Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

«Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями»

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблем.

Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы дошкольного инклюзивного образования

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

• Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

• Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

• Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

• Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

• Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

• Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

• Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Современный этап организации инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:

• Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, готовых прийти в детские сады

• Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.

• Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов) является важным условием при организации работы в группах компенсирующей направленности (в группе «Лучики» предусмотренным штатным расписанием закреплен учитель-дефектолог) .

• Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.

• Возможность повышения квалификации педагогов (все специалисты МБДОУ Црр -детский сад «Сказка» прошли курсы в МРИО.

Условия для коррекционной работы детей имеющих ограниченные возможности здоровья в д/с «Сказка»:

Детский сад оснащен всем необходимым для развития детей, в нем имеется и бассейн, изюминка нашей «Сказки» который нравится всем детям и воспитателям, здесь полы с подогревом, на табло высвечивается температура воды.

ДЕРЕВО ДОБРОТЫ В «Лучиках» появилось «Дерево доброты», на котором вешаются листочки за хорошие поступки. Чем больше листьев, тем красивее дерево.

РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

СЛАЙД ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ Оздоровительные мероприятия и физическая культура занимают одно из ведущих мест в воспитании детей. Спортзал оснащен современными тренажерами, «беговая дорожка», «велотренажер», батуты, гимнастическая стенка, гимнастические маты и многое другое.

СЛАЙД ГРУППОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

Все групповое пространство распределено на зоны, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Всё находится в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Мы старались создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности. Ребята в соответствии со своими интересами и желаниями свободно занимаются в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием.

СЛАЙД МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ

СЛАЙД НАЛИЧИЕ НЕОБХОДИМЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

СЛАЙД Дальнейшая организация инклюзивной практики в ОУ требует решения следующих задач:

• Разработать образовательную программу, учитывающую государственные требования и особенности инклюзивного процесса.

• Создать методическое обеспечение образовательного процесса.

• Повысить профессиональную квалификацию педагогов и специалистов (в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов «Мордовский республиканский институт образования» по дополнительной профессиональной программе «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС в ДО») .

• Создать предметно-развивающую среду

• Выстроить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса.

• Создать сетевое взаимодействие с организациями-партнерами

(взаимодействие с поликлиникой, с благотворительным фондом «Содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе «Клавдия»)

Заключение

Наша группа существует с сентября 2014года. Это уникальная для района группа которую посещают шесть «особенных» малышей в возрасте от трех до восьми лет включая четырех инвалидов. Малыши разделены на две подгруппы:1. Группа младшего дошкольного возраста (3-4 года) ; 2. старшая и подготовительная к школе группа (5-7 лет). Назвать все диагнозы, с которыми дети поступают в эту группу невозможно, но главный из них-это задержка психического развития. Хочу отметить, что родители с желанием включаются в работу, ведь теперь у них есть возможность не только общения с педагогами, но и общения друг с другом, они вышли из узкого семейного круга. Результатом доступной и полезной формы инклюзивного образования в нашей дошкольной организации, можно считать высказывание мамы, воспитанника группы: «Какое это счастье, когда здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных… ». Мы постараемся сделать все необходимое для того, что бы дети с ОВЗ могли расти и развиваться вместе с другими ребятами, получить качественное и доступное образование и смогли реализовать себя в дальнейшем…

Прикреплённые файлы:

sozdanie-uslovii-ovz_0q81t.pptx | 4476,1 Кб | Скачан: 16
www.maam.ru

Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении

В 80-е гг. прошлого века в США вводится новый термин, обозначающий ситуацию активного участия каждого ученика в совместном обучении, inclusion – включение. Благодаря международному законодательству этот термин получил быстрое распространение. В 1994 г. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями вводит в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашает принцип инклюзивного образования [1].

Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания. На сегодняшний день, проблема внедрения инклюзивного образования в учебные заведения России является актуальной для многих российских исследователей. Авторы говорят о том, что инклюзивное образование – процесс развития общего образования, которое подразумевает доступность для всех в плане приспособления системы к различным нуждам детей, в том числе и детей с особыми потребностями [2].

