Экология для дошкольников

«Мир, в котором мы живём». Сборник стихов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ

Сборник стихов для детей дошкольного возраста

Автор: Харитонова Н. Т.

Стихи, вошедшие в этот сборник, помогут педагогам в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Читайте их вместе с Вашими детьми, воспитывая у них бережное отношение к окружающему миру.

МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ

Мир, в котором мы живём,

Светлый и чудесный,

Ярким солнечным лучом

Обогрет всеместно.

Много в нём лесов, морей,

Гор и океанов,

Рек, озёр, пустынь, полей,

Ледников, вулканов.

Много в Мире птиц, людей,

Разных насекомых,

Много рыб, много зверей

Нам малознакомых.

Мир, в котором мы живём,

Солнышком нас греет.

Чтоб уютно было в нём,

Стань к нему добрее!

СТИХ О ПРИРОДЕ

Природа - это то, что нас

С тобою окружает.

Я расскажу тебе сейчас

Какой она бывает.

Живой природой названо

Всё то, в чём жизнь живёт,

Что кормится по-разному,

Что дышит и растёт.

Относим без сомнения

К природе мы живой

Бактерии, растения,

Животных, нас с тобой.

А солнце, дождик проливной,

Луну, песок и снег

Всегда к природе неживой

Относит человек.

Природу нужно нам любить

И охранять всегда.

В гармонии с ней будем жить

Мы долгие года.

ПОТРЕБНОСТИ ЖИВОГО

Есть потребности, мой друг,

У всего живого.

Мы осмотримся вокруг

И начнём с простого.

Всем растениям всегда

Нужен свет для роста,

Также им нужна вода,

Грунт и свежий воздух.

И животным нужен свет,

Отдых, сон помимо.

Пить и кушать им в обед

Всем необходимо.

А о людях говорить

Очень много можно.

Нужно им и есть и пить,

Сон им нужен тоже.

Есть потребность у людей

В книгах и в науке,

В воспитании детей,

В музыкальном звуке.

Чтоб живое на Земле

Продолжало жить,

Все должны потребности

Удовлетворить.

КОМНАТНЫЙ ЦВЕТОЧЕК

Посадили мы в горшочек

По весне с тобой цветочек.

Землю мы ему рыхлили

И водой его поили.

На окне за это лето

Наш цветок подрос заметно.

Появилось много очень

Молодых на нём листочков.

Посмотри, каким красивым

Стал наш друг светолюбивый.

Он стоит перед окошком

На одной зелёной ножке.

Мы заботиться как раньше

Будем о цветочке дальше.

Он нас радует с тобой

Своей чудной красотой.

БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Очень много воды на планете Земля

Нужной разным живым существам.

Океаны и реки, озёра, моря-

Это то, что даёт воду нам.

Мы водой умываемся, воду мы пьем,

Ею мы поливаем цветы.

Воду мы изначально в кастрюлю нальем

Для того, чтоб готовить супы.

Из-под крана мы воду должны кипятить

А когда отстоится она,

Безбоязненно можем её мы попить.

Процедура нам эта важна.

Мы должны охранять Мировой океан,

То есть воду всей нашей Земли,

Чтобы люди всегда наливали в стакан

Для питья себе чистой воды.

БЕРЕГИТЕ ЛЕС!

Чистый лес- украшение нашей Земли,

Её сказочный, чудный наряд.

Важно, чтобы всегда мы его берегли.

Лес своей красотою богат.

Очищает он воздух от вредных веществ,

Чтоб свободно могли мы дышать.

Лес для разнообразных наземных существ-

Это дом. Мы должны это знать.

Производят бумагу и ткань из него,

И строительный материал.

Нужен лес нам, друзья, и богатства его.

Важно чтобы он не исчезал.

Мы не будем наш лес никогда засорять.

В нём не станем играть мы с огнём.

Молодые деревья мы будем сажать.

Нам заботиться нужно о нём!

СТИХ ПО ЭКОЛОГИИ ШУМА

Тише, дети, не шумите!

Ушкам нужно отдыхать.

Вы спокойно говорите,

Чтобы шум не создавать.

Шум нас очень утомляет,

Нарушает наш покой.

Шум мышление снижает,

Раздражает нас порой.

Головные боли может

У людей он вызывать.

И потерю слуха тоже.

Важно это понимать.

Шум мы с вами можем слышать,

Когда включен пылесос,

Когда дождь стучит по крыше,

Когда лает громко пёс.

Разный транспорт и заводы

Создают шумы всегда.

От строительной работы

Шум исходит иногда.

Спать нам всем необходимо

Только в полной тишине,

Чтобы шум невыносимый

Не тревожил нас во сне.

Чтобы мы не уставали,

Не болели никогда,

Важно, чтоб мы понимали:

Шум приносит вред всегда.

ДВОРНИК

Каждый день уставший дворник

Тротуар метёт метлой,

Наш уютный детский дворик

Не обходит стороной.

Мусор дворник собирает.

А в течение зимы

Лёд песочком посыпает,

Не упали чтобы мы.

Чистоту кругом наводит

Он на улице для нас.

Ежедневно он приходит

На работу в ранний час.

Чтоб трудолюбивый дворник

Иногда мог отдыхать,

Наш уютный детский дворик

Мы не будем засорять.

ВЫБОР ЗА ТОБОЙ

Пройдут года и ты поймёшь

Кем хочешь в жизни стать,

С какой профессией пойдёшь

В труде преуспевать.

Известны разные тебе

Профессии, мой друг:

Бухгалтер, повар, модельер,

Официант, хирург,

Кондитер, парфюмер, шахтёр,

Кассир, маляр, портной,

Юрист, фотограф, комбайнёр.

Ты сделай выбор свой.

А может в будущем ты стать

Экологом решишь,

Природу нашу охранять

Однажды поспешишь.

Каким бы ни был выбор твой,

Пусть сбудется мечта!

Приносит пользу труд любой

Тебе и мне всегда.

www.maam.ru

Экология для дошкольников

В настоящее время экологическое воспитание дошкольников приобретает все большее значение. Формирование у детей основ экологической культуры, экологически безопасного и грамотного как для окружающей среды, так и для самих детей поведения, первых навыков ресурсосбережения, элементарных природоохранных навыков – вот некоторые из задач, которые сейчас стоят как перед педагогами, так и перед родителями современных дошколят.

Большое количество литературы, специальные программы по экологическому воспитанию направлены, в основном, на ознакомление с природой, растительным и животным миром, что, конечно, включает в себя и воспитание ценностного отношения, любви к окружающему миру, но в гораздо меньшей степени содержит конкретные примеры экологического поведения, доступные и, что немало важно, обеспечивающие мотивацию детей-дошколят, подводящие к ответу на вопросы «зачем, почему? » и «как, каким образом? ». Кроме того, в настоящее время издано множество книг и пособий по детскому экспериментированию, проведению экспериментальной работы с дошкольниками, но они имеют в большей степени познавательно-исследовательскую, а не экологическую направленность как таковую. Однако последние могут стать прекрасной основой для организации и проведения именно экологических проектов с детьми дошкольного возраста.

При организации и создании условий для экологического воспитания и образования необходимо учитывать возраст детей, обеспечивая одновременно и доступность, и увлекательность познавательно-исследовательской деятельности, а значит и столь важную мотивацию к проводимой работе. Детям особенно интересно заниматься чем-либо, когда они сами непосредственно совершают активные действия, исследуют, проводят опыты, организуют эксперименты, то есть «действуют» самостоятельно, но под внимательным наблюдением и руководством педагога. Такие действия являются и доступными, и увлекательными для дошкольника.

Проект должен иметь очень четкую, ясную и легко прослеживаемую детьми структуру. Для этого педагогом или родителем продумывается краткий алгоритм, схема проекта, с ясной фиксацией этапов (шагов, которые дети (ребенок) должны пройти вместе со взрослым и которых не должно быть слишком много. Каждый этап, также как и сам проект в целом, начинается с фиксации вопроса, являющегося отправной точкой последующих действий, и заканчивается подведением итога, формулированием вывода. Среди доступных для детей 5-7 лет экологическим тем, позволяющих самостоятельно поэкспериментировать, непосредственно «прикоснуться» к изучаемым объектам и воочию увидеть результат, можно назвать такие как, «Лес», «Вода», «Воздух». В экологической программе Натальи Александровны Рыжовой «Наш дом – природа» они выделены в отдельные тематические блоки, работа над каждым из которых, что очень важно, включает в себя все виды деятельности – создание экологической лаборатории, труд в огороде, музыкальную и театральную деятельность, изобразительное искусство, конструирование, наблюдения, опыты, игры, работа с литературой.

Исходя из всего выше сказанного, в рамках темы «Лес» можно организовать такой проект, который позволит детям понять, «почему следует бережно относиться к деревянным предметам, не тратить попусту бумагу? ». Проблемный вопрос, таким образом, будет сформулирован. А лучше, если проект отталкивается от проблемной ситуации, когда, например, дети постоянно и бесцельно расходуют бумагу, нарисовав одну каракулю, выбрасывают лист, берут следующий и т. п. Тогда алгоритм действий (шагов) можно выстроить следующим образом: предварительная работа – изучение свойств дерева, экспериментальная работе по теме «Воздух»; 1этап – вопрос «Откуда берется бумага? », выяснение того факта, что бумага – это тоже дерево, а значит – лес (это вывод, сделанный на первом этапе) ; 2 этап – «Что для человека значит лес? », вывод – это чистый воздух, возможность дышать (а значит – жить, а также это мебель, книги, бумага и пр. ; 3 – «Сколько деревьев (леса) нужно срубить, чтобы изготовить один шкаф (одну книгу) и др.? » (обязательно зафиксировать наглядно, вывод – «Ради нужд человека в мире постоянно вырубается огромное количество леса! Его нужно беречь! А значит, бережно относиться и к деревянной мебели, и к книгам, и к бумаге, которую следует использовать ее разумно – брать столько, сколько нужно для рисунка, аппликации или поделки».

Из проекта «Лес и бумага» может «вылиться» следующий мини-проект «Старой вещи – новая жизнь! », который будет также направлен на формирование элементарных навыков ресурсосбережения. Коробки из-под конфет, чая, различные упаковки чаще всего делаются из картона, который представляет собой разновидность бумаги, а значит, является «продуктом» древесины. Этот факт может стать выводом первого этапа, а на втором этапе можно задуматься над тем, как можно использовать эти предметы вторично, во что их можно «превратить»? И тут уже фантазии нет границ! Чего только не сделать из простой картонной упаковки из-под чая – «сундучок знаний», шкатулку для украшений или гостинцев, коробочку для хранения мелких игрушек или деталей от конструктора, подарок маме на 8 марта, елочную игрушку, всевозможных зверушек для кукольного театра, машинку или автобус и многое другое, было бы желание и творческий задор.

А далее можно не ограничиваться только «бумажными» предметами. Многое из того, что дети используют в группе детского сада и дома, может «обрести новую жизнь». Например, старые высохшие фломастеры: сам стержень – замечательная основа для самодельных цветов, колпачки же «идут в ход» при изготовлении всевозможных поделок – зверей, птиц, персонажей сказок, вазочек, домов. Крышечки из-под клея-карандаша могут стать головными уборами сказочных героев. Постепенно для детей такая «переработка» окружающих их предметов становится естественной, чем-то «само собой разумеющимся», дети начинают сами собирать подходящие детали для своих поделок. Вообще, в настоящее время, когда проблема «перепотребления», вторичного использования материалов, вещей стоит очень остро, проекты такого рода являются крайне актуальными, хотя и непривычными для нашего менталитета. Но мы можем «оглянуться» назад и вспомнить, какой интересной, увлекательной, и при этом полезной и ценной в детском возрасте была еще пару десятилетий назад деятельность по созданию поделок и разных изобретений из бросового материала и всяких ненужных вещей и предметов. А если задуматься, как при этом развивается творческий потенциал ребенка, воображение, изобретательские способности, то станет ясно, что такого рода экологическими и творческими проектами можно одновременно достичь несколько целей.

www.maam.ru

Экология для дошкольников - Презентация 7398

15

«Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора, а

как её понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней всего живого и прекрасного» А. Арсеньев.

16

Г. А. Ягодин: «Мы должны вновь и вновь задавать себе извечные вопросы:

Кто мы? Дети природы или её властелины? Зачем пришли в этот мир?

Потреблять или создавать?» А. Сент-Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приучили».

17

Цель нашей работы: Формирование начал экологической культуры личности

дошкольников, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельности в природе, природоохранное отношение, познавательный интерес к знаниям о родном крае.

18

Задачи: - Познакомить о происхождении и многообразии форм жизни, о

существенных признаках, потребностях, приспособленности к среде. - Познакомить детей с различиями живого и неживого. - Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы. - Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм. - Формировать у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни. - Формировать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды. - Знакомить с флорой и фауной родного края.

19

«Нужно, чтобы ребёнок, начиная с раннего возраста, привык оценивать

свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения, будущее человечества окажется в серьёзных руках» М. М. Камшилов.

20

«Любоваться красотой – это лишь первые побеги доброго чувства, которое

нужно развивать, превращая в активное влечение к деятельности». В. А. Сухомлинский.

21

« Добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность,

доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира» В. А. Сухомлинский.

22

«Жизнь убедила меня в том, что когда ребёнок вырастит розу, чтобы

любоваться её красой, когда единственной наградой за труд является наслаждение красой и создание этой красы для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». В. А. Сухомлинский.

23

И. В Мичурин: « Мы не можем ждать милостей от природы

Взять их у неё - наша задача». « Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости».

24

Интеграция экологического воспитания с образовательными областями

Подготовила : Нимакова Т. И.

25

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к

соблюдению норм поведения в природе, в обществе. Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

26

integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — сплочение, объединение. Интеграция предметных областей знаний.

27

Интегративные связи

Экология + Физическая культура Экология + Здоровье Экология +Социализация Экология + Труд Экология +Безопасность Экология+Познание Экология +Коммуникация Экология +чтение художественной литературы Экология+ художественное творчество Экология + музыка

28

Подробней 900igr.net

Экологические игры для детей дошкольников в детском саду ДОУ

Экологические игры для детей (дошкольников) в детском саду

Реклама

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов?

А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз.

Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной - плоды и листья одного растения (яблоня) , на другой - плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.

Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.

Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.

Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей.

Воспитатель рассказывает:

- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».

- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?

Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.

Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие.

Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».

- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?

Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.

- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.

- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?

Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла) ». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах - названиях овощей, сравнить их звуковой состав.

- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! - заключает воспитатель

Распределение плодов по цвету

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое - с жёлтым, а третье - с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста) , ярко-красный (помидор) и т.д.

Распределение плодов по форме и вкусу

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые - на одно блюдо, продолговатые - на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу - на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое - несладкие.

Вини-Пух радуется - он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? - говорит воспитательница. - Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

«Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле - кисти рук опускают вниз.

«Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете.

Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву - весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

«Да - нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается.

Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Подробней на сайте doshvozrast.ru

Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

В этом разделе находятся материалы попо экологическому воспитанию дошкольников в детском саду. Ссылки на конспекты занятий по экологии находятся в меню, с левой стороны.

В занятиях находящихся в этом разделе рассматриваются разные аспекты экологического воспитания детей - от вопросов бережного отношения к природе (сохранность отдельных видов животных и растений) до общих понятий (занятия про «Красную книгу» и общие экологические проблемы) . Формы занятий самые разнообразные: беседы, наблюдения в природе, викторины и т. д. В младших группах стоит рассматривать самые простые вещи, постепенно систематизируя разрозненные понятия к более старшему возрасту, формируя у ребят определённое экологическое мировоззрение.

Конечно, проблемы актуальные для одного региона, могут оказаться не столь уж насущными в каком-то другом (это стоит учитывать в некоторых занятиях) , но часть экологических вопросов являются общими независимо от конкретного региона. Нам кажется, что формировать правильные взгляды малышей на экологические проблемы нужно с самого раннего детства.

Новое на сайте:

Подробней на сайте vospitatel.com.ua

Экология для дошкольников

Деревья – наши зелёные друзья (для детей старшей группы)

Программное содержание:

  • Расширять и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения.
  • Закрепить умение различать и называть части растений.
  • Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих породы деревьев: хвойные, лиственные.
  • Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин и иллюстраций о лесе, растениях.
  • Наблюдения на прогулке за деревьями, кустарником, травами.
  • Загадывание загадок о растениях.

Демонстрационный материал: Картинки с деревьями (дуб, рябина, берёза, ель, клён, сосна) ; картинки с частями дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды: шишки, серёжки, семена клёна и т.д.) ; натуральные плоды, собранные во время прогулки.

Ход занятия

Организационный момент: Дети стоят в кругу. Ребята, отгадайте загадки: (загадать загадки о дереве, лесе, о хвойном дереве и т.п.) .

Основная часть: Сегодня на занятие к нам пришёл из леса ёжик, ему в лесной школе задали очень трудное задание, с которым ему одному никак не справиться. Вот он и решил, что ребята из детского сада помогут ему. Но прежде он хочет убедиться, что вы действительно знаете очень много, о наших зелёных друзьях – деревьях.

- Я буду показывать картинки, а вы называть растения, которые на них изображены.

и т. п.

- Как их можно назвать одним словом? (Деревья.)

- Что есть у всех деревьев? (Корень, ствол (покрытый корой) , ветви, маленькие веточки, листья, плоды.)

- Могут ли деревья передвигаться в поисках пищи? (Нет, они растут на одном месте.)

- Что нужно дереву, для того чтобы жить? (Корни, почва, влага, свет, тепло.)

- Почему деревья специально сажают в городах? (Деревья очищают воздух.)

- Почему деревья (леса) надо охранять, какую пользу они приносят? (Чтобы дышать чистым воздухом. Деревья очищают воздух, их плодами, семенами питаются птицы и животные.)

- Откуда берутся деревья? (Из семян.)

Воспитатель демонстрирует картинки семян разных деревьев и натуральные семена клёна.

У клена к концу лета созревают семена. У каждого семени есть крылышко, падая на землю, они долго вращаются в воздухе. Ветер успевает подхватить крылатое семечко, и отнести его далеко от материнского дерева.

У многих деревьев имеются крылышки (например: у берёзки) , крылышки им нужны, чтобы разлететься подальше на полянке.

Проводит эксперимент: Воспитатель подбрасывает семечко клена, оно кружится и падает рядом. Затем подбрасывает второе семечко клёна, и вместе с детьми дует на него, словно ветерок, семечко отлетает дальше в сторону. Вместе с детьми делают вывод.

Физкультминутка: 1-2-3 повернись, в дерево превратись.

Упражнение по методике «Расскажи стихи руками».

Станем мы деревьями (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе.) Сильными большими Их расставим шире, (Раздвигают ноги шире.

) Чтоб держали дерево, (Сжатый кулак ставят над другим кулаком.) Падать не давали, Из глубин далёких (Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются.) Воду доставали. Он чуть-чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону.) И своей верхушкой острой (Складываем ладони шалашиком, острым концом вверх.) В небо упирается (Поднимаем соединённые руки вверх.) Наши руки – это ветви, (Раскрывают ладони в поднятых руках.) Крону вместе образуют (Смыкают пальцы над головой.) В кроне им совсем не страшно, (Качают головой) Когда ветры сильно дуют (Качают поднятыми руками.) Пальцы - веточками будут, (Шевелят пальцами обеих рук.) Листья закрывают их (Прикрывают одну ладонь другой.) Как придёт за летом осень, (Поднимают вверх правую, затем левую руки.) Разлетятся листья в миг (Разводят руки в стороны) .

Воспитатель: Где растут деревья? (В лесу.)

Просит подойти к столам, где разложены вырезанные деревья (хвойные и лиственные) .

В разных лесах растут разные деревья. У берёзки, осинки есть листочки, лес, в котором растут эти деревья, называют лиственным. (Демонстрация иллюстраций) . У сосны, ели нет листьев, вместо них у этих деревьев есть иголочки – хвоинки. Такие деревья называются хвойные, и лес, в котором они растут, называется хвойным. (Показ иллюстрации хвойного леса) .

Давайте и мы с вами посадим свой лес, возьмите по деревцу и укрепите их на нашем панно. Посмотрите, в нашем лесу растут и хвойные деревья, и лиственные такой лес называют смешанным лесом. Давайте запомним, в смешанном лесу растут и хвойные деревья и лиственные.

У нас получился замечательный лес. Какие правила поведения в лесу вы знаете? ( Не мусорить, не разорять гнёзда, не разводить костры и т д.)

Сегодня мы с вами вспомнили и узнали очень много интересного, и я думаю, сможем помочь ёжику выполнить его очень сложное задание. Достаёт конверт с заданием в нём картинки – рисунки. Игровое упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (Дети дорисовывают деревьям веточки, ствол, листики и т.п.)

Заключительная часть: Выполненное задание отдают ёжику и прощаются с ним. Он благодарит детей и дарит мешочек с шишками, семенами, маленькими веточками для поделок из природного материала. Педагог подводит итог занятия, спрашивает детей, что им понравилось, что узнали нового?

«Путешествие по лесным тропинкам» (для детей подготовительной группы)

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес», формировать представления о лесе, как доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой.
  • Учить различать лиственные и хвойные деревья, узнавать и правильно называть лекарственные травы, грибы.
  • Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Словарная работа: Систематизация слов хвойные, лиственные, кора, корни.

Предварительная работа: экскурсия в парк, беседа о лекарственных растениях, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Ход занятия

В: Ребята, сегодня мы и поговорим с вами об удивительном лесном царстве. Вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в путешествие по лесным тропинкам.

Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.

В.: Закройте все глаза и сосчитайте до пяти. Раз – два – три – четыре – пять. Посмотрите, мы оказались на лесной полянке.

Какая она красивая. Давайте сделаем глубокий вдох и скажем, чем может пахнуть в лесу? (Ответы детей) . Кругом высокие деревья и кусты. Под ногами лесной ковёр из разнотравья.

Как много красивых цветов. И все это делает чистым, свежим, ароматным наш воздух.

Ребята, почему лес называют легкими планеты? (Потому, что растения очищают воздух.)

В.: Лес не только очищает воздух, лес – это еще и природная аптека, он лечит человека, дает нам силу и здоровье.

В нашем лесу живет Лесная фея.

Ф.: Здравствуйте друзья! Сегодня мы будем говорить с вами о лесе и о растениях, которые в нем растут.

