Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра— ведущая деятельность дошкольников

Игра-ведущая деятельность дошкольников .

Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Игровые ситуации, формы проведения областей, различные виды игр в самостоятельной деятельности и на прогулке. Кроме того, федеральные государственные требования предполагают реализацию образовательной области «Социализация», прежде всего, через игру и развитие игровой деятельности детей.

Классификация игр остается прежней: сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические игры.

Задачи игровой деятельности:

- развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр.

- развивать инициативу, организаторские способности,

- воспитывать умение действовать в команде.

Дети 6-7 лет, как правило, умеют организовывать игру, распределять роли, придумывать правила, выполнять последовательность, подводить итог (соревновательные и спортивные игры) . Задача педагога ненавязчиво контролировать игру, вводить новые элементы, знакомить с новыми играми, разнообразить использование игр в течение дня .

Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью.

Несмотря на все многообразие игр, их можно разделить на две большие группы .

Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя – это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определенные правила –это игры с правилами .

Творческая ролевая игра становится, по определению Л. С. Выготского «ведущей деятельностью дошкольника», в которой формируются многие его психологические особенности. Ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.при разыгрывании роли творчество характер ребенка принимает характер перевоплощения.Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов.Игра с сюжетом впервые возникает на границе раннего и дошкольного детства.Это режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом (перевернутый стул с рычанием и покачиванием превращается в глазах ребенка в пилу). Для режиссерских игр характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Позже появляется образно-ролевая игра, в которой ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Режиссерская и образно-ролевая игра становится источником сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Каждой игре присущи свои игровые условия- участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий.

Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, поэтому игры связаны главным образом с семейными и бытовыми проблемами. По мере освоения новых областей жизни, ребенок начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т. д. более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты «Дочки- матери»Игра на один и тот же сюжет становится более устойчивой, длительной.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность- в игре «Парикмахерская» прикалывают заколки, завязывают бантики. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате- для чего они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников важны отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5 летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по- настоящему общаться со сверстниками и, по выражению Д. Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе». Постепенно общение между детьми становится более продуктивным и интенсивным. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением- подчинение правилам- складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности.

Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль- со стороны товарищей по игре. К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила, регулирующие его поведение.

Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон ребенка, а также единство психического и физического развития. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

www.maam.ru

МИМИМОТИК: Детский клуб раннего развития :: Игра— ведущий вид деятельности дошкольников

Игра - жизненная лаборатория детства. С. Т. Шацкий

Давайте задумаемся, что же такое игра и какую роль играет она в развитии ребенка.

Игра - свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса, а не от результата. Игре присущ творческий, импровизационный, активный характер, т. е. игра является своеобразным «полем творчества» для ребенка.

Почему игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника? Ответ прост: игра ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка.

К семи годам игра исчерпывает свое развивающее влияние: семилетний ребенок уже способен обучаться по школьному типу, т. е. может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы.

Но это происходит лишь в том случае, если ребенок развивался до семи лет преимущественно в рамках игровой деятельности, одновременно имея возможность полноценно заниматься всеми видами дошкольных детских занятий. Таким образом, полноценная игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует преемственности образования между дошкольным и младшим школьным возрастом.

В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются:

  • воображение и фантазия
  • способность к символизации и преобразованию
  • функция обобщения

Подробней на сайте mimimotik.ru

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста - Страница 4

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИГРЫ В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВА, ЕЕ СВЯЗЬ С ТРУДОМ И ИСКУССТВОМ.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффектив­ных средств организации жизни детей и их совмест­ной деятельности. Игра отражает внутреннюю потреб­ность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в оп­ределенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографического ма­териала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры.

Он считал, что на заре суще­ствования человеческого обществадетской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в ра­боте взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и др.) .

Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотовод­ству, земледелию привели к изменению положения ребен­ка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредствен­ное участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и т. д.

Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых дей­ствиях (лук, копье, аркан) . Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игруш­ки были их моделями (из маленького лука можно попасть в цель, маленькой мотыгой - рыхлить землю) .

Наконец, с возникновением различных ремесел, разви­тием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, но не функциями (игрушечное ружье, иг­рушка-соха и др.) . Другими словами, игрушки становятся образами орудий труда.

С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра,в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активно­му участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в воображаемой си­туации воспроизводит действия, поведение, взаимоотноше­ния взрослых.

Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способству­ют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые пе­редаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.

В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают мораль­ные нормы, способы практической и умственной деятель­ности, выработанные многовековой историей человечества.

Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в чело­веческом обществе.

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕТСКОЙ ИГРЫ.

Игра имеет социальную осно­ву. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых.

Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К. Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребен­ка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых.

Детские игры отражают окружающую социальную среду. Образное отражение реальной жизни в иг­рах детей зависит от их впечатлений, складывающейся сис­темы ценностей. К. Д. Ушинский писал: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; утретьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги...».

Но окружающая ребенка действительность чрезвычай­на многообразна, а в игре находят отражение лишь отдель­ные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельнос­ти, труда, отношений между людьми.

Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуков­ской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссозда­ющей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. По­этому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребенок гото­вит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике) . А. А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «по­луигрой-полутрудом».

В развернутой форме ролевой игры, которая наблюда­ется у детей, начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (вос­создания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвое­нию социального опыта.

Игра социальна и по способам ееосуществления. Игро­вая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Да­выдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, зна­комит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместите­ли, другие средства воплощения образа; выполнять услов­ные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.) .

Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и перено­сит на другие ситуации. Так игра приобретает самодви­жение, становится формой собственного творчества ре­бенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

ИГРА - ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

В современной педагогической теории игра рассматри­вается как ведущий вид деятельности ребенка - дошколъника.

Ведущее положение игры определяется:

- не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребно­сти;

- в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности;

- игра в наибольшей степени способствует пси­хическому развитию.

В игре находят выражениеосновные потребности ребен­ка-дошкольника.

Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоя­тельности, активному участию в жизни взрослых.

По мере развития ребенка расширяется осоз­наваемый им мир, возникает внутренняя потребность уча­ствовать в такой деятельности взрослых, которая в реаль­ной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохра­нились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятель­но, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

Ребенку первых лет жизни свойственна потреб­ность в познании окружающего мира, на­званная психологами ненасыщаемой. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, вы­ражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

Ребенок - существо растущее и развивающееся. Движе­ния - одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлет­воряется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как автомобили, каталки, бильбоке, настоль­ным крокетом, мячом и др. Большими возмож­ностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструк­торы, снег, песок и др.) .

Очень велики возможности игры в удовлетворении при­сущей ребенку потребности в общении. В усло­виях дошкольного учреждения обычно складываются иг­ровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям.

В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к боль­шей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в дей­ствительной жизни. Играя, дети вступают в такие отноше­ния, до которых в других условиях еще «недоросли», а имен­но: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выде­ляются) другие виды деятельности (труд, учение) .

По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущи­ми любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в дру­гие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

В свое время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят от­ветственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности.

В игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила. дети становятся орга­низованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что об­легчает формирование прочных навыков трудовой дея­тельности.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей сте­пени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.

Од­ним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский. Он об­ратил внимание на воспитательную ценность образов во­ображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

На другое важное свойство воображения, которое раз­вивается в игре, но без которого не может состояться и учеб­ная деятельность, указал В. В. Давыдов. Это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (кубик становится мылом, утюгом, хлебом, машинкой, ко­торая едет по столу-дороге и гудит) .

Благодаря этой спо­собности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия («помыл руки» из воображаемого крана) . Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими ти­пами замещения, например моделями, схемами, символа­ми и знаками, что потребуется в учении.

Таким образом, в игре воображение проявляется и раз­вивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации. Но ребенок видит грань между вообра­жаемым в игре и реальностью, поэтому прибегает к словам «понарошку», «как будто», «по правде так не бывает».

Источник otveti-examen.ru

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте, игра становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра вызывает качественные изменения в его психике.

Ведущая деятельность- это деятельность определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства.

Признаки ведущей деятельности: 1-развитие всех познавательных психических процессов

2- зарождение новых видов деятельности.

3- формирование новых качеств личности.

Игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, в особой условной форме.

Влияние игры на общее развитие ребенка

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с предметами заместителями- он дает им игровые названия и действует с ними в соответствии с названием.

Предмет заместитель становится опорой для мышления. Таким образом игра влияет на мыслительные процессы. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей , которые становятся образцом для его собственного поведения . в игре ребенок приобретает основные навыки общения.

Влияние игры на развитие речи.

Очень большое влияние оказывает игра на развитее речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения.

Если ребенок не умеет высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре , то он будет в тягость сверстникам. Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими.

Предметы заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета по новому осмысливаемых через замещение.

Рефлексия.

Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия , поступки, мотивы, и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а так же действиями, поступками, мотивами других людей.

Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие входящее в процесс общения.

Зарождение новых видов деятельности.

В игре складываются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя ребенок разыгрывает тот или иной сюжет.

Стройка из кубиков вплетается в ход игры . только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение. так же внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность , которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться играя- он к учению относится как к своеобразной ролевой игре, с определенными правилами.

Игра как средство воспитания.

в педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания.

Воспитание – это процесс развития качеств личности человека.

Основополагающим является положение о том , что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности , в котором формируется личность , обогащается ее внутреннее содержание . Н. К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя , а можно прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано что в игре происходит разностороннее развитие ребенка. Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представление о мире развивающая вкус, нравственные чувства.

Игра как форма организации жизнедеятельности детей.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры пренадлежала Фребелю.

Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время прибивания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр.

Завершив одну игру педагог вовлекает ребенка в новую. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста Н. К. Крупская писала : «…игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. »

Таким образом огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать что именно эта деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.

Скачать:

Материал nsportal.ru

Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет.

Эволюция игры

Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.

Игра предметная

В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях.

Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного.

Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.

Игра сюжетно-отобразительная

К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра.

Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.

Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих.

Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.

Как же часто мама и папа имеют возможность узнать себя, глядя на поведение куклы, которой руководит их дочь или сынишка!

Сюжетно-ролевая игра

Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей.

Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.

Основная роль папы, мамы, воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить пищей воображение детей. Необходимо ребят водить на экскурсии, побольше рассказывать, читать с ними и обсуждать все, что они узнали и пережили.

На основе свежих впечатлений у дошколят рождаются новые сюжеты для игр. Задача взрослых – конкретизировать персонажей, уточнить их роли, включая реплики и особенности поведения.

Старшим, не обращая внимания на свой возраст, следует подключаться к игре, делиться идеями, предлагать образцы поведения и реплик. Необходимо поддерживать инициативу детей, передавать им демонстрируемые роли. Лишь тогда игра, как и любой другой вид ведущей деятельности, будет полезна и сыграет свою важную роль в развитии ребенка, формируя необходимые новообразования в психике дошкольника, готовя его к следующему этапу жизни.

Что еще почитать

Подробней на сайте SZabotoi.ru

Игра как ведущая деятельность дошкольника

В дошкольном возрасте активность ребенка не только нарастает, но и приобретает форму и структуру человеческих видов деятельности. Достаточно четко выделяются игра, труд, учение, продуктивная деятельность в виде конструирования и рисования.

Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность.

Д. Б. Эльконин в фундаментальном исследовании «Психология игры» (1972 г.) рассматривает эту проблему в исторической перспективе.

Он подчеркивает, что психологическая трактовка игры долгое время держалась на уровне феноменологических описаний, в которых мало-помалу вырисовывались основные характеристики этой деятельности. В. Прейер заметил в ней проявление «...живой детской фантазии, которая бумажные лоскутки преобразует в чашки и лодки, в животных и людей».

Теории игры появились в конце XIX века. Философы (Ф. Шиллер, Г. Спенсер) видели причину возникновения игры в том, что после удовлетворения естественных потребностей «излишек силы сам побуждает к деятельности».

В этом смысле игра есть эстетическая деятельность, поскольку не служит практическим целям. Эту теорию избытка сил развивает позднее К. Гроос в своих трудах «Игра животных» и «Игра человека», подчеркивая сходство одного и другого.

3. Фрейд видит в игровых замещениях проявление скрытых и вытесненных тенденций. А. Фрейд создает основы игровой психотерапии как условия для того, чтобы ребенок отыграл, выразил свои конфликты и тем самым избавился от них. Ж. Пиаже рассматривает игровые замещения как начало символизма, ступень в развитии абстрактного мышления.

Традиция трактовки игры как социального действия восходит к В. Вундту, который подчеркивал: «Игра -это дитя труда. Нет ни одной игры, которая не имела бы прототипа в одной из форм серьезного труда...». Современный философ Й. Хейзинга в обширном трактате «Яошо ludens - человек играющий» рассматривает игру как начальную форму цивилизации, от которой произошли все виды искусства, спорт, политика и самая речь как словесные игры.

Детальную разработку теории детской игры дает Л. С. Выготский в лекции «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»26. Основные его идеи сводятся к следующему.

Игра должна быть понята как воображаемая реализация нереализуемых в настоящее время желаний. Но это уже обобщенные желания, позволяющие отсроченную реализацию. Критерий игры - создание мнимой ситуации.

В самой аффективной природе игры заложен момент мнимой ситуации.

Игра с мнимой ситуацией всегда включает правила. То, что в жизни бывает незаметно, в игре становится правилом поведения. Если ребенок играет роль матери, он действует по правилам поведения матери.

Это могут быть правила, преподанные взрослыми, и правила, устанавливаемые самими детьми (Пиаже их называет правилами внутреннего самоограничения и самоопределения) . Мнимая ситуация позволяет ребенку действовать в познаваемой, мыслимой, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на воздействия окружающих предметов; начинается действие от мысли, а не от вещи.

Два парадокса игры: ребенок открывает значение вещи, но передает его другой вещи (заместителю) ; он стремится делать, как хочется (играть) , но ограничивает себя правилами (как бывает) . Сила самоуправления возникает в свободной игре. Игра учит желать, соотнося желание с правилом.

Игра создает зону ближайшего развития. В игре ребенок выше своего возраста, он «как бы на голову выше самого себя. - Действие в воображаемом поле... создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов - все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития».

Отсюда ее роль как ведущей деятельности. • Развитие игры направленно от игры-воспоминания к игре-воображению, от акцентов на мнимую ситуацию - к главенству правила. Д. Б. Эльконин, развивая идеи Л. С. Выготского, показывает исторический характер игровой деятельности.

Она выделяется по мере того, как труд становится все более сложным и недоступным для детей. Основная тенденция и мотив игры - стремление ребенка войти в мир взрослых, быть как они. Ролевая игра социальна по своему происхождению и содержанию.

Игра есть модель социальных отношений, форма познания мотивов и смыслов человеческой деятельности. Основной единицей игры является роль, она диктует правила поведения.

В структуре игры Д. Б. Эльконин выделяет следующие компоненты: 1) роль, 2) игровые действия по реализации роли, 3) игровое замещение предметов, 4) реальные отношения между играющими детьми. Но эти компоненты характерны для достаточно развитой ролевой игры.

Игра - язык ребенка. То, о чем взрослый взволнованно рассказывает, ребенок - проигрывает. Слово -опора переносных значений, и задержка в развитии речи задерживает развитие игры.

Но с развитием речи-рассказа сюжетная игра сокращается, ребенок вербальными средствами выражает свои впечатления. В этом еще один парадокс игры.

Эволюция игры в онтогенезе личности содержит несколько этапов.

I. В раннем возрасте - игра предметная, когда ребенка увлекает перенос действия с предметом в новые условия. Ложкой кормят и кукол, и мишек, и лошадку, и машину. Предмету придают различные несвойственные действия-функции. Начало игры - игровое отношение к предметам.

Палочка используется как ложка, расческа, ручка, градусник. Арбузная корка - лодочка, утюг, качели для кукол. От действия, однозначно определяемого предметом, через разнообразное использование предмета подходят к действиям, логически связанным между собой: изображают, как в чашечку наливают чай, помешивают сахар и пьют.

П. Около 3 лет начинается игра сюжетно-отобрази-тельная. Роль в действии, в репликах. Ребенок при этом играет один с разными игрушками. У игрушек появляются мамы и дети, доктора и больные, хотя ребенок еще не выделяет отношения между ними.

Вот он куклу-маму ведет с куклой-дочкой, но не изображает, как мама кормит или лечит дочку: «Я их обеих покормлю (полечу) ». Однако игрушки в такой игре уже начинают выражать особенности реального поведения людей. Ребенок показывает, как они капризничают, спорят, боятся, просят сладости, -игра все полнее передает отношения.

Игровые действия для ребенка становятся способом выражения впечатлений. Крайне важно, чтобы на игрушках ребенок повторял (моделировал) все, что делают с ним самим. «Купаться, гулять, спать - и куколку тоже!» Появляется роль-образ: «Я - Ниндзя!», «Я - кисонька, мяу-мяу!», «Я - Буратино!

Я иду в школу с книжкой». Через роль-образ происходит присвоение черт привлекательного героя. Ребенок моделирует свои представления действиями кукол и собственным поведением.

На этапе сюжетно-отобразительной игры ребенка увлекает свободный полет фантазии, он может изображать самые далекие сюжеты, не считаясь с реалистичностью действий. Представляя, как куколка-якутяночка поехала домой в Сибирь, да не взяла теплую одежду и стоит вся в снегу, ребенок рассказывает: «Я быстренько купила билет, да домой, да привезла ей одежку». Не замечает, что за время поездки кукла совсем замерзнет, но ярко представляет, что в Сибири холодно.

На этом этапе важно помочь детализировать сюжет, завести диалог с игрушкой, показать ее желания, строптивость, эмоции - «оживить» персонаж. Многие дети достигают высот в такой единичной режиссерской игре, так и не освоив более развитую форму.

III. Сюжетно-ролевая игра - самая сложная форма игры. Она сложна тем, что играют несколько детей, каждый в своей роли.

Отношения между играющими развертываются как в сюжетном, воображаемом, так и в реальном плане. Я - врач, а ты - больной. Но ты тоже хочешь поиграть фонендоскопом, и я уступаю тебе роль.

