Индивидуальные маршруты развития дошкольников

Индивидуальный маршрут по интеллектуально-речевому развитию старших дошкольников

«Индивидуальный маршрут развития ребенка»

Направление одарённости: интеллектуально- речевое

Воспитатель: Суменко О. В.

Цель разработки индивидуального маршрута: создать необходимые условия для реализации интереса ребёнка к сочинительству сказок и историй.

Личностный портрет ребёнка.

Роман посещает детский сад с 2, 5 лет. Адаптация проходила в тяжёлой форме. Понадобилось около месяца, чтобы улучшилось эмоциональное состояние ребёнка, а деятельность от наблюдения и подражания переросла в предметную.

В настоящий момент можно констатировать, что Роман в коммуникативной деятельности легко сходиться с новыми людьми, заинтересован в общении.

Импульсивность и рефлективность выражены в равных пропорция, прослушав задание от взрослого, он выслушивает, отвечает быстро, уверенно и чаще правильно

Роман обладает высокой пластичностью, он легко переключается с одного вида деятельности на другой, но результативность не всегда соответствуют требованиям, т. к. быстро теряет интерес к работе, особенно, если не всё получается.

Экстраверсия у Романа на среднем уровне. Он достаточно общителен, но делиться своими проблемами будет только с близкими, хорошо знакомыми людьми, которым доверяет.

Экстрапунитивность и интропунитивность сбалансированы. Он может рассчитывать как на собственные силы, так и на помощь взрослых. Допускает помощь со стороны взрослого только после попыток сделать самостоятельно.

Порог эмоциональных реакций находиться между высоким и низким уровнем, это говорит о среднем уровне эмативности.

Роман активный и ему хотелось находиться в центре внимания, но при этом, остаётся на вторых ролях из-за свойственной ему неуверенности.

Наблюдаются задатки способностей рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Транслирует способности к сочинительству, при этом прослеживается логическое мышление.

На данный момент мы можем наблюдать у Романа постоянную заинтересованность в получении новых впечатлений через игру, общение со взрослыми и сверстниками.

По гендерной типологии можно дифференцировать Романа как типичного мальчика.

Результаты мониторинга:

Высокий уровень речевой активности в общении со сверстниками и взрослыми; в соответствии с возрастными особенностями на достаточно высоком уровне сформированы активный и пассивный словарь, грамматический строй речи, монологическая и диалогическая речь. Уровень ЗКР ниже среднего, темп речи ускорен.

Проблемные области развития:

Недостаточный активный словарный запас для самостоятельного составления историй, сказок.

Задачи:

1. Развивать образность и выразительность речи за счёт чтения и разучивания произведений художественной литературы, совместных словесных и дидактических игр.

2. Совместно с родителями создать условия для поддержания устойчивого интереса к словесным играм.

3. Развивать интерес к словотворчеству во время игр с использованием методов ТРИЗ-РТВ.

Рекомендации родителям:

1. Организовать индивидуальную консультацию для родителей по теме «Тризёнок в доме»

2. Рекомендовать приобретение книг со стихами, баснями, сказками о насекомых.

3. Рекомендовать посещение библиотеки с целью расширения и накопления знаний по теме.

4. Привлечение родителей к оформлению альбома «Что я знаю о насекомых»

5. Приглашение и выступление родителей Романа на презентации альбома «Что я знаю о насекомых»

www.maam.ru

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

государственным заказом;

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

возможностями ДОУ;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка,

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

Первый этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»

Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»

ФИ Выявленные трудности причины Результат (в конце сопровождения)

3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.! Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась.

Предполагаемый результат:

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ;

• развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Прикреплённые файлы:

individualnyi-obrazovatelnyi-marshrut_ud7rn.pptx | 1166,26 Кб | Скачан: 899
www.maam.ru

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ). Часть I

часть 2

часть 3

Здравствуй семья! Это я к тому, что я наконец-то "вернулась в семью" после того как аттестовалась на первую квалификационную категорию. Ураааа! Предлагаю вашему вниманию ИОМ. После введения новых критерий аттестации изменился отчет для ИОМ. Может, кому - нибудь пригодится. Весь отчет не вмещается, поэтому разобью на части. Каждому ИОМ ребенка прилагается итоговая таблица (выложу отдельно) .

