Изобразительная деятельность дошкольников

Опыт работы «Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования»

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Поэтому, считаю, что актуальной и важной задачей является художественно – эстетическое воспитание. Это направление в развитии детей мне очень близко, так как по профессии я учитель рисования и являюсь членом Александровского клуба художников. Участник городских, международных выставок. Рисование одно из самых занимательных удовольствий для ребенка.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

Прежде всего, изучила литературу, освещающую использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности дошкольников:

•Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы. И Д «Карапуз» Т Ц «Сфера».

•Журнал. «Цветной мир»1/2009; 5/2011; 6/2011.

•Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Под редакцией Р. Г. Казаковой.

Затем приступила к созданию условий для реализации поставленной цели:

•В свободной групповой ячейке организовала изостудию «Радуга»

•Составила перспективный план работы по освоению нетрадиционных технологий на основе разработок Р. Г. Казаковой (Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2005)

Несомненно, в процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. В процессе работы использую такие техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов. У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Развивать изобразительные способности нужно начинать с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением и если их не развивать, то интерес к художественной деятельности постепенно исчезнет.

В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в соответствии с ФГТ содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей;

- развитие детского творчества;

- приобщению к изобразительному искусству.

Важным условием развития изобразительной деятельности является разнообразие и вариативность работы. Поэтому целью моей работы является: развитие изобразительной деятельности дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Во время образовательного процесса для сохранения работоспособности ребенка, для удовлетворения потребности детей в движении провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, рефлексию, сказкотерапию.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА

Развитию изобразительной деятельности в детском саду отводится большая роль. Нельзя упускать этот период в развитии ребенка, потому что дошкольное детство – это период когда происходит многогранное развитие личности, где закладывается фундамент для последующего развития человека. Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционные способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Основой опыта являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направленные на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

В своей работе использую программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Кроме этого я использую программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.

Теоретическая база опирается на дидактические принципы обучения и воспитания:

- принцип сезонности;

- принцип системности и последовательности;

_ принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности;

- принцип интереса;

- личностно – ориентированного подхода к ребенку;

- активности, контролируемости, индивидуального подхода.

Для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного ее развития и совершенствования, у ребенка формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в получении хорошего результата.

НОВИЗНА ОПЫТА

Предлагаемый опыт направлен на формирование творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду средствами нетрадиционных техник рисования.

Подобрала и изучила литературу, содержащую нетрадиционные виды деятельности. Составила план кружковой работы, взяв за основу разработки нетрадиционного рисования Р. Г. Казаковой.

Создала в детском саду изостудию «Радуга». Занятия в студии интересны и полезны, потому что происходят в необычной обстановке.

Изобразительная деятельность детей с нетрадиционными материалами и в нетрадиционной технике выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительно-эмоциональное состояние, способствуя активизации творческого воображения дошкольников.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цель: развивать изобразительную деятельность дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования.

Задачи.

•Знакомить детей с современными нетрадиционными материалами и их возможностями в изобразительной деятельности.

•Формировать умения и навыки детей в использовании необычных материалов для создания выразительных художественных образов и композиций.

•Развивать у детей цветовосприятие, воображение, чувства ритма и композиций.

Для успешного развития изобразительной деятельности создала эстетическую развивающую среду, постепенно включаю в этот процесс ребят.

Приобретаем изобразительные материалы, собираем «бросовый» материал, обогащаем наглядными пособиями, работа в условиях студии позволяет решить задачи дифференцированного и индивидуального подхода.

Формы работы с детьми:

Основной формой работы является:

- подгрупповые занятия,

- индивидуальная деятельность,

- общая организационная деятельность,

- свободная.

С детьми младшего возраста использую техники:

- рисование пальчиками,

- оттиск печатками,

- рисование ладошками,

- рисование жесткой полусухой кистью,

- рисование манкой и др. крупами.

С детьми среднего возраста:

- тычок жесткой полусухой кистью,

- печать поролоном,

- печать пробками,

- восковые мелки + акварель,

- свеча + акварель,

- отпечатки листьями,

- рисунки из ладошки,

Средняя и младшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе 15-20 мин

В старшем дошкольном возрасте дети осваивают более трудные методы и техники:

- рисование песком, солью,

- мятой бумагой,

- кляксография с трубочкой,

- монотипия обычная,

- монотипия пейзажная,

- пластилиновая живопись,

- витражными красками на пленке, на стекле,

- перламутрового акрила и теста,

- граттаж,

- использование смешанных техник.

Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в старшей группе - 25 мин.

В своем опыте использую игры с пластикой форм:

- цвет (теплый, холодный; светлый, темный,

- линия (ломаная, прямая и др.,

- контраст (по тону, цвету,

- ритм (линии, штрихи) .

На занятии важно активизировать внимание:

- сюрпризный момент (приходит герой, отправиться в путешествие) .

- просьба о помощи,

- музыкальное сопровождение,

- сказки, стихи, загадки.

Содержание

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Разнообразие современных художественных материалов дают ребенку возможность создать яркие и выразительные образы.

Существует более 30 различных нетрадиционных изобразительных технологий, которые мы с детьми постепенно осваиваем.

Развивая изобразительную деятельность современными нетрадиционными средствами у детей развиваются:

- мелкая моторика рук и тактильное восприятие;

- пространственное ориентирование на листе бумаги;

- внимание и усидчивость;

- изобразительные навыки и умения: наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональная отзывчивость;

- формируются навыки контроля и самоконтроля.

Основные этапы изобразительной деятельности

На 1 этапе - познакомлю с данным материалом.

На 2 этапе - практическом ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом.

На 3 этапе – анализ результатов.

Перед нашим детским учреждением стоит задача: добиться того, чтобы каждого из тех, кто ходит в детский сад и кто придет. Вырастить не только здоровыми и крепкими людьми, но и – обязательно – инициативными, думающими, способными на творческий подход к любому делу, за которое бы они взялись. Главное не тормозить развитие, а помогать детям раскрывать изобразительные способности.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Организация совместных творческих выставок – конкурсов повышает авторитет в глазах ребенка; позволяет сплотить детей и их родных на основе совместной деятельности, помогает родителям лучше узнать и понять своего ребенка.

В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами :

-повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников;

-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;

-планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;

-через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;

-могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа;

-дают оценку результатам своей деятельности;

-дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.

В дальнейшем буду продолжать совершенствовать систему кружковой работы, вносить новое, обогащать и расширять художественный опыт.

www.maam.ru

Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности

Содержание

1. Личные данные

2. Актуальность

3. База

4. Противоречия

5. Цели и задачи

6. Модули:

1. Самообразование

2. Диагностика

3. Создание системы воспитательно-образовательной работы

4. Работа с родителями

5. Результативность

6. Литература

7. Приложения

Личные данные

Ф. И. О. : Виноградова Оксана Александровна

Год рождения: 1966 год

Образование: среднее специальное

Окончила Торжокское педагогическое училище в 1986 году.

Специальность: воспитатель в дошкольных учреждениях.

Педагогический стаж работы: 26 лет

Имею вторую квалификационную категорию.

Актуальность

Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания.

Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Одним из более мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.

Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества – одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется на сегодняшний день большое внимание.

База

Старшую группу посещают 20 детей. Из них 8 девочек и 12 мальчиков.

70% детей воспитывается в полных семьях с двумя или одним ребенком, 30% - неполные семьи. Социальное положение всех семей благополучное.

Воспитанием и обучением этих детей я занимаюсь с трехлетнего возраста.

Дети моей группы любознательные, добрые, отзывчивые, легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Проявляют интерес к разным видам искусства.

Для того чтобы деятельность детей носила творческий характер, стремилась создать условия для комплексного художественно – эстетического развития каждого ребенка, так как художественная деятельность детей требует эстетически образованной предметно – развивающей среды.

Большое внимание уделяю эстетике интерьера группы и фойе (коридора) : стены украшают коллективные панно и картины, выполненные с детьми и в совместной деятельности.

В группе имеется уголок продуктивного творчества, где собраны необходимые средства для изобразительной деятельности в удобном и доступном для детей месте. Каждый ребенок имеет возможность здесь для самостоятельных занятий, что помогает развитию интересов и способностей.

Оборудование и материалы продуктивной зоны составляют:

• различные изосредства – гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые и цветные мелки, пастель, ручки, простые карандаши, тушь, уголь, свечи, пластилин, глина, фломастеры; кисточки, стеки, палочки, ватные палочки, трубочки, щетки зубные, расчески, зубочистки, трафареты, линейки, крышки, пуговицы; бумага различной фактуры (для рисования, писчая, газетная, цветная, бархатная, картон, калька, обои, салфетки, гофрированная) ; линолеум, дощечки для рисования, палитра;

• образцы по лепке, рисованию; карточки на смешивание, карточки на оттенки (осветление) ;

• книги на ознакомление с народно – прикладным искусством, иллюстрации (свет и тень, рисунки детей, дидактические игры по ознакомлению с искусством («Придумай портрет», «Составь натюрморт», «Из чего состоит пейзаж», на цвет («Цветные гномики», «Цветной волчок», «Радуга») ;

• фланелеграф плюс набор картинок и план-схема (речка, поле, лес) на составление композиции;

• индивидуальные папки детей с рисунками.

В группе подумано место для полочки красоты и уголка отдыха, где организую работу по эстетическому развитию детей и расширению их представлений об окружающем мире.

На полочке красоты всегда находятся предметы красоты, разные по жанру картины, которые дети могут самостоятельно менять.

Для ознакомления с книжной графикой представлены папки (художники – иллюстраторы: Е. И. Чарушин, В. Сутеев, Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, их портреты, биографические данные, творчество, книги с их рисунками) .

Здесь дети получают эстетическое наслаждение от общения с произведениями искусства и народных промыслов, знакомятся с детской художественной литературой, общаются с природой.

Театральная зона оборудована гримеркой, костюмерной, минисценой. Уголок представлен различными видами театров, дидактическими играми на выражение эмоций, чувств, переживаний ребенка. Все это они могут выразить через небольшие инсценировки, сценки собственного сочинения, этюды.

Музыкальный уголок включает в себя различные дидактические игры на развитие ритма, чувства ритма, ознакомления с нотной грамотой, с музыкальными инструментами.

Уголок развития речи оснащен буквенным фризом, разными видами азбук, загадками, дидактическими играми, перфокартами на звуковой и слоговой анализ слов, книгами.

Большое внимание уделяется развитию связанной речи, речевого творчества детей, обогащения словаря, созданию индивидуальных и коллективных книг сказок, историй.

Математический уголок представлен различными настольно-печатными дидактическими играми и пособиями по закреплению счета, знание геометрических фигур, решению арифметических задач, классификации; карточки на сравнение чисел, состав числа; ребусы, головоломки, что способствует развитию умственных способностей, внимания, памяти, мышления, логики.

Уголок познавательного развития представлен физическими картами Тверской области, Росси, наглядными панно, макетами «Африка», «Антарктида», «Солнечная система», материалами и дидактическими играми по ознакомлению с родным краем, страной; с представителями растительного и животного мира; детской научно-энциклопедической литературой.

Творческая лаборатория оснащена разнообразными приборами (лупы, весы, термометры, часы, материалами для исследования (пластмасса, дерево, металл, бумага, резина, стекло, безопасной лабораторной посудой (воронки, сосуды, ступки, пестики, ложечки, мерные стаканы). Все это дает возможность для самостоятельного экспериментирования.

Уголок природы содержит календарь природы, портрет месяца и иллюстративный материал к нему, где фиксируется изменения состояния погоды, природы.

Физкультурный уголок. Здесь размещено разное физкультурное оборудование, а также дидактические игры, что обеспечивает различную двигательную активность детей в течение дня.

В игровом уголке подобраны различные виды конструкторов, схемы построек, атрибуты для сюжетно-ролевых и режиссерских игр, наборы мелких игрушек разной тематики, планшеты. Материал подобран с учетом игровых интересов мальчиков и девочек. Он побуждает к игровому взаимодействию, способствует развертыванию сюжетно-ролевых и режиссерских игр.

Противоречия

С одной стороны С другой стороны

1. Одной из задач эстетического развития детей авторы «Радуга» видят в формировании эстетического восприятия дошкольников через ознакомление с изобразительным искусством различных видов. 1. В программе «Радуга» недостаточно раскрыта методика работы ознакомления детей старшей группы с изобразительным искусством. В ДОУ не хватает дидактических пособий, иллюстративного материала по ознакомлению с разными видами живописи.

2. Во взаимоотношении с родителями идет гармоничная работа для обеспечения полноценного развития ребенка, с точки зрения формирования специальных умений и навыков, необходимых для его успешного обучения в школе. 2. Родители не заинтересованы в художественно-эстетическом воспитании, развитии творческих способностей детей.

Цель: развитие эстетического восприятия детей посредством изобразительной деятельности; формировать творческую личность, эстетический вкус, эстетическое отношение к миру.

Задачи:

1. Развивать художественно-творческие способности детей (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа) ;

2. Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) для обогащения зрительных впечатлений, формировании эстетических чувств и оценок;

3. Обогащать содержание детских работ; совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности;

4. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

Модуль 1

Самообразование

Цель:

1. Повышение теоретических знаний по теме.

2. Продолжить поиск эффективных методов и приемов работы по развитию изобразительных навыков и творческих способностей детей.

Повышение моих профессиональных качеств, базы теоретических знаний способствовало самообразование – это самостоятельное ознакомление и изучение нормативно – правовых документов, педагогической литературы, анализ программы «Радуга», методических рекомендаций, изучение программ И. А. Рыковой, Г. С. Швайко, Т. С. Комаровой помогло мне в поиске детского изобразительного творчества, самостоятельности, инициативы, мышления детей.

В основу создания необходимых условий, побуждающих детей к активной художественно – продуктивной деятельности: рисованию, аппликации, лепке, конструированию, легли рекомендации С. А. Соловей, Т. Н. Львовой «Создание предметно – развивающей среды».

Консультации старшего воспитателя, взаимопосещения, открытые просмотры МО города, собеседование с опытными педагогами дали возможность приобрести необходимые практические навыки работы с детьми по изобразительной деятельности.

Для создания дидактического материала, пособий, игр способствовали книги А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Л. А. Венгера «Умственное воспитание».

Проведение занятий по ознакомлению с искусством требовало от меня, как педагога, глубоких знаний в области живописи, литературы и музыки. Посещение художественных выставок, читального зала детской библиотеки и краеведческого музея, драматического театра, собеседование их сотрудников пополнили мои знания в области различных видов искусства.

Работа с педагогической литературой, её анализ (Т. С. Комарова «Художественная культура», интегрированные занятия с детьми 5-7 лет, (А. А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Н. А. Курочкина «О портретной живописи – детям») способствовали выработке системы педагогической работы по ознакомлению и приобщению детей к искусству.

Считаю, что система самообразования помогла мне определить главные задачи своей педагогической деятельности, дала возможность выстроить работу по развитию изобразительного творчества детей таким образом, чтобы эта деятельность стала увлекательной и интересной для детей.

МОДУЛЬ 2

Диагностика

Цель: выявить у детей уровень знаний о средствах выразительности; о степени сформированности практических умений и навыков при создании художественных образов.

В настоящее время детский рисунок довольно часто используется в качестве средства диагностики интеллектуального развития ребенка, уровня его подготовленности к школе, что свидетельствует о важном значении изобразительной деятельности в разностороннем развитии ребенка.

Но изобразительная деятельность и сама по себе значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка, как показатель его эстетического и интеллектуального развития.

В начале, середине и конце учебного года провожу диагностическое обследование детей. Наблюдения за детьми на занятиях и в свободной деятельности, специальные задания помогли выявить знания и умения детей.

В начале года 53 % детей используют оттенки в своих рисунках; 45% - экспериментируют с различными художественными материалами. В изодеятельности все дети научились воплощать свои замыслы в рисунках; знакомы с произведениями разных видов искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, народное и декоративно-прикладное искусство) ; без затруднения отвечают на вопросы по картинам; легко и уверенно пользуются кистью, простым карандашом.

У детей наблюдается проявление самостоятельного, устойчивого интереса к природе.

Но дети ещё затрудняются в композиционном построении рисунка; в передачи пропорций в изображении и движении. Недостаточно развивают содержание и образ картины. Не умеют выделять цвет, композицию, форму в художественных образах, переданных в картинах.

По результатам диагностики на начало учебного года я наметила план работы по изобразительной деятельности.

МОДУЛЬ 3

Создание системы воспитательно-образовательной работы

Цель:

1. Дать детям необходимые знания о произведениях изобразительного искусства разных видов, о средствах выразительности;

2. Помочь каждому ребенку овладеть приемами работы с изобразительными материалами;

3. Пробудить творческую активность ребенка и помочь ему реализовать её при создании тех или иных образов;

4. Формировать эстетическое отношение к миру.

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения. Поэтому считаю очень важным введение ребенка в окружающий мир через систему художественных образов и произведений.

Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Основной формой работы, способствующей развитию творческих способностей детей, являются занятия по изобразительной деятельности, где я создаю у детей хорошее настроение, стараюсь вызвать доброжелательное отношение к занятию, которые проходят в форме путешествий.

Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми: «В страну Рисования», в мастерскую художника, в выставочный зал.

Одним из приемов для поддержания интереса являются сказки о художниках, цветах; истории возникновения народных игрушек, использование художественного слова (загадки, стихотворения) .

Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую активность, эстетическое отношение к действительности; формируется самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность и трудолюбие.

Положительные результаты для развития эстетического восприятия детей дает непосредственное общение с природой, организация наблюдений на прогулке за деревьями, цветами и т. д.

При организации таких наблюдений считаю необходимым дать детям возможность восхищаться красотой природы, любоваться ею, высказывать свои эмоции, впечатления и переживания от увиденного. Это побуждает у детей желание изобразить, запечатлеть все это в рисунках и аппликациях.

Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.

Большую роль в формировании эстетического восприятия детей играет «полочка красоты», где дети знакомятся с произведениями искусства: живописью, книжной графикой, малой скульптурой, народно – прикладным искусством, предметами дизайна. Работа здесь проходит через индивидуальные и подгрупповые беседы, рассматривание, в ходе которых дети учатся видеть прекрасное. Так при ознакомлении с предметами народно – прикладного искусства обращают внимание не только на красоту предмета в целом, но и на орнамент и узор, который используется для украшения. При рассматривании скульптуры малой формы обращают внимание на форму и красоту скульптуры.

При ознакомлении детей с тем или иным промыслом, стараюсь доступно рассказать о том, где он зародился. Помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы.

Знакомство с каждым видом народного искусства осуществляю на занятиях по декоративному рисованию, аппликации, лепке. Стараясь повысить интерес к народному творчеству, использую изделия, выполненные детьми для оформления группы, для сувениров – подарков взрослым.

Периодическая смена, систематическая работа с палочкой красоты способствовать тому, что дети самостоятельно замечают появление новых предметов, картин и детских книг.

Знакомство детей с творчеством художников иллюстраторов: Ю. Васнецова, Е. Рачеева, Е. Чарушина, В. Сутеева и др.

Рассматривание ярких иллюстраций к народным потешкам, песенкам учат детей видеть особенности характера и настроение сказочного героя. При передачи характера сказочных героев дети в своем рисунке проявляют фантазию и воображение. Учатся высказывать свое отношение к забавным, немного мультяшным героем В. Сутеева, сказочным персонажам А. Ю. Васнецова.

На развитие эстетического восприятия, художественного вкуса большое влияние оказывает ознакомление с искусством, которое осуществляется на занятиях, таких как «Знакомство с пейзажем», «Пейзаж в живописи», «Что такое натюрморт», «Творчество И. И. Шишкина» и другие.

Представление детей о красоте природы и культуре родного края складываются при знакомстве с произведениями художников: А. Г. Венецианова, И. И. Левитана, К. Ф. Юона, И. Э. Грабая и других. Они дают возможность ознакомления с характерной для России природой.

Рассматривание картин вызывает у детей эмоциональный отклик на образное содержание произведений живописи, сопереживание настроения художественных образов, позволяет познакомить с разными видами живописи.

Со старшего возраста более углубленно работаем с жанрами живописи: портретом, натюрмортом, пейзажем.

При создании детьми портретов я стремлюсь научить их передавать характер и настроение, при изображении фигуры человека – движение. В пейзаже – видеть красоту природы и отображать её в своих рисунках. В процессе ознакомления в произведения живописи подвожу детям к пониманию того, что в них присутствует настроение – это либо грусть, тоска или радость, беспокойство. Рисуя натюрморт, дети учатся изображать предметы с натуры. При этом они могут уже самостоятельно выбрать фон и составить натюрморт.

Народно декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного восприятия детей дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколения.

Детей старшего дошкольного возраста знакомили с разными видами декоративно-прикладного искусства: тверской, дымковской, филимоновской игрушками.

Дети проявляют устойчивый интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывают от этого радость и удовольствие. Видят свойства предметов, живых объектов и явлений. Обладают достаточными техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляют самостоятельность и творческую инициативность.

По своему содержанию произведение живописи многообразны, но не каждое из них может вызвать эмоциональный отклик в сердце маленького человека.

При ознакомлении с графическими работами обучаю детей рисованию штрихом. Для достижения большей выразительности в рисунках детям предлагала использовать штрихи разного характера.

Обращаю внимание детей на линию: она может быть плавной, гибкой, резкой, такой же выразительной, как и цвет, именно она выстраивает изображение в определенном эмоциональном направлении.

Важное влияние на развитие детского изобразительного творчества оказывает обучение детей технике смешивание красок. В процессе смешивания красок дети учатся выделять и получать разнообразное многоцветье тонов.

Дети уже владеют навыками смешивания красок, полученные в младшей и средней группах. В старшей группе продолжили эту работу. Мы вместе с детьми анализировали различные цвета; составляли их оттенки; смешивали краски для получения новых; добавляли белую краску в другие; соединяли краски, получая контрастные цвета – холодные и теплые.

Поощряю самостоятельное экспериментирование детей с цветом для получения необходимых цветов и оттенков.

Использование панно «Азбука цвета», карточек по смешиванию, дидактических игр «Радуга», «Цветные гномики», «Волчок» не только знакомят с цветовым спектром, с теплой и холодной гаммой цветов, но и помогает закрепить знания детей, использовать их в практической деятельности.

Чтобы привить любовь, вызвать интерес к рисованию использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Для создания детьми изобразительных образов использовала следующие нетрадиционные техники: набрызг, рисование по мокрой бумаге, по мятой бумаге, рисование пальцами и ладошкой, кляксография, способ выдувания.

Результатом всей работы по изобразительной деятельности являются выставки детских рисунков: «Осень золотая», «Пушистые зверята», «Зимушка – зима», «Бабочки».

В своей работе я старюсь, как можно чаще использовать коллективное творчество, как результат совместного речевого изобразительного творчества детей. В группе появились книги «Мы едем, едем, едем», «Сказка про елочку», «Курочка и цыплята».

С увлечением дети создают картины, декоративные панно. Работы детей украшают интерьер ДОУ: «В зимнем лесу», «Осень», «Полянка», «Наш аквариум».

Коллективная художественная деятельность формируют положительную мотивацию к ней, и углубляет интерес к творчеству, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения.

В самостоятельной художественной деятельности дети имеют в свободном пользовании изосредства и оборудование, необходимое для творчества. На столах располагаются все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а так же коробки с природным и бросовым материалом. Каждый ребенок имеет возможность подойти к ним и сразу же начать действовать.

Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию и общения с ребенком является непременным условием развития творческих способностей детей.

Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразий окружающего мира.

Впереди много планов и замыслов и я убеждена, что художественно – эстетическое развитие имеет решающее значение в развитии личности ребенка в целом: уверенности в себе, любви к искусству, гордости за родную культуру.

МОДУЛЬ 4

Работа с родителями

Цель:

1. Донести до родителей важность и необходимость формирования у детей эстетического отношения к миру и развития художественных способностей;

2. Установить с родителями тесный контакт по взаимодействию по решению данных задач;

3. Разнообразить формы совместной деятельности.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с ДОУ и с воспитателями.

Результаты анкетирования родителей «Дети и искусство» помогло выявить интересы родителей, их представления о процессе художественно – эстетического развития детей.

Результаты показали, что 50% опрошенных родителей понимают значение творческой деятельности для общего развития ребенка. 45% - активно помогают ему в развитии его творческих способностей. 30% - посещают выставки и музеи. 40% - необходима консультативная помощь по развитию творческих способностей детей.

Все это помогло спланировать дальнейшую работу по художественно – эстетическому направлению.

Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей наиболее эффективными формами общения стали:

• Семинар – практикум «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования», как средства обучения родителей конкретными приемами и методам развития изобразительной деятельности детей;

• Беседа за круглым столом «Знакомим детей с изобразительным искусством» помогла обсудить проблемы роли в семье в эстетическом развитии детей. Где в непринужденной обстановке родители поделились своими мыслями, личным опытом семейного воспитания, были активными участниками обсуждения возникающих проблем;

• Индивидуальные беседы, консультации «Какую роль играют книги, музыка в эстетическом воспитании», «Рисуем гуашью» помогли родителям понять как через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.

Немаловажную роль в повышении уровня в педагогической культуре родителей и семейного воспитания детей сыграли наглядно – информационные формы работы. Ответы на интересующие вопросы родители могли найти в папках – передвижках: «Натюрморт как жанр живописи», «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью».

В содержании папки включала конкретные памятки, рекомендации, советы родителям.

Особое место во взаимодействии с родителями нашей группы имела организация выставок детского изобразительного творчества «Золотая осень», «Ах лето, лето», «Полянки с цветами».

По откликам родителей наибольший интерес вызвало создание совместных выставок по темам: «Зимние забавы», «Удивительные животные – динозавры» - это сблизило поколение (родителей и детей, укрепило детско – родительское отношение.

Традиционными в ДОУ стали «Дни открытых дверей», где они наблюдали совместную деятельность и занятия по изобразительному искусству. Такое «погружение» в жизнь дошкольного учреждения помогает родителям понять особенности воспитания и обучение детей в детском саду, иначе взглянуть на ребенка, проникнуть в его интересы и потребности, проанализировать собственные методы и приемы воспитания.

Родители с большим удовольствием посещали все мероприятия, проявляли интерес к жизни детей в группе, к формированию личности ребенка, его внутреннего мира, отношений к окружающим.

МОДУЛЬ 5

Результативность

Старший дошкольный возраст – ответственный период в жизни каждого ребенка.

В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения; развивается самостоятельность, инициатива, что способствует развитию творческой активности.

Создание развивающей среды и условий для художественно – продуктивной деятельности, планирование обучающих занятий, наблюдений, работы с «палочкой красоты»; поиск и отбор эффективных методов и приемов, применение их на практике с детьми, все это дало положительные результаты в работе по развитию детского изобразительного творчества.

В процессе художественно – эстетического развития заметно вырос уровень представлений детей о произведении живописи. Это выразилось в их ответах по содержанию картины, умение определять настроение, чувства, раскрывать содержание и образ выразительно – изобразительными средствами.

Замысел рисунков стал более интересным и разнообразным. Дети самостоятельно и творчески раскрывают тему в рисунках.

70% детей при создании сюжета передают смысловые связи между объектами, используя, передний и задний план. Умеют создавать выразительный образ и передавать свое отношение к изображаемому.

Совершенствуется умение передавать цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому на картине. Дети осваивают свойства цвета и активно их используют.

65% детей экспериментируют с цветом для получения новых цветов и оттенков, овладевают приемами наложения краски на краску, осваивают приемы рисования простым карандашом, угольным, пастельным, восковыми, цветными мелками. Активно используют творческий замысел в создании эскиза, наброска карандашом.

Владеют разнообразной техникой рисования, приемами работы с различными материалами.

У детей наблюдается проявление самостоятельного устойчивого интереса к природе.

Коллективная художественная деятельность сформировала положительную мотивацию к ней и углубила интерес к творчеству; раскрыла индивидуальность детей, корректирует межличностные отношения.

Совместная деятельность объединила детей и взрослых, способствовала установлению между ними творческих контактов, созданию радостной атмосферы, что благоприятно сказалось на эстетическом и нравственном воспитании дошкольника.

В будущем продолжу работу по развитию художественно – эстетического восприятия художественного мира; развитию у детей художественного вкуса; по ознакомлению старших дошкольников с живописью; по композиционному построению рисунка.

Все это поможет увлечь, заинтересовать искусством и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

Литература

1. Галанов А. С. и другие «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».

2. Грибовская А. А. «Народное искусство и детское творчество».

3. Грибовская А. А. «Ознакомление дошкольников по изобразительному искусству».

4. Доронова Т. Н., В. В. Гербова и другие «Радуга», программа.

5. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».

6. Доронова Т. Н., Е. В. Соловьева и другие «Дошкольные учреждения и семья».

7. Зверева О. Л., Т. В. Кротова, «Родительское собрание в ДОУ».

8. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».

9. Комарова Т. С., М. Б. Зацепина «Художественная культура».

10. Комарова Т. С., А. И. Совенков «Коллективное творчество дошкольников».

11. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Приложение к опыту работы на тему: «Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности».

Утро радостных встреч

Сентябрь

1. Посиделки у бабушки Арины (потешки)

2. Прослушивание в грамзаписи Чайковского «Времена года»

3. Путешествие в страну сказок по А. С. Пушкину

4. Рассматривание красиво цветущие осенние цветы

Октябрь

1. Знакомство с народным промыслом (дымковская игрушка)

2. Встреча с Незнайкой по произведениям Н. Носова

3. Посиделки у бабушки Арины (загадки)

4. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Ноябрь

1. Литературный калейдоскоп

2. Мое настроение (рисуем под музыку)

3. Посиделки у бабушки Арины (русские сказки)

4. Настольный театр «Красная шапочка»

Декабрь

1. Литературный калейдоскоп

2. Знакомство с художниками книжной графики

3. Беседа о Новом годе

4. Знакомство с Тверской игрушкой

Январь

1. Придумывание сказок вместе с детьми

2. Прослушивание произведений Чайковского «Времена года»

3. Чтение любимых сказок

Февраль

1. Встреча с интересными людьми

2. Знакомство с живописью – натюрморт

3. Познавательное сообщение (Мы их знаем)

4. Рассматривание картин Е. И. Волошина «Лук» и другие

Март

1. Рассматривание картин И. И. Левитана «Март»

2. Знакомство с народным промыслом (Хохлома)

3. Познавательное сообщение о животных

4. Прослушивание в грамзаписи «Кошкин дом»

Апрель

1. Чудеса в мастерской (изготовление поделок)

2. Встреча с интересными людьми

3. Познавательное сообщение о растениях

4. Знакомство с художниками книжной графики

Май

1. Посиделки у бабушки Арины (фольклор)

2. Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

3. Беседа «Что подарит лето»

4. Литературный калейдоскоп

По ознакомлению с искусством (полочка красоты)

Сентябрь

1. Осенний букет (цветов, листьев)

2-3. Хохломская роспись

4. Красивое яблоко

Октябрь

1. Осенняя композиция

2-3. Городецкая роспись по дереву

4. Рассматривание картин И. И. Левитана «Золотая осень»

Ноябрь

1. Красивая вазочка

2. Дымковская игрушка (барышня)

3. Малая скульптура (олень)

4. Книжная графика (Е. Чарушин)

Декабрь

1-2. Забавные птицы (дымковская игрушка)

3. Рассматривание картины И. Репина «Яблоки»

4. Книжная графика (Ю. Васнецов)

Январь

1. Тверская игрушка (матрешка)

2. Малая скульптура (клоун)

3. Рассматривание картины И. Хруцкий «Натюрморт с грибами»

Февраль

1. Тверская игрушка (глиняные свистульки)

2. Книжная графика Е. Рачеева

3. Народная вышивка города Торжка

4. Знакомство с картинами К. Ф. Юона

Март

1. Жостовские подносы

2-3. Этот волшебный завиток (хохломская игрушка)

4. Знакомство с портретной живописью

Апрель

1. Малая скульптура (девушка пляшет)

2. Книжная графика В. Сутеева

3. Дымковская игрушка

4. Веточка вербы

Май

1. Рассматривание картины П. Кончаловского «Сирень белая и розовая»

2-3. Декоративная посуда

4. Одуванчик

Перспективное планирование по кружковой работы старшей группы

Сентябрь

1. «Собака со щенятами» (лепка сюжетная)

2. «Цветные ладошки» (аппликация с элементами рисования)

3. «Деревья в нашем парке» (рисование по представлению)

4. «Наш пруд» (лепка сюжетная коллективная)

Октябрь

1. «Осенние листья» (рисование с натуры)

2. «Осенний натюрморт» (коллективная аппликация)

3. «Кто под дождиком промок» (лепка сюжетная)

4. «Осенние картины» (аппликация из осенних листьев)

Ноябрь

1. «Чудесное превращение кляксы» (рисование)

2. «Золотые березы» (аппликация обрывная с элементами рисования)

3. «Пернатые, мохнатые, колючие… » (лепка)

4. «Зайчишка – храбришка и трусишка» (рисование)

Декабрь

1. «Снежный кролик» (лепка)

2. «Белая береза под моим окном» (рисование с элементами аппликации)

3. «Снегири и яблочки» (моделирование игрушек из ваты и бумаги)

4. «Ёлочка – красавица» (рисование с элементами аппликации)

Январь

1. «Заснеженный дом» (аппликация с элементами рисования)

2. «Зимние забавы» (лепка сюжетная)

3. «Веселый клоун» (рисование)

Февраль

1. «Муравьишки в муравейнике» (лепка из бумажной массы)

2. «Папин портрет» (рисование)

3. «Милой мамочки портрет» рисование)

4. «Весенний букет» (аппликация коллективная)

Март

1. «Наша группа» (рисование)

2. «Весенний ковер» (лепка)

3. «Весеннее небо» (рисование в технике «по мокрому»)

4. «Нежные подснежники» (аппликация с элементами рисования)

Апрель

1. «По морям, по волнам» (рисование с элементами аппликации)

2. «Плавают по морю киты и кашалоты» (лепка коллективная)

3. «Море» (аппликация)

4. «Заморский натюрморт» (аппликация)

Май

1. «Зеленый май» (рисование)

2. «Цветы луговые» (аппликация)

3. «Мы на лугу ходили» (лепка)

4. «Нарядные бабочки» (аппликация)

www.maam.ru

Коллективная творческая изобразительная деятельность дошкольников

Коллективная творческая изобразительная деятельность дошкольников

Развитие у детей способности творчески работать в коллективе - 1 из наиглавнейших задач современного образования.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Почти все преподаватели и специалисты по психологии, как российские, так и зарубежные, подчёркивают большущее величину занятий художественным творчеством во всестороннем, тем более в эстетическом развитии личности.

На пути формирования коллективистической направлении у дошкольника нужно установить ряд поочередных шагов: от формирования у малыша направлении на сверстников (на первом этапе) к созданию у него чувства личной значительности для них (на втором) и закреплению чувства ребенком собственной значительности для получения совместного итога при поддержки каждого всеми (на третьем) .

Решая делему становления коллективного совместного творчества, педагог обязан основываться на надлежащих принципах:

творческий потенциал каждого воспитанника как условие становления коллективного сотворчества;

учет персональных особенностей ребят при определении ролевого пространства в коллективном взаимодействии;

управленческая режиссура в распоряжении процесса коллективной деятельности;

комфорт присутствия малыша в коллективе сверстников.

Руководство воспитателя на различных этапах воплощения намерения коллективной творческой работы содержит отдельные особенности. На первом этапе, задумывая коллективные воздействия, преподаватель жаждет к созданию мотивационного отклика - появлению у всякого малыша стремления включиться в коллективное дело. Принципиально увлечь ребят совместной целью, привлекательностью грядущего итога работы, вызвать чувственный взлет, добрый деловитый задор. Привлекательностью к общему занятию считается передача ребятам всевозможных изобразительных материалов. Так, к примеру, для аппликации целесообразно применить не только лишь готовую цветную бумагу, но и нарезки из печатные изданий и журналов, готовые картинки детей; для лепки применить и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, различный строительный материал.

Следующим этапом в коллективном содействии считается рассредотачивание ролей грядущей работы меж ребятами. Для того чтобы участие в общем деле несомненно помогло любому ребенку открыться со стороны наилучших качеств, воспитателю принципиально обнаружить личные возможности и предрасположенности каждого воспитанника. При данном его задача не элементарно научить малыша, а "преподнести" проявления его персональной неповторимости и посодействовать увидеть его наилучшие черты всем ребятам. Выявление персональных особенностей ребят позволяет педагогу обозначать перспективу становления коллективного творчества.

Иной вариант организации сотрудничества ребят заключается в том, что общая задача работы производится несколькими подгруппами и итоговый результат находится в зависимости от качества работы всякой подгруппы. Работа такого рода вызывает чувство удовлетворённости у всякого ее члена, у малыша появляется чувство полезности и собственного вклада в общее дело, что присваивает ему уверенность в собственных силах. Разделившись по личному желанию на подгруппы, малыши автономно решают вопросы о том, какой сюжет отражен их группой на общем изобразительном фоне.

Завершающие этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, пониманием и оценкой значительности полученного итога. При этом воспитатель акцентирует внимание ребят на собственном вкладе каждого в общее дело, акцентирует внимание, что без общих усилий осуществление корпоративного плана была бы невыполнима. Отлично, когда удачливость коллективной работы оценивается не только лишь самими ребятами, но и людьми, воззрением которых они дорожат - родителями, другими педагогами, ребятами иных групп.

Основные формы совместной деятельности детей:

«совместно – индивидуальная», «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая».

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

Для периодического проведения занятий по коллективному творчеству в любом детском саду формируется многообещающий проект, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Коллективная работа имеет возможность быть исполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При данном принципиально, чтобы любое занятие имело вид завершенности конкретного шага. Коллективная изобразительная работа ребят имеет возможность быть органично связана со всеми сторонами жизни ребят, и тем более с другими художественно-творческими деятельностями (с различными видами игр, музыкальной, художественной, коммуникативной) .

Задумывая занятия, воспитатель избирает для каждой темы ту или же другую форму организации коллективной работы, беря во внимание укомплектованность, возрастные особенности ребят. На занятиях педагог пользуется различные видами искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танцы, литературу. Интегрированность даёт возможность выказывать ребятам художественный вид различными средствами выразительности, видеть его со своей точки зрения, воспринимать творческую мастерскую художника, обучаться находить пути в творчестве, разработке собственного стиля. При выполнении коллективных занятий по изобразительной деятельности педагог деятельно использует игровые методы и способы. В основе каждого лежит специально созданный игровой момент.

Планирование этапов работы по коллективной деятельности

Предварительный этап

Углубить личные познания ребят по теме грядущей работы, образовать у них колоритные образы, порождающие желание воплощать их в личной изобразительной работе, (рассматривание репродукций, картинок, экскурсии, беседы)

Основной этап. Период выполнения работы.

Планирование и оценка коллективной работы.

Задача: дать ребятам возможность осуществлять в композиции образы находящегося вокруг мира, создание в ходе коллективной работы обстоятельства для креативного взаимодействия, формированию у них умений творчески трудиться в коллективе.

Завершающий этап. Взаимодействие ребят с законченной работой.

Созданную ребятами композицию представить в общей комнате. Он будет объектом самых различных обсуждений, игр, инициирует рождение креативных планов, услуг к дополнению уже сделанной композиции.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

« Изобразительная деятельность дошкольников»

Дома следует продолжать работу по изобразительной деятельности, начатую в детском саду. Создайте для ребёнка условия: выделите место для рисования, лепки, подберите разный материал ( гуашь, акварель, фломастеры, цветные восковые мелки, уголь, карандаши и пр.)

Рисование

Важно понять, какой материал ребёнок любит, чаще выбирает, но, может быть, он не знает выразительности других материалов. Покажите ему некоторые приёмы. Например, размывание акварели, создание новых оттенков, цветов.

Дома дети чаще рисуют то, что они хотят. И содержание рисунка показывает, что нравится малышу, что у него лучше получается.

Попросите ребёнка рассказать о том, что он нарисовал, помогите выделить некоторые средства выразительности.( Как ты нарисовал злого волка,добрую собаку? Почему выбрал этот цвет? И пр.) Такие вопросы заставляют его задуматься, перейти к сознательному отбору признаков персонажа.

Предложите нарисовать то, что он увидел на прогулке в парке, после посещения зоопарка, после чтения любимой книги, передать в рисунке сюжет знакомой песни.

Рисунки нужно подписывать, ставить дату. Научите этому ребёнка. Желательнопридумывать цели рисования: пригласительный билет, рисунок на память, портрет мамы, бабушки, папы, картину для украшения своей комнаты.

Работы большого формата малыш может выполнять в течении определённого срока, постепенно дополняя свою картину. Например нарисовать свою улицу: сначала много домов, потом транспорт деревья, того, кто живёт в домах( смотрят в окна, стоят на балконе) , идущих по улице и т. д. Содержимое может расширяться, дополняться, пока у ребёнка есть интерес. Сделайте рамку и украсьте рисунком свой дом, поищите место для него вместе с маленьким художником.

Декоративно-прикладное искусство

Для составления узора можно использовать одежду плоскостной куклы, которую дети будут одевать, а потом играть с ней.

Рассмотрите, какими узорами украшены предметы дома: одежда, посуда, ковры. Предложите ребёнку, например, нарисовать ковёр для куклы.

Узор дети рисуют, но могут и напечатать( листья-отпечатки) . Для этого надо вырезать формы из картошки, ластиков, использовать пластмассовые пробки и др. предметы, которыеоставляют след. Получается узор для обоев, ткани, каймы, рисунка.

Ребёнок может украшать бумажные тарелки, бокалы, расписать лепку. Чтобы гуашь не пачкалась её нужно развести молоком.

Лепка

Пусть дома малыши лепят из глины и пластилина. Если пластилиновую фигуру опустить в горячую воду, она станет твёрдой. Чаще всего дошкольник лепит тех животных, которых хорошо знает( кошки, собаки) ,кого представляет по сказкам, фильмам.

Предложите ему вылепить зверей, которых он видел в зоопарке. Обсудите с ребёнком, что он будет лепить.Интересно лепить из теста, вспомните лепку « жаворонка» весной.

Аппликация

В аппликации дети создают по преимуществу композиции для украшения дома к празднику ( Новому году, дню рождения) .

Дошкольнику будет интересно сделать костюмы и украсить их, смастерить пригласительные билеты для гостей. Возможно ,увлечёт выполнение картины из мозаики. Сначала нужно заготовить много треугольников и из них выполнить на бумаге необыкновенных птиц, зверей, деревья.

Собирайте детские работы, периодически рассматривайте их, устраивайте выставки по самой любой теме. Ребёнок совсем по -новому увидит свои рисунки, аппликации, лепку. Может быть, он и не станет художником, но будет видеть окружающий мир другими глазами.

Знакомя своих детей с изобразительным искусством, рассматривайте вместе с ними детские книги или репродукции картин:

- Что изображено? Какое настроение персонажа( грустный, весёлый, задумчивый) ?

-Какие чувства вызывает у тебя этот образ(радости, грусти) ?

-Как украшен костюм героя сказки?

-Как природа помогает понять настроение героя произведения?

-Какое произведение искусства тебе больше всего нравится?

Рассматривайте с детьми произведения искусства в соответствии с теми задачами, которые решаются в данный период на занятиях. Например, дымковские игрушки или их изображения на иллюстрации. Предложите ребёнку найти близкие образы, вылепить из них и придумать про него интересную историю.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Консультация для родителей

« Изобразительная деятельность дошкольников»

Дома следует продолжать работу по изобразительной деятельности, начатую в детском саду. Создайте для ребёнка условия: выделите место для рисования, лепки, подберите разный материал ( гуашь, акварель, фломастеры, цветные восковые мелки, уголь, карандаши и пр.)

Рисование

Важно понять, какой материал ребёнок любит, чаще выбирает, но, может быть, он не знает выразительности других материалов. Покажите ему некоторые приёмы. Например, размывание акварели, создание новых оттенков, цветов.

Дома дети чаще рисуют то , что они хотят. И содержание рисунка показывает, что нравится малышу, что у него лучше получается.

Попросите ребёнка рассказать о том, что он нарисовал, помогите выделить некоторые средства выразительности. ( Как ты нарисовал злого волка, добрую собаку? Почему выбрал этот цвет? И пр.) Такие вопросы заставляют его задуматься, перейти к сознательному отбору признаков персонажа.

Предложите нарисовать то, что он увидел на прогулке в парке, после посещения зоопарка, после чтения любимой книги, передать в рисунке сюжет знакомой песни.

Рисунки нужно подписывать, ставить дату. Научите этому ребёнка. Желательно придумывать цели рисования: пригласительный билет, рисунок на память, портрет мамы, бабушки, папы, картину для украшения своей комнаты.

Работы большого формата малыш может выполнять в течении определённого срока, постепенно дополняя свою картину. Например нарисовать свою улицу: сначала много домов, потом транспорт деревья, того, кто живёт в домах( смотрят в окна, стоят на балконе) , идущих по улице и т. д. Содержимое может расширяться, дополняться, пока у ребёнка есть интерес. Сделайте рамку и украсьте рисунком свой дом, поищите место для него вместе с маленьким художником.

Декоративно-прикладное искусство

Для составления узора можно использовать одежду плоскостной куклы, которую дети будут одевать, а потом играть с ней.

Рассмотрите, какими узорами украшены предметы дома: одежда, посуда, ковры. Предложите ребёнку, например, нарисовать ковёр для куклы.

Узор дети рисуют, но могут и напечатать( листья-отпечатки) . Для этого надо вырезать формы из картошки, ластиков, использовать пластмассовые пробки и др. предметы, которые оставляют след. Получается узор для обоев, ткани, каймы, рисунка.

Ребёнок может украшать бумажные тарелки, бокалы, расписать лепку. Чтобы гуашь не пачкалась её нужно развести молоком.

Лепка

Пусть дома малыши лепят из глины и пластилина. Если пластилиновую фигуру опустить в горячую воду, она станет твёрдой. Чаще всего дошкольник лепит тех животных, которых хорошо знает( кошки, собаки) ,кого представляет по сказкам, фильмам.

Предложите ему вылепить зверей, которых он видел в зоопарке. Обсудите с ребёнком, что он будет лепить. Интересно лепить из теста, вспомните лепку « жаворонка» весной.

Аппликация

В аппликации дети создают по преимуществу композиции для украшения дома к празднику ( Новому году, дню рождения) .

Дошкольнику будет интересно сделать костюмы и украсить их, смастерить пригласительные билеты для гостей. Возможно ,увлечёт выполнение картины из мозаики. Сначала нужно заготовить много треугольников и из них выполнить на бумаге необыкновенных птиц, зверей, деревья.

Собирайте детские работы, периодически рассматривайте их, устраивайте выставки по самой любой теме. Ребёнок совсем по -новому увидит свои рисунки, аппликации, лепку. Может быть, он и не станет художником, но будет видеть окружающий мир другими глазами.

Изобразительное искусство

Знакомя своих детей с изобразительным искусством, рассматривайте вместе с ними детские книги или репродукции картин:

- Что изображено? Какое настроение персонажа( грустный, весёлый, задумчивый) ?

-Какие чувства вызывает у тебя этот образ(радости, грусти) ?

-Как украшен костюм героя сказки?

-Как природа помогает понять настроение героя произведения?

-Какое произведение искусства тебе больше всего нравится?

Рассматривайте с детьми произведения искусства в соответствии с теми задачами, которые решаются в данный период на занятиях. Например, дымковские игрушки или их изображения на иллюстрации. Предложите ребёнку найти близкие образы, вылепить из них и придумать про него интересную историю.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Изобразительная деятельность дошкольников

Изобразительная деятельность в дошкольном учреждении включает в себя рисование, лепку, аппликацию и конструирование.

Основная цель обучения изобразительной деятельности - развитие творческих способностей детей. В процессе изображения у ребёнка закрепляются определённые знания об окружающем мире, возникает отношение к объекту познания и изобразительному предмету.

Во время занятия дети приобретают определённые знания и умения в работе с различным материалом, познают свойства этого материала, экспериментируя с ним. У детей воспитывается творческая способность использовать умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

Изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности. Она является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей.

В процессе этой деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции. А развитие мелкой моторики руки развивает мышление и речь, ведь рука, по словам Канта, является выдвинутым вперёд мозгом человека. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их в образы и представления.

Познавая красоту окружающего мира и произведения искусства, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг, любовь и красота окружающего. Более полному восприятию окружающего мира помогает интеграция музыки, слова и изобразительной деятельности.

2-3 года - Представление о результате своей деятельности - «каляки - маляки».

3-4 года - Появился интерес; рисуют быстро, обобщённо и небрежно.

4-5 лет - Появилась способность к цветоощущению, желание научиться.

5-6 лет - Используют цвет как средство передачи определённого содержания и образа. Самостоятельная продуктивная деятельность играет большую роль в жизни детей. Не может длительное время работать, т.е. создаёт эскиз и не возвращается к доработке.

6-7 лет - Снижение интереса к рисованию и лепке. Дети уже способны к адекватной самооценке. Рисование и лепка формируют необходимые умения для обучения в школе.

Материал madou7skazka.ru

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности в ДОУ - NewReferat.com

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности в ДОУРефераты >> Педагогика >> Методы и приемы обучения изобразительной деятельности в ДОУ

План

1. Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника.

2. Классификация методов обучения.

3. Методика использования приемов обучения в разных возрастных группах детского сада.

4. Литература.

Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – дошкольника.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый) , цветов (растения в разные времена года) , разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.) ; детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.) , с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие круглую форму или части круглой формы) , необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих.

Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Страница:

Подробней на сайте www.newreferat.com

сад № 79 «Аистенок» г. Новороссийск.

Казьминой Ирины Александровны

Современные исследования ориентированы на поиск знаний о человеке, закономерностей взаимодействий его с миром вещей, людей, идей и возможностью отображения этих взаимоотношений, разнообразными выразительными средствами. С этой позиции умение увлечь детей изобразительной деятельностью, развивать у них интерес к отображению окружающего мира - главный принцип освоения ребенком человеческого опыта.

Детское изобразительное творчество базируется на культуре восприятий. В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни. Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий.

Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Художественное воспитание и обучение ребенка ориентировано, главным образом, на поиски единения человека с миром, представляется актуальной диагностической задачей современной личностно ориентированной психологии и педагогики.

Усилия педагогов по развитию интереса ребенка к различным видам деятельности часто малоэффективны. При освоении же изобразительной деятельности у детей формируемая целенаправленная активность, которая сочетается с поиском «гармоничной» формы ее воплощения. Именно поэтому в данном направлении необходимо проведение серьезных исследований.

В настоящее время в дошкольном воспитании детей пересматриваются устаревшие методы, ведется поиск новых решений. Одним из способов развития интереса детей к различным видам деятельности – является включение занимательности.

Анализ исследований особенностей развития изобразительной деятельности детей, показывает, что в детском рисунке на первое место выступает его многоаспектность. Многие проблемы, связанные с развитием творческой активности в изобразительной деятельности детей имеют фрагментарный характер, затрагивая лишь некоторые аспекты изобразительной деятельности детей.

Исследователи (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, P.M. Чумичёва, А. Г. Рузская) отмечают особенности формирования познавательной активности детей и потенциальные возможности их самореализации в изобразительной деятельности в дошкольном возрасте.

Вместе с тем, в процессе развития изобразительной деятельности ребенка происходит и формирование механизмов регуляции и саморегуляции и развитие активности ребенка, осуществляющих эту деятельность.

Исследования Л. И. Божович, Ы. А. Беляева, А. П. Архипова и других показывают, что основой учебной деятельности является подлинный познавательный интерес. Однако исследователи A.M. Матюшкин, И. Я. Лернер и другие подчеркивали, что важно научить ребенка решать проблему, сформировав у него нужные способы познавательной деятельности.

Разрабатываются отдельные вопросы методики изобразительной деятельности:

- Т. С. Комаровой изучался вопрос о формировании творческой деятельности и умений в рисовании;

- Р. Г. Казаковой - об особенностях рисования с натуры детьми старшего дошкольного возраста и методах руководства им;

- Л. В. Компанцевой - о влиянии поэтических образов природы на творчество в рисовании детей старшего дошкольного возраста.

Было уделено большое внимание современным исследованиям проблем эстетического воспитания и художественного образования дошкольников (А. В. Бакушинский,

М. С. Каган, Е. В. Квятковский, Н. И. Киященко, B.C. Мухина, Б. М. Неменский,

СЛ. Рубититейн, Б. М. Теплов, В. А. Фаворский, Б. П. Юсов) .

Возникает противоречие между практической необходимостью отбора наиболее эффективных методических условий развития у дошкольников изобразительной деятельности и недостаточной разработанностью методических вопросов применения занимательного материала в детском саду на занятиях изобразительной деятельностью.

Согласно вышесказанному рассматриваемый в данном исследовании аспект остается мало изученным. Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы данной работы: «Использование занимательного материала для развития изобразительной деятельности дошкольников».

Цель: влияние использования занимательного материала на эффективное развитие изобразительной деятельности дошкольников.

Задачи работы:

1. Проанализировать теоретические основы использования занимательного материала для развития изобразительной деятельности дошкольников.

2. Разработать занимательный материал (систему наглядности, заданий, упражнений и т.п.) для занятий изобразительной деятельностью.

3. Провести экспериментальную работу по выявлению эффективности использования занимательного материала на занятиях изобразительной деятельностью с дошкольниками.

Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы:

- теоретический анализ литературы по теории и методике преподавания по проблеме исследования;

- наблюдение за процессом развития дошкольников в ходе занятый изобразительной деятельностью;

- педагогический эксперимент;

- анализ процесса и продуктов изобразительной деятельности детей.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся в детском саду во всех возрастных группах 1-2 раза в неделю.

Содержание занятий планируется воспитателем в соответствии с требованиями программы для данного возраста и с учетом знаний и изобразительных умений, которые имеются у детей.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путём последовательного овладения формирующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной.

В аппликации ребенок знакомится с плоской формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумывать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения.

Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, воспитывать чувства прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Для повышения интереса ребят к изобразительному творчеству в образовательной деятельности использую занимательный материал: музыку, стихи, загадки, потешки, игры.

Например:

- в рисовании натюрмортовиспользую загадки, стихи, игры:

Круглое, румяное,

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме: