Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Педагогический проект «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект

на тему: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи — к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю»8.

Необходимо вместе с детьми присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) ;

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её) .

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Целью данной работы является рассмотрение и решение проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы. Формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с живой и неживой природой через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

•формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;

•воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;

•формировать навыки культуры поведения в природе;

•расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано.

Проектная поэтапная работа по формированию экологического воспитания реализуется по трем направлениям:

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

3. Методическое сопровождение.

В ходе исследования мы попытаемся решить следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание эстетического воспитания дошкольников.

2. Показать суть экологического воспитания дошкольников, формирование норм и правил экологического поведения.

3. Показать воспитание любви к природе у дошкольников средствами искусства и, в частности, художественной литературы.

4. Представить план такого занятия.

Формирование экологических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй.

Ожидаемые результаты проектов - формирование у дошкольников представления о полезных свойств лука, по расширению кругозора, воспитание правильного и бережного к природе. Мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу и что тексты писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию дошкольников, именно в этом возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей.

В процессе реализации проекта по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии по огороду, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций. (Приложение 2)

Большая роль отводится исследовательской деятельности, в рамках которой дети под руководством воспитателя проводят опыты, эксперименты и исследования с различными материалами. (Приложение 3. Презентация «Зелёный лучок на подоконнике») .

Экологические представления формируются у дошкольников в первую очередь на материале художественной литературы. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Выводы:

Экологическое воспитание— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Прикреплённые файлы:

proekt-yekologicheskoe-vospitanie-doshkolnika_4q43t.ppt | 4278,5 Кб | Скачан: 119
www.maam.ru

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Мельникова Ирина Сергеевна

МДОУ – детский сад № 16 «Малышок» (г. Серпухов)

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.

Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как одно из наиболее значимых направлений дошкольного образования.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

В теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, А. В. Староверова и др.) указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Экологического воспитание дошкольников заключаются в формировании элементов экологического сознания, экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде, нравственно- ценного опыта общения с природой, гуманного, осознанно правильного отношения к природе.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить её богатство.

Экологическое воспитание детей в ДОУ осуществляется при условиях:

- наличия базы, создание условий для работы по экологическому воспитанию (предметно – развивающей среды, атмосферы) ;

- использования самых разнообразных форм работы в решении задач экологического воспитания;

- взаимосвязи работы всех педагогов дошкольного учреждения;

- работе с родителями (без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей дошкольного возраста) .

Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся виден, красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства, и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности.

В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т. к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков.

Уровень экологической культуры педагогов, обеспечивает экологическую воспитанность дошкольников, требует воспитателя вдумчивого подхода. Учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании детей.

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при совокупности благоприятных условий в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении. Именно поэтому правильно организованная работа по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы.

Литература:

1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой. М., 1992. – 78с.

2. Николаева С. Н Общение с природой начинается с детства. Пермь, 1992. – 126с.

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999. – 94с.

www.maam.ru

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Данная тема мне интересна и для меня как педагога очень важна. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель моей экологической работы, которая осуществляется в нескольких направлениях:

- работа с детьми

- работа с родителями

За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:

-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе

-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности

-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье

Создание условий (экологизация развивающей среды) является одним из решений данных задач. В моей групповой комнате размещен уголок природы, в котором собраны макеты по экологическим зонам, «огород на подоконнике», организована экологическая мини-лаборатория, где есть всё необходимое для проведения детьми различных опытов, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов и т. д. Минимальный состав уголка природы в группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт). Оформлен календарь за объектами и явлениями природы - календарь – сетка с использованием условных обозначений, а также календарь наблюдений за птицами «На кормушке» и календарь, рекомендуемый С. Н. Николаевой.

В уголке природы наглядно представлены времена года с отрывным календарём. Отрывая листок календаря каждый день, и находя для него свой кармашек, дети в непосредственной форме учатся запоминать последовательность дней недели, месяцев, времён года.

В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, а весной вместе со мной высаживают помидоры, перцы. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.

В своей работе я использую разнообразные формы образовательной деятельности – одной из которой является наблюдения. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. Педагогическое общение с детьми принимает познавательную окраску: я задаю четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушиваю их ответы, доброжелательно реагирую на каждое сообщение. И самое главное – хвалю за правильный ответ, похвалой стимулирую дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Все результаты наблюдений я с детьми фиксирую в рисунках, поделках, ведём записи детских сочинений, рассказов об увиденном.

В процессе экологического воспитания организую прогулки. Структурным компонентом прогулки являются:

- разнообразные наблюдения

-дидактические задания

-трудовые действия самих детей

-подвижные игры и игровые упражнения.

Для того чтобы с пользой провести прогулки я разработала перспективный план наблюдений на прогулках. В нём я определила объект наблюдения, цели и задачи поставленные перед детьми и педагогом, методы и приёмы, которые используются в процессе наблюдений. Наблюдения разделила на 2 основных блоках:

Живая природа

Неживая природа

Живая природа - деревья, кустарники, цветы, насекомые и т. д.

Неживая природа-состояние погоды, различные природные явления: снег, дождь.

Время наблюдений распределила по месяцам года и в соответствии с этим меняю цели, методы, приёмы наблюдений.

Например: Зимой использую различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха, на улице холодно, сильный мороз. На прогулке предложила детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращала внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.

В начале весны обращаю внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Наблюдали за солнечным лучом (солнечным зайчиком) организовала игру с водой «Весёлые ручейки» и т. д. Т. е. последующее наблюдение стараюсь связывать с последующим.

Во время прогулки организую и в увлекательной форме провожу подвижные игры в соответствии с сезоном года.

Чтобы дети знали названия растений, умели определять родовые, видовые понятия (однолетние, многолетние, необходимы различные методы работы. Для этого я разработала определённые маршруты походов и экскурсий, определила объекты для изучения в природе. В каждую прогулку включаю наблюдения, за каким либо объектом.

Так же особое значение на прогулке имеют трудовые поручения. Здесь я использую индивидуальный подход к детям. Кому-то нравиться рыхлить, кому-то поливать, третьим нравиться посадка растений. Я предоставляю детям возможность выбора. Посильные трудовые поручения детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за живыми объектами окружающей среды и т. д.

Задачи по экологическому воспитанию решаю проводя занятия по экологии.

Проводимые занятия с детьми объединены логической последовательностью и проводятся в разных формах: в утренние часы беседы, рассматривание иллюстраций, совместной деятельности наблюдения и игры и т. д.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы знакомясь с произведениями разных писателей. Во время тематических занятий по рисованию дети слушают "звуки природы" и работы у них получаются намного лучше. Провожу развлечения на экологическую тематику «Праздник леса», «Путешествие по лесным тропинкам», которые оказывают сильнейшее воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

Не только в моей группе создана экологизированна среда, но и так же создана экологизированна среда дошкольного учреждения в целом. В холле имеется экологическая стена, на которой размещены рисунки с животными и птицами, проживающими в нашей области, а также иллюстрации на которых изображены правила поведения в природе.

На территории детского сада установлен «птичий столб», который круглый год привлекает пернатых и позволяет мне вести длительное наблюдение с детьми за птицами: зимой в его кормушку кладём корм, летом в водопойный желобок наливаем воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиком, установленном на его верхушке.

Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов, красота, новизна необычность не оставляют детей равнодушными к природе. В цветнике я приобщаю детей к познавательной и практической деятельности. На участке детского сада есть огород, где я со своими детьми высаживаю различные растения, овощи, в процессе ухода дети получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

Чтобы стать юным экологом, надо много знать о животных, растениях, уметь за ними ухаживать и помнить, что человек – часть природы. Этому способствует кружок «Юный эколог», который я организовала и провожу со своими детьми. В кружке дети овладевают навыками экспериментально – поисковой работы, с помощью которой проникают в тайны природы.

В работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Что, где растёт»; «Пирамидки»; «Зоопарк»; «Что в корзину мы берём»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку», «Одуванчик» сделанные своими руками помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее? »; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит? »; «Это кто к нам пришел? » развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Изо дня в день учу детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для стендов детского творчества «Берегите природу», «Что за прелесть эти старые деревья», «Природа глазами детей» и др. В своих рисунках, поделках из природного материала дети изображают все богатство мира природы. Необычные и разнообразные работы воспитанников украшают помещения детского сада.

Воспитанники моей группы - активные участники районных и городских экологических конкурсов.

Работая с детьми учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Я использую как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Планирую и провожу беседы с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, посоветоваться, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п., различные диафильмы.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, семинарах, природоохранительных акциях и т. д. Я заранее вывешиваю яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами.

Провожу родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе», консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите! », «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Эффективное средство работы с родителями - размещение информации в «Уголках для пап и мам» на тему: «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь». В помощь родителям выпускается внутренняя газета детского сада «Незабудка». Каждый номер газеты посвящается определенной теме: например «Экология и дети», «Природа дивной красоты», «Растения в нашей жизни».

Данный опыт работы я считаю поисково-изобретательским, так как в нём предлагаются новые сочетания известных педагогических методов и приёмов. Он построен на следующих принципах:

- принцип занимательности: учитывая несформированность познавательной деятельности у дошкольников, необходимо использовать принцип занимательности с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирование у них желания выполнить предъявлённые требования и стремление к достижению конечного результата;

- принцип новизны: позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольников;

- принцип полезности : получение не только положительного результата (с точки зрения психофизического и интеллектуального развития, но и практической пользы в виде формирования у детей способов адаптации к реальным условиям жизни;

- принцип сотрудничества: создание в ходе совместной деятельности атмосферы доброжелательности, отношение к ребёнку как личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей, необходимо показать зависимость роста и развития живых организмов от факторов окружающей среды. Экологическое воспитание в дошкольном учреждении возможно при условии:

- наличия базы, создании обстановки, условий для работы по экологическому воспитанию;

- использования самых разнообразных форм работы в решении задач, экологического воспитания;

- работы с родителями, так как без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей.

В «Программе» воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада, в основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

Реализация задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях.

Следует показать детям многообразие окружающего мира природы; доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу; поддерживать их желание познавать окружающий мир.

Детей четвертого года жизни надо знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года: осенью идет дождь, облетают листья с деревьев; зимой холодно много снега; весной на деревьях распускаются листья, появляются первые цветы, прилетают птицы; летом цветут растения, ярко светит солнце, много насекомых.

При описании явлений природы чаще использовать стихи, песенки, потешки, пословицы, загадки.

Необходимо показать взаимосвязь животного и растительного мира: кролик ест морковку, коза ест траву, цыплята клюют зерна… Это их еда. Животные как люди не должны голодать.

В уголке природы знакомить детей с компактными растениями, учить ухаживать за ними, научить называть части растения (стебель, лист, цветок) . Обращать внимание на красоту цветущих растений.

Для закрепления знаний можно провести игры: «Четвертый лишний».

Цель игры: учить детей группировать картинки с изображением растений и находить лишнее. В ходе игры детям предлагают по 4 картинки с изображением растений (ель, береза, клен и одуванчик; одуванчик, ромашка, колокольчик и береза) . Детям должны сказать, какое растение на картинке лишнее и обосновать почему.

Цель игры «От какого дерева лист?»:

- уточнить знания детей о деревьях;

- учить определять деревья по листам.

В ходе игры поочередно показать детям листья разных деревьев, а дети должны назвать деревья. Если игра проводится на прогулке, дети бегут к названному дереву (березе, клену…)

В процессе игр формируем у малышей доброжелательное отношение к другим детям. Учим бережно относиться к объектам окружающей природы: животным, птицам, насекомым и растениям.

например, весной на прогулке можно рассмотреть с детьми одуванчики. показать части растения – корень, стебель, листья и цветок. Прочитать стихотворение про одуванчик Е. Москва:

Носит одуванчик

Ссылка на источник nsportal.ru

Тут листочкам не до сна.

Тут уже пришла весна.

И. Токмакова.

Выращивание лука в комнате может показаться занятием неблагородным, но витамина С, которого так не хватает в конце зимы, в зеленом луке содержится в несколько раз больше, чем в самой луковице.

- организовала в группе условия для экспериментирования – мини-лабораторию, в оформлении которой, принимали большое участие дети подготовительной группы. Ребята приносили природный материал, различные камни, лабораторную посуду и др. Итог этой совместной работы – имеется коллекция минералов, металлов, природных ископаемых, гербарии растений, растущих на территории детского сада.

Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего возраста. А дети старшего возраста с удовольствием превращаются в «ученых» и способны найти ответы на трудные вопросы: Как поймать воздух? Зачем растение пьет?

Почему не падает дерево? Как расселяются деревья? Материал: Семена тополя, клена, березы.Ход опыта: Взять семена и выпустить их из рук.