Ф.: Какие деревья растут в нашем лесу? (Ответы детей.)

В.: Сосна, кедр, лиственница, ель – хвойные деревья. Почему они так называются? (Ответы детей) . Лес, в которых растут эти деревья, называются хвойным. (Показ иллюстраций.)

Сосновый бор - светлый и сухой лес. Когда идёшь по сосновому бору – точно высокие, чистые, огромные свечи возвышаются над головою стволы деревьев. Летом в них можно собирать ягоды – бруснику, чернику.

Растут там и грибы – боровики, маслята, сыроежки. На высоких старых соснах селятся, строят гнёзда, хищные птицы – ястребы, орлы.

Еловый лес – тёмный, мрачный, сырой. В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Прячутся там и зайцы, белки остаются зимовать из-за шишек, вьют гнёзда рябчики и хлопотливые дрозды.

Береза, осина, рябина, как назвать эти деревья одним словом? (Лиственные) . Почему они так называются, как вы думаете? Лес, в котором растут названные деревья, называется лиственным. В таких лесах собирается множество певчих птиц.

На полянах цветут цветы, зреют ягоды, много грибов. Лес, в котором растут разные деревья и лиственные, и хвойные называется смешанным. (Иллюстрации.)

В: Ребята, лесная фея приготовила для вас вопросы, попробуем ответить на них?

Ф.: Все деревья, как и люди, могут болеть, и даже погибают.

От чего? Кто может поселиться под корой дерева? (Жук-короед.)

Ф.: Кого называют лесным доктором, кто спасает деревья от жуков-короедов? (Дятла, он проделывает клювом дырочку в стволе, высовывает свой язычок, насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из-под коры) .

В.: От чего еще могут болеть деревья? (Если кто-то порезал кору или сломал ветви у дерева) .

Ф.: Для чего нужна дереву кора? (Кора защищает дерево от мороза, ветра, от солнца.)

Ф.: Ребята, зачем же растениям нужны корни? (Через корни дерево «пьет» воду и получает питательные вещества из земли.)

Ф.: Откуда берутся деревья? (Из семян.)

Физкультминутка

Подробней на сайте festival.1september.ru

Экология для дошкольников Детский сад

Лалетина И. А.Конспект занятий в детском саду В статье представлены конспекты занятий по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Воспитание бережного отношения к природе сегодня - это, возможно, гарантия завтрашнего дня для всего человечества.

Деревья – наши зелёные друзья (для детей старшей группы)

Программное содержание:

  • Расширять и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения.
  • Закрепить умение различать и называть части растений.
  • Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих породы деревьев: хвойные, лиственные.
  • Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин и иллюстраций о лесе, растениях.
  • Наблюдения на прогулке за деревьями, кустарником, травами.
  • Загадывание загадок о растениях.

Демонстрационный материал: Картинки с деревьями (дуб, рябина, берёза, ель, клён, сосна) ; картинки с частями дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды: шишки, серёжки, семена клёна и т.д.) ; натуральные плоды, собранные во время прогулки.

Ход занятия

Организационный момент: Дети стоят в кругу. Ребята, отгадайте загадки: (загадать загадки о дереве, лесе, о хвойном дереве и т.п.) .

Основная часть: Сегодня на занятие к нам пришёл из леса ёжик, ему в лесной школе задали очень трудное задание, с которым ему одному никак не справиться. Вот он и решил, что ребята из детского сада помогут ему. Но прежде он хочет убедиться, что вы действительно знаете очень много, о наших зелёных друзьях – деревьях.

- Я буду показывать картинки, а вы называть растения, которые на них изображены.

и т. п.

- Как их можно назвать одним словом? (Деревья.)

- Что есть у всех деревьев? (Корень, ствол (покрытый корой) , ветви, маленькие веточки, листья, плоды.)

- Могут ли деревья передвигаться в поисках пищи? (Нет, они растут на одном месте.)

- Что нужно дереву, для того чтобы жить? (Корни, почва, влага, свет, тепло.)

- Почему деревья специально сажают в городах? (Деревья очищают воздух.)

- Почему деревья (леса) надо охранять, какую пользу они приносят? (Чтобы дышать чистым воздухом. Деревья очищают воздух, их плодами, семенами питаются птицы и животные.)

- Откуда берутся деревья? (Из семян.)

Воспитатель демонстрирует картинки семян разных деревьев и натуральные семена клёна.

У клена к концу лета созревают семена. У каждого семени есть крылышко, падая на землю, они долго вращаются в воздухе. Ветер успевает подхватить крылатое семечко, и отнести его далеко от материнского дерева.