На современном этапе развитию инклюзивного образования присущи проблемы и противоречия. Одной из важнейших проблем является недостаточная профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования и специалистов сопровождения, которые способны реализовать инклюзивный подход. Данная проблема решается с помощью организации специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области специальной и педагогической психологии, коррекционной педагогики, в понимании и правильном использовании подходов к индивидуальному обучению со специальными образовательными потребностями.

Можно выделить следующие принципы, на которых базируется инклюзивное образование.

Принцип индивидуального подхода предполагает подбор таких методов и средств обучения, в которых будут учтены индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка. Индивидуальные программы развития дошкольника разрабатываются на основе диагностики его функционального состояния и предусматривают выработку индивидуальной стратегии развития.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Предоставление условий для самостоятельной активности ребенка является одним из важнейших условий успешности инклюзивного образования. Реализация данного принципа помогает предотвратить появление «выученной беспомощности» – феномена, когда ребенок не прикладывает собственных усилий для улучшения своего состояния, а ожидает внешней инициативы.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Принцип междисциплинарного подхода предполагает применение комплексного подхода к определению и разработке средств и методов обучения и воспитания детей; регулярное проведение диагностических мероприятий каждого ребенка, на основе которых составляется образовательный план работы как с конкретным ребенком, так и с группой в целом.

Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, безбарьерной среды, вариативной методической базы воспитания и обучения и др.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. В рамках данного принципа главной задачей специалиста (педагога) является установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательного отношения к запросам родителей и др.

Проанализировав российскую систему образования, можно выделить следующие формы инклюзивного образования детей дошкольного возраста:

1. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, в которых обучаются дети с определенной формой дизонтогенеза. В данных учреждениях организована специальная предметно-развивающая среда с учетом образовательных потребностей и возможностей определенной категории детей.

2. Дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида, в которых обучаются дети, имеющие различные особые образовательные потребности, наряду с детьми, не имеющими отклонений. В данных образовательных учреждениях также используется специальная предметно-развивающая среда, учитывающая образовательные потребности определенной категории детей.

3. Дошкольные образовательные учреждения, на базе которых функционируют дополнительные службы: службы ранней помощи, лекотека, консультативный пункт.

4. Массовые дошкольные образовательные учреждения с группами кратко-временного пребывания «Особый ребенок» [1].

Система инклюзивного образования в нашей стране находится только на начальных стадиях своего развития и требует разработки не только полноценной нормативной, но и методологической базы.

Список используемой литературы:

1. Тенкачева Т. Р. инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России [Текст] / Т. Р. Тенкачева // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 1. – С. 205-208.

2. Тюкова А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А. Тюкова // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2012. – № 4. – С. 418-424.

www.maam.ru

Профессиональные компетенции педагога в инклюзивном дошкольном учреждении

Профессиональные компетенции педагога в инклюзивном дошкольном учреждении

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка независимо от его особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья – это цели, на достижение которых направлен Государственный стандарт дошкольного образования.

Одним из приоритетных направлений государственной политики России на современном этапе становится инклюзивное образование. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» было введено понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 п. 27).

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию дефицитов в их развитии. Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Этот процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне.

Для того чтобы действительно произошло включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ, необходимо, прежде всего, изменить взгляд педагогов на процесс обучения и воспитания. Чаще всего в педагогической практике мы стараемся нивелировать особенности детей, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности детей-инвалидов нивелировать невозможно, приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить равные права, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Такой подход к процессу обучения и воспитания предполагает не искусственное включение детей с особыми образовательными потребностями в уже сложившуюся систему, а требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Создание инклюзивного образовательного пространства невозможно без творческого вклада всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей, социальных партнёров. В связи со сложностью организации инклюзивного ДОУ актуальным становится вопрос о готовности учреждения, педагогического коллектива, родителей и воспитанников к включению детей с особыми потребностями в единый образовательный процесс.

Готовность учреждения в целом и педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста - условие успешного осуществления инклюзивного образования детей дошкольного возраста, динамическое, интегративное профессионально-личностное образование, характеризующееся наличием установки, предполагающей активную предрасположенность и потребность педагога в осуществлении инклюзивного образования детей дошкольного возраста, проявляющееся в наличии и мобилизации специальных знаний, умений и навыков.