Вывод:Ветер помогает деревьям расселяться на новые места.

Сколько лет дереву? Материал:Спилы дерева, лупа.Ход опыта:Рассмотреть спилы, сосчитать кольца. Определить кольца благоприятных и неблагоприятных лет.

Вывод:Число колец на стволе показывает, сколько лет дереву.

Согласитесь, эти опыты не требуют сложного оборудования, абсолютно безопасны, просты в проведении, но позволяют познакомить детей с разными явлениями, порой скрытыми от нас.

- постоянно обновляю демонстрационный материал, который способствует уточнению и закреплению знаний о природе. («Живые картинки», гербарии, коллекции; картотека пословиц, поговорок, загадок, народных примет о природе. Например, об осени:

Загадки: Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен . Я... (Осень.)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень.)

Сидит – зеленеет, падает – желтеет,

Приметы: Летит паутина – быть осени длинной.

Много на рябине ягод – ждать морозов сильных.

Пословицы: Весна дает цветы, а осень плоды.

DVD диски сериал «Мои веселые зверята») .

Пополняю и медиаматериал. Давайте просмотрим, как дети старшего дошкольного возраста узнают о зиме. (видео материал

4. Очень тесно ведем работу по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы) , так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, прямой телефон, дискуссии) . Еще одна форма работы с семьей – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданиями: почему так говорят?

Можно показать родителям сценку, например «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Вывод: Работая с детьми по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира» дали положительные результаты. Дети получили достаточно знаний и представлений о природе, они соотносят представителей животного мира со средой обитания.

Устанавливают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. У многих детей сформировалось осознанно – правильное отношение к природе и её обитателям. Дети научились эмоционально выражать своё отношение к природе.

У них сформировались многие экологические представления, формируется экологическое сознание и поведение. Многие дети могут и хотят использовать полученные знания для сохранения природы родного края (результаты диагностики вы видите на диаграмме) .

Углублённо работая по данной теме узнала много нового и интересного благодаря, благодаря этому имею возможность поделиться информацией с коллегами. Подготовила ряд консультаций о проблеме экологического воспитания. Подготовила папку: «Организация эколого-развивающей среды в ДО», в ней содержится информация по этой теме, картотека игр и наблюдений в природе.

В заключении хочется привести цитату: «Педагог растёт до тех пор, пока учится сам! И на самом деле, ведь предела педагогического роста не существует и какими бы высокими не были поставлены цели, необходимо стремиться к ним через самосовершенствование и самопознание».

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира»

Читать далее nsportal.ru

Экологическое воспитание детей

Дата публикации: 06.10.2011 Просмотров: 2539

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является взращивание благоприятного отношения к природе, получение экологических знаний, воспитание любви к природе, бережное отношение ко всему живому, что окружает человека.

Под экологией понимают науку, которая изучает взаимосвязь живых организмов с окружающей средой, а также друг с другом. Значит, задачей экологического воспитания будет формирование у дошкольника понимания существующих связей между живыми существами и их связей с окружающим миром. Также это понятие включает в себя представление о неразделимости живых организмов в природе, т.е. восприятие мира как единого целого.

Дошкольники должны познакомиться с развитием растений и животных, их сезонными особенностями в ходе жизнедеятельности. Такой подход позволяет подвести детей к логическому пониманию естественного развития окружающего мира.

Одно дело сказать ребенку «что спилить дерево - плохо». Другое дело, когда он сам понимает, сколько жизненно-важных элементов леса губится с каждым исчезновением дерева.

Также важно воспитать в ребенке чувство того, что человек вовсе не хозяин природы, которому дозволено делать все что захочется, а он является такой же ее частью. Поэтому очень важно беречь экологию, т.к. от этого зависит будущее. Необходимо показывать примеры отвратительно потребительского поведения и публично осуждать повинных в этом.

Именно в дошкольном возрасте необходимо преподавать основы экологии, т.к. в этот период ребенок очень эмоционален и просто поддается внушению взрослых. Он будет задавать массу вопросов о растениях и животных, а также удивляться всем красивейшим явлениям природы.

Ребенок воспринимает животных как своих друзей, он сопереживает им и сочувствует. Именно эти прекрасные чувства должны развиваться.

Занятия по экологии должны быть очень эмоциональными и насыщенными, они не должны быть скучными. Интерес детей должен постоянно поддерживаться. Для увлечения эффекта можно привлекать в обучение сказочных персонажей, чтобы ассоциативное мышление помогало лучше понять уроки.

Профессионалы советуют соединить экологическое воспитание вместе с эстетическим - это нужно для воспитания у ребенка добрых, порядочных представлений о мире. Например, можно использовать рисование, вырезание фигур из бумаги, а также лепку - для более наглядного представления и ощущения природы.

В ходе объяснения нового урока дошкольники лепят руками изучаемые объекты: например, различных животных, деревья или вовсе планету «Земля». В ходе рисования ребята могут осваивать специальные знания, которые помогут им лучше усвоить тему урока. На подобных уроках также происходит усвоение информации о форме, цвете и других особенностях изучаемых предметов.

Особое внимание следует обратить на то, чтобы учителя любили свое занятие, чтобы они были искренне добрыми людьми и желали передать свои качества подрастающим деткам. В этом случае экологическое воспитание можно будет считать успешным.

Хотите получить двойную усталость и одновременно с этим радость за двоих? Начните воспитание близнецов, тогда вы поймете о чем мы говорим.

8

Читать далее mama-365.ru

Консультация для родителей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой - понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родине.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) ;
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
  • развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её) .
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В.

Сухомлинский) , почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво) . Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Запомните правила!

- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.

- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.

- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи.

Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.

- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

-Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Дошкольное развитие, Обучение и воспитание

Экология в переводе с греческого - наука о доме. Имеется в виду дом не как помещение, где мы живем - это весь окружающий мир вокруг нас. Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте имеет большую значимость в общем воспитании.

Оно дает детям умение правильно пользоваться окружающем миром, не навредив ему.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Немного об экологии как науке

Экология наука о связи живых организмов между собой и окружающим миром. Животные и растения приспособлены к определенным условиям среды обитания. Все живое взаимосвязано друг с другом и образует разные экосистемы: лес, море, болото.

Человек не потребитель природы, а часть природы, полностью зависящая от нее. Не хозяин, а составляющая всей окружающей среды. Основываясь на этих понятиях надо начинать экологическое развитие детей.

Воспитание любви к природе у дошкольников

Это самый подходящий возраст воспитания любви к окружающей среде у ребенка. В дошкольном возрасте дети наиболее эмоциональны, чувствительны, восприимчивы. Они все пропускают через сердце.

Дети замечают такие мелочи, происходящие в природе, на которые взрослые просто не обращают внимание. Поэтому дошколятам надо давать знания и понятия бережного, заботливого отношения к окружающему миру. Большую роль здесь играет пример родителей, воспитателей.

Как взрослые относятся к окружающей среде, так и ребенок будет поступать. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого.

Стремление ценить, беречь, защищать природу.

Что использовать для экологического воспитания детей от 3 до 7 лет

Если дома есть животные, комнатные цветы - это уже часть экологической среды. Ребенок, ухаживая за домашними животными, растениями учится любви к природе. В процессе кормления, выгуливания, вычесывания собак и кошек, поливая, опрыскивая, пересаживая цветы, он принимает непосредственное участие в заботе, уходе и бережном отношении к окружающей среде и формируется экологическое мировоззрениедетей.

Занятия по экологии надо проводить в увлекательной, игровой форме. Чтение книг о природе, стихотворений. Рассматривание картин, рисунков, репродукций. Ведение наблюдений за изменениями в природе в разные времена года.

Как оживает, расцветает мир весной, бушует летом, волшебными красками окрашивается осенью, и замирает зимой. Гуляя по парку, во дворе наблюдать за поведением птиц, изучать деревья, кустарники. Выезжать за город.

Объяснять ребенку, зачем после отдыха на природе надо убирать за собой. В земле живет множество организмов, которые гибнут от мусора, оставленного людьми. А также от разведения костров, почва выжигается и все живое в ней погибает.

Рассказать что нет «плохих» и «хороших» животных. Нужны и хищники и травоядные животные, птицы и насекомые. Если убрать «плохих» зверей - нарушится естественный баланс и животные начнут мутировать и вымирать.

Мало сказать ребенку что уничтожать деревья плохо, надо объяснить сколько животных, птиц пострадает от этого.

В экологическом воспитании детей дошкольного возраста надо обратить большое внимание на роль человека в природе. Человек не пользователь даров природы: грибы, ягоды, растения, а ее составляющая. Природа ценна сама, человек полностью зависит от нее.