У многих деревьев имеются крылышки (например: у берёзки) , крылышки им нужны, чтобы разлететься подальше на полянке.

Проводит эксперимент: Воспитатель подбрасывает семечко клена, оно кружится и падает рядом. Затем подбрасывает второе семечко клёна, и вместе с детьми дует на него, словно ветерок, семечко отлетает дальше в сторону. Вместе с детьми делают вывод.

Физкультминутка: 1-2-3 повернись, в дерево превратись.

Упражнение по методике «Расскажи стихи руками».

Станем мы деревьями (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе.) Сильными большими Их расставим шире, (Раздвигают ноги шире.

) Чтоб держали дерево, (Сжатый кулак ставят над другим кулаком.) Падать не давали, Из глубин далёких (Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются.) Воду доставали. Он чуть-чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону.) И своей верхушкой острой (Складываем ладони шалашиком, острым концом вверх.) В небо упирается (Поднимаем соединённые руки вверх.) Наши руки – это ветви, (Раскрывают ладони в поднятых руках.) Крону вместе образуют (Смыкают пальцы над головой.) В кроне им совсем не страшно, (Качают головой) Когда ветры сильно дуют (Качают поднятыми руками.) Пальцы - веточками будут, (Шевелят пальцами обеих рук.) Листья закрывают их (Прикрывают одну ладонь другой.) Как придёт за летом осень, (Поднимают вверх правую, затем левую руки.) Разлетятся листья в миг (Разводят руки в стороны) .

Воспитатель: Где растут деревья? (В лесу.)

Просит подойти к столам, где разложены вырезанные деревья (хвойные и лиственные) .

В разных лесах растут разные деревья. У берёзки, осинки есть листочки, лес, в котором растут эти деревья, называют лиственным. (Демонстрация иллюстраций) . У сосны, ели нет листьев, вместо них у этих деревьев есть иголочки – хвоинки. Такие деревья называются хвойные, и лес, в котором они растут, называется хвойным. (Показ иллюстрации хвойного леса) .

Давайте и мы с вами посадим свой лес, возьмите по деревцу и укрепите их на нашем панно. Посмотрите, в нашем лесу растут и хвойные деревья, и лиственные такой лес называют смешанным лесом. Давайте запомним, в смешанном лесу растут и хвойные деревья и лиственные.

У нас получился замечательный лес. Какие правила поведения в лесу вы знаете? ( Не мусорить, не разорять гнёзда, не разводить костры и т д.)

Сегодня мы с вами вспомнили и узнали очень много интересного, и я думаю, сможем помочь ёжику выполнить его очень сложное задание. Достаёт конверт с заданием в нём картинки – рисунки. Игровое упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (Дети дорисовывают деревьям веточки, ствол, листики и т.п.)

Заключительная часть: Выполненное задание отдают ёжику и прощаются с ним. Он благодарит детей и дарит мешочек с шишками, семенами, маленькими веточками для поделок из природного материала. Педагог подводит итог занятия, спрашивает детей, что им понравилось, что узнали нового?

«Путешествие по лесным тропинкам» (для детей подготовительной группы)

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес», формировать представления о лесе, как доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой.
  • Учить различать лиственные и хвойные деревья, узнавать и правильно называть лекарственные травы, грибы.
  • Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Словарная работа: Систематизация слов хвойные, лиственные, кора, корни.

Предварительная работа: экскурсия в парк, беседа о лекарственных растениях, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Ход занятия

В: Ребята, сегодня мы и поговорим с вами об удивительном лесном царстве. Вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в путешествие по лесным тропинкам.

Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.

В.: Закройте все глаза и сосчитайте до пяти. Раз – два – три – четыре – пять. Посмотрите, мы оказались на лесной полянке.

Какая она красивая. Давайте сделаем глубокий вдох и скажем, чем может пахнуть в лесу? (Ответы детей) . Кругом высокие деревья и кусты. Под ногами лесной ковёр из разнотравья.

Как много красивых цветов. И все это делает чистым, свежим, ароматным наш воздух.

Ребята, почему лес называют легкими планеты? (Потому, что растения очищают воздух.)

В.: Лес не только очищает воздух, лес – это еще и природная аптека, он лечит человека, дает нам силу и здоровье.

В нашем лесу живет Лесная фея.

Ф.: Здравствуйте друзья! Сегодня мы будем говорить с вами о лесе и о растениях, которые в нем растут.

Ф.: Какие деревья растут в нашем лесу? (Ответы детей.)