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

ИОМ разрабатывается на детей с проблемами в развитии и на детей, с опережающим развитием и представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) : создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Образовательный маршрут включает основные направления:

-организация движения (развитие общей и мелкой моторики) ;

-развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных) ;

-формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования) ;

-развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

-формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

-формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Мониторинг образовательного процесса – оценка степени ребенка в освоении основной образовательной программы. Основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов по образовательным областям. Дата проведения первичного мониторинга: первые две недели сентября, а итогового – последние две недели мая. При проведении мониторинга мною были использованы следующие научно – методические пособия: «Мониторинг качества освоения основной образовательной программы дошкольного образования», Ю. А. Афонькина, издательство «Учитель», 2010 г. и «Комплексная диагностика уровней освоения программы» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Диагностический журнал, Первая младшая группа, С. С. Дреер, А. Н., А. Н. Потыкан, Издательство «Учитель», 2010 г. В мониторинге были использованы следующие методы: наблюдение (позволяет описать конкретную картину проявления развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях) ; беседа, проблемные ситуации; анализ продуктов детской деятельности; предметные тесты (широко используются для изучения уровня освоения детьми образовательной области «Познание»; диагностические игровые ситуации.

Списочный состав группы на начало года составлял 26 человек. На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия детьми в ДОУ я наблюдала за ними в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др. В результате проведенной диагностики, я выделила четверых детей, которые имеют разные степени отставания в речевом и физическом развитии. Из них два ребенка с опережением в развитии (ОО «Коммуникация») и два – с отставанием (ОО «Коммуникация», ОО «Социализация», ОО «Физическая культура», ОО «Труд»). Фамилии и имена этих детей зашифрованы следующим образом: цыпленок, котик, ежик, зайчик.

Ребенок «Цыпленок» поступил в группу в июле 2012 года, в возрасте 1год 9 месяцев. Адаптация прошла со средней степенью тяжести. Понадобилось более месяца, чтобы улучшилось эмоциональное состояние ребёнка. В течение учебного года (2012-2013 гг.) мальчик болел редко, длительных пропусков ДОУ не было. Ребенок «Цыпленок» из неполной благополучной интеллигентной семьи (мать – одиночка). В семье проживает бабушка, имеющая педагогическое образование. Воспитанием малыша в семье занимается в равной мере мать и бабушка, используя в основном принципы сотрудничества. Мальчик родился недоношенным, что, видимо, сказалось на физическом развитии. Ходит в ортопедической обуви. Мальчик «Цыпленок» отставал в двигательной: незначительно нарушена координация (ходьба по узкой дорожке, перешагивание через предметы, неумение бегать, вследствие чего, подвижные игры вызывали трудности. Частично отсутствовали навыки самообслуживания (не умел частично одеться с помощью взрослого, не садился на горшок, но при этом самостоятельно мыл руки, находил свой полотенчик, вытирался. Кушал самостоятельно. Что касается трудовых навыков, мальчик наотрез отказывался убирать игрушки.

«Цыпленок» очень активный, в меру любознательный, с высоким уровнем познавательной и речевой активности в общении со сверстниками и взрослыми. Несмотря на возрастные особенности, на достаточно высоком уровне сформированы активный и пассивный словарь (выше возрастной нормы). Связная речь, грамматический строй речи, и диалогическая речь развиты плохо (путает женский и мужской род с глаголами, не может ответить на вопрос). Уровень ЗКР низкий (присутствуют пропуски звуков, искажения). У ребенка очень хорошо развита память (быстро запоминал и долго помнил, способен долго сосредоточиваться на одном деле (занятие, игра). Мальчик хорошо развит: имеет общие сведения об окружающем: называет свое имя и имена близких, быстро выучил имена сверстников группы, имеет представления о форме (но путается в различении цветов, выполнял словесные поручения, ориентировался в пространстве и во времени суток (утро, день, ночь, вечер). Играл длительно и увлеченно и в сюжетно - ролевые игры, и дидактические, часто проявлял инициативу. Хорошо развиты конструкторские навыки. Не любит делиться игрушками и в этой ситуации часто бывал раздражительным. Правильно держал карандаш, кисть, ориентировался на листе бумаги, рисовал линии, но затруднялся в рисовании округлых форм. Отсутствовала аккуратность. Мальчик не любил пачкать руки (не только на занятиях, но и в быту, что вызвало проблемы при рисовании красками и работой с пластилином.

Проведя диагностику, для формирования отсутствующих умений и навыков, я разработала ИОМ для мальчика «Цыпленок», который имел явные признаки опережающего развития и отставанием лишь по некоторым.