Если он не будет беречь, ценить, заботится и ухаживать за окружающей средой - он сам погибнет. Человек как разумное существо имеет все возможности для охраны природы, заботы, предотвращения ее разрушения, сохранения для будущих поколений людей.

Другие полезные статьи:

Материал razvitiedetei.info

Цель: Повышение компетентности педагогов, обеспечение качества работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста

Повестка дня:

  1. Итоги тематического контроля: «Экологическое воспитание» (выступление старшего воспитателя Н. С. Сорокиной)
  2. О формах и методах экологического образования детей
  3. Решение педагогических ситуаций
  4. Что такое экологическая тропа. Нормы поведения на экологической тропе
  5. Вопрос-ответ
  6. Влияние экологии на здоровье детей

Ход педсовета:

1. Сегодня мы на педсовете поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.

Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля.

Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здоровому смыслу. Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора контейнера угрожающе нависают над головой.

Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы получаем неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.

Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды. Но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «экология».

А первое звучит так – «наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему.

Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства.

Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей это путешествие в большой, многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе.

Мы, взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно специально учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение и объектам природы.

Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы.

Задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

2. Итоги тематического контроля:

Анализ организации экологического воспитания в группах показал, что созданы условия, развивающая среда для детского экспериментирования и наблюдений: огород на подоконнике календари природы, природный материал, уголки природы, уголки экспериментирования. В старших группах имеется многофункциональный календарь природы, который помогает закрепить знания детей, полученные в процессе наблюдений, и дает представления о том, что природные явления можно изобразить с помощью определенных символов.

Анализ перспективных и календарных планов работы свидетельствуют о том, что проводимая работа недостаточно планируется, хотя данная деятельность ведется, и очень успешно (огороды на подоконниках, наблюдения за веточками деревьев и кустарников, дневники и календари наблюдений, рост и развитие лука в разных условиях, наблюдения за свойствами снега, льда, воды.

Наблюдение за организацией непосредственной образовательной деятельностью показывает, что воспитатели дошкольных групп творчески используют разнообразные методы и приемы: наблюдения и беседы, дидактические игры, демонстрацию опытов. Такая работа позволяет сформировать у детей познавательный интерес к природным объектам и явлениям, помогает осознать причинно-следственные связи и закономерности, существующие в жизни живых организмов и неживых объектов.

Во время прогулок воспитатели организуют наблюдения регулярно. В младших группах сделаны календари природы, пополнены картотеки опытов. Анализ открытых мероприятий позволяет сделать вывод: дети имеют достаточно высокий уровень знаний о живой и неживой природе, о растительном и животном мире; могут объяснить простейшие причинно-следственные связи и закономерности; решается задача формирования осознанно-правильного отношения к природе.

Изучение тематики родительских собраний, уголков, консультаций и других форм взаимодействия с семьёй по проблеме экологического воспитания показало, что не все педагоги уделяют этому вопросу должное внимание. Необходимо помнить, что лишь совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться желаемого результата.

Рекомендации:

1. Разнообразить формы и методы работы с родителями по воспитанию у детей экологической культуры

2. Воспитателям обратить внимание на регулярное проведение наблюдений с детьми во время прогулки

3. Пополнить недостающими растениями уголок природы в старших группах

4. Разнообразить содержание уголка для экспериментирования в младших группах

5. Пересмотреть планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание экологическому воспитанию.

Проверяющий: старший воспитатель ___ Н. С. Сорокина

3. О формах и методах экологического образования детей

Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

Перечень форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях

  • экологические занятия;

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста

    Статья «Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)». Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь про...

  • Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

    Методические рекомендации по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – эт...

  • Воспитание детей дошкольного возраста это

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Экологическое образование младшего дошкольного возраста

    Методика экологического образования детей младшего дошкольного возраста Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений...

  • Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста

    Педагогическая технология «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики М...

  • Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

    Познавательно-творческий проект на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Введение___3 1. Нрав...

  • Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

    Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом Тема проекта «Воспитание патриотизма дошкольников через ознакомление с родным городом» Тип прое...

  • Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста

    Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста С. Н. Николаевой «Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста» С. Н. Николаевой (1996) представляет собой нормати...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...

  • Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

    Формирование экологических представлений у детей старшего возраста «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатст-вом явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...