В.: Сосна, кедр, лиственница, ель – хвойные деревья. Почему они так называются? (Ответы детей) . Лес, в которых растут эти деревья, называются хвойным. (Показ иллюстраций.)

Сосновый бор - светлый и сухой лес. Когда идёшь по сосновому бору – точно высокие, чистые, огромные свечи возвышаются над головою стволы деревьев. Летом в них можно собирать ягоды – бруснику, чернику. Растут там и грибы – боровики, маслята, сыроежки.

На высоких старых соснах селятся, строят гнёзда, хищные птицы – ястребы, орлы.

Еловый лес – тёмный, мрачный, сырой. В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Прячутся там и зайцы, белки остаются зимовать из-за шишек, вьют гнёзда рябчики и хлопотливые дрозды.

Береза, осина, рябина, как назвать эти деревья одним словом? (Лиственные) . Почему они так называются, как вы думаете? Лес, в котором растут названные деревья, называется лиственным. В таких лесах собирается множество певчих птиц.

На полянах цветут цветы, зреют ягоды, много грибов. Лес, в котором растут разные деревья и лиственные, и хвойные называется смешанным. (Иллюстрации.)

В: Ребята, лесная фея приготовила для вас вопросы, попробуем ответить на них?

Ф.: Все деревья, как и люди, могут болеть, и даже погибают.

От чего? Кто может поселиться под корой дерева? (Жук-короед.)

Ф.: Кого называют лесным доктором, кто спасает деревья от жуков-короедов? (Дятла, он проделывает клювом дырочку в стволе, высовывает свой язычок, насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из-под коры) .

В.: От чего еще могут болеть деревья? (Если кто-то порезал кору или сломал ветви у дерева) .

Ф.: Для чего нужна дереву кора? (Кора защищает дерево от мороза, ветра, от солнца.)

Ф.: Ребята, зачем же растениям нужны корни? (Через корни дерево «пьет» воду и получает питательные вещества из земли.)

Ф.: Откуда берутся деревья? (Из семян.)

Физкультминутка

Подробней на сайте 50ds.ru

Другие статьи по теме:

  • Народы мира для дошкольников

    Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов мира» Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Игры народов мира» Задачи. Вызвать интерес к людям разн...

  • Игровая программа для дошкольников

    «Курс молодого бойца». Спортивно-игровая программа для дошкольников с участием родителей, посвящённая 23 февраля. Спортивно-игровая программа для дошкольников (4-5 лет) с участием родителей, посв...

  • Экологические сказки для дошкольников

    Экологические сказки для дошкольников. Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Для младшего дошкольного возраста воспитатель сам придумывает и...

  • Коррекционно развивающие занятия для дошкольников

    Конспект коррекционно-развивающего занятия для старших дошкольников «Играем, познаем мир, развиваемся» Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие познавательной сферы детей старшего д...

  • Викторины для дошкольников

    Экологическое воспитание дошкольников. Викторина «Знатоки природы» для детей старшей группы Викторина «Знатоки природы" Цель: расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное...

  • Презентация деревья для дошкольников

    Презентация «Деревья» для детей с ОНР (старший дошкольный возраст) Добрый день. уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию хочу предоставить презентацию "Деревья". Мы все знаем, что главная задач...

  • Эксперименты для дошкольников

    Опыты и эксперименты с водой для дошкольников. Проект «Волшебница вода» Волшебница вода 36. Льда больше, чем воды. Налить до краёв в пластиковый стакан воду. Поставить его, не пролив ни капли, на...

  • Дидактические игры для дошкольников

    Дидактические игры-тренинги для дошкольников Главная страница » Дидактические игрыАвтор: adminДата: 2012-03-09 Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью с...

  • Спортивные игры для дошкольников

    Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке использование спортивных игр у дошкольников на прогулке «Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулк...

  • Опыты для дошкольников

    Опыты и эксперименты с водой для дошкольников. Проект «Волшебница вода» Волшебница вода 36. Льда больше, чем воды. Налить до краёв в пластиковый стакан воду. Поставить его, не пролив ни капли, на...

  • Олимпиада для дошкольников

    Олимпиадные и диагностические задания для дошкольников Рекомендации по проведению олимпиады 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: • Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования стар...

  • Задания для дошкольников 6 7 лет распечатать

    Тетрадь домашних заданий для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем ва...

  • Презентация одежда для дошкольников

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по теме «Одежда. Головные уборы» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развит...

  • Презентация овощи для дошкольников

    Презентация для детей «Чудо-овощи». Презентация на тему: «Чудо овощи» Уважаемые педагоги! Данная презентация поможет маленьким деткам выучить овощи, которые растут на грядке. А красочные картинки...