при исследовании своего типа темперамента по тесту Айзенка (который делали при изучении курса общей психологии) и по методике БЙ Цуканова Объясните эти результ папати.

- Каким образом проявляется ваш тип темперамента в учебе и труде?

- ли ваш стиль, темп жизни вашему типу темперамента?

- Приведите рекомендации по учету особенностей своего типа темперамента в учебе и труде?

Вопросы для самоконтроля и защиты практической работы

1 В чем заключается кризис новорожденности?

2 Охарактеризуйте анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка

3 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития новорожденного ребенка

4 Что является противоречием фазы новорожденности?

5 Название особенности психического развития новорожденного ребенка

6 Какие основные приемы формирования у ребенка потребности в общении?

7 Название новообразования фазы новорожденности

8 Что такое комплекс оживления?

9 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития младенца

10 Дайте характеристику ведущей деятельности младенца

11 названий анатомо-физиологические особенности новорожденного

12 Какие основные особенности психического развития младенца?

13 Охарактеризуйте психические новообразования в немовлячому возрасте

14 Какое противоречие немовлячого возраста?

15 Что являются центральными новообразованиями немовлячого возраста?

16 Объясните причины, суть и проявления кризиса первого года

17 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития раннего возраста

18 Какое основное противоречие раннего возраста?

19 Каковы основные анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста?

20 Охарактеризуйте развитие речи у детей раннего возраста?

21 Что является ведущей деятельностью в раннем детстве?

22 В чем заключается кризис трех лет: причины, суть, проявления, преодоления негативных последствий?

23 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития ребенка дошкольного возраста

24 Какое центральное противоречие в дошкольном детстве?

25 Что является ведущей деятельностью дошкольников?

26 Название психологические новообразования дошкольного детства

27 Какие особенности сенсорного развития дошкольников?

28 Охарактеризуйте особенности развития речи у детей

29 Какие особенности развития мышления дошкольника?

30 Как развивается внимание дошкольника?

31 В чем заключается особенность развития памяти дошкольника?

32 Как развивается воображение дошкольника?

33 Каковы особенности развития самосознания и самооценки дошкольника?

34 В чем проявляется субпидряднисть мотивов дошкольников?

35 Какие особенности формирования нравственных представлений и оценок у детей?

36 Какие первые проявления произвольного поведения у детей?

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Ссылка на источник uchebnikionline.com

Психологические особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет)

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст 5 - 6 лет.

Ведущая потребность в этом возрасте - потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

- проявление произвольности всех психических процессов;

- в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;

- проявление творческой активности во всех видах деятельности;

- развитие фантазии;

- внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

Рекомендации для взрослых:

- обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи;

- организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества;

- способствовать развитию эмпатийных представлений;

- побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка;

- формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

Шестилетний ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Беседы ребенка со взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно знать - «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими.

Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. Родители выступают для ребенка как образец поведения.

Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей.

Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту и это служит основой правильной самооценки.

У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Самооценка формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в умении, выполнять практические действия, и моральные качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе. Например, ребенок может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник при самооценке зависят от педагога.

Дети, имеющие высокую самооценку чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия.

Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми. И если обеспечить успех деятельности малоактивных шестилеток, которые не пользуются популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции в детском коллективе и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить уверенность в себе и самооценку.

Так, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, связанной с внешней деятельностью.

В старшем дошкольном возрасте дети с интересом ищут и находят смешное в небылицах, в путаницах и очень любят сочинять сами. В рисунках появляются попытки изобразить смешные движения. Чем ребенок старше, тем чаще его привлекает юмор ситуации.

Смех у старших дошкольников вызывают необычная окраска, форма, величина предметов. Дети любят шуточные игры, шалости, которые не обходятся без смеха, а старшие дошкольники сами придумывают их в своих рассказах и изображают на рисунках о самом смешном.

Вызывают и детский смех и нравственные пороки, недостатки (трусость, жадность, лень, хвастовство) . Одушевление знакомых предметов чаще всего воспринимается детьми как комическое. Этим приемом дети и сами пользуются, пытаясь изобразить смешное.

Занятия для дошкольников.

Дорисовывание изображений

(развитие детализации образов воображения и умения разворачивать сжатые схематические изображения в полные) . Проводится в игровой или соревновательной форме.

Детям раздаются наборы геометрических фигур, вырезанных из плотного картона и сообщается, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки (кто какие захочет) приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. В задание вносится соревновательный момент: кто сможет сложить больше разных предметов из своей мозаики и придумать какую-нибудь историю об одном из них.