1. Направление «Физическое развитие»:

-развивать двигательную активность (бег, привлекая к участию в подвижных играх с ходьбой и бегом: «Догони меня», «Добеги до флажка», «Птички в гнездышках» и др. ;

-развивать координацию движений: учить перешагивать через препятствия (п/и «Через ручеек», «По кочкам» и др.) ;

-упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности (плоская и наклонная доска) ;

-развивать КГН и навыки самообслуживания (приучить к горшку, научить частично одеваться при небольшой помощи взрослого) .

2. Направление «Художественно – эстетическое развитие»:

-вызывать интерес к рисованию и лепке, стараясь отвлечь мальчика от чувства брезгливости, используя сюрпризные моменты, игровые ситуации;

-учить работать с пластилином;

-упражнять в рисовании округлых форм;

-учить различать цвета («Разложи по домикам» и др.) .

3. Направление «Познавательно-речевое развитие»:

-развивать грамматический строй речи; связную речь; ЗКР (д/и «Где находится? », д/и «Кто как кричит? », игры на развитие мелкой моторики рук («Комарик», «Бусики», различные шнуровки, словесные игры, рассматривание картинок, книжек, привлекать к участию в играх – драматизациях и др.)

- развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

- формировать навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, умение по схемам, по картинкам;

- закреплять навык построения предложений из 3-4 слов;

-продолжать знакомить с окружающим (д/и «Большой - маленький», д/и «Один-много», д/и «Окошки» и др.) ;

-учить обследовать предметы, развивать мышление (д/и «Кого не стало? », «Чудесный мешочек» и др.) .

4. Направление «Социально – личностное развитие»:

- развивать умение в игровых ситуациях доигрывать ситуацию до конца;

- развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений;

- развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат») ;

-привлекать к уходу уход за растениями в уголке природы и на участке;

-привлекать к уборке игрушек, используя, психологические приемы («Кто быстрее уберет игрушки? », «Поиграл - убери» и др.) .

В результате реализации ИОМ развития на конец года у ребенка «Цыпленок» была отмечена положительная динамика.

www.maam.ru

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка

Опубликовано: LogoPortal.ru 24.01.2015|0 комментариев

В данных методических рекомендациях отражен индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка на учебный год, по результатам диагностики определён индивидуальный маршрут развития по следующим направлениям развития - сенсорное, развитие психических функций, развитие мелкой моторики, развитие общих речевых навыков, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Индивидуальный образовательный маршрут

Ф. И. ребенка: _____________, _______________ (дата и год рождения) .

Логопедическое заключение: ______________________ .

2. Полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих (_______________) ); сонорных звуков (________________) и т.д.

3. Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов) .

4. Фонематический слух нарушен.

5. Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний.

Не может определить последовательность звуков в слове / количество звуков в слове.

6. Словарный запас беден. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т.д.) .

7. Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу.

Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.

По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:

Гололобова Мария Александровна,

Ссылка на источник LogoPortal.ru

II этап — Комплексной диагностики. (мониторинг)

III этап — Разработка индивидуального образовательного маршрута.

IV этап — Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

V этап — Промежуточный мониторинг.

VI этап — Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

VII этап — Итоговый мониторинг.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) должен иметь цель, которая ориентирована на освоение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Необходимо обозначать временные отрезки, на которые составляется индивидуальный маршрут. Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.

Похожая статья: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС

Составляется введение, где объясняется, для чего составляется маршрут, почему данный ребенок нуждается в индивидуальной поддержке, и кто эту поддержку будет осуществлять.

Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания индивидуального образовательного маршрута.

Наряду с диагностикой в процессе реализации маршрута проводится мониторинг в работе с дошкольниками — это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.

Цель педагогического мониторинга — обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно — развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Необходима коррекционная работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками.

По истечению определённого времени необходимо проводить корректировку. Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий, V этап работы по индивидуальному маршруту развития ребенка.

Оценка готовности педагогов к работе с ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и желание ему помочь.

Необходимо получить согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе.

Реализация индивидуального образовательного маршрута может проходить по трем формам: фронтальная работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа.

МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово первый год принял решение самостоятельно составлять индивидуальные образовательные маршруты, таким образом, на начало 2014–2015 учебного года каждый обучающийся имеет свой индивидуальный образовательный маршрут.