В настоящее время лишь незначительное количество дошкольных учреждений готово к переосмыслению учебных программ детских садов, перепланировке учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей независимо от состояния здоровья. Условия, которые есть на сегодняшний день в детских садах, не достаточны для инклюзии: отсутствие нормативной базы, слабое материально-техническое оснащение, но, самое главное, недостаточно квалифицированные кадры, отсутствие специалистов, умеющих оказать помощь детям с разными потребностями.

На сегодняшний день ресурсом для становления инклюзивного образования могут быть специализированные детские сады или детские сады комбинированного вида, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

В таких детских учреждениях есть специальные педагоги, созданы условия и опробованы методики, учитывающие индивидуальные особенности детей.

Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования можно определить через 2 основных показателя: профессиональную готовность и психологическую готовность.

Профессиональная готовность включает в себя:

• информационную готовность;

• владение педагогическими технологиями;

• знание основ психологии и коррекционной педагоги

• готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы;

• знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями развития;

• готовность к повышению профессиональных знаний и умений.

Психологическая готовность – это, прежде всего:

• эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии

• готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность и взаимодействие

• удовлетворенность собственной педагогической деятельностью;

Одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития детей, обладающая способностью совместно решать проблемы и задачи успешного образования детей с разными потребностями.

Помимо обладания большим количеством научных знаний и практических умений, педагог должен быть эмоционально устойчивым и крепким человеком.

Проанализировав специальную литературу, наблюдая за педагогами нашего детского сада, были выделены следующие профессиональные компетенции работников инклюзивных детских учреждений.

Гностическая компетенция предполагает, что воспитатель знает нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивную практику, психологические теории развития детей, в том числе и детей с ОВЗ, основы специальной педагогики и психологии, основы общей педагогики, основы возрастной и педагогической психологии, методики и технологии обучения и воспитания детей, в том числе и детей с ОВЗ.

Деятельностная компетенция предполагает, что воспитатель определяет особенности детей с ОВЗ и разрабатывает в составе психолого-медико-педагогического консилиума адаптированную образовательную программу; определяет педагогические средства достижения образовательных целей и задач (методы, приемы, технологии) в соответствии со спецификой развития детей; определяет предметно-развивающую среду, на базе которой будет происходить решение образовательных задач в соответствии со спецификой развития детей; организует образовательную деятельность в соответствии со спецификой развития детей; осуществляет анализ организованной им образовательной деятельности.

Способность работать в междисциплинарной команде специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности; умение организовывать межличностные контакты, общение и совместную деятельность детей и взрослых; способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности предполагает коммуникативная компетенция.

В рамках коммуникативной компетенции находятся и умение помочь детям в новой ситуации (эмоциональной, поведенческой, когнитивной) в разрешении конфликтов, и способность организовать конструктивное взаимодействие с родителями, выстраивание партнерских отношений с родителями, чтобы обеспечить оптимальную поддержку для удовлетворения потребностей, возникающих у детей в процессе обучения и развития.

Профессиональное развитие предполагает, что воспитатель повышает уровень педагогических знаний, осуществляет демонстрацию своих занятий и их критическое обсуждение;

- способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения;

Для того чтобы наиболее эффективно использовать педагогические ресурсы при работе в инклюзивных группах в детских садах должен проводится тщательный отбор кадров. По результатам анкетирования педагогов МБДОУ №33, мы пришли к выводу, что воспитатели групп компенсирующей и комбинированной направленности лучше знакомы с основами коррекционной педагогики и специальной психологии, знают специфику работы с детьми с ОВЗ разных категорий, принимают детей с ОВЗ, демонстрируют большую готовность к работе в инклюзивной практике, имеют опыт работы в составе психолого-медико-педагогического консилиума, знают, какими способами организовать образовательную деятельность детей с ОВЗ, а воспитатели групп общеразвивающей направленности имеют ограниченный объём знаний о детях с особыми образовательными потребностями. В связи с этим большая работа ведётся для расширения знаний о детях с ограниченными возможностями здоровья именно среди этой категории воспитателей. Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов происходит непрерывно. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности направлено на повышение профессиональной компетентности работников и профилактику синдрома эмоционального выгорания. В детском саду проходят тренинги и консультации для педагогов, организуется работа методических мастерских, в которых в живом общении мы можем поговорить, поделиться опытом и трудностями.

Можно выделить три направления результативности работы в инклюзивном пространстве ДОУ: результаты социального характера, психологического характера и результаты педагогического характера. Все эти результаты: и обогащение коммуникативного и нравственного опыта, и исключение формирования чувства превосходства или неполноценности, и активизация когнитивного и личностного развития являются важными для педагогов инклюзивного ДОУ.

Таким образом, наличие в группах массового дошкольного учреждения ребенка с нарушенным слухом или другими особенностями развития требует особого внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение. Не каждый педагог, воспитатель, просто человек готов к работе с инвалидами. Но, не смотря на все условия и трудности, самое главное — заинтересованность воспитателя группы в работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание особенного ребёнка в дошкольном учреждении интересным и полезным для него.

www.maam.ru

55 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместного образования и воспитания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и значимой проблемой

на современном этапе развития системы образования.

Для улучшения качества обслуживания детей с ОВЗ и реализации одного из стратегических направлений развития системы образования (инклюзивного образования)

необходима разработка рекомендаций по организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности образовательных учреждений , реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В связи с этим в на базе МБДОУ детский сад «Теремок» комбинированного вида Постановлением Главы Ардатовского муниципального района от 11.11.2013годо создана муниципальная экспериментальная площадка по теме: «Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речи) в группе комбинированной направленности».

Учитывая мировой опыт в области инклюзивного образования, в качестве предмета опытно-экспериментальной работы мы определили три основных аспекта:

- инклюзивная культура участников образовательного процесса,

- нормативно-правовая база организации совместного обучения и

воспитания,

- процесс обучения и воспитания в группах совместного образования.

Целью экспериментальной работы является разработка рекомендаций по организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (с нарушениями речи) в группе комбинированной направленности.

Готовых рецептов не было (опыта инклюзивного образования в России очень мало, только сейчас появилось это определение в Законе Об образовании и ФГОС дошкольного образования) и находить их нужно было, только учитывая специфику своего учреждения, т.е. кадровый потенциал, материально – техническую базу, программно-методическое обеспечение.

Эксперимент проводился в подготовительной группе. Количество детей-24, из них 14 детей с нарушениями речи.

В 2013-2014 учебном году реализовался 1 этап эксперимента:

подготовительно – информационный:

- Изучили педагогическую литературу и документы по эксперименту;

- Создали предметно-развивающую среду;

- Составили программу эксперимента.

Программа разработана творческой группой, куда вошли старший воспитатель, логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, воспитатели.

Программа была разработана на основе исходной оценки всей системы воспитательно-образовательной работы в данной группе.

На первом этапе экспериментальной работы проведена психологическая диагностика педагогом -психологом, целью которой было выявление особенностей социально-

психологической адаптации детей с нарушениями речи в группах комбинированной направленности. Проводилась сравнительная диагностика в октябре и феврале.

Мониторинг по этому показателю выявил, что в начале учебного года показатели социального взаимодействия нормально развивающихся детей выше, чем у детей с нарушениями речи.

В соответствии с этими данными мониторинга был откорректирован план работы на текущий год, где основной задачей поставили:

-создание предметно-развивающей среды в данной группе; логопедический кабинет с зоной коррекции звукопроизношения, зоной развития мелкой моторики, зоной развития лексико-грамматической стороны речи, зона ТСО, зоной развития речевого дыхания, зоной развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, информационной зоной.

-обеспечение психологической комфортности пребывания каждого ребенка в группе, в том числе и детей с нарушением речи.

Одной из методов обеспечения психологической комфортности является создание системы праздников.

Они позволяют реализовать сразу несколько задач:

-восстановление ресурсов;

-отвлечение коллектива, воспитанников, родителей от стрессовых ситуаций, ежедневной рутины;

-создание радостной цветовой среды, положительно влияющей на самочувствие участников образовательного процесса.

Отдельный большой и важный вопрос-взаимодействие с родителями. Детский сад становится становится социальным центром помощи семье в воспитании ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ.

Родители детей:

• понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;

• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;

• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в ДОУ;

• занимают активную позицию сотрудничества по отношению к семье «особого ребенка», воспитателям, специалистам психолого-педагогического сопровождения.

В 2014-2015 учебном году будет реализоваться следующий этап эксперимента:функциональный.(реализация плана)

Вывод: Социальная адаптация детей с нарушениями речи протекает более напряженно по сравнению со здоровыми детьми, хотя и приводит к хорошим результатам, что по всей вероятности связано с большими усилиями со стороны педагогического состава.

Наши воспитанники полностью соответствуют целевым ориентирам, которые прописаны ФГОС:

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда;

Ребёнок обладает развитым воображением;

Ребёнок достаточно хорошо овладевает устной речью;

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

Ребёнок способен к волевым усилиям;

Ребёнок проявляет любознательность.

Материал с сайта nsportal.ru

Инклюзивное образование

Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, принятой Правительством РФ в 2011 год.

Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры детских садов.

Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования.

В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы.

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно0образовательный процесс.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение.

Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Однако инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд недостатков. Можно отметить отсутствие специальной подготовки педагогических работников ДОУ, незнание основ коррекционной педагогики специальной психологии, недостаточное материально-техническое оснащение учреждений.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Нормативные документы по инклюзивному образованию:

Подробней на сайте flower-2014.edusite.ru

Ранняя социализация детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях инклюзивного образования

Электронный журнал Экстернат. РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Ранняя социализация детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях инклюзивного образования

Ранняя социализация детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях инклюзивного образования

Мантур Марина Валерьевна

Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья определяется Законом "Об образовании в Российской Федерации", где гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья.

По данным Министерства здравоохранения за 2012 год более 2-х миллионов детей имеют ограниченные возможности здоровья. Около 10% из них с нарушением интеллекта. Воспитание и обучение детей данной категории в основном осуществляется в условиях специальных коррекционных учреждений.

Социальные контакты детей ограничены пространством коррекционных групп и затрудняют возможность своевременного развития коммуникативных навыков, а закрытость семьи, которая не посещает с ребенком общественные места, усложняет процесс его социализации. Вовремя начатая работа по расширению повседневного жизненного опыта позволит ребенку с нарушением интеллекта успешнее адаптироваться в обществе.

Передо мной, как учителем-дефектологом встал вопрос о преодолении ограничений в социальном общении детей, поиске вариантов их обучения и воспитания.

На наш взгляд, именно инклюзивное образование обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка, формирует его жизненные компетенции, стирает границы между общим и специальным образованием.

Поэтому, целью работы стала организация инклюзивного образования для обеспечения ранней социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основанием для организации инклюзивного образования являются следующие приоритеты нормативно-правового характера.

Нам близки позиции таких авторов, как Н. Н. Малафеев, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, Л. И. Загляда, которые считают, что умственно отсталых дошкольников нельзя лишать специально созданных условий воспитания и обучения, но при этом необходимо максимально расширять их социальный опыт.

Особенностью инклюзивного образования в нашем ДОУ является то, что за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, мы сохраняем специализированную психолого-педагогическую помощь, а взаимодействие с другими детьми организуем в процессе тех мероприятий, которые им доступны.

Инклюзивное образование в нашем детском саду строится с учетом принципов добровольности, индивидуального подхода, социального и партнерского взаимодействия с семьей.

Мы считаем, что реализация инклюзивного образования будет успешна в том случае, если в ДОУ созданы и соблюдены условия наличие нормативно-правовой базы, доступной развивающей среды и готовность участников образовательного процесса.

Так, начиная с 2011 г. нами проведена большая подготовительная работа по плану реализации инклюзивного образования.

На первом этапе мы провели анализ готовности ДОУ к внедрению инклюзивного образования. Анализ изучения мнения педагогов и родителей о возможностях организации совместного воспитания детей разных категорий показал, 48 % педагогов не владеют методами и приемами работы с детьми с нарушением интеллекта , 28 % родителей отрицательно относятся к идее совместного обучения, 63% педагогов и родителей не имеют представление об инклюзивном образовании.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики были разработаны и реализованы программы: спецкурсов, тренингов, обучающих семинаров, мастер-классов.

Реализация программ способствовала овладению педагогами навыками работы с детьми разных категорий.

Для формирования позитивно настроенного мнения родителей на совместное обучение детей , были проведены консультации, на сайте дошкольного учреждения создан раздел «Равные среди равных», работает родительский клуб «Мы вместе» В результате проведенной работы 93 % родителей увидели преимущества инклюзивного образования, выступили сторонниками его развития в детском саду.

Велась предварительная работа и с детьми общеразвивающих групп. Реализован комплекс занятий «Уроки доброты», направленный на осознание себя и принятие других, организованы гостевые визиты в специализированную группу, что способствовало формированию доброжелательного отношения к детям с нарушением интеллекта.

Кроме этого нами были внесены дополнения в основную общеобразовательную программу ДОУ, разработаны локальные акты по инклюзивному образованию, пополнена предметно-развивающая среда общеобразовательных групп.

Таким образом, к 2013году мы создали необходимые условия для включения детей с ОВЗ в среду типично развивающихся сверстников, которое проводим по следующему алгоритму:

В состав каждой общеобразовательной группы во вторую половину дня вводятся 2-3 ребенка с нарушением интеллекта, близких по уровню развития.

Совместная деятельность детей разных категорий организуется через разные формы, использование которых помогает обогатить социальный опыт детей, сформировать навыки правильного поведения в общественных местах, овладеть разными способами общения.

По итогам каждого дня педагоги обсуждают эффективность проведенных мероприятий и вносят необходимые коррективы.

Для изучения результатов работы по социальному развитию детей с нарушением интеллекта нами был разработан мониторинг сформированности жизненных компетенций.

Промежуточные результаты мониторинга показали, что увеличилось количество воспитанников:

  • вступающих в контакт со взрослыми и сверстниками на 16%;
  • соблюдающих правила поведения в общественных местах на 21%;
  • овладевших культурно-гигиеническими навыками на 19%.

Совместное обучение детей разных категорий положительно повлияло не только на детей с ограниченными возможностями здоровья, но и помогло в нравственном воспитании других дошкольников, развивая в них такие важные качества, как отзывчивость, доброта, чувство сострадания, что является важнейшим итогом проведенной работы.

Перспектива дальнейшей работы видится нам в привлечении социальных партнеров - учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, благотворительных организаций.

Таким образом, мы считаем внедрение инклюзивной практики приоритетным направлением развития системы специального образования.

Добавить комментарий

Ссылка на источник ext.spb.ru

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении

1. Понятие «инклюзии» в образовании

К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в развитии образования детей с пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями,

понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент дляих ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

3. Структурные подразделения инклюзивного ДОУ

Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении вариативных форм обучения и воспитания для детей с разными стартовыми возможностями. Для детей, которые по каким-либопричинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полногодня, может быть создана система структурных подразделений, таких, как Центр игровой поддержки развития, Консультативный пункт, Служба ранней помощи.

Их деятельность направлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям детей от 0 до 7 лет. В зависимости от условий детский сад выбирает структурные подразделения, которые будут им соответствовать.

В каждом из структурных подразделений прием ребенка происходит после первичной консультации. В ходе консультации специалистами службы (психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом и др.) проводится диагностика, составляются первичныерекомендации по разработке индивидуального образовательного плана, определяются направления развития, частные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы.

С каждым из детей в соответствии с индивидуальным образовательным планом специалисты проводят индивидуальные и групповые занятия. Каждая из служб ставит целью привлечение семьи в образовательное пространство.

Способами включения родителей могутбыть индивидуальные консультации (по запросу взрослого) , мастер-классы или семинары. Родители посещают вместе с детьми групповые занятия, расширяя запас педагогических компетенций, отмечаядинамику в развитии ребенка.

Структурные подразделения создаются и как самостоятельные образовательные единицы и формы для первичной подготовки детей с ОВЗ к посещению возрастных групп, воспитания и обучения детей еще не готовых к переходу в инклюзивную группу.

В 2010 году в Москве принят Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Деятельность групп осуществляется в соответствии с утвержденными нормативными документами: положениями о группах со сложной структурой дефекта, группах детей с ОНР, массовых дошкольныхгруппах. Открытие групп для детей с ОВЗ происходит по результатамаккредитации в категории образовательного учреждения комбинированного вида.

Открытие в детском саду новых форм дошкольного образованияпроизводится в соответствии с Положениями об организации деятельности Службы ранней помощи, Консультативного пункта,а также рекомендательных писем, сборников методических рекомендаций.

Количество ставок специалистов и их функционал определяетсяв соответствии с нормативными документами на каждую из созданных групп.

Нормативы рабочего времени, должностные обязанности, количество

проводимых специалистами индивидуальных и фронтальных занятий

регламентируется документами о рабочем времени учителя-логопеда,

учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя, воспитателя

спец. группы и др., локальными актами образовательного учреждения.

Структурные подразделения инклюзивного ДОУ:

– Консультативный пункт

– Служба ранней помощи

–Структурные подразделения позволяют саду варьировать образовательные формы, предоставляя родителям с детьми выбор, соответствующих запросам и показаниям образовательных услуг. Составструктурных подразделений в ДОУ может быть разным.

Сад можетвыбрать те формы, которые для него больше подходят. Сад может открыть только инклюзивную группу. Может быть создан Консультативный пункт и инклюзивная и группы общеобразовательного типа.

Служба ранней помощи, инклюзивные и группы общеобразовательного типа.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ

Консультативный пункт организуется в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.

Консультативный пункт создается для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения.

Цели создания Консультативного пункта – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания,оказание психолого-педагогической помощи родителям (законнымпредставителям) ,поддержка всестороннего развития личности детей,не посещающих образовательные учреждения.

Содержание работы Консультативного пункта:

– оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям 5–6 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

– оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

– оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

– проведение комплексной профилактики различных отклоненийв физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

– обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательнуюпрограмму дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных

представителей) .

СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ

Служба ранней помощи – является структурным подразделениемгосударственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,детского сада компенсирующего (комбинированного) вида, начальной школы-детского сада компенсирующего вида, специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада или иного образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия дляее деятельности.

Служба ранней помощи реализует программу обучения и воспитания детей от 2 месяцев до 4 лет, составленную на основе рекомендаций по обучению ребенка раннего возраста. В условиях специально организованной развивающей среды специалистами (дефектолог,

педагог-психолог, логопед) проводятся индивидуальные и групповыезанятия при участии родителей, консультации с родителями о направлениях работы, новых достижениях ребенка, играх и упражнениях длязанятий дома. Целью деятельности Службы является организованнаяпсихолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей

ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) ,не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватныхспособов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения,коррекция отклонений в развитии.

Содержание работы Службы ранней помощи:

– проведение психолого-педагогического обследования детей снарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

– оказание комплексной коррекционно-развивающей помощидетям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

– осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции

детей с нарушениями развития (риском нарушения) ;

– включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

– определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

2.2. Участники образовательного процесса

Организация инклюзивной практики требует от ее участников новых профессиональных компетенций, пересмотра функциональныхобязанностей, введение новых специалистов. Примерный штат дошкольного учреждения реализующего инклюзивную практику представлен следующим образом (состав может быть иным в зависимостиот условий сада) .

К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, заместитель заведующего.

Заведующий детским садом. Заведующая осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности она опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения и на другие законодательные акты.

Она занимается комплектованием группдетьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбираеткадры, руководит педагогами и обслуживающим персоналом. Крометого, заведующая отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.

Для организации инклюзивной практики требуются командныеформы работы, демократическое управление. Поэтому заведующаяинициирует организацию демократических форм управления: Координационного совета, проектных групп и др., с помощью которыхрассматриваются и принимаются конкретные решения.

Заместитель заведующего руководит работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Следит за состоянием помещений, занимается закупками мебели, посуды, оборудования и игрушек. Руководит работами поблагоустройству и озеленению территории, следит за выполнением противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей и взрослых.

Руководители структурных подразделений Службы ранней помощи, Консультативного пункта руководят структурными подразделениями, являются членами Координационного и Научно-методического совета сада. В тесном сотрудничестве обсуждают образовательную программу, программу развития, участвуют воперативном планировании сада.

ОСНОВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ

Воспитатель (воспитательница) -педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует ипроводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей.

Создает условия в группе для успешной реализации Образовательной программы. Совместно с музыкальным руководителеми воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Проводит планирование (совместнос другими специалистами) и организацию совместной деятельностивсех воспитанников группы; обеспечивает индивидуальный подход к

каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов.

Руководит работой помощника воспитателя.

Работая в междисциплинарной команде, воспитатель собирает диагностические сведения, знает индивидуальные особенности детей, участвует в составлении и реализации индивидуальной программы развития детей и программы работыв группе.

Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничествус детским садом.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание.

Организует и проводит музыкальные занятия, праздники. Участвуетв работе междисциплинарных команд, знакомится с особенностямидетей, разрабатывает под особые образовательные потребности детей специальные приемы и методы, применяет уже известные, с помощью музыкальных средств работает над задачей взаимодействия

детей. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурныхзанятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Воспитатель по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня.

Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условиядля проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания.

Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре является членом междисциплинарных команд, руководствуется утвержденнымипрограммами, учитывающими возрастные особенности детей, и вовремя занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

Педагог-психолог – его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача – помощь детям, родителям и педагогическом коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет особенности (умственные, физические, эмоциональные) в развитии воспитанников,выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Формирует психологическую культуру

педагогических работников, а также детей и их родителей. Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ. Участвует в диагностике, планировании, разработке и реализации программ, направленных на работус группой.

Использует в своей работе методы арттерапии, игровой терапии и др.

Логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Провод

Ремонт ноутбука своими руками. Быстрый и гарантийный ремонт ноутбуков. Срочный ремонт ноутбуков. Ремонт компьютеров на дому. Быстрый ремонт компьютеров своими руками.

Настройка и ремонт компьютеров. Java уроки для начинающих. Лучшие java уроки. Учим язык Java с нуля.

Обзор смартфонов samsung. Качественный обзор смартфонов samsung galaxy. Обзор смартфона samsung galaxy s4. Фото картинки приколы.

Самые новые картинки приколы. Лучшие приколы картинки. Скачать аддоны для wow.

Самые новые аддоны для wow скачать. Скачать аддоны для wow быстро и без реги. Видео уроки python. Лучшие python уроки.

Учим язык python с нуля. Скачать шаблоны для Joomla. Самые новые joomla шаблоны. Бесплатные шаблоны для Joomla. Деятельность

Ссылка на источник sortym-snezhinka.ru

Другие статьи по теме:

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Интерактивная доска для детей дошкольного возраста

    Занятие педагога-психолога «Лев — царь зверей» для детей младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Представленный конспект является составной частью авторской развивающей...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Динамика развития детей дошкольного возраста

    Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Проблема коммуникативных качеств дошкольников традиционно находится в цен...

  • Методы воспитания детей дошкольного возраста

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Социально личностное развитие детей дошкольного возраста

    Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕ...

  • Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста

    Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, прот...

  • Условия умственного развития детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Трудовая деятельность детей дошкольного возраста

    Компоненты трудовой деятельности Трудовая деятельность — это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов. О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судит...

  • Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

    Познавательно-творческий проект на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Введение___3 1. Нрав...

  • Психолого педагогическая поддержка детей дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая поддержка семьи как условие развития детей дошкольного возраста В современном российском обществе все больше внимания уделяется семье. Изменились приоритеты. Отныне призн...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...