Детям даются наборы карточек, на которых изображены фигурки. В каждом наборе по четыре одинаковые карточки. Каждую из них дети должны дорисовать, превращая в любую картинку.

Для этого каждой фигуре дорисовывают разные детали. По картинке дети могли рассказать историю. Затем берут картинку с такой же фигурой, переворачивают ее в любую сторону и превращают в другую картинку.

Придумывание сказки по модели.

В задании предполагается, что сначала ребенок должен научиться следовать плану, предложенному взрослым, а затем переходить к построению собственных планов-замыслов.

Детям дается небольшая модель (3-4 блока-рамочки с 2-3 заместителями в каждом блоке) , по которой они должны составить собственную сказку.

Сначала дети отклоняются от заданной взрослыми модели, следуя собственному замыслу. После обсуждения заданий с точки зрения их оригинальности, использования способа включения, детализации и точности следования модели постепенно большинство детей переходит к рассказу точно по модели.

Сказочные жители

Детей просят вспомнить все сказочные персонажи, которых на самом деле в жизни не может существовать (например, Змей Горыныч, Старичек - Лесовичек и пр.) . Попросить детей нарисовать (по желанию) этих сказочных героев.

Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки

Мытье рук. Имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача - вызвать у детей ощущение контраста.

Напор рук нормальный: движения рук широкие, неспешные, плавные. Напор уменьшается: движения становятся более сосредоточенными и немного напряженными - воду приходится специально растирать по поверхности рук, следя, чтобы был промыт каждый участок поверхности.

Струйка совсем отощала: с силой втираем воду в кожу, напряженно смыкая поверхности обеих рук; возможны и торопливые движения (а вдруг вообще выключат воду?) . Неожиданно напор вновь становится нормальным: опять моем руки привычным способом. Задание повторяется.

Рисование в воздухе кистями и пальцами рук.

Главная область применения задания - занятия по изобразительной деятельности. Задание целесообразно выполнять под музыкальное сопровождение, передающее характер искомого образа (образов) , - будет способствовать расширению творческих изобразительных возможностей.

Упражнение «Радужные брызги» развивает воображение, способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает общий физиологический тонус. Предназначено прежде всего для занятий по изодеятельности, музыке, ритмике.

  1. Встряхивание расслабленных кистей в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель, «обрызгивание» друг друга.
  2. Представление того, как капли воды разлетаются в разные стороны, переливаясь на солнце всеми цветами радуги. Ответы на вопрос: «Куда летят брызги?»; «Какого они цвета? Задание: «построить» радугу из водяных капелек, любуясь их цветом и блеском.

Упражнение «Прикосновение»

Движения выполняются под стихотворение сопровождение. Дети встряхивают кистями рук. С усиленным напряжением давят на воображаемую стену. Разглаживают воображаемую поверхность, рисуют ладошками форму прямоугольника, квадрата.

Круговые движения по воображаемому стеклу, движения вверх-вниз, из стороны в сторону. Встряхивание кистей, расслабленное манипулирование пальцами рук.

Лепим добрую и нежную руку.

В целях развития эмоционального воображения, эмпатии, чувств психологической защищенности и уверенности в своих силах это задание педагог использует на всех занятиях, связанных с организацией продуктивной и трудовой деятельности, при формировании у детей умений письма.

Детям предлагают «вылепить» из своей руки (путем разглаживания, разминания, похлопывания и т.д) добрую и нежную руку близкого человека близкого человека - мамы, папы, бабушки, дедушки и др. Затем «работа» оценивается путем попытки прислушаться к вновь возникшим телесным ощущения.

Для этого детям задают вопросы: «Какой стала твоя рука? На чью руку она похожа? Как ты об этом догадалась?».

Элементы психогимнастики на занятиях.

Преодоление трудностей. Это игровое упражнение используют в тех случаях, когда дети испытывают существенные затруднения при выполнении определенных (прежде всего новых) действий.

Вариант 1.

Предположим, ребенок затрудняется в рисовании каких-либо фигур (либо испытывает страх перед выполнением нового или сложного задания) . «Не получается? Ничего страшного, - говорит ему педагог. - Ты пока отдохни, а рука пусть поработает вместо тебя. Ты только наблюдай за ней.

Давай дадим ей имя. А сколько ей лет? Четыре года? Посмотри, она такая маленькая, а такая умелая и ловкая!

Похвали ее огладь. Она может и тебя научить так здоров рисовать эти фигурки…»

Вариант 2.

В случае затруднения педагог говорит ребенку: «Пусть рисует сама рука, как умеет. Ты не за что не отвечаешь и можешь отдохнуть».

Если ребенок продолжает испытывать затруднение, педагог вновь обращается к нему: «А теперь на минутку закрой глаза и представь, что ты превратился в художника. Пусть теперь твоей рукой рисует художник».

РАСКРАСКА - МОЗАИКА

На листе бумаги формата А4 взрослый (или ребенок) , используя трафарет, рисует контурное изображение какого-либо предмета, животного или сказочного героя. Внутреннее пространство изображения разделяется тонкими линиями на секторы.

Маленький художник, не выходя за контурные линии, заполняет каждый сектор изображения цветовыми пятнами. На его глазах шаг за шагом расцветает цветок или оживает бабочка.

Теперь можно показать рисунок воспитателю или маме и гордо сказать: «Это я нарисовал!» Трудно удержаться от похвалы: получилось действительно красиво!

Волшебные брызги

Мечта любого ребенка - вволю побрызгать краской. А если тебя за это еще и похвалят!

Взрослый рисует и вырезает из картона силуэты различных предметов. Вместе с детьми можно приготовить краски: развести водой гуашь или акварель. Для того чтобы не пришлось после окончания работы мыть пол и стирать одежду, лист бумаги, надо положить на дно глубокой коробки.

На листе размещается выбранный ребенком силуэт.

Приступаем к работе: набрали на ворс кисти краску, поднесли ее к рисунку и постучали по металлическому наконечнику кисти указательным пальцем. Когда вся поверхность будет усыпана разноцветными брызгами, убираем картонный силуэт и дорисовываем необходимые детали.

Шедевр готов!

Шустрый клубочек

Для выполнения этого задания художнику потребуется клубок ниток или веревка любого цвета и толщины. Покатаем клубок по однотонной ворсистой поверхности (ковер, плотная ткань, бархатная бумага и т.д.) .

Клубок разматывается, оставляя за собой нитяную линию. С ее помощью можно рисовать.

Не получилось? Смотайте клубок и попробуйте еще раз.

Пластилиновое чудо

Начинаем рисование с выбора пластилина. Он должен быть ярким и мягким.

На листе плотной бумаги или картона сделаем карандашный набросок. Остается заполнить контурное изображение разноцветным пластилином. Это можно сделать разными способами:

- размазать пластилин тонким слоем;

- заполнять маленькими пластилиновыми шариками;

- вылепить или вырезать из расплющенного куска пластилина отдельные детали изображения.

Если дополнить пластилиновый рисунок лоскутками или кусочками фактурной бумаги, бисером, яркими фантиками, природным материалом - получится коллаж.

Оживим воздушный шар

Увлекательное занятие - раскрашивание воздушного шара. Объемный рисунок да еще и летает!

Воздушный шар можно расписать маркерами или гуашевыми красками. Для его оживления можно использовать и дополнительные детали. Например, косички из шерстяных ниток и яркие бантики могут превратить шарик в девочку, а хвост и плавники из полиэтилена - в золотую рыбку.

Такой воздушный рисунок украсит любую детскую комнату.

Рисуем ватными палочками

Вооружитесь ватными палочками, приготовьте бумагу и гуашевые краски. Выполните карандашный набросок. Используя ватные палочки, поставьте краской точки по контуру изображения.

Затем заполните цветными точками весь рисунок.

Для того чтобы работа получилась яркой каждую краску нужно набирать новой палочкой.

Кудина Елена Евгеньевна

Подробней www.b17.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Общая характеристика дошкольного возраста

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Особенности детей дошкольного возраста

    Психологические особенности детей дошкольного возраста 31643 Название работы: Психологические особенности детей дошкольного возраста Категория: Предметная область: Педагогика и дидактика Описание...

  • Особенности дошкольного возраста

    Психологические особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет) Психологические особенности детей дошкольного возраста Дошкольный возраст 5 - 6 лет. Ведущая потребность в этом возрасте - потребн...

  • Особенности воспитания детей дошкольного возраста

    Психология детей дошкольного возраста и особенности воспитания ребенка этого возраста Детьми дошкольного возраста считаются дети от четырех до шести лет. Какие же особенности имеет этот возраст,...

  • Особенности возрастного развития детей дошкольного возраста

    Предварительный просмотр: Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. Речь сопровождает все виды деятельности. Ребенок перенимает речь от близких ему людей. Реч...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста реферат

    Реферат - Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического - Педагогика Связь движений пальцев рук и речи……………………………………………… 5 Пальцы помогают говори...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие личности детей дошкольного возраста

    31. Развитие личности в дошкольном возрасте - Психология Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность прет...

  • Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

    ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, Игровая деятельность дошкольника - Психология дошкольного возраста - Учебные материалы для студ...