В настоящее время находятся на стадии разработки механизмы и технологии работы с индивидуальными маршрутами обучающихся. Сегодня актуализировано решение проблемы организации и построения образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка в условиях ФГОС ДО.

На основании мониторинга, у каждого воспитанника ДОУ можно проследить слабо развитые интегративные качества. По одному критерию будет несколько «отстающих», на основании этого можно составить карту индивидуальных маршрутов воспитанников группы.

Таблица 1

Пример карты мониторинга интегративных качеств

Фамилии, имена воспитанников группы

Критерии мониторинга интегративных качеств воспитанников

Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения.

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений.

Способность к волевому усилию.

Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Самоконтроль.

Подробней на сайте www.moluch.ru

Остановимся подробнее на каждом этапе

1. Этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»

2. Диагностический этап.На данном этапе проводится диагностика совместно с педагогом психологом.

Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения) ».

3. Этап конструирования.

Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутовв процессежизнедеятельностидошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовывается во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра, педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает проектная деятельность, в которой происходит интеграция специалистов и реализуются индивидуальные качества каждого ребенка

5. Этап завершающая диагностика. На этом этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась) . По результатам наблюдения заполняется та же таблица.

Представленный ниже ИО маршрут позволяет нам специалистам выполнять требования Стандарта, а именно реализовывать индивидуальные потребности ребенка для оптимального развития его личностных качеств. Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по нашему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы) ;

- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования) ;

- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка) ;

- диагностический (определение системы диагностического сопровождения) ;

- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) .

  1. Индивидуальный образовательный маршрут при организации индивидуального обучения
  2. Ф. И.ребенка ___________

Материал nsportal.ru

Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие

Несформированность представлений о себе, образе Я.

Воспитатель. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Выставки достижений детей.

Оформление группового уголка «Звезда недели». Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя»

Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; «Если бы я был звездой». Рисование на темы: «Рисуем имя»; «Мой смешной портрет»; «Ладошка достижений»; «Цветок качеств»

Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание) . Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что?

Где?

Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности

Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка) . Психогимнастика. Ролевые игры.

Игры (при отсутствии самокритичности) : «Угадай, что нравится маме (друзьям) » Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею». Психогимнастика. Игры: «Давай поговорим»; «Волшебные очки»; «Путешествие по картине».

Тематическое рисование с учетом трудности ребенка. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний) . Использование междометий с различной интонацией («ай», «ой», «ух») . Интонационное выделение. Игра «Попроси игрушку».

Нарушение нравственных норм и правил поведения.

Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях. Отсутствие внешних норм, ограничений

Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости». Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить».

Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро». Азбука вежливых фраз (составление предложений) . Игры: «Поздоровайся по-разному»; «Поблагодари по-разному»

Коммуникативные:

Трудности во взаимодействии со взрослыми

Неадекватная самооценка

Создание ситуации успеха. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др.) Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций.

Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». С. Черный «Храбрецы».

Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями организационными, перцептивными, оперативными

Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной) . Игры: «Повтори задание»; «Скажи по-другому». Работа с инструментами (символами)

Игры и театрализация сказок (с диалогами) . Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый»; «Угадай, что понравится взрослому». Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку) .

Работа в паре со взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»; «Составь предложение или перевертыши». Включение ребенка в деятельность.

Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации

Беседы на темы: «Мы здороваемся»; «Как обратиться с просьбой»; «Что делать, если ты потерялся?» . Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов (ребенок должен выбрать один) . Игры: «Интервью»;. Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме»; «Позвони в магазин».

Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей.

Трудности во взаимодействии со сверстниками

Неадекватная самооценка

Трудовые поручения в парах (тройках, команде) . Разработка системы поощрений «Самая дружная пара». Ролевые игры. «Комплименты другу». Игры и хороводы с диалогами

Игры на формирование адекватной самооценки: «Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы»;

Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение «Похвали за…». «Нарисуйте в паре с …», «Сложи слово вместе с …» Игры на обогащение словаря

Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками

Недостаточное развитие мыслительных операций

Воспитатель. Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает - не летает»; «Я знаю пять...»; «Хитрые вопросы». Психолог. «Четвертый лишний»; «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот». Игра «Назови сходство и различие двух предметов».

Логопед. «Придумай загадку»; «Закончи предложение». «Расшифруй карту» Примечание. Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин

Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи

Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или педагогом. Логоритмика. Игра «Закончи предложение».

Игра «Скажи по-другому».