Смена врачей.

Выбор ролей может стать источником конфликта: «Я никогда не играю в детском саду. Как начинаем играть, Танька сразу: «"Я буду принцесса, а ты - ведьма!" Я не буду играть».

Замысел и развитие сюжета приходится постоянно согласовывать друг с другом. Девочки играют в детский сад, собрав из кукол группу. Одна говорит: «Ты с детками позанимайся, а я завтрак приготовлю». Чуть позже - другая: «Теперь пока ты покормишь, а я к рисованию им все приготовлю» и т. д.

Зачастую приходится перестраиваться на ходу, чтобы не разрушилась игра. Девочка приглашает: «Давай, я буду мама, ты - папа, а Катя - наша дочка». - «Я не хочу папой, я буду сыночек», - отвечает партнер. «Так что же, у нас папы не будет?

Давай, будешь папа». - «Не буду!» - мальчик уходит. Девочка вслед ему: «Сынок! Сынок, иди, я тебе сейчас кушать приготовлю». Он возвращается.

Игра продолжается в новом русле.

Игровое общение шлифует характеры, создает деловую направленность личности, когда ради развития сюжета можно договориться и в чем-то уступить партнеру.

Сюжетно-ролевая игра развивается в разных направлениях; сюжеты отражают все более далекие сферы действительности: путешествия, почту, скорую помощь, ателье, космодром, службу 911, концерт и т. п. Сюжеты становятся развернутыми, разноплановыми, согласуются действия разных бригад или подразделений: поликлиника с разными специалистами, аптека, физиолечение, патронаж на дому и т. п. Чем богаче игра, тем жестче правила, иначе сюжет распадется.

Развернутая игра требует квалифицированного руководства. В прежние времена, когда у детей были разновозрастные дворовые компании, игровой опыт усваивался от старших, сюжеты транслировались из поколения в поколение.

Теперь, когда семьи немногочисленны и дворовых сообществ почти не осталось, руководство игрой берут на себя взрослые. Конечно, игра не терпит директивных указаний.

Но взрослый может обогащать впечатления детей путем экскурсий, чтения книг, рассказа об увиденном, расспросов. Надо помочь осознать и детализировать персонажи, уточнить их отношения, действия, реплики. Подготовить атрибуты, чтобы каждый определил свою роль.

Но самое главное - подключиться к игре на равных, подавать идеи и предлагать варианты развития сюжета от роли, вопросами уточнять действия детей, давать образец ролевых реплик. Играть как дети, только изобретательнее, и, поддерживая их инициативу, сохранять свое присутствие.

Показать роль в действии и передавать ее ребенку. Без руководства взрослого игра остается бедной и однообразной: изо дня в день поят кукол чаем или делают уколы стереотипно, всем подряд.

Итак, игра - язык ребенка, форма выражения жизненных впечатлений. Это социально-принятый способ вхождения ребенка в мир взрослых, его модель социальных отношений.

Мнимая ситуация игры и роль позволяют строить поведение свободно, по своему замыслу и в то же время подчиняться нормам и правилам, диктуемым ролью. Высшей формой игры является сю-жетно-ролевая групповая игра, требующая планирования, согласования действий, развития отношений как в сюжетном, так и в реальном плане. К такой игре дети подходят в том случае, если в раннем возрасте у них сложилось игровое отношение к предметам, к их полифункциональному использованию, если они усвоили язык игры - повторение на игрушках тех действий, в каких участвуют сами в реальной жизни, если усвоены навыки общения со сверстниками, умение согласовывать замыслы.

Помимо сюжетной игры, большое положительное влияние на детей оказывают подвижные игры с правилами, - развивают волю к победе, состязательность, саморегуляцию поведения. Интеллектуальный тренинг создают компьютерные игры, настольные игры типа детского лото, домино, кыргызская народная игра «Беш коргоол» и др. Мир детства - это мир игры.

Рубрика:

Читать далее psyera.ru

Другие статьи по теме:

  • Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...

  • Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Виды игр в дошкольном возрасте

    Виды творческих игр в старшем дошкольном возрасте ИГРА - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх не...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Познавательная деятельность детей дошкольного возраста

    «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» 1. Вступление Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироватьс...

  • Диагностика игры детей дошкольного возраста

    Диагностика детей дошкольного возраста с РДА Эмоциональное общение со взрослым. Задание 1. «Дай ручку! » Цель: оценивается способность найти эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Методика об...

  • Дидактические игры для детей дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателя...

  • Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

    Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов дея...

  • Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (3 часть) Взаимодействие с родителями воспитанников Для родителей подготовила родит...

  • Классификация игр детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

    Планирование и приёмы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки, теории и...