История дошкольной педагогики

4. История развития дошкольной педагогики как науки за рубежом (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори) » Шпоры для студентов

Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г. г.) создал первую систему дошкольного воспитания. В своих трудах Я. А. Коменский изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка:

-указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школе.

Для детей от рождения до б лет предназначается "материнская школа"

-выдвинул идею природособразности воспитания;

-созданное им пособие "Видимый мир в картинках" положило начало наглядному ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни; ,

-обосновал необходимость широкого использования наглядных методов в воспитательно-образовательной работе с детьми;

-важной задачей воспитания детей до б лет считал развитие органов чувств, речи и представлений об окружающем;

-предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук. Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода от простого к сложному, от легкого к трудному;

Швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г. г.) придавал важное значение дошкольному воспитанию,

-основной задачей воспитания считал формирование нравственного облика ребенка, отвергая нравоучения как средство нравственного воспитания, стремился развить у детей любовь прежде всего к матери, затем к сверстникам и взрослым, воспитать чувство долга, справедливости путем упражнения и нравственных поступков;

-выдвинул идею соединения производительного труда с обучением;

-разработал идею элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет. Первоначальное обучение должно основываться на этих элементах;

-уделял большое внимание разработке задач, содержания и методов дошкольного воспитания ребенка в семье;

-в умственном воспитании на первое место выдвигал развитие мышления, умственных способностей, упорядочивание представлений;

-создал "Книгу матерей", где он писал о том, что мать, как основная воспитательница, должна развивать физические силы ребенка с раннего возраста, прививать ему трудовые навыки, вести его к познанию окружающего мира, воспитывать любовь к людям.

Во второй половине XIX века немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ (1782-1852 г. г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек - маленькое существо, носящее в себе частицу божества.

Назначение человека - выявить заложенное в нем божественное начало. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их.

Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения. Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть"даров". Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость,

Абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т. д.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952 г. г.) - итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания.

Ее прогрессивные идеи:

-впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;

-для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;

-определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид. материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей;

-наряду с основной формой воспитания и обучения детей - самостоятельными занятиями- предлагала применять разработанную форму - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность

-создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.

Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори:

-строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения;

-детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей;

-исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям;

-считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой.

Роберт Оуэн организовал первые дошкольные учреждения для детей рабочих, где воспитывал их в духе коллективизма, прививал им трудовые навыки, учитывая их интересы и используя в работе с ними игры и развлечения как важнейший воспитательный фактор.

Мы рассмотрели наиболее прогрессивные и известные во всем мире педагогические теории, которые составляют основу дошкольной педагогики

Шпаргалки

Материал с сайта shporiforall.ru

Шпаргалки по дошкольной педагогике - 4. История развития дошкольной педагогики как науки за рубежом (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори) . - Литература для студента.

Шпаргалки по дошкольной педагогике - 4. История развития дошкольной педагогики как науки за рубежом (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори) .

Страница 4 из 634. История развития дошкольной педагогики как науки за рубежом (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори) .

Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г.г.) создал первую систему дошкольного воспитания. В своих трудах Я. А. Коменский изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка:

-указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школе.

Для детей от рождения до б лет предназначается "материнская школа"

-выдвинул идею природособразности воспитания;

-созданное им пособие "Видимый мир в картинках" положило начало наглядному ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни; ,

-обосновал необходимость широкого использования наглядных методов в воспитательно-образовательной работе с детьми;

-важной задачей воспитания детей до б лет считал развитие органов чувств, речи и представлений об окружающем;

-предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук. Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода от простого к сложному, от легкого к трудному;

швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г.г.) придавал важное значение дошкольному воспитанию,

-основной задачей воспитания считал формирование нравственного облика ребенка, отвергая нравоучения как средство нравственного воспитания, стремился развить у детей любовь прежде всего к матери, затем к сверстникам и взрослым, воспитать чувство долга, справедливости путем упражнения и нравственных поступков;

-выдвинул идею соединения производительного труда с обучением;

-разработал идею элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет. Первоначальное обучение должно основываться на этих элементах;

-уделял большое внимание разработке задач, содержания и методов дошкольного воспитания ребенка в семье;

-в умственном воспитании на первое место выдвигал развитие мышления, умственных способностей, упорядочивание представлений;

-создал "Книгу матерей", где он писал о том, что мать, как основная воспитательница, должна развивать физические силы ребенка с раннего возраста, прививать ему трудовые навыки, вести его к познанию окружающего мира, воспитывать любовь к людям.