Несформированность процессов произвольного внимания

Игры с правилами типа «Да и нет не говори, черное с белым не дари» — для всех, но на разном материале. Игры на внимание (см. раздел «Произвольное внимание») .

Игры: «Дай задание взрослому» (продолжи узор; графический диктант; поиск с ориентированием — найти игрушку) . Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям.

игры на развитие пространственнной ориентации

Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами - мимикой, жестами, интонацией

«Расскажи» стихи руками. Игра «Попугай». Театрализация, этюды.

Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. Игры с зеркалом. Игра «Скажи по-разному».

Игры на интонацию. Игры на выделение одного слова голосом

Неумение находить способы разрешения конфликтов

Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека

Чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением. Обыгрывание проблемных ситуаций.

Игры: «Встань на его место»; «Волшебные очки»; «Ты похож на...»; «Спина к спине». Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, обидно и т. д.)

Упражнение на установление причинноследственных связей — закончить фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что...». Упражнение «Два друга». Примечание.

Оказание помощи героям интриги.

Неадекватная самооценка

Разбор конфликтных ситуаций. Игра «Хорошо-плохо». Обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтов. Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок.

Деятельность хаотична, непродуманная, неконтролируемая

Несформированность умения осознать конкретные познавательные цели

Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино.

Упражнение «Чем похожи и непохожи?» «Пары картинок», «Пары слов» Игровой прием «Вспомни и назови», «Узнай, что мы загадали?».

Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности.

Игра «Из каких мы сказок?», Игра «Времена года», Игры со строительным материалом (по образцу, схеме) . Игровой прием «Поручения».

Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности

Игра «Квартет», Игра «Найди дорожку», «Лото», игра с пальцами. Игра «Собери пирамидку», «Выкладывание узоров из мозаики». Упражнение «найди и обведи», Игра «Укрась салфетку так, как я скажу».

Игра «Как их зовут?», Упражнение «Послушай, ответь и расскажи».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ссылка на источник nsportal.ru

Остановимся подробнее на каждом этапе

1. Этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»

2. Диагностический этап.

На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом

Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения) ».

3. Этап конструирования.

Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

5 этап завершающая диагностика

На этом этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась) . По результатам наблюдения заполняется та же таблица.

С учётом данных этапов мы составили и реализовали индивидуальные образовательные маршруты, с учётом методов педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развития ребёнка и причин, способствующих их возникновению.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ученика: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш. Ю. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский, в настоящее время занимаются В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, Т. Н. Князева, А. П. Тряпицына и др.) .

как структурированную программу действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения (М. И. Башмаков) , как интегрированную модель образовательного пространства, создаваемого в конкретном образовательном учреждении школьными специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения различных детей на протяжении определенного времени (М. Ю. Лукьянова) .

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по нашему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы) ;

- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования) ;

- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка) ;

- диагностический (определение системы диагностического сопровождения) ;

- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) .

Нами было определено ключевое понятие нашей работы– программа индивидуального сопровождения ребёнка. Под программойиндивидуального сопровождениямы понимаеммодель совместной деятельности педагога и ребенка, построенную на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющую последовательность дальнейших действий для развития дошкольника.

Такая программа в полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый человек, в том числе и дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным.

5. Принцип индивидуализации - «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» - предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития дошкольника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы) , а также существующими стандартами содержания образования.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г. А. Бордовский, С. А. Вдовина, Е. А. Климов, B.C. Мерлин, Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская и др.) , обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут) ; деятельностный (специальные педагогические технологии) ; процессуальный (организационный аспект) .

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент) , а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса) .

По теме:

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Индикаторы компетентностного развития дошкольников таблицы

    Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста В книге «Оцен...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Комплексный подход к развитию личности дошкольника

    Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для р...

  • Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по фгос

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Карты индивидуального развития дошкольника по фгос

    Педагогическая диагностика индивидуального развития детей Представляю вашему вниманию методическую разработку на тему «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей». Я использую мето...

  • Цель художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Диагностика социально коммуникативного развития дошкольников

    Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...

  • Методы социально коммуникативного развития дошкольников

    Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...

  • Эссе развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Методы развития волевых действий дошкольника

    Структура волевого действия у дошкольника Волевое действие в своем развитом виде имеет сложную структуру, в которую включают осознанный, мотивированный выбор цели, принятые решения, планирование,...

  • Роль художественного слова в математическом развитии дошкольников

    Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для развития его ума, ф...