Во второй половине XIX века немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ (1782-1852 г.г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек - маленькое существо, носящее в себе частицу божества.

Назначение человека - выявить заложенное в нем божественное начало. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их.

Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения. Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть"даров". Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость,

абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами- строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т.д.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952 г.г.) - итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания.

Ее прогрессивные идеи:

-впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;

-для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;

-определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид.материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей;

-наряду с основной формой воспитания и обучения детей- самостоятельными занятиями- предлагала применять разработанную форму - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность

-создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.

Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори:

-строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения;

-детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей;

-исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям;

-считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой.

Роберт Оуэн организовал первые дошкольные учреждения для детей рабочих, где воспитывал их в духе коллективизма, прививал им трудовые навыки, учитывая их интересы и используя в работе с ними игры и развлечения как важнейший воспитательный фактор.

Мы рассмотрели наиболее прогрессивные и известные во всем мире педагогические теории, которые составляют основу дошкольной педагогики

Материал с сайта geum.ru

Дошкольное образование в России — Википедия

История дошкольного образования в России до 1917 года

В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный, «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в г. Санкт-Петербурге. В том же году А. С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции.

К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.

В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста стал «Детский сад» под редакцией А. Симонович. авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К. Д. Ушинского.

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию.

К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913 — 1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917 года она руководила до 1928 года.

Советская система дошкольного образования

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 декабря1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников

После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет.

Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны.

Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду.

В связи с реформированием системы образования на пороге 80-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания» , . В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

Дошкольное образование в России в XXI веке

Этот раздел статьи ещё не написан.Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Источник ru.wikipedia.org

Развитие. Образование. Свобода. Талант. » К истории дошкольной педагогики в России

By Марчел Паскаль | Published 17.11.2010

Г-жа Герке была несносна. Некоторое время назад она открыла в Петербурге заведение под названием «детский сад». В «детский сад» принимали не только малолетних детей, как следовало бы ожидать, но и десятилетних, и одиннадцатилетних «отроков и отроковиц». «Недостает лишь взрослых мужей и жен с их грудными детьми, чтобы детский сад г-жи Герке был вполне детским!» - с возмущением писал в 1868 году «Петербургский листок». - «Это не детские сады, а детские балы, на которых трех-четырехлетних детей учат делать книксен и тому подобную паркетную премудрость!» И, несмотря на это (или благодаря этому) , дело г-жи Герке преуспевает.

Судя по всему, г-жа Герке не отличалась особым стремлением к педагогическим поискам и приверженностью каким бы то ни было теориям. Ее прельстило само название - «детский сад». Сегодня привычное и обыденное, в те годы оно поражало новизной и поэтичностью.

Впервые оно прозвучало в 1840 году, на немецком языке. «Kindergarten» - так назвал свое заведение для детей дошкольного возраста Фридрих Фребель, ученик знаменитого швейцарского педагога Песталоцци. Не «приют», не «школа для маленьких», не «воспитательное учреждение», а нечто совсем неожиданное, романтическое - «сад детей», или «детский сад», как стали называть подобные заведения в России.

Сын сельского пастора, Фребель понимал назначение детского сада почти буквально: здесь должны взращивать детей, заботясь о «первых всходах их мысли и первых зародышах чувства». А поскольку последние нежны и непрочны, объясняла публике одна из газет того времени, требуется «содержать под ними почву в порядке и открыть к ним доступ чистого воздуха». С помощью специальной дошкольной педагогики, с помощью устройства детских садов.

К 1868 году, когда «Петербургский листок», не стесняясь в выражениях, ругал предприятие г-жи Герке, в столице уже существовало два известных частных детских сада, признанных в обществе «настоящими»: детский сад г-на и г-жи Люгебиль и детский сад г-жи Симонович. А история российских детских садов насчитывала уже пять лет.

Г-н Люгебиль, числившийся официальным владельцем детского сада, был известным профессором петербургского университета, а его жена - «садовницей». (Так называли воспитательниц фребелевских детских садов.) Оба в силу происхождения и уровня культуры прекрасно читали по-немецки и были хорошо знакомы с системой Фребеля. Г-жа Люгебиль была последовательной фребеличкой и твердо придерживалась немецкой системы воспитания. Это позволяло критикам упрекнуть ее в излишнем педантизме.

Но именно г-же Люгебиль принадлежит пальма первенства в деле открытия детских садов в России. Согласно некоторым историческим предположениям, первый детский сад открылся 27 сентября 1863 года.

Детский сад г-жи Люгебиль стал известен в обществе только через год после своего появления. В 1864 году некрасовский «Современник» с удивлением сообщал своим читателям: «Мы открыли в Петербурге детский сад, устроенный по системе Фребеля.

Сад этот существует уже больше года - и, однако ж, доселе о нем не было ни слуху, ни духу. Мы услыхали о существовании его совершенно случайно - и, признаемся, с большим недоверием о пользе подобного дела у нас.

Детские сады - это выдумка немецкая… Но при первом же посещении сада мы разубедились в наших сомнениях…». Далее рассказывалось о пользе детских садов для российского общества.

Однако идея подобных заведений долгое время считается в России чуждой, не способной прижиться на «русской почве», да к тому же сомнительной с точки зрения своей направленности. Оправдывая опасения русских консерваторов, власти Германии в 1851 году приказывают закрыть все детские сады как рассадники «социалистических идей»: к несчастью для своего начинания, Фребель считал посильный домашний труд полезным для воспитания малышей и рекомендовал огородные работы всем детям без учета сословий.

Тем не менее в 1866 году в Петербурге открывается еще один детский сад - по оценкам тогдашней прессы, «лучший и разумнейший» - детский сад Аделаиды Симонович (урожденной Бергман) .

Идею устройства детского сада Симонович позаимствовала не у господ Люгебиль и не в российском городе Петербурге. Она узнала о детских садах самостоятельно, во время жизни за границей.

До конца семидесятых годов XIX века российские университеты были наглухо закрыты для женщин. Не помогали ни ходатайства, ни способности, ни даже деньги. Звание домашней учительницы - вот вершина женской карьеры в те времена.

Это звание Симонович получила, выдержав экзамен после некоторого времени самостоятельных занятий. Но Аделаида мечтала о высшем образовании. На свое прошение, поданное в московский университет, она получила грубый отказ.

Ей было запрещено не только учиться с последующим получением диплома, но даже посещать лекции.

К этому времени Аделаида выходит замуж за молодого врача Якова Симоновича. И молодожены, «тяготясь русской действительностью», уезжают в Швейцарию. Швейцария в то время была единственной страной, где женщины уже допускались в университеты.

К тому же там Симоновичи надеялись встретиться с А. Герценом, которому, по воспоминаниям их дочери, «поклонялись». В Швейцарии Аделаида слушает лекции племянницы Фребеля и знакомится с идеями устройства детских садов.

Поначалу Симоновичи предполагали остаться жить в Швейцарии. Но Герцен, познакомившись с супругами, посоветовал им вернуться на родину. Он полагал, что в России они смогут принести гораздо более значительную пользу обществу, чем за границей.

Аделаида и сама уже стремилась в Петербург. Теперь она знала, чем будет заниматься.

В 1866 году Симонович при поддержке своего мужа открывает в Петербурге детский сад и начинает выпускать первый журнал по дошкольной педагогике, который называется точно так же - «Детский сад».

С помощью журнала Симонович создает публицистическое пространство для укоренения и развития идеи детского сада в России. Она рассказывает своим читателям о Фребеле, об устройстве детских садов в разных странах Европы, о характерах маленьких детей, о принципах и методах воспитания и о том, как совместить немецкую идею с русскими традициями и представлениями.

Издание журнала требовало огромных усилий. У врача и садовницы не было средств, чтобы нанять помощников. Симоновичи приносили тираж из типографии домой, сами паковали бандероли для подписчиков, сами надписывали адреса и относили посылки на почту.

Через тридцать лет своей педагогической и публицистической деятельности Аделаида Семеновна вынуждена была признать:

«У нас, в России, детские сады не привились. В то время как столицы Западной Европы считают тысячами детей, посещающих детские сады, и маленькие города изобилуют подобными учреждениями, у нас в столицах едва две-три сотни детей посещают детские сады, а в провинции они почти совсем отсутствуют. (...) Пока интеллигентная часть общества не интересуется детскими садами, не могут они возникнуть для народа, потому что нет семинарий, нет воспитательниц, нет складов с дешевыми материалами».

Интеллигентная часть дореволюционного общества так и не проявила должного внимания к устройству детских садов, хотя в 70-х годах XIX века в разных городах России стали появляться фребелевские общества. Общества учреждали курсы подготовки садовниц, устраивали детские праздники, выпускали детские книги, организовывали летние площадки и экскурсии на природу для детей из бедных слоев населения.

Детские сады развивались вместе с экономикой, благотворительностью и образованием для женщин. Революция изменила возможный ход событий.

Идея детского сада - одна из немногих идей «старой жизни», которая пришлась по вкусу устроителям нового советского государства. Но, подобно г-же Герке, они реализовали ее в силу собственного понимания дел, только в других масштабах.

К началу 20-х годов от фребелевских детских садов осталось одно название и доведенные до абсурда принципы коллективного и трудового воспитания. На смену садовницам «из интеллигентных слоев общества» пришли новые воспитательницы, главными достоинствами которых была идеологическая подкованность и пролетарское происхождение.

Аделаида Симонович пережила многих своих соратников по дошкольной педагогике и умерла в 1933 году, в возрасте девяноста лет. Биографы опускают подробности ее послереволюционной жизни. Так и неизвестно, считала ли она свою мечту осуществившейся.

В напоминание о канувших в лету временах остался портрет работы Валентина Москва, племянника Симонович, которого она воспитывала вместе с шестью собственными детьми. На портрете Аделаида Семеновна читает. Возможно, сочинения Фребеля.

Марина АРОМШТАМ

Читать далее paskal.sintal.md

Другие статьи по теме:

  • Дошкольная педагогика

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Дошкольная педагогика учебник

    Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Никол Стр. 1 Введение Процесс гуманизации содержания дошкольного образования предъявляет высокие тр...

  • Предмет дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Козлова куликова дошкольная педагогика

    Задачи, средства, методы и формы физического воспитания дошкольников (Козлова С. А., Куликова Т. А.) 06.11.2010 17:21 Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. завед...

  • Задачи дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Методы дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Категории дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Источники развития дошкольной педагогики

    Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики Проект «Народная педагогика как основной источник народной педагогики» Миссия проекта Проект предназначен для педагогов и родителей...

  • Дошкольная педагогика психология детей дошкольного возраста

    Дошкольная педагогика и психология. Педагогика +и психология дошкольного возраста. Большой выбор программ. Дистанционно! Идет набор.новогодние акции. 36 часов ? 1 неделя. Стоимость ? 2 000р. 72 ч...

  • Дошкольная педагогика как наука

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Курсовая работа по педагогике дошкольного образования

    Дипломные и курсовые работы | Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования НОЗС-11: 7 ноября (пятница) в 10 часов НОЗ-09: 13 ноября (четверг) в 10 часов Явка обязательна!...

  • Педагогика и методика дошкольного образования

    Программа практики по специальности 050707.65 «Педагогика и методика дошкольного образования» (стр. 1 ) | Социальная сеть Pandia.ru Программа практик составлена на основании государственных образ...

  • Дипломные работы по педагогике дошкольное образование

    Факультет психологии и педагогики Расписание государственной аттестации, направление подготовки «Психология», профиль «Психология личности», группа ПВ-6 (.pdf) Расписание обзорных лекций для студ...

  • Дошкольная педагогика журнал

    Дошкольная педагогика Дошкольная педагогика 2010 №01 январь DJVU Дошкольная педагогика №1 (январь) 2010г * «Дошкольная педагогика» - это научно-практический журнал петербургского издательства